Фотоотчет: Ремонт двигателя мотоцикла “ИЖ-Планета” 2, 3, 4 и пятой модели – Alisa-motors

Мотоцикл ИЖ Планета 3 хоть и старый, но все еще работает, особенно у тех мастеров, которые приводят его порядок, делают тюнинг ИЖ Планеты 3, превращая ее в отличный мотоцикл.

Базовая модификация

иж

В остальном Иж Планета-3 мало чем отличался от своего двухцилиндрового собрата. Технические характеристики этих машин были довольно близки.

  • Двигатель – воздушного охлаждения, одноцилиндровый, двухтактный. При рабочем объёме 346 куб. см. выдавал мощность 18 л. с. и в этом отношении уступал двухцилиндровому собрату.
  • Для создания горючей смеси используется карбюратор. На ранних модификациях это К36И, впоследствии уступивший место модели К62И. Топливо поступает из бака самотёком.
  • Сцепление, как и у Юпитера, многодисковое, с масляной ванной. При всей конструктивной схожести, детали этих узлов не взаимозаменяемы. На мотоцикле Иж Планета-3 другая моторная звёздочка. Есть отличие и в приводе выключения.
  • Коробка передач, так же, как и сцепление, сохранила конструктивную схему и количество ступеней. Но при этом она отличается устройством переключения и передаточными числами шестерней.

Остальные компоненты не имели значительных отличий и их можно считать взаимозаменяемыми. В таком виде вес машины достигал 168 кг, а максимальная скорость составляла 120 км/час. Выпускался и вариант мотоцикла с коляской, имевший обозначение Иж Планета-3К.

Моторы новых ИЖей

Отвечая на многочисленные письма читателей, интересующихся более подробными сведениями о новых ижевских мотоциклах «Юпитер-З» и «Планета-3» («За рулем», 1970, N 4), работники Ижевского завода Л. КИСЕЛЕВ и Н. ЗАРОЖЕВСКИЙ рассказывают сегодня о двигателях этих машин и способах увеличения мощности прежних моделей.

Рис. 1. Новые двигатели ИЖ

Рис. 1. Новые двигатели ИЖ: «Юпитер-3» (слева) и «Планета-3» (справа). На первый взгляд их можно отличить по измененной левой крышке картера (ИЖ-Планета 3) и «косому» расположению ребер на головке (ИЖ-Юпитер 3).

При конструировании новых, более мощных моторов для мотоциклов ИЖ Юпитер З и ИЖ Планета З мы стремились обеспечить максимально возможную взаимозаменяемость их узлов и деталей не только между собой, но и с прежними моделями. Поэтому за основу были взяты выпускавшиеся в последнее время двигатели ИЖ-П2, которые располагали возможностями форсировки. В результате больших конструкторских, исследовательских и технологических работ удалось создать силовые агрегаты «Юпитер-3» мощностью 25 л. с. при 5200—6000 об/мин и «Планета-3» мощностью 18 л. с. при 4600—5200 об/мин (рис. 1). Для этого пришлось изменить цилиндры с головками, впускные и выпускные тракты. Рассмотрим новшества подробнее.

Выход в свет

В далеком 1971 году с конвейера Ижевского завода «Ижмаш» сошел первый мотоцикл «ИЖ Планета-3». Изначально он конструировался как бюджетная версия для среднего класса и был, по сути, урезанной версией «ИЖ Юпитер-3». Новинка завоевала большую популярность среди населения. Подтверждением этому является то, что в период с 1971 по 1977 год было выпущено более 450 тысяч экземпляров базовой версии мотоцикла. И это не удивительно, ведь при своей относительной дешевизне он обладал неприхотливостью и «всеядностью», а также достаточной выносливостью и множеством совместимых деталей, что сильно упрощало ремонт. Кроме того, это был первый мотоцикл, на котором были установлены штатные указатели поворотов.

Инструменты

Из инструментов на понадобится:

  1. Дрель или шуроповерт
  2. Сверло по металлу на 4 — 5 мм
  3. Плоский надфиль
  4. Технический фен
  5. Оправки. В качестве оправок можно использовать сантехнические сгоны
  6. Мощная плоская отвертка
  7. Рожковый или накидной ключ на 14 
  8. Хомут
  9. Молоток или киянка
  10. Масленка или шприц
  11. Герметик

Подготовка

Для выполнения качественного ремонта —  детали двигателя должны быть чистыми, резьба в картере прогнана, сальники и прокладки — новыми.

