В статье рассказывается о причинах неисправности подушки двигателя
Подушка двигателя: на что влияет и как устроена
На разных отечественных и иностранных автомобилях до 80-х годов опора двигателя фактически представляла собой плотную резину, которая прикручивалась к двигателю и кузову. Такое решение повсеместно использовалось на автомобилях, которые в то время были в подавляющем большинстве с задним приводом. При этом простые опоры неплохо справлялись со своими задачами.
Однако в дальнейшем кузова стали легче, уменьшилась толщина стали, изменились требования к пассивной безопасности и т.д. В результате подушки превратились в более сложное изделие из металла и резины. На элитных моделях авто появились гидравлические опоры двигателя, которые способны обеспечить максимум комфорта по сравнению с другими аналогами.
Итак, двигатель современного легкового автомобиля с приводом на передние колеса зачастую крепится на 4 или 5 опор. Как правило, две подушки расположены на КПП, остальные крепятся к силовому агрегату. Сам двигатель и коробка имеют жесткое соединение.
Что касается ДВС, принято выделять правую подушку, а также переднюю и заднюю. Правая подушка двигателя закреплена на переднем правом лонжероне. Такая опора располагается сверху. Передняя подушка двигателя зачастую крепится к передней балке, расположена снизу. Задняя подушка также находится внизу, может быть прикреплена к днищу или к подрамнику. Кстати, на многих моделях задняя опора конструктивно отсутствует.
Если говорить о конструкции, резинометаллические опоры двигателя могут отличаться по форме и материалам изготовления, однако зачастую в основе лежит металлический цилиндр, в который впрессован сайлент-блок.
Основной задачей является надежная, но не жесткая фиксация ДВС, при этом подушка одновременно поглощает вибрации и гасит возникающие колебания. В результате улучшается управляемость ТС, сам двигатель получается менее вибронагруженным, от вибраций в меньшей степени страдает навесное оборудование, колебания не сильно передаются на кузов автомобиля и т.д.
Особенности подушек двигателя
Наибольшее распространение сегодня получили универсальные в использовании резинометаллические опоры, которые работают по принципу сайлентблоков в подвеске. Наличие упругого элемента позволяет обеспечить демпфер при скручивании и вибрации, а металлические элементы гарантируют прочность и долговечность таких опор.
На отдельные автомобили устанавливают регулируемые гидравлические подушки, которые используют принцип амортизаторов. Они имеют внутри специальную рабочую жидкость, которая перетекает из камеры в камеру, предупреждая тем самым появление вибрации. Недостатком таких гидравлических опор является их высокая стоимость.
Когда нужна проверка подушек двигателя
Как вообще понять, что вам нужна диагностика подушек двигателя? Признаки неисправности этой детали следующие:
Подушка мотора с повреждениями
- вибрация, возможно сильная, которую вы чувствуете на руле или кузове автомобиля;
- стуки из подкапотного пространства, которые слышны даже на холостом ходу;
- толчки трансмиссии во время езды (особенно на автоматах);
- удары под капотом при езде по неровностям;
- усиливающиеся вибрации, толчки, стук при трогании с места и торможении.
Поэтому если ваша машина “пинается”, “дрожит”, “стучит”, особенно во время смены режимов двигателя, переключения коробки передач, трогании с места и торможении до остановки, то вероятно проблема именно в подушке двигателя.
Не всегда именно подушка будет причиной проблем, описанных выше. К вибрациям, толчкам и стукам могут привести проблемы с форсунками,
коробкой передач
и элементарные нарушения креплений защиты картера или деталей выхлопной системы. Но в любом случае проверка подушек двигателя — это самая простая операция, которую можно выполнить. Вы либо выявите причину проблем при визуальном осмотре, либо поймете, что нужно переходить к проверке других вариантов.
Сильная вибрация силового агрегата
Если вы стали замечать, что двигатель работает ровно, а вибрации по салону усилились, это явный признак того, что подушки перестали выполнять свою функцию. Автовладельцы часто думают, что усиление вибраций является признаком серьёзной поломки, но на самом деле стоит нужно проверить подушки двигателя. Скорее всего вы обнаружите, что они износились.
Порванная подушка двигателя: признаки
Как и любая другая деталь, опора силовой установки также имеет ограниченный срок службы и со временем выходит из строя. В среднем, подушки на современных авто рассчитаны как минимум на 100-120 тыс. км, хотя на практике данные элементы могут нуждаться в замене как раньше, так и намного позже данного срока.
