Смазочные материалы для промышленных вентиляторов

Как и чем смазать вентилятор Вентиляторы включаются часто и работают подолгу, а обслуживаются почти никогда. Это не от недостатка времени или халатности

Содержание

Смазка напольного бытового вентилятора

Подавляюще большинство напольных моделей устроены одинаково: лопасти крыльчатки вращаются асинхронным двигателем с редуктором. Все подвижные трущиеся части находятся в двигателе, именно в него и надо заливать смазку. Смазывать детали двигателя нужно хотя бы 1 раз в год.

Как понять, что напольный вентилятор пора смазать?

Очень просто:

  • При нажатии на кнопку запуска винт несмазанного прибора может просто не придти в движение.
  • Винт приходит в движение только от руки.
  • Винт очень медленно набирает обороты.

Всё это указывает на то, что масло полностью вышла из узлов вращения и сила трения не даёт мотору нормально работать.

Смазка вращающихся частей асинхронного двигателя

Перед смазкой нужно снять все навесные части и добраться до двигателя. Двигатель должен быть отключен от электросети. Сняв защитный кожух и разобрав пластиковый корпус, откроется двигатель. Перед смазкой двигатель очищается от загрязнения.

Порядок выполнения работы:

  1. После снятия пластикового кожуха и защитной сетки открывается доступ к мотору. Мотор отсоединяется от поворотного механизма и проводов.
  2. В процессе работы на вал наматывается различный мусор и пыль. Его надо очистить от загрязнения, при этом его разбирать не надо. Достаточно будет 2-3 раза попшикать
Как и чем смазывать вентиляторы различных типов - пошаговая инструкция

Бытовой напольный вентилятор

  1. WD-40 на основание вала (туда, где стоит подшипник) и немного пальцами покрутить вал. Смесь глубже проникнет в подшипник и вымоет всю грязь.
  2. После очистки от загрязнения вал необходимо протереть и капнуть на подшипник пару капель жидкого машинного масла для швейных машин. Для смазывания хорошо подходит масло И-20.
  3. Поворотный механизм тоже очищается от грязи. На шестерни наносится густая смазка типа солидола, а на втулки капается масло.
  4. После всех операций нужно оставить детали мотора, пока с них не стечёт весь излишек. В конце детали вытираются насухо и вентилятор собирается в обратном порядке.

Некоторые смазки могут разъедать пластик, от этого прибор сломается и придётся нести в ремонт или выбрасывать его. Перед нанесением нужно читать инструкцию

Как и чем смазывать вентиляторы различных типов - пошаговая инструкция

Смазка подшипника асинхронного двигателя

Какие типы подшипников используются в компьютерных вентиляторах?

В компьютерных вентиляторах устанавливаются подшипники качения и скольжения, которые в свою очередь делятся на подтипы (гидродинамические подшипники скольжения, подшипники скольжения с магнитным центрированием и т.д.).

У первых имеются элементы качения в виде шариков. Подшипники качения могут быть как открытого, так и закрытого типа (не предназначенные для повторного смазывания).

Подшипники скольжения представляют собой втулку, внутри которой вращается вал. Именно этот тип подшипника является наиболее распространенным. Принимая это во внимание, далее мы будем рассматривать рекомендации по выбору смазки для подшипников скольжения, используемых в вентиляторах компьютера.

Подшипник скольжения в вентиляторе

Подшипник скольжения в вентиляторе

Виды вентиляторов

Вентилятор – это устройство для перемещения газа с разностью давлений на выходе и входе не более 15 кПа. При больших степенях сжатия газа применяют компрессоры.

В общем случае вентилятор представляет собой ротор с лопастями (лопатками), которые при вращении забирают воздух и направляют его поток в другом направлении.

По принципу работы вентиляторы делятся на три основных типа.

Осевые вентиляторы
Осевые (аксиальные) вентиляторы – это конструкции с лопастями, перемещающими воздух вдоль оси, вокруг которой они вращаются. Такие достоинства как совпадение направления движения всасываемого и нагнетаемого воздуха, а также простота изготовления делают осевые вентиляторы наиболее распространенным.

