Произошло ДТП с иностранным авто – как получить выплату ОСАГО?

Содержание
  1. Действия на месте происшествия
  2. Подготовка к поездке
  3. Как оформить «Зеленую карту» и что она дает
  4. Собственный автомобиль
  5. Действия при ДТП за границей: пошаговое руководство
  6. Арендованный автомобиль
  7. Выплата по «Зелёной карте»
  8. Работает ли КАСКО за границей?
  9. Как оформить аварию с иностранным автомобилем?
  10. Привлечение представителей власти
  11. Урегулирование ущерба при наличии “Зеленой карты”
  12. Как действовать в ДТП, если нет международных прав?
  13. О чем еще надо позаботиться:
  14. Как надо действовать при ДТП за границей?
  15. Порядок действий при аварии
  16. Выплаты по зеленой карте
  17. Что делать, если авария случилась на арендованной машине
  18. Если срок действия Зеленой карты истек?
  19. Важные советы

Действия на месте происшествия

Данные рекомендации помогут избежать сложностей при получении компенсации:

  • Обратитесь в полицию или иные профильные  службы. В Европе действует единый номер 112. Телефоны профильных служб в других государствах придётся дополнительно уточнить. В большинстве стран полиция не выезжает на мелкие ДТП, но всё равно обязательно позвоните в полицию и уточните порядок дальнейших действий.
  • Зафиксируйте место происшествия на фото. Данные материалы послужат «подстраховкой» при выяснении обстоятельств случившегося. Вопросы могут возникнуть как у страховой компании, так и у компетентных органов.
  • Запишите контакты и идентификационные данные свидетелей события.
  • При ДТП заполните форму европейского Извещения о ДТП. Если виновник застрахован по «местному» полису (не по «Зелёной карте»), лучше использовать бланк местного ОСАГО. Это облегчит дальнейшее общение со страховой компанией.

Если машина застрахована по КАСКО, сообщите о случившемся в свою страховую компанию.

При ДТП важно получить информацию о полисе страхования ответственности второго водителя (или остальных водителей, если их много).

Не забывайте и об общих требованиях к участникам происшествия. Если есть пострадавшие, окажите посильную помощь. Если событие произошло в пределах дороги, должен быть использован знак аварийной остановки и включена «аварийка». Во всех случаях необходимо принять разумные меры по уменьшению ущерба.

Подготовка к поездке

Прежде чем отправиться в дорогу, осуществите несколько необходимых действий.

1. Оформите грин-карту на свой автомобиль. Она станет аналогом российской страховки, и именно ее предстоит предъявлять сотрудникам зарубежной дорожной полиции. Запаситесь бланками извещения о ДТП Accident statement.

2. Закачайте в свой навигатор карту дорог страны, в которую направляетесь. Если навигатора в машине нет, хотя бы купите бумажную русскоязычную карту.

3. Изучите особенности правил дорожного движения в стране, которая является целью путешествия, и тех, через которые предстоит проехать транзитом. Особое внимание обратите на штрафы.

4. Пакуя чемоданы, не забудьте укомплектовать автомобиль всем необходимым. В набор должны войти не только аптечка, огнетушитель и знак аварийной остановки, но и такие предметы, как запасное колесо, домкрат, насос, комплект лампочек для фар, а также ремнабор для той части «железного коня», которая чаще всего ломается.

flickr.com-Eric_Wolfe.jpg

Как оформить «Зеленую карту» и что она дает

Для 47 стран существует международная система автомобильного страхования «Зеленая карта» — обязательное страхование для автовладельцев, которые выезжают за пределы территории Украины на своем автомобиле. Без этого полиса пограничники вас просто не выпустят из страны. Собственно, именно «Зеленая карта» обеспечивает выплату вам страхового возмещения, независимо от того, кто является виновником ДТП.

В каждой стране, где действует система «Зеленая карта», существует национальное бюро (у нас это — МТСБУ или Моторно-транспортное страховое бюро Украины), которое координирует деятельность национальных страховщиков в области страхования гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный в результате ДТП.

