Нива 2121 и обновленная Нива 21213: различия — OffRoadRest.ru

Старая Нива прочнее новой; правда это или только слухи?

Основные нововведения 213-й Нивы

ВАЗ 2121 и ВАЗ 21213Внешний вид «старой» и обновленной Нивы

Обновленному ВАЗ-21213 по некоторым источникам изначально дали или планировали дать название «Кедр» (по другим данным — «Тайга»), но оно не прижилось. В итоге «Кедром» была названа мелкосерийная удлиненная трехдверная ВАЗ-2129 — предшественница длинной «Нивы» 2131. Но это не так важно, гораздо интереснее технические особенности обновленной Нивы 21213 по сравнению с ВАЗ-2121. Итак, начнем:

  1. Задняя часть кузова. Удлиненная 3-я дверь, вертикальные фонари. Загружать багажник стало легче благодаря меньшей высоте, но жесткость кузова от этого снизилась (по словам некоторых «ниваводов»)
  2. Форточки на боковых дверях. После рестайлинга они исчезли, хотя на первых 213-х Нивах их еще можно было встретить.
  3. Двигатель. 1.6 литра на ВАЗ 2121 и 1,7 литра на ВАЗ 21213. Оба карбюраторные (На 21214 — инжекторный). Разница в мощности — менее 5 л.с. По официальным данным тяга на низах у 213 выше, а расход топлива ниже. По мнению некоторых владельцев «Нив» — все наоборот. При этом возросла тепловая нагрузка на двигатель т.к. при увеличенном объеме блок цилиндров не претерпел серьезных изменений. Риск перегрева на 213 двигателе выше.
  4. КПП. 4-ступенчатая на ВАЗ-2121 и 5-ступенчатая на ВАЗ-21213. Различаются передаточными числами. По мнению большинства владельцев «Нив» 4-ступенчатая коробка надежнее.
  5. Изменены передаточные числа главных пар.
  6. Промежуточный вал между КПП и раздаточной коробкой на новой модели со ШРУСом, что снизило вибрации, как отмечают многие владельцы.
  7. Изменения в тормозной системе.
  8. Салон. Новая панель приборов, руль и сиденья с высокой спинкой. Панель более «гремучая» по сравнению со старой. Руль толще. Сиденья удобнее. Однако старые низкие сиденья можно было опустить вровень с задним диваном, что позволяло комфортно ночевать в машине. Насчет отопления салона мнения расходятся: одни говорят, что в старой машине лучше, другие — что в новой.

Салон 2121 и 21213Салон Нивы до и после рестайлинга

Отдельно выделим различия, которые основываются только на слухах:

  1. Толщина кузовных деталей и качество металла. На дорестайлинговых автомобилях использовалась более качественная сталь с лучшей стойкостью к коррозии. Кузовные элементы, в частности лонжероны были заметно толще. Общая прочность кузова была выше.
  2. Прочность бамперов. По некоторым наблюдениям если поднимать автомобиль реечным домкратом (хайджеком) за середину бампера, то новый может не выдержать. Старые бампера прочнее.
  3. Качество лакокрасочного покрытия. Опять же не в пользу обновленного внедорожника.

Вроде бы все, хотя уверен, что среди «ниваводов» ходит еще множество слухов, касающихся различий между старым и обновленным автомобилями.

Нива 2121 и Нива 21213

История создания ВАЗ 2121

Впервые о создании легкого внедорожника в СССР задумались еще в 1970-м году. Сначала этой задачей занимались специалисты Ижевского автозавода, затем проект перенесли на ВАЗ с целью сделать внедорожник на узлах и агрегатах «Жигулей».

После создания ряда экспериментальных прототипов был разработан дизайн внедорожника, схожего внешне с легковым автомобилем. Во главе проекта стоял ведущий конструктор Пётр Михайлович Прусов. Ему же, по его словам, принадлежит идея названия для внедорожника, однажды в интервью он признался, что слово «Нива» – акроним, полученный из имен детей Прусова: Натальи и Ирины и детей главного конструктора завода В. С. Соловьёва: Вадима и Андрея.

ВАЗ 2121 ВАЗ 2121

Экспериментальные прототипы подвергли серьезным ходовым испытаниям, включавшим пробег по Уралу в условиях, «приближенных к боевым», в ходе которых для сравнения внедорожных качеств использовались автомобили УАЗ-469 и Land Rover.

В 1975 году приказ о начале производства доработанной версии полноприводной ВАЗ 2121 был подписан, а 5 апреля 1977-го года с конвейера сошел первый серийный экземпляр.

