Зачем певцам наушник в ухе на сцене? Чтобы слышать себя и мелодию, приходится использовать специальные устройства, которые помогают сделать концерт лучше.
Что ж, перейдем к толкованию.
Сергей Лазарев и наушник
Нет, так делают не только наши звезды больших сцен, это делают все:
Том Йорк
Дело в том, что исполнитель не слышит музыку и самого себя во время концерта. С одной стороны это кажется абсурдом, но так можно подумать только если вы ни разу не стояли в эпицентре шквала звука.
Мало шквала звука самой музыки, она еще сливается с посторонними звуками зрителей и все это превращается в беспощадный резонанс, что обеспечивает исполнителю полную дезориентацию в своей партии. Наушник служит системой мониторинга, куда поступает звук который исполнитель может различать и ориентироваться на него. Такие наушники называются IEMs наушниками, с дословной расшифровкой In Ear Monitors (внутриушные мониторы).
Так же ушной мониторинг нужен, чтобы слышать свой голос практически без задержек, которые возникают вследствие передачи сигнала по всему звуковому тракту.
Зачем певцам наушник в ухе
Во время выступления не так-то просто улавливать ритм музыки, которая на сцене звучит несколько иначе. По сути, певец на концерте находится в окружении сильного шума, мало напоминающего ту музыку, которую слышит зритель. Чтобы слышать себя и мелодию, приходится использовать специальные устройства. Это основная причина, зачем певцам наушники в ушах на сцене. Для новичков важно не растеряться и не забыть текст песни в стрессовой ситуации, в этом случае также выручит миниатюрное звуковое устройство.
Чем отличается гарнитура от наушников
Такие два понятия часто путают, но означают они абсолютно разные устройства. Я работаю с гаджетами уже несколько лет,…
Функциональное назначение
Представьте, вы стоите на сцене. Установлено множество колонок сложной акустической системы, которые обращены в зал. Вы слышите только очень громкий и гулкий шум, который соединяется с шумом огромного числа зрителей. На вас светят мощные осветительные приборы. В такой ситуации певец не слышит ни мелодии, ни собственного голоса, не попадает в ритм и ноты, и начинает жестко фальшивить.
Для этого и придумана профессиональная система мониторинга, которая выражается наушником в ухе певца. Их называют мониторами.
Устройство заглушает окружающий шум и по собственному каналу транслирует мелодию с вокалом или без. Обязательное условие — музыка должна до доли секунды соответствовать тому, что идет из колонок зрителю. Также в мониторы певца поступает звук от его микрофона, то есть его собственный голос в данную секунду. Так звезда определяет, насколько верно исполняет композицию, попадает ли в ноты, оценивает громкость.
Персональный мониторинг применяется не только среди певцов, музыканты-инструменталисты применяют наушник в ухе, чтобы качественно сыграть свою партию в общей композиции. Ударник слышит ритм, а гитарист свою музыку. Персональный мониторинг необходим только на больших концертах, когда используется электронная музыка, сложная и мощная акустическая система.
Устройство состоит из «ушей», микрофона, передатчика сигнала. Передатчик располагают сзади на поясе или на одежде, и с мониторами соединяют через кабель. Беспроводное соединение ненадежно, тем более на сцене, где множества помех от огромного количества разной техники. Микрофон в этой системе может отсутствовать, если артист использует его отдельно.
Какого рода используют наушники
Какие качества устройства важны для певца:
- надежное крепление;
- хорошая звукоизоляция;
- минимальные размеры;
- красивый дизайн;
- чистое качественное звучание;
- отсутствие помех.
Поэтому и применяют внутриканальные мониторы с проводным соединением и арматурным излучателем. Такие устройства для выступления полностью удовлетворяют перечисленные запросы.
Арматурные наушники могут иметь минимальные размеры, интересный дизайн корпуса и дают лучшее качество звучания. Они по праву считаются профессиональным средством для персонального мониторинга.