Чтобы оформить сертификат или в страховой компании или во время пересечения границы, соберите такие документы:

  • технический паспорт на автомобиль;
  • паспорт гражданина Украины;
  • идентификационный код (для физических лиц)/ код ОКПО (для юридических лиц);
  • заявление.

Стоимость «Зеленой карты» зависит от срока (от 15 дней до 1 года) и от группы стран, которые вы планируете посетить.

При этом стоит быть внимательным и остерегаться мошенников, которые могут или оформить карту на ненастоящих бланках или внести в нее недостоверную информацию (например, в вашем экземпляре указать один срок действия, а в своем – совсем другой).

«В обоих случаях вы будете лишены защиты в случае ДТП. Вы можете проверить действие полиса, осуществив запрос к Централизованной базы данных МТСБУ», — замечает Татьяна Журавель.

В общем, схема действий участников ДТП за рубежом принципиально не отличается от украинской, но имеет свои нюансы.

Собственный автомобиль

Путешествуете ли вы с животным или с личным автомобилем, без оформления соответствующих документов не обойтись. Речь идет о «зеленой карте», без которой въезд в Европу будет запрещен. Этот документ представляет собой заграничный вариант полиса ОСАГО и действует не только на территории европейских стран, но также в Тунисе и Марокко, Иране и Израиле. Страховая выплата по карте варьируется в зависимости от страны посещения, а также зависит от:

  • категории транспорта;
  • срока оформления страхового договора.

К «зеленой карте» прилагаются отрывные талоны, которые и вручаются второй стороне при столкновении. Если у автовладельца по какой-то причине их нет в наличии, ему придется в устной или письменной форме предоставить данные по карте:

  • номер документа;
  • телефон и адрес официального представительства «Зеленой карты» в стране нахождения.

Следующим обязательным документов является Accident statement – европейский эквивалент протокола происшествия. Всем водителям рекомендует заблаговременно запастись распечатанными бланками, которые можно скачать со специализированных сайтов перед совершением поездки.

Заполняется он всеми участниками столкновения, чтобы каждый имел собственный экземпляр на руках для дальнейшего оформления документов и страховки.

При его составлении действуют строгие правила: писать исключительно шариковой ручкой, темными чернилами, можно по-русски, но латинскими буквами. Не стоит пропускать пункты, лучше попросить помощи в заполнении у сотрудника полиции или другого водителя, чтобы отразить в документе полную информацию о случившемся. По заполнении бланк подписывается каждым участником аварии и не позднее двух недель со дня инцидента направляется страховой компании, которая выдала «зеленую карту».

Следует отметить еще одну обязательную деталь европейских ПДД. Во многих странах водители, попавшие в ДТП, не должны выходить из машины без специального жилета со светоотражающими элементами. Поэтому перед заграничным путешествием необходимо приобрести и всегда иметь в автомобиле этот элемент одежды.

Действия при ДТП за границей: пошаговое руководство

В случае ДТП за рубежом, следует придерживаться такого алгоритма действий:

  1. Аварийная остановка. Остановите машину, отключите двигатель, выставьте аварийный знак, и включите огни, чтобы другие участники движения видели помеху
  2. Уведомьте полицию о происшествии. (Для Евросоюза чрезвычайные службы и дорожная полиция вызываются через единый номер — 112
  3. Если в аварии есть пострадавшие, уведомьте о необходимости оказания помощи по вышеуказанному номеру
  4. Если пострадавшим необходима первая помощь, окажите ее до приезда скорой
  5. По возможности нужно детально сфотографировать место аварии с разных ракурсов, чтобы фото отражали полную картину дорожного происшествия, а не только видимые повреждения. Соберите контакты очевидцев. (Позже найти свидетелей будет сделать намного сложнее)
  6. Форма извещения при ДТП в Европе называется “Accident statement”. Она должна быть у участника аварии, если он местный. Постарайтесь по возможности ее взять. Если возможности взять форму извещения нет, просто запишите номера автомобиля (и прицепов) и контактные данные второго участника аварии. Возьмите у второго участника аварии данные о его полисе автострахования.

