В-2 — Википедия

В-2 В Музее истории танка Т-34 Тип дизельный[1] Объём 38 880 см3 Максимальная мощность 500 л. с., при 1800 об/мин Максимальный…

Обозначение[править | править код]

Буквенные индексы для машиностроительных производств, введённые правительством СССР в 1930-х годах, стали использоваться в наименовании изделий, разработанных на этих производствах. Индекс «В» был присвоен дизельному цеху Харьковского паровозостроительного завода. Поэтому дизельному двигателю, разработанному и освоенному в этом цехе, было присвоено в 1937 году наименование «В-2». «2» — номер образца, принятого в производство[3].

Ниже представлены наглядные схемы узлов двигателя Д12

Блок выключателей

Закрыть
undefined undefined
№ поз. Обозначение детали (сборочной единицы) Наименование детали (сборочной единицы) Куда входит. Общее кол-во дет. в изд., шт.
Обозначение сборочной единицы Кол-во в сборочной единицы, шт. 7Д12-А1 7Д12-А2
undefined undefined undefined undefined undefined undefined undefined

Блок микровыключателей

Блок микровыключателей 1 2 2 3 4 4 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 21 22 22 23 24 25 26

Вал коленчатый

Вал коленчатый 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

Водо-водяной охладитель и регулятор температуры

Водо-водяной охладитель и регулятор температуры 1 2 3 4 5 5 6 7 8 8 9 10 10 11 12 13 14 15

Водяной насос

Водяной насос 1 2 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24

Впускные коллекторы

Впускные коллекторы 1 2 3 3 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 12 13 14 15 16 17

Головка блока

Головка блока 1 2 3 4 5 6 6 7 8 9 10 11 11 11 11 12 12 13 13 14 15 15 15 16 16 16 17 18 18 18 18 19 19 20 20 21 21 22 22 23 23 24 25 26 27 28 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46

Детали блока цилиндров для дизелей выпуска до 1998 г

Детали блока цилиндров для дизелей выпуска до 1998 г 1 2 3 4 5 6 7 8 9 9 10 11 12 13 14 15

Детали водяного насоса

Детали водяного насоса 1 2 3 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 12 13 14 15 16 17 18 19

Детали масляного насоса

Детали масляного насоса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24

Детали нижнего картера

Детали нижнего картера 1 1 1 2 2 3 3 3 3 4 5 6 7 7 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 16 16 17 18 19 20 21 22 23

Детали электрической схемы щитка

Детали электрической схемы щитка 1 2 2 2 2 2 3 3 3 3 3 3 3 3 3 4 4 4 4 4 4 4 4 4 5 6 6 7 8 9 9 10 11 12 13 13 14 14 14 15 16 17 17 18 19 20 21 22

Инструмент

Инструмент 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Картер верхний

Картер верхний 1 2 3 3 4 4 4 4 5 6 7 8 9 10 11 11 12 12 13 14 15 15 16 17 18 19 19 20 20 21 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 44 45 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55

Кожух маховика

Кожух маховика 1 1 1 2 2 2 3 3 4 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 18 19 20

Масляный фильтр

Масляный фильтр 1 2 2 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24

Насос заборотной воды и его привод

Насос заборотной воды и его привод 1 2 2 2 2 3 3 3 3 4 5 6 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36

Насос топливный

Насос топливный 1 2 3 4 5 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 32 33 34 35 36

Нижний картер

Нижний картер 1 2 3 4 5 5 6 6 7 7 8 8 9 9 10 11 12 13 13 14 14 15 16 16 17 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33

Передача к агрегатам

Передача к агрегатам 1 2 3 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Привод генератора

Привод генератора 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 14 15 16 16 17 18 18 19 20

Приспособления для технического обслуживания дизеля

Приспособления для технического обслуживания дизеля 1 2 3 4 5 6

Распределительные валы

Распределительные валы 1 2 2 3 3 4 5 5 6 7 8 9 9 10 10 11 12 13 14 15

Редуктор дистанционного управления

Редуктор дистанционного управления 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 12 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 23 24 25 26 27 28 28 28 29 30 31 32 33 34 34 35 35 36 36 37 37 38 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56

Топливный трубопровод высокого давления

Топливный трубопровод высокого давления 1 2 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Топливный фильтр

