Чем и как смазать моторчик печки | avtoskill.ru

Статья о том, чем смазать моторчик печки автомобиля и как это сделать, почему возникают проблемы с печкой, как от них избавиться, как обслуживать мотор печки.

Виды систем отопления автомобиля

Сейчас существует два основных вида печек. Их классифицируют по принципу эксплуатации:

  • Стационарные. Это самая обыкновенная система, которая устанавливается на каждый автомобиль в обязательном порядке. Она работает от двигателя, то есть от его системы охлаждения. Антифриз, нагревающийся мотором, по патрубкам идёт к радиатору отопителя — в салон. Здесь и установлен моторчик, который либо дует, либо засасывает воздух от нагревательного элемента (радиатора). Он нагнетается в патрубки, которые отводятся на лобовое и боковые стёкла, а также к ногам пассажиров. Когда вентилятор включён, горячий воздух постоянно идёт по системе труб и обогревает весь салон;
  • Автономные. Ещё один вид отопителей, который является серьёзным конкурентом стационарному устройству. Выше рассмотренная система эффективна только тогда, когда прогреется двигатель, а точнее антифриз в системе охлаждения. В ином случае будет дуть холодный воздух. Автономный вариант в этом моменте имеет большое преимущество, поскольку позволяет отопить салон даже заглушенной машины. Сама печка представляет собой установку, которая расходует какое-нибудь топливо и нагревает воздух, антифриз или масло в специальной камере. За ней установлен моторчик, нагнетающий холодный воздух в раскалённое место. От него он выходит уже горячим потоком через сопло. Такая конфигурация позволяет работать вне зависимости от мотора.
Виды систем отопления автомобиля | Чем и как смазать моторчик печки

Упрощенная схема устройства системы отопления автомобиля

Стоит отметить, что последний является дополнительной функцией и может устанавливаться как заводом, так и владельцем автомобиля. Очень хорошо, если две эти системы совмещены.

Также не менее важным параметром является экономия. В стационарной системе она наблюдается в ресурсе моторчика. То есть, в устройстве присутствует дополнительный патрубок, который выводится наружу автомобиля в виде воздухозаборника. На высокой скорости он захватывает поток воздуха, который идёт к радиатору отопителя. Таким образом, конструкция позволяет отключать электромотор при интенсивной езде и отапливаться одним наддувом.

В автономной системе вентилятор работает постоянно, но экономия здесь в другом. Основной элемент в обогреве раскаляется от сгоревшего топлива, подачу которого контролируют специальные датчики. Когда температура доходит до определённого значения, порция солярки, бензина или газа уменьшается. Устройство потребляет меньше ресурса и даёт больше тепла.

Какая из этих систем лучше, судить трудно. С одной стороны, используется теплоотдача мотора и таким образом повышается его КПД, а с другой — внедряется в автомобиль самостоятельная система, способная работать даже с заглушенным двигателем — автономно. Мы же поговорим о первом виде.

Чем и как смазать моторчик печки

В настоящее время производители стараются сделать автомобиль максимально комфортным для человека. Для этого они начиняют его удобными и полезными функциями: отопитель, обогрев сидений, электрические приводы подъёма стекла, кондиционер, круиз контроль и т.д.

Но самое интересное то, что принцип работы всех этих систем опирается на самые элементарные механизмы. Никаких нововведений нет. В пример можно взять отопитель салона или, как называют водители, печку. Её устанавливают в автомобили с середины прошлого века. Тогда она представляла собой моторчик, который загонял тёплый воздух в патрубки и выталкивал его наружу — в салон.

Немного позже вентиляторы стали делать в пластиковых корпусах, большей мощности и меньших размеров, чтобы снизить габариты с весом и повысить производительность. По сей день ничего не изменилось, только теперь в обогреве появились цифровые датчики, а также усовершенствованная система ходов, которая позволяет обдувать разные отсеки салона.