Важно: Не записывайте данные со слов участника аварии, т.к. сложности транслитерации могут привести к путаннице. Перепишите их из водительского удостоверения.

  1. По приезду полицейских, получите от них документ о происшествии.
  2. Ответственно сохраняйте каждую квитанцию о расходах для страховой компании. (В противном случае, доказать растраты не получится)

Важно: Закон любой страны мира освобождает вас от необходимости подписания документов, содержание которых вам непонятно. Если документы нужно заполнять оперативно. требуйте переводчика. Данные переводчика фиксируются, и вы подпишите лишь то, что вам перевели.

Выше приведен общий алгоритм действий, если у водителя не оформлена “Зеленая карта”. Ниже мы рассмотрим алгоритм действий при наличии такого полиса.

 Зарегистрируйтесь сейчас и получите бесплатную консультацию Специалистов

Арендованный автомобиль

Общий порядок действий будет такой же, как и в предыдущем случае, но с большими проблемами для автомобилиста. В данной ситуации нельзя будет обойтись без привлечения полиции и решить дело мирным путем, договорившись с другим водителем. Об аварии обязательно следует сообщить в пункт проката, где скажут, что делать с автомобилем. Большие фирмы имеют собственные эвакуаторы как раз для таких случаев, некоторые имеют договорные отношения с автосервисами и заказывают эвакуатор оттуда, а какие-то «повесят» разрешение проблем на автомобилиста.

Скорее всего, сотрудники проката попросят официальную справку о случившемся ДТП, поэтому ее сразу необходимо попросить у представителя власти.

Выплата по «Зелёной карте»

Куда обращаться?

«Зелёная карта» – это зарубежный аналог ОСАГО , поэтому по ней нельзя получить возмещение за ущерб своего автомобиля. Компенсация выплачивается по полису виновника ДТП. Определить страховую компанию и реквизиты договора можно одним из трёх способов:

  1. Получить информацию непосредственно от участника аварии. Нелишне при этом сфотографировать его полис. Иногда комплект страховки включает отрывные копии для потерпевших (по аналогии с российской «Зелёной картой»).
  2. Переписать данные с наклейки на лобовом стекле. В некоторых странах они являются обязательными для автомобилистов.
  3. Получить сведения в компетентной организации: это может быть полиция, надзорный орган или иные структуры. В данном случае потребуется сообщить данные о машине виновного лица.

Если виновник застрахован по внутренней страховке своей страны, скорее всего обращаться за возмещением придётся в его компанию. Предварительно по телефону лучше получить информацию касательно урегулирования убытка:

  • В какие подразделения организации можно предоставлять документы по страховому случаю (заодно узнайте, где находится ближайшее из них)?
  • Какие документы потребуются для рассмотрения случая?
  • Если необходим осмотр повреждённого авто, каким образом и когда можно его провести (это особенно актуально, если машина не на ходу)?
  • Что ещё нужно сделать, чтобы получить выплату?

Порой виновник сам «не из местных» и тоже застрахован по «Зелёной карте». Тогда обращаться необходимо в Бюро «Зелёной карты» государства, в котором произошла авария. Соответствующие контакты указаны на оборотной стороне полиса.

Оператор предоставит инструкции о необходимых действиях, в частности, в какую компанию необходимо подавать бумаги для выплаты. Вместе с тем, нелишне уведомить и свою страховую компанию, чтобы скоординировать планируемые шаги.

Порядок урегулирования

Иногда за компенсацией можно обратиться к корреспонденту (представителю) иностранной страховой компании на территории России. О таком варианте нелишне осведомиться при первичном телефонном обращении. В то же время данная возможность не всегда удобна.

