Классификация и обозначение моторных масел, индекс вязкости

Стандарт SAE

Первые моторные масла представляли собой необработанную нефть или животный жир. По мере развития и совершенствования моторов, менялись и смазки. Для их изготовления использовались самые разные материалы – от нефтяных до растительных масел. Каждый производитель выпускал продукцию, исходя из своих производственных возможностей и понимания потребностей рынка. марки масла 5w 40

Основной проблемой была высокая вязкость моторных масел. С одной стороны это повышало несущую способность масляной плёнки, снижало требования к точности обработки шеек и вкладышей коленчатых валов – густая смазка хорошо выдерживала нагрузку в больших зазорах гидравлических подшипников. С другой – возникали проблемы эксплуатации двигателей при низких температурах. Производители масел пытались решать эту задачу и достигали результатов, которые позволяли знания и технологии того времени. Но автомобилистам разобраться в заявляемых результатах было затруднительно. Каждый производственник трактовал параметры по-своему, а рекламные заявления, как во все времена, не проясняли вопроса. С целью введения единых требований и обозначений параметров вязкости Американским сообществом инженеров SAE (Society of Automotive Engineers) была предложена классификация моторных масел по параметрам вязкости.

Какова роль масла в автомобиле

Основной задачей моторных масел является снижение трения между сопрягаемыми поверхностями поршневой системы и коленвалом. Это позволяет существенно продлить ресурс ДВС и избавиться от выработки на трущихся элементах.

Стоит знать, что смазывающая жидкость выполняет ещё несколько дополнительных функций, возложенных на неё производителем:

  • благодаря жидкой смазке отводятся загрязнения и мелкая стружка от деталей;
  • происходит частичный отвод тепла, что минимизирует термодеформации;
  • современное масло имеет в составе специальные присадки, которые продлевают ресурс металлических элементов;
  • осуществляется защита от коррозии, так как масляная пленка обволакивает поверхность и препятствует образованию окислений.

Трущиеся поверхности не могут длительное время существовать без масла, так как потеряют геометрические свойства, узел станет перегреваться и в итоге заклинит. Мировые производители выпускают различные типы жидких смазочных материалов, предназначенных для эксплуатации в разных условиях.

Заливка масла

Некоторые марки продукта подойдут для новых, непритёртых моторов, а некоторые будут актуальны для ДВС с большим износом. Прежде чем выбирать, какой тип масла заливать, необходимо ознакомиться с его характеристиками, указанными производителем.

Маркировка моторных масел по SAE

Важнейшая характеристика, которая указана в маркировке на канистре – коэффициент вязкости по классификации SAE – это международный стандарт, регламентирующей вязкость масел при плюсовых и минусовых температурах (граничное значение).

В соответствии со стандартом SAE масла обозначаются в формате ХW-Y, где X и Y — это некие числа. Первое число — это условное обозначение минимальной температуры, при которой масло нормально прокачивается через каналы, а двигатель без затруднений прокручивается. Буква W означает английской слово Winter — зима.

Значения 0W 5W 10W 15W 20W 25W
Проворачивание -30°С -25°С -20°С -15°С -10°С -5°С
Прокачиваемость -40°С -35°С -30°С -25°С -20°С -15°С

Второе число условно означает минимальное и максимальное значение границы высокотемпературной вязкости масла при его нагреве до рабочей температуры (+100…+150°С). Чем значение числа выше, тем оно более густое при нагреве, и наоборот.

