5 основных размеров дисков
Чаще всего встречаются диски, если не считать пришедший от старых моделей FIAT и некоторых других машин, вазовский PCD 4х98, на 4 и 5 болтов (шпилек).
Статья по теме: Шипы или Липучка: какие шины лучше использовать зимой
Самые популярные разболтовки:
- 4×100;
- 4×108;
- 5×100;
- 5×108;
- 5×112.
Хотя трудно судить о реальной распространённости конкретных размеров, существует и много других, используемых на достаточно известных массовых автомобилях.
Естественно, размером разболтовки параметры диска не ограничиваются.
Существуют другие, не менее важные:
- диаметр центрального отверстия;
- ширина;
- вылет;
- параметры закраин диска и многое другое.
Что это такое?
Почти у каждой марки (модели) автомобиля предусмотрена своя разболтовка дисков. Для обозначения параметра используется аббревиатура PCD, рядом с которой указываются числовые обозначения.
Простыми словами разболтовка – это диаметр, по которому сделаны отверстия для крепления колеса.
Как правило, автолюбители не уделяют внимания данному параметру и часто идут на установку дисков с несоответствующей разболтовкой.
Как следствие, колесо становится неправильно. Визуально выявить проблему сложно, но последствия могут оказаться весьма плачевными.
Основные размеры диска: где смотреть и как определять
Прежде, чем мы представим информацию разболтовке колес, присущей машинам тех или иных моделей, разберёмся в их размерности в целом. Ведь для того чтобы приобрести диски, нужно знать их точные параметры, или как минимум сообщить продавцу основные характеристики автомобиля: год выпуска, модификацию двигателя, а иногда и кузова.
В магазине-то подберут всё как надо, а вот если вы собираетесь купить колёса с рук, то должны знать, где на дисках указан размер. Правда, некоторые параметры нужно измерять самостоятельно.
Где у диска указывается ширина и диаметр обода
Какие литые диски можно поставить на Соболь
Нередко перед владельцами этого автомобиля стоит задача поменять колёсные диски из-за износа старых либо вследствие их поломки.
В таких ситуациях, конечно, завод рекомендует не менять базовую размерность колёс, однако случаются исключения, и производитель допускает ставить на «Соболь» диски со следующими характеристиками:
- R15 — будут очень удобны для тех водителей, которые пользуются «Соболем» в труднопроходимых местах, так как при размерностях 5,5J x 15 ET45 или 6,0J x 15 ET45 можно поставить шины 185-205/75-80/R15, и это будет в полном объёме удовлетворять езде по глубокому снегу или мягкому грунту. Однако для скоростного передвижения по городу эти колёса уже не подойдут из-за высокого риска срыва покрышек во время поворотов. Данные колёса выпускают компании J&L, Magnetto, а также Кременчугский колёсный завод.
- R16 — стандартный размер колёс, и их геометрические параметры всегда могут быть расширены от 6,0J x 16 x ET45 до 7,0J x 16 x ET45, поэтому можно поставить резину с размерностью 205-235/60-70/R16, что также будет очень комфортно при эксплуатации авто как в летнее время, так и в холодный период года. К тому же всегда можно установить всесезонные покрышки и забыть о шиномонтаже на несколько лет (до 60 000 км пробега). Данные диски выпускаются под брендом ГАЗ, на собственных производственных линиях концерна, а также их можно найти от производителей PDW, Treble, KFZ.
- R17 — как правило, ставятся только в литом исполнении и предназначены для логичной замены колёс радиальности R17. Размерность — 6,5J-7,5J х 17 х ЕТ45 и покрышки с габаритами 235-265/50-55/R17. Данные колёса, как правило, рекомендованы к установке на летний период эксплуатации и при отсутствии сложных дорожных условий. Основные бренды, поставляющие на рынок эти изделия, — это TechLine и Sant.
- R18 — здесь у владельца «Соболя» вариантов немного, так как, меняя ширину колёс, он рискует сделать так, что колесо будет задевать за арку на кузове или суппорта, а если уменьшить вылет ЕТ, то диск начнёт выступать за пределы кузова автомобиля, сильно его пачкая при езде в дождливую погоду. Что касается компаний, отливающих эти изделия, то наиболее распространены Vossen, Alcasta, Racing Wheels, СКАД, а также другие зарубежные и отечественные марки.