Центробежные вентиляторы

Центробежные (радиальные) вентиляторы представляют собой размещенный в кожухе ротор, состоящий из лопаток спиральной формы. Воздух, поступающий в вентилятор через осевое отверстие, приобретает вращательное движение и за счет центробежных сил выходит через специальное отверстие.

Диаметральные вентиляторыДиаметральные (тангенциальные) вентиляторы имеют ротор типа «беличья клетка» цилиндрической формы. Стенки цилиндра составляет крыльчатка из загнутых вперед лопастей. Забор и выброс воздуха ведется по всей длине цилиндра, потоки имеют разное направление.

По назначению можно выделить четыре основные группы вентиляторов: вентиляторы общего назначения, вентиляторы дымоудаления (дымососы), крышные и шахтные вентиляторы.

Вентиляторы общего назначения применяются в промышленном секторе производства, в основном, для вентиляции помещений, охлаждения оборудования, воздухоснабжения, создания воздушных занавесов и т.д.

Центробежные или осевые вентиляторы дымоудаления применяются для удаления газообразных продуктов сгорания топлива из котельных агрегатов или промышленных и отопительных печей.

Крышные вентиляторы – разновидность радиальных промышленных вентиляторов низкого давления, предназначенных для вывода дымовоздушных смесей через кровлю.

Шахтные вентиляторы – стационарное шахтное оборудование, используемое для обеспечения воздухообмена в подземных горных выработках.

основные группы вентиляторов

Как и чем смазать вентилятор

Вентиляторы включаются часто и работают подолгу, а обслуживаются почти никогда. Это не от недостатка времени или халатности владельца, а от того, что этот механизм так прочно вошёл в повседневную жизнь, что уже не замечается, и мало кто задумывается о том, как и чем смазать напольный вентилятор. Но, как и все механизмы, вентилятор может сломаться в самый неподходящий момент. Предотвратить это можно только своевременным уходом.

Чем смазывать нельзя?

Не применяйте масло животного или растительного происхождения: оливковое, подсолнечное, конопляное и др. Оно застывает и накапливает грязь, что приводит к поломке вентилятора.

Нежелательно также использовать графитовую смазку. Это абразив, частички которого будут вызывать трение при работе и приведут к стиранию бронзовую обойму подшипника скольжения и выходу из строя вентилятора. Также графит может проводить электричество и произойдёт короткое замыкание.

Как разобрать, почистить и смазать вентилятор компьютера?

Не используйте растительные масла и графитовую смазку

Проблемы с моторчиком печки

Электромотор, как и другие устройства, имеет свой ресурс. Если автомобиль старый, то с такими вещами часто случаются неприятности. Они проявляются в шумной работе или визге из-за отсутствия смазочного материала. Сам по себе мотор состоит из неподвижной части с магнитами (статора) и подвижной части с обмотками (ротора). Последний устанавливается в корпус на бронзовые втулочки. Так вот, если это место пересыхает, то появляется скрип и неприятный звук.

Смазочные материалы для промышленных вентиляторов
Бронзовая втулка

Вообще при изготовлении таких втулок в бронзу добавляют графит, который служит твёрдой смазкой. То есть, в принципе, они должны работать без вспомогательных материалов. Однако, если в трущуюся пару попала влага или пыль, то проблемы обеспечены. Из-за них бронза окисляется и пересыхает, но через пару минут работы моторчика всё снова притирается. Поэтому визг пропадает быстро. Причиной его появления также является некачественный материал, из которого сделаны вал ротора и втулочки. Они могут просто постоянно гнить или окисляться, если они не покрывались антикоррозионными нержавеющими компонентами при изготовлении.

Смазочные материалы для промышленных вентиляторов
Бронзовые втулки

На многих заводах предусматривают такое развитие обстоятельств, поэтому втулку и вал оборудуют принудительной системой смазки. Это простое приспособление делает минимальным износ пары. Оно представляет собой специальный материал с высокой впитывающей способностью, который закрепляется вблизи гнезда втулочки. Чаще всего это колечко из войлока (фетр). Его нужно периодически пропитывать смазкой (обычным маслом), которая будет попадать на трущиеся детали и снижать трение. Если на вашем моторчике автомобильной печки установлен такой фетр, внимательно следите за ним. Когда слышен шум при работе, скорее всего просто высохла смазка в войлоке. Пропитайте его маслом и эксплуатируйте вентилятор снова.

