Самосвал «Татра 815»: технические характеристики, обзор возможных модификаций

Обзор самосвала «Татра 815», его технические характеристики. Какие двигатели устанавливают на грузовики данной модели, их особенности. Расход топлива «Татра

Самосвал «Татра 815»: достоинства, технические характеристики и разновидности

samosval-Tatra-815.jpg

Чешская компания «Татра» выпустила первый грузовик под маркировкой Tatra 815 в 1983 году.

Несмотря на возраст, данная модель до сих пор производится и постоянно модернизируется.

Она обладает множеством различного рода достоинств, имеет большое количество преимуществ перед своими аналогами-соотечественниками и продукцией из других стран.

История создания

«Татра 815» была спроектирована заводом как полноценная и модернизированная замена модели Т-148. В течение всего своего существования грузовик обновлялся целых 4 раза – в 1994, 1997, 2000 и 2010 году.

За все это время в базовую модификацию были внесены следующие изменения:

  • сконструирована новая кабина Terr №1;
  • установлена модернизированная приборная панель с дополнительными органами управления и датчиками;
  • в последних моделях присутствует жидкостное охлаждение;
  • установлен новый двигатель V8 T3C (он полностью соответствует нормам Евро 3).

Двигатель с жидкостным охлаждением имеет маркировку T3D и устанавливается на Tatra 815 с 2006 года.

Особенности, преимущества и недостатки

К самой основной особенности грузовиков можно отнести нестандартную конструкцию авто, которая никогда не использовалась на иных марках. Среди основных преимуществ автомобиля данной марки можно отметить много разных факторов. Автомобиль Татра 815 — это самосвал, технические характеристики которого уникальны и функциональны:

  • Оснащение мощными двигательными установками;
  • Присутствует встроенная система охлаждения;
  • Надежность всех конструкционных элементов;
  • Обеспечение оптимального температурного режима в кабине;
  • Подогреваемый кузов;
  • Присутствуют моторы с возможностью воздушного охлаждения;
  • Использование в конструкции специальной хребтовой рамы.

Особого внимания заслуживает именно рама, которая отличается высокими показателями жесткости и общего сопротивления на скручивание. Данный фактор дает самосвалам Tatra 815 серьезные показатели в способности поднимать и перевозить груз. Подобная рама оснащена центрально балкой, и к ней присоединен специальный силовой агрегат одновременно с трансмиссией и полуосями. Именно за счет серьезного удлинения основной по центру расположенной по центру балки дает возможность производителю выпускать авто Tatra 815 с колесной формулой, достигающей 12х12.

Существует и несколько недостатков данного авто. Многие пользователи отмечают некоторую сложность в процессе обслуживания. Причина в том, что приводные валы находятся во внутренней части балки, отчего доступ к ним немного ограничен.

Устанавливаемые двигатели

Чаще всего на сегодняшний день можно встретить грузовики Tatra 815, оснащаемые тремя типами двигателей со следующими параметрами:

Характеристика V8 T3C T3D ТЗА-929-13
Количество цилиндров, шт. 8 8 10
Максимально возможная мощность, л. с. 310 820 285
Тип охлаждения Воздушный, жидкостный Жидкостный Воздушный
Тип топлива Дизель Дизель Дизель
Объем камеры сгорания, л 12,7 12,667 15,825

Сегодня все грузовики, выпускаемые рассматриваемым производителем, оснащаются дизельными моторами с жидкостным охлаждением T3D. Они имеют множество особенностей, не свойственных никаким другим двигателям данного класса и мощности.

характеристики двигателя, используемого в самосвале Татра 815
Самым важным и необычным конструктивным решением завода Tatra стал способ нейтрализации выхлопных газов.

Ресурсы компании довольно ограничены, и производство всегда ощущало нехватку денежных средств. Поэтому инженера пошли по пути наименьшего сопротивления.

В отличие от именитых брендов (MAN, SCANIA), Tatra вместо высокотехнологичной рециркуляционной системы использовала SCR (мочевинный способ вывода выхлопа).

