Как выбрать моторное масло? Обзор классификаций

Экономия топлива и сокращение эмиссии отработавших газов

Низкая вязкость моторного масла обеспечивает меньшее сопротивление деталей двигателя и лучший теплоотвод, в связи с этим передается больше крутящего момента на колеса, и в совокупности факторов экономия топлива при использовании масел 0W-20 и 5W-20 выше. Например, использование моторного масла вязкостью 0W-20 дает 1,5–5% экономии топлива по сравнению с маслами вязкостей 5W-30 и 5W-40.

Что это такое

Первым делом нужно понять, что это такое HTHS масла. Это позволит заглянуть глубже в вопрос и понять его значение.

Наверняка вы знаете, что после запуска двигателя и начала езды постепенно масло нагревается, поскольку мотор работает интенсивнее. При высокой температуре вязкость, то есть густота, масла в двигателе постепенно снижается, оно становится более текучим, от чего становится тоньше создаваемая на деталях масляная плёнка.

HTHS является показателем высокотемпературной вязкости при высокой скорости сдвига. Для измерения используется такая единица как миллипаскали в секунду. Параметр HTHS отражает вязкость смазки для двигателя при температуре 150 градусов Цельсия и при скорости сдвига 106 с‾¹.

Для каждого автомобиля предусмотрен определённый интервал допустимого значения высокотемпературной вязкости. Если мотор не адаптирован к работе с маслами, у которых низкий показатель HTHS, заливать в него такую смазку категорически запрещено. Вот почему следует обязательно изучать рекомендации автопроизводителя и при выборе отталкиваться от указанных значений.

Если залить масло с низким HTHS в ДВС, который для него не предназначен, это значительно ускорит износ внутренних элементов мотора.

Двигатели, которые адаптированы под применение масел с низкой вязкостью HTHS, отличаются некоторыми нюансами:

  • У них предусмотрено минимальное расстояние между трущимися элементами. То есть производитель выполняет более точную сборку, подгоняя детали друг к другу максимально близко. Из-за этого создавать толстую плёнку нет необходимости.
  • Применяются широко-поверхностные типы подшипников. Их отличает то, что высоковязкое масло в них поступает намного медленнее.
  • На поверхности наносится специальный микропрофиль. Это аналог хона, используемого в цилиндрах. Тем самым низковязкое масло лучше удерживается на деталях мотора.

Влияние вязкости HTHS на износ двигателя

Не допускается применять низковязкую смазку, имеющую низкий показатель HTHS, если двигатель под это изначально не проектировался.

Разобравшись с тем, что значит HTHS и для чего эта вязкость применяется в моторном масле, можно ответить ещё на несколько важных и интересующих автомобилистов вопросов.

Низкотемпературная вязкость MRV (Mini Rotary Viscometer)

это показатель характеризующий возможность прокачивания холодного масла масляным насосом. Отвечает за быстроту поступления масла к узлам смазки при низкотемпературном старте. Лимит устанавливается стандартом SAE J300, для масел вязкости 0W тест проводится при температуре -40 C, 5W -35 C, 10W -30 C и т.д.. Чем меньше, тем лучше. Косвенно показывает наличие синтетического базового масла(ПАО) в составе масла.

Kobets_5265_250.jpg

, , . : ! , , .

, . . : 14- , , . – : – . – ? : .

, . , , . . : , , , … : , , , .

. , . : , , ? : , , , . , . . , , : …

Уменьшение износа двигателя

В настоящее время двигатели разрабатываются с большей поверхностью подшипников, что снижает удельную нагрузку на механизмы. Несущая поверхность современных двигателей гладкая и менее пористая, меньше зазоры между деталями, а соответственно высоковязкие моторные масла просто не могут поступать во все необходимые участки механизмов. Например, у автомобилей Honda Civiс Hybrid и Honda Insight зазоры подшипников составляют 0,024 мм. Как показывают исследования компании Ford, 75% износа двигателя происходит во время его запуска. Эта цифра существенно сократится, если используется моторное масло вязкостей 0W-20 или 5W-20, так как такое масло способно быстрее поступить во все участки двигателя, что позволит дольше сохранить детали в рабочем состоянии. Что касается гибридных автомобилей, в которых работают то электромотор, то ДВС, применение низковязкого масла просто необходимо.