Диски R18 на «Соболь»
По материалу и способу изготовления следует разделять колёсные диски на 3 основных категории — литые, кованые и штампованные. Последние ставятся прежде всего на коммерческие авто, предназначенные для перевозки грузов, так как это самый простой и дешёвый вариант, и повредить такое колесо не жалко, а при желании его можно просто закрыть декоративным колпаком.
Таблица совместимости разболтовки колесных дисков по маркам
В некоторых источниках разболтовка дисков именуется еще как сверловка. Для определения величины разболтовки колесных дисков, которая зависит от модели машины и применяется для определения конкретных данных в зависимости от года выпуска и объема двигателя, используется специальная таблица.
Обратите внимание!
Поскольку определенные характеристики и размеры устанавливаются заводом-изготовителем и имеют непосредственное влияние на работу авто, то важно точно соблюдать все установленные производителем данные.
Параметры по сверловке, вылету и диаметру центрального отверстия необходимо соблюдать в точности. Возможно только небольшое колебание по вылету обода до 10 мм в ту или иную сторону.
По данной ссылке можно найти таблицы сверловки по всем маркам автомобилей. Выбрав модель машины и год выпуска, можно определить все размеры.
Важно!
Не всегда представленные в интернет-таблицах данные могут соответствовать действительности.
Для полной уверенности необходимо проверить параметры сверловки для конкретной марки. Они указываются в инструкции по эксплуатации и другой технической документации, которая идет в комплекте с машиной.
Наиболее распространенные значения
Показатель PCD колеблется не только в зависимости от производителя, но также от модели и года выпуска. Приведем самые распространенные значения:
Значение PCD | Марки и модели автомобилей |
4×98 |
Fiat: Brava, 126, 124, Croma, Multipla, Tipo, Panda, Alfa Romeo: 155 и 164; Lada |
4×100 |
Используется на старых моделях Mini, BMW 3, Honda: CRX, Jazz, Accord; Kia Spectra: Opel Astra, Corsa, Ascona, Zafira; Toyota Yaris, Corolla, Volkswagen Golf: Passa, Jetta, Polo. |
5×100 |
Audi: TT и A3, Toyota: Avensis, Celica, Carina; Skoda Octavia; Subaru: Impreza, Outback, Legacy |
5×108 |
Ferrari, Citroen Jumper и XM, Ford Mondeo и Focus; Volvo 740, 760 и 780 |
5×112 |
Audi: 100 CS, A4, A6, A8, S2, S4; Ford Galaxy, Mercedes: 600 SL, SLK, Vito |
4×114,3 |
Honda: Accord, Civic Vtec; Hyundai: Sonata, Accent; Nissan: Almera, Primera, Mitsubishi: Colt, Lancer, Galant; Volvo V40 и S40; Daewoo Matiz |
5×114,3 |
Применяется на некоторых «американцах», на старых моделях Mazda, на Honda CRV, Toyota RAV4, Lexus |
5×115 |
Применяется на большинстве моделей от американских производителей |
5×120 |
Rolls Royce, Range Rover |
5×139,7 |
УАЗ, Chevrolet Niva |
Указаны только самые распространенные варианты разболтовки. Прежде чем приобретать диск, необходимо установить этот параметр именно для вашего автомобиля.
Как рассчитать разболтовку самостоятельно
Для измерения вам потребуется штангенциркуль и элементарные вычисления по формуле. Способ расчета будет зависеть от количества отверстий для монтажа на ступице.
Для начала нужно узнать интервал между центрами соседних отверстий А (измерьте расстояние от двух краев, и прибавьте диаметр отверстия). Полученную величину умножайте на число, зависящее от количества болтов. После вычислений вы получите значение В, которое будет искомым диаметром окружности (PCD).
PCD колеса под три болта. Формула для расчета:
- В=Ах1,155.
PCD колеса с четырьмя отверстиями. Для вычисления окружности размещения болтов воспользуйтесь формулой:
- В=Ах1,414.