Например, автомобиль может быть слишком сильно повреждён для дальнейшего передвижения. При этом европейские страховые компании нередко готовы компенсировать затраты на ремонт «на месте». В целом же сумма выплаты определяется в основном одним из трёх способов:

  • Оценка затрат на восстановление машины экспертом или специализированной организацией.
  • Оплата счетов авторемонтного предприятия по месту ДТП.
  • «Договорная» выплата – если сумма, предложенная страховщиком без оценки, устраивает потерпевшего.

Точный перечень документов лучше уточнять предварительно. Обычно он не сильно отличается от привычного для россиян перечня:

  • Документы на автомобиль. Обычно это свидетельство о регистрации транспортного средства.
  • Удостоверение личности. Как правило, заграничный паспорт.
  • Водительское удостоверение человека, находившегося за рулём в момент ДТП.
  • Документы полиции или иных служб. Однако полиция в Европе не оформляет небольшие аварии, а подтверждающие документы нередко предоставляет только по запросу страховой компании. В таких случаях данный пункт не актуален.
  • При ДТП: извещение о ДТП европейского образца. Данный документ в целом похож на российский аналог. Кстати, виновник ДТП обязан направить свой экземпляр Извещения в свою компанию.
  • Диагностическая карта (требуется далеко не во всех случаях).
  • Банковские реквизиты. Как правило, открыть счёт в евро проще, чем ездить ещё раз за границу для получения выплаты наличными. Пункт не актуален, если ремонт осуществляется в полном объёме за счёт страховой компании.
  • Документы, подтверждающие восстановительные расходы. Бумаги могут содержать как фактическую сумму (по факту ремонта), так и оценочную (исходя из анализа повреждений). Сюда же можно отнести документы о дополнительных расходах, например, по эвакуация и так далее.

Зачастую многие вопросы удаётся решить по электронной почте или факсу. Без оригиналов документов, конечно, вряд ли обойтись, но иногда их электронные версии могут ускорить процесс урегулирования. Сроки выплат обычно варьируются от нескольких дней до двух-трёх месяцев.

Работает ли КАСКО за границей?

Во время путешествия за границу на своем автомобиле нужно знать, что страховые полисы ОСАГО и КАСКО могут действовать только на территории России. Поэтому, если машина имеет страховку КАСКО, лучше доплатить за ее интернациональную версию в соответствии с тарифами страховой компании. Вместо ОСАГО в странах Евросоюза применяется «Зелёная карта», которая дает возможность свободно перемещаться. Таким образом, если случилось дтп за границей КАСКО может помочь, но только если действие данного договора страхования распространяется на другие страны.

Важно! Расширение полиса КАСКО невозможно без оформления его российского варианта, который нужно купить в обязательном порядке.

При краткосрочных выездах за границу можно приобрести временное расширение к полису КАСКО. Срок действия такого полиса может составлять как несколько дней, так и несколько месяцев. Чтобы рассчитать его стоимость следует обратиться в страховую компанию.

Как оформить аварию с иностранным автомобилем?

На самом деле, каких-либо особенностей оформления «международного» дорожного происшествия не существует: водители обязаны руководствоваться стандартными требованиями п.п. 2.5-2.6.1 ПДД. Учитывая их, и другие нормативные акты, водителям необходимо:

  1. Остановить автомобиль, включить «аварийку», установить аварийный знак.
  2. При наличии пострадавших – вызвать скорую и оказать посильную помощь пострадавшим.
  3. Вызвать ГИБДД либо, если в столкновении с иностранным авто пострадало только имущество, а сумма ущерба менее 100 тысяч рублей, оговорить возможность оформления ДТП без сотрудников полиции по европротоколу.
  4. Зафиксировать повреждения обоих автомобилей и окружающую обстановку на камеру телефона либо иные средства фиксации. При наличии свидетелей – запишите их контакты и имена
  5. Потребуйте и иностранного водителя сведения о его Зеленой карте, зафиксируйте номер полиса и договора, контакты страховой компании, ее адрес и иные сведения. По возможности сфотографируйте документ на камеру. Зафиксируйте также данные водителя, его имя, реквизиты ВУ и паспорта.
  6. Заполните обоюдно извещение о ДТП в соответствии с рекомендациями страховщика.
  7. Если на место вызваны сотрудники полиции, потребуйте от них, чтоб в документах о происшествии были отражены реквизиты страховки.
  8. Получите от полицейских документы о ДТП, в которых вы признаны пострадавшей стороной (протокол, постановление, определение в отношении виновника). Если виновник столкновения на месте установлен не будет, получите документы в группе разбора – время и место будет указано в протоколе.