Классификация масел по ACEA по состоянию на 2020 год

В актуальной сегодня спецификации, датированной 2016 годом, смазочные материалы делятся на следующие категории:

#

1. А/В. Пришла на замену существующим раньше категориям А — масла для бензиновых моторов и В — масла для дизельных двигателей. Соответственно, в нее попадают оба типа продуктов. В категории представлено 3 класса масел:

АСЕА А3/В3

Масла со стабильной вязкостью. Данные продукты предназначены для применения в высокофорсированных двигателях. Они используются:

  • в легковых и легких грузовых авто;
  • при длительных интервалах замены смазочных материалов;
  • при постоянном использовании маловязких масел;
  • в транспорте, который эксплуатируется в тяжелых условиях.

АСЕА А3/В4

Масла, которые используются во всех ситуациях, применимых к А3/В3, а также:

  • в высокофорсированных бензиновых двигателях;
  • в дизельных моторах с непосредственным впрыском топлива.

АСЕА А5/В5

Масла со стабильной вязкостью, которые могут применяться:

  • при длительных интервалах замены смазочных материалов;
  • в легковых автомобилях и легких грузовых ТС, работающих на бензине и дизеле, в которых используются масла с вязкостью HTHS от 2.9 до 3.5 мПа*с.

Важно!

Класс АСЕА А1/В1 не используется в классификации ACEA с 2016 года.

2. С. Категория, в которую вошли масла для ДВС, разработанные для соответствия новым европейским экологическим стандартам. Они могут работать в двигателях с сажевыми фильтрами и катализаторами восстановления отработанных газов. В категории С выделяют пять классов:

С1

Масла со стабильной вязкостью с минимальным содержанием SAPS. Допускается их применение

  • в двигателях с катализаторами;
  • в высокофорсированных бензиновых ДВС и в дизельных моторах с непосредственным впрыском топлива, которые используют масла с минимальной вязкостью HTHS 2.9 мПа*с.

С2

Масла со стабильной вязкостью со средним содержанием SAPS. Сфера использования совпадает с С1.

С3

Масла со стабильной вязкостью со средним содержанием SAPS. Сфера использования:

  • в двигателях с катализаторами;
  • в высокофорсированных бензиновых ДВС и в дизельных моторах с непосредственным впрыском топлива, которые используют масла с минимальной вязкостью HTHS 3,5 мПа*с.

С4

Масла со стабильной вязкостью с низким содержанием SAPS. Сфера использования совпадает с С3.

С5

Масла со стабильной вязкостью со средним содержанием SAPS, созданные для уменьшения расхода топлива. Допускается их применение:

  • в двигателях с катализаторами;
  • в высокофорсированных бензиновых ДВС и в дизельных моторах с непосредственным впрыском топлива, в котором допускается применение смазочных материалов с минимальной вязкостью HTHS 2,6 мПа*с.

3. Е. В эту категорию входят масла для дизельных ДВС, эксплуатирующихся в тяжелых условиях, например, при большом интервале замены смазочных материалов. В ней выделяют 4 класса:

Е4

Масло со стабильной вязкостью, которое:

  • обеспечивает чистоту поршней;
  • замедляет износ;
  • предотвращает появление нагара;
  • обеспечивает стабильность смазочного материала.

Допускается применение масла в дизельных двигателях, соответствующих стандартам от Euro I до Euro V и работающих в тяжелых условиях. Также может применяться в моторах без сажевых фильтров и с различными системами уменьшения выхлопов.

