Откуда пошла традиция наряжать елку – Экспресс газета

Почему и зачем на Новый год принято ставить и наряжать именно елку. Откуда пошла эта традиция, почему в России ставят не на Рождество ее.

Попытка № 1: Петр I и его именной указ

Петр I, которому во время заграничного вояжа понравилась эта традиция, своим указом «О праздновании Нового года» от 20 декабря 1699 года повелел считать началом года 1 января. И в этот день в домах и на улицах Москвы «учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых».

Именной указ Петра I. О праздновании Нового года от 20 декабря 1699 года. Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. Библиотека Архивного фонда Москвы

Украсить свои дома должны были все: и богатые, и бедные — «скудным» людям предписывалось указом поставить хотя бы одно деревце или повесить ветки на ворота. Но подданные указ Петра исполняли не очень охотно. Одной из причин того, что новогодняя елка в России тогда не прижилась, историки называют существовавший в XVII веке обычай обозначать вход в питейные заведения еловыми ветками. Делалось это для неграмотных посетителей, которые не могли прочесть вывеску. Выражение «идти под елку» понималось как «идти в кабак». К тому же народ привык в ночь с 31 декабря на 1 января отмечать не Новый год, а вечер Василия Кесарийского — щедруху, Васильев вечер. В память об этом остался рецепт кесарийского поросенка, которого зажаривали к столу целиком.

О традиции забыли на 100 с лишним лет.

Дары лесным духам

Дары лесным духам

Источник:

В соответствии с некоторыми исследования, традиция украшать новогоднюю ель, да и другие деревья неразрывно связана с языческими верованиями. Наши предки верили в сверхъестественные возможности природы и в то, что все окружающее обладает собственной душой. Они верили, что духи способны свести в могилу заблудившегося в лесу путника, да и просто обычного человека. И если же он вызывал симпатию, то хранители леса могли помочь выбраться из чащи и даже подсказать место, где зарыт клад.

Поэтому была сильна вера в то, что украшение елки поможет задобрить лесных духов, так как хвойное деревце издревле считалась символом жизни. Для украшения использовались цветы, плоды, орехи и другие предметы. Позднее игрушки стали делать из лент, тряпок, соломы, а впоследствии из бумаги, фольги, ваты и стекла.

Есть версия, что обычай пришел от древних кельтов, бывших анимистами и веривших, что любой природный объект – есть вместилище духа. Чтобы его задобрить, нужно принести дары или, точнее, жертвы. И первые елочные украшения были страшными и кровавыми и представляли собой внутренности животных и даже людей.

Первые елки

В европейских государствах в те времена уже существовала другая традиция, по которой наряжали небольшое дерево бука. На него цепляли вареные в медовом сиропе яблоки, груши и сливы, украшали орехами. А на Рождество такое украшение было главной изюминкой стола.

Через некоторое время на территории Германии и близлежащих странах в этих целях начали использовать не бук, а хвойные деревья. Главное – чтобы они имели маленькие размеры. Сначала елочки украшали конфетами и яблоками, и подвязывали к потолку. Только спустя несколько столетий стало модно устанавливать посреди гостиной большое хвойное дерево.

Почему на Новый год принято наряжать елку – легенда для детей

Праздничная ель непосредственно связана с Рождеством. А сама строгость традиционных украшений — дань новозаветной истории прихода Спасителя. Неудивительно, что легенда для детей наполнена библейскими мотивами. Вот она.

Когда в Вифлееме стало известно о рождении будущего Спасителя, к пещере поспешили люди, растения и животные. Каждый из гостей приносил дары.

С далекого севера спешила Ель. Дорога была не ближней, поэтому пришла она последней. Ей нечего было подарить, а еще она боялась испугать, уколоть Спасителя. Поэтому Ель стояла в сторонке. Другие растения поделились с ней тем, что было у них — яблоки, орехи, зеленые листики, яркие цветы. В таком виде и предстала она перед Иисусом. Увидев разноцветную, красивую Ель младенец улыбнулся, а над самой верхушкой дерева ярче, чем ранее загорелась Вифлеемская звезда.

«Стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года»

— Алла Аркадьевна, когда в России начали устанавливать и наряжать елку?

