Классификация моторных масел

Содержание

Функции моторного масла

Для начала необходимо разобраться с предназначением моторного масла. Продукт выполняет ряд важных функций, от которых зависит работа двигателя.

Задачи моторного масла:

  1. Смазка всех движущихся деталей в двигателе. Это предотвратит износ мотора и образование стружки.
  2. Защита мотора от перегревания за счет отведения от него тепла.
  3. Конструкция агрегата остается чистой. Об этом заботятся моющие составные компоненты.
  4. Обеспечения работы мотора при значительном понижении температуры.
  5. Защита от ржавчины, окислительных процессов и продуктов сгорания.
    Функции моторного масла

    Функции моторного масла

Нужно периодически заменять масло. В противном случае оно не будет справляться со всеми функциями. Владелец авто должен ориентироваться в маркировках, чтобы правильно подобрать нефтепродукт.

Классификация моторных масел по химической основе

Первым делом разберемся, какие бывают моторные масла по химическому составу. Выделяют три основные группы автомасел: минеральные, полусинтетические и синтетические.

Сравнение синтетики и минералки

Сравнение синтетики и минералки

Минеральные полностью состоят из натуральных ингредиентов. Они производятся путем прямого перегона нефтепродуктов. Их использование рационально в новых двигателях, не предназначенных для работы в условиях сильных перегрузок. Минералка идеально подходит для умеренного климатического пояса, где сезонные температурные перепады практически не заметны. Такая особенность объясняется невозможностью масла поддерживать стабильное рабочее состояние в высоко- и низкотемпературных условиях: при отрицательных температурах минеральная основа подмерзает и перестает равномерно циркулировать в силовой установке, при положительных — обретает высокую текучесть и быстро испаряется. Периодичность замены такого масла варьируется в пределах 5-7 тысяч километров пробега (при условии, что автомобиль не подвергается большим перегрузкам). Основные преимущества таких автомасел заключаются в доступности и их низкой стоимости. Отрицательной стороной, помимо невозможности использования жидкости в условиях повышенных нагрузок, является большое скопление вредных для окружающей среды примесей, содержащихся в выхлопных газах. Обозначение минеральной основы на этикетках канистр указывается редко.

info.png.webp

Полусинтетические масла в своем составе имеют натуральные и ненатуральные элементы. Они производятся путем синтеза нефтепродуктов и специальных химических присадок, основная роль которых заключается в повышении ресурса силового агрегата автомобиля.

Присадки позволяют сохранять первоначальные свойства горюче-смазочного материала в течение продолжительного времени, а также позволяют ему противостоять температурным перепадам. К основным недостаткам полусинтетики относится ее «минеральная сторона»: нефтепродукты могут давать осадок или нагар, загрязняя тем самым рабочую площадь. Масло подходит для новых бензиновых и дизельных двигателей

.

Также его использование допустимо и в моторах, которые выработали небольшой ресурс.

Этапы производства моторного масла

Этапы производства моторного масла

Синтетическая основа состоит из ингредиентов, которые не встречаются в чистом виде в природе. Процесс производства синтетики подразумевает проведение сложного молекулярно-химического синтеза, направленного на повышение эксплуатационных свойств защитного материала. Такое масло не оставляет нагара и не загрязняет рабочую смесь. Более того, в его составе присутствуют моющие присадки, которые бережно очищают двигатель от грязи и сажи. Если вы привыкли к спортивному стилю вождения или проживаете в регионе, славящемся резкими температурными перепадами, то «баловать» своего железного друга лучше качественной синтетикой. Она не разжижается, не густеет от времени и климатических скачков, а позволяет повышать ресурс мотора там, где обычная минералка уже полностью бы «потеряла над собой контроль». Периодичность замены синтетики может доходить до 15 тысяч километров пробега. При этом ее использование допустимо как в новых, так и старых силовых агрегатах. О том, что жидкость в канистре относится к синтетике, информирует соответствующая надпись на этикетке.

Определяющим параметром при выборе моторной жидкости по химической основе должно выступать техническое состояние мотора.

