ПРИБЛИЖЕННАЯ ОЦЕНКА РАСХОДА ТОПЛИВА И ЗАПАСА ХОДА ВГМ Любопытный материал из журнала Вестник бронетанковой техники 1991 №2. Приведены экспериментальные данные испытаний и подконтрольной войсковой эксплуатации по топливной экономичности танков Т-62, Т-72,…
Какой расход топлива у СОВРЕМЕННЫХ ТАНКОВ?
При сравнении танков,в основном, смотрят на их защищенность и вооружение, при этом забывая немаловажную характеристику как запас хода..В неё входит надежность узлов и агрегатов машины, а так же расход топлива, о котором мы поговорим.
На современных танках встречается 2 типа двигателей: дизельные и газотурбинные.Главные различая таких двигателей по характеристикам, это расход топлива.Дизельные двигатели потребляют меньше топлива, относительно газотурбинных, но при этом уступают по мощности и имеют сложности при запуске на морозе(так же есть другие различия).
КАКОЙ РАСХОД?
С двигателем 5ТДФ мощностью 700 л.с. расходует 200 литров на 100 км по шоссе и 300-450 литров по пересеченной местности на скорости 35-45 км/ч.
С двигателем В-46 мощностью 780 л.с., потребляет 240 литров на 100 км по шоссе, при скорости 45-50 км/ч.По грунтовым дорогам 260-450 литров на 100 км, при скорости 35-45 км/ч.
С двигателем В-84 мощностью 840 л.с., потребляет 260 литров на 100 км по шоссе, при скорости 45-50 км/ч и 290-480 по пересеченной местности со скоростью 35-40 км/ч.
С двигателем ГТД-1000ТФ мощностью 1100 л.с., танк расходует 430-500 литров на 100 км по шоссе, при скорости 60-65 км/Ч и 460-790 литров по пересеченной местности при скорости 40-45 км/ч.
«Абрамс»
С двигателем AGT-1500 Мощностью 1500 л.с. потребляет 450-520 литров на 100 км по шоссе, при скорости 55-60 км/ч.
Расход топлива на танках Т-72Б3 2016 и Т-90М.
Расход топлива этих танков выше чем Т-72 и Т-90, так как их мощность существенно увеличена, до 1130 л.с., где расход топлива увеличивается примерно на 20-30%, т.е. они потребляют примерно 330-340 литров на шоссе, при скорости 45-50 км/ч(зависит от эксплуатации).
Выше был представлен паспортный расход топлива, который значительно отличается реального.Эксплуатационный расход в основном зависит от скорости, ведь,обычно, средняя скорость танков не превышает 25-30 км/ч, при которой расход топлива повышается.Особенно перерасход топлива на небольших скоростях ощущается на газотурбинных Т-80 и «Абрамс».
Источник
Как создавался Т-90
История этой боевой единицы началась в 1985 году. Именно в это время, в Советском Союзе было налажен серийный выпуск боевых танков Т-72Б. Примечательно, но эта машина даже на старте своего существования проигрывала по тактико-техническим параметрам не только немецким «Леопардам» и американским «Абрамсам», но даже советской бронетехнике. Ввиду этих особенностей, было принято решение об усовершенствовании этой машины.
Именно такая задача была поставлена перед конструкторским бюро под руководством Владимира Поткина. Произошло это в 1986 году, и спустя всего три года, УКБТМ представило для прохождения государственных испытаний опытный образец машины с заводским индексом “Объект 188«.По сути, Т-90 является проектом глубокой модернизации танка Т-72Б. Здесь нет принципиально новых технических решений, однако, в отличие от прототипа, опытный образец получил следующие улучшения:
- Модуль управления вооружением класса «Иртыш», совмещённый с автоматизированной системой заряжания;
- Оптико-электронный защитный комплекс от противотанковых средств «Штора»;
- Улучшенное бронирование;
- Более производительный и неприхотливый двигатель.