Иногда певцам приходится довольствоваться менее дорогим вариантом — внутриканальным наушником в ухе с динамическим излучателем. Так устроены все стандартные устройства, которые идут в паре со смартфоном. В этом случае размер и форма мониторов ограничена, так как круглый динамический излучатель больше арматурного в виде блока. Поэтому дизайн стандартный. Отстают динамические наушники и по качеству звука. В нем не будет той чистоты, точной передачи, и всех звуковых нюансов и полутонов.
Расскажите в комментариях, какие наушники используете вы. Быть может, у вас профессиональные мониторы с арматурным излучателем, и вы используете их как-то по-особому. Или есть интересные случаи на концерте любимых звезд, связанные с использованием мониторов.
Детали
Наушник в ухе певца — это важный профессиональный инструмент. От его качества может зависеть многое. Поэтому часто амбушюры и корпус устройства изготавливают индивидуально по слепку уха. Такие мониторы называют кастомными и стоят они очень дорого. Но результатом будет надежная фиксация в ухе и удобство при многочасовом ношении. Певец также может заказать особый дизайн, который будет соответствовать его образу на сцене. Например, японские айдолы всегда используют очень яркие и необычные по форме аудио аксессуары.
Кроме конструкции и внешнего вида важна правильная настройка. Опытные артисты используют только минусовку, когда в «ушах» играет мелодия без вокала, синхронизированная с музыкой в колонках. Это помогает певцу петь в такт мелодии. Иногда даже применяют только один маленький наушник. Для менее опытных нужно слышать собственный голос, чтобы контролировать качество и громкость пения. А иногда дополнительно используют и запись вокала, чтобы повторять его. Настроить наушник в ухе можно и так, чтобы с одной стороны была минусовка, а с другой собственный голос.
В каких-то экстренных и форс-мажорных ситуациях мониторы используются для предупреждения певца о чем-либо. Например, что порядок песен придется изменить.
Случается, что артист вынимает устройство из уха посреди концерта. Причины могут быть разными:
- он хочет слышать зрителей;
- произошел сбой, и наушник передает не то что нужно;
- у артиста банально устало ухо, ведь несколько часов с плотными затычками в ушах — это серьезное испытание.
Это рискованное занятие, так как на слуховой аппарат певца резко обрушивается сильный шум, что может сбить его с толку, а иногда даже привести к временным проблемам со слухом.
Ваш запрос не может быть обработан
Ваш запрос не может быть обработан
С данным запросом возникла проблема. Мы работаем чтобы устранить ее как можно скорее.
Требования к наушникам
Так как функциональная нагрузка этой технической системы очень большая, к ней предъявляются высокие требования.
- Необходимо чистое звучание в мониторах. Это очень важно для чистого вокального исполнения певца и его комфорта, так как расположенные в ухе наушники при проблемном звучании могут вызвать дискомфорт или болезненные ощущения в ухе.
- Отсутствие помех. Модели, имеющие кабель, не просто так считаются более популярными и надежными, они не теряют сигнал, в отличие от беспроводных конструкций, которые чувствительны к помехам.
- Хорошая звукоизоляция также стоит в ряду базовых требований, так как различный шум, которого на концертах более чем достаточно, может испортить исполнителю номер.
Чтобы звукоизоляция была максимальной, нужна правильная форма наушника. Нередко этот технический элемент изготавливают под индивидуальные особенности артиста, чтобы монитор плотно и удобно находился в ухе. Крепления передатчика должны быть крепкими, иначе есть риск, что он просто выпадет во время концертного номера, что повлечет за собой отрицательные последствия. Каким бы маленьким ни был наушник, его все равно видно, что особенно важно, если присутствует видеосъемка.
Именно поэтому важен и дизайн, он подбирается по цвету, по форме, при этом тщательно проверяется, гармонирует ли он с общим обликом артиста.
Не без казусов.
Дима Билан умеет петь, но под фонограмму поют все, пускай и не всегда
Вещь благая, но довольно часто случаются забавные оплошности, когда звук в наушниках продолжает идти, а основная общая дорожка прекращает играть.
Так же бывают различные задержки в звуках между дорожками, что обусловлено ошибкой в работе звукооператора и звукорежиссера, ну и банальными выходами из строя самого оборудования. Из-за подобных случаев и рождаются разоблачения фонограмм.