Смазочные материалы для промышленных вентиляторов
Фетровое кольцо

Перегрев подшипников скольжения

Неисправность: перегрев подшипников оборудования с кольцевой смазкой может произойти из-за медленного вращения колец (некорректная форма колец, малое количество масла) или их остановки (очень густое масло). Тогда все говорит о недостаточной подаче масла.

Как решить проблему: очень густое масло следует сменить, если масла стало мало – долить до нужного уровня (согласно масляному указателю).

Неисправность: подшипники также могут перегреваться от загрязнения и проникновения мусора в масляный фильтр или маслопровод. Кроме того само масло тоже не застраховано от загрязнения.

Как решить проблему: промывка всей масляной системы, очищение масляных камер, замена масла, уплотнение подшипников.

Неисправность: несоответствующее масло для двигателя, неверная заливка вкладышей, осевое давление на подшипники.

Как решить проблему:  применять исключительно эффективные масла и качественно заливать вкладыши.

Смазка неразборного вентилятора

Неразборные вентиляторы чаще всего можно встретить внутри системного блока компьютера или корпуса ноутбука. Они крепятся на видеокартах и кулерах, на которые наносят термопасту. Неразборным он потому и называется, что статор и первичные обмотки наглухо запечатаны в пластиковом кожухе, который привинчивается к радиатору охлаждения. Несмазанные и забитые пылью моторчики начинают сильно шуметь и раздражать владельца компьютера.

Для смазки неразборного моторчика нужно получить доступ к подшипнику. В некоторых моделях он закрыт наклейкой, а в других намертво запаян пластмассой.

Как смазать неразборный вентилятор с наклейкой

  1. Набрать в шприц с тонкой иглой немного машинного масла.
  2. Аккуратно отклеить наклейку, которая закрывает подшипник.
  3. Закапать 5-6 капель масла в открывшийся подшипник. Если подшипник защищён резиновым сальником, то его снимать необязательно – можно проколоть его иголкой и впрыснуть масло.

Как смазать неразборный вентилятор, запаянный пластмассой

  • Взять небольшое сверло с центрирующим наконечником (2-3 мм)
  • Аккуратно проделать отверстие со стороны подшипника, электроинструмент лучше не использовать и сверлить вручную.
  • Шприцем залить несколько капель масла.
  • Заменить наклейку или замазать холодной сваркой.
Как и чем смазывать вентиляторы различных типов - пошаговая инструкция

Смазка подшипника неразборного двигателя

При сверлении мелкая пластмассовая стружка может попасть в подшипник. Если будет ощущаться, что вал немного заедает, то придётся промыть подшипник WD-40 и только потом уже закапать внутрь смазку.

Обслуживание вентиляторов

Для большинства промышленных вентиляторов применение традиционных смазок является недопустимым, так как их свойства и характеристики не соответствуют условиям эксплуатации в условиях воздействия влаги, пыли, высоких и низких температур.

Основными узлами смазывания вентиляторов являются подшипники, уплотнения, фланцевые и резьбовые соединения.

В линейке смазочных материалов Molykote, Dowsil, MODENGY и EFELE имеются высокоэффективные смазки, пасты, компаунды и антифрикционные покрытия для вентиляторов, которые обеспечивают длительную безаварийную работу узлов при высоких скоростях вращения в самых экстремальных условиях.

Рекомендации по применению смазочных материалов от компании Dow для узлов вентиляционного оборудования приведены в таблице.

Рекомендации по выбору смазки для подшипников скольжения компьютерных вентиляторов

Итак, вот основные рекомендации, которыми следует руководствоваться при выборе смазки для подшипников скольжения компьютерных вентиляторов.

1. Смазка должна быть жидкой и иметь необходимую вязкость

Дело в том, что подшипники скольжения функционируют при высоких оборотах и рассчитаны на работу в режиме гидродинамической смазки. В этом случае контактирующие поверхности разделены слоем смазочного материала.

Так вот смазка недостаточной вязкости не обеспечит этого разделения, а слишком густой материал приведет к снижению подвижности деталей, их нагреванию и другим сопутствующим проблемам.

2. Смазочный материал должен эффективно выполнять свои функции в режиме граничной смазки

В те моменты, когда вентилятор запускается, набирает обороты и останавливается, ему приходится работать в граничном режиме смазки. При этом сопрягаемые детали контактируют между собой через смазочный слой, толщина которого существенно меньше показателя шероховатости поверхностей.

В периоды граничной смазки подшипник изнашивается сильнее, чем в остальное время работы.

При таком жестком режиме эксплуатации могут помочь дисперсии, которые представляют собой масла, усиленные твердыми антифрикционными добавками (дисульфидом молибдена, графитом или тефлоном).

3. Смазка должна надежно и долго работать при необходимых температурах, не окисляться и не испаряться

В ситуации, когда наступает масляное голодание (например, при перегреве подшипника), смазка должна защитить подшипник от усиленного износа (режим аварийной смазки). Это возможно благодаря твердым антифрикционным наполнителям в составе смазочного средства.

4. Трансмиссионные, моторные и индустриальные масла, как правило, не подходят для подшипников скольжения компьютерных вентиляторов

Смазка не должна провоцировать набухание или усадку деталей из резины и пластика, содержать присадки, которые вызывают коррозию антифрикционных сплавов на основе цветных металлов.

5. Смазка должна хорошо проникать в узкие зазоры между втулкой подшипника и валом вентилятора, полностью покрывая трущиеся поверхности

Для смазывания подшипников скольжения компьютерных вентиляторов отлично подходят смазки в аэрозолях с насадкой-трубочкой.

Как правило, место для смазывания – небольшое отверстие в центре вертушки – заклеено этикеткой и/или закрыто резиновой заглушкой. Снимайте/отклеивайте эти штуки аккуратно, чтобы после смазывания вернуть все в исходное состояние.

То самое небольшое отверстие, куда закладывается смазка

То самое небольшое отверстие, куда закладывается смазка

6. Смазка должна надежно удерживаться на поверхности подшипника

У многих вентиляторов не очень хорошо обстоит дело с герметичностью подшипниковых узлов. Резервуаров для подпитки они также не имеют. Именно поэтому при выпадении (утечке) смазки из подшипника вентилятор в скором времени остается “сухим” и его нужно обслуживать заново. Многократное повторение снятия и установки элементов негативно сказываются на надежности и срока службы вертушки.

К тому же, если смазка выпадет (вытечет) из подшипника, то она не сможет в полной мере раскрыть свои антифрикционные свойства.

Учитывая эти рекомендации, вы сможете подобрать наиболее подходящее средство для обслуживания подшипников скольжения, установленных в вентиляторах вашего компьютера.

Кроме того, рынок смазочных материалов сейчас предлагает специальные смазки для компьютерных вертушек, что тоже является вполне достойным вариантом.

Чем вы смазываете вентиляторы своего компьютера? Расскажите в комментариях.

Больше интересных и познавательных статей на mirsmazok.ru

Если смазка не помогает

Иногда смазка может не принести результата, крыльчатка по-прежнему будет крутиться с трудом. Это значит, что шарики в подшипниках исчерпали свой ресурс и начинают клинить. Здесь поможет только замена подшипников на новые. Такое случается редко, это либо очень старые модели, либо это приборы, которые хранились без предварительной консервации и от коррозии пришли в негодность.

Как и чем смазывать вентиляторы различных типов - пошаговая инструкция

Вытяжной вентилятор в системе вентиляции

Ремонт напольного вентилятора

Сегодня мы уже плохо представляем свои офисы, дома и квартиры без вентилятора, простого, но такого нужного в жару агрегата. Что делать, когда он вдруг вышел из строя? Не спешите бежать с ним в мастерскую или покупать новый – возможно, поломка вам по силам. Итак, сегодняшняя тема – ремонт напольного вентилятора своими руками.

1. Вентилятор не включается

Во-первых, обратим внимание на лампочку. Если она:

— не горит, действуем по уже накопленному опыту. Проверяем розетку и наличие электричества в помещении, вилку и шнур на целостность. Если первое в наличии, то поэтапно проверяем второе – вилку разобрать и проверить контакты проводов с клеммами, провод надо бы прозвонить тестером – руками прощупать обрыв сложно;

— горит. Выключите прибор и начинайте разбирать кнопочный блок. Обнаружив неисправную кнопку, попробуйте (если есть опыт, а магазина с запчастями рядом нет) осуществить соединение напрямую. Если в блоке все в порядке, проверяем регулятор скоростей. Для этого ставим его в максимальное положение и с помощью тестера проверяем «вход» и «выход». Часто отсоединенный проводник является причиной неработающего регулятора. Если есть паяльник, действуйте. Если же он перегорел – менять.

неисправен электродвигатель . Плохая причина. Потому как менять движок – ничуть не дешевле, чем купить новый вентилятор.

2. Вентилятор не поворачивается в стороны

Проблема в кривошипе. Скорее всего, его крепежные винты ослабли, и надо всего лишь затянуть их. Если агрегат поворачивается, но «со скрипом», то есть, туго и с паузами, разберите корпус вентилятора и проверьте состояние и сцепление шестерен в редукторе . Убедитесь, что переключатель свободно перемещается вверх-вниз. Нужно будет вынуть вал и главную шестерню для того, чтобы смазать их. Собрать все смазанное обратно. При износе шестерен соберите вентилятор без редуктора – он будет работать в статичном положении. Но будет ведь.

3. Лопасти не вращаются

Или вращаются плохо. Причина, возможно, кроется в загустевшей смазке подшипников. Вам придется разобрать вентилятор, чтобы добраться до самого двигателя, но это – самая простая из задач. Хуже, если дело в выработке ресурса втулок, неисправности электродвигателя или в выходе из строя конденсатора . Эти поломки устранить самостоятельно не получится – проще купить новый вентилятор. В первом же случае достаточно смазать втулки, предварительно очистив их от старой смазки бензином. Следите за тем, чтобы смазка не попала на обмотку двигателя.

4. Вентилятор шумит и скрипит

Дело в деформации пропеллера или в ослаблении крепежа подшипника скольжения. Вспоминайте, может, вы вытаскивали его на солнце и забыли там или вообще роняли много и сильно. Отключите прибор от сети и начинайте его разбирать. Осмотрите защитную решетку на предмет деформации – возможно, лопасти при вращении касаются ее вдавленных частей. Выпрямить все изгибы можно руками. Снимите пропеллер, осмотрите и его лопасти – тема та же. В отличие от решетки выпрямить полиуретан руками не выйдет. Придется менять пропеллер. Если же там все ровно, проверьте крепеж подшипника – закрутите все болты.

Несмотря на некоторые внешние отличия различных моделей вентиляторов, принципы их устройства и ремонта одинаковы. Не грустите, если ваш вентилятор сломался, не спешите нести его на свалку и искать на чердаке бабушкино опахало – все не так сложно и чаще всего исправимо.

Понравился материал? Ставьте лайки, делитесь в соц. сетях, заходите на наши сайт и форум и не забывайте подписываться на канал!

Источник

 Советы

  1. Перед разборкой и смазкой кулера, продуйте его и почистите от пыли.
  2. Запоминайте последовательность шагов, чтобы не было проблем при сборке. Фотографируйте каждый этап. Оставляйте пометки маркером.
  3. Выбирая смазку, учитывайте её тугоплавкость и способность создавать масляную плёнку. Сравните характеристики нескольких смазок и выберите лучшую. Почитайте свежие отзывы на профильных форумах. Производитель может менять характеристики обновляя ассортимент.
  4. Регулярно очищайте и смазывайте вентилятор, иначе он выйдет из строя и потребует замены.

Если вы дочитали статью до конца и у вас остались сомнения по поводу необходимости этой процедуры, возможно они обоснованы. Мытья и переборки достойны только хорошие дорогие кулера. Иногда лучше купить новый вентилятор, если он стоит дешевле, чем ваше время.

Автор статьи

Закончил ВМРК по специальности техник-механик, работал в компании DEXP, занимаюсь фотографией и диагностикой компьютерной и бытовой техники.

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Сейчас на странице 0 пользователей

Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...