Обычно причиной проблем становится резиновая вставка, которая попросту растрескивается и рвется от нагрузки. Реже трещины появляются в металлической части опоры, разбиваются места установки крепежей и т.д.
Так или иначе, на неисправность подушек мотора обычно указывают такие симптомы:
- Сам двигатель работает ровно, однако водитель ощущает явное усиление вибраций по кузову, на руле, на ручке КПП и т.д.;
- В момент начала движения с места, а также во время торможения можно услышать пощелкивание или приглушенные стуки в подкапотном пространстве;
- При езде по неровной дороге слышны удары спереди автомобиля, такие удары во многих случаях ощущаются на рычаге КПП, переключение передач на «механике» в этот момент может быть затруднено;
Чтобы проверить подушки двигателя, не обязательно сразу обращаться на СТО и загонять автомобиль на стенд. Обычно неисправность можно установить и локализовать самостоятельно даже при наличии не слишком богатого опыта по ремонту и обслуживанию авто.
Самым простым способом первичной диагностики является раскачивание двигателя руками в подкапотном пространстве, после чего по стуку можно локализовать порванную или треснувшую опору.
Еще одним приемом в рамках диагностики подушек двигателя является прием, когда сначала открывается и фиксируется капот, затем машину заводят и подают на первой передаче рывками вперед. Аналогичным образом автомобиль подается и назад. В это время помощник снаружи следит за колебаниями ДВС.
Чтобы провести более тонкую проверку, сначала необходимо заранее выяснить, где точно расположены опоры на конкретной модели. Затем потребуется доступные для обзора элементы предварительно осмотреть. Трещины, разрывы и другие повреждения обычно видны и хорошо просматриваются.
Для полноценной визуальной оценки нижних подушек нужно быть готовым к тому, что машину нужно будет поставить в гараж со смотровой ямой, заехать на эстакаду или воспользоваться подъемником.
Рекомендуем также прочитать статью о том,
как заменить подушку двигателя
. Из этой статьи вы узнаете о том, как производится замена опоры двигателя, а также какие тонкости и нюансы следует учитывать в рамках данной процедуры.
Если поверхностная диагностика ничего не показывает, тогда следует снова задействовать помощника. Один человек монтировкой сдвигает опору, тогда как другой следит за тем, не появляются ли разрывы в резиновой вставке в тот самый момент, когда опора перемещается. Бывает, что некоторые трещины без раскачки сразу не видны.
После обнаружения порванной подушки двигателя, поврежденный элемент следует заменить. Не рекомендуется пытаться выпрессовать резиновую вставку из цилиндра в целях экономии на запчасти, так как такой кустарный ремонт зачастую не приносит желаемых результатов.
Что касается самой замены, верхнюю подушку заменить достаточно просто. Автомобиль нужно поднять на домкрате, произвести демонтаж старой подушки и установить новую. Если же приходится менять нижние опоры, также важно учитывать, что двигатель после снятия этой подушки опускается вниз. Это значит, что потребуется дополнительный упор, который подпирает ДВС, позволяя направить подушку и правильно закрепить данный элемент.
Признаки износа подушек
Основным признаком износа подушек является сильная вибрация, которая от двигателя передается на кузов. В особенности она отмечается при разгоне, а также во время работы двигателя на холостых оборотах. При серьезном износе также может отмечаться биение рычага передач, что свидетельствует о существенном износе опор двигателя и коробки.
На малой скорости в особенности при движении под горку из-под капота может доноситься характерный металлический звук, который отличается от звуков из подвески. Это звук раскачивающегося на изношенных опорах двигателя, причём энергия мотора такова, что может показаться, что под капотом располагается тяжёлый подвешенный посторонний предмет.
Если открыть капот и осмотреть мотор, то может показаться, что двигатель словно завалился на одну из сторон. Это объясняется тем, что подушки двигателя с одной из сторон изношены больше, чем с другой стороны, а мотор теряет свою первоначальную геометрию крепления.
Советы и рекомендации
Важно понимать, что самые сильные нагрузки подушки испытывают в момент резкого старта автомобиля с места, а также при интенсивном торможении. Еще ресурс опор сокращает езда по ямам, когда кузов и двигатель раскачиваются, особенно на высокой скорости.