Е6

Масла со стабильной вязкостью, отвечающие тем же требованиям, что и E4. Допускается их применение в тех же типах двигателей, а также в моторах, соответствующих стандарту Euro VI. Масла могут применяться вместе с дизельным топливом с пониженным содержанием серы. Данные смазочные материалы могут использоваться в двигателях с системами EGR (с сажевыми фильтрами и без) и SCR.

Е7

Масла со стабильной вязкостью, обеспечивающие чистоту поршней и предотвращающие полировку стенок цилиндров. Отвечают всем требованиям, предъявляемым к классу Е4, и применяются в тех же типах двигателей.

Е9

Масла со стабильной вязкостью, обеспечивающие чистоту поршней и предотвращающие полировку стенок цилиндров. Отвечают всем требованиям, предъявляемым к классу Е4. Подходят для дизельных ДВС, соответствующих стандартам от Euro I до Euro VI. Разрешено использование с топливом с пониженным содержанием серы. Масла могут использоваться в двигателях с системами EGR (с сажевыми фильтрами и без) и SCR.

Это все классы масел, которые вы сможете найти на витринах магазинов. Благодаря указанной классификации вы сможете легко понять, для каких типов моторов они предназначены.

#

Все масла «Шелл» сертифицированы АСЕА. Вне зависимости от изменений в стандартах мы будем предлагать вам только качественные смазочные материалы.

Индекс вязкости моторного масла

Указывается чаще всего трехзначным числом, гораздо реже двузначным, такие показатели индекса присущи минеральным маслам, которые уже практически не используются для легковых автомобилей.

Этот показатель редко берут для оценки масла, а напрасно, ведь именно он показывает, как будет меняться внутреннее трение в зависимости от температуры масла. То есть указывает на стабильность масла при высокой нагрузке. Чем выше индекс, тем стабильнее масло.

Рассчитывается индекс довольно сложно, для этого используется сложная формула, построенная на эмпирических расчетах, выведенных из двух эталонных смазок, в формулу вводят значения кинематической вязкости масла при 40 и 100 градусах Цельсия и получают необходимое значение.

Обычно индекс варьирует от 140 до 180 единиц, но есть некоторые масла с индексом сверх 200 единиц.

Например, это отдельная категория смазок японского производства, изготавливаются на основе ПАО или сложных эфиров с добавлением особого пакета присадок, но такие масла редко используются, так как применимы для небольшого количества модификаций двигателей.

При оценке индекса вязкости следует учитывать вязкость масла, чем оно жиже, тем выше индекс. Оценивать индекс проще всего в сравнении с конкурентами. К примеру, для масел 10W-40 индекс может быть в пределах 150-160 единиц, а для 5w-30 на уровне 160-180.

Классификация API трансмиссионных масел

API-GL-1

Минеральные трансмиссионные масла без присадок или с антиокислительными и противопенными присадками без противозадирных компонентов для применения, среди прочего, в коробках передач с ручным управлением с низкими удельными давлениями и скоростями скольжения. Цилиндрические, червячные и спирально-конические зубчатые передачи, работающие при низких скоростях и нагрузках.

API-GL-2

Червячные передачи, работающие в условиях GL-1 при низких скоростях и нагрузках, но с более высокими требованиями к антифрикционным свойствам. Могут содержать антифрикционный компонент.

API-GL-3

Трансмиссионные масла с высоким содержанием присадок с уровнем эксплуатационных свойств MIL-L-2105. Эти масла применяются предпочтительно в ступенчатых коробках передач и рулевых механизмах, в главных передачах и гипоидных передачах с малым смещением в автомобилях и безрельсовых транспортных средствах для перевозки грузов, пассажиров и для нетранспортных работ. Обладают лучшими противоизносными свойствами, чем GL-2.

