Можно ли доливать воду в антифриз или тосол? — CARHack.ru

Этот вопрос часто ко мне приходит в виде писем. Например один из ярких, цитата: — «раньше помню в двигатели только воду лили причем обычную из под крана, сейчас просто все помешались на этих тосолах – антифризах, поэтому вопрос такой – можно ли заливать обычную чистую воду? И какие последствия это

Можно ли заливать воду

В теории вода является не менее эффективной в плане теплопередачи, нежели антифриз (как на этиленгликолевой, так и пропилен-гликолевой основе). Если в систему охлаждению залить именно воду, то двигатель все равно будет нормально работать и охлаждаться. Может итоговая температура будет всего на 2 – 3 градуса выше, но существенной разницы не возникнет.

Но заливать допускается только дистиллированную воду. В обычной питьевой или технической слишком большая примесь солей и известняка, из-за которых и образовывается накипь. Этот осадок практически не вредит металлу, но при этом может привести к образованию закупорок в пластинах радиатора, от чего эффективность охлаждения ухудшится (а со временем обязательно образуются микротрещины).

Можно ли доливать воду в антифриз или тосол? — CARHack.ru

Соответственно, вода вместо антифриза может использоваться в качестве теплоносителя, но для «здоровья» двигателя это хуже, нежели применение тосола даже не самого лучшего качества.

Недостатки воды для использования в системе охлаждения

В отличии от антифриза, вода обладает следующими недостатками для её использования в качестве охлаждающей жидкости:

  • провоцирует коррозию металла (двигатель с течением времени попросту начнет ржаветь изнутри);
  • не обладает омывающими свойствами, из-за чего ускоряется износ циркулирующей помпы (исключение – это системы с закрытыми подшипниками, которые не контактируют с охлаждающей жидкостью);
  • имеет более низкую температуру кипения (уже при 85 градусах начинают образовываться «воронки», тем самым мешая нормальной циркуляции жидкости).

Ещё один нюанс: активная эксплуатация автомобиля при залитой в систему охлаждения воде требует регулярной «дозаправки» дистиллированной воды, так как она попросту выкипает. А ещё нередко с ней могут образовываться воздушные пробки, так как в воде, в отличии от антифриза, «растворено» значительно больший объем кислорода. Именно он и образовывает те самые «воронки» при кипении. При наличии воздушной пробки также нарушается нормальный процесс циркуляции охлаждающей жидкости, помпа попросту перестает качать воду (из-за чего тоже перегревается).

Можно ли доливать воду в антифриз или тосол? — CARHack.ru

Также вода имеет более высокий коэффициент изменения объема при смене температурного режима. Именно из-за этого при заправке «по горло» после прогрева двигателя обязательно с бачка начнет сочиться пар. А если клапан ещё и неисправен будет, то можно и вовсе повредить расширительный бак.

Чем опасна вода в системе охлаждения?

Для ответа на этот вопрос пойдём от обратного: чем же антифриз лучше воды?

  • Во-первых, температура кипения первого выше, чем у обычной H2O. Не то чтобы радикально, но лишние 15-20 градусов, как говорится, решают. Ведь система охлаждения всегда работает “на грани фола” – возле отметки в 95-110 градусов.
  • Во-вторых, охлаждающая жидкость содержит в себе кучу всевозможных присадок, как то: антивспенивающая, антиокислительная, антиосадочная, и так далее. В воде, очевидно, всех этих бонусов нет. Следовательно, при продолжительной “экономии” на ОЖ, металлические компоненты системы охлаждения очень быстро начнут корродировать и поростать отложениями разных сортов.
  • И в третьих, если форс-мажор случился зимой, и вы заменили вытекший антифриз водой, наутро вы вполне вероятно обнаружите лопнувшие в некоторых местах патрубки или радиатор. Ведь законы физики никто не отменял: ночью прихватил морозец, вода замерзла и распёрла всё, что только можно. Кстати, именно поэтому на старых машинах (всем известная 21-я Волга, например) в сильный минус водитель ежевечерне сливал воду из радиатора, а утром заливал снова. Так-то.

Почему раньше заливали воду и зимой и летом?