Что касается диагностики и ремонта, проверять и менять подушки двигателя нужно своевременно, так как повышение вибраций не только влияет на комфорт, но и крайне негативно сказывается на самом двигателе, кузове и оборудовании. Другими словами, если даже одна подушка порвана, далее эксплуатировать автомобиль с подобной неисправностью настоятельно не рекомендуется.
Выбор новых опор двигателя
Подбирать новые опоры двигателя нужно в соответствии с параметрами автомобиля. Несмотря на то, что в отдельных случаях опоры разных автомобилей могут оказаться взаимозаменяемыми, мы рекомендуем вести поиски исключительно по параметрам конкретно вашего транспортного средства. Также поиски можно вести по VIN-коду, а также кодам имеющихся деталей. Кроме того, по параметрам автомобиля вы можете установить модифицированные опоры. Например, те, в которых вместо резиновых элементов используются полиуретановые. Если вы уже подобрали нужную автозапчасть, уделите особое внимание производителям. Наилучшие опоры сегодня предлагают такие фирмы:
- Sasic (Франция);
- TRW (Германия);
- Impergom (Италия);
- Ruville (Германия);
- Fenox (Беларусь);
- Boge (Германия).
Из указанных выше фирм часть является поставщиками на конвейер. Их продукция для вторичного рынка не слишком уступает оригинальной, но при этом может похвастать более чем демократичной ценой. Что касается самых бюджетных решений, как-то продукции от немецких Febi и SWAG, то многие автолюбители высказываются о качестве продукции данных фирм скорее негативно, чем позитивно. Отмечается небольшой эксплуатационный ресурс опор этих фирм, а также низкое качество используемого сырья. По большей части это переупакованные опоры китайских, турецких и тайваньских фирм.
Довольно интересные и редко встречающиеся в продаже подушки передач можно в каталогах Corteco (Германия) и Delphi (США). В связи с возрастающим спросом на тюнинг, полиуретановые подушки по схемам резиновых производят множество мелких европейских и азиатских фирм, однако о качестве их продукции говорить сложно в силу большого разнообразия, малой известности таких производителей и невозможности судить о качестве продукции в целом по подушкам одной-двух моделей.
Визуальный осмотр
Проверить, в каком состоянии находятся опоры силового агрегата, можно визуально. Для этого владелец должен лечь под автомобиль и осмотреть опоры. При осмотре можно выявить затвердевшую резину, трещины и порывы, расслоение – это на самом деле отсоединение металла от резины.
Замена подушки двигателя в случае обнаружения неисправности
Если требуется заменить подушки двигателя, признаки неисправности, описанные выше, как правило, позволят добраться своим ходом до ближайшего автосервиса или собственного гаража. Но ехать при этом следует аккуратно, по возможности со скоростью не выше 60 км/ч. Износу подвергается обычно задняя либо левая подушка. Обнаруженная неисправность одной опоры, скорее всего, повлечет за собой замену и второй подушки. По окончании осмотра нужно заранее приобрести необходимые запчасти — ездить за ними на машине в процессе замены подушек не получится.
- Подготовка к замене подушки двигателя
Работы по замене опор рекомендуется производить в тепле, поскольку используемая резина при низких температурах дубеет и теряет эластичность. Это значительно усложнит процесс.
Желательно также загнать автомобиль на смотровую яму и замену проводить оттуда, предварительно отсоединив клеммы аккумулятора. Осматривать чаще начинают левую переднюю сторону мотора, где неисправность подушек появляется в большинстве случаев и доступ к которой наиболее удобен.
Оторванное крепление можно отремонтировать, поскольку цена новой подушки для двигателя иномарки составляет около 2000 рублей (а для внедорожника она вдвое выше). Если же пострадал резиновый элемент, опору в любом случае придется менять.
- Процесс замены опоры двигателя
Прежде всего, с мотора снимаются элементы защиты для облегчения доступа к нужным деталям. Затем под двигателем устанавливается домкрат для обеспечения его поддержки во время откручивания подушек. Если процесс происходит в смотровой яме, поперек нее можно положить широкую, достаточно прочную доску и на нее установить домкрат.
Далее агрегат приподнимается домкратом до того момента, когда будет возможно свободно открутить заменяемую опору. После откручивания крепежных винтов и снятия старой опоры на ее место устанавливается новая, и операция повторяется в обратном порядке.