Недостатком такой системы является то, что замерзают отходы в виде мочевины при температуре -11 градусов, а это делает эксплуатацию данной модели на севере в зимнее время несколько затруднительной. Но в теплом климате SCR не доставляет никаких неприятностей водителям.

Электронный блок управления у двигателя полностью отсутствует, что сильно упрощает ремонт. В конструкции присутствует обычный ТНВД.

Массово-габаритные параметры

какими параметрами и техническими характеристиками обладает грузовик Татра 815Несмотря на то, что «Татра 815» является грузовиком, способным перевозить даже очень большой вес, данный автомобиль имеет весьма скромные габаритные размеры:

  • высота кабины от земли – 1 970 мм;
  • ширина погрузочной платформы – 2 400 мм;
  • длина погрузочной платформы – 4 310 мм;
  • высота грузового отсека варьируется в широких пределах.

Стандартная модель, выпускаемая на сегодняшний день, способна без каких-либо затруднений перевозить груз объемом до 16 990 кг. Полная масса составляет 28 500 кг. Вес автопоезда, полностью нагруженного, 44 000 кг.

Нагрузка на оси распределяется следующим образом (колесная формула 6×6):

Ось Снаряженная масса, кг Максимальная масса, кг
Передняя 3 932 6 300
Средняя 5 116 11 100
Задняя 2 552 11 100

При необходимости данные пределы можно незначительно превышать. Хребтовая рама грузовика и остальные элементы (ходовая часть, подвеска) выполнены с очень большим запасом прочности.

Двигатель

Tatra 815 комплектуется дизельным двигателем V8 с турбонаддувом, системой непосредственного впрыска топлива и кулером всасываемого воздуха, монтируемым прямо над силовой установкой. Агрегат также оснащается механическим линейным ТНВД с коленвалом на роликовых подшипниках. Данный элемент соединен из различных сегментов и является уникальным решением, применяемым исключительно на грузовиках чешского производителя. На первых модификациях устанавливались моторы, соответствующие требованиям «Евро-2». Последние версии Tatra 815 оборудуются силовыми установками, отвечающими нормам «Евро-5».

Агрегаты V8 имеют номинальную мощность 310-440 л.с. и максимальный крутящий момент 1400-2100 Нм.

Для последних модификаций Tatra 815 также доступны силовые установки V10 и V12 (производители Cummins и Deutz) с номинальной мощностью 350-590 л.с. и максимальным крутящим моментом 1550-2750 Нм. Данные агрегаты имеют водяное охлаждение.

Расход топлива

Поскольку Tatra 815 не единожды модифицировалась, расход топлива у данного грузовика довольно велик.

Хотя некоторые улучшения появились после того, как завод начал устанавливать моторы, оснащенные SCR. За счет этого нововведения количество топлива, необходимого на 100 км пути, снизилось на 5-6%.

Производителем установлены следующие значения расхода на модели «Татра 815» для смешанного цикла:

Мощность двигателя, л/с Расход, л/100 км
300 45,1
285 47,5
312 43,7

Отзывы профессионалов

Tatra 815 действительно хорошая, утверждают водители со стажем. Она прошла испытания казахстанскими степями, болотами Нижневартовска и вечной мерзлотой Уренгоя. Владельцы утверждают это не вездеход, а автомобиль повышенной проходимости.

Один из владельцев говорит: «За одинаковый промежуток времени при перевозке груза в 10 кубов, пятилетние Уралы срывали себе мосты по три раза, а Tatra до сих пор бегает как новенькая, хотя ей уже 23 года». Что ещё нужно для доказательства практичности, выносливости и надёжности?

Модификации[править | править код]

В семейство Tatra 815 входят многочисленные модификации, включая бортовые грузовики, самосвалы с односторонней и трёхсторонней разгрузкой, седельные, балластные и аэродромные тягачи, шасси для кранов, экскаваторов, цистерн, пожарных машин, и т. п[16].