PCD колеса с пятью отверстиями. Расчет производится по формуле:
- В=Ах1,701.
Опасность неправильной разболтовки
Пренебрегать определением разболтовки не стоит. Именно она, хоть и непрямым образом, но влияет на безопасность езды. Если устанавливать колеса, не учитывая отклонения в любую сторону, то оно будет смонтировано с неточностью по оси. Это, в свою очередь, не позволит достичь нужного уровня затяжки.
Определить, правильно ли была сделана разболтовка, «на глаз» практически невозможно. Последствия неправильного монтажа будут заметны во время движения по следующим признакам:
- усиленное биение колес;
- повреждения механизма руля, подвески;
- увеличение вероятности откручивания колеса.
Как видно, разболтовка достаточно серьезно влияет на безопасность и может даже привести к ДТП.
Нередко в среде автомобилистов можно услышать рассказы о подгонке характеристик автомобиля к новым дискам, у которых значение PCD — больше, чем штатное (то, которое предусмотрел автопроизводитель). Нередко в процессе установки они используют центровочные кольца для дисков. Стоит сказать о неоднозначности этого метода, однако многие автомобилисты видят в этом выход при смене дисков.
Как обозначается
Каждый колесный диск маркируется в соответствии с международными стандартами.
Обозначается маркировка независимо от способа изготовления, размера и производителя изделий. В качестве примера необходимо рассмотреть стандартный тип обозначения сверловки, который применяется для колес модели «Форд Фокус»: 7.0Jx16H2 ET50 PCD: 5×108 d 63.3.
В этом случае:
- 7.0J — ширина обода, измеряемая в дюймах.
- 16 — диаметр диска, измеряемый в дюймах.
- 5×108 — обозначает количество болтов для крепления обода к конструкции ходовой части. Цифра 5 указывает, сколько их используется. Вторая цифра (108) обозначает диаметр, на котором болты закрепляются относительно друг друга. В данном случае его размер составляет 108 мм.
- Окружность, по диаметру которой расположены отверстия для креплений, обозначается как PCD (Pitch Circle Diameter) и измеряется в миллиметрах. Отверстия для крепления обода находятся на различных расстояниях с жестким позиционным допуском, по отношению к центральному отверстию.
- Размер вылета обода, который обозначается в миллиметрах и равен ET50, то есть 50 мм. Равен расстоянию между привалочной плоскостью колесного обода (плоскость, к которой крепится диск к ступице) и серединой ширины обода (при совпадении этих плоскостей вылет нулевой).
- Диаметр центрального отверстия или d 63.3, который измеряется со стороны привалочной плоскости, также в миллиметрах. В конкретном случае он равен 63.3 мм.
На заметку.
Как видно из описания, разболтовка в данном случае равна 5×108 и является довольно распространенной, особенно среди немецких производителей.
Вылет обода и как его померить
Что касается размера вылета, он считается равным нулю, если совпадают все плоскости. Размер его регламентируется и может немного меняться в зависимости от выбранного обода. Размер важно строго учитывать, поскольку при отрицательном значении изделие будет задевать арку колеса при поворотах, а при положительном — обод будет находиться внутри арки.
Некоторые автовладельцы интересуются, разболтовка 4х100 на каких машинах применяется. Ответ очень прост, это некоторые модели производителя «АвтоВАЗ».
Более подробно о разболтовке
Размеров PCD не так уж и много: с десяток популярных, на европейских и азиатских машинах, и ещё несколько более редких, которые встречаются в основном на американских автомобилях.
Между некоторыми из них совсем небольшая разница: 98 и 100, или 112 и 114,3. Визуально она практически незаметна, и, увидев понравившуюся модель дисков, автовладельцы иногда думают, что один вариант можно заменить другим.
Это ошибочное мнение, и такое решение повлечёт за собой плохое прилегание диска к ступице или его перекос. Проблемы не заставят себя ждать.