API-GL-4

Трансмиссионные масла с высоким содержанием присадок с уровнем эксплуатационных свойств MIL-L-2105. Эти масла применяются предпочтительно в ступенчатых коробках передач и рулевых механизмах, в главных передачах и гипоидных передачах с малым смещением в автомобилях и безрельсовых транспортных средствах для перевозки грузов и пассажиров и для нетранспортных работ.

API-GL-5

Масла для гипоидных передач с уровнем эксплуатационных свойств MIL-L-2105 C/D. Эти масла предпочтительно применяются в передачах с гипоидными коническими зубатыми колесами и коническими колесами с круговыми зубьями для главной передачи в автомобилях и в карданных приводах мотоциклов и ступенчатых коробках передач мотоциклов. Специально для гипоидных передач с высоким смешением оси. Для самых тяжелых условий эксплуатации с ударной и знакопеременной нагрузкой.

Обновление ACEA 2020 года

Как мы уже упоминали, оно должно быть принято в середине этого года. Причиной с наибольшей долей вероятности можно считать ужесточение экологического законодательства во всех странах ЕС. Ожидается, что требования к минимальному качеству смазочных материалов в новой классификации будут значительно выше существующих. Это необходимо для того, чтобы они подходили под спецификации нового современного оборудования.

Ожидается, что новые изменения коснутся масел как для легковых, так и для тяжелых грузовых двигателей. Внимание в первую очередь будет направлено на проблемы образования отложений и износа цепей, а также LSPI в турбированных двигателях с непосредственным впрыском.

В результате в 2020 году:

1. Появится класс С6. Для попадания в него масло должно будет успешно пройти все тесты, которые проводятся для С5, а также 3 новых. В результате, по словам представителей АСЕА, между новым и уже существующими классами будет достаточно большая разница.

Важно!

Наименования, которые предлагается использовать в новой классификации, еще не утверждены специалистами. Они могут быть изменены к моменту принятия новых стандартов.

Для того чтобы упростить систему классов, из нее уберут некоторые элементы:

А3/В3

Поскольку эти масла преимущественно используются в старых автомобилях, данный класс более не актуален.

А5/В5

Данный класс будет заменен на А7/В7.

С1

Эти масла не востребованы большинством производителей, поэтому класс более не актуален.

Изменения коснутся и смазочных материалов для тяжелой грузовой техники. В первую очередь они коснутся классов Е6 и Е9, которые будут заменены на Е8 и Е11 соответственно. Это связано с введением в программу оценки новых тестов. Масла классов Е8 и Е11 будут лучше защищать элементы двигателя от окисления и различных отложений. Также рассматриваются возможные изменения вязкости этих продуктов.

Классы Е4 и Е7 останутся без изменений.

В 2020 году ожидается также появление целой новой категории масел для грузовых машин. Предположительно она будет обозначаться литерой F, но по данному вопросу еще ведутся дискуссии. Ожидается, что масла данной категории должны будут снижать расход топлива и обеспечивать лучшую защиту элементов двигателя.

Резюме

АСЕА была и будет одним из основных стандартов для классификации моторных масел. Основываясь на приведенной в статье информации, вы сможете легко найти и выбрать необходимый продукт для своего авто.

При этом стандарты, применяемые для масел, регулярно ужесточаются. Это значит, что любой продукт, сертифицированные АСЕА, соответствует всем требованиям в плане экологии и эффективности.

Масла с добавлением эстеров.

Эстеры – это сложные эфиры, продукты нейтрализации карбоновых кислот спиртами. Эстеры имеют как преимущества, так и недостатки по отношению к поли-альфа-олефинам.