Классификация и обозначение моторных масел

Моторные масла эксплуатируются в широком температурном диапазоне и высоком давлении. Они подвержены воздействию агрессивных элементов, которые влияют на работоспособность и износ трущихся элементов и отвод тепла от них. По этим причинам, к маслам предъявляются высокие эксплуатационные требования. Чтобы упорядочить систему применения смазок для разных типов транспортных средств, мировыми производителями разработана их классификация и система стандартов. Основными из них являются:

  1. SАЕ. Этот стандарт разработан обществом автомобильных инженеров и определяет вязкостно-температурные характеристики масляных жидкостей.
  2. АРІ. Стандарт американского нефтяного института. Он определяет марку масляного раствора, в зависимости от типа двигателя, года его выпуска и условий его эксплуатации.
  3. АСЕА. Разработан ассоциацией европейских изготовителей автомобильной техники. Является аналогом стандарта АРІ, но с более высокими требованиями.
  4. ILSАС. Введен международной комиссией по стандартизации моторных смазок. Совместная разработка американских и японских изготовителей автомобильной техники. Имеет свою маркировку, но требования дублируют стандарты АСЕА и АРІ.
  5. Межгосударственный стандарт ГОСТ 1747.1-2015. Разработан отечественными производителями транспортных средств. Стандарт является комбинированным. Он определяет вязкостно-температурные характеристики масляных жидкостей и марку масляного раствора, в зависимости от типа двигателя, года его выпуска и условий его эксплуатации.

класскификации масел

Чтобы детально понять требования стандартов, необходимо рассмотреть каждый их них повнимательней.

Зачем нужно маркировать моторные масла

Распределение жидкостей по классам чрезвычайно необходимо по причине различия силовых установок. Суть в том, что каждый мотор выделяется индивидуальными конструктивными особенностями. Определенный ДВС нужно обслуживать подходящей жидкостью.

Если правило не соблюдать – двигатель быстро выйдет из строя, что спровоцирует необходимость ремонта.

Зачем нужно маркировать моторные масла

Благодаря маркировке потребители могут быстро и безошибочно подбирать подходящую смазку для защиты двигателя.

Классификация производится по двум параметрам:

  • сфера использования — бензиновый, турбодизельный двигатель либо дизель;
  • степень вязкости и способность обслуживать силовой агрегат в летний или зимний период.

Самые распространенные классификации масел — сообщества автоинженеров (SAE) и Американского нефтяного института (API).

Канал PARTBOX рассказывает, какое масло выбрать, чтобы не вывести двигатель из строя.

Классификации общества автомобильных инженеров Америки (SAE)

Что такое классификация моторных масел по SAE? Организация со второй половины XX века занимается разработкой и усовершенствованием стандартов распределения моторных масел по вязкости. На сегодняшний день полный список насчитывает более 10 отдельных типов масел, которые отличаются по вязкости и температурным характеристикам.

Таблица характеристик выглядит таким образом.

Температурный режим °С Спецификация SAE
Жидкости круглогодичного применения
-40/+40 0w20; 0w30
-35/+40 5w20; 5w30
-30/+40 и выше 10w30; 10w40
-25/+40 и выше 15w40
-20/+40 и выше 20w50
Жидкости ограниченного применения
-30/+20 10w
-20/+30 20w
0/+40 30
+5/+40 40
+10/+40 50

Примечательно, что вышеуказанные пределы и рекомендации имеют силу только в случаях отсутствия на силовых установках оборудования, облегчающего процесс запуска. Также температурные режимы рекомендуемые ассоциацией должны рассматриваться исключительно как общие рекомендации. Непосредственное назначение каждого типа жидкости для конкретного автомобиля выполняется самим производителем.

Классификация моторных масел по SAE

Таблица 1

Класс вязкости

Кинематическая вязкость, мм2/с (сСт), при температуре

+ 100 °С

– 18 °С, не более*

33

Не менее 3,8

1250

43

 »       »      4,1

2600

53

 »       »      5,6

6000

63

 »       »      5,6

10400

6

Св. 5,6 до 7,0 включ.

8

 »     7,0   »    9,3     »

10

 »     9,3   »    11,5    »

12

 »    11,5 »    12,5 »

14

 »    12,5 »    14,5 »

16

 »    14,5 »    16,3 »

20

 »    16,3 »    21,9 »

24

 »    21,9 »    26,1 »

33/8

 »     7,0   »    9,3 »

1250

43/6

 »     5,6   »    7,0 »

2600

43/8

 »     7,0   »    9,3 »

2600

43/10

 »     9,3   »    11,5 »

2600

53/10

 »     9,3   »    11,5 »

6000

53/12

 »    11,5 »    12,5 »

6000

53/14

 »    12,5 »    14,5 »

6000

63/10

 »     9,3   »    11,5 »

10400

63/14

 »    12,5 »    14,5 »

10400

63/16

 »    14,5 »    16,3 »

10400

* Определяется по номограмме до введения в действиестандарта на определение динамической вязкости при температурах ниже 0 °С.