— Широко распространена идея, особенно в СМИ, что начало этой традиции в нашей стране положил Петр I. Но это не совсем верно. Как известно, по возвращении из Европы Петр I в декабре 1699 года издал указ о переходе на новое летосчисление и перенос нового года с 1 сентября на 1 января, синхронизировав российский календарь праздников с европейским и, «в знак того доброго начинания и нового столетнего века», ввел традицию празднования Нового года. К 1 января предписано было выставить у домов или привесить на ворота сосновые, еловые или можжевеловые деревья, и «стоять тому украшению генваря по седьмой день того ж 1700 года». Но Петр говорил о простом декорировании городского пространства, никакой особой символики в этом не было.

Если же говорить о елке в том понимании, какое мы сейчас имеем, то она появилась при Николае I в 1830-е годы. Точная дата неизвестна. Сохранились воспоминания людей, которые со слов своих родителей рассказывали о том, как те присутствовали на царской елке. Елка в николаевской России тогда появилась, прежде всего, как идеологический конструкт в рамках теории официальной народности, ориентированной в том числе и на семью и семейные ценности как основы государства и средства сплочения нации.

Кроме того, жена Николая I Александра Федоровна, урожденная прусская принцесса Шарлотта, с детства помнила этот обычай. Николай I устроил рождественский бал с богато украшенной елкой, на котором присутствовали и дети, и взрослые. А вскоре эту традицию переняли и другие. Есть даже акварель «Рождество в Зимнем дворце. 1848», написанная придворным художником Н.Ф. Чернышевым.

578000a7f7c96525.jpgН.Ф. Чернышев. «Рождество в Зимнем дворце. 1848»

Елка в николаевской России тогда появилась, прежде всего, как идеологический конструкт в рамках теории официальной народности, ориентированной в том числе и на семью и семейные ценности как основы государства и средства сплочения нации

— Символом чего была наряженная елка до революции?

— В дореволюционной России, конечно же, праздновалось в первую очередь Рождество, а не Новый год. Меня очень удивляет реклама конфет «Коркуновъ», где речь идет о дореволюционной России, поезд останавливается из-за заносов, и мальчик спрашивает отца: «Папа, а как же Новый год?». Сосед по купе открывает свой саквояж и протягивает мальчику в утешение плитку шоколада. Вероятно, речь все же должна была бы вестись о Рождестве, которого дети тогда ждали с гораздо большим нетерпением и интересом — оно несло с собой елку, подарки, а Новый год был лишь его менее значимым продолжением. Понимаю, конечно, что в рекламе следовало соблюсти некую мультиконфессиональность. Но все-таки в этом есть отступление от исторической правды.

Впрочем, Новый год тогда, конечно, тоже отмечался. Это был светский праздник, когда проходили карнавалы, балы, устраивались публичные празднества. А Рождество было в первую очередь семейным праздником. Праздник вроде бы был религиозный, и игрушки на елке в истоке своем имели религиозную подоплеку, но все-таки с самого начала в России Рождество отмечали не столько как религиозный, сколько как домашний семейный праздник, и елка символизировала крепость домашнего очага, значимость семьи, родственных отношений между родителями и детьми.

Не руби леса без толку

Традиция наряжать лесную красавицу на Новый год прижилась только спустя сто лет после указа Петра I. Тогда же появились и украшения – от орехов, конфет и раскрашенных скорлупок до затейливых шаров и фигурок. На некоторых, к слову, можно сегодня неплохо заработать.

  • 1817. Жена будущего императора Николая I Александра Федоровна впервые устроила рождественскую елку с подарками в Московском Кремле.

Фото: Globallookpress.com

  • 1837. 17 декабря случился пожар в Зимнем дворце, где готовились к праздничным торжествам. Вероятная причина – зажженная свечка.
  • 1843. Остались воспоминания, как 15-летний Лев Толстой поздравлял с Новым годом детей Ясной Поляны: дал по огромному яблоку, тульскому прянику и большой шоколадной конфете с мармеладной начинкой.
  • 1848. В подмосковном Клину открылся стекольный завод. Когда традиция наряжать елку распространилась по России, здесь начали выдувать елочные бусы.

  • 1852. Первая публичная елка установлена в здании петербургского Екатерингофского вокзала.
  • Начало XX века. Благотворительные елки устраивают для детей бедняков. Подарки: ситец на платье или косоворотку, игрушка и пакет с пряниками.

  • 1925. Новогодний праздник отменен как пережиток царской эпохи. В школах висел плакат: «Не руби леса без толку, будет день угрюм и сер. Если ты пошел на елку, значит, ты не пионер».
  • 1920-е (вторая половина). Несмотря на запреты, Новый год люди отмечали. Украшали елку яблоками, старыми игрушками. Чертик – из дореволюционных игрушек, очень редкий. Ручная работа (вата).

  • Декабрь 1935-го. Празднование Нового года снова разрешили. Производство елочных игрушек возобновилось.
  • 1936. После выхода фильма «Цирк» появилась серия «Негритенок». Стала продаваться игрушка «Пограничник Карацупа с собакой Ингусом». Сегодня цена на нее – до 100 тыс. руб.

  • 31 декабря 1936-го. Новогодняя елка состоялась в Колонном зале Дома Союзов.
  • 1937. Выпущены шары с портретами Ленина, Сталина, членов политбюро (от 18 тыс. руб. на современных аукционах). В Арктике организована первая в мире дрейфующая станция. Нынешняя цена на шар «Папанинцы на льдине» – 5761 руб.

  • 1938. Начало выпуска электрогирлянд (автомобильные лампочки красили, покрывали лаком, припаивали к проводу).
  • 1941 – 1945. На заводе «Москабель» крутили украшения из отходов производства. № 1 – парашютисты, пистолеты, собаки-санитары.

  • 1949. Выпущена серия «Сказки Пушкина» – к юбилею поэта (цена на современных аукционах – от 300 тыс. руб.).
  • 1956. Хит продаж – набор «Чиполлино». Сегодня комплект из 14 фигур стоит до 500 тыс. руб.

Фото: Соцсети

  • 1950 – 1960-е. В моде «кукуруза», «корзины изобилия» и др. Выпускаются наборы для мини-елок – ныне за комплект можно получить до 10 тыс. руб.

  • 1980-е. На фабриках игрушки чаще не выдувают, а штампуют. Зато какое разнообразие.
  • Начало ХХI в. В моде самодельные игрушки – хендмейд.

Распространение традиции по миру

Традиция наряжать торжественную ель вышла за немецкие границы лишь в 18 веке. Первыми идею подхватили британцы, датчане и голландцы, затем – чехи и австрийцы. Эмигранты, которые «путешествовали» по всему миру, научили украшать елки жителей более отдаленных стран, таких как Канада и США.

Сначала, как уже говорилось, в качестве украшений использовались сладости и фрукты, затем начали использовать свечи и игрушки-самоделки. Сначала игрушки делали из картона, воска, бумаги, ткани, а после начали выдувать из стекла.

Почему на Рождество украшают елку – православная история

Представители церкви говорят, что обычай ставить в домах ель связан с именем апостола Германии св. Бонифацием. Рассказывая язычникам о Рождестве Христовом во время проповеди он срубил дуб, посвященный богу грома Тору. Падая, тот повалил несколько деревьев. Стоять осталась только ель, которую Бонифаций назвал деревом Младенца Христа. Так, язычникам было доказано бессилие их богов.

Библейских сведений о том, почему именно хвойное дерево стало символом Рождества, нет. Да и не может быть, если учесть где родился Иисус Христос. Еще надо принять во внимание, что и по сей день для большинства православных священников новогоднее вечнозеленое дерево тесно связано с язычеством.

Попытка № 2: Николай I и подарок супруге

Вспомнили об обычае ставить елку в XIX веке в Чудовом дворце в Кремле. В 1817 году женился великий князь Николай Павлович — будущий император Николай I. Чтобы порадовать свою молодую супругу Александру Федоровну, дочь прусского короля, он устроил для нее на Рождество первую в России настоящую елку с украшениями, свечами и развешанными на ветвях сластями и подарками.

Вслед за императором наряжать елку на Рождество стала московская знать — купцы Вишняковы, затем Андреевы… К 1880-м годам елка к Рождеству стала в Москве обычным делом. Их устанавливали не только в домах, но и в школах, учреждениях, на катках, а в игрушечных лавках начали торговать елочными игрушками. В те годы елки нередко украшали мандаринами. Фрукт этот был редким и дорогим в Москве, потому и покупали его по большим праздникам. Правда, традиция ставить елку была в XIX веке преимущественно городской. В сельской местности такое развлечение не было популярным.

За десертным столом. Автор неизвестен. 1900-е годы

Во время Первой мировой войны, в которую Россия вступила в 1914 году, елка попала в опалу. В стране началась антинемецкая кампания, и рождественскую традицию наряжать дерево посчитали вражеской. Когда в 1915-м немецкие военнопленные в госпитале Саратова устроили праздник с традиционной елкой, в газетах это назвали «вопиющим фактом», а Николай II запретил следовать этой традиции.

Открытка. 1900-е годы

Новогодняя елка в России

Новый год при петре первомРоссияне же должны отдать честь Петру Первому, который сделал эту традицию популярной в империи. Однажды ему посчастливилось побывать в гостях у своих друзей-немцев именно зимой. Там он увидел удивительной красоты дерево. Это была ель, украшена сладостями и яблоками. Ему очень понравилась такая традиция, и поэтому, когда он взошел на престол, сразу же приказал ставить елку (по возможности) во всех государственных учреждениях страны.

Но о традиции помнили только, пока Петр Первый был на престоле. Только век спустя, в 1817 году, когда жена князя Николая I принцесса Шарлотта пришла в российский двор, она выявила инициативу украшать новогодний стол букетами из хвойных пород.

Первая большая праздничная елка была установлена в 1819 году Николаем I. А впервые первая наряженная елка была публично продемонстрирована в 1852 году, в помещении Московского вокзала в Петербурге.

Так на улицах, а в последствие, и в домах русских граждан, появилась праздничная елка на манер тех, которые были увидены императором накануне в Европе. А в те времена в Европе уже появились дорогие украшения для елок, и россияне с удовольствием выписывали их в каталогах и иностранных журналах.

Расположить в веселых позах

«…На верхних ветках лучше повесить на самые концы легкие блестящие украшения, а по контуру веток положить нити серебряного инея. На средних ветках надо вешать такие игрушки, которые не требуют близкого и детального рассматривания, а на краях ветвей – аэропланы, парашюты, птичек, бабочек и т.п.

На нижних ветках ближе к стволу можно расположить в веселых позах кукол, слонов, обезьянок, зайчиков… Особое внимание необходимо уделить декорированию подножия елки. Можно положить на пол немного белой материи и закрыть подножие елки ветками, можно устроить с одной стороны берлогу, а с другой – хоровод зайчишек…».

Рекомендации Наркомпроса из справочного пособия «Елка в детском саду» (Учпедгиз, 1937)

Елка под запретом: пострадала за религиозную пропаганду

После революции запрет на елку отменили. Но ненадолго. В 1926 году ЦК ВКП(б) назвал обычай устанавливать так называемую рождественскую ель антисоветским, а годом позже началась антирелигиозная кампания. Празднование Рождества запретили.

Елку стали считать «дикарским» и «поповским» обычаем, пресса называла ее «религиозным хламом» и «религиозным дурманом» и писала, что именно с нее начинается религиозность детей.

Вместо рождественских праздников тогда стали проводить карнавалы московских комсомольцев с ряжеными попами, монахами и ксендзами. Катки на Патриарших прудах и Девичьем поле были заполнены молодежью, над ними стреляли фейерверки. А выходные дни на заводах и фабриках, в учреждениях и организациях по просьбам трудящихся отменили и сделали рабочими.

Наряжать дома елку стало противозаконно. Рождественские елки наряжали тайно. Главное — не забыть занавесить окна, потому что управдом или дворник мог заметить горящую елочку в окне и доложить о неблагонадежности жильцов.

Ёлка в России на рубеже XIX—XX ВЕКОВ

К концу XIX столетия ёлка становится в России обычным явлением. Заготовка ёлок начиналась за неделю до Рождества. Для лесников и крестьян из пригородных деревень их продажа стала одним из сезонных заработков. Продавались деревца в самых многолюдных местах: у гостиных дворов, на площадях, рынках. Ёлки предлагались на любой вкус: маленькие, разукрашенные искусственными цветами, ёлки-великаны, которые гордо высились во всей своей естественной красе, и никогда не видавшие леса искусственные ёлки-крошки, неестественно яркая зелень которых сразу же бросалась в глаза. Торговали ёлками и многие лавки — зеленные, молочные и даже мясные, где деревья выставляли у входа, часто уже поставленные на крестовины.

1ada00296471b86249519ac5d64cc7c2.jpg

В появлении ёлки в доме для детей больше не было тайны, соблюдение которой считалось обязательным условием при устройстве первых ёлок. Дети с удовольствием гуляли в «лесах» ёлочных базаров; наблюдали за тем, как ёлку вносили в дом; видели, как она, ещё не оттаявшая, лежала в сенях («только после всенощной ее впустят») или в комнате на полу, отогреваясь в домашнем тепле; чувствовали, как она начинала излучать хвойный и смоляной запах.

8537ef5b4360b9e691b69d8f499fdc30.jpg

Со всего города, а иногда и из других городов на домашние ёлки съезжались родные и близкие, двоюродные сёстры и братья. Взрослые придумывали и покупали подарки, организовывали «ёлочное веселье», играли на фортепьяно, дети танцевали. Старшие готовились к праздникам сами, сочиняя и ставя пьесы «под Гофмана и Андерсена» из жизни ёлочных игрушек. Широчайшее распространение в это время получает устройство благотворительных «ёлок для бедных» в народных домах, детских приютах. Организовывали их как разного рода общества, так и отдельные благотворители. Превратившись в главный компонент зимних праздников, ёлка, таким образом, вошла в праздничную жизнь как одна из необходимых её составляющих. Л. Н. Гумилёв, с горечью говоря о том, что детство у него было не таким, каким оно должно быть, заметил: «Мне хотелось простого: чтобы был отец, чтобы в мире были ёлка, Колумб, охотничьи собаки, Рублёв, Лермонтов». Ёлка стала восприниматься как один из необходимых элементов нормального детства.

bb70a2e8f6bfe83fddc03e82eb7b66b2.jpg

Крестьянский стиль

– Существуют ли в новогоднем декоре какие-то тенденции? Часто городские елки украшают в каком-то одном тематическим стиле.

– Вообще, чтобы выдержать новогоднюю ёлку в одном стиле, нужно приложить усилия. Гораздо проще повесить на неё всё, что есть в доме, чем подобрать каждую игрушку и гармонично расположить их на ветках. Сегодня в домах стоят новогодние красавицы, наряженные в стиле кантри, что по-русски звучит как крестьянский стиль.

Сегодня в домах стоят новогодние красавицы, наряженные в стиле кантри, что по-русски звучит как крестьянский стиль.

Сегодня в домах стоят новогодние красавицы, наряженные в стиле кантри, что по-русски звучит как крестьянский стиль. Фото: АиФ/ Евгения Чернова

– К слову, много споров было по поводу того, в шубе какого цвета должен быть российский новогодний дед. Говорят, что красная шуба – это атрибут его брата из Америки Санты Клауса.

– Сложно сказать однозначно. Вообще Дед Мороз как фольклорный персонаж появился у нас довольно поздно – примерно в середине XIX века. Изначально он изображался в шубе коричневого цвета. Вообще же оптимальным вариантом считается шуба белого цвета. Но как раз в советское время появились вариации синего и красного тулупа. Есть несколько предположений, почему это случилось. Стоит отметить, что до 1939 года Новый год не был даже официальным праздником, это был обычный рабочий день. И как раз в 1940 году его сделали красным днём календаря.

В синей ли шубе или в красной, Деду Морозу всегда рады в каждом доме.

В синей ли шубе или в красной, Деду Морозу всегда рады в каждом доме. Фото: АиФ/ Евгения Чернова

Есть версии, что Деда Мороза «одели» в красное из-за ассоциации этого цвета с выходным. А вообще есть даже научная работа, посвящённая анализу того, в какое время и сколько раз на открытках Дед Мороз изображён в красном или в синем.

«Ёлкины игрушки от пола до макушки» | Фотогалерея

Украшение елки

Традиция украшать елки конфетами и яблоками постепенно ушла на нет в 20 веке. Елочные игрушки стали носить в себе элементы советской эпохи. На них изображали партийные и идеологичные рисунки – пионеров, флаг СССР, и даже портреты Сталина. Вместе со снежинками обязательно рисовали серп и молот, а со снеговиками – кукурузные початки и космические просторы.

Как выглядит рождественская елка сегодня

Сегодня традиционная елка выглядит совсем по-другому, чем в 16 веке. Их делают из всего – из металла, пластика, бутылок, еды, новогодних гирлянд и далее. Если в традиционном варианте было натуральное дерево со стеклянными игрушками, то сегодня во всем мире устанавливается преимущественно искусственная елка.

Существует тренд украшать дерево по какому-то принципу, например, по цветовому. В моде сегодня минимализм и лаконичность. Но обязательно на каждой елке даже в эпоху тотального минимализма должны быть не игрушки, а гирлянды с огнями. Когда-то это были свечи, затем – электрические лампочки, а теперь мир перешел на более экономные светодиоды.

Итак, традиция украшать елку прошла свою тяжелую, местами забытую историю, но на самом деле практично в каждой стране мира именно она является главным атрибутом новогоднего настроения и атмосферы праздника.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...