RDS: что это в автомобильной магнитоле

Что такое RDS

Что такое RDSRDS, расшифровывается как Radio Data System, это система обмена информационными сообщениями на УКВ–частотах. RDS в вашей автомагнитоле отображает текстовую информацию, чаще всего это названии текущей радиостанции и время. В силу технических ограничений стандарт позволяет передавать только буквы латинского алфавита, русский язык не поддерживается.

Сегодня RDS используют все FM-радиостанции, транслирующаи свои программы в эфир. Стандарт RDS принят Европейской ассоциацией радиовещателей и применяется на территории большинства членов Евросоюза. В нашей стране система передачи данных посредством использования УКВ-диапазона также действует, но используется с достаточно урезанным функционалом.

RDS была создана для обеспечения безопасности водителя за рулем автомобиля, так как значительный процент аварий происходит из-за того, что человек отвлекся от дороги, в том числе для настройки радиостанции. Новая система предложила ряд удобных функций, благодаря которым автовладелец может заранее задать параметры информации, которую он желает получать, как например, сводка о дорожных событиях или музыкальные выступления определенного жанра.

Конечно, в современном мире с почти повсеместным распространением интернета актуальность RDS существенно снизилась, по сравнению с 90-ми годами прошлого века. Это обусловлено наличием у водителей смартфонов, планшетов, навигаторов и другой техники, которая по сути заменила часть функций RDS. Впрочем, если Вы по-прежнему любите ездить в машине, слушая свою любимую радиостанцию или с недоверием относитесь к новомодным гаджетам, то система RDS наверняка окажется Вам полезна.

RDS: что это в автомобильной магнитоле

Наверное, многие встречали аббревиатуру RDS в своих автомагнитолах, некоторые даже немного знакомы с принципом ее работы. Несмотря на довольно низкую популярность данной системы на постсоветском пространстве, многие автовладельцы уже успели по достоинству оценить ее преимущества. Для остальных же мы подробно расскажем, что это такое и для чего она нужна.

Этот стандарт позволяет отправлять данные с FM-радиостанции её пользователям

Что касается скорости этой передачи, то она составляет 1 187 бит/секунду (0,145 кбайта/секунду). Такой показатель скорости не позволяет передавать серьезные массивы данных, но небольшие текстовые блоки (до 64 символов) этот стандарт вполне способен отправлять. Такой объем информации может нести название радиостанции, композиции, радиопередачи, рекламный лозунг и т.д.

Кроме того, этот канал можно ещё использовать для передачи информации с целью синхронизации времени, между приемником и радиостанцией. Относительно широкое применение нашла только передача текстовых данных через RDS-канал. И первыми устройствами, которые поддерживали RDS, были автомобильные магнитолы, позже функционал RDS стал появляться и в музыкальных центрах, а также в Hi-Fi устройствах.

До мобильных телефонов RDS «добрался» в 2005-м, и первыми устройствами мобильной связи с поддержкой RDS, стал телефон Sony Ericsson K750 и его старший брат – Sony Ericsson K600. Почти 2 года функционалом FM-радио с RDS могли похвастаться только телефоны компании Sony Ericsson, потом RDS начал появляться в гаджетах Samsung, Nokia и т.д.

В завершении нашей заметки отметим, что сегодня уже существуют и альтернативы RDS-стандарту, таким примером является Visual Radio, который разработан компанией Nokia.

Для большинства водителей в России, которые приобрели иномарку, опция под надписью «RDS» на автомагнитоле ни о чём не говорит, поскольку практически не используется на ее необъятных просторах.

chto-takoe-rds-v-magnitole.jpg

Между тем, это полезная и даже очень необходимая для пользователей функция.

Кнопки информационно-развлекательной системы: назначение. 

Расшифровка автомобильной аудиосистемы: что означают кнопки 

На автомобильных радиоприемниках и мультимедийных системах есть целый ряд аббревиатур, сокращенных терминов и значков, значение которых вы, возможно, не до конца понимаете. Мы решили помочь вам в этом, разобравшись, за что же отвечают большинство кнопок в автомобильной аудиосистеме. 

Расшифровка автомобильной аудиосистемы: что означают кнопкиВ современных автомобилях кнопок и ручек становится все меньше и меньше – их место занимают виртуальные кнопки, которые располагаются на сенсорном экране информационно-развлекательной системы. К счастью, подобное уничтожение кнопок и изменения автомобильной аудиосистемы не повлияли на работу радио или других источников звука. 