Zamena-motorchika-pechki-Reno-Sandero-i-Logan.jpg

Пример моторчика печки

Благодаря новшествам устройство может самостоятельно поддерживать нужную температуру в автомобиле и эффективно его отапливать. Но ведь по-прежнему всё работает от того самого моторчика. Он является сердцем, которое, выйдя из строя, загубит всю систему. Такое происходит довольно часто даже в импортных машинах. Изнашиваются основные трущиеся элементы, и вентилятор начинает гудеть, скрипеть или вообще заклинивает. Чтобы этого не случилось, желательно иногда обслуживать мотор печки и знать чем его смазывать.

Оглавление:

Проблемы с моторчиком печки

Электромотор, как и другие устройства, имеет свой ресурс. Если автомобиль старый, то с такими вещами часто случаются неприятности. Они проявляются в шумной работе или визге из-за отсутствия смазочного материала. Сам по себе мотор состоит из неподвижной части с магнитами (статора) и подвижной части с обмотками (ротора). Последний устанавливается в корпус на бронзовые втулочки. Так вот, если это место пересыхает, то появляется скрип и неприятный звук.

Проблемы с моторчиком печки | Чем и как смазать моторчик печки

Бронзовая втулка

Вообще при изготовлении таких втулок в бронзу добавляют графит, который служит твёрдой смазкой. То есть, в принципе, они должны работать без вспомогательных материалов. Однако, если в трущуюся пару попала влага или пыль, то проблемы обеспечены. Из-за них бронза окисляется и пересыхает, но через пару минут работы моторчика всё снова притирается. Поэтому визг пропадает быстро. Причиной его появления также является некачественный материал, из которого сделаны вал ротора и втулочки. Они могут просто постоянно гнить или окисляться, если они не покрывались антикоррозионными нержавеющими компонентами при изготовлении.

Проблемы с моторчиком печки | Чем и как смазать моторчик печки

Бронзовые втулки

На многих заводах предусматривают такое развитие обстоятельств, поэтому втулку и вал оборудуют принудительной системой смазки. Это простое приспособление делает минимальным износ пары. Оно представляет собой специальный материал с высокой впитывающей способностью, который закрепляется вблизи гнезда втулочки. Чаще всего это колечко из войлока (фетр). Его нужно периодически пропитывать смазкой (обычным маслом), которая будет попадать на трущиеся детали и снижать трение. Если на вашем моторчике автомобильной печки установлен такой фетр, внимательно следите за ним. Когда слышен шум при работе, скорее всего просто высохла смазка в войлоке. Пропитайте его маслом и эксплуатируйте вентилятор снова.

Проблемы с моторчиком печки | Чем и как смазать моторчик печки

Фетровое кольцо

Обслуживание моторчика печки

С фетром ситуация понятна, но что делать, если сам электромотор некачественный? Это проявляться в постоянной ржавчине на валу вентилятора, из-за того что в сталь не добавляли нужных компонентов при выплавке или же бронзовые втулки не содержат графита. В таком случае пара может сильно перегреться в месте трения и заклинить. Тогда ещё появляется риск пожара, который возможен при замыкании от перегрузки.

Обслуживать такие моторчики придётся намного чаще, ведь смазать их получится только густой смазкой (лучше графитовой). А она, как известно, долго не держится.

Обслуживание моторчика печки | Чем и как смазать моторчик печки

Смазывать ненадежные моторчики печи лучше графитной смазкой

Обслуживание моторчика печки | Чем и как смазать моторчик печки

Смазка бракованного моторчика печки

Хотя есть ещё один вариант, которым пользуются многие автовладельцы. Можно сделать войлочное кольцо самостоятельно и приклепать его к корпусу моторчика, а затем пропитать маслом. Оно ничем не будет отличаться от заводского изготовления и долго прослужит. То есть, с бракованным вентилятором тоже можно ездить, но придётся немного поморочить голову. Не у всех получится правильно смазать или доделать печку, чтобы не повредить другие системы, находящиеся вблизи. Лучше всего, конечно, просто заменить вентилятор на новый и забыть о проблемах.