Рассмотрим, какие варианты размещения крепёжных отверстий встречаются на тех или иных автомобилях:
Какая разболтовка колёс | На каких автомобилях встречается |
4*98 | На классике ВАЗ
на Калине на Приоре на Гранте на Фиат Альбеа на Lancia на Alfa Romeo |
4*100 | на Акценте
на Солярисе на Весте на Дэу Нексия на ЗАЗ Шанс на Киа Спектра на Ланосе на Рено Логан на Дэу Матиз |
4*108 | на Ауди 80 б3
на Пежо 206 и 307 на Ситроен Берлинго на Фокус на Вольво 850 на Лифан Бриз на Мазда 2 |
4*114,3 | на Лачетти
на Honda Civic на Honda Accord на Hyundai Sonata на Mitsubishi Carisma на Mitsubishi Colt на Nissan Primera на Nissan Skyline на Rover 600 |
5*100 | на Шкода Октавия тур
Audi А1 – А3 Chrysler Dodge Subaru Forester Subaru Impreza Chevrolet Beretta Subaru Outback |
5*108 | на ГАЗ 3110
Ferrari Ford Mondeo Jaguar Renault Laguna Peugeot 605XM Volvo Lincoln |
5*110 | Opel Calibra
Opel Vectra Opel Zafira Saab 900 |
5*112 | на Мерседес w210
на Шкода Октавия на Фольксваген Джетта на Гольф на Audi 100 на Ford Galaxy Ford Scorpio |
5*114,3 | на Митсубиси Лансер 9 и 10
на Мазде 3 Ford Probe Honda Integra Honda Legend Jeep Cherokee Kia Optima Land Rover Freelander Mazda Xedos Lexus Subaru SVX |
5*115 | на Опель Астра j
Buick Century Chevrolet Celebrity Pontiac Trans Sport |
5*120 | BMW
Jaguar Chevrolet Camaro Lotus Esprit Range Rover |
5*130 | Mercedes Benz G Class
Peugeot Boxer Porsche |
5*139,7 | Daihatsu Feroza
Ford Maverick Kia Sportage Lada Niva Rolls Royce |
5*150 | Тойота Land Cruiser
Toyota Tundra |
6*114,3 | Chrysler Viper
Dodge Honda Jazz Mercedes-Benz X-Class Nissan Pathfinder Suzuki Equator |
6*139,7 | Chevrolet Blazer
Chevrolet Tahoe Isuzu Mitsubishi Pajero Mitsubishi L200 Nissan Patrol Nissan Terrano Ssang Yong |
Далеко не всегда желание владельца машины поставить диски с неродными параметрами продиктовано желанием сэкономить. Да и какая тут экономия, когда приходится расширять центральное отверстие, менять расположение крепежа или даже точить ступицу.
Гораздо чаще на это людей толкает желание заполучить эксклюзивную модель, которой ни у кого нет, ведь для мужчины колёса – все равно, что для женщины ювелирные украшения.
Такая доработка, конечно, возможна – главное, чтобы выполняли её с филигранной точностью и на хорошем оборудовании. В условиях стандартного гаража такое вряд ли возможно, и закончиться всё может разрушением ступицы и подвески, произошедшим в результате биения колёс.
Ну а в первую очередь неравномерно и быстро будет изнашиваться шина, поэтому расходы, связанные с подобными изменениями, никак нельзя назвать целесообразными. Купить диски с разрешёнными производителем машины параметрами, гораздо выгоднее.
Особенности разболтовки разных типов дисков
Сегодня на рынке можно найти такие виды дисков для автомобилей:
- штампованные (стальные);
- литые (легкосплавные);
- кованые.
Стальные модели снискали популярность из-за скромной стоимости, а также возможности выполнения рихтовки при вмятинах (они редко трескаются и обычно не требуют дорогой сварки). Рихтование доступно для них ввиду высокой прочности — такая модель не лопнет даже при прямом столкновении. Разболтовка штамповки должна соответствовать штатным нормативам.
Таблица разболтовки колесных дисков авто
Литые модели достаточно легки, но не столь долговечны в процессе эксплуатации. Разболтовка колесных дисков, таблицы совместимости которых представлены каждым производителем, должна также укладываться в штатный норматив.