Выбор
Выбор системы мониторинга в первую очередь зависит от финансовых возможностей желающего приобрести это оборудование. Стандартные модели представляют собой внутриканальные наушники с динамическими излучателями. Как правило, подобные варианты не отличаются разнообразием форм, они стандартны по своей сути и просты в использовании. Качество звука при их использовании будет удовлетворительным, как и точная передача всех музыкальных оттенков.
Лучше выбрать подобный вариант, чем не использовать вообще никакой, тем не менее, он значительно уступает в качестве арматурному.
Арматурные наушники заслуженно занимают лидирующую позицию среди профессиональных систем мониторинга. Они отвечают всем требованиям по звуковым качествам: чистота и непрерывность звучания, отсутствие помех и полная звукоизоляция. Кроме того, такой вид наушников может иметь самый разный дизайн, есть модели очень маленьких размеров, практически незаметные, есть модели с креативным дизайном, каждый артист может подобрать на свой вкус.
Как работает наушник в ухе певца
Система работает следующим образом:
- когда поют в микрофон, звук из него переходит в микшерный пульт;
- оттуда через передатчик сигнал ретранслируют на приемник, закрепленный на поясе исполнителя;
- в приемник вставляют джек от наушников, и звук уже слышит непосредственно солист.
Происходит обмен звуком за доли секунды, отчего зритель получает зрелищное выступление, а артист не сбивается с ритма. Каждый настраивает мониторы под собственные нужды. Например, кроме вышеперечисленного минуса, в одном наушнике может играть музыкальная композиция, в другом – слова песни и подобное.
Зачем певец достает монитор из уха во время выступления:
- на пути передачи звука произошел сбой: перестала играть музыка, появились помехи, воспроизводится не та мелодия;
- артист желает стать ближе к поклонникам, услышать выкрики из зала, пообщаться напрямую;
- затычки доставляют дискомфорт: натерли ухо, попали капли пота.
Есть мнение, что вынимают наушники только профессионалы. На деле у них в распоряжении остается второй монитор.
Интересный факт! Доставать наушник во время выступления грозит опасностью для барабанной перепонки из-за шума, который окутывает певца.
Система мониторов неидеальна, и из-за ошибки звукорежиссера артист способен попасть в неудобное положение, когда его слова не совпадают с музыкой или происходит прерывание песни, а на передний план выходит голос исполнителя. Подобные случаи принято рассматривать как выступление под фонограмму.
Певцы надевают наушник из-за потребности слышать ритм, минус и собственный голос. Им нужно отталкиваться от собственного исполнения, чтобы продолжать выступление, не отвлекаться на многообразие звуков, вызванных шумной толпой, колонками, направленными в зрительный зал, и музыки, отражающейся от стен.
Правила использования
Пользоваться системой мониторинга несложно, освоить навыки сможет даже начинающий вокалист. Для начала необходимо надеть блок, который является передатчиком. Он оснащен надежными креплениями, благодаря которым его легко зафиксировать на костюме. Затем вставляют непосредственно наушник, который ни в коем случае не вынимают во время исполнения. Если вытащить наушник в ходе звучания песни, то, скорее всего, волна звука помешает вокалисту продолжить песню так, как он это запланировал.
В перерывах между песнями артист может вынимать монитор из уха, например, для того, чтобы услышать публику и пообщаться с ней. Иногда наушник может надавить на ухо, на какое-то время артист его вынимает, когда не исполняет вокальную партию, а затем устройство надевают вновь. Это приспособление используют не только по прямому назначению, но и в экстренных случаях, к примеру, если необходимо что-то срочно сообщить артисту. В таком случае, сообщение слышно исполнителю в наушник, и он владеет необходимой информацией.
Системы мониторинга совершенствуются с каждым днем, возможно, в скором будущем появятся новые, более мощные и надежные модели, делающие выступления певцов еще более комфортными и качественными.
О том, для чего артисту нужен наушник, смотрите далее.
