Тосол и антифриз: в чем разница? Что лучше?

Содержание
  1. Почему автовладелец должен уметь отличать охлаждающие жидкости в бачке
  2. Ключевые различия
  3. Что такое охлаждающая жидкость?
  4. На что влияет состав ОЖ
  5. Отличие тосола от антифриза
  6. Что будет если смешать антифриз с тосолом
  7. Как появился тосол
  8. Виды антифризов
  9. Что же предпочесть или советы практичного водителя
  10. В заключении
  11. Что лучше использовать, тосол или антифриз?
  12. В какие машины лучше заливать антифриз, а в какие ТОСол?
  13. Как определить, что залито в систему охлаждения
  14. Видео: тосол или антифриз – что лучше заливать в систему охлаждения?
  15. Что означает цвет охлаждающей жидкости
  16. Меняем охлаждающую жидкость: как ничего не перепутать?
  17. Видео «Делаем правильный выбор»
  18. Виды и маркировка тосола
  19. Подведем итог
  20. Вывод
  21. Можно ли перемешивать антифризы серий 11 и 12 с тосолом или доливать один антифриз в другой
  22. Видео
  23. Вывод
  24. Промывка охлаждающей системы

Почему автовладелец должен уметь отличать охлаждающие жидкости в бачке

Если автомобиль используется одним владельцем постоянно, то он, как правило, в курсе, какой антифриз залит в данный момент. Но ситуации бывают разные: к примеру, автомобиль был куплен недавно, и связаться с бывшим владельцем невозможно. При таком положении дел и надо уметь отличать тосол от антифриза в бачке авто. Аналогичных причин может быть множество:

  • При обнаружении неисправностей в системе охлаждения (к примеру, неадекватная работа печки, кипение мотора и прочее). Может выясниться, что причиной всему – неподходящая марка охлаждающей жидкости. В этом случае, автовладелец должен обязательно установить, какую марку антифриза приобретать больше не стоит
  • Либо ситуация противоположная: антифриз работает без перебоев, безукоризненно. Автовладелец, в этом случае, должен узнать, какая марка охлаждающей жидкости используется, что купить ее и в следующий раз

Ключевые различия

Прежде, чем углубляться в особенности продуктов, выясним основные особенности каждого.

Антифриз – охлаждающая жидкость, оберегающая двигатель от перегрева. Сам термин «антифриз» несет международное значение. Это общее понятие, подходящее для всех веществ подобного типа.

Тосол – одна из разновидностей, разработанная отечественными специалистами для внутреннего рынка. По своим свойствам ничем не отличается и охлаждает как антифриз.

Аббревиатура «Тосол» имеет 2 части:

  • ТОС – технология органического синтеза;
  • ОЛ – группа спиртов, входящих в состав продукта.

Разработка проходила НИИ органической химии в далеком уже 1971 году. Примечателен факт, что название «ТОСОЛ» никто не удосужился запатентовать, поэтому производители с успехом эксплуатируют «бренд» в своих нуждах. Второй момент: ни одна компания не соответствует стандартам, принятым в процессе разработки эталонной жидкости. Плохо ли это? На самом деле нет, потому как каждый изготовитель придумывает собственный рецепт, привнося в соединения новые компоненты. Главное в этом деле – приобрести жидкость от проверенного бренда, а не гнаться за первым попавшимся тосолом.

Охлаждающие жидкости от брендов

Что такое охлаждающая жидкость?

Любая жидкость для охлаждения двигателя содержит в своей основе воду и этиленгликоль (изредка может применяться пропиленгликоль). Если добавить спирт в количестве 50-60%, то температура закипания раствора увеличится, а замерзания − понизится. Но чтобы получилась полноценная охлаждающая жидкость, всех этих компонентов недостаточно.

Нужен целый ряд специальных присадок, которые будут надёжно защищать детали и корпус двигателя от образования коррозии и улучшат функциональность самой жидкости. Именно в составе этих присадок и заключается отличие всех охлаждающих жидкостей, выпускаемых различными производителями. 