Топливный фильтр 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 17 18 18 19 20 21 22 23 24 25 26

Трубопровод водяной

Трубопровод водяной 1 2 3 3 3 3 4 4 4 4

Трубопровод масляный

Трубопровод масляный 1 1 2 2 3 4 5 5 5 6 7 8 8 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25

Трубы слива масла из головки

Трубы слива масла из головки 1 2 3 4 5 6

Форсунка

Форсунка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Щиток приборов и крепление приборов на дизеле

Щиток приборов и крепление приборов на дизеле 1 2 3 3 4 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 14 15 15 16 17 18 19 20 20 21 22 23

Блок цилиндров

Блок цилиндров 1 2 3 4 5 6 7 8 8 9 10 11

Вал отбора мощности

Вал отбора мощности 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Водомасляный охладитель

Водомасляный охладитель 1 2 3 4 5 6 7 8 9 9 10 11 11 12 13 14 14 15 16 16 17 17 18

Воздухораспределитель пускового клапана и подвод воз

Воздухораспределитель пускового клапана и подвод воз 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 15 16 17 18 19 20 21 22 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34

Выпускной коллектор

Выпускной коллектор 1 1 1 1 1 1 2 3 3 3 3 3 3 4 4 4 4 4 4 5 6 6 7 8 9 9 9 10 10 11 11 12 12 12 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

Детали блока цилиндров

Детали блока цилиндров 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Детали верхнего картера

Детали верхнего картера 1 2 3 3 4 5 6 7 8 8 8 8 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25

Детали головки блока

Детали головки блока 1 2 3 3 3 4 5 5 6 6 6 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 25 26 27 28 29 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

Детали насоса заборотной воды

Детали насоса заборотной воды 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34

Детали топливного насоса

Детали топливного насоса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 29 30 30 31 32 33 34 35 36 37 38

Инструмент

Инструмент 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Картер

Картер 1 1 2 3 3 3 4 4 4 5 5 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Катаракт топливного насоса

Катаракт топливного насоса 1 2 3 4 5 6 7 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25

Крышка регулятора

Крышка регулятора 1 2 3 3 4 4 5 5 6 6 7 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 21 22 23 24 25 26 26 27 27 28 29 29 30 31 32

Механизмы ручного и дистанционного управления дизелем

Механизмы ручного и дистанционного управления дизелем 1 2 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Насос масляный

Насос масляный 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 22 23 24 25

Насос электромаслопрокачивающий

Насос электромаслопрокачивающий 1 2 3 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

Первичный преобразователь тахометра и детали привода

Первичный преобразователь тахометра и детали привода 1 2 2 3 4 5 6 6 7 8 9 10

Привод газораспределения

Привод газораспределения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Привод топливного насоса

Привод топливного насоса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 20 21 22 23 24 25 26 26 27

Провод от щита управления к агрегатам дизеля

Провод от щита управления к агрегатам дизеля 1 2 3 3 4 5 6 7 8 9

Регулятор

Регулятор 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38

Стартер, контактор, генератор и муфта привода генератора

Стартер, контактор, генератор и муфта привода генератора 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

Топливный трубопровод низкого давления

Топливный трубопровод низкого давления 1 2 3 4 5 6 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 17 18 19 20 21 22

Трубки слива топлива

Трубки слива топлива 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Трубопровод воздушного пуска

Трубопровод воздушного пуска 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Трубопровод масляный

Трубопровод масляный 1 1 2 3 4 5 6 7 7 8 9 10 10 10 11 11 11 12 13 14

Установка щитка управления дизелем и детали привода

Установка щитка управления дизелем и детали привода 1 2 3 4 5 6 6 6 6 6 7 8 8 8 9 9 10 10 10 11 12 12 13 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25

Шатун и поршень

Шатун и поршень 1 1 2 3 4 5 6 7 8 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 17 18 18 19 20

Щиток управления дизелем

Щиток управления дизелем 1 2 3 4 5 6 7 7 8 9 9 9 10 10 10 10 11 11 11 12 12 13 13 14 14 15 15 16 17 17 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27

История создания и производства[править | править код]

Разработан в 1931—1939 годах конструкторским коллективом дизельного отдела Харьковского паровозостроительного завода сначала под руководством К. Ф. Челпана (репрессирован в 1938 году), а затем, с 1938 года — под руководством Т. П. Чупахина, его заместителя по проектной работе — Я. Е. Вихмана, заместителя по опытно-производственной работе — И. Я. Трашутина. В конце XX века большой вклад в создание современных модификаций танкового дизеля В-2 внёс главный конструктор (с 1981 года) головного КБ по двигателям ЧТЗ — В. И. Бутов.