Сначала чистим масляные каналы в кривошипных камерах. Каналов в двигателе Иж-Планета — два: один в левой половинке картера, другой — в правой. Находим каналы и если они сильно забиты — прочищаем их проволокой, промываем чистым бензином и продуваем сжатым воздухом.

Фотоотчет: Ремонт двигателя мотоцикла "ИЖ-Планета" 2, 3, 4 и пятой модели - Alisa-motors

Первые изменения

планета 3

В 1977 году в серию пошла следующая версия мотоцикла – Иж Планета 3 01. Создавая данную модель, разработчики пошли по тому же пути, что и при модифицировании Иж Юпитер. Изменения коснулись:

  • Переднего крыла, получившего регулировку по высоте расположения над колесом.
  • Задних амортизаторов, конструкцию которых существенно улучшили, добавив возможность изменения предварительного натяжения пружин.
  • Силового агрегата. Форсировка двигателя за счёт увеличения степени сжатия позволила поднять мощность до 20 л. с. Но это потребовало установки свечи с другим калильным числом – А-23, увеличение площади рёбер охлаждения и изменения их формы.
  • Конструкции руля, на котором появились зеркала заднего вида, а концы рукояток управления получили защиту рук при падении в виде резиновых шариков.
  • Переднего тормоза, получившего лягушку стоп-сигнала.
  • Установили штатные дуги безопасности, защищавшие мотоциклиста при аварии

Последний мотоцикл Иж Планета-3 01 сошёл с конвейера в 1981 году. К этому времени произвели 400 845 экземпляров данной модификации.

Рама с чистого листа

Рама для проекта была взята довольно интересная. Визуально-полный сток. Прошу прощения, фото рамы в первоначальном виде нет…

Рама от мотоцикла Ш-53 (мотоцикл для шоссейно-кольцевых гонок на базе планеты). Мне рама досталась с маятником. Думаю маятнику стоит уделить отдельное внимание.

Фотоотчет: Ремонт двигателя мотоцикла "ИЖ-Планета" 2, 3, 4 и пятой модели - Alisa-motors

Маятник на двух роликовых подшипниках, длинее стандартного на 50 мм. И никакого колхоза! Нет никаких «куча шайбочек», сварочных швов а-ля «дядя вася сосед за флакон сварил». Все выполнено на втулках, удлинение сделано довольно грамотно, маятник усилен дополнительными косынками. Вполне вероятно, что маятник заводского исполнения. Уж больно аккуратно исполнено. На одной оси с маятником выполнено заднее крепление двигателя. Пластины толщиной 3 мм с отверстиями (а не на раме и с прорезями, как в заводском испонении. Как ставить двигатель в сборе с коробкой спросите Вы? Но об этом позже…)

Ну а в остальном полный сток.

Переварка рамы планировалась глобальная, поэтому рама резалась и варилась на стапеле, дабы не возникло перекоса и нарушения основной геометрии. Сразу же было решено переходить на моноподвеску. Для этих целей был переварен маятник-наварена упорная рамка и крепление нижнего конца аммортизатора. Крепление переднего конца аммортизатора выполнено в нижней части верхней трубы рамы. Укорочена и изменена конфигурация хвостовой части рамы-бардачков нет в планах. Оговорюсь сразу-угол наклона подседельных труб не изменен. Никакого задранного хвоста!

Удалены все лишние крепления с рамы (под боковой прицеп, крепление центральной подножки, заднего крыла, крепление насоса и второй катушки зажигания и т.д.). Все заводские швы при ближайшем рассмотрении оказались неплохого качества, но без должной обработки, которую я выполнил не задумываясь. Сварка рамы на двойной шов, тщательная зачистка….

Варю и чищу сам. Как-никак имею собственную кузнечную мастерскую и приличный набор профессионального инструмента и полагающихся профессиональных навыков. Ага, я кузнец. Самый что ни на есть настоящий. Расскажу как-нибудь отдельно)))

Зачищаю раму болгаркой (да, знаете, есть компрессор на 520 л/мин, есть пескоструй, но все никак не доделаю рабочую часть с керамическими соплами. Эх, лень… размяться с болгаркой и дрелью придётся).

Раму сегодня немного не дочистил от краски, но не суть. Общую концепцию видно.

В скором времени расскажу «как собрать моноаммортизатор с двойной пружиной». Ну это моя версия конечно.

Всем удачи!

Теги

  • Рама
  • кастом
  • переделка

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

Сборка половинок картера

Обезжириваем разъем половинок, выбиваем немного направляющие втулки так, чтобы они вышли над плоскостью на 5-6 мм. В зависимости от вашего желания — собираем КПП.   Лично я, КПП собираю только после сборки двигателя, мне так удобней.

Наносим на разъем любой автомобильный герметик, устанавливаем вторую половинку картера, достукиваем ее кияночкой, устанавливаем крышку КПП и стягиваем картер болтами.

Сборка половинок двигателя мотоцикла иж-планета

Фотоотчет: Ремонт двигателя мотоцикла "ИЖ-Планета" 2, 3, 4 и пятой модели - Alisa-motors

Болты тянем не абы как, а строго по фен-шую: тянем примерно на треть усилия сначала середину крест накрест, потом периферию и постепенно увеличивая усилие за несколько кругов затягиваем болты на сколько хватает силы.

Фотоотчет: Ремонт двигателя мотоцикла "ИЖ-Планета" 2, 3, 4 и пятой модели - Alisa-motors

Знакомые проблемы

иж планета

Отзывы владельцев говорят о том, что, вне зависимости от варианта исполнения и года выпуска, мотоцикл Иж Планета-3 имел одни и те же недостатки:

  • Вибрацию двигателя, связанную с его конструктивными особенностями. Этим грешат практически все одноцилиндровые моторы.
  • Проблемное электрооборудование. Почти одинаковая с Юпитером тех же годов выпуска, устанавливаемая на Иж Планета-3 6-и вольтовая проводка была не слишком качественной. Недостаточно мощный генератор создавал проблемы при езде в ночное время.

Полное устранение вибраций мотора – дело практически невыполнимое. Даже серьёзный тюнинг двигателя полностью не решает задачу. С этой особенностью техники приходится мириться. Что до электрики, то любители мотоциклов, которых интересует тюнинг Иж Планета-3 часто задают одни и те же вопросы:

  • Как обнаружить неисправности системы зажигания?
  • Что делать, если пропала зарядка?
  • Как произвести замену реле-регулятора?
  • Имеет ли смысл установить электронное зажигание?
  • Как поменять вышедший из строя генератор?
  • Где найти схему проводки Иж Планета-3 на 6 вольт?
  • Как поставить БСЗ?

Вопросам этим нет числа и ответить на них в одной обзорной статье просто невозможно. Тут потребуется копать глубже. И потому постараемся ответить по возможности кратко.

  1. Поскольку на Иж Планета-3 схема проводки неоднократно изменялась даже в зависимости от отдельных серий, на точное соответствие её описания рассчитывать не приходится. Печально, но факт.
  2. Замена электропроводки, переход электрооборудования, работающего от напряжения 6 вольт на 12 вольтовое и установка бесконтактного зажигания – вполне оправданный шаги, позволяющие добиться улучшения характеристик мотоцикла. После такой модернизации установка зажигания упрощается, а работа двигателя становится более стабильной. Заодно вы будете точно знать, как устроена электросхема вашего Иж Планета-3!

Но браться за дело, не имея ни нужных навыков, ни подходящих инструментов, явно не стоит. Что до любителей тюнинга своими руками, то для них мотоцикл Иж Планета-3 – непаханое поле для деятельности. Тут есть где развернуться. Дерзайте!

Если статья оказалась для вас полезной и интересной, продолжайте расширять свой кругозор, знакомясь с историей и устройством популярной техники. Узнайте о том, чем может быть интересен тюнинг Иж Юпитер-5, или какими техническими характеристиками обладал грузовой мотороллер Муравей. Оставайтесь на нашем сайте!

( 3 оценки, среднее 4 из 5 )

Коленчатый вал

В новых двигателях надежнее. Если у ИЖ-Ю2 палец кривошипа приваривался к щекам, то теперь он запрессовывается с большим натягом Диаметр пальца уменьшен до 20 мм, а роль внутреннего кольца роликоподшипника на нижней головке шатуна выполняет распорная втулка. Сепаратор этого подшипника на обоих двигателях изготовляется из легкого и прочного алюминиевого сплава, а не из латуни, как прежде. Все это заметно повысило долговечность шатунного подшипника.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...