(Измененнаяредакция, Изм. № 3).

4. Взависимости от области применения моторные масла делят на группы А, Б, В, Г, Д,Е (табл. 2).

Что проверять на упаковке

Какие данные можно увидеть на канистре моторного масла?

  • SAE – определение вязкости масла
  • API и ASEA – определение класса качества
  • Допуск автопроизводителя
  • Штрих-код
  • Дата изготовления и номер партии
  • Маркетинговые псевдомаркировки
  • Указание специальной категории масло, если оно к таковой относится

На примере  ниже расшифруем основные маркировки моторных масел:

Квалификация ↑

Сегодня имеется несколько систем квалификации масел. Они маркируются по-своему. Ниже будут описаны самые распространенные квалификации.

Маркировка зимних смесей:

0W – полноценно функционируют в условиях до -35 градусов;

5W – полноценно функционируют в условиях до -30 градусов;

10W – полноценно функционируют в условиях до -25 градусов;

15W – полноценно функционируют в условиях до -20 градусов;

20W – полноценно функционируют в условиях до – 15 градусов. 

Расшифровка моторного масла (полезная информация)

Существуют общепризнанные допуски и стандарты, встречающиеся на каждой канистре автомасла. Существуют простые способы, как понять какого качества лубрикант.

Расшифровка автомобильных масел в свете мировых стандартов

Для примера можно взять спецификацию API. Здесь существует две распространенные нормы:

  • S;
  • С.

Первая создана для бензиновых смазок, вторая – для дизелей. Часто их можно встретить одновременно, и SN/CF будет по качеству выше того же SL/CG. Суть во второй букве индекса. Добавочный символ обозначает качество смазки и в зависимости от класса берется из стандартного алфавита.

Во второй популярной спецификации АСЕА маркировка также наносится по аналогичному принципу. Из противоречий здесь качество смеси, определяется нанесением цифры, не буквы. Чем выше число, тем более современным нормам соответствует смесь.

Маркировка моторных масел в России

Отечественный ГОСТ разделяет смазки по своему принципу. Здесь каждая буква или цифра кода обозначает определенный параметр. Для примера можно взять смазку М 63/10В где:

  • М – масло моторное;
  • 63 – низкотемпературный показатель вязкости;
  • 10 высокотемпературный предел текучести;
  • В – подходит для бензиновых двигателей средней степени форсирования.

Таблица маркировки и классификаций моторных масел SAE

Класс (по вязкости; чем больше число, тем больше вязкость) Обозначение (« W » – от слова winter – зима
Зимние (6 классов) SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W
Летние (5 классов) SAE 20, 30, 40, 50, 60
Всесезонные SAE 10W-40, 15W-30 и т.д.

Масло с маркировкой 5W – наиболее жидкое на хо­лоде, применяется в любые морозы. Масло с маркировкой 10W обеспечивает пуск мо­тора до -30°С (применимо зимой в зоне умеренного климата).

Масло с маркировкой 15W может создать пусковые трудности при температуре около -25°С, однако при мощном стартере и хорошем аккумуляторе возможно расширение диапазона. В умеренном климате -подходящее масло для езды круглый год.Маркировка моторных масел SAE API ACEA

Масло с маркировкой 20W – для районов, где температура редко опускается до -20°С. Часто такое масло используется в гоночных и раллийных автомобилях.

Классификация моторных масел по SAE

Классификация моторных масел по вязкости, установленная Американским обществом автомобильных инженеров, является общепринятой в большинстве стран мира.

Классификация содержит 11 классов:
6 зимних: 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W;
5 летних: 20, 30, 40, 50, 60.

Всесезонные масла имеют двойное значение и пишутся через дефис, первым указывается зимний класс, а следом — летний (напр., 10W-40, 5W-30 и т.д.)

Вязкость моторных масел по SAE. Примерные температурные диапазоны.

Характеристики и назначение масел S, C и EC

Согласно классификации масел по API каждый из представленных видов является самостоятельной технологической жидкостью. Описание каждого стандарта представлено в таблице:

Обозначение стандарта Назначение Примечания
S (service) Бензиновые двигатели автобусов, легковых, грузовых автомобилей, спецмашин сконструированных на их базе.
C (commercia) Дизельные двигатели автобусов, грузовых, легковых автомашин, сельскохозяйственной техники, дорожных машин.
EC (energy conservin) Бензиновые двигатели автобусов, грузовых и легковых автомобилей, а также спецмашин выпускаемых на их основе. Состоит из смеси легкотекущих и маловязких фракций, что уменьшает потребление топлива в бензиновых моторах

Для определения возможности применение любого из указанного в стандарте смазочного материала в двигателе с определенными конструкционными и техническими характеристиками используется буквенное обозначение. При этом может использоваться двойное обозначение, что указывает на возможность применение данной смазочной жидкости в различных типах силовых агрегатах, но при этом первое обозначение указывает на основной тип мотора.

Чтобы получить сертификат API моторные смазочные материалы обязаны пройти четыре уровня тестирования:

  1. Контроль соответствия температурных показателей на работающем двигателе.
  2. Соответствие периодичности смены технологической жидкости заявленной производителем стандартам API.
  3. Соответствие экологическим требованиям.
  4. Способность к снижению затрат топлива.

Классификация трансмиссионных масел по API

Для трансмиссии стандарт API разработал собственные 6 групп, они делят продукцию по применению, типу зубчатой передачи, нагрузкам в зонах сцепления и максимально допустимого температурного показателя. Пересекается с существующими в нашей стране стандартами ГОСТ, потому их целесообразно совместить в одну таблицу.

API ГОСТ Характеристики и подходящие конструкции
GL2 ТМ-1 Минеральная база без добавления присадок или с компонентами, уменьшающими окисление и пенообразование, без противозадирных. Используется в ручных коробках с малыми показателями удельного давления и скорости скольжения. Передачи цилиндрические, червячные, спирально-конические зубчатые.
GL2 ТМ-2 Червячные передачи, используемые в условиях, описанных для класса GL-1, но с повышением требований к антифрикционным качествам.
GL3 ТМ-3 Большое количество присадок со свойствами на уровне MIL-L-2105. Совместимо со ступенчатыми коробками и рулевыми механизмами, главными передачами и гипоидными с небольшим смещением. Спирально-конические передачи и стандартные трансмиссии со спирально-коническими шестернями, используемые в умеренно жестко. В отличие от GL-2 имеет лучшие защитные свойства.
GL4 ТМ-4 Аналогична GL-3, отличие только в обязательном наличии противозадирных компонентов.
GL5 ТМ-5 Предпочтительно для гипоидных передач с уровнем MIL-L-2105 C/D, с гипоидными коническими зубчатыми колесами и коническими колесами с круговыми зубьями для главной передачи в автомобилях и карданных приводах мотоциклов и ступенчатых коробках передач мотоциклов. Оптимально для больших нагрузок с ударной и знакопеременной нагрузкой. Гипоидные конструкции с работой при высоких скоростях, малых крутящих моментах и ударных нагрузках на зубья шестеренок. В состав обязательно входят содержащие серу и фосфор противозадирные компоненты. Может иметь более широкую сферу применения, это указывается производителем в технической документации.
GL6 ТМ-6 Гипоидные передачи с увеличенным смещением, эксплуатируемые при больших скоростях, крутящих моментах и ударных нагрузках. Обязательны в большом количестве вещества с серой и фосфором, предупреждающие образование задиров, их число превышает таковое в GL-5. Сейчас группа практически не используется.

АКПП классифицируются по своим группам, которые не подчиняются требованиям API, для них необходимы особенные технические характеристики. Крупнейшие производители агрегатов создали собственную спецификацию – ATF. На сегодняшний день это две группы:

  1. Для агрегатов «Дженерал моторс», Dexron, Dexron II, III и Allison, в эту же группу подходят коробки ZF.
  2. Для агрегатов «Форд», Mercon, V2C 138-CJ и M2C 166H.

ILSAC

Что такое классификация моторных масел по ILSAC? Международный комитет по апробации, стандартизации масел. Основан благодаря сотрудничеству американских, японских автопроизводителей, основная цель которых ужесточить требования к производимым лубрикантам.

Данная разновидность стандарта является своего рода подклассом сертификата API.

Однако имеется ряд определённых отличий.

  • повышенные требования к стойкости сдвига;
  • обязательное условие экономии горючего;
  • улучшение фильтрации при минусовых температурах;
  • сниженный процент пенообразования;
  • значительно уменьшена вязкость.

По состоянию на 2019 год имеется пять категорий.

GF1

Вступил в силу в конце 1994 года, на сегодняшний день является устаревшим.

GF2

Актуально состоянием на 1997 г, полностью соответствует API SG. Также не актуально сегодня.

GF3

2001 год, полностью соответствует API. Дополнительно ужесточены требования к экологичности выхлопа, экономии, повышению производительности силового агрегата во время критических нагрузок. Сегодня используется в качестве исключения.

GF4

Введен в эксплуатацию с 2004 г, совершенствует состав касательно содержания фосфора, снижению расхода топлива, а также более длительного сохранения первоначальных характеристик лубриканта.

GF-5

Самый современный класс, работающий с 2010 года. Допускает эксплуатацию смазки на силовых установках, питаемых биотопливом. На сегодняшний день обладает предельным интервалом замены. Передовая система защиты установок, предназначенных для понижения токсичности выхлопных газов.

Классификация ILSAC

Классификация моторных масел по ACEA

Организация образована в 1991 году вместо существовавшей до этого CCMC. До конца 1996 года ACEA действовала параллельно с API. Первая редакция классификаций масел вышла в 1994 году, после чего много раз пересматривалась и переиздавалась. Каждая новая редакция имеет аббревиатуру с годом ее издания, например, ACEA 2008.

После выхода новых спецификаций старые действуют еще два года параллельно с новыми, чтобы дать время производителям масел перестроиться на новые требования. Более старые редакции после этого считаются недействительными и, если какой-то производитель ссылается на них, он относится к тем, кто не прошел новую спецификацию. На сегодняшней день актуальной является спецификация ACEA 2012.

Категории масел ACEA

В последней редакции 2012 года выделены три категории:

ACEA A/B – Смазки для моторов с питанием бензином и дизелем. Объединяет все разработанные до 2004 года классы A и B, которые в более ранних редакциях делили смазки на две категории по типу топлива. Сейчас в этой категории 4 класса: А1/B1, A3/B3, A3/B4, A5/B5.

Класс Применение Характеристики
А1/В1 Для определенной категории двигателей с небольшой нагрузкой, в которых можно применять маловязкие масла. Имеет увеличенный пробег, не рекомендовано для жаркого климата. Энергосберегающее.
А3/В3 Для двигателей легковых авто и грузовиков малого тоннажа с высокой мощностью, с турбонаддувом и без Средний интервал замены. Может использоваться в любой сезон.
А3/В4 Для агрегатов с турбиной, непосредственным впрыском и насос-форсунками или системой Common Rail. Практически полностью идентично А3/В3, но подходит для новых инжекторных систем. Может заменить предыдущую категорию.
А5/В5 Для высокофорсированных моторов легкого транспорта, где допускается использование смазок малой вязкости. Маловязкое, подходит для зимних месяцев. Не подходит к некоторым типам двигателей.

ACEA Cсмазки для бензинового и дизельного топлива, подходят под самые жесткие современные требования экологов по содержанию веществ в выхлопе. Можно использовать в системах с катализаторами и сажевыми фильтрами, так как имеют сниженную зольность. В этой категории 4 класса: C1, C2, C3, С4.

Класс Применение Характеристики
С1 Бензиновые и дизельные двигатели с инжекторами, мощные с малым зазором между внутренними деталями. Экономит топливо и распадается до нейтральных веществ в выхлопе. Не допускается использовать в устаревших конструкциях или двигателях, в которые ранее заливались более агрессивные материалы.
С2 Экономные двигатели с системами очистки выхлопа. Отличие от предыдущей категории в более высоком содержании фосфатов и сульфатов.
С3 Моторы с системами очистки выхлопа, работающие в сложных условиях, с турбонаддувом или без. Отличается от С2 повышенной вязкостью, низкая и средняя зольность. Подходит для увеличенных интервалов замены.
С4 Для систем, оборудованных сажевыми фильтрами DPF и трехкомпонентными катализаторами TWC. По составу похож на С1, но выше вязкость.

ACEA E смазки для дизелей, работающих с большой нагрузкой, и тяжелого транспорта. Категория была введена в самом начале создания класса в 1995 году. В новой редакции 4 класса: Е4, Е6, Е7, Е9.

Класс Применение Характеристики
Е4 Современные двигатели, отвечающие нормам Евро от 1 до 5 и работающие в тяжелых условиях. Обеспечивает чистоту деталей и защиту от износа, длительный интервал замены. Не подходит для систем с сажевым фильтром, совместим не со всеми системами очистки выхлопа.
Е6 Для современных моторов, отвечающих требованиям Евро от 1 до 5 с системой очистки выхлопа, с сажевым фильтром или без, снижением выбросов оксида азота. Обеспечивает чистоту внутренних деталей, защищает от износа, увеличенный интервал пробега.
Е7 Дизельные моторы, работающие на больших оборотах класс Евро от 1 до 5, оборудованных системой очистки выхлопа. Не подходит для систем с сажевым фильтром. Повышение антиокислительных и моющих свойств. Увеличенные интервалы замены.
Е9 Отличие от Е7 в совместимости с сажевым фильтром. Ограничение по зольности.

На что влияет неправильный выбор моторного масла

В составе большинства масел присутствует от 10 до 30% присадок и полимеров. Нанести серьёзный вред не тем маслом вряд ли удастся. Однако такая жидкость с несоответствующей вязкостью не будет выполнять возложенных на неё функций при экстремальных условиях работы.

Малая (недостаточная) вязкость определяется стуком кулачков, низким давлением в системе. Повысится износ гидрокомпенсаторов. Если жидкость чрезмерно вязкая, то будут вредные отложения, осадки, ускорение химического разрушения. Мотору потребуется больше усилия для работы в подобных обстоятельствах.

Классификация моторных масел по ILSAC

Ilsac — классификация, разработанная инженерами Америки и Японии. Она включает пять групп моторных масел, технические характеристики которых соответствуют классификации API:

ILSAC логотип

  • маркировка GF-1 в настоящее время не используется. Соответствует классификатору API SH, т.е. предназначена для двигателей, выпущенных с 1995 по 1996 гг.,
  • маркировка GF-2 является аналогом API SJ, т.е. моторное масло данного стандарта может заливаться в мотор, выпущенный в период с 1997 по 2000 гг. Вязкостные характеристики группы соответствуют маслам 0W-20 и 5W-20,
  • маркировка GF-3 — «отражение» API SL. Использование ГСМ с таким классификатором допустимо в движке, произведенном с 2001 по 2003 гг.,
  • маркировка GF-4 соответствует API SM, т.е. подходит для двигателей, выпущенных после 2004 года,
  • маркировка GF-5 является аналогом API SN и предназначается для современных автомобильных моторов, оборудованных новейшими системами нейтрализации выхлопных газов.

Моторное масло, заливаемое в турбированный двигатель, по классификации Ilsac имеет маркировку DX-1.

info.png.webp

Отличительная особенность американско-японского стандарта заключается в том, что вся продукция, попадающая в вышеперечисленные классы моторных масел, обладает энергосберегающими свойствами и может использоваться в любое время года.

Как выбрать моторное масло правильно?

Ознакомившись с классификацией моторных масел по SAE, API, ACEA и ILSAC, вам будет гораздо проще подобрать жидкость, оптимальную для вашего авто с учетом года выпуска, типа и износа ДВС, вязкости, а также условий эксплуатации. Но есть и другие критерии, которые придется принимать во внимание, изучая вот такие этикетки автомасел:

  1. Нагрузки на автомобиль. Ежедневные поездки в черте города и загородные путешествия по бездорожью оказывают различное влияние на двигатель. Где-то он быстро нагревается и даже перегревается, а где-то не успевает прогреться до рабочей температуры. Важно, чтобы моторное масло работало в разных условиях.
  2. Совместимость отдельных узлов ДВС с определенным видом смазочного материала. Если сальники изготовлены из нитрильной резины (чаще встречаются в наших «родных» авто), то синтетические масла заливать нельзя. Но если сальники заменить, то все будет в порядке. Аналогично и с другими деталями. 
  3. Периодичность замены масла.  Многие производители рекомендуют менять его через каждые 10 тыс. км пробега, если износ ДВС не превышает 25%. Но на практике менять масло лучше каждые 7-8 тыс. км, так как авто ездят в режиме «старт-стоп», а качество нашего топлива очень “хромает” в сравнении с европейскими стандартами. 
  4. Объем двигателя. Классификации моторных масел для бензиновых и дизельных двигателей включает классы, рекомендованные производителями для авто с малолитражными ДВС, вплоть до 3,5 л. При таком малом объеме даже «синтетику» нужно менять чаще, чтобы избежать преждевременного износа.
  5. Соответствие или одобрение. Лучше, если на этикетке есть пометка «одобрение»: это значит, что производитель этого смазочного материала получил специальное одобрение изготовителя вашего авто. Всегда ищите эту пометку у допуска на этикетке моторного масла. 

Спецификации и допуски моторных масел

В спецификации ACEA  и API выражены минимальные основные требования, принятые изготовителями присадок и масел и производителями автомобилей. Характеристики масла при эксплуатации отличаются, поскольку у разных марок автомобилей моторы устроены по-разному. Часть ведущих производителей двигателей создали свой персональный метод классифицирования масел (упрощенное название – допуск), который вносит дополнения в систему классификации АСЕА. Производители двигателей, такие как: BMW, Mercedes-Benz, Porsche, Renault, Ford, Fiat, GM – предпочтительно пользуются личными одобрениями при выборе моторных масел.

Разберемся в более известных и чаще используемых допусках, которые указаны на таре моторных масел.

Допуски моторного масла для VAG

Моторное масло – VW 500.00 – сберегающее энергию (SAE 10W-30, 5W-30, 5W-40 и т.д.) Для бензиновых моторов (до 2000 года выпуска) рассчитано VW 501.01 – подходит для любого сезонного периода. VW 502.00 – предназначается для применения в турбированных двигателях.

Масло для моторов, работающих на бензине с вязкостью SAE 0W-30, –  VW 503.00 – требующее более редкую замену (до30.000 километров). Для двигателя автомобиля, у которого система выхлопа с трехкомпонентным нейтрализатором, – VW 504.00.

Допуск масел VW 505.00 для двигателей TDI предусмотрен для таких авто, как AUDI, VOLKSWAGEN, SKODA работающих на дизеле (до 2000 года выпуска). Моторам PDE с насос-форсункой – масла с допуском VW 505.01.

Для автомобилей, работающих на дизельном топливе (выпущенных после 2002 года), рекомендуется масло энергосберегающее с вязкостью 0W-30 – VW 506.00 – более редко требует замены (до50.000 километровв 4-х цилиндровых двигателях TDI). Для двигателей, работающих на дизельном топливе с насос-форсункой и турбированных PD-TDI, – допуск VW506.01 – редко требующее замены масло.

Допуски моторного масла для Мерседес

Личные допуски-разрешения имеются также и у производителей авто MERCEDES-BENZ. Разрешение МВ 229.1 обозначает масло для двигателей MERCEDES, работающих на бензине и на дизеле, с 1997 года выпущенных в производство. Разрешение МВ 229.31, ограничивающее содержание фосфора и серы, введено в применение позже, имеет соответствие с SAE 0W и SAE 5W. Многофункциональное масло для двигателей, работающих как на бензине, так и на дизельном топливе с увеличенным сроком эксплуатации, а также энергосберегающее, имеет разрешение МВ 229.5.

Допуски моторного масла для BMW (БМВ)

Для автомобилей, выпуска с 1998 года, предлагается использовать масла с обозначением допуска «BMW Long life-98», которые соответствуют нормам АСЕА А3/В3, с увеличенным эксплуатационным сроком. «BMW Long life-01» – допуск масла, рекомендован для двигателей автомобилей, выпуск которых приходится на конец 2001г. При повышенной нагрузке двигателя в сложных условиях рекомендуется использовать масла с допуском «BMW Long life-01 FE». В современных автомобилях BMW применяют моторные масла с допуском «BMW Long life-04».

Допуски моторного масла для Рено

В 2007 году производителями RENAULT были разработаны допуски, соответствующие главным требованиям АСЕА:

  • Renault RN0700 – АСЕА А3/В4 или АСЕА А5/В5.
  • Renault RN0710 соответствует условиям АСЕА А3/В4.
  • Renault RN0720 соответствует условиям АСЕА С3 (некоторые вспомогательные от Renault).
  • Допуск RN0720 создан для применения в современных автомобилях, работающих на дизельном топливе с наличием сажевого фильтра.

Допуски моторных масел для Форд (FORD)

Масло для двигателей классификации SAE 5W-30, получившее разрешение Ford WSS-M2C913-A, рассчитывается для начального применения и последующей замены. Такое масло имеет соответствие всем требованиям и нормам по следующим классификациям: АСЕА А1-98, ILSAC GF-2 и еще вспомогательным требованиям Ford.

Масло, которое имеет разрешение Ford М2С913-В, соответствует необходимым нормативам АСЕА А1-98 и В1-98, ILSAC GF-2 и ILSAC GF-3, рекомендуется для первичного применения и последующей замены в автомобилях с дизельными и бензиновыми моторами.

В 2012 году был разработан и введен допуск-разрешение Ford WSS-M2C913-D. Моторные масла с таким показателем предлагаются для всех автомобилей Ford с дизельным двигателем. Исключением являются модели Ford Ка TDCi, запущенные в производство до 2009 года, и двигатели выпуска от 2000 до2006 г. Допуск предусматривает повышенный эксплуатационный период масла и заправку топливом с высоким содержанием серы или био-дизельным горючим.

Моторное масло, получившее допуск Ford WSS-М2С934-А, рассчитано на увеличенный эксплуатационный период и предназначается для использования в автомобилях с дизельным мотором и сажевым фильтром (DPF). Масло, которое соответствует допуску Ford WSS-М2С948-В, отвечает стандартам по классификации АСЕА С2 (для дизельных и бензиновых моторов с катализатором). Наличие этого допуска говорит о том, что вязкость масла соответствует SAE 5W-20 с пониженным сажеобразованием.

Рекомендации по выбору масла для двигателя

Выбирая моторное масло необходимо учитывать следующее:

  • Выбор соответствующего химического состава масла – синтетическое, полусинтетическое или минеральное.
  • Нормативы классификации вязкости по SAE (зимние, летние или универсальные).
  • Набор присадок, соответствующий требованиям (формулируются в классификациях АСЕА и API).
  • Обратить внимание, для каких именно марок автомобилей предназначается продукт (эту информацию можно рассмотреть на этикетке тары).
  • Важно не упускать из вида дополнительные показатели и допуски масла (к примеру, обозначение Long life говорит о том, что масло подходит для использования в автомобилях с увеличенным сервисным сроком замены).
  • В особенностях некоторых составов можно определить сочетание с двигателями, у которых имеются интеркулер, турбонадув, регулировка высоты подъема клапанов, фазами ГРМ и охлаждением газов рециркуляции.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Спецификации производителей автомобилей

В классификациях API и АСЕА сформулированы минимальные базовые требования, которые согласованы между производителями масел, присадок к ним и изготовителями автомобилей. За последними оставлено право выдвигать собственные дополнительные требования к маслам, которые формулируются в спецификациях автозаводов. Поскольку конструкции двигателей разных марок отличаются между собой, условия работы масла в них не вполне одинаковы. Поэтому изготовители автомобилей проводят испытания масел на двигателях собственного производства. На основании этого указывают либо определенный класс по какой-либо общепринятой классификации, либо составляют собственные спецификации, в которых обозначены конкретные марки масел, допущенных к применению. В инструкции по эксплуатации автомобиля обязательно присутствуют спецификации производителя, а их номер наносится на упаковку масла рядом с обозначением его класса эксплуатационных свойств.

Хотите почитать про другие классификации моторных масел?

Классификация SAE
Классификация ACEA
Классификация ILSAC
Классификация JASO

Советы, как выбрать марку масла

На рынке автохимии представлено такое множество производителей и продукции с разными характеристиками, что легко может растеряться не только начинающий, но и опытный автовладелец.

При выборе марки ГСМ следует учитывать:

  1. Сезонность. За основу в выборе маркировки по SAE можно взять самую низкую возможную температуру в холодное время года и самую высокую — в теплое. Так, в регионах средней полосы России часто выбирают продукт с вязкостью 10W-30.
  2. Состояние двигателя. Например, при высокой степени изношенности подойдет вязкость 15W-40.
  3. Марку автомобиля. На сайтах некоторых компаний (например, Лукойл) можно подобрать ГСМ под марку и модель своего авто онлайн. Для этого нужно ввести в предлагаемую форму нужные сведения.
  4. Репутацию производителя. Серьезные компании стараются обеспечивать высокую степень защиты своей продукции от подделок и постоянно совершенствуют формулу состава масла, выпуская новые линейки продуктов.
  5. Наличие фальсификата. Продукцию некоторых производителей можно проверить на оригинальность по QR-коду с помощью смартфона или введя код на сайте компании.

Не стоит экономить на таком расходном материале, как масло — от его качества напрямую зависит техническое состояние автомобиля.

расшифровка

Итог

Ознакомившись с основными мировыми стандартами классификации моторных масел, можно смело отправляться в магазин за покупками, не боясь ошибиться в выборе.

Подводим итоги

Изучив классы, характеристики различных моторных масел и существующие стандарты, любой водитель сможет прочитать маркировку и выбрать необходимый масляный раствор для своего транспортного средства.

Видео

В видеоролике представлены примеры расшифровки маркировки масла по вязкости.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...