Одновременно с В-2 в 1930 годах создавался авиадизель АН-1 конструктора А. Чаромского рабочим объёмом 61 литр (12Ч 18/20). Оба дизеля были близки по характеру протекания рабочего процесса, по общей компоновке и ряду конструктивных элементов.

Серийное производство В-2 началось 1 сентября 1939 года. Принят на вооружение РККА в том же году в трёх модификациях: В-2 (500 л. с.), В-2К (600 л. с.) для тяжёлых танков КВ и В-2В (375 л. с.).[4]

Модификации[править | править код]

К началу Великой Отечественной войны Моторостроительный завод № 75 освоил пять модификаций дизеля: В-2 (для лёгкого танка БТ-7М и первых серий среднего Т-34), В-2-34 (после модернизации в 1941 г. для Т-34), В-2К (для тяжёлых танков КВ-1 и КВ-2), В-2В (для тягача «Ворошиловец») и шестицилиндровый рядный В-4 (для лёгкого танка Т-50).[4]. Также есть сведения о довоенном опытном В-5 мощностью до 700 л. с.[5].

Во время войны конструкторами Вихманом и Федотовым для танка ИС был разработан двигатель В-2ИС (520 л. с., опытные варианты были форсированы до 650 л. с.). Одним из его достоинств был электроинерционный стартёр, работавший как от электропривода, так и от рукоятки. Был оставлен и дополнительный воздушный пуск.

Осенью 1943 года в Челябинске началась разработка новых, более совершенных модификаций для тяжёлых танков. Итогом этих работ стал двигатель В-11, послуживший прототипом для всех следующих безнаддувных дизелей В-44, В-54 и других[6].

Помимо вышеупомянутых серийных были разработаны также несколько опытных модификаций для тяжёлых танков, например, форсированный по оборотам до 700 л. с. В-2СФ и В-2СН с центробежным нагнетателемruen от авиамотора АМ-38. В-2СН развивал мощность до 850 л. с. и испытывался на танке ИС-3. Впоследствии был доведён и прошёл испытания 750-сильный В-12 с нагнетателем от АМ-38Ф, первый серийный с наддувом.

Производители[править | править код]

До Великой Отечественной войны производился только на моторостроительном заводе № 75 (филиале Харьковского паровозостроительного завода), подрядчиками выступали ХТЗ, Челябинский и Кировский (г. Ленинград) заводы.

После начала войны выпускался на Сталинградском тракторном заводе и в Свердловске на заводе № 76. В октябре 1941 года завод № 75 был эвакуирован в Челябинск на площадку ЧТЗ. Туда же переехал Кировский завод. Все они были объединены в огромный Танкоград. Этот завод стал главным производителем В-2 во время войны (около 50 тысяч двигателей, включая двигатели произведённые в Харькове). Позднее, в 1942 году, выпуск В-2 был освоен и на заводе № 77 в Барнауле.

По состоянию на 2012 год производство модификаций двигателя В-2 продолжается на Челябинском тракторном заводе, Барнаултрансмаше и Уральском дизель-моторном заводе.[7][8][9] .

Технические характеристики двигателей В-2

Двигатель

В-2

В-2К

Год выпуска

1939

Тип

Танковый, быстроходный, бескомпрессорный, с непосредственным впрыском топлива

Число цилиндров

12

Диаметр цилиндров, мм

150

– основного шатуна

– прицепного шатуна


180
186,7

Рабочий объём, л

38,88

Степень сжатия

14 и 15

15 и 15,6

Мощность, кВт (л.с.), при мин–1

368 (500) при 1 800

442 (600) при 2 000

Максимальный крутящий момент Нм (кгс·м) при 1 200 мин–1

1 960 (200)

1 960 (200)

Минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч, (г/л.с.·ч)

218 (160)

231 (170)

Габариты, мм

1 558х856х1 072

Масса (сухая), кг

750


Источник:

Конструкция[править | править код]