Также, несмотря на то что во многих новых автомобилях физические кнопки управления мультимедийными системами перебазировались на дисплеи, по-прежнему во многих автомобилях виртуальные кнопки имеют то же обозначение, которыми маркировались традиционные кнопки и ручки. Это позволяет создать довольно универсальный список названий и сокращений, расшифровав их назначение в аудиосистеме. Вот наиболее распространенные кнопки в автомобильных мультимедийных системах: 

  • APPS – дополнительные приложения для мультимедийных систем. Многие современные автомобили имеют на борту полнофункциональные мобильные операционные системы, которые позволяют узнавать погоду, информацию (с сообщениями) и даже выводить на экран социальные приложения, такие как Twitter
  • AUX/USB-входы для дополнительного источника звука (смартфон, планшет, портативный плеер и т. д.)
  • BALANCE – регулятор громкости между боковыми колонками автомобиля – справа/налево
  • BAND – изменение диапазона радиоволн
  • BLUETOOTH – беспроводная связь аудиосистемы с другим устройством. Позволяет подключать устройства громкой связи, телефоны и т. д., чтобы мы могли не только безопасно выполнять телефонные звонки, но и в новых автомобилях получать и отправлять sms, воспроизводить музыку на автомобильной аудиосистеме с телефона или совместно использовать Интернет с различными службами в автомобиле
  • CD-проигрыватель компакт-дисков. Что интересно, в некоторых современных автомобилях уже может быть недоступно. Некоторые производители решили отказаться от компакт-дисков в пользу воспроизведения музыки по Bluetooth или с жестких дисков, установленных в машине
  • DAB – цифровое радио (более высокое качество радиотрансляции)
  • DISP-дисплей выключен (затемнение экрана в основном необходимо во время поездок в ночное время)
  • FADER – регулятор баланса звука вперед/назад
  • FM/AM – диапазон радиоволн
  • INFO – дополнительная информация об источнике звука (список дорожек, названия песен и т. д.)
  • MEDIA/SOURCE – переключение источников звука. Это решение можно найти в новых автомобилях, которые оснащены различными возможностями воспроизведения, например, USB, через который мы подключаем флеш-карту (USB-флешка), или телефон, AUX-IN, или линейный аудиовход, или вышеупомянутый Bluetooth
  • MENU/HOME – возврат в главное меню
  • NAV/NAVI – включить навигацию
  • PHONE – переключение режима громкой связи Hands-Free Phone или переход в меню настроек подключения мобильного устройства к машине. Эта функция наиболее распространена в автомобилях, оснащенных Bluetooth. Это кнопка в некоторых машинах либо соединяет телефон с машиной по беспроводной связи (если подключение не произошло автоматически), либо разрывает соединение 
  • RADIO – включение радио
  • RDS – отображение названия радиостанции, названия музыкальной дорожки, коротких текстовых сообщений от радиостанции
  • SEEK – поиск предустановленных радиостанций
  • SOUND – настройки частот звука (низкий, высокий, средний).В простых версиях с помощью этой функции мы попадаем в простое меню. В более новых автомобилях с более обширными и сложными аудиосистемами можно полностью управлять эквалайзером и его различными предустановленными настройками. Во втором случае здесь также можно найти опции, соответствующие ранее упомянутым BALANCE и FADER
  • TA/TP – информация о трафике. Это одна из самых интересных функций, которую используют не все. Многие люди просто не знают, что такое TA/TP. Здесь мы активируем дорожные объявления, которые транслируются некоторыми радиостанциями, обычно через регулярные промежутки времени. Когда радио начинает передавать сообщение, наш приемник автоматически переключается на данный канал. Это связано с тем, что прослушиваемая нами в настоящий момент программа прерывается. Многие водители отключают эту функцию именно по этой причине. Не всем нравится, когда радиоприемник автоматически выключает нашу любимую станцию. Но иногда эта оперативная информация может быть очень полезной 
  • TUNE – поиск радиостанций по частоте
  • VOL – регулятор громкости

Как видите, даже простые на вид приемники могут быть богаты различными функциями. Интересно, что многие автопроизводители в более бедных комплектациях автомобилей не уменьшают количество каких-либо функций в информационно-мультимедийной системе, а просто, как правило, делают часть из них неактивными. В итоге дополнительные возможности вашей аудиосистемы можно разблокировать за доп. плату у дилера или в независимой мастерской, где знают, как через «мозги» автомобиля активировать ряд выключенных на заводе функций. 

Какие функции есть у RDS их описание

Кроме передачи информации об обстановке на дорогах система RDS осуществляет и множество других функций, пять из которых считаются основными:

  • PI – отображает на табло магнитолы название принимаемой программы и её рабочую частоту;
  • AF – автоматически перестраивает частоту приема программы, в случае ухудшения сигнала, на другую, по которой передается эта же программа;
  • PS – информирует о названии программ, передаваемых радиостанцией;
  • TP – дает сообщения о порядке организации движения на трассе;
  • TA – позволяет получить срочную информацию об изменениях обстановки на дорогах.

sistema-rds-v-avto.jpg

Ряд других функций являются дополнительными:

  • EON – обеспечивает переключение приёмника на другой канал, на котором в данный момент идет сообщение о дорожной обстановке;
  • PTY – идентифицирует тип программы;
  • MS – автоматически переключает громкость, в зависимости от принимаемой программы;
  • CT – обновляет время в зависимости от часового пояса;
  • DI – обозначает тип передаваемого сигнала;
  • RT – используется для передачи до 64 символов текстовых сообщений, которые высвечиваются на табло приемника;
  • RP – используется для передачи пейджинговых сообщений;
  • EWS – используется только в аварийных ситуациях и может приниматься только специальными приемниками;
  • IH – используется для бытового применения операторами станций;
  • ODA – открытые прикладные программы данных, которые могут передаваться совместно с сигналами RDS;
  • TDC – резервирует 32 канала для передачи любых данных;
  • DGPS – корректирует данные спутниковой навигационной системе GPS, повышая точность определения координат;
  • TMC – канал автодорожных сообщений, передаёт кодированную информацию о дорожной обстановке.

Из всего многообразия функций, предоставляемых RDS опцией в автомагнитолах, в России используется лишь их незначительная часть. Связано это с необходимостью покрытия всей территории радиопередающими вышками с оборудованием, кодирующим RDS-сигналы. Это затратное мероприятие, поэтому российские водители, в лучшем случае, в больших городах могут видеть, по бегущей строке на табло своих магнитол, информацию о названии, авторах и исполнителях, прослушиваемой программы.

Наиболее востребованной оказалась «RP» функция. В середине 90-х годов началось массовое внедрение пейджинговой связи и пейджинговые кампании воспользовались системой RDS. Многие из них, несмотря на интенсивное развитие мобильной связи, работают до сих пор.

Что варим с помощью РДС

Да практически все. Если говорить о сталях, то это и легированные, и нелегированные марки. Правда, есть ограничения в толщине, он должна быть не больше до 5-ти см. Слишком тонкие листы металла тоже не пойдут: если заготовка тоньше 1,5 мм, металл при РДС мгновенно прогорит.

Больше всего РДС подходит для работы с заготовками толщиной от 3,0 до 20,0 мм.

Конечно, в зависимости от состава металла меняется прочность шва. Она, например, снижается с повышением доли углерода в стальных сплавах. Иными словами, высокоуглеродистые стали варить методов РДС можно, но качество шва с точки зрения будет ниже.

Где ручная дуговая только не применяется, вот только некоторые из примеров:

  • производство труб самого разного вила и назначения;
  • машиностроение;
  • судостроение;
  • все ремонтные работы на многочисленных СТО;
  • все виды коммунальных работ, где необходимо соединение металлов.

Преимущества и недостатки

Что такое дуговая сварка мы рассмотрели, но все же пред тем как приступать к этому процессу, стоит узнать его положительные и негативные качества. Эта технология пользуется высокой популярностью, она прекрасно подходит для разных областей производства. При помощи нее можно производить сваривание разных видов металлов, использовать для ремонта важных металлических конструкций.

Фото: технология дуговой сварки

РД сварка имеет другие не менее важные положительные особенности:

  1. Способ сварки РД требует применения недорогих и простых сварочных аппаратов тип РДС. Они обладают компактными размерами и легким применением.
  2. Для работы нет необходимости использовать дополнительные средства защиты для сварочной зоны в виде флюса или газовых смесей. С данной функцией отлично справляются электроды.
  3. Вид сварки РД позволяет производить работы в любых условиях – на улице, в цехах, на ветру, под плавящимся солнцем. Это имеет особую важность при проведении работ в «полевых» условиях.
  4. Ручная сварка отлично подходит для работы с разными видами металлов. Ее можно применять для углеродистых, легированных сталей, чугуна, алюминия, меди.
  5. Сварка может применяться для металлических изделий, толщина которых может быть 2-3 сантиметра.
  6. Этот вид сварочного процесса обладает простой технологией, с ней может справиться даже неопытный сварщик.

Однако стоит помнить, что технология ручной дуговой сварки имеет отрицательные качества:

  1. Проведение ручного дугового сварочного процесса требует постоянные перерывы в работе. Они необходимы для смены расплавленного электрода на новый.
  2. При отсутствии опыта или во время сваривания толстых металлических изделий может наблюдаться чрезмерный расход электродов. Замена производится, когда длина электрода достигает 5 см и меньше.
  3. Технология ручной дуговой сварки плавящимся электродом сопровождается образованием шлака. Он оказывает положительное влияние на состояние сварочного процесса, шлак защищает область сварной ванный от кислорода. Однако после работы поверхность необходимо будет хорошо очистить, и это может вызвать некоторые сложности.
  4. Качество сварных соединений напрямую зависит от квалификации сварщика.
  5. Ручная сварка по сравнению с другими методами сваривания имеет низкий КПД и относительно невысокую производительность.
  6. При помощи ручной дуговой наплавки угольным электродом не получится сварить изделия из оловянной или цинковой основы, а точнее все металлы, имеющие низкую температуру плавления. Это связано с тем, что при проведении сварки электрической дугой отмечается сильное повышение коэффициента тепловложения.

7. Ручная дуговая сварка плавящимся электродом не предназначена для работы с титаном, танталом и любыми другими видами металла, которые имеют активные химические свойства. Стержневые элементы не смогут предотвратить окисление области шва.
8. Во время проведения сварки ток проходит по всей длине электрода. Если его показатели будут высокими, то стержень перегреется и сварное покрытие разрушится.

Важно! Перед тем как начинать сварочный процесс необходимо не только узнать что такое ручная дуговая сварка, но также нужно научиться пользоваться оборудованием. Желательно предварительно пройти обучение, научится выставлять правильные режимы для определенных видов металла. От этого зависит прочность и качество сварного шва.

Что там по RDS в Минске

Ну а теперь от истории и теории перейдём к практике. Начинаем смотреть что у станций с RDS-ками. Будем идти от начала диапазона, в конец.

Как включить RDS на магнитоле

Наибольшее распространение у россиян получили автомагнитолы компании «Pioneer», так как, несмотря на то, что головное предприятие находится в Японии, производят их в Китае и Малайзии и это определило ценовую доступность.

Включение магнитол, настройка, в том числе RDS опций, которыми снабжены последние модели, подробно расписаны в инструкциях, прилагаемых к ним. Для того же, чтобы подключиться к RDS пейджингу, необходимо обратиться в соответствующую компанию, и её специалисты пропишут на магнитоле индивидуальный декодер, для получения персональной информации.

avtomagnitola-kompanii-pioneer-.jpg

Возможности RDS-системы очень большие и использование их в полной мере позволит значительно повысить комфорт езды на автомобиле, особенно в крупных мегаполисах, подверженным частым заторам. Своевременная информация о них и путях их объезда избавит водителей от потери времени в пробках.

Алгоритм работы с RDS на RDA5807M

Сопоставим изложенный материал с нашим RDA5807M. Итак, радио включено и настроено на радиостанцию. 

  1. Для работы с RDS мы устанавливаем флаг RDS_EN регистра 02H.
  2. Если радиостанция передает сообщения по стандарту RDS, то приемник начнет принимать их, бит за битом. При этом еще не понятно к какому блоку относится очередной бит и где границы блоков и групп. Поэтому приемник анализирует входящую последовательность в поисках известных ему значений: смещений. Встретив такое значение, становится известно какой это блок. С этого момента RDS декодер синхронизирован. Данный факт отражается установкой флага RDSS регистра 0AH.
  3. Когда принята очередная группа, RDA5807M помещает в регистры 0CH, 0DH, 0EH, 0FH декодированные информационные слова и устанавливает флаг RDSR регистра 0AH. Другие микросхемы данной серии, имеющие дополнительные выводы, позволяют выводить данный флаг на один из своих выводов и использовать его для генерации прерываний микроконтроллера. В RDA5807M таких выводов нет, поэтому нам остается периодически опрашивать флаг RDSR. Здесь встает вопрос как часто его опрашивать. Скорость передачи данных стандартом RDS составляет 1187.5 бит/c, передача одной группы (104 бита) занимает ~87.6мс, данный временной интервал делится примерно поровну на два промежутка, в течение которых RDSR установлен в 1 и сброшен в 0. Таким образом, чтобы не пропустить получение очередной группы, интервал опроса RDSR не должен превышать 40мс.
  4. При передаче сообщений возможны ошибки, поэтому каждый блок дополняется контрольным словом. Декодер использует его для коррекции ошибок. Информация о количестве выявленных декодером ошибок указывается в битах BLERA, BLERB, BLERC, BLERD регистров 0BH и 10H. При числе ошибок более 5 блок считается поврежденным и не может быть использован.
  5. Отследив установку флага RDSR и убедившись в корректности принятых данных, можно выполнять их расшифровку.

Это общий принцип, отражающий роль флагов и регистров RDA5807M в процессе разбора RDS. На практике же ситуацию осложняют ошибки в декодированных блоках, тогда как значения BLERA..BLERD говорят об их отсутствии. В даташитах и руководствах на микросхемы RDA5807 я не нашел ни слова об этом. А, например, в

руководстве по использованию RDS/RBDS в Si4701/03

(это микросхема FM-радиоприемника с поддержкой RDS от Silicon Labs) описаны такие понятия, как ошибка и отказ декодера. Это различные по своей природе явления, приводящие к одному результату – неверному декодированию RDS данных. Поэтому в управляющей программе требуется их постобработка. Полагаю, так же обстоит дело и с микросхемами RDA5807. Ниже наглядный пример этой проблемы: постоянно меняющееся содержимое регистра 0CH в RDA5807M, в котором должен быть идентификатор радиостанции – неизменное значение.

RDA5807M RDS errors
Изменяющееся в следствие ошибок значение регистра 0CH (идентификатор радиостанции)

Но это особо тяжёлый случай, подобранный для примера. При уверенном приёме ошибки встречаются значительно реже и с ними можно бороться. Как именно – вопрос программиста, далее я опишу пару способов.

Видео на тему

Поделитесь с друзьями в соц.сетях:

Функция RDS в магнитоле что это такое и как ее включить

Standart-peredachi-soobshheniy.jpg

Головное акустическое оборудование в автомобилях используется не только для воспроизведения музыкальных композиций. Разработчики предусматривают дополнительные функции, позволяющие вести телефонный разговор без поднятия трубки или коммутировать камеры кругового или заднего обзора. Еще одной служебной функцией является RDS, но что это в магнитоле и как параметр помогает водителю ориентироваться в дорожной ситуации? Ответы на эти вопросы автовладелец найдет ниже.

Подключение функции RDS на автомагнитоле

Большинство из этих устройств имеют большое число параметров связанных с работой радио, поэтому для включения функции RDS используется специальная кнопка устройства или функция в меню. Помимо всего прочего большинство автомагнитол дают возможность производить регулировку количества информации, которая отображается на табло.

99.50 MHz — «Unistar»

PS: |UNISTAR_|
RTA: Unistar 99.5FM Utro v bolshom gorode
RTB: Unistar 99.5FM Neo — Prityazhenie
PI: F011
PTY/PTYN: 10 (POP M) / —
TP: — / TA: —
AF: —
CT: 20:45 17.06.2018 (Time Error: — 0:00:36)
DI: 1 (Stereo)
MS: Music
ECC: —
Group statistics: 0A (52.7 %), 2A (47.1 %), 4A (0.1 %)
Дата и время показаний: 17.06.2018 20:45
Особых замечаний нет. Можно только убрать в RT «Unistar 99.5FM». Это не к чему, т.к. в PS имеется идентификация. PI-code должен быть F310 (F-Беларусь, 3 — станция с регионами, но не общенациональное вещание, 10 — 16 программа).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...