В дальнейшем автомобиль пользовался огромной популярностью, в том числе, и за пределами СССР, о чем свидетельствуют более чем внушительны цифры продаж ВАЗ 2121 на экспорт.

ВАЗ 2121 ВАЗ 2121

Первоначально завод производил 25 тысяч автомобилей в год, а в дальнейшем выпуск был увеличен до 50 и, в конечном счете, до 70 тысяч.

Модификации двигателя ВАЗ 21214 и их отличия

Модификация мотора Наличие ГУР Выпускной коллектор Класс экологичности ЕВРО
21214-41 + сварен из нерж. стали 3
21214-34 _ литой из чугуна
21214-33 +
21214-32*
21214-31 сварен из нерж. стали 4
21214-30

*21214-32 – имеет топливные трубки с быстрыми разъемами, маховик под сцепление 215 мм (на остальных моделях на 200 мм).

Геометрия блока цилиндров 21214 и 21213 одна и та же. Гильзы в цилиндрах не предусмотрены. Из-за применения эжектора изменена конфигурация передней крышки двигателя для монтажа датчика положения коленчатого вала. Для монтажа ГУР на блоке сделано отверстие для установки кронштейна, дополнительно, имеется резьбовое отверстие для установки датчика детонации, а также резьбовые отверстия со шпильками для монтажа кронштейна модуля зажигания.

ШПГ досталась от 21213. Коленвал 21213-1005015 задает ход поршня – 80мм. Шкив коленвала отличается наличием зубьев по наружному диаметру для работы датчика положения коленчатого вала. Последние модели ДВС оснащены демпфирующим шкивом (21214-1005058-10). Наличие демпфера позволило снизить нагрузки на коленчатом валу для исключения срезания шпонки, а также сделать работу менее шумной.

Головка цилиндров 21214-1003011-30 (36) доработана из головки от 21213.  Для доработки потребовалось ввести отверстия для установки датчика фаз и шпилек для монтажа впускного ресивера. Для установки гидрокомпенсаторов в головке отлиты приливы в которых выполнены резьбовые отверстия. С введением гидрокомпенсаторов тепловых зазоров в конструкции головки упразднены регулировочные болты. По отдельным трубкам к гидрокомпенсаторам поступает масло под давлением. Имеются два вида головок: российские 21214-1003015 и канадские 21214-1003015-30. Отличие головок следующие: у первых, диаметр резьб в отверстиях под гидрокомпенсаторы М18/1,5, колодцы под гидрокомпенсаторы не имеют дренажных отверстий; у вторых, отверстия М24х1,5, а колодцы с дренажными отверстиями (маркировка выполнена в отливке). Взаимозаменяемость головок, как и гидроопор старой и новой конструкции не возможна.
Применена новая масляная рампа 21214-1007180-30 из нержавеющей стали, подводящая масло к гидрокомпенсаторам. Взаимозаменяемость с рампой 21214-1007180 сохранилась.

Рычаги клапанов 21214-1007116-30 в отличие от предыдущих 2101-1007116, имеют меньший радиус (11 мм) опоры площадки взаимодействующей с кулачком распределительного вала, а также, дополнительную проточку со стороны гидрокомпенсатора. Оба варианта рычагов взаимозаменяемые.

В приводе распределительного вала ГРМ вместо двухрядной цепи применена однорядная цепь 21214-1006040-03 на роликах и втулках. Однорядные звездочки для цепи взяты с мотора 2123. У звездочки масляного насоса для повышения производительности масляного насоса и улучшения работы гидронатяжителя цепи и гидрокомпенсаторов, уменьшено количество зубьев до 30. Внешнее отличие дополняет цельная стальная трубка диаметром 6 мм, для подвода масла к гидронатяжителю цепи. У предыдущих моделей двигателей применена свертно-паяная трубка меньшего диаметра.

Распределительный вал 21214-1006010 оригинален измененным профилем кулачков, может взаимозаменяться с валом от 21213.

Генератор на 80 ампер один и тот же, что на 2112, с небольшим отличием по диаметру шкива 80 мм под приводной ремень 2107-1308020 (944 мм).

Выпускной коллектор может быть из чугуна или из «нержавейки». Чугунный коллектор изготавливается литьем. Вариант коллектора из нержавеющей стали имеет сварную конструкцию. Сварной коллектор легче и быстро прогревается, что хорошо для работы катализатора расположенного в коллекторе. Кроме того, в выпускной коллектор устанавливается датчик кислорода.