На что влияет состав ОЖ

Характеристики охлаждающих жидкостей

В тех регионах, где температура зимой не опускается ниже нуля градусов, в систему охлаждения раньше (20-60 года прошлого века) заливали дистиллированную воду. Так поступали, потому что не было специальных жидкостей, блоки цилиндров изготавливали из чугуна, а радиаторы из латуни. Если ожидались морозы, а на автомобиле нужно было ездить, то в воду добавляли этиленгликоль. Однако, переход на алюминиевые блоки цилиндров и радиаторы не позволяет применять такой подход, потому что этиленгликоль разъедает стенки каналов, радиатор и крыльчатку помпы. Поэтому в такую охлаждающую жидкость необходимо добавлять вещества, которые снижают повреждающее действие этиленгликоля (ингибиторы коррозии).

Отличие тосола от антифриза

Тосол − это жидкость для охлаждения двигателя, которая содержит в качестве присадок соли неорганических кислот. К ним относятся:

  • бораты;
  • фосфаты;
  • нитриты;
  • силикаты;
  • амины;
  • нитраты.

Каждая из этих солей добавляется для замедления процесса образования коррозии на деталях двигателя. Однако в развитых странах тосолы уже не выпускаются, так как технология их производства считается устаревшей.

Антифриз является более современной разработкой. Он представляет собой охлаждающую жидкость, в которой комплекс присадок образован солями органических кислот − карбонатов. Именно из-за добавления карбонатных присадок антифризы часто называют карбоксилатными охлаждающими жидкостями.

Кроме присадок, есть ещё одно отличие, которое в состоянии заметить даже начинающий автолюбитель. Известно, что тосолы и антифризы, выпускаемые разными производителями, имеют различный цвет. Поэтому многие интересуются: чем, к примеру, отличается зелёный антифриз от красного, а красный тосол − от синего?

Из-за этого не нужно волноваться − цвет охлаждающей жидкости никоим образом не влияет на её эксплуатационные свойства и на это даже не стоит обращать внимание. Окраска появляется в результате добавления специального красителя, которым производители охлаждающих жидкостей пытаются выделить свою продукцию среди остальных. Естественно, зелёный антифриз отличается от красного, но это отличие заключается не во внешнем виде, а в рабочих характеристиках жидкости.

chem-otlichaetsya-tosol-ot-antifriza-1.jpg

Упаковка Тосола и Антифириза

Что будет если смешать антифриз с тосолом

Причин для смешивания разных охладителей существует несколько. Например, если произошла утечка и хладагент начал подтекать. В этой ситуации автовладелец вынужден купить любую жидкость, которая оказалась в магазине поблизости.

Также некоторые «бывалые» решают делать такой «коктейль» в целях получения большего количества присадок разной направленности. По их мнению, различные компоненты смогут лучше защитить систему от различных пагубных образований. На самом деле если бы была возможность создать универсальную смесь способную справиться со всеми мыслимыми и немыслимыми невзгодами, то производители уже давно бы взяли такое «ноу-хау» на вооружение. Дело в том, что разные жидкости могут содержать присадки, обладающие различными свойствами, в итоге, такая смесь будет менять свой химический состав и не факт, что это благоприятно скажется на работе систем автомобиля.

Поэтому можно мешать тосол с антифризом, жидкости разных цветов и в разных пропорциях, но только если свойства этих хладагентов схожи.

Полезно! Существуют хладагенты, которые абсолютно не чувствительны к любым смешиваниям. Такие жидкости можно отличить по маркировке G12, G12+, G11.

Схема смешивания антифризов различных типов

Стоит учитывать, что разные производители наделяют свои составы не только антикоррозийными и антипенными присадками, но и многими другими компонентами (например, добавками, предотвращающими влияние антифриза на резиновые части охладительной системы). Видов дополнительных компонентов существует огромное множество, поэтому обязательно внимательно прочитайте составы, смешиваемых ОЖ перед их соединением.

Если вы не учтете каких-то особенностей, но ничего критичного для работ систем автомобиля не произойдет, но лучше по возможности воздерживаться от ненужных «миксов», а в случае перехода на другой тип жидкости промыть охладительную систему. К слову, о смешивании разных составов.

Как появился тосол

как появился тосолДля лучшего понимания отличий между антифризом и тосолом, следует разобраться в истории. Если вернуться на несколько десятков лет назад, то на отечественных дорогах иностранные автомобили ездили очень редко. Все автомобили изготавливали в нашей стране, как и запчасти к ним, в том числе расходные материалы. Другими словами,  импортную охлаждающую жидкость невозможно было купить.