Замена задней подушки, как правило, связана с определенными трудностями. Эта опора испытывает во время эксплуатации двигателя наибольшие нагрузки. В результате этого деформируется весь крепеж, включая болты. По форме крепеж отличается от остальных опор.
Здесь домкрата уже будет недостаточно. Чтобы освободить опору, оптимальнее подвесить мотор к верхней балке. Если такой возможности нет, можно соорудить перекладину на двух стаканах, приподняв заранее двигатель домкратом. В некоторых моделях автомобилей внешние элементы могут помешать устранению неисправности, и их придется снять. Сильно деформированный болт крепежа подушки рациональнее спилить отрезным кругом. Иногда такой болт пытаются выровнять и открутить, но через некоторое время его все равно придется менять.
Старая опора зачастую прикипает к раме с образованием ржавчины из-за накопления грязи. Для ее снятия может помочь масло или средство типа WD-40. Новую заднюю опору важно правильно установить. Нанесенная на опоре стрелка должна быть направлена вперед, по направлению движения машины. В остальном сборка осуществляется в обратном порядке.
После замены задней опоры можно приступать к правой. Здесь также есть вероятность столкнуться с деформированными болтами, однако более серьезная проблема состоит в расположенном тут генераторе либо компрессоре автомобильного кондиционера. Известно, что снятие компрессора может повлечь за собой разгерметизацию контура и утечку хладагента.
Если ремонт происходит в СТО, впоследствии лучше проверить кондиционер на предмет возможных неисправностей. Недальновидные сотрудники автосервисов иногда самолично снимают компрессор для экономии времени, не предупреждая об этом автовладельца.
В иномарках в большинстве случаев правая опора двигателя располагается ближе к передней части. Поэтому для доступа к этой подушке зачастую снимается правая фара и радиаторная решетка.
Часть деформированных болтов не удастся срезать даже болгаркой, поскольку доступ к ним ограничен другими соседними элементами либо попросту до них не достать. В данном случае лучше действовать обычной ножовкой по металлу, срезая поврежденный болт вручную.
Процедура эта займет гораздо больше времени, но так вы хотя бы не повредите соседние детали и узлы. Новая опора ставится на место старой как обычно, в обратном порядке. При установке радиаторной решетки надо быть осторожным — соты радиатора достаточно острые, чтобы порезаться.
- Безопасность при работе
Самое главное — надежно и безопасно зафиксировать мотор. Для помощи и подстраховки желателен второй помощник.
Проверка люфтов
Этим вариантом пользуются, если налицо неисправность подушки двигателя, признаки все есть, но вот визуально что-то обнаружить не удалось. Необходимо проверить наличие люфтов на креплении опор двигателя к кузову.
Для полноценного осмотра специалисты рекомендуют с помощью палки либо монтировки покачать подушки из стороны в сторону. Если удалось обнаружить большой люфт в местах, где опора двигателя крепится к кузову, тогда можно выполнить самостоятельный ремонт. Но также можно поехать на СТО и устранить проблему там.
Признаки выхода из строя опоры двигателя «Лады Приоры»
Автомобили ВАЗ практически ничем конструктивно не отличаются от автомобилей любых других производителей. То же самое касается устройства и расположения таких деталей, как подушки двигателя. Признаки неисправности («Приора» в том числе) можно выявить характерными вибрациям мотора. Это проявляется на холостых и на более высоких оборотах. Двигатель будет дергаться неестественно.
Это сигнал владельцу о необходимости проверки опор или их замены. Второй признак – это подергивания руля. Колебания рулевого колеса зависят от частоты работы силового агрегата. Еще о вышедших из строя подушках может сказать коробка передач. При движении будут выбиваться передачи.
«Форд»
Вибрации на кузове автомобиля на холостых оборотах и в процессе движения говорят о том, что вышли из строя или повреждены подушки двигателя. Признаки неисправности («Форд Фокус 2» в том числе) могут быть и другими. На автомобилях «Форд Фокус» используется две опоры. Правая — гидравлическая, левая – опора коробки передач. В случае повреждений рекомендуется выполнять замену обоих элементов.
Естественно, можно заменить только поврежденную и вибрации пройдут, однако новая опора будет подвергаться значительно большим нагрузкам и выйдет из строя гораздо раньше своего срока. В качестве замены стоит приобретать оригинальные детали. Недорогие аналоги служат менее 20 тысяч километров.