Привлечение представителей власти

Водители в разных странах практически ни чем отличаются, это касается и дорожных аварий. Если ДТП обошлось без жертв, а виновник готов возместить пострадавшему ущерб, то полицию можно нет вызывать и участники столкновения вправе найти приемлемый для обеих сторон компромисс.

Но если у водителей не получится договориться или есть пострадавшие, то полицию надо вызывать обязательно. Автомобилист должен быть готов к тому, что стражи правопорядка «автоматом» встанут на сторону соотечественника. Отнестись к такому повороту надо будет с пониманием и вести себя подобающим образом, т.е., ни конфликтовать, ни возлагать на себя чужую вину, четко поведать о происшедшем, уважительно общаться с представителем власти и не подписывать под давлением никаких документов.

Пока не приехала полиции водителю желательно самому сфотографировать или заснять на видеокамеру место аварии и повреждения на машина. Может статься, что что-то из снятого впоследствии может пригодиться при разбирательстве.

 привлечение полиции при ДТП за границей

Урегулирование ущерба при наличии “Зеленой карты”

При наличии “Зеленой карты”, пострадавшая сторона обращается за возмещением к национальному бюро “Зеленая карта” той страны, где произошла авария.

Местный филиал бюро передает данные страховой, которая является ответственной за урегулирование на территории РФ.

Даже если на территории РФ нет страховой компании, ответственной за урегулирование, бюро “Green Card” самостоятельно возмещает убыток. Таким образом, процесс урегулирование происходит без участия пострадавшей стороны.

Как действовать в ДТП, если нет международных прав?

В летний период многие отправляются в отпуск в другие страны на своих автомобилях. Поэтому часто возникает вопрос: что делать при дтп за границей без международных прав? Нужно знать, что российские права за рубежом не действительны, так как все данные в водительском удостоверении должны быть пронумерованы и продублированы латиницей, например, имя, фамилия, дата выдачи, длительность действия и другие. Но в тех странах, которые подписали Венскую конвенцию, российские права могут действовать в течение переходного срока для приведения национального удостоверения в соответствие с новыми правилами. Во всех других странах понадобится МВУ.

О чем еще надо позаботиться:

  • если на авто есть повреждения, требуйте от полиции, приехавшей на место фиксации ДТП, справку об обстоятельствах аварии;
  • если вы собираетесь ремонтировать авто уже после возвращения в Украину, храните до этого момента все документы, подтверждающие размер убытков.

Что же касается суммы возмещения, то, согласно международной Конвенции о праве, которое применяется к дорожно-транспортным происшествиям, она регулируется внутренним законодательством страны, где произошло ДТП.

Эти простые рекомендации помогут вам добиться справедливого возмещения убытков, не нервничать и отдохнуть как можно лучше.

Похожие темы:

ОФОРМЛЕНИЕ ДТП: всегда ли законны действия сотрудников ГАИ?

СОВЕТЫ ЮРИСТА: что делать в случае ДТП? Обязательно ли вызывать ДПС?

Страховая не возмещает ущерб после ДТП? – ВЫХОД ЕСТЬ!

Поделитесь полезной информацией с друзьями:

Как надо действовать при ДТП за границей?

Если автомобилист за границей на арендованном авто попал в аварию, ему следует действовать следующим образом:

1. включить «аварийку»;

2. надеть светоотражающий жилет;

3. если нет пострадавших, то попробовать ситуацию решить мирно, обменяться талоном «Green Card» и заполнить европротокол.