KATASI[править | править код]

В 1990-е годы существовало мелкосерийное производство грузовиков на шасси Tatra 815 с коробкой передач, двигателем и кабиной КамАЗ. Машинокомплекты отправляли из России в Словацкую компанию VAB-SIPOX (ранее входившую в состав компании Tatra и расположенную в городе Бановце-над-Бебравоу), где и производили их окончательную сборку. Грузовики производились под маркой KATASI (аббревиатура от названий КамАЗ, Tatra и VAB-SIPOX) и были рассчитаны на сбыт в Словакии и странах СНГ. Существовало всего две модификации: самосвал грузоподъёмностью 17 тонн и шасси под экскаватор-планировщик UDS 134. Самосвал уступал в грузоподъёмности, динамических качествах и комфорту кабины аналогичному грузовику Tatra, построенному на этой же раме, а стоимость KATASI получилась чересчур высокой для российского рынка того времени (на территории России было продано всего три грузовика), поэтому совместное производство вскоре закрыли. На момент 2008 года сохранилось всего несколько экземпляров, один из них — в России[17][18].

Цены

Стоимость грузовика сильно варьируется в зависимости от года выпуска, технического состояния и его рабочих характеристик (мощности двигателя, грузоподъемности, модификации):

Год выпуска Пробег, км Цена, руб.
1991 300 000 180 000
1989 350 000 100 000
2004 350 000 580 000
2008 202 2 020 000
2012 9 800 2 990 000
2014 5 12 772 000

возможная комплектация Татра 815 в виде экскаватора-планировщикаБлагодаря столь большому разбросу цен можно при необходимости приобрести Tatra 815 за несколько сотен тысяч рублей в приличном состоянии.

Стоимость нового автомобиля данной марки также нельзя назвать чересчур большой – многие аналогичные грузовики от более именитых брендов стоят в разы дороже. Ценовая доступность сделала Tatra 815 популярной моделью в странах ближнего зарубежья.

Видео

На видео представлен сюжет о проходимости Tatra 148 по бездорожью.

Отзывы о самосвалах «Татра-815»

По словам некоторых опытных работников грузового автосервиса, «Татра-815» – это, несомненно, один из лучших грузовиков на отечественном рынке. Как главное преимущество 815-й «Татры» отмечается её надёжность, и если специально не «гробить» автомобиль, то он исправно прослужит долгие годы. Владельцам и водителям данного самосвала советуют соблюдать определённую последовательность переключения передач, то есть не допускать рывков и не рвать сцепление.

Работниками автосервиса замечено, что листы рессор хватает на 250-270 тысяч километров, а затем они выпрямляются и трескаются из-за нагрузки. Но это скорее является плюсом, так как их замена при подобном пробеге исключает аварийный ремонт. Как отмечает один владелец «Татры-815», снятие и установка рессор проходит быстро, но частого вмешательства тележка не требует.

Отзывы о самосвалах «Татра-815»

Из выявленных недостатков «Татры-815» модели отмечается расположение датчика антиблокировочной системы, который из-за езды по бездорожью покрывается грязью, и зазор между им и гребёнкой уменьшается. К минусам Татры относят и солидный расход горючего.

По отзывам владельца автопарка самосвалов марок «Татра», «Скания» и «Вольво», «Татра-815» – на порядок надёжнее прочих названных. Данный автомобиль редок и прост в ремонте, неприхотлив, имеет полный привод, в общем – рабочая лошадка для суровых условий эксплуатации. «У «Татры-815» нет балансиров задней телеги, а крестовина ходит до 500 тысяч километров. Трансмиссия рассчитана на максимальное тяговое усилие, что конечно снижает максимальную скорость, но уберегает от штрафов и снижает аварийность при движении. Моя модель Татры 815 несет на себе до 17-ти тонн груза. Соглашусь: немного, но при нынешних штрафах за перегруз такой недостаток превращается скорее в достоинство, к тому же, конструкция при острой необходимости рассчитана не перегруз».