5W — 30 от минус 25 до плюс 20
5W — 40 от минус 25 до плюс 35
10W — 30 от минус 20 до плюс 30
10W — 40 от минус 20 до плюс 35
15W — 30 от минус 15 до плюс 35
15W — 40 от минус 15 до плюс 45
20W — 40 от минус 10 до плюс 45
20W — 50 от минус 10 до плюс 45 и выше
SAE 30 от 0 до плюс 45

Поэтому масла обязательно делятся на три вида в зависимости от величины вязкости:

etlib.ru
  • зимние масла, они более текучие и обеспечивают беспроблемный запуск двигателя в холодное время года. В обозначении показателя SAE такого масла будет присутствовать буква «W» (например 0W, 5W, 10W, 15W и т.д.). Чтобы понять граничное значение нужно отнять число 35. В жаркое время такое масло не способно обеспечивать смазывающую пленку и поддерживать нужное давление в масляной системе из-за того, что при высокой температуре его текучесть чрезмерна;
  • летние масла применяются когда среднесуточная температура не ниже 0°C, поскольку его кинематическая вязкость достаточно высокая, чтобы в жаркое время текучесть не превышала нужного значения для хорошего смазывания деталей двигателя. При минусовых температурах запуск двигателя с такой большой вязкостью невозможен. Обозначаются летние марки масел числовым значением без букв (например: 20, 30, 40, и далее; чем больше число, тем выше вязкость). Густота состава измеряется в сантистоксах при 100 градусах (например, значение 20 говорит о граничной густоте в 8-9 сантистокс при температуре двигателя 100 °С);
  • всесезонные масла наиболее популярны, поскольку они способны работать как при минусовых, так и плюсовых температурах, граничное значение которых указывается в расшифровке показателя SAE. Такое масло имеет двойное обозначение (пример: SAE 15W-40).

При выборе вязкости масла (из допущенных к применению в двигателе вашего авто) нужно руководствоваться таким правилом: чем больше пробег/старше мотор – тем больше должна быть высокотемпературная вязкость масла.

Вязкостные характеристики, являются самым первыми и важными элементом классификации и маркировки моторных масел, но не единственным — выбирать масло сугубо по вязкости не правильно. Всегда необходимо выбирать правильное отношение свойств масла и условий его эксплуатации.

Каждое масло кроме вязкости обладает различным набором эксплуатационных свойств (моющие, антиокислительные свойства, противоизносные, склонность к возникновению различных отложений, коррозионная активность и другие). Они позволяют определить возможную область их применения.

Коэффициент вязкости моторного масла

Коэффициент вязкости масла

Вязкость масла является одной из самых главных его характеристик. Эта величина должна быть разной при использовании автомобиля в различных климатических условиях. Чтобы подробнее понять, какова роль вязкости, рассмотрим следующие ситуации.

  • Зимний период, в автомобиле залито моторное масло с вязкостью, соответствующей летнему периоду эксплуатации. При морозе в -30 двигатель автомобиля может попросту не запуститься. Дело в том, что при повышении вязкости, стартер не может в полной мере раскрутить коленчатый вал и тогда мотор крутится медленнее. Здесь показан пример применения моторного масла не в тех климатических условиях.
  • Жаркое лето, в автомобиле применяется масло с зимними характеристиками. Вязкость самая минимальная. Мотор запускается легко, но быстро приходит в негодность. Дело в том, что низкая вязкость с увеличением температуры в процессе работы делает смазочный компонент еще более жидким. Таким образом, смазка двигателя не обеспечивается в полной мере и детали быстро изнашиваются.

Эти примеры еще раз доказывают, что вязкость должна соответствовать климатическим условиям эксплуатации, а значит, замена масла должна происходить осенью и весной. Чтобы разобраться в маркировке и определиться с выбором масла, необходимо знать, какие минимальные и максимальные температуры бывают в вашей климатической зоне. В соответствии с этим, разработана специальная система букв и цифры, указывающих на ту или иную температуру.

Зачем нужно маркировать моторные масла

Распределение жидкостей по классам чрезвычайно необходимо по причине различия силовых установок. Суть в том, что каждый мотор выделяется индивидуальными конструктивными особенностями. Определенный ДВС нужно обслуживать подходящей жидкостью.

Если правило не соблюдать – двигатель быстро выйдет из строя, что спровоцирует необходимость ремонта.