ДА все просто, раньше незамерзающей жидкости просто не было. Точнее она была в ограниченных количествах на северах, но на большую территорию нашей страны не была распространена.

Поэтому лили обычную, редко дистиллированную воду. Зимой (как рассказывал мне дед, он тогда работала на грузовом ЗИЛЕ), утром заливали кипяток в двигатель (перед сменой), а после работы эту воду сливали (чтобы она банально не замерзла)

Было раньше

После того как на западе появились первые антифризы, в ответ, в СССР появились первые ТОСОЛЫ. После этого был пройден большой путь, сейчас антифризы уже подразделяются на различные группы G11, G12, G13, они заточены под различные системы автомобилей (алюминиевые радиаторы или скажем медные-латунные). НО сейчас суть не в этом, про это я уже рассказывал вот в этой статье, почитайте полезно.

Можно ли заливать воду?

Согласно теории вода не менее эффективна по тепловой передачи, как и антифриз, имеющий этиленгликолевый или пропилен-гликолевый состав. Если в системе охлаждения будет находится именно вода, то двигатель все равно будет охлаждаться, продолжать работу. По итогу, его температура работы будет выше на несколько градусов, но разницы особой видно не будет.

Когда можно использовать воду в системе охлаждения двигателя

Заливать допустимо только дистиллированную воду. В обычной питьевой воде находится чрезмерное количество соли, которая образует накипь. В радиаторных пластинах из-за этого могут возникнуть закупорки. В результате, эффективность охлаждения будет снижена. С течением времени обязательно будут образованы микротрещины.

Стоит указать, что воду летом вместо антифриза можно залить при нормальном функционировании двигателя. Воду вместо антифриза можно использовать в любых ситуациях, но для общего состояния двигателя она хуже, по сравнению с тосолом, даже если последний имеет плохое качество.

Почему используют антифриз, а не воду

Автомобилисты используют антифриз постоянно, он помогает обеспечивать равномерность прогрева двигателя и не даёт ему перегреваться. Антифриз выдерживает высокие температуры до 110 °C, при этом не испаряясь, он не замерзает при низких температурах, благодаря своему составу – зачастую это 65% спирта и 35% воды. Но раз в составе антифриза есть вода, не проще ли использовать в системе охлаждения только её?

Состав

Можно ли залить незамерзайку вместо тосола? Ответ на этот вопрос следует начинать с рассмотрения состава жидкости для стекол, а также тосола. Это позволит понять принцип действия этих технических жидкостей, а также разницу между ними.

Основу тосола составляет этиленгликоль

, или другой высший спирт. Также, в антифриз добавляют различные присадки, которые препятствуют окислению и разрушению деталей силового агрегата и системы охлаждения. Помимо этого, там присутствуют вещества, увеличивающие температуру кипения жидкости. В небольшом количестве присутствует вода. Точный состав и пропорции обычно производителем не раскрываются, но нам достаточно простого перечисления.

Незамерзайки производятся из воды, разбавленной изопропиловым или метиловым спиртом. Также туда добавляются мыльные присадки, которые позволяют эффективнее очищать лобовое стекло от загрязнений. Вот такой простой и понятный состав имеет незамерзающая жидкость для омывателей.

Можно ли доливать воду в антифриз или тосол? — CARHack.ru

Система охлаждения и вода

Давайте немного напомню, а зачем нам нужна система охлаждения? Какую основную функцию она несет?

ДА все просто – она удаляет излишнее тепло от двигателя, чтобы он не перегрелся, и его не заклинило. С жидкостной системой, ресурс мотора вырос в разы.

Система охлаждения

Чтобы охлаждающая жидкость не застаивалась в одном месте и не закипела там, ее нужно прокачивать по системе – это выполняет помпа (специальный насос, на ременном приводе от коленвала). НУ и излишнее тепло нужно как-то рассеивать, этим занимаются радиаторы автомобиля, основной и печки (в салоне, благодаря ему мы отапливаемся зимой).

Помпа

И вот какая штука — автомобилю совершенно безразлично, какая жидкость будет отводить тепло от мотора, главное чтобы система была по максимуму эффективная.