Ремонтировать мотор «Татры» гораздо проще, чем многие другие. Доступ к его агрегатам настолько удобен, что даже серьёзные работы можно производить без снятия двигателя. Кабина «Татры-815», несмотря на всю свою простоту и аскетичность, заслуживает высоких похвал от абсолютного большинства водителей и владельцев. По их отзывам, поначалу «создаётся стойкое впечатление, что она гораздо просторнее внутри, чем выглядит снаружи». Как известно, это один из верных признаков любого хорошего автомобиля.

Отзывы о самосвалах «Татра-815»

Ещё «Татры-815» прославились одной интересной особенностью: они могут ехать без одного переднего колеса. Это неоднократно было проверено советскими и российскими шоферами. Лопнувшая шина на грузовике – это, к сожалению, не редкость и зачастую серьёзная проблема, надолго ставящая машину на обочину. «Татра-815» в любом случае дотащит до АТП. Однако минус у машины, конечно, есть – в нагруженном виде она управляется ощутимо хуже, но к этому можно привыкнуть и приспособиться.

По поводу надёжности деталей передней подвески, которых не встретишь на других грузовиках – торсионов – тоже есть разные мнения. Кто-то говорит, что их легко сломать при наезде на препятствие одним колесом, в особенности, если машина гружёная. Кто-то считает, что эти поломки случаются при плохой работе амортизаторов, когда вследствие повышенной раскачки ломаются торсионы.

Говорят, что легко можно сломать и пыльники – защитные чехлы двух приводов, выходящих из картера. Достаточно будет одного неудачного наезда на арматуру – и пыльника нет. Менять его – удовольствие сомнительное, но ведь сломать привод, естественно, – ещё более скверный вариант. Это действительно можно записать в недостатки самосвала.

В целом, благодаря непревзойдённой жёсткости хребтовой рамы можно  смело ехать на любой откос с диагональным вывешиванием, и «Татра-815» от этого не перекашивается, как многие другие тяжёлые автомобили.

Аналоги

К аналогам модели Tatra 815 можно отнести отечественный КамАЗ-6520.

Самосвал «Татра 815»: технические характеристики, обзор возможных модификаций

Особенности эксплуатации

Рассматриваемая техника обладает несомненными достоинствами в плане удобства эксплуатации.

Небольшие габаритные размеры позволяют водителю без каких-либо затруднений обозревать все пространство позади грузовика, даже если к нему присоединен прицеп. Большеразмерное лобовое стекло дает возможность хорошо видеть площадь перед кабиной.

Сама кабина оснащается пневматическим водительским креслом, его можно очень легко и быстро подогнать под человека, обладающего любыми антропометрическими данными.

кабина грузового автомобиля Татра 815
Все органы управления находятся в зоне доступности, нет необходимости тянуться далеко для осуществления каких-либо действий (включение света, поворотников).

Уровень вибрации и шума в кабине сведен к минимуму, что положительным образом сказывается на комфорте. Во время вождения водитель испытывает минимум усталости. На последних версиях Tatra 815 установлены кондиционер и очень мощная дизельная печь.

Грузовики Tatra 815 обладают выдающимися рабочими характеристиками, а также имеют множество других достоинств, что делает их использование удобным и экономически обоснованным.

Если соблюдаются условия эксплуатации и выполняется плановое обслуживание узлов, требующих этого, то автомобиль прослужит своему владельцу не один десяток лет.

После прочтения технических характеристик самосвала, предлагаем посмотреть видео, из которого вы узнаете, в каких условиях возможна эксплуатация «Татра 815»:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Дизайн Tatra T815

Дизайн практически ничем не отличается от большинства самосвалов и грузовиков, которые выпускаются в мире. На бампере изображено название марки, которое придает мужественности всем моделям и модификации. Грузовики обладают внушительными размерами и габаритами, что в свою очередь влияет на солидность машины.

tatra-t815_3.jpg

Лобовое стекло имеет большие размеры. Кузов обшит прочным металлом, который придает массивности. Над некоторым моделями установлено продолжение прицепа в форме «козырька», которое располагается над кабиной. Колеса агрегата большие, поэтому кабина находится на высоком расстоянии от земли.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...