Зависимость вязкости масла от температур

Зависимость вязкости масла от температур (таблица)

Как ни странно, но от вязкости зависит не только возможность применения масла в определенном диапазоне температур, но и срок его службы, а соответственно, и периодичность замены. С чем это связано? Читайте дальше.

Необходимую вязкость маслу обеспечивают вязкостные присадки. Они представляют собой длинные синтетические цепочки, которые имеют разное поверхностное натяжения с двух сторон. Чем ниже температура, тем они больше сворачиваются в «клубочек» и обеспечивают необходимую текучесть масла при минусовых температурах.

В описаниях к моторным маслам часто пишут: «Обеспечивает еще более легкий запуск двигателя при низких температурах». Это и есть та самая способность вязкостных присадок сворачиваться в «клубочек».

А как изменяется вязкость масла при повышении температуры? В таком случае «клубочки» вязкостных присадок наоборот разворачиваются в цепочки и, произвольно ориентируясь во всем объеме масла, обеспечивают высокую вязкость при высоких температурах.

Длина цепочек вязкостных присадок зависит от вязкости масла: чем больше диапазон между зимним и летним параметром, тем цепочка длиннее. Причем, если сравнивать длину цепочки масла 5w-30 и 5w-40, то она будет длиннее в разы (не на проценты, а в разы).

Чем длиннее цепочка, тем на меньшее количество сворачиваний и разворачиваний она рассчитана. После определенного количества повторений эти цепочки начинают разрушаться, масло теряет свою вязкость и требует замены. Вот именно от длины этой цепочки в основном и зависит интервал замены масла.

Безусловно, на периодичность замены масла большое влияние оказывают и другие пакеты присадок. Но речь об этом пойдет в другой раз, а сейчас мы это рассматривать не будем.

Запомните главное: чем больше диапазон между зимним и летним параметрами вязкости масла, тем меньше интервал его замены. И наоборот.

Приведем один показательный пример. Ещё недавно в некоторых дилерских центрах во время гарантийного сервисного обслуживания в автомобили заливали масло 5w-50 на 15000 км пробега, мотивируя тем, что это классное современное масло, созданное для спортивных режимов.

Да, это действительно классное современное масло, и создано оно специально для спортивных режимов. Но оно не рассчитано на 15000 км. Его нужно менять через пять, ну максимум – через шесть тысяч пробега, потому что вязкостная цепочка у него длинная, и она начнет разрушаться как раз через эти 5-6 тысяч км. Имейте это в виду.

На всякий случай, даем ссылку на нашу инструкцию по замене масла в двигателе.

Какая вязкость больше всего подходит для двигателя

Как правило, большинство автолюбителей считают, что высокая вязкость при высоких температурах – это наилучший показатель. Особенно всем греет душу, что подобные масла используются для спортивных авто. Увы, данные показатели не смогут превратить старенькую буханку в гоночный болид, а вот двигатель испортить таким составом можно за считанные дни.

Специалисты рекомендуют ни в коем случае не заливать в мотор масло, вязкость которого не отвечает рекомендациям автопроизводителя. Дело в том что, только производитель способен учесть режим езды на конкретном авто и рассчитать нужную вязкость масла.

И чтобы окончательно убедить водителей не использовать «не подходящее», масло в 2008 году был проведен официальный эксперимент, результаты которого в дальнейшем оказались на страницах известного журнала «За рулем». Один из участников гонок по бездорожью залил в двигатель некогда популярной «восьмерки» высокотемпературное масло вязкостью 50 единиц. В результате показатели автомобиля упали, а износ двигателя значительно увеличился.

Кроме этого, каждое масло обладает своими особенностями исходя из производителя продукта. Рассмотрим самых популярных из них.

На что влияет неправильный выбор моторного масла

В составе большинства масел присутствует от 10 до 30% присадок и полимеров. Нанести серьёзный вред не тем маслом вряд ли удастся. Однако такая жидкость с несоответствующей вязкостью не будет выполнять возложенных на неё функций при экстремальных условиях работы.