Стоит ещё отметить, что вместо бронзовых втулок могут быть установлены роликовые или шариковые подшипники. В таком случае про их смазку можно вообще забыть, так как с завода для электромоторов они все идут закрытыми. То есть, в них уже набито необходимое количество смазочного материала.

Как снять моторчик печки

Прежде чем смазывать, нужно сначала добраться до вентилятора. Чаще всего он установлен в салоне автомобиля, под главной панелью. Реже его можно найти под капотом (в этом случае снять не составит труда). Чтобы демонтировать моторчик в салоне, необходимо частично разобрать панель. Но перед этим лучше снять с аккумулятора клеммы, поскольку есть риск замкнуть проводку. Обшивка в каждом автомобиле снимается по-разному, поэтому здесь рекомендации не помогут. Чаще всего она крепится либо на защёлках, либо на шурупах.

Когда вы доберётесь до моторчика, не спешите его снимать. Сначала отсоедините всю примыкающую проводку (на редуктор и пневматический клапан). Если вы собрались демонтировать ещё и радиатор отопителя, то надо слить антифриз с системы охлаждения. Для этого нужно открутить краник на основном радиаторе и найти чистую посудину. Но весь тосол всё равно сцедить не удастся. Какая-то часть останется в патрубках, поэтому будьте осторожны при отсоединении.

Как снять моторчик печки | Чем и как смазать моторчик печки

Моторчик печки автомобиля со снятым пластиковым чехлом

Сам моторчик обычно крепится двумя или тремя болтами, а также может находится в пластиковом чехле, который тоже необходимо открутить. Чтобы смазать, его нужно сначала разобрать и оценить внутреннее состояние. В этом моменте нельзя спешить! Все детали должны отсоединяться легко, без усилия. Если что-то не получается, значит или не до конца откручено, или просто прикипело. Энтузиазм здесь неуместен.

Как смазать моторчик печки

У вентилятора должен сниматься пропеллер, и откручиваться верхняя крышка, в которую будет впрессована бронзовая втулочка. Вторая находится в самом корпусе (стакане). Прежде чем смазывать, оцените их состояние на наличие люфта или выработки. Если ротор в них болтается, то лучше сразу купить новые и заменить. Ну а если всё в порядке, то осталось промокнуть фетровое кольцо маслом (например, моторным) или обмазать всё солидолом и правильно собрать.

Как смазать моторчик печки | Чем и как смазать моторчик печки

Смазка моторчика печки автомобиля моторным маслом

Будьте осторожны с щётками и самим ротором, дабы не повредить якорь. Следите, чтобы жидкая смазка не попадала на контакты, иначе есть риск замыкания. Собирать всё нужно в обратной последовательности и силой ничего не пихать. Если деталь не подходит, значит вы что-то не так собрали. В этом случае лучше заново раскрутить и повторить процедуру. Когда всё установлено на место, можно заливать антифриз и проверять работу отопителя. Если вы всё правильно сделали, шум исчезнет.

Чем и как смазать моторчик печки

3.3

(65%)

4

проголосовало

Чем смазать пары трения в электромоторе печки?

#1 NEO

Прикрепленные изображения

#2 Alex Gazovoz

С прошлой зимы в печке завёлся «сверчок», летом он видимо где-то спал, а с наступлением холодов он опять проснулся. Ничего не осталось, как снять и разобрать моторчик. В связи с этим возник вопрос, чем лучше смазать валы ротора (на фото) и втулки, что бы осуществить долговременную и качественную работу пар трения в электромоторе, в том числе и при зимних очень низких температурах. И ещё, чем пропитывают войлочную шайбу (прокладку).

#3 NEO

На ВАЗах классических это обычная проблема. Лечил подкладыванием фетровых шайб, пропитанных моторным маслом. Втулки мазал Литолом. Года на два-три проблема исчезала.