В-2 — Википедия
В-2 — Википедия
В-2 — Википедия

Он же, виден главный фрикцион и КПП

В-2 — Википедия

Установка Д12А-525 между кабинами тягача

МАЗ-7310

Объём 38,8 л, степень сжатия 14 и 15. Номинальная мощность двигателя составляла 450 л. с. при 1750 об./мин., эксплуатационная — 400 л. с. при 1700 об./мин., максимальная — 500 л. с. при 1800 об./мин. Масса двигателя – около 1000 кг. Диаметр цилиндра 150 мм. Ход поршней левой группы 180 мм, правой — 186,7 мм. Цилиндры располагались V-образно под углом 60°.

Изначально двигатель разрабатывался для применения в авиации — на тяжёлых бомбардировщиках. Это обстоятельство определило некоторые конструктивные особенности дизеля, нехарактерные для двигателей сухопутных машин, и обусловило весьма высокое техническое совершенство двигателя. Среди них:

  • облегчённая конструкция с широким использованием лёгких сплавов (впрочем, в середине войны из-за недостатка алюминия пришлось на время заменить силумин чугуном);
  • верхнее расположение распределительных валов, по два в каждой головке двигателя (DOHC);
  • 4 клапана на цилиндр;
  • сухой картер;
  • непосредственный впрыск топлива, струйное смесеобразование;
  • привод всех агрегатов и систем двигателя посредством конических зубчатых передач и промежуточных наклонных валов;
  • использование стальных шпилек в качестве основного силового элемента для стягивания головки, блока цилиндров и картера.

Однако довести мощность до требований авиаторов (1000—1500 л. с.) даже путём применения наддува не удалось, и конструкция двигателя была откорректирована для установки на танки.

Семейство двигателя В-2[править | править код]

Двигатель В-2 является родоначальником целого семейства быстроходных дизелей. Кроме 12-цилиндровых серийных модификаций В-2 (В-2К и В-2В) до войны была также освоена и «половинка» от двенадцатицилиндрового дизеля под обозначением В-3 для опытного танка БТ-5 “дизельный” или БТ-5М, и тяжёлого тягача “Ворошиловец”, но её история сложилась не очень удачно, мощности 300 л.с. оказалось недостаточно и дизельные машины с В-3 не удовлетворили военных. Более удачным оказался улучшенный вариант В-3 под обозначением В-4, устанавливавшийся на серийный лёгкий танк Т-50. В 50-х годах был создан шестицилиндровый двигатель В-6 для лёгкой гусеничной техники, такой как танк ПТ-76, шасси ЗСУ-23-3 “Шилка”, ЗРК “Куб”, тягач ГТ-Т и используется поныне. В 1941 году В-2 был модернизирован и получил название В-2-34[10]. Во время войны разработаны и начали выпускаться В-2ИС (он же В-2-10), В-2-34М (он же В-34), В-2-44 (он же В-44) и В-11-ИС-3.

В 1945—1946 годах под руководством Я. Вихмана в СКБ-75 (моторном КБ при ЧТЗ) была закончена доводка В-12, предназначавшегося для танка ИС-4[11]. С 1949 по 1950 годы для другого тяжёлого танка, Т-10, разрабатывался 700-сильный мотор В-12-5 (А-5), в котором, в частности, использовался нагнетатель от АМ-42, некоторое новшества которого были использованы в 1950 году при модернизации двигателя до В-12М[12]. В 1953 году заменой генератора с трёхкиловаттного на пятикиловаттный был создан двигатель В-12-5Б (А-5Б), пошедший в серию в 1956 году[12]. Более серьёзная модернизация прошла в 1954, когда был разработан В-12-6Б (А-6Б), через три года пошедший в серию[12]. Модификация с более мощным на 1,5 кВт генератором получила индекс В12-6В (А-6В) и была запущена в серийное производство на следующий год, необходимость этого была вызвана повышенным энергопотреблением новых стабилизаторов[13].