Малая (недостаточная) вязкость определяется стуком кулачков, низким давлением в системе. Повысится износ гидрокомпенсаторов. Если жидкость чрезмерно вязкая, то будут вредные отложения, осадки, ускорение химического разрушения. Мотору потребуется больше усилия для работы в подобных обстоятельствах.

Чем отличается вязкость масел по SAE

Существует три типа лубрикантов. Каждая разновидность отличается номинальными показателями работоспособности.

Летние

Летние смазки маркируются W20/30/40/50/60. Это говорит о пригодности жидкости для высоких температур окружающей среды. Защита двигателя обеспечивается во время критического перегрева, что предохраняет узлы от заклинивания, образования заусенцев.

Зимние

Разновидность маркируется как 0/5/10/15/20/25W. Важно наличие цифры перед буквой «W». Код говорит о пригодности лубриканта зимой. Формула не застывает при экстремально низких температурах, что позволяет запускать установку в морозы, без износа приводных валов. Густота подбирается под максимальные морозы, когда будет работать смазка.

Всесезонные

Третий тип – принципиально новая разработка. Повсеместно применяется автомобилистами, ввиду несоизмеримой универсальности. Основой средства служит комплекс полимерных стабилизаторов. Компоненты выравнивают характеристики при перепадах температур. Химический состав добавок, нагреваясь, сгущает жидкость, обеспечивая достаточную толщину защитной пленки. При этом области низкого нагрева разжижаются. Это минимизирует усилие проворачивания коленчатого вала.

Почему 5w40, а не 5w30

Если по зимнему режиму эксплуатации масла имеют одинаковые характеристики, то по летнему индексу масло 5w40 имеет определенные преимущества, так как летнее пороговое значение оптимальной вязкости повышено на 5С. Не 35С, как у 5w30, а 40С. Эта небольшая разница способна продлить срок эксплуатации двигателя автомобиля.

По данным исследований, проведенных в Германии и США, наработка на отказ ДВС до первого капитального ремонта в условиях нормальной эксплуатации, но при повышенных температурах увеличилась на 7-18 тысяч километров, в зависимости от типа используемого топлива и конструкции двигателей.

Использование масла 5w40 предпочтительнее, так как с ростом среднегодовой температуры увеличивается количество дней, когда летняя погода преподносит сюрпризы в виде 35С. Даже при температуре около 30С в подкапотном пространстве могут возникать температуры до 50С.

Кроме того, заявленные температурные параметры предпочтительнее при работе автомобиля в гористой местности, при наличии значительного количества затяжных подъемов и при работе двигателя при повышенных эксплуатационных нагрузках.

Подводим итоги

При выборе автомасла в первую очередь необходимо опираться на его вязкость. 5w40 расшифровка ответила на вопрос, что означает 5w40 в масле и какая у него вязкость. Рекомендуемые показатели вы можете узнать у автомобильного производителя. Во вторую очередь необходимо учитывать состояние машины и условия ее эксплуатации. Это поможет определиться с химической основой моторного масла (полусинтетика, синтетика и минералка), а также его видом по классификации SAE.

Оценка статьи:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд

(

5

оценок, среднее:

3,40

из 5)

loading.gif

Загрузка…

5w40: расшифровка, характеристики, полусинтетика или синтетика, маркировка Ссылка на основную публикацию

5w40: расшифровка, характеристики, полусинтетика или синтетика, маркировка
Проавтомасло.ру

Усвоение полученной информации

Получается, что выбрать качественный продукт самому, именно для собственного двигателя достаточно просто. Достаточно иметь простое представление о том, как и где будет эксплуатироваться автомобиль и иметь под рукой таблицу.

Помните, что долговечность вашего двигателя напрямую зависит от качества масла, которое вы в него заливаете. Не стоит пренебрегать представленной информацией и воспользуйтесь ей при первой же возможности.

Видео: как выбрать вязкость моторного масла?

Другие важные характеристики

На свойства и область применения моторного масла также влияют нижеследующие характеристики.