Сырье для производства эстеров – растительные масла, обычно рапсовое или кокосовое. Эстеры обладают рядом преимуществ перед всеми другими известными основами. Во-первых, молекулы эстеров полярны, то есть электрический заряд распределен в них так, что молекула сама «прилипает» к металлу. Однако это преимущество является одновременно и недостатком, так как приводит к разбуханию уплотнительных элементов (сальников). Во-вторых, вязкость эстеров можно задавать еще на этапе производства основы: чем более тяжелые спирты используются, тем большей получается вязкость. Можно обойтись без всяких загущающих присадок, которые «выгорают» в ходе работы в двигателе и приводят к «старению» масла. Современная технология позволяет создавать полностью биологически разлагаемые масла на основе эстеров, т.к. эстеры являются экологически чистыми продуктами и легко утилизируются.

Основным недостатком эстеров является их высокая гигроскопичность и низкая стабильность при хранении. Поэтому полностью эстеровые масла выпускают только для узкоспециализированных областей, как например, масла для смазки компрессоров холодильников и кондиционеров.

В основном, современные синтетические масла производятся с использованием смеси полиальфаолефинов и эстеров. При этом достигается синергия свойств, например, происходит компенсация низкополярных свойств ПАО высокополярными свойствами эстеров.

8896_250.jpgG-Energy F Synth EC 5W-30 Secured fuel economy

ACEA A5/B5
API
Ford WSS-M2C913-
Gazpromneft Lubricants Italia S.p.A
1190 (4 )

! . Ford WSS-M2C913- : , , . Secured fuel economy ( ) : G-Energy 0,24 100 Shell. .

Щелочное число (Total Base Number, TBN)

Общая щелочность моторного масла зависит от характеристик диспергирующих и моющих присадок, от антиокислительных свойств материала. Параметр указывает на стойкость продукта к окислению при высоких температурах и давлении в присутствии химически активных сред. От щелочного числа также зависит скорость образования отложений, величина межсервисного интервала. Характеристика определяется в (мг КОН/г). Значения щелочного числа варьируются в широком диапазоне. Выбор зависит от типа топлива, а точнее, от содержания серы, которая является главным окисляющим агентом. Например, в двигателях, работающих на мазуте, требуется высокая степень защиты, поэтому выбирают масло с показателем щелочности до 40 мг КОН/г. Моторы легковых авто работают с материалами 7–15 мг КОН/г.

Характеристики моторных масел по SAE

Классы вязкости моторных масел SAE J300
Параметры Низкотемпературная вязкость Высокотемпературная вязкость
Класс
вязкости
SAE
CCS, МПа-с. Max, при темп., °С MRV, МПа-с, Max, при темп., °С Кинематическая вязкость,
мм2/при 100 °С
HTHS, МПа-с. Min
при 150 °С и скорости сдвига 106 с-1, min
Min Max
Зимние классы 0W 3250 при-30 30000 при-35 3,8
5W 3500 при-25 30000 при-30 3,8
10W 3500 при-20 30000 при-25 4,1
15W 3500 при-15 30000 при-20 5,6
20W 4500 при-10 30000 при-15 5,6
25W 6000 при-5 30000 при-10 9,3
8 4,0 6,1 1,7
12 5,0 7,1 2,0
Летние классы 16 6,1 8,2 2,3
20 6,9 9,3 2,6
30 9,3 12,5 2,9
40 12,5 16,3 2,9*
40 12,5 16,3 3,7**
50 16,3 21,9 3,7
60 21,9 26,1 3,7
* для классов 10W40, 5W40, 10W40
** для классов 15W40, 20W40, 25W40, 40

Диапазоны рабочих температур для разных масел по SAE

Основываясь на спецификацию SAE, все смазывающие жидкости можно расшифровать по температурному режиму и определить для себя диапазон их использования.