Танк 6 месяцев тестировался на полигонах Кемеровской, Джамбульской и Московской областей, проходя испытания в различных климатических зонах. По итогам, машина доказала свою надёжность, и была заявлена для принятия на вооружение. Однако окончательного решения по этому вопросу принято не было: в 1991 году распался Советский Союз, и работы по этому проекту были заморожены.
Второй шанс на существование, Т-92 получил в 1992 году. В июле, цеха Уральского вагонного завода посетил первый президент России Борис Ельцин. Всего через два месяца после этого визита, серийное изготовление Т-90 было возобновлено, а в октябре танк был принят на вооружение. Фактически, машина появилась в результате желания президента заполучить первый танк российского производства.
До 1998 года, в российские танковые войска было поставлено 120 машин. После этого, серийное производство было заморожено, вследствие проблем с финансированием. Выпуск был возобновлён только в 2001 году, после заключения контракта с Индией на экспортную поставку этих танков. Для вооружённых сил РФ, производство этой техники началось в 2004 году. В войска основной боевой танк поставлялся с индексом Т-90А.
Немного истории
Летом 1961 года были построены первые два экземпляра танка, причем они тестировались в ускоренном режиме – сначала на заводе, затем на полигоне. Объект отличался модернизированностью, но, несмотря на все его преимущества, заводом не было получено официальное разрешение на производство нового танка. Год за годом в модель вносились определенные изменения:
- Сначала был продуман экипаж танка Т-72, который состоял из трех человек – командира, наводчика и механика-водителя.
- Танк был оснащен пушкой с автоматом заряжания и броневой защитой на основе схемы НИИ стали.
- Ходовая часть модели планировалась весом не больше 40 тонн.
Но эти изменения не принимались, только были оставлены две бортовые коробки перемены передач.
Конструктивные особенности Т-90
Танк Т-90 представлен в низкопрофильной компоновке с двухместной обитаемой башней: рабочие места командира и наводчика. Благодаря автоматической системе заряжания, скорострельность орудия составляет 8 выстрелов в минуту. Мехвод располагается в передней части, ровно по центру. Машинное отделение изолировано от модуля экипажа. Гусеничный движитель строится на шести основных и трёх поддерживающих катках. Подвеска танка относится к торсионному типу. Рассмотрим конструкцию основных узлов более детально.
Бронирование
Броня Т-90 относится к композитному типу: состоит из нескольких слоёв броневой стали. Верхняя лобовая деталь корпуса и башни обладают рациональными углами наклона в 35 градусов. Борта вертикальные, образованы за счёт установленных бронеплит и краёв днища. Башня Т-90 может быть сварной или литой в зависимости от модификации. Здесь нужно отметить, что сварная башня изготавливается из стальных сплавов со средними показателями твердости, поэтому по противоснарядной устойчивости, превосходит литой аналог в среднем на 15%. Дно штампованное, обладает сложное геометрической формой. Поверх основной брони, установлены блоки динамической защиты.
Активный защитный комплекс боевой машины обеспечивается оптико-электронной системой «Штора». Этот комплекс предотвращает попадание по танку противотанковых ракет управляемого типа. Помимо этого, здесь реализована система отстрела дымовых завес, и датчики оповещения о лазерном облучении.
Возможности вооружения
Основное вооружение представлено 125-миллиметровым орудием 2А46М. Пушка комплектуется съёмным термозащитным кожухом. Размещается орудие в передней части корпуса на цапфе. Конструкция орудия позволяет вести огонь противотанковыми ракетами, кумулятивными, осколочно-фугасными и бронебойно-подкалиберными снарядами. ПТУР заряжается за 8 секунд, снаряд за 6.5. Чтобы сменить тип выстрела, уходит порядка 12 секунд. Чтобы полностью снарядить барабан потребуется около 14 секунд.
Дополнительное вооружение представлено:
- Танковым пулеметом Калашникова, калибра 7.62 мм;
- Зенитной установкой «Утёс» или «Корд», калибра 12.7 мм с электромеханической системой наведения.
Кроме этого, у всех членов экипажа имеется табельное оружие.