Скажу больше — теплоемкость антифриза около 3,5 кДж/(кг·град), а у воды около 4,2 кДж/(кг·град), то есть гипотетически вода куда больше подходит для отвода тепла. Но есть и минусы (про них чуть ниже).

Чем опасно применение воды

Специалисты не рекомендуют прибегать к такой мере. И для этого существует несколько причин. Во-первых, вода зачастую бывает жёсткой, и это неблагоприятно сказывается на двигателях современных автомобилей. Во-вторых, жёсткая вода способна забить решётку радиатора, из-за чего двигатель будет постоянно перегреваться. В-третьих при минусовых температурах вода замерзает и может просто разорвать детали системы охлаждения.

Нюансы эксплуатации

Одним из наиболее популярных поводов для споров является вопрос о смешивании антифризов. Антифриз смешивать можно, если один и второй являются представителями одного вида. Так, к примеру, смешать два традиционных антифриза (тосол относится к традиционным) можно, а с гибридным или карбоксилатным – нельзя, так как это приведет к нарушению баланса и количества присадок в охладительной жидкости.

В процессе эксплуатации, антифриз может изменить свой цвет – это сигнал о том, что присадки выработаны, и такую охладительную жидкость, лучше всего, заменить.

Можно ли смешивать антифриз с водой

Вода вместо антифриза – это не лучший вариант. А можно ли тосол смешивать с водой? Специалисты крайне не рекомендуют этого делать. Такой вариант допускается только в отношении пропилен-гликолевого тосола с температурой кристаллизации в районе -65 градусов.

Такой состав допускается разводить дистиллированной водой в соотношении 1 к 1 (при этом температура замерзания полученной охлаждающей жидкости будет в районе -20 градусов). Но и от подобных смешиваний рекомендуется воздерживаться (исключение – это если подобные процедуры допускает выполнять производитель тосола, что указывается в его инструкции).

Этиленгликолевый антифриз мешать с водой категорически запрещено, так как при изменении его первоначального химического состава он теряет большую часть своих свойств (оптимальная вязкость, теплоотдача, моющие свойства, защита от коррозии). А ещё из-за этого активируется процесс пенообразования (отмыть от пены систему охлаждения впоследствии не так и просто).

Доливать воду допускается в единственном случае – это экстренная необходимость восстановления номинального уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Проще говоря если прямо в дороге возникла существенная утечка и водителю необходимо просто доехать до ближайшего СТО. После дозаправки воды всю жидкость впоследствии необходимо сливать и заливать новый тосол (уже после устранения течи).

Когда можно заливать?

Однако на дороге может случить всякое, например слетел шланг, или прохудился радиатор и антифриз начинает вытекать, уровень падает! Так ехать нельзя, нужно что-то делать. Идем в обычный супермаркет, да хоть в «колонку» — наливаем (приобретаем) воды и без страха льем в свой расширительный бачок. Таким образом, вы сможете дотянуть до СТО, но после обязательно сливаем ее, полностью промываем систему и заливаем антифриз – тот который вам рекомендован.

В этом случае эта «заливка» – обоснована! С пустой системой охлаждения ехать вообще нельзя, либо эвакуатор, либо так как я указал. Вы не дадите двигателю перегреться и нормально дотянете, до автосервиса. Конечно, самое идеальное найти дистиллированную воду, но она не всегда есть под рукой.

 

Что будет если залить воду в иномарку?

Если на короткое время (скажем на день, два или максимум на неделю) — не будет абсолютно ничего! Главное воду потом слить и залить нормальный (который рекомендовал производитель – антифриз, по допускам). НУ и стоит помнить про температурный режим окружающего воздуха, если на улице минусовая температура, банально вода замерзнет.

Сразу стоит оговориться, что в современных иномарках, зачастую есть датчики, которые могут мерить плотность охлаждающей жидкости, и если залита обычная вода. Мотор просто не запустится

Не будет ничего

Таким образом, если вам на короткое время нужно перекантоваться, ну например вы в дороге, а магазинов в округе нет, а радиатор потек, то лейте воду — главное чтобы она была чистая, без грязи. Ничего страшного не произойдет!

НО если вы хотите ездить на постоянной основе, лично я вам этого не советую.