Кованые модели достаточно жесткие и прочные. Во время эксплуатации они не лопаются (на них чрезвычайно трудно сделать даже вмятину), а также не подвергаются разрушительному действию коррозии. К тому же кованый диск при наличии у него вмятины можно починить при помощи прокатки в автосервисе.
Таким образом, только правильно сделанная разболтовка сэкономит ваши деньги на относительно частую починку рулевого механизма и подвески, а также сделает езду безопасной. Это, безусловно, более ценно, чем желание поставить на свое авто неподходящие по характеристикам колесные диски.
Таблица сочетания колесных дисков и шин БМВ 3 серии
PCD колесного диска
Центральное отверстие по диаметру может быть равно родному или быть несколько больше. Продавцы в таких случаях обычно предлагают специальные кольца, компенсирующие разницу в диаметрах.
Как узнать разболтовку диска на 4 болта
Как узнать разболтовку диска на 4 или 6 болтов. Этот способ подходит только для дисков с четным числом отверстий. Для этого необходимо измерить расстояние от крайней точки двух противоположных отверстий. К примеру, у ВАЗ 2104 этот параметр составляет 85 мм. Далее измеряем диаметр посадочного отверстия, у данной модели – он равен 13 мм. Складываем оба полученных значения – получаем 98 мм. Итого, PCD ВАЗ 2104 равен 4×98 мм. Можно упростить проведение измерение, проведя измерения сразу от краев крепежных отверстий. Однако этот метод не отличается особой точностью.
Подведем итоги
Как видно, разболтовка колес ВАЗ или любого другого автомобиля является важным параметром, которому по тем или иным причинам некоторые автовладельцы не уделяют должного внимания. При этом ошибочно полагать, что за PCD следует следить только на скоростных иномарках, тогда как на простые модели ВАЗ, ГАЗ, ЗАЗ и т.д. можно ставить диски, только приблизительно подходящие по разболтовке.
На самом деле, данный параметр должен в точности соответствовать штатному. В противном случае никак нельзя исключать ситуации и поломки, рассмотренные выше. Само собой, в процессе изучения материала многие автолюбители могут задаться вопросом, почему производители дисков и автомобилей не могут стандартизировать PCD, сделав параметр одинаковым на разных авто.
Ответ очевиден — для разных машин, имеющих разную массу и другие характеристики, а также рассчитанных на разные нагрузки, крепеж дисков также рассчитывается индивидуально.

Рекомендуем также прочитать статью о том,
что такое балансировка колес автомобиля
. Из этой статьи вы узнаете, на что влияет балансировка дисков и колес на машине, как правильно выполнять балансировку, а также как определить, что колеса нужно балансировать и т.д.
Для одного авто (например, легкового) вполне достаточно 4 болтов, тогда как для другого необходимо использовать 6 (тяжелый внедорожник). Естественно, нагрузка на крепления диска на этих автомобилях разная, что и отразится на PCD.
Конечно, можно сделать крепеж универсальным, однако это потребует доработок, а также станет причиной удорожания конструкции. Проще добавить крепежных отверстий на машинах, где есть нагрузка, а также свести к минимуму количество крепежей там, где нагрузки не высокие.
Еще разные PCD и DIA для различных марок авто вполне можно объяснить тем, что эти параметры используются по причине нежелания производителей дисков и других деталей на конвейеры разных производителей унифицировать производство.
Не трудно догадаться, что это потребует установки нового оборудования, остановки или модернизации уже имеющихся производственных линий и т.д. Именно по этим причинам различия по таким важным параметрам остаются, а самим автолюбителям остается учитывать все нюансы и подходить к вопросу подбора дисков на автомобиль с максимальной ответственностью.
Видео: Меняем разболтовку на дисках
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
- 8 (800) 700 95 53
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Возможна ли установка изделия с неподходящими параметрами
Диск с центровочным кольцом
Возможно установить изделие на автомобиль с неподходящими параметрами разболтовки. Для этого часто применяют специальные кольца, которые называются центровочными. С их помощью можно установить параметр специально под установку выбранных дисков. Это может нести в себе погрешности в балансировке и нарушение геометрии подвески. Поэтому категорически не рекомендуется проводить подобные операции, поскольку они могут нарушить характеристики машины в движении.