Танк Т-90
Мобильность
Первые модификации танка оборудовались 12-цилиндровыми двигателями В-84 с V-образным расположением цилиндров. Производительность этих агрегатов составляла 840 «лошадок». На последующие модели устанавливались двигатели В-92 и В-96 с заявленной мощностью 950 и 1250 л. с. соответственно. Благодаря 7-ступенчатой коробке и торсионной подвеске, танк демонстрировал отличные показатели проходимости и маневренности независимо от типа грунта.
По шоссе техника разгонялась до 65 км/час, дальность хода составляла 550-700 километров. Верхнее значение указано с учётом установки дополнительных топливных баков.
Средства связи
Штатной радиостанцией является Р-163-50У, работающая в УКВ-диапазоне. Эта станция, дополненная 2-метровой штыревой антенной, обеспечивает дальность связи на дистанции 20-ти километров.
На командирские машины устанавливались коротковолновые радиостанции класса «арбалет-50К», обеспечивающей связь на 50-километровой дистанции. Когда танк стоит в точке постоянного/временного базирования, на него устанавливается 11-метровая мачта, что расширяет радиус связи до 350 км.
Комфортабельность
Внутри некоторых Т-90 работают системы кондиционирования. Жилой отсек экипажа изготовлен из износоустойчивых материалов, предусмотрены гидроусилители модулей управления.
Ремпригодность
Для поддержания функциональности узлов и систем Т-90 проводится плановое техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт. Первое ТО выполняется после пробега в 2 500 километров, занимает порядка 12 часов. Второе — после 5 000 пробега, и на него отводится в среднем 30 часов. Текущий ремонт занимает в среднем 2 часа, работы выполняются непосредственно на месте поломки, если нет возможности доставить выведенную из строя машину в ремонтный бокс. «Капиталка» выполняется после 11 000 пробега, время проведения не регламентировано. Рабочий ресурс гусеничного движителя рассчитан на 6 000 км пробега.
Огневая мощь
Здесь используется система управления огнём, унифицированная с основным боевым танком Т-80-У, дополненная прицелом «Буран-ПА». В целом, комплекс продемонстрировал высокую эффективность стрельбы. Например, передвигаясь со скоростью до 30 км/час, Т-90 мог с высокой вероятностью уничтожения бронетехники противника первым снарядом с расстояния 5 километров.
В ходе проведения танковых испытаний из основного орудия было выпущено 24 противотанковые ракеты, и все они поразили установленные мишени. При этом стреляли необученные танкисты. Квалифицированный наводчик поразил 7 целей на дистанции 2-2.5 километра, потратив на это 54 секунды. При этом танк двигался со скоростью 25 км/час.
Особенности компоновки танка
Т-72 – танк, отличающийся классической конструкцией, когда силовое отделение располагается на корме. Управление сосредоточено в носовой части транспортного средства, здесь же располагаются топливный бак, бак-стеллаж, щиток контрольных приборов механика-водителя, электроаппаратура.
Отделение управления состоит из сиденья механика, который и осуществляет управление танком Т-72. Над сиденьем водителя имеется люк. В шахту броневого листа установлен прибор, позволяющий вести наблюдение за ситуацией. Механик-водитель во время движения сидит, что обеспечивается продуманной конструкцией самого сиденья в днище танка.
Основные цели и задачи
Т-72 относится к средним танкам. Основной акцент таких машин делался на скорости и хорошей ударной мощи, позволяющей развивать наступление и преодолевать слабо укрепленные линии. В современной классификации такие машины определяются как основные боевые танки.
Ключевая особенность данного типа техники — универсальность и многозадачность. Сочетание подвижности, боевой мощи и значительной защиты расширяет потенциал применения танка. Он может использоваться в масштабных наступлениях и локальных конфликтах, поддерживать небольшие отряды или преодолевать укрепленные линии обороны.
Отдельных боевых задач или специализации для таких машин не выделяют. Они определяются фронтовой обстановкой и практической необходимостью. Именно данный аспект и считается ключевым преимуществом основного боевого танка.
