​​​​Танк Т-90: технические характеристики и история, вес, расход топлива

ПРИБЛИЖЕННАЯ ОЦЕНКА РАСХОДА ТОПЛИВА И ЗАПАСА ХОДА ВГМ Любопытный материал из журнала Вестник бронетанковой техники 1991 №2. Приведены экспериментальные данные испытаний и подконтрольной войсковой эксплуатации по топливной экономичности танков Т-62, Т-72,…

Какой расход топлива у СОВРЕМЕННЫХ ТАНКОВ?

При сравнении танков,в основном, смотрят на их защищенность и вооружение, при этом забывая немаловажную характеристику как запас хода..В неё входит надежность узлов и агрегатов машины, а так же расход топлива, о котором мы поговорим.

На современных танках встречается 2 типа двигателей: дизельные и газотурбинные.Главные различая таких двигателей по характеристикам, это расход топлива.Дизельные двигатели потребляют меньше топлива, относительно газотурбинных, но при этом уступают по мощности и имеют сложности при запуске на морозе(так же есть другие различия).

КАКОЙ РАСХОД?

С двигателем 5ТДФ мощностью 700 л.с. расходует 200 литров на 100 км по шоссе и 300-450 литров по пересеченной местности на скорости 35-45 км/ч.

С двигателем В-46 мощностью 780 л.с., потребляет 240 литров на 100 км по шоссе, при скорости 45-50 км/ч.По грунтовым дорогам 260-450 литров на 100 км, при скорости 35-45 км/ч.

С двигателем В-84 мощностью 840 л.с., потребляет 260 литров на 100 км по шоссе, при скорости 45-50 км/ч и 290-480 по пересеченной местности со скоростью 35-40 км/ч.

С двигателем ГТД-1000ТФ мощностью 1100 л.с., танк расходует 430-500 литров на 100 км по шоссе, при скорости 60-65 км/Ч и 460-790 литров по пересеченной местности при скорости 40-45 км/ч.

«Абрамс»

С двигателем AGT-1500 Мощностью 1500 л.с. потребляет 450-520 литров на 100 км по шоссе, при скорости 55-60 км/ч.

Расход топлива на танках Т-72Б3 2016 и Т-90М.

Расход топлива этих танков выше чем Т-72 и Т-90, так как их мощность существенно увеличена, до 1130 л.с., где расход топлива увеличивается примерно на 20-30%, т.е. они потребляют примерно 330-340 литров на шоссе, при скорости 45-50 км/ч(зависит от эксплуатации).

Выше был представлен паспортный расход топлива, который значительно отличается реального.Эксплуатационный расход в основном зависит от скорости, ведь,обычно, средняя скорость танков не превышает 25-30 км/ч, при которой расход топлива повышается.Особенно перерасход топлива на небольших скоростях ощущается на газотурбинных Т-80 и «Абрамс».

Источник

Как создавался Т-90

История этой боевой единицы началась в 1985 году. Именно в это время, в Советском Союзе было налажен серийный выпуск боевых танков Т-72Б. Примечательно, но эта машина даже на старте своего существования проигрывала по тактико-техническим параметрам не только немецким «Леопардам» и американским «Абрамсам», но даже советской бронетехнике. Ввиду этих особенностей, было принято решение об усовершенствовании этой машины.

Именно такая задача была поставлена перед конструкторским бюро под руководством Владимира Поткина. Произошло это в 1986 году, и спустя всего три года, УКБТМ представило для прохождения государственных испытаний опытный образец машины с заводским индексом “Объект 188«.По сути, Т-90 является проектом глубокой модернизации танка Т-72Б. Здесь нет принципиально новых технических решений, однако, в отличие от прототипа, опытный образец получил следующие улучшения:

  • Модуль управления вооружением класса «Иртыш», совмещённый с автоматизированной системой заряжания;
  • Оптико-электронный защитный комплекс от противотанковых средств «Штора»;
  • Улучшенное бронирование;
  • Более производительный и неприхотливый двигатель.

Танк 6 месяцев тестировался на полигонах Кемеровской, Джамбульской и Московской областей, проходя испытания в различных климатических зонах. По итогам, машина доказала свою надёжность, и была заявлена для принятия на вооружение. Однако окончательного решения по этому вопросу принято не было: в 1991 году распался Советский Союз, и работы по этому проекту были заморожены.

Основной боевой танк Т-90: технические характеристики и история

Второй шанс на существование, Т-92 получил в 1992 году. В июле, цеха Уральского вагонного завода посетил первый президент России Борис Ельцин. Всего через два месяца после этого визита, серийное изготовление Т-90 было возобновлено, а в октябре танк был принят на вооружение. Фактически, машина появилась в результате желания президента заполучить первый танк российского производства.

До 1998 года, в российские танковые войска было поставлено 120 машин. После этого, серийное производство было заморожено, вследствие проблем с финансированием. Выпуск был возобновлён только в 2001 году, после заключения контракта с Индией на экспортную поставку этих танков. Для вооружённых сил РФ, производство этой техники началось в 2004 году. В войска основной боевой танк поставлялся с индексом Т-90А.

Немного истории

танк т 72 характеристика

Летом 1961 года были построены первые два экземпляра танка, причем они тестировались в ускоренном режиме – сначала на заводе, затем на полигоне. Объект отличался модернизированностью, но, несмотря на все его преимущества, заводом не было получено официальное разрешение на производство нового танка. Год за годом в модель вносились определенные изменения:

  1. Сначала был продуман экипаж танка Т-72, который состоял из трех человек – командира, наводчика и механика-водителя.
  2. Танк был оснащен пушкой с автоматом заряжания и броневой защитой на основе схемы НИИ стали.
  3. Ходовая часть модели планировалась весом не больше 40 тонн.

Но эти изменения не принимались, только были оставлены две бортовые коробки перемены передач.

Конструктивные особенности Т-90

Танк Т-90 представлен в низкопрофильной компоновке с двухместной обитаемой башней: рабочие места командира и наводчика. Благодаря автоматической системе заряжания, скорострельность орудия составляет 8 выстрелов в минуту. Мехвод располагается в передней части, ровно по центру. Машинное отделение изолировано от модуля экипажа. Гусеничный движитель строится на шести основных и трёх поддерживающих катках. Подвеска танка относится к торсионному типу. Рассмотрим конструкцию основных узлов более детально.

Бронирование

Броня Т-90 относится к композитному типу: состоит из нескольких слоёв броневой стали. Верхняя лобовая деталь корпуса и башни обладают рациональными углами наклона в 35 градусов. Борта вертикальные, образованы за счёт установленных бронеплит и краёв днища. Башня Т-90 может быть сварной или литой в зависимости от модификации. Здесь нужно отметить, что сварная башня изготавливается из стальных сплавов со средними показателями твердости, поэтому по противоснарядной устойчивости, превосходит литой аналог в среднем на 15%. Дно штампованное, обладает сложное геометрической формой. Поверх основной брони, установлены блоки динамической защиты.

Активный защитный комплекс боевой машины обеспечивается оптико-электронной системой «Штора». Этот комплекс предотвращает попадание по танку противотанковых ракет управляемого типа. Помимо этого, здесь реализована система отстрела дымовых завес, и датчики оповещения о лазерном облучении.

Возможности вооружения

Основное вооружение представлено 125-миллиметровым орудием 2А46М. Пушка комплектуется съёмным термозащитным кожухом. Размещается орудие в передней части корпуса на цапфе. Конструкция орудия позволяет вести огонь противотанковыми ракетами, кумулятивными, осколочно-фугасными и бронебойно-подкалиберными снарядами. ПТУР заряжается за 8 секунд, снаряд за 6.5. Чтобы сменить тип выстрела, уходит порядка 12 секунд. Чтобы полностью снарядить барабан потребуется около 14 секунд.

Дополнительное вооружение представлено:

  • Танковым пулеметом Калашникова, калибра 7.62 мм;
  • Зенитной установкой «Утёс» или «Корд», калибра 12.7 мм с электромеханической системой наведения.

Кроме этого, у всех членов экипажа имеется табельное оружие.

Основной боевой танк Т-90: технические характеристики и историяТанк Т-90

Мобильность

Первые модификации танка оборудовались 12-цилиндровыми двигателями В-84 с V-образным расположением цилиндров. Производительность этих агрегатов составляла 840 «лошадок». На последующие модели устанавливались двигатели В-92 и В-96 с заявленной мощностью 950 и 1250 л. с. соответственно. Благодаря 7-ступенчатой коробке и торсионной подвеске, танк демонстрировал отличные показатели проходимости и маневренности независимо от типа грунта.

По шоссе техника разгонялась до 65 км/час, дальность хода составляла 550-700 километров. Верхнее значение указано с учётом установки дополнительных топливных баков.

Средства связи

Штатной радиостанцией является Р-163-50У, работающая в УКВ-диапазоне. Эта станция, дополненная 2-метровой штыревой антенной, обеспечивает дальность связи на дистанции 20-ти километров.

На командирские машины устанавливались коротковолновые радиостанции класса «арбалет-50К», обеспечивающей связь на 50-километровой дистанции. Когда танк стоит в точке постоянного/временного базирования, на него устанавливается 11-метровая мачта, что расширяет радиус связи до 350 км.

Комфортабельность

Внутри некоторых Т-90 работают системы кондиционирования. Жилой отсек экипажа изготовлен из износоустойчивых материалов, предусмотрены гидроусилители модулей управления.

Ремпригодность

Для поддержания функциональности узлов и систем Т-90 проводится плановое техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт. Первое ТО выполняется после пробега в 2 500 километров, занимает порядка 12 часов. Второе — после 5 000 пробега, и на него отводится в среднем 30 часов. Текущий ремонт занимает в среднем 2 часа, работы выполняются непосредственно на месте поломки, если нет возможности доставить выведенную из строя машину в ремонтный бокс. «Капиталка» выполняется после 11 000 пробега, время проведения не регламентировано. Рабочий ресурс гусеничного движителя рассчитан на 6 000 км пробега.

Основной боевой танк Т-90: технические характеристики и история

Огневая мощь

Здесь используется система управления огнём, унифицированная с основным боевым танком Т-80-У, дополненная прицелом «Буран-ПА». В целом, комплекс продемонстрировал высокую эффективность стрельбы. Например, передвигаясь со скоростью до 30 км/час, Т-90 мог с высокой вероятностью уничтожения бронетехники противника первым снарядом с расстояния 5 километров.

В ходе проведения танковых испытаний из основного орудия было выпущено 24 противотанковые ракеты, и все они поразили установленные мишени. При этом стреляли необученные танкисты. Квалифицированный наводчик поразил 7 целей на дистанции 2-2.5 километра, потратив на это 54 секунды. При этом танк двигался со скоростью 25 км/час.

Особенности компоновки танка

Т-72 – танк, отличающийся классической конструкцией, когда силовое отделение располагается на корме. Управление сосредоточено в носовой части транспортного средства, здесь же располагаются топливный бак, бак-стеллаж, щиток контрольных приборов механика-водителя, электроаппаратура.

танк СССР

Отделение управления состоит из сиденья механика, который и осуществляет управление танком Т-72. Над сиденьем водителя имеется люк. В шахту броневого листа установлен прибор, позволяющий вести наблюдение за ситуацией. Механик-водитель во время движения сидит, что обеспечивается продуманной конструкцией самого сиденья в днище танка.

Основные цели и задачи

Т-72 относится к средним танкам. Основной акцент таких машин делался на скорости и хорошей ударной мощи, позволяющей развивать наступление и преодолевать слабо укрепленные линии. В современной классификации такие машины определяются как основные боевые танки.

Ключевая особенность данного типа техники — универсальность и многозадачность. Сочетание подвижности, боевой мощи и значительной защиты расширяет потенциал применения танка. Он может использоваться в масштабных наступлениях и локальных конфликтах, поддерживать небольшие отряды или преодолевать укрепленные линии обороны.

Отдельных боевых задач или специализации для таких машин не выделяют. Они определяются фронтовой обстановкой и практической необходимостью. Именно данный аспект и считается ключевым преимуществом основного боевого танка.

Боевое отделение

Боевому отделению в танке оставлено место в средней части корпуса и башне, которая отделяется от силового отделения специальной перегородкой. Продуманность конструкции обеспечивает удобное перемещение членов экипажа из отделений в отделения. Удобство и эргономичность – главные отличия, которыми может похвастаться танк Т-72. Характеристика его как боевого судна также впечатляет:

  1. Танк оснащен гладкоствольной пушкой в башне 125 мм, автоматом заряжения и приборами управления огнем.
  2. Справа от пушки оборудовано место командира, а слева сидит наводчик.
  3. На пушке с правой стороны имеется пулемет ПКТ, а над ним на специальных креплениях держится базовая труба прицела-дальномера.
  4. Рабочее место командира привлекательно оснащением: оно состоит из электромашинного стопора пушки, бака вертикального наведения, радиостанции, специального аппарата, через который снаружи подключается розетка десанта, карданного привода командирской башни.
  5. Башня командира накрывается крышкой с пластинчатым торсионом.
  6. Командирская башенка оснащена двумя приборами наблюдения ТНП-160 и командирским прибором ТКН-3.

Боевое отделение также оснащено приборами и механизмами, которые обеспечивают удобство эксплуатации танка.

Особенности корпуса

Один из самых популярных советских танков – танк Т-72. Характеристика его как боевого была бы неполной, если не описать особенности корпуса. Корпус данной модели – это жесткая коробка, которая сварена из броневых листов. Здесь располагаются носовая часть, борта, корма, днище, перегородки вентиляции и мотора, а также крыша силового отделения.

Лобовой лист – это многослойная комбинированная преграда из стали и стеклотекстолита, толщина которой обеспечивает износостойкое покрытие. Борта корпуса усилены вертикальными броневыми листами, в средней части дополнены защитными планками. Их назначение – увеличить внутренний объем корпуса и установить на них башню. По всему периметру бортов приварены кронштейны, на которые крепятся направляющие колеса.

Т-72 – популярный танк СССР, который внушал уважение всему миру. Корма его корпуса представляет собой кормовой броневой лист. В качестве защиты установлена вентиляторная перегородка. Она представляет собой спиральный кожух, оснащенный съемными передними и боковыми листами. В кожухе имеется вентилятор системы охлаждения, а основное назначение перегородки – организовывать поток воздуха. Борта танка дополнены бортовыми экранами, имеющими толщину 3 мм и выполненными из сплава алюминия. Чтобы сохранить состояние танка во время движения по трудным участкам местности, экраны можно поставить в походное положение – поджать их к боковым пылевым щиткам. Когда танк Т-72 в бою, пылевые щитки могут быть развернуты вперед под углом в 60 градусов.

Боевое применение

Предполагается, что Т-90 проходили боевую обкатку во время второй Чеченской компании. Однако достоверного подтверждения этому нет. Единственное, что свидетельствует об этом, пара служебных документов, где указаны рекомендации по устранению технических недостатков, выявленных в ходе боевых действий.

По-настоящему эти машины проявили себя в Сирии, куда танки поставляются с 2015 года. В сети есть видеоролик, где бойцы Свободной Сирийской Армии обстреливают Т-90 ПТУРом. Однако в результате этого обстрела, экипаж не пострадал: на видео видно, как наводчик покидает машину через люк.

В 2016 году, один из танков Т-90А был подбит прямым попаданием Т-72: снаряд пробил броню, что привело к воспламенению боеприпасов и гибели экипажа. В ноябре 2017 года, в сети появились фотографии танка с оторванной башней. Здесь нужно уточнить, что это первый, и на сегодняшний момент единственный случай детонации загруженных боеприпасов.

Основной боевой танк Т-90: технические характеристики и история

Т-64 и Т-72: недостатки и преимущества двух советских танков. Часть-3

В заключительной части мы поговорим о главном отличии Т-64 от Т-72 – двигателе. Ведь именно нестандартный мотор харьковского танка стал поводом для создания еще одного ОБТ. Уже в 1967 году в ХКБМ подготовили «резервный» Т-64 с дизелем В-45, который проходил испытания. По их результатам этот же дизель установили в Т-64А. Так появился Объект 439, выпущенный в количестве четырех штук. По сути, МТО опытной машины было таким же, как на Т-72, появившемся позже. Но у последнего система охлаждения вентиляторная, а на харьковском образце оставили эжекционную. В 1968 году прототип отправили на УВЗ, где его превратили в Объект 172, а позже – в Объект 172М (Т-72). Справедливости ради отметим, что новое моторно-трансмиссионное отделение не имело отношение к ХКБМ или УВЗ – это плод работы ВНИИТрансмаш. Так в советском танковом парке стало два танковых мотора – сравнимых по характеристикам, но требующих разной логистики.

«Классический» и «новаторский» мотор

Для максимальной компактности своего детища, А.А. Морозов использовал оппозитный двухвальный мотор 5ТД. Этот агрегат является развитием немецкого авиационного мотора Jumo 205. Сразу отметим, что немецкую разработку безуспешно пытались применить в Японии и Великобритании – не вышло. Лишь в СССР А.Д. Чаромский смог применить и развить немецкую идею. Изначально мотор обладал низким ресурсом, но из-за высокого соотношения мощностьгабариты, отладку изделия продолжили. Так, уже к 1976 году ресурс мотора составлял 500 моточасов.

При этом компактный двигатель обладал высоким потенциалом для форсирования. Так, модификация 6ТД для Т-80УД обладала мощностью в 1000 сил, незначительно уступая дорогостоящим газотурбинным аналогам. А дальнейшие модификации (6ТД-2, 6ТД-3,6ТД-4), форсированные до 1400 сил, превосходили дизельные и газотурбинные аналоги своего времени. Мотор 5ТДФМ расходовал 178 гл.с.ч, а В-46, устанавливавшийся на Т-72 – 180 гл.с.ч. Разница минимальная, но мотор Т-72 был мощнее на 80 сил!

Главным аргументом к выпуску Т-72 был именно мотор, производство которого было налажено в одном месте – в опасной близости к западным границам СССР. По этой причине альтернативный танк получил дизель В-46 – развитие мотора В-2 от Т-34. Это был классический V-Образный агрегат, выпуск которого был проще и дешевле. Но и потенциал модернизаций у мотора ниже. Так, его правнук В-92С2Ф лишь недавно достиг мощности в 1130 сил.

Отчасти, это была заслуга харьковской эжекторной системы охлаждения радиаторов. Она проще, и состоит из меньшего числа деталей. А вентиляторная система челябинского мотора отбирает до 15% мощности для вращения вентиляторов. Но это приводило к неизбежным компромиссам.

Касательно обслуживания двух агрегатов мнения разнятся. С одной стороны, конструкция челябинского В-46 проще. Но в силу компоновки, доступ ко многим агрегатам мотора осложнен. В МТО Т-64 такой проблемы нет. Также, на Т-64 быстрее происходит замена мотора, который не требует центровки – в отличие от В-46. «Бонусом» компоновки МТО служит защита от огня. Так, у Т-64 из-за «двухэтажной» схемы меньше шансов загореться от горючей смеси на крыше МТО, у Т-72 – больше. Но это нивелируется изначальной пожароопасностью харьковского МТО. Стык газовой турбины и выпускного патрубка облачен в термостойкую ткань, вбирающую протекающее масло. Это приводило к частым пожарам.

У двух семейств танков по-разному расположен и выхлоп. В Т-64 он выведен на корму, а в Т-72 – вбок. В первом случае не позавидуешь машинам, идущим в колонне – помимо копоти, отравление газами тоже может быть. Но боковой выхлоп сложнее замаскировать.

5ТДФ – двухтактный мотор – со всеми вытекающими. Для запуска двигателя требуется оборотистый стартер, из-за чего воздухом его не запустить – только электропуск. Такой мотор чувствителен к окружающей среде, и потери мощности на высокогорье значительны. А форсированные модификации мотора были чувствительны к уровню охлаждающей жидкости. Нехватка нескольких литров жидкости могла привести к поломке агрегата. К качеству охлаждающих жидкостей тоже предъявлялись высокие требования. «Жесткая» вода приводила к забиванию рубашки охлаждения мотора накипью. Для этого в ЗИП Т-64 ввели сульфофильтр, через который надлежало заливать воду.

Расход масла в 1000-сильном 6ТД достигал 20 литров на 100 километров. А в условиях высокогорья резко падала мощность, и возрастал расход топлива двухтактных моторов.

Стоило ли развивать оппозитный двигатель? Время не показало. Два конкурирующих дизеля разделила граница, существенно замедлив эволюцию. Верхом челябинского дизеля сегодня является В-92С2Ф в 1130 сил, а харьковчане остановились на 6ТД2 в 1200 сил. И если первый устанавливается на большинство наследников семейства Т-72, то украинский дизель «прописался» в МТО печально известного БМ «Оплот», выпущенного тиражом в 59 штук. А наиболее активными эксплуатантами бывшей советской разработки остались китайцы, использующие украинский мотор в экспортном танке MBT-2000.

Интересное видео: поляки запускают В-46 после 10-летнего простоя.

Взявшись за этот текст, я надеялся без лишних эмоций разобраться – кто же был прав в той «войне КБ». С одной стороны были «новаторы» Морозова, а с другой – «ретрограды» Карцева. Если потрудиться, то можно найти одинаково логичные доводы в пользу первых и вторых. Но сказать, что «все-таки, по совокупности характеристик, лучше был …» у меня не получилось. Препятствия, которые ставили друг другу конкуренты, были об эгоизме, но не об обороноспособности страны. В результате, в СССР одновременно использовали три ОБТ, каждый из которых нещадно пожирал бюджет страны. И по основным боевым характеристикам три танка не имели решительных преимуществ. А когда два танка стали выпускаться под разными флагами, то конкуренция внутренняя перешла на внешние рынки.

Я намеренно не касался элементов СУО и прочих моментов, которые можно добавитьзаменить. Так, у первых Т-64А СУО была лучше, чем у Т-72. Последний долгое время не получал дистанционно-управляемую зенитную установку, что было уже на Т-64А. В тексте учтены лишь принципиальные отличия двух конструкций.

Источник

Сколько стоит танк Т-72

По последним оценкам стоимость базовой модели Т-72 составляет 22 млн рублей. Оснащение устаревших моделей современными приборами и вооружением обходится значительно дороже. К примеру, чтобы улучшить Т-72Б до Т-72Б3, необходимо затратить около 50 млн рублей (по ценам на 2013 год).

Преимущества и недостатки

К безусловным преимуществам машины можно отнести следующие моменты:

  • Эффективность ведения огня;
  • Безотказность двигателя;
  • Манёвренность;
  • Надёжность основных узлов;
  • Неплохая защита.

Недостатками считаются невысокая скорость движения заднего хода, установка устаревших систем управления вооружением на старых модификациях. Кроме этого, у командира нет панорамного прицеливания, на большинстве вариаций Т-90 сложно провести полную замену двигателя.

Защитные системы

экипаж танка т 72

Несмотря на то что вес танка Т-72 был внушительным, он оснащался дополнительными системами, которые защищали бронемашину от оружия массового поражения. Системы способны защитить танк и его внутреннее оснащение от ударной волны, радиации при ядерном взрыве, обеспечивая безопасность экипажа при воздействии отравляющих веществ или биологического оружия.

Защита от ударной волны выполняется продуманной броней, а также качественной герметизацией. Внутри танка используется специальный надежный материал, при этом боевое отделение и отделения управления надежно герметизируются. Система защиты выступает в качестве световой и звуковой сигнализации, контролирует уровень радиации и избыточность давления внутри танка и наличие отравляющих веществ снаружи него.

Противопожарная система представляет собой три двухлитровых баллона, которые наполнены огнегасящим составом, а также три трубопровода, которые соединяют баллоны и отделения, и девять термодатчиков. Специальная система многократного действия служит надежной защитой от дыма. Она работает на дизельном топливе.

Из дополнительного оборудования танков Т-72 можно отметить систему для подводного вождения, которая позволяет преодолевать водные преграды на глубине 5 м и ширине до 1000 м. В состав этого оборудования входят также спасательные жилеты, противогазы, рассчитанные на всех членов экипажа.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...