Помимо повышения характеристик серийной продукции ЧТЗ проводились и опытно-конструкторские работы, результатом которых стали эскизный проект 850-сильного В-7 в 1954 году и В12-7 (А-7) мощностью 1000 л. с. в 1956[13]. Последний в 1959 году испытывался в тяжёлом танке Объект 770 и макете ракетного танка Объект 282[13]. Тогда же из-за неполадок трансмиссии и ходовой провалил испытания опытный Т-10М (Объект 272) с 800-сильным двигателем В12-6Ф (А-6Ф)[14]. Наконец, в 1962—1963 годах проводились опыты с многотопливным В-12-6БМ.[14]

На протяжении нескольких десятилетий после войны кроме дизелей В-12 семейство пополнилось танковыми двигателями В-45, В-46, В-54, В-55, В-58, В-59, В-84, В-85, В-88, В-90, В-92, В-92С2Ф (В-93) и их различными модификациями, как серийными, выпускавшимися в основном на ЧТЗ, так и опытными.

На базе двигателя В-2 во второй половине 1940-х — в начале 1950-х годов были созданы и освоены на Барнаултрансмаше облегчённые быстроходные дизели для различных отраслей народного хозяйства — сначала шестицилиндровые Д6, а потом и 12-цилиндровые Д12. Дефорсированный Д6 получил широкое распространение на речных судах.

Двигатель 3Д6 устанавливался на:

  • буксирные катера проекта 1606 «Костромич» (как 3Д6, так и 3Д6Н)
  • речные трамваи «Москвич»
  • речные трамваи «Москва»
  • буксиры БМ, БВ
  • служебно-разъездные катера проектов 371 «Адмиральский» и 376 «Ярославец»

Двигатель 3Д12 устанавливался на:

  • буксиры ЛС-56А,
  • РТ проекта 911А и, позже, для отдельных речных бассейнов на суда проекта 911В[источник не указан 3002 дня]
  • судно на воздушной подушке «Луч» (форсированный до 520 л. с.)

Модификация 1Д6 применялась на тепловозе ТГК2, дрезине ДГКУ (широкой колеи), а 1Д12-применялась на большегрузных автомобилях МАЗ-525 и МАЗ-530, тепловозах ТУ2, ТУ7 железных дорог узкой (750 мм) колеи, тепловозах ТГМ1, ТГМ23, ТГМ40 нормальной (1520 мм) колеи. Также применялся в ВС СССР и РФ как привод генератора переменного тока АД-100 (100 кВт).

На тракторе ДЭТ-250 сначала стоял двигатель этого семейства В-748[15], позже В-30, В-31. На гусеничном тягаче высокой проходимости АТ-Т, а также инженерных машинах, созданных на его шасси (МДК-2, БАТ-М, БТМ-3) устанавливались двигатели А-401 и В-401. На инженерной машине разграждения ИМР, созданной на основе Т-55 стоял двигатель В-55.

На базе двигателей семейства В-2 в конце 1950-х — начале 1960-х годов на «Барнаултрансмаше» под руководством главного конструктора Б. Г. Егорова было создано новое поколение танковых двигателей — УТД (универсальный танковый дизель). При этом была сохранена в основном технологическая преемственность с производством двигателей В-2 (Д-12). В частности такие важные показатели, как расстояние между осями цилиндров (175 мм) и диаметр цилиндров (150 мм) одинаков с В-2. Первым в серию в 1965 году запущен шестицилиндровый УТД-20 с уменьшенной (в сравнении с В-2) высотой за счёт увеличенного до 120° угла развала цилиндров и размерности 15/15 мощностью 300 л. с. для БМП-1 и БМП-2. Вариант для БМД-1 и БМД-2 мощностью 240 л. с. при более низких оборотах получил обозначение Д-20. Для БМП-3 в конце 80 годов был разработан десятицилиндровый УТД-29[16].

Наследником В-2 также является новое поколение X-образных четырёхтактных танковых дизелей производства ЧТЗ семейства 2В размерности 15/16. Первенцем этого семейства в серии стал шестицилиндровый (половинка от Х-12) «боксёр» 2В-06 для БМД-3 и БТР-90.

По состоянию на 2012 год дизели Д6, Д12, Д20 продолжают производиться на ОАО «Барнаултрансмаш», а дизели В-31, В-46, В-58, В-59, В-84, В-92С2Ф на ЧТЗ.

Ссылки[править | править код]

  • Спасибо В. Дизель B-2: летопись конструирования и доводки
  • Березкин В. На пути к В-2
  • Березкин В. В-2: путь в серию
  • Рабочий процесс танкового двигателя В-2 – ARGUN
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...