Дистиллированная вода

Если хотите то ей рекомендовано разбавлять антифриз концентрат, именно ее можно заливать в соотношении 50/50. ДА и в краткосрочной перспективе, она также желательна для заливки (я имею в виду доехать да СТО).

дистиллированная вода

Все дело в том, что дистиллированная жидкость – это просто H2O без каких-либо примесей (солей, и прочего) которые могут осесть в системе охлаждения автомобиля. Поэтому ее и применяют для разбавления антифризов и тосолов.

Однако опять же чистую, ее заливать нельзя, она вызовет все те минусы, которые я перечислил сверху, если только накипи не будет! А так она и окисляет стенки, и замерзает, да и кипит прекрасно. Так что нельзя!

Вот собственно и весь ответ, если сравнить со старыми движками, в которые заливали и по сути не боялись, так они и ремонтировались каждый год, или максимум через два года. Тогда и масла были другие, и тосола не было, да и вообще техника была мягко сказать, далека от идеала.

Как то мне мой покойный дед сказал – если бы тогда на тех движках, были масла и жидкости как сейчас, то мы бы больше построили! Вот так вот, народ был другой, думал о стране, а не о кармане как сейчас.

Источник

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Подписаться

Полезная информация:

  • Почему вытекает антифриз?
  • Замена антифриза: все, что нужно знать о жидкости для системы охлаждения
  • Почему в автомобиле кипит антифриз?

Получить профессиональную консультацию при подборе товара и подробную информацию по всем интересующим Вас вопросам можно позвонив по телефону – 8 800 555-43-85 (звонок по России бесплатный).

ПОЛНЫЙ СПЕКТР

Сегодня на рынке антифризов предлагается целая палитра средств, причем и в буквальном смысле: можно найти жидкости голубого, зеленого, желтого, розового, красного цвета. Когда-то красный краситель добавляли в антифриз с новым пакетом органических присадок, не содержащим силикатов и бора. Но сегодня цвет жидкости не говорит абсолютно ни о чем, вопреки расхожему мнению. Поэтому при выборе нужного состава следует руководствоваться исключительно рекомендациями завода-изготовителя автомобилей. Впрочем, если нет утечки, вопрос замены или добавки жидкости возникнет лет через пять, не раньше.

Тосол

В отопительных системах также используется тосол.

Что это такое

Это вещество очень похоже по компонентам на «незамерзайку», но в состав добавлено немного этиленгликоля. В итоге поменялась температура кристаллизации и, к сожалению, увеличилось количество химии. Тосол — самая ядовитая из выше переведённых жидкостей.

Плюсы

Коррозия при использовании этиленгликоля уменьшается до такой степени, что металл, функционирующий с этой жидкостью, образует специальную защитную плёнку самостоятельно, препятствуя возникновения ржавчины. Это немного лет продлевает срок эксплуатации за счёт самостоятельного укрепления стенок труб.

Фото 8

Фото 4. Три канистры с тосолом «Дзержинский», который можно применять для машин или отопительных систем.

Минусы

  1. Из-за образования защитной плёнки теплоотдача и теплоприем труб ухудшается, заставляя их сильно перегреваться или сильно охлаждаться за короткий промежуток времени. Максимальные температуры начинают разрушать всё, что находится рядом с трубами.
  2. Этиленгликоль очень ядовит. В отличие от антифриза вещество вообще нельзя брать в руки. Капля этого неэкологического продукта способна навредить человеку, не говоря уже о газах, которые попросту смертельны.
  3. Реагируя с водой и металлом, тосол оставляет продукты распада, которые в скором времени приводят к засорению труб и их большей неработоспособности.
  4. Категорически запрещено использовать с оловом, чугуном и цинком даже при наличии специальных насадок.

Как залить в систему

  1. Заменить насос и надеть насадки.
  2. Промыть трубы от предыдущего содержания вещества. Подходить к работе нужно ответственно, потому что реакции тосола с другими жидкостями может навредить физическому здоровью человека.
  3. Присоединить насос к специальной канистре с тосолом и выполнить переливку.

Внимание! Не стоит трогать жидкость руками. Нужно надеть перчатки и работать в хорошо проветриваемом помещении.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...