Боевое отделение
Боевому отделению в танке оставлено место в средней части корпуса и башне, которая отделяется от силового отделения специальной перегородкой. Продуманность конструкции обеспечивает удобное перемещение членов экипажа из отделений в отделения. Удобство и эргономичность – главные отличия, которыми может похвастаться танк Т-72. Характеристика его как боевого судна также впечатляет:
- Танк оснащен гладкоствольной пушкой в башне 125 мм, автоматом заряжения и приборами управления огнем.
- Справа от пушки оборудовано место командира, а слева сидит наводчик.
- На пушке с правой стороны имеется пулемет ПКТ, а над ним на специальных креплениях держится базовая труба прицела-дальномера.
- Рабочее место командира привлекательно оснащением: оно состоит из электромашинного стопора пушки, бака вертикального наведения, радиостанции, специального аппарата, через который снаружи подключается розетка десанта, карданного привода командирской башни.
- Башня командира накрывается крышкой с пластинчатым торсионом.
- Командирская башенка оснащена двумя приборами наблюдения ТНП-160 и командирским прибором ТКН-3.
Боевое отделение также оснащено приборами и механизмами, которые обеспечивают удобство эксплуатации танка.
Особенности корпуса
Один из самых популярных советских танков – танк Т-72. Характеристика его как боевого была бы неполной, если не описать особенности корпуса. Корпус данной модели – это жесткая коробка, которая сварена из броневых листов. Здесь располагаются носовая часть, борта, корма, днище, перегородки вентиляции и мотора, а также крыша силового отделения.
Лобовой лист – это многослойная комбинированная преграда из стали и стеклотекстолита, толщина которой обеспечивает износостойкое покрытие. Борта корпуса усилены вертикальными броневыми листами, в средней части дополнены защитными планками. Их назначение – увеличить внутренний объем корпуса и установить на них башню. По всему периметру бортов приварены кронштейны, на которые крепятся направляющие колеса.
Т-72 – популярный танк СССР, который внушал уважение всему миру. Корма его корпуса представляет собой кормовой броневой лист. В качестве защиты установлена вентиляторная перегородка. Она представляет собой спиральный кожух, оснащенный съемными передними и боковыми листами. В кожухе имеется вентилятор системы охлаждения, а основное назначение перегородки – организовывать поток воздуха. Борта танка дополнены бортовыми экранами, имеющими толщину 3 мм и выполненными из сплава алюминия. Чтобы сохранить состояние танка во время движения по трудным участкам местности, экраны можно поставить в походное положение – поджать их к боковым пылевым щиткам. Когда танк Т-72 в бою, пылевые щитки могут быть развернуты вперед под углом в 60 градусов.
Боевое применение
Предполагается, что Т-90 проходили боевую обкатку во время второй Чеченской компании. Однако достоверного подтверждения этому нет. Единственное, что свидетельствует об этом, пара служебных документов, где указаны рекомендации по устранению технических недостатков, выявленных в ходе боевых действий.
По-настоящему эти машины проявили себя в Сирии, куда танки поставляются с 2015 года. В сети есть видеоролик, где бойцы Свободной Сирийской Армии обстреливают Т-90 ПТУРом. Однако в результате этого обстрела, экипаж не пострадал: на видео видно, как наводчик покидает машину через люк.
В 2016 году, один из танков Т-90А был подбит прямым попаданием Т-72: снаряд пробил броню, что привело к воспламенению боеприпасов и гибели экипажа. В ноябре 2017 года, в сети появились фотографии танка с оторванной башней. Здесь нужно уточнить, что это первый, и на сегодняшний момент единственный случай детонации загруженных боеприпасов.
Т-64 и Т-72: недостатки и преимущества двух советских танков. Часть-3
В заключительной части мы поговорим о главном отличии Т-64 от Т-72 – двигателе. Ведь именно нестандартный мотор харьковского танка стал поводом для создания еще одного ОБТ. Уже в 1967 году в ХКБМ подготовили «резервный» Т-64 с дизелем В-45, который проходил испытания. По их результатам этот же дизель установили в Т-64А. Так появился Объект 439, выпущенный в количестве четырех штук. По сути, МТО опытной машины было таким же, как на Т-72, появившемся позже. Но у последнего система охлаждения вентиляторная, а на харьковском образце оставили эжекционную. В 1968 году прототип отправили на УВЗ, где его превратили в Объект 172, а позже – в Объект 172М (Т-72). Справедливости ради отметим, что новое моторно-трансмиссионное отделение не имело отношение к ХКБМ или УВЗ – это плод работы ВНИИТрансмаш. Так в советском танковом парке стало два танковых мотора – сравнимых по характеристикам, но требующих разной логистики.
«Классический» и «новаторский» мотор
Для максимальной компактности своего детища, А.А. Морозов использовал оппозитный двухвальный мотор 5ТД. Этот агрегат является развитием немецкого авиационного мотора Jumo 205. Сразу отметим, что немецкую разработку безуспешно пытались применить в Японии и Великобритании – не вышло. Лишь в СССР А.Д. Чаромский смог применить и развить немецкую идею. Изначально мотор обладал низким ресурсом, но из-за высокого соотношения мощностьгабариты, отладку изделия продолжили. Так, уже к 1976 году ресурс мотора составлял 500 моточасов.
При этом компактный двигатель обладал высоким потенциалом для форсирования. Так, модификация 6ТД для Т-80УД обладала мощностью в 1000 сил, незначительно уступая дорогостоящим газотурбинным аналогам. А дальнейшие модификации (6ТД-2, 6ТД-3,6ТД-4), форсированные до 1400 сил, превосходили дизельные и газотурбинные аналоги своего времени. Мотор 5ТДФМ расходовал 178 гл.с.ч, а В-46, устанавливавшийся на Т-72 – 180 гл.с.ч. Разница минимальная, но мотор Т-72 был мощнее на 80 сил!
Главным аргументом к выпуску Т-72 был именно мотор, производство которого было налажено в одном месте – в опасной близости к западным границам СССР. По этой причине альтернативный танк получил дизель В-46 – развитие мотора В-2 от Т-34. Это был классический V-Образный агрегат, выпуск которого был проще и дешевле. Но и потенциал модернизаций у мотора ниже. Так, его правнук В-92С2Ф лишь недавно достиг мощности в 1130 сил.
Отчасти, это была заслуга харьковской эжекторной системы охлаждения радиаторов. Она проще, и состоит из меньшего числа деталей. А вентиляторная система челябинского мотора отбирает до 15% мощности для вращения вентиляторов. Но это приводило к неизбежным компромиссам.
Касательно обслуживания двух агрегатов мнения разнятся. С одной стороны, конструкция челябинского В-46 проще. Но в силу компоновки, доступ ко многим агрегатам мотора осложнен. В МТО Т-64 такой проблемы нет. Также, на Т-64 быстрее происходит замена мотора, который не требует центровки – в отличие от В-46. «Бонусом» компоновки МТО служит защита от огня. Так, у Т-64 из-за «двухэтажной» схемы меньше шансов загореться от горючей смеси на крыше МТО, у Т-72 – больше. Но это нивелируется изначальной пожароопасностью харьковского МТО. Стык газовой турбины и выпускного патрубка облачен в термостойкую ткань, вбирающую протекающее масло. Это приводило к частым пожарам.
У двух семейств танков по-разному расположен и выхлоп. В Т-64 он выведен на корму, а в Т-72 – вбок. В первом случае не позавидуешь машинам, идущим в колонне – помимо копоти, отравление газами тоже может быть. Но боковой выхлоп сложнее замаскировать.
5ТДФ – двухтактный мотор – со всеми вытекающими. Для запуска двигателя требуется оборотистый стартер, из-за чего воздухом его не запустить – только электропуск. Такой мотор чувствителен к окружающей среде, и потери мощности на высокогорье значительны. А форсированные модификации мотора были чувствительны к уровню охлаждающей жидкости. Нехватка нескольких литров жидкости могла привести к поломке агрегата. К качеству охлаждающих жидкостей тоже предъявлялись высокие требования. «Жесткая» вода приводила к забиванию рубашки охлаждения мотора накипью. Для этого в ЗИП Т-64 ввели сульфофильтр, через который надлежало заливать воду.