#4 Kuzmich

С прошлой зимы в печке завёлся «сверчок», летом он видимо где-то спал, а с наступлением холодов он опять проснулся. Ничего не осталось, как снять и разобрать моторчик. В связи с этим возник вопрос, чем лучше смазать валы ротора (на фото) и втулки, что бы осуществить долговременную и качественную работу пар трения в электромоторе, в том числе и при зимних очень низких температурах. И ещё, чем пропитывают войлочную шайбу (прокладку).

#5 NEO

Быстр ты однако. Я моторным капнул. ибо — стоит вертикально. Хуже — точно не будет. А вот. с прокладку.. пропитать — не догадался. и даж не задался вопросом. а.. собсно — зачем?

#6 Kuzmich

Судя по всему она должна чем-то пропитыватццо, видимо, чтобы подольше смазывать.

#7 Alex Gazovoz

Пасиб! Мож знаешь, силиконовые смазки могут туды тоже подойти?

#8 NEO

Хмм.. у меня прокладка которую пропитаь можно — ток на крышке пластиковой. вродь там и смазывать-то нечего особо. воть.. мож у тебя по другому чего выдумали.. Машины-то.. разные.. совсем чуть-чуть

#9 Kuzmich

У меня, не разбирая мотор можно смазать, только с одной стороны вал ротора и втулку, но при этом его всё равно надо снимать с машины. Сначала так и хотел сделать, но подумав решил, что свист мог идти и с другой стороны и коль уж снял, то лучше сразу всё, что можно смазать и почистить, дабы потом ентим не заморачиваццо. Надо сказать, что сделал правильно, т. к. после разборки электромотора на валу и втулке с другой стороны обнаружил следы ржавления. Рыжей от ржавчины стала даже войлочная прокладка. Грязи, кстати, тоже было нормально. Всё почистил, осталось только смазать. Воть терь и думаю чем.

#10 NEO

о как. у меня ржавчины — тьфу-тьфу — ни грамма. пыли — вагон был. а вот ржавчины.

#11 Alex Gazovoz

У меня, не разбирая мотор можно смазать, только с одной стороны вал ротора и втулку, но при этом его всё равно надо снимать с машины. Сначала так и хотел сделать, но подумав решил, что свист мог идти и с другой стороны и коль уж снял, то лучше сразу всё, что можно смазать и почистить, дабы потом ентим не заморачиваццо. Надо сказать, что сделал правильно, т. к. после разборки электромотора на валу и втулке с другой стороны обнаружил следы ржавления. Рыжей от ржавчины стала даже войлочная прокладка. Грязи, кстати, тоже было нормально. Всё почистил, осталось только смазать. Воть терь и думаю чем.

#12 Kuzmich

Сам удивилссо , видимо, конденсат, т. к. влаги там просто взятссо не откуда.

Где-то читал, что силикон для этих узлов не есть хорошо. ИМХО конечно. А чем тебя мой метод смущает?

#13 Alex Gazovoz

Слухай.. а мож. литолом можно?? Он воздуха не боится . ну и.. как самый простой вариант.

#14 Kuzmich

#15 NEO

Где-то читал, что силикон для этих узлов не есть хорошо. ИМХО конечно. А чем тебя мой метод смущает?

Мож у тебя заслонка, что с улицы воздух или из салона забирать грит — постоянно в положении: салон?если она вообще на Вехах есть..

#16 Kuzmich

Ну, ты уж совсем нафантазировал. Поясню, пара со следами ржавления сидит гораздо глубже и лучше защищена, тем самым менее подвержена внешним воздействиям, нежели противоположная на которую крепится крыльчатка.

#17 NEO

НИЗ?? Ят думал — верх подржавленный. Ну. а там-то откуда конденсат возьмется??

#18 Kuzmich

Примерно так, в мороз по тем или иным причинам влажность в машине была выше, чем на улице и из-за отсутствия смазки, пара трения нагрелась, далее выступил конденсат.

#19 NEO

#20 Kuzmich

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...