Действие тосола такое же, как и антифриза. Много лет назад тосол был не только названием жидкости, но и некоторой аббревиатурой. После разделения Советского Союза в России постепенно стали появляться иномарки. Наши владельцы автомобилей по привычке заливали в них тосол. Конечно, иностранные автомобили не могли выдержать такого «хамства».

Результатом заливки тосола в иномарки стало недостаточное охлаждение двигателей. К тому же, из-за развала Союза нашу охлаждающую жидкость стали производить с более низким качеством. В результате для иномарок стали искать по магазинам именно антифриз.

Нельзя забывать, что разница между этими двумя жидкостями заключается в химической формуле вещества. Шаги развития двух жидкостей имеют значительные различия между собой, хотя их основным элементом является этиленгликоль. Другим элементом является обычная дистиллированная вода.

Этиленгликоль заметно снижает температуру замерзания охлаждающей жидкости. В итоге мотор обеспечен нормальным охлаждением даже зимой. Температура кипения охлаждающей жидкости находится за границей 100 градусов, и достигает иногда 115 градусов. Это дает возможность сделать более эффективным охлаждение двигателей.

Отсюда видно, что базовое вещество у антифриза и тосола одно и то же. Основные их отличия скрываются в наборе присадок, применяемых изготовителями для обеспечения жидкости вспомогательных свойств, то есть, эти жидкости отличаются между собой только специальными добавками.

Виды антифризов

Эти жидкости разделяют на три вида в зависимости от их свойств:

  1. Органический состав.
  2. Неорганический антифриз.
  3. Гибридный.

Каждый из этих видов имеет свои особенности. Например, неорганический антифриз имеет невысокую стоимость, но более короткий срок работы. Органическая жидкость может работать до 5 лет. Гибридный вид антифриза может сочетаться с органической и неорганической жидкостью.

Что же предпочесть или советы практичного водителя

Прежде всего, нужно посоветоваться с консультантами на сайтах производителя марки вашего автомобиля.

Обычно, наилучшим выбором будет та жидкость, которую заливает производитель. Если же вы купили автомобиль « с рук» и нет уверенности, что охладитель не совсем подходящий и его уже несколько раз меняли, есть один уникальный совет.

Современные модели требуют бережного отношения, им подойдут современные мягкие антифризы, обладающие европейскими сертификатами качества и экологической безопасности. Несмотря на значительные цены, лучше приобрести G-12, G-12+, G-12++ и G-13, которые позволят автомобилю быть к вашим услугам эффективно, многие годы и главное – надежно.

А для привычных Жигулей, которые позднее стали называться Ладами, самым лучшим охлаждением станет их адаптированный тосол.

Автовладельцы, предпочитающие компромиссные варианты, предпочитают приобретение и заливку карбоксильного антифриза типа G-12, G-12+.

Он залог долговечности, эффективности, надёжности работы авто при лояльной цене.

В заключении

Как видите, более щадящим и долговечным составом отличается антифриз, поэтому лучше использовать именно его. Если в какой-то непредвиденной ситуации вам потребовалось долить охлаждающую жидкость, то использовать для этого можно и отечественный тосол.

Что лучше использовать, тосол или антифриз?

Что бы ответить на этот вопрос, нужно понять, в чем отличие тосола от антифриза, но, как было сказано выше, тосол – это тоже антифриз. Поэтому вопрос должен стоять не или-или, а какой из антифризов использовать лучше всего?

На этот вопрос однозначного ответа быть не может. Принципиальных отличий между тосолом и, к примеру, антифризом G11 – нет. У них схожий состав, свойства и срок действия, т.о. антифриз G11 по сути тот же ТОСОЛ.

В какие машины лучше заливать антифриз, а в какие ТОСол?

Бытует мнение, что тосол подходит для стареньких отечественных машин, а антифризы – для иномарок. Отчасти это верно, поскольку система охлаждения тех же «Жигулей» менее требовательна. Однако есть люди, успешно использующие тосол и в иномарках.

Поэтому, задаваясь вопросом, как сделать правильный выбор, нужно руководствоваться тем, в каких условиях эксплуатируется автомобиль, при каких температурах, что рекомендует автопроизводитель. В плане выбора жидкости нужно помнить об интервале замены.

Так, тосол придется часто менять, а, к примеру, лобридный антифриз – редко. Зато у первого и стоимость будет в несколько раз ниже. Особенно важны допуски и рекомендации, указанные на самой жидкости.

Ну и, конечно, качество. Сейчас существует немало плохо сделанных ОЖ, а еще подделок, использовать которые просто опасно. И некачественный карбоксилатная жидкость будет гораздо вреднее для двигателя, чем качественный тосол.

Поэтому определить, тосол или антифриз лучше использовать, можно, только решив для себя, что в приоритете, и выбрав по-настоящему качественный продукт.

Как определить, что залито в систему охлаждения

Определение цвета охлаждающей жидкости

Антифризы, включая тосол, окрашивают в различные цвета. При использовании качественных антифризов это позволяет избежать смешивания несовместимых охлаждающих жидкостей. Тосол с момента разработки окрашивают в три цвета. Поэтому визуально отличить одну охлаждающую жидкость от другой невозможно. Единственное, что можно определить наверняка – если жидкость рыже-оранжевого цвета, значит, выработала свой ресурс и начала разъедать двигатель. Такую жидкость необходимо немедленно заменить.

Несмотря на то, что тосол это тоже антифриз, смешивать их нежелательно. Ведь велика вероятность, что различные компоненты, входящие в их состав в лучшем случае нейтрализуют друг друга, а в худшем образуют вещества, которые повредят двигатель. По этой же причине нежелательно смешивать «антифриз» различных марок.

Видео: тосол или антифриз – что лучше заливать в систему охлаждения?

Что означает цвет охлаждающей жидкости

Тосол и антифриз: в чем разница? Что лучше?

Тосол или антифриз нужно применять, исходя из особенностей системы охлаждения конкретного автомобиля, так как разные производители авто используют для ее изготовления различные материалы:

  1. Красный антифриз изготовлен для применения в радиаторах, состоящих из латуни или меди.
  2. Зеленый антифриз подходит радиаторам, состоящим из алюминия и сплавов на его основе.
  3. Тосол лучше использовать на отечественных автомобилях с устаревшими чугунными двигателями.

Тосол и антифриз: в чем разница? Что лучше?

Если в процессе эксплуатации охлаждающая жидкость приобрела коричневый или ржавый оттенок – это свидетельствует и том, что ее свойства утрачены, и ржавчина не контролируется присадками-ингибиторами, при этом ухудшается качество охлаждения двигателя. Для максимально долгого срока службы тосола или антифриза нужно следовать рекомендациям завода изготовителя, и заливать именно ту жидкость, которая указана в руководстве по эксплуатации транспортного средства.

Меняем охлаждающую жидкость: как ничего не перепутать?

Логично предположить, что жидкости, обладающие разными химическими свойствами, лучше между собой не смешивать. Учитывая, что основы у них схожи, на выходе можно получить абсолютно непредсказуемую смесь, которая не принесет двигателю вашей машины ничего хорошего. Конечно, могут найтись уникумы, которые скажут вам, что это ведь два вещества для охлаждения, и их можно смешать.

Но, прежде чем решаться на эксперименты с машиной, проверьте жидкости вне системы. Смешайте небольшое количество тосола с антифризом в одной емкости. Если образуется осадок – поздравляем, они не совместимы! А теперь представьте, что было бы, если бы этот осадок был в машине? Система охлаждения безнадежно испорчена.

Видео «Делаем правильный выбор»

Что лучше летом заливать в систему охлаждения? Ответ слушаем в ролике от канала Avto-Blogger.ru.

Виды и маркировка тосола

Тосол, как и антифриз, разделяют на три основных вида, которые обозначают буквами:

  • А – полностью готовый к заливке в автомобиль;
  • М – модернизированный, в состав которого включены дополнительные компоненты;
  • К – концентрированное средство, предназначенное для самостоятельного изготовления охлаждающей жидкости.

После них ставят две цифры, которые показывают температуру замерзания ОЖ. Однако ГОСТ 28084-89 предусматривает другое деление на виды, которое распространяется не только на тосолы, но и любые антифризы. По этому документу существует лишь три вида антифризов: концентрат (ОЖ-К) и готовое к использованию средство (ОЖ), в котором число после букв означает температуру замерзания (40 или 65 градусов). Если тосол изготовлен по ГОСТ, то его маркировка должна соответствовать требованиям этого документа. При этом название жидкости может быть любым. К примеру, Тосол «Нева».

Подведем итог

Существенной разницы между тосолом и антифризом нет. Это маркетинговый ход позволяющий отделить российских производителей охлаждающей жидкости от импортных.

Разбавлять тосол и антифриз можно только дистиллированной водой в рекомендованных пропорциях.

Смешивать между собой тосол и антифриз можно, но с оглядкой на химсостав. Заливать в машину только то, что рекомендовано производителем автомобиля.

Вывод

Анализ свойств «Тосола» и антифриза складывается не в пользу отечественного продукта. Хотя, если вы эксплуатируете старый автомобиль, оснащенный двигателем из чугуна, то лучше отдать предпочтение «Тосолу». Наша «охлаждайка» дешевле и полностью безопасна, так как она не несет никакого вреда данному виду металла. Если же автомобиль более современный, то здесь желательно выбирать антифриз, так как применяемые сегодня технологии в автомобилестроении – это использование алюминиевых сплавов, пластика, силикона, резины и им подобных материалов.

Можно ли перемешивать антифризы серий 11 и 12 с тосолом или доливать один антифриз в другой

Насчет перемешивания охлаждающих смесей для мотора существует множество легенд, которые я бы хотел раз и навсегда развенчать. Данные легенды могут привести к неисправностям ваш автомобиль.

Некоторые почему-то решили, что можно добавлять один антифриз в другой и перемешивать продукты одной компании, не учитывая оттенок тосола и не делая предварительного сравнения с антифризом в отдельной емкости. Другие ошибочно думают, что есть так называемый универсальный красный антифриз и его стоит переливать лишь в такой же антифриз, а синий можно доливать только к синему.

  • Однако на только один оттенок не стоит ориентироваться. Цвет охлаждающей жидкости нельзя назвать полной гарантией, что она соответствует всем принятым стандартам и гарантирует полную безопасность.
  • Но все же как и писалось ранее, стоит смешивать между собой и доливать в автомобиль продукт, который вы ранее использовали без вреда для своего мотора. Идеальным решением будет, если это такой же охладитель по своему составу.
  • При перемешивании различных видов тосолов и антифризов, могут появляться определенные трудности — это коррозия поверхности, еще это может быть блокирование каналов мотора и прочие поломки, которые способны значительно снижать ресурс двигателя.
  • Смешивайте антифризы и тосолы с равной основой и никак иначе (антифризы с этиленгликолем и этиленгликолем).
  • При этом антифризы полученные из бес силикатной группы не стоит добавлять.

Видео

Вывод

Подводя итог, можно сказать, что выбрать подходящую охлаждающую жидкость для своего автомобиля в наше время – не проблема, будь это хоть тосол, хоть дорогущий лобрид. Проблема в другом: их слишком много, и легко запутаться в разнообразии.

Главное – учесть все рекомендации производителя и не гнаться за тем, что дешевле всего, а выбрать качественный состав, который точно не навредит машине. Тем более, что потратиться придется раз и на долгое время.

Промывка охлаждающей системы

  • Если действовать логично и по плану, можно предположить, что перед тем, как заливать новую жидкость, старую нужно слить, а емкость – вымыть. Чем и следует заняться.
  • Предыдущий антифриз сливаете – бачок, радиатор и блоки цилиндров.
  • Можете поставить машину под уклоном, чтобы капот был под наклоном вниз. (Не забудьте поставить машину на ручник).
  • Далее необходимо промыть систему. Очищенную (дистиллированную) воду смешайте со специальной очищающей смесью, которую можно приобрести в любом автомобильном магазине.

Заливаете эту смесь в систему, включаете двигатель, печку, и ждете, пока жидкость пройдет по системе. Повторяйте это несколько раз, до полной очистки системы. После того, как система очищена, разверните автомобиль. Теперь задняя часть автомобиля должна быть наклонена вниз. Проверьте приобретенный раствор: часто продается концентрат охлаждающей жидкости, и её необходимо развести.

Залейте антифриз, 90% необходимой жидкости. Радиатор не закрывайте (это важно!), и включите двигатель. Это позволит выгнать воздух из системы. Заглушите мотор, долейте жидкость в радиатор, закройте крышку радиатора. На этом работа закончена.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...