Расход масла в 1000-сильном 6ТД достигал 20 литров на 100 километров. А в условиях высокогорья резко падала мощность, и возрастал расход топлива двухтактных моторов.
Стоило ли развивать оппозитный двигатель? Время не показало. Два конкурирующих дизеля разделила граница, существенно замедлив эволюцию. Верхом челябинского дизеля сегодня является В-92С2Ф в 1130 сил, а харьковчане остановились на 6ТД2 в 1200 сил. И если первый устанавливается на большинство наследников семейства Т-72, то украинский дизель «прописался» в МТО печально известного БМ «Оплот», выпущенного тиражом в 59 штук. А наиболее активными эксплуатантами бывшей советской разработки остались китайцы, использующие украинский мотор в экспортном танке MBT-2000.
Интересное видео: поляки запускают В-46 после 10-летнего простоя.
Взявшись за этот текст, я надеялся без лишних эмоций разобраться – кто же был прав в той «войне КБ». С одной стороны были «новаторы» Морозова, а с другой – «ретрограды» Карцева. Если потрудиться, то можно найти одинаково логичные доводы в пользу первых и вторых. Но сказать, что «все-таки, по совокупности характеристик, лучше был …» у меня не получилось. Препятствия, которые ставили друг другу конкуренты, были об эгоизме, но не об обороноспособности страны. В результате, в СССР одновременно использовали три ОБТ, каждый из которых нещадно пожирал бюджет страны. И по основным боевым характеристикам три танка не имели решительных преимуществ. А когда два танка стали выпускаться под разными флагами, то конкуренция внутренняя перешла на внешние рынки.
Я намеренно не касался элементов СУО и прочих моментов, которые можно добавитьзаменить. Так, у первых Т-64А СУО была лучше, чем у Т-72. Последний долгое время не получал дистанционно-управляемую зенитную установку, что было уже на Т-64А. В тексте учтены лишь принципиальные отличия двух конструкций.
Источник
Сколько стоит танк Т-72
По последним оценкам стоимость базовой модели Т-72 составляет 22 млн рублей. Оснащение устаревших моделей современными приборами и вооружением обходится значительно дороже. К примеру, чтобы улучшить Т-72Б до Т-72Б3, необходимо затратить около 50 млн рублей (по ценам на 2013 год).
Преимущества и недостатки
К безусловным преимуществам машины можно отнести следующие моменты:
- Эффективность ведения огня;
- Безотказность двигателя;
- Манёвренность;
- Надёжность основных узлов;
- Неплохая защита.
Недостатками считаются невысокая скорость движения заднего хода, установка устаревших систем управления вооружением на старых модификациях. Кроме этого, у командира нет панорамного прицеливания, на большинстве вариаций Т-90 сложно провести полную замену двигателя.
Защитные системы
Несмотря на то что вес танка Т-72 был внушительным, он оснащался дополнительными системами, которые защищали бронемашину от оружия массового поражения. Системы способны защитить танк и его внутреннее оснащение от ударной волны, радиации при ядерном взрыве, обеспечивая безопасность экипажа при воздействии отравляющих веществ или биологического оружия.
Защита от ударной волны выполняется продуманной броней, а также качественной герметизацией. Внутри танка используется специальный надежный материал, при этом боевое отделение и отделения управления надежно герметизируются. Система защиты выступает в качестве световой и звуковой сигнализации, контролирует уровень радиации и избыточность давления внутри танка и наличие отравляющих веществ снаружи него.
Противопожарная система представляет собой три двухлитровых баллона, которые наполнены огнегасящим составом, а также три трубопровода, которые соединяют баллоны и отделения, и девять термодатчиков. Специальная система многократного действия служит надежной защитой от дыма. Она работает на дизельном топливе.
Из дополнительного оборудования танков Т-72 можно отметить систему для подводного вождения, которая позволяет преодолевать водные преграды на глубине 5 м и ширине до 1000 м. В состав этого оборудования входят также спасательные жилеты, противогазы, рассчитанные на всех членов экипажа.