Разболтовка — это важный параметр, при помощи которого можно определить, каким образом диск крепится к конструкции ходовой части. Можно измерить ее самостоятельно или узнать из официальных источников, что предпочтительнее.
Можно ли установить колесные диски с другой разболтовкой
Колесные диски должны иметь разболтовку, рекомендуемую производителем автомобиля.
Если на вашей машине установлены колеса с параметрами PCD 100×5, а вы захотели поставить колесо с PCD 98×4, лучше откажитесь от этой затеи. Возникает вопрос, почему специалисты не рекомендуют такую замену, ведь визуально разница будет не видна?
Такое несоответствие разболтовки, пусть и не заметное для глаза, рано или поздно даст о себе знать. Дело в том, что полная затяжка одного из крепежных болтов немного уводит остальные отверстия в сторону. Болты при этом закрутятся, однако колесо в любом случае неплотно сядет на ступицу, что не даст возможность качественно затянуть крепеж.
Следует учитывать опасность установки колеса с отличающейся разболтовкой. Если через некоторое время это выразится лишь в появившемся биении колеса, в дальнейшем биение усилится и в конце-концов разрушит и подвеску, и рулевой механизм автомобиля.
Рекомендуем
«Как сбросить ошибку давления в шинах: несколько простых способов» Подробнее
Возможен и более негативный сценарий. Вследствие плохой затяжки болтов они могут во время езды открутиться, что неизбежно приведет к потере колеса и к аварии.
Российские модели ВАЗ снабжаются стандартными колесами с параметрами разболтовки 4×98. Такой PCD имеет существенный недостаток: крайне ограниченный выбор среди нестандартных колесных дисков. Соседней с «вазовскими» параметрами является разболтовка 4×100, однако она дает возможность существенно большего выбора из нестандартных изделий. Стоит ли рискнуть и поставить данные колеса на отечественный автомобиль?
Выше мы уже выяснили, что такая замена не только нежелательна, но и недопустима. Даже небольшое отклонение в пару миллиметров не позволит достаточно хорошо затянуть весь крепеж. Безусловно, среди автолюбителей есть умельцы, сознательно идущие на такой риск. Они используют более длинные болты либо один из болтов вовсе не вкручивают. Это опасная практика, которая может обернуться серьезными неприятностями, вплоть до ДТП.
Однако безопасный вариант решения этой задачи существует. Для установки на ВАЗ нестандартного колеса с разболтовкой 4×100 достаточно использовать специальные эксцентрические болты либо крепеж со смещенным центром. Данные метизы продаются во всех автомобильных магазинах, можно их найти и в интернете.
Другим решением совместимости разболтовки может послужить использование шпилек типа ГБЦ, устанавливаемых на ВАЗ-2108. Данные шпильки особенны тем, что вкручиваются напрямую в ступицу. Колесный диск же при этом прижимается гайками, которые можно взять, например, от «Нивы».
В качестве третьего решения можно расточить отверстия в ступице. Тогда на ступицу встанут колеса различной разболтовки — и 4×98, и 4×100.
Пример таблицы совместимости
Для понимания общего принципа темы, ниже будет приведена разболтовка форд фокус 2. Сразу стоит отметить, что разболтовка колес у всех моделей Focus одинакова — 5/180. При выборе дисков следует обратить внимание именно на этот показатель, как основополагающий. Однако так же важную роль имеет вылет колесного диска, который может отличатся.
В зависимости от комплектации, на Фокус 2 устанавливались диски разного диаметра
В зависимости от комплектации, на Фокус 2 устанавливались диски разного диаметра, их характеристики следующие:
- 15 / 6.0J 5×108.0 63.3
- 16 / 6.5J PCD 5×108 ET 50 ЦО 63.3
- 17 / 7.0J PCD 5×108 ET 50 ЦО 63.3
- 18 / 8.5J PCD 5×108 ET 45 *
Под разболтовкой понимаются следующие показатели:
- LZ (количество отверстий)
- PCD (диаметр окружности центров отверстий)
- ET (вылет диска) DIA (диаметр отверстия.
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )