Сколько кг свинца содержится в аккумуляторе на 55 ампер

Сколько электролита в аккумуляторе?

Сколько свинца в 1 аккумуляторе зависит от содержания электролита. Рабочее вещество занимает 20-25% от массы устройства. Точный объём жидкости связан с ёмкостью источника.

В батареях на 55 А/ч – 2,5 литра электролита. Для моделей на 60 А/ч используют на 0,2-0,5 литра больше. Чем выше ёмкость устройства, тем больше электролита требуется.

Свинцовый аккумуляторСколько свинца в аккумуляторе

1. .

:
12.1.004—91 . ;
12.1.010—76 . ;
12.4.021—75 . ;
12.4.026—76 ;
667—73 . ;
6709—72 . ;
26881—86 .

Лом аккумуляторов

Для получении 1 тонны свинца из природного сырья требуется примерно 1000 тонн породы, топлива, воды, воздуха и других компонентов! При этом, свинец является одним из постоянно образующихся от деятельности человека отходов. По Классу АЛ. Группа I-II ГОСТ 1639-93 “Лом и отходы цветных металлов и сплавов” данный отход классифицируется как свинец аккумуляторный. Утилизация лома аккумуляторов является процессом весьма непростым, хотя и более выгодным, нежели первичное получение материала. Сложность переработки лома свинца объясняется его химическим и структурным составом.

Химический состав вторичного свинцового сырья,% (сравнительная таблица):

Компоненты Аккумуляторный лом (*-неразделанный) Изгарь Шламы Пасты Шлаки, штейны Тировые земли
Pb 56 64-75 65-92 50-60 30-75 13-35 1,0-10
Sb 3,0 3,0-5,5 0,5-10 0,5-1,2 0,1-0,5 0,5-2,5 0,1-0,5
Sn 0,1 0,1-1,0 0,5-2,5 0,1-0,8 0,2-0,6
FeO 0,8 0,8-1,0 2,0-4,0 2,0-4,0 3,0-4,0 4,0-12 13-18
CaO 0,3 0,5-1,5 2,0-10 1,0-2,0 4,0-6,0 3,0-6,0 1,0-3,0
SiO 2 2,3 2,8-4,0 5,0-16 3,0-6,0 6,0-12 10,0-15 14-18
Al 2 O 3 1,1 1,2-1,6 2,0-6,0 2,0-4,0 2,0-4,0 3,0-5,0 6,0-8,0
S 4,0 5,5-8,0 1,0-15
Cl 1,8 1,5-2,2 0,5-1,0 12,0-16 0,5-2,0 1,0-2,0

Структурный состав аккумуляторного лома и содержание свинцовых соединений:

Пластины, контакты, перемычки (сурьмянистый свинец) 50%
Масса положительных пластин PbO 2 – 90%, PbO – 7%, PbSO 4 – 3%
Масса отрицательных пластин Pb – 95%, PbO – 3%, PbSO 4 – 4%
Шламы Pb – 70%
Эбонит, полипропилен, полиэтилен, поливинилхлорид, пек, ткани (блоки, крышки, пробки, уплотнители и т. п.) 20-25%
Засоренность батарей: -с электролитом; 50%
-без электролита в эбонитовых моноблоках; 45%
-без электролита в термопластовых моноблоках 40%

Справочная таблица засоренности лома свинца:

Вид лома Средняя засоренность
Всего В том числе
Железо Масло Прочее
1 Аккумуляторы автомобильные, тракторные, танковые без электролита:        
– в эбонитовых баках; 45 45
– в деревянных ящиках с эбонитовыми баками 55 55
2 Аккумуляторы авиационные в эбонитовых баках,
неразделанные 45 45
3 Аккумуляторы морские в эбонитовых баках,
неразделанные 35 35
4 Лом аккумуляторов: свинцовые пластины автомобильных, тракторных и танковых аккумуляторов с эбонитовыми и деревянными прокладками и эбонитовыми крышками 25 25
5 Пластины свинцовые автомобильных, тракторных, танковых и самолетных аккумуляторов с эбонитовыми и деревянными прокладками 20 20
6 Пластины свинцовые морских аккумуляторов с сепараторами (прокладками) 17 17
7 Лом аккумуляторов: свинцовые пластины без прокладок 15 15
8 Свинец кабельный, снятый механическим путем 2 2
9 Свинец кабельный, выплавленный из кабеля обжигом в чушки 1 1
10 Пломбы свинцовые отработанные 3 3
11 Противовесы железнодорожных скатов (свинцовые в железной оболочке) 68 68
12 Свинец рольный, разделанный 1 1
13 Свинец рольный с электрованн:
– неразделанный 5 5
– разделанный 2 2
14 Трубы свинцовые, разделанные 5 5

Этапы переработки аккумуляторного лома:

По виду используемой для плавки сплавов энергии, все плавильные печи делят на топливные и электрические (рис.1, рис. 2).

shema.gif
shema03.gif

Рис. 1. Топливные плавильные печи: а — тигельная; б — отражательная; в – шахтно-ванная
Рис. 2. Электрические печи (сопротивления и индукционные): а – тигельная; б – отражательная; в – индукционная тигельная: г- индукционная канальная

Так как температура плавления свинца 327°С, а при его рафинирования температура расплава не должна превышать 600°С, свинцовые расплавы не поглощают газов и химически не активны, то для термической переработки свинцового лома подходят все типы печных агрегатов.
Выбор того или иного оборудования основывается на следующем:

  • объемы переработки;
  • наличие, мощности и экономичность определенных энергоносителей;
  • эксплуатационные затраты;
  • затраты на охрану окружающей среды;
  • уровень качества выходного продукта (насыщенность технологического процесса).

Для переработки аккумуляторного лома с достаточной эффективностью можно применять отражательные печи (рис.1-б, рис. 2-б), технологический процесс в которых сводится к простому расплавлению свинцового металлолома и получению на выходе, так называемого, чернового свинца, загрязненного примесями сурьмы, олова, меди, серы, алюминия, железа, цинка и т.д. Удаление этих примесей, сведение содержания соединений к определенным нормам (рафинирование) позволяет повышать марку свинца (ГОСТ 3778-93). При использовании тигельных печей сопротивления или топливных (рис.1-а, рис. 2-а), плавка ведется в чугунных либо стальных тиглях. Преимуществом тигельных печей перед отражательными является отсутствие прямого контакта нагревательного элемента и расплава, что снижает процент потерь металла, ограничивает окисляемость металла. Свинец быстро остывает, что зачатую создает проблему с его разливкой. Тигель для разливки может доставаться из печи, либо тигельная печь может быть наклоняемой, так же может использоваться специальный насос для перекачки свинца. Так же в тигельной печи проще вести процессы рафинирования. Однако отражательная печь позволяет перерабатывать большие объемы металлолома (стандартные тигли имеют объем до 0,5 т), использовать более «грязные» лома. В отражательных печах отсутствует необходимость замены прогоревшего (разрушившегося) тигля. Печи шахтно-ванной конструкции плавильного агрегата (рис.1-в) позволяют производить термическую переработку неразделанного аккумуляторного лома, включающего и баки. Шихта шахтной плавки имеет примерно следующий состав: 60% – аккумуляторный лом в сборе, 25% – мелкое свинцовое сырье (изгарь, шлам, шлак, дроссы, пластины аккумуляторов и т.п.), 15% – флюсы и кокс. Шихта загружается слоями: мелкое сырье – нижний слой, кокс – средний слой, аккумуляторы – верхний слой. Горячее дутье подается в печи со стороны ванны на шахту. Это позволяет осуществлять просушку сырья и материалов и постепенную стабильную плавку свинца. Так же это способствует снижению содержания свинца в шлаках. Органические вещества (емкости и баки) так же сжигаются, при этом процесс горения становится автогенным, органика горит с выделением дополнительного тепла, что в свою очередь позволяет использовать меньшее количество топлива на форсунки и кокса в шихте. Расплавленный свинец из шахты переходит в ванну, где подвергается экспресс-анализу и рафинированию. Потери свинца при шахтной плавке не превышают 2%.

2. .

— ;
— ;
— ;
— ;
— ;
— ;
— ;
— .

Плавим сами

Многие из нас привыкли плавить этот мягкий металл, на обычной плите у себя дома.

original.jpg

Некоторые мои друзья плавили на электрической плитке в гараже. Подойдет ли нам такая схема и сколько можно наплавить?

А вот не совсем!

В аккумуляторе чистого свинца, который легко поддается термической обработке (дом – гараж), всего – 15 – 20 %, это клеммы и «мостики», а также сама решетка, которая погружена в кислоту, а от нашей общей массы это всего – около 3 кг.

original.jpg

Остальной металл идет в качестве оксидов и диоксидов, что намного усложняет его добычу. Скажу так – нужно применять химические реактивы и более высокие температуры (от 600 градусов) чтобы разрушить это соединение! Поэтому многие из гаражных химиков списывают это на грязь или шлак, которого образуется примерно до 30 до 40 % от массы и просто его выкидывают, а это, кстати – около 5 килограмм.

Поэтому можно встретить в интернете много роликов что доля свинца в общей массе – мала, и не стоит его добывать таким способом. Особенно если вы планируете его, сдавать за деньги! Смотрим такой ролик.

В этом есть доля истины, но многие просто не могут его «готовить», то есть добывать, нет ни знаний, ни возможностей! Например – где вы найдете горелку с температурой в 600 – 1000 градусов, и сколько вам это будет стоить?

Самый легкий способ это сдавать неразобранную конструкцию в специальные пункты или на заводы изготовителя. Там есть и реактивы, и специально обученный персонал, да и плавильные печи присутствуют.

На этой ноте можно было бы заканчивать статью, однако я вам обещал разбивку по модификациям.

toplaГабариты АКБ и варианты клемм

Чтобы аккумулятор поместился в подкапотном пространстве на специальной площадке необходимо знать точные размеры. При чем не только длину и ширину, но и высоту. Все дело в том, что АКБ на 60 ампер час выпускаются в трех модификациях:

Тип Длинна, мм Ширина, мм Высота, мм
Стандатрный 242 175 190
Низкий 242 175 175
Азиатский 232 173 225

Владельцам машин следует также знать, под какой вариант расположения клемм необходимо приобретать автомобильный элемент питания. На прилавках магазинов можно встретить АКБ ёмкостью 60 ампер часов со следующими вариантами клемм:

  • Стандартные. Такие клеммы на всех европейских и российских автомобилях. У плюсовой клеммы диаметр 19,5 мм, а минусовой 17,9
  • ASIA. Эти клеммы встречаются на азиатских автомобилях, в отличие от стандартных они уже и торчат над АКБ. Плюсовая клемма 12,7 мм, а минусовая 11,1 мм.
  • Американские. Винтовые клеммы, расположены на торце батареи, встречаются на пригнанных машинах из США.

Все батареи выпускаются, как с прямой [+ -], так и обратной [- +] полярностью.

Скупка старых свинцовых аккумуляторов за деньги

Свинцово-кислотные аккумуляторные батарея являются токсичными, как для человека, так и для окружающей среды, поэтому важно не только вовремя избавиться от б/у АКБ, так и правильно утилизировать этот вид отходов. Если вы не хотите навредить природе, то продавайте старые аккумуляторы в организации которые специализируются на утилизации, а не частным скупщикам, которые не только занижают цены на лом, но и не имеют лицензию на переработку аккумуляторных батарей. Если у вас есть старые или сломанные, разбитые, либо поврежденные аккумуляторы вы можете их сдать в пункт приема «АКБскрап». Компания не только имеет необходимые лицензии и разрешения, но и позволяет оставить заявку по контактным данным 24 часа в сутки. В отличии от предложений частных нелегальных скупщиков, «АКБскрап» позволяет сдать свинцовый АКБ в г.Москва дорого, а также в ближнем Подмосковье. Производится скупка соответственно прайсу, либо по индивидуальным условиям.

Правильное обслуживание АКБ

АКБ в автомобиле выполняет функцию обеспечения необходимым количеством электроэнергии стартера во время запуска двигателя. Также АКБ обеспечивает электричеством всю электронную систему автомобиля.

Всего аккумуляторных батарей существует четыре вида:

  • Обслуживаемые.
  • Малообслуживаемые.
  • Гибридные.
  • Необслуживаемые.

Для того чтобы аккумулятор прослужил долгое время и не подводил вас в неожиданный момент, его необходимо правильно и своевременно обслуживать.

Одним из самых важных пунктов для поддержания рабочего состояния является электролит для аккумуляторов. За ним нужно следить в первую очередь.

Второй, не менее важный пункт в работе аккумулятора – это плотность электролита. Проверяется она с помощью специального прибора – денсиметра или ареометра. В зависимости от времени года плотность жидкости должна быть разной.
Рекомендуемая плотность электролита в аккумуляторной батарее

Климатические районы Время года Плотность электролита, приведенная к 25°C, г/см³
Заливаемого в аккумулятор Заряженной батареи При разрядке батареи на
25% 50%
С температурой зимой ниже -40°C Зима 1,28 1,30 1,26 1,22
Северные с температурой зимой до -40°C Круглый год 1,26 1,28 1,24 1,20
Центральные с температурой зимой до -30°C Так же 1,25 1,27 1,23 1,19
Южные Так же 1,23 1,25 1,21 1,17

Также аккумулятор нуждается в постоянной проверке его напряжения. Проверить напряжение в аккумуляторной батарее можно с помощью вольтметра, мультиметра или нагрузочной вилки.

1.6 Принцип рекомбинации

Рекомбинация (при заряде)

1. Положительная реакция:

2H2O –> O2 + 4H+ + 4e

Вода разлагается (электролиз) с образованием кислорода, который перемещается через сепаратор к поверхности отрицательной пластины

2. Отрицательная реакция:

2Pb + O2 –> 2PbO

2PbO + 2H2SO4 –> 2PbSO4 + 2H2O

2PbSO4 + 4H+ + 4e –> 2Pb+2H2SO4

3. Общая реакция:

O2 + 4H+ + 4e = 2H2O

Принцип рекомбинации

Вес составных частей аккумулятора

Когда проводится скупка аккумуляторов, важно не только сколько свинца в автомобильном аккумуляторе или устройствах другого типа. Важен вес всех элементов конструкции, так как некоторые из них тоже подходят для утилизации и могут принести доход.

Общее содержание неметаллических элементов, а также цветных металлов другого вида – 10-12% от массы устройства. Для установления точного веса понадобится разобрать источник питания и взвесить каждую пластину и другие составляющие. В обычном АКБ на 55 Ампер содержится 1,5-1,7 кг неметаллических элементов (то есть выполненных из ПВХ).

Как разобрать старую батарею

Изначально разборными были лишь аккумуляторы, которые изготавливались в Советском Союзе. Делалось это для того, чтобы у автовладельцев имелась возможность отремонтировать АКБ, заменив те или иные вышедшие из строя элементы.

А вот на западе наибольшей популярностью пользовались необслуживаемые аккумуляторы, которые не подразумевали возможности разборки батарей.

Большинство используемых сегодня аккумуляторов относятся к категории необслуживаемых, соответственно появляются определенные проблемы с тем, чтобы разобрать старую АКБ.

Для такой работы потребуется следующее:

  1. Для чего извлекают свинец из АКБЗащитные очки и резиновые перчатки.
  2. Лобзик по металлу.
  3. Пассатижи.
  4. Болгарка.
  5. Плоская отвертка.
  6. Молоток.
  7. Зубило.
  8. Паяльник высокой мощности.
  9. Дрель.

Выполняя такую разборку старого АКБ, необходимо соблюдать максимальную осторожность. Внутри батареи находится электролит, который при попадании на кожу или слизистые может вызвать химические ожоги. Поэтому следует обязательно надевать очки и защитные резиновые перчатки. Проделав соответствующие отверстия в банках, следует обязательно слить электролит и промыть дистиллированной водой батарею, в которой может также остаться соляная кислота.

Чтобы слить электролит, потребуется выкрутить пробки, а если таковые в АКБ отсутствуют, то самостоятельно дрелью выполняется отверстие, через которое и сливается жидкость. Такие отверстия для слива электролита лучше всего выполнять снизу аккумулятора, что позволит, не наклоняя батарею и не поднимая со дна выпавший осадок, слить всю соляную кислоту.

После промывки банок чистой водой следует, вооружившись лобзиком или болгаркой, отпилить крышку по периметру корпуса батареи. Достают крышку, на которой будут закреплены аккумуляторные пластины.

Как разобрать старую батарею

Если крышку и пластины держат приводные клеммы, то потребуется вручную с помощью молотка или зубила извлечь металлические электроды.

8.1. .

.
. , . .
, .
1 .
2,20 ± 0,05 .
2,18 ± 0,04 35 °. , 2,14 ± 0,04 .
, (Vb VARTA, OPzS, GroE .) 2,23 ± 0,005 20 °. (FIAMM, OGi .) -, – ((2,27± 0,03) ; 2,27 ± 1 %; 2,23 ± 1 % ..).
0,1 / 0,05 .
3° . () 3 °.
, , -, — ± 1 % ( , -).
. . . , , 2,25 2,20 — .

Видео

Предлагаем насколько советов видео от специалиста по приобретению нового аккумулятора.

8.3. .

.
2,30-2,35 /. 1,20-1,21 /3 20 °.
. 6 .
, 2,15 , .
, () – .
20 .
2,25-2,40 /. 1,240 ± 0,005 /3 20° 35-40 .
:

  1. 2,25 — 30 ;
  2. 2,40 — 5 .

± 0,05 , ( ).
( ), .

Целесообразно ли разбирать аккумулятор?

Исходя из вышеизложенного стоит ответить, что гораздо прибыльнее и эффективнее сразу же сдать аккумулятор в пункт приема или на завод-производитель. Таким образом, можно получить и больше денег (в сравнении с той суммой, которую можно получить за «свинцовые крохи»), и сэкономить время и силы.

сколько свинца в автомобильном аккумуляторе

Целесообразно ли выплавлять свинец самостоятельно

Самостоятельное получение свинца из АКБДо недавнего прошлого сдать аккумулятор в переработку было затруднительно, поэтому многие экономичные автовладельцы самостоятельно позанимались разборкой АКБ и последующей сдачей дорогостоящего металла в пункты вторсырья. Сегодня же можно с легкостью сдать аккумулятор в специализированные конторы и не заниматься самостоятельно трудоемкой работой по выплавке свинца, тем более что в домашних условиях провести качественную очистку металла будет проблематично.

Современные АКБ в зависимости от своего типа, ёмкости и мощности могут содержать от 1 до 10 кг свинца. Если отдельные элементы полностью состоят из этого дорогостоящего металла, и переплавить их самостоятельно в домашних условиях не представляет сложности, то вот расплавить пластины, где свинец содержится в оксидах и гидроксидах, бывает затруднительно.

Поэтому проще всего сдать аккумулятор в пункты приема вторсырья, что позволит не только избавиться от необходимости сложной переплавки металла, но и получить неплохое денежное вознаграждение.

8.4. .

, , . , .
.
1 . , 18,50 25 .
.
, 10- , . :

  1. 1,15 /3 ( 0,03-0,06 /3 );
  2. 1,80 ;
  3. 10- .

Основные условия при выборе

Автомобильная батарея изготовлена из серной кислоты и воды. Когда батарея заряжается, позитивно и негативно заряженные пластины из свинца превращаются в сульфид свинца, и электролит теряет большой объем серной кислоты, превращаясь, в основном, в воду. Когда он заряжается, негативные пластины, состоит:

  • свинец;
  • позитивные пластины двуокиси свинца;
  • электролит — для восстановления прежней плотности.

Будьте осторожны, используя автомобильные аккумуляторы, так как кислота, а также любой осадок, который может возникнуть на корпусе батареи, приводит к коррозии. Осматривайте ваш АКБ как можно чаще, а также используйте защиту рук и глаз, когда принимаетесь работать с ним.

Емкость аккумулятора

Определяется количеством А-час. Это объем энергии, которая образуется в батареи при определенном напряжении в определенный отрезок времени (час). Чаще всего производителем автомобиля рекомендуется диапазон показателя для оптимальной его работы.

Пусковой ток (ПТ)

Это измеритель пусковой мощности батареи. Выбирайте автомобильные аккумуляторы, которые соответствуют требованиям автомобиля для этого проконсультируйтесь с владельцем ТС (транспортного средства) или изучите руководство пользователя ТС. Пусковой ток обычно можно найти на наклейке аккумулятора. Это трехзначное число, обозначающее СТ, измеряющееся в Амперах, располагается после указания емкости (в А-час). Чем выше этот показатель, тем с большей легкостью через стартер запускается коленчатый вал, лучше срабатывает «искра» на свечах зажигания и тем быстрее заводится автомобиль. Важнейший показатель при сильных минусовых температурах.

Ток холодной прокрутки (ТХП)

Это тот же измеритель ПТ, испытания которого проводились при температуре 32 F или 0 С. Если вы живете в районе с холодным климатом, это важное замечание. Температуры ниже температуры замерзания могут производить только 50−60 процентов АЗ, так как химический процесс в корпусе батареи замедляется и ослабляется.

Номинальное напряжение

Измеряется в вольтах. Существует три величины напряжения, характерные для АКБ, предназначенных для различных видов транспорта.

  • 6 В — аккумуляторы со столь низким напряжением используются только для особо легкой мототехники.
  • 12 В — показатель, характерный практически для всех батарей, используемых в современных легковых, грузовых автомобилях, а также большинстве мотоциклов
  • 24 В — подобные аккумуляторы устанавливаются на крупногабаритных грузовых автомобилях, автобусах, троллейбусах и т. п.

Полярность автомобильного АКБ

Полярность является ключевым показателем для правильной установки устройства в автомобиль. Она определяется схемой расположения токовыводов и бывает прямая и обратная. Выбор в пользу неподходящей по конструкции схемы токовыводов может привести к тому, что провода не дотянутся до соответствующих клемм.

Сколько кг свинца содержится в аккумуляторе на 55 ампер

Для определения полярности нужно расположить аккумулятор к себе той стороной, где находятся выводы. На них должны быть нанесены знаки «+» и «-«. Если вывод со знаком «+» находится справа, то у данного АКБ обратная полярность, если вывод со знаком «+» находится слева, то эта батарея с прямой полярностью.

8.5. .

.
10- 3- .
, .
(), , 1,80 /. 10-, 5-, 1,75 /. — 0,5- .
, , 10- 1,80 /.
. , , .
Vb VARTA, OPzS .. () -, . .
.
. , .
, , – .
, 9.

9

U, t, r

10

U

2 ( ) 10-

U, t

( )

U, t

U, t, r

15 .
1,8 . , n 1,8 (10 ).
667—73, 6709—72, -.
, .
, , «».
20 °, 20 ° :

20 = /1+ α(t-20),

20 – , 20°, ;
– , , ;
α – , 10;
t – , °.

10.

,

α , °

5 20

20 45

10,00

0,0060

0.0026

3,00

0,0104

0.0050

1,00

0,0125

0,0078

0,50

0.0182

0,0095

0,25

0,0228

0,0166

8.6. .

.
10-15 . , . 6709—72. . «» .
1,20 /3 1,18 /3 .
20 40 . , .
( «», SMG .), ( VRLA .), . ( VARTA .) .
, , ( 6709—72). , . , 5-10 «».
.

9. .

1 3 . , 11.

11.

,

220

110

60

48

24

, ,

100

50

30

25

15

6-8 , , .
6 .

9.1. .

:

  1. ( );
  2. ;
  3. ().

.
.
, (, , .), , .

9.2. .

, . , – . .
:

  1. , ( , , — );
  2. ;
  3. (, ), () , , , , ; () , , . — . ;
  4. ;
  5. -;
  6. ();
  7. ;
  8. .

, , , . , .
: , (), – ( ), . , , .

  1. :
  2. ;
  3. , ;
  4. , ;
  5. (, , , );
  6. ;
  7. , .

(GroE, OPzS, Vb VARTA .) :

  1. ;
  2. ;
  3. .

.
.
, ( 2).

2.1.8 Серия Tubular OPzS

Особенности:

  • Номинальная ёмкость C10 от 100 до 3500 Ач;
  • Срок службы 20 лет;
  • Трубчатые положительные пластины;
  • Специальный сплав с низким содержанием сурьмы (≤1,5% Sb);
  • Положительная пластина толщиной 9,7 мм (наибольшая толщина в отрасли) обеспечивает превосходную прочность пластины и сверхдлительный срок службы в циклическом режиме;
  • Сепаратор – специальный микропористый сепаратор PVC-SiO2 с низким сопротивлением, импортируемый из Европы, обеспечивает отличные характеристики заряда и разряда батареи;
  • Низкие эксплуатационные расходы и малое выделение газа;
  • > 1600 циклов при 80% разряде;
  • Отвечают требованиям стандартов UL;
  • Сверхдлительный срок хранения – до 36 месяцев в сухозаряженном состоянии.

Tubular OPzV

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...