По классу вязкости и температурному режиму жидкости имеют следующий диапазон:

  • 5 W-30 — предназначена для работы при температуре от -25˚ С и до +20˚ С;
  • 5 W-40 — предназначена для работы от -25˚ С и до +35˚ С;
  • 10 W-30 — предназначена для работы от -20˚ С и до +30˚ С;
  • 10 W-40 — предназначена для работы от -20˚ С и до +35˚ С;
  • 15 W-30 — подходит для работы при температуре воздуха от -15˚ С и до +35˚ С;
  • 15 W-40 — подходит для работы при температуре воздуха от -15˚ С и до +45˚ С;
  • 20 W-40 — подходит для работы при температуре воздуха от -10˚ С и до +45˚ С;
  • 20 W-50 — подходит для работы при температуре воздуха от -10˚ С до +45˚ С и более.

Однако, в подборе наиболее подходящего масла для своего транспортного средства, в первую очередь необходимо руководствоваться информацией, которую предоставляет завод изготовитель.

Подбор масла

Грамотный подбор масла играет решающую роль в работе автомобиля и должен осуществляться согласно рекомендациям производителя. Если в скором времени вам предстоит замена масла, но вы не уверены, что знаете, как выбрать моторное масло или какой тип масла требуется вашему автомобилю: синтетическое масло, полусинтетическое масло или масло минеральное – советуем обратиться к специалистам Ravenol. Замена масла в двигателе и других агрегатах требует грамотного и профессионального подхода.

На нашем сайте реализован удобный механизм подбора как моторных масел, так и жидкостей ко всем агрегатам. Вам не придется гадать, какое масло лучше: система выдаст вам оптимальную рекомендацию.

Итак, чтобы сделать подбор масла по авто перейдите в раздел «Подбор» на сайте. Выберите тип транспорта, марку и модель автомобиля, тип двигателя. Система сразу же выдаст результат, а также подскажет частоту замены масла и лучшее моторное масло в зависимости от режима эксплуатации. Если вы захотите купить моторное масло, то сможете сделать это здесь же, на сайте. Наши партнеры, интернет-магазины масел, представляют широкий каталог масел Равенол и предлагают лучшие цены на масла марки Ravenol. Если у вас останутся вопросы, вы можете задать их нашим специалистам, написав в форму обратной связи на сайте или на наших страницах в любой социальной сети.

На что обратить внимание при покупке моторного масла

Перед приобретением моторного масла помимо вязкости рекомендуется также обратить внимание на:

  • моющие способности состава (насколько хорошо убирается грязь и нагар);
  • износостойкость жидкости (уточните у продавца при какой температуре смазывающая пленка начнет распадаться);
  • коррозийные свойства масла (лучше всего если коррозийного воздействия не будет вообще);
  • предрасположенность к вспениванию (чем меньше пены будет образовываться, тем лучше);
  • способность старения (насколько быстро масло потеряет свои свойства);
  • улетучеваемость.

Кроме этого, стоит учитывать что производители некоторых марок категорически рекомендуют использовать только специализированные масла. Например, для некоторых моделей Nissan, Honda и Ford подходит только «свое» масло.

Зольность

Сульфатная зола образуется при сгорании смазочного материала. Базовые масла очищаются и являются практически беззольными, но присадки вносят в состав нежелательные примеси, такие как магний, кальций, фосфор, цинк и другие. В процессе сгорания веществ на поверхности деталей двигателя образуются отложения, которые способствуют преждевременному воспламенению топливной смеси, то есть повышают детонацию. Зола также загрязняет каталитические нейтрализаторы выхлопных газов, сажевые фильтры. Соответственно, чем ниже показатель, тем меньше отложений на деталях.

Итоги

При выборе масла для двигателя нужно учитывать рекомендации производителя, указанные в мануале. Кроме спецификации производитель часто указывает определенные марки, а также прописывает рекомендуемые заводы-изготовители.

Но это не значит, что автовладельцу нельзя использовать масла других брендов. Если изделие соответствует требованиям и эксплуатационным свойствам, его можно заливать в двигатель вне зависимости от уровня HTHS.

Плотность при 20 С

параметр характеризующий изменение объема масла при изменении температуры. Это характеристика масла не определяет физико-химические свойства товарного масла.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...