  1. Индекс вязкости. Показывает, насколько масло изменяет вязкость при повышении или понижении температуры. Чем больше индекс вязкости, тем менее зависим смазочный материал от изменения температуры. Сегодня этот показатель колеблется в пределах от 150 до 230 единиц. Масла с высоким значением индекса вязкости лучше подойдут для климата с большой разбежкой между максимальной и минимальной температурой.
  2. Температура застывания. Точка, при которой масло теряет текучесть. Сегодня качественная синтетика может сохранять текучесть при температурах вплоть до –50° C.
  3. Температура вспышки. Чем выше этот показатель, тем лучше масла противостоит выгоранию в цилиндрах и окислению. Для современных смазочных материалов температура вспышки в среднем составляет от 220 до 240 градусов.

обозначение масел

  1. Сульфатная зольность. Показывает, сколько после выгорания масла в цилиндрах останется твёрдой золы. Рассчитывается в процентном соотношении от массы смазки. Сейчас этот показатель колеблется в пределах от 0,5 до 3%.
  2. Щелочное число. Определяет способность масла очищать мотор от шламовых отложений и противостоять их формированию. Чем выше щелочное число, тем лучше масло борется с отложениями сажи и шлама. Этот параметр может находиться в интервале от 5 до 12 мгКОН/гр.

Есть ещё несколько характеристик моторного масла. Однако они обычно не указываются на канистрах даже с описанием подробных характеристик на этикетке и не оказывают большого влияния на эксплуатационные свойства смазки.

Особенности классификации API

маркировка моторных масел по API

Краткая расшифровка маркировки моторных масел по классификации API

Данная аббревиатура расшифровывается как «Американский институт нефти». Благодаря этой маркировке, вы можете узнать, для какого типа двигателя лучше всего подходит данное масло.

Всего присутствует две основных группы:

  • бензиновый агрегат (буква «S»);
  • дизельный агрегат (буква «С»).

Смазочные материалы с маркировкой «S» могут использоваться в бензиновых моторах легковых авто, микроавтобусов и небольших грузовиков. Масла с маркировкой «С» всегда применяются в сельскохозяйственной и промышленной технике с дизельным мотором.

После буквы «S» или «С» идут еще несколько букв и цифр. Они указывают на эксплуатационные свойства масла.

В заключении

Перед покупкой любого моторного масла обязательно проверьте отвечает ли ваш автомобиль спецификации, если таковая имеется у масла. В любом случае перед покупкой тщательно все проверьте и не приобретайте масла, которые не соответствуют типу двигателя вашего автомобиля.

Заключение

Закончить обзор мне бы хотелось короткими выводами:

  1. Масла с маркировкой 5W-40 весьма популярны в России за счет своих технических показателей и химических особенностей.
  2. Смазка подходит для эксплуатации в широком температурном диапазоне и относится к всесезонным продуктам.
  3. Практически каждый производитель выпускает такое масло, уделяя немало внимания разработке продукта.

Выводы ↑

Выбор хороших моторных масел – достаточно сложная задача, даже если знать параметры, на которые стоит обращать внимание, и представлять, что означают такие цифры как 5w30, и как проводится их расшифровка. Тем более что ассортимент смазок с практически одинаковыми показателями постоянно растёт. И каждый производитель таких материалов утверждает, что его продукция – лучшая. Выбирать класс вязкости и конкретную маркировку по SAE можно, проконсультировавшись с представителями автопроизводителя – в дилерском салоне или в официальном автосервисе. Можно узнать о подходящем варианте для использования в автомастерской, где машина проходила техосмотр.

Автор: Запорожец Юрий

Вам будет интересно

Синтетическое или минеральное?

Выбор моторного масла

Довольно много больших отличий этих двух видов масел не наблюдается. Минеральное масло сильно привязано к температурным изменениям. То есть, получается, что зимой минеральное масло всегда замерзает и мешает провести правильный запуск двигателя, однако это устраняется путем добавления специальных присадок, улучшающих масло.

Что касается синтетических, то они не зависят от температуры, однако стоят на порядок выше, чем их минеральные аналоги. Таким образом, все также до сих пор многие водители используют летом именно минеральное масло, которое так хорошо смазывает любой старый двигатель.

Существует и промежуточное масло, которое называется полусинтетическое. Цена на данное масло средняя, как и ее свойства. Поэтому полусинтетическое масло занимает первое место, так как лить его можно как в современный мотор, так и в старый.

Как правило, у данной классификации нет цифробуквенного обозначения, поэтому модель масла пишется на упаковке. 

Видео

Маркировка согласно ILSAC

Данной сертификации придерживаются производители из Японии или Америки. В связи с этим продукт актуален в большей степени для популярных у нас автомобильных марок, выпущенных в Стране восходящего солнца, например, Honda, Suzuki, Mitsubishi и пр. Базовые параметры в представленных пяти стандартах идентичны критериям API. При этом ILSAC обладает энергосберегающими характеристиками и относится к всесезонным смазкам.

расшифровка обозначений моторных масел

В самостоятельный класс выделена группа JASO DX-1, востребованная у турбированных дизельных ДВС. Специальная смазка оказывается полезной для автомобилистов еще и тем, что обладает высокими экологическими характеристиками.

Вывод

Изучив вышеизложенную информацию, можно сделать вывод, что правильно выбрать моторное масло можно самостоятельно.

  • Сначала определяемся с видом масла по химсоставу (это синтетика, полусинтетика или минералка). Далее, ориентируемся на параметр вязкости.
  • Далее, смотрим требования по присадкам для двигателей (смотри в классификациях АСЕА и АПИ). Должна быть информация о том, для каких автомобильных марок и моделей подходит данное масло.
  • Дальше, смотрим, если доп.обозначения (например, longlife — повышенный ресурс эксплуатации, то есть менять надо будет реже).
  • Также, могут быть ограничения и рекомендации по заливке такого масла в двигатели с турбонаддувом, охлаждением рециркуляционных газов, интеркулером, высотой подъема клапанов и управления фазами газораспределительного механизма.

Автор публикации

Классификация и обозначение моторных масел, индекс вязкости 15
Комментарии: 25Публикации: 324Регистрация: 04-03-2016

Правила сертификации

Для систем ACEA и API предусмотрено несколько обязательных требований, которые получены при взаимных договорах между автопроизводителями и компаниями, занимающимися выпуском расходных ГСМ. Иногда автокомпании выдают предписания своим потребителям, рекомендуя определенные марки масел.

Такие рекомендации складываются во время эмпирических испытаний авто. Предварительно компании-изготовители отправляют заявки со своей продукцией для тестирования автопредприятиям. В процессе мониторинга определяются такие предпочтительные эксплуатационные критерии:

  • вязкость образовавшейся пленки;
  • вид основы (синтетика/минералка);
  • какое влияние оказывает смазка на ДВС;
  • реакция продукта на температурные перепады.

Допуск для конкретных марок авто определенных групп масел оформляется установленным типом сертификата.

Интересное по теме:

загрузка…

Правила перехода между маслами

Когда требуется переход на другое моторное масло с иными характеристиками?

  1. Когда требуется менять масло, но рекомендованное уже сняли с производства.
  2. Переезд в регион с иным температурным режимом.
  3. При высоком пробеге требуется заливать уже более густое моторное масло.

Переход на более вязкое моторное масло возможен, то при этом надо учитывать особенности двигателя автомобиля, потому что в некоторых моделях такую смазку применять нежелательно.

Внимательно прочитайте полезные советы автоэкспертов.

Видео по теме:

Видео «Как выбрать вязкость моторного масла»

О выборе вязкости моторного масла рассказывается на видео от TOKO. ru.

Загрузка ...

 Загрузка …

Маркировка бочек с маслом

Бочки с автомаслами маркируются аналогично стандартным канистрам. Единственным отличием выступает место нанесения, здесь это отдельная наклейка.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...