Для чего нужен наушник артисту
Певцы, находясь на сцене, попадают в гущу звука:
- шум издают колонки, направленные в зал;
- звук отражается от стен;
- громкая музыка заглушает голос исполнителя, он перестает улавливать ритм и тональность;
- дополнительные проблемы создает шум из зала, когда зрители начинают подпевать или подбадривать артиста.
Наушники для исполнителя выполняют роль персонального ушного монитора (in-ear monitor), откуда певец слышит синхронное звучание минуса музыки, которая доносится из динамиков в зал. Транслируемый звук может отличаться в зависимости от пожеланий музыканта, его может дополнять:
- один или несколько инструментов для аккомпанемента;
- вокальная дорожка;
- голос исполнителя, в данную секунду поданный из микрофона.
Кроме трансляции записи, через наушник исполнитель получает срочные сообщения о смене песенной программы и других изменениях.
Важно! Кроме певца, наушники может использовать барабанщик или гитарист. Оперные певцы вместо современных технологий ориентируются на движения дирижера, указывающего на ритм и нужный темп.
Для певцов изготавливают личные наушники на основе слепка уха, что обеспечивает:
- компактные размеры;
- повышенный барьер шумоизоляции;
- надежное крепление, чтобы затычка не вылетела во время активных движений.
Форм-фактор таких «ушей» практически всегда вакуумный, но есть исключения, представленные моделями, оборудованными микрофоном, чтобы вокалист мог двигаться без ограничений.
Артисты отдают предпочтение звуку, поданному через арматурные излучатели: они точно передают средние и низкие частоты, что напоминает запись в студии. Их также легче носить из-за компактных размеров блока. Более дешевым вариантом выступают динамические затычки, которые проигрывают в качестве передачи звука своим арматурным аналогам.
Интересно знать! До появления наушников на концертах использовали направленные динамики-мониторы. Они были повернуты в сторону исполнителя, работали по тому же принципу, но проигрывали при необходимости суфлировать певцу, если он забыл слова.
Зачем певцам наушник в ухе.
Во время выступления певец может очень плохо слышать музыку, и самого себя: акустика концертных залов устроена таким образом, что весь звук улетает со сцены в зал, и на сцене певец не слышит музыку. Это чревато тем, что он может потеряться в песне, вступить невовремя, и т.д.
Для того, чтобы певец всегда слышал себя на сцене, ему в наушник выведена так называемая линия мониторинга в реальном времени. Благодаря ней певец может слышать себя, музыку или всё вместе.
Кроме того, организаторы концерта могут наговорить что-нибудь важное в микрофон певцу — например, напомнить ему, чтобы активнее работал бёдрами на сцене, иначе премии ему в этом месяце не видать. Вы певец, и подыскиваете себе наушники для работы на сцене? Попробуйте наушники
Они беспроводные, обеспечивают отличную звукоизоляцию и звук!
Вы певец, и подыскиваете себе наушники для работы на сцене? Попробуйте наушники . Они беспроводные, обеспечивают отличную звукоизоляцию и звук!
Технические детали выбора и использования
Для работы чаще всего применяют арматурные наушники, которые изготавливаются по индивидуальному слепку раковины уха артиста. Само приспособление имеет, кроме динамики, приёмник и передатчик, но сейчас всё большей популярностью пользуются блютуз-устройства, они облегчают жизнь артистам и не портят им образ.
Почему именно этот вид стал более востребованным? Их преимущество перед динамическим видом наушников в том, что именно они могут передавать очень чистое звучание без искажений, с особыми нюансами. К тому же этот вид устройства очень маленький, устанавливается глубоко в ушную раковину и практически незаметен. Ведь важно, чтобы при записи концентра на видеокамеру наушник не портил вид и образ артиста.
Но справедливости ради стоит отметить, что динамические устройства тоже используются певцами. Их называют «ушными мониторами», артисты ими пользуются чаще в гастрольных турах, когда точно знают, что их не будут близко снимать во время выступления, выглядят они как обычная гарнитура, лишние их части можно спрятать под одеждой.
Теперь вы знаете, что использование такого устройства – это не прихоть вокалиста для пафоса и не дополнение образа, а острая необходимость, которая влияет на концертное качество звучания.