Впускной коллектор, топливная рампа (2123-1144010-11) заимствованы с двигателя 2123. Форсунки системы впрыска топлива фирмы SIEMENS VAZ 20734 (желтого цвета), на ранних движках устанавливали форсунки фирмы «BOSCH» (0280 158 110).

Модуль зажигания от двигателя 2112.

Электронное управление осуществляется ЭБУ BOSCH MP 7.9.7. или ЯНВАРЬ 7.2 в зависимости от года выпуска и модификации ДВС.

Систему охлаждения стали собирать с применением прокладок с эластичным полимерным валиком, что позволило улучшить герметичность системы. В состав водяного насоса (помпы) введен сальник (манжет) более устойчивый к износу и потере свойств.

Технические особенности ВАЗ-2121

Ради снижения веса и повышения комфортабельности автомобиль был построен на основе несущего кузова – передовая на тот момент технология в конструировании полноприводных автомобилей. Трансмиссия состоит из серийной  четырехступенчатой механической коробки передач от ВАЗ 2106, спаренной с отдельной раздаточной коробкой, обеспечивающей передачу крутящего момента на две оси и обладающей пониженным рядом передач. В раздаточной коробке применена жесткая блокировка межосевого дифференциала. Блокировка межколесного дифференциала не предусмотрена, что роднит «Ниву» с большинством современных кроссоверов. В дальнейшем, на момент создания модификации 21213, механическая коробка была доработана и получила 5-ю передачу.

Сзади в автомобиле использован неразрезной мост от 2106, впереди – оригинальный редуктор переднего моста с приводами на основе шарниров равных угловых скоростей.

ВАЗ 2121 ВАЗ 2121

Технические характеристики ДВС ВАЗ 21214

Объём, см3 1690
Мак. мощность, л. с., 83
Макс. крутящий момент, Н·м 129
Расположение цилиндров в блоке рядный
Цилиндров, шт 4
Клапанов, шт 8
Макс. скорость, км/ч 142
Разгон до 100 км/ч 17
Расход топлива при смешанном цикле 10
Экологические нормы ЕВРО-4
Диаметр цилиндра, мм 82
Ход поршня, мм 80
Степень сжатия 9,4
Система питания распределённый впрыск
Охлаждение жидкостное
Клапанной механизм SOHC
Материал блока цилиндров чугун
Материал ГБЦ алюминий
Ресурс, км 80 000, по факту до 150 000
Тактность (число тактов) 4
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2
Макс. обороты к/в, об/мин 8000
Рекомендованное топливо неэтилированный бензин АИ-95

Унификация с другими моделями ВАЗ

В целом, использование целых узлов и отдельных деталей от классических моделей ВАЗ добавило Ниве изрядную долю популярности, так как детали для нее сегодня, как и всегда, можно купить в любом магазине запчастей к отечественным автомобилям. Для примера можно привести задний мост с редуктором (сначала от 2101, затем от 2106, при этом сам корпус моста не менялся). Двигатель, использованный в первой модификации Нивы не был исключением – этот агрегат мощностью 1.6 литра с цепным приводом ГРМ ранее уже использовался на ВАЗ 2106.

ВАЗ 2121 ВАЗ 2121

Двигатели разных модификаций

На первой модификации использовалась рядная карбюраторная «четверка» мощностью 75 л.с. при 5400 об/мин, максимальный крутящий момент 116 Н·м при 3400 об/мин. В следующую модификацию, ВАЗ-21213, устанавливался двигатель ВАЗ-21213 с увеличенным рабочим объёмом, мощностью 80,8 л.с. при 5100 об/мин и максимальным крутящим моментом 125,1 Н·м при 3000 об/мин.

Для 21214 объем двигателя был увеличен до 1.7 литра, хотя блок цилиндров в целом остался идентичен «шестерочному». Существует топовая модификация двигателя объемом 1.8 литра. Устанавливается как  на ВАЗ 21214, так и на длиннобазную версию 2131. Оба эти автомобиля выпускаются до сих пор.

В настоящее время карбюратором двигатели Нивы уже не оснащают, и купить новый автомобиль можно только в комплектации с распределенным впрыском.

ВАЗ 2121 ВАЗ 2121

Модификации ВАЗ 2121

В разное время как самим Волжским заводом, так и другими предприятиями (к примеру ВИС в Ставрополе) выпускались различные модификации Нивы. Часть из них известны и популярны у поклонников, к ним относится, например, ВАЗ-21218 «Фора» -удлиненная на 300 миллиметров версия модели 21213. Другие известны только узким специалистам: ВАЗ-2122.600 «Река» – армейский автомобиль-амфибия с использованием агрегатов ВАЗ-2121. ВИС выпускает на базе Нивы коммерческие пикапы.

Внедорожные качества ВАЗ 2121

Отличной проходимости автомобиля способствует короткая база и очень короткие свесы, обеспечивающие отличные углы въезда и съезда, что позволяет «брать» достаточно крутые косогоры и пересекать узкие овраги.

ВАЗ 2121 ВАЗ 2121

Доступность самого автомобиля в сочетании с его великолепной проходимостью сделали его культовым в среде людей, увлекающихся внедорожными видами спорта. В каждом регионе России существует клуб поклонников Нивы. Участники клубов творят с машиной настоящие «чудеса» – от установки иностранных двигателей до создания снегоболотоходов собственной оригинальной конструкции.

В отличие от иностранных кроссоверов, построенных на основе несущего кузова, Нива обладает несомненным преимуществом – полноценной трансмиссией с полным приводом типа Full Time, с блокировкой дифференциала и пониженным рядом передач. Небольшие доработки («лифт» или, иначе, подъем кузова с целью увеличения клиренса), установка «грязевых» колес и самоблокирующихся дифференциалов в мосты превращают ее в полноценный вездеход для использования в условиях тяжелого бездорожья.

Недостатки двигателя ВАЗ 21214

Недостатки базового мотора ВАЗ 21213 дополняют:

Частые производственные дефекты (брак) гидроопор рычагов клапанов (гидрокомпенсаторов). По причине низкого уровня технологической дисциплины и технического контроля на предприятиях изготовителей прецизионных пар для гидроопор детали производятся с высоким количеством брака, так и при сборке головок на головном предприятии (не выдерживаются допуски при механической обработке, присутствуют посторонние предметы, зажим плунжера в корпусе гидроопоры в следствие несоблюдения момента затяжки при монтаже в головку). По этой причине, в случае износа гидроопор, приходится ставить новую головку в сборе с гидроопорами.

Последние модификации моторов оснащены проверенными временем гидроопорами рычагов клапанов от фирмы INA. По ним точно можно сказать, что риск с деформацией корпуса при затяжке сведен к нулю. На фото ниже показана гидроопора нового образца (с резьбой М 24×1,5) в деталях (корпус, плунжер) и в сборке.

Низкий ресурс до капитального ремонта. Экономия на качестве задействованных материалов, на ряду с ненадежностью комплектующих изделий, деталей и сборочных единиц отрицательно сказывается на надежности мотора и ресурсе.

alert.png

Вывод. Качество 21214, как и у остальных классических двигателей ВАЗ с Советских времен не на много ушло вперед. Понятно, что эжектор со всеми датчиками, форсунками и контролером делает движок более хорошим, но вот ходил бы он побольше и без поломок… Запас прочности у мотора небольшой, что нельзя не учитывать при эксплуатации. Чтобы движок ходил более установленного изготовителем ресурса 80 000 км, требуется чаще менять масло, фильтры и другие расходники, ну и заныривать то и дело под капот для текущего ремонта. Ремонтные размеры групп, такие же, как у 21213, поэтому капитальный ремонт «решается» легко, но не дешево. В общем если хотите купить высокопроходимый автомобиль «Ниву» с данным ДВС, то будьте готовы к частым проблемам с мотором, особенно, если авто будет б/у.

P.S. Уважаемые автовладельцы! С какими слабыми местами и недостатками пришлось познакомиться вам по данному движку?

Плюсы и минусы ВАЗ 2121

Неоспоримый плюс автомобиля – прекрасные внедорожные качества. Кроме того, в отличие от других отечественных внедорожников, Нива уже в момент создания была относительно комфортабельным автомобилем, пригодным для эксплуатации в условиях города в том числе. Минусы не менее известны и достаточно многочисленны.

За счет сложности и невысокого качества комплектующих подвеска и трансмиссия автомобиля часто ломаются. У автомобиля в короткобазной версии практически отсутствует багажник. Многочисленные узлы трансмиссии издают достаточно заметный шум, который усугубляется при использовании колес с большим протектором.

Интересные факты о ВАЗ 2121

По заказу Московского цирка Юрия Никулина на Цветном бульваре на Волжском заводе была изготовлена версия Нивы в кузове ландоле, на котором во время представления разъезжают медведи.

В конце семидесятых «Нива», задолго до появления Mitsubishi Pajero и Suzuki Vitara стала первым комфортабельным и доступным внедорожником. Благодаря высоким по тем временам потребительским качествам Нива продавалась в ряде стран, в том числе, в Японии, где по сию пору существуют клубы поклонников модели.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...