4. если есть пострадавшие, то позвонить в службу спасения, чтобы прислали сотрудников полиции и медиков на место аварии.

Порядок действий при аварии

Если российский автомобилист на своем или арендованной автомобиле попал в ДТП в другой стране, он должен сделать следующее:

  1. Остановить автомобиль и включить аварийные сигналы.
  2. Надеть специальный жилет, выйти из салона и установить аварийный знак (следует заранее ознакомиться с ПДД той страны, куда планируется поездка, так как расстояние выставления знака в зависимости от страны может различаться).
  3. При отсутствии пострадавших и желании заключить мирное соглашение стороны обмениваются отрывным талоном «зеленой карты» и заполняют бланк европротокола.
  4. При наличии пострадавших вызывается служба спасения по телефону 112, которая пришлет и медиков, и полицию на место происшествия.

Выплаты по зеленой карте

Если в процессе аварии пострадала именно ваша машина и не вы являетесь виновником ДТП, то нужно будет предпринять ещё ряд шагов чтобы получить все положенные выплаты.

  • Нужно найти юриста, который специализируется на делах подобного рода.
  • Получить заключение и полную калькуляцию по имеющимся повреждениям у лицензированного оценщика.
  • Очень нежелательно покидать пределы страны и возвращаться домой так, как для возмещения ущерба некоторые страховые компании требуют предоставить машину со всеми имеющимися повреждениями. Если автомобиль уже выехал из страны, то его снова придётся вернуть как можно быстрее и не производя никаких ремонтных работ.

Что делать, если авария случилась на арендованной машине

Вышеописанные примеры подходят для ситуаций, когда водитель попадает в дтп в чужой стране на личном автомобиле. Но что делать. если авария произошла на арендованной машине? Ответ на этот вопрос достаточно простой.

Если вы арендовали прокатное авто на территории страны, где действует полис “Зеленая карта”, то у транспортного средства есть страховка, независимо от того, кто за рулем — иностранец или местный житель.

Т.е. действия водителя. в этом случае аналогичны описанным выше.

Если полиса нет, следует открыть договор об аренде, и посмотреть описанную там инструкцию. Договор об аренде авто всегда содержит пункты, касающиеся аварий. Эти требования следует внимательно изучить до того, как садиться за руль. Т.е. в ряде случаев, компании самостоятельно возмещают ущерб, но лишь в случаях, когда клиент не покинул место аварии, не перемещал машину с места после совершения ДТП и т.д.

Если срок действия Зеленой карты истек?

А вот это уже проблема! Если срок международной страховки истек, ее действие не распространяется на российскую территорию либо она признается недействительной по иным причинам, водитель-иностранец на авто из-за границы считается незастрахованным. А в таком случае компенсация выплачивается:

  • за счет самого виновного водителя, если вред ущерб причинен имуществу, в соответствии с общими принципами возмещения вреда (ст. 1064 ГК). В таком случае ущерб взыскивается в судебном порядке либо добровольно виновником;
  • за счет РСА, если вред причинен здоровью либо жизни пострадавшего водителя (пп. г) п.1 ст. 18 ФЗ № 40).

Важные советы

Дабы не оказаться в неприятной ситуации, водителю не следует:

подписываться под непонятными документами;

признаваться в своей виновности;

доверять эвакуацию ни своего, ни взятую в аренду авто совершенно незнакомым людям. Желательно по телефону вызвать представителя проверенной организации.

Каждый автомобилист должен осознавать, что как только он пересечет российскую границу, ему нужно будет придерживаться чужих правил. А потому, для того чтобы как то облегчить свою жизнь, он должен о себе «родном» позаботиться: обзавестись всеми необходимыми документами, знать законы и иметь в записной книжке все телефонные номера, которые могут пригодиться в сложной ситуации.

04.04.2017

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит