Кто должен уступить дорогу при одновременном перестроении

Что такое перестроение по полосам в ПДД?

Согласно Правилам Дорожного Движения, перестроение – это изменение траектории направления, путём перемещения ТС из одной полосы в другую. При этом первоначальное движение остаётся неизменным. Практика показывает, что смена полосы – один из наиболее распространённых манёвров.

Общие сведения

Если заглянуть в ПДД, то можно понять, что перестроением называют выезд из текущего занимаемого ряда или полосы, но при этом с сохранением своего изначального направления осуществляемого движения.

Ну а полосой движения выступает продольная полоса на проезжей части, обладающая шириной, которой достаточно для перемещения авто в одном ряду.

Теперь конкретно про перестроение по полосам в тех или иных ситуациях. Их может быть несколько. По многим из таких ситуаций есть даже видео уроки.

перестраиваться

Направления.

В Правилах дорожного движения направления не ограничиваются движением прямо — это важно.  Предусмотрено четыре направления движения:

  1. Прямо
  2. Направо
  3. Налево
  4. Обратное направление

napravleniya

Следующий важный момент, направление движения определяется относительно направления дороги. Если дорога физически изменяет направление, то направление движения по этой дороге не изменяется. Движение по извилистой дороге в рамках Правил дорожного движения — это движение прямо. Например, отсутствует необходимость включать сигналы поворота, занимать крайнее положение и выполнять остальные требования правил, относящиеся к маневрированию, потому что вы едете прямо, независимо от изменения фактического направления дороги. Вы движетесь по дороге. Куда дорога — туда и вы.

Поворот

Обратите внимание: В тексте правил одни и теже понятия могут применяться как в общепринятом понимании, так и в соответствии с определениями. Например:

Поворот — маневр, описанный в 8 главе правил, как изменение направления движения на дорогах и поворот в общепринятом понимании, обозначенный знаками «Опасный поворот» или «опасные повороты», как фактическое изменение направления движения.

Остановка — действие определенное Правилами дорожного движения, и фактическая остановка, когда скорость движения становится равной нулю (в заторе или перед светофором). Аналогично и с направлениями.

Основные моменты для начинающих

Необходимо начать с фундаментального правила, записанного в Правилах дорожного движения. Их глава 8 всесторонне регламентирует порядок того, как правильно перестраиваться из ряда в ряд. Так, пункт 4 данной главы отмечает обязанность водителя, желающего поменять полосу своего движения, пропустить те автомобили, которые попутно движутся, но не меняют своего вектора передвижения. На практике такая ситуация встречается постоянно. К примеру, Петров решил поменять ряд движения, перед началом маневра посмотрел по зеркалам, чтобы удостовериться, что нет помех, и тут увидел, что по полосе, которую он хочет занять, на незначительном расстоянии за ним сзади движется автомашина, управляемая Ивановым. Тогда первый водитель обязан пропустить второго, поскольку последний не меняет направление своего движения.

Правило «помехи справа»

  В равных условиях участники дорожного движения могут оказаться не только при перестроении, а также при пересечении равнозначных перекрестков, во дворе, на автостоянке и т.д. В любом случае один из них будет находиться левее, а другой правее. Пункт 8.9. ПДД описывает правило таким образом. Водитель, имеющий помеху справа в виде другого ТС, обязан уступить ему дорогу. Тому ТС, наоборот, предоставляется преимущество в движении. Данное правило действует и при одновременном перестроении двух попутно движущихся ТС. Самое главное условие применения этой установки – равные права ТС на дальнейшее движение. В неравных условиях, когда согласно Правилам одно ТС имеет преимущество в движении перед другим, например, при наличии на перекрестке главных и второстепенных дорог, при выезде на дорогу с прилегающей территории, в ситуациях, когда одно ТС стоит, а другое движется, оно не используется. 

Основания для наложения штрафа

Важно знать! Основанием для привлечения автомобилиста к ответственности служит несоблюдение рядности движения, определенной знаком. Нарушение должен зафиксировать инспектор ГИБДД или устройство дорожного слежения.

Например, неправильным будет проезд прямо с полосы для поворота налево. Часто такие проступки водители совершают на перекрестках, когда не успевают перестроиться в крайний ряд.

Выполнение поворотов

Этот вопрос изложен в пунктах 8.5.-8.7. ПДД, требования которых, в основном, имеют отношение к многополосным дорогам, так как при наличии всего одной полосы для движения все маневры выполняются с нее. На более широкой дороге становится актуальным вопрос, с какой полосы следует двигаться в нужном направлении, чтобы не допустить столкновения с другими ТС. Пункт 8.5. Правил говорит о том, что разворот и поворот налево необходимо осуществлять из такого положения, чтобы никто на проезжей части не мог оказаться левее водителя. Подобное утверждение относится и к повороту направо. Соответственно, выполнение левого поворота и разворота производится с крайней левой полосы, правого поворота – с крайней правой. Средние полосы предназначены для движения в прямом направлении. Крайняя левая и крайняя правая полосы также могут использоваться для движения прямо. 

2.jpg

  Вышеописанный порядок движения действует по умолчанию при отсутствии иных указаний. Отступление от общего правила допускается в таких ситуациях. Прежде всего, при наличии перед перекрестком знаков 5.15.1. «Направления движения по полосам»5.15.1_Russian_road_sign.svg.png, 5.15.2. «Направления движения по полосе»5.15.2_A_Russian_road_sign.svg.png5.15.2_C_Russian_road_sign.svg.png, а также при нанесении стрел разметки 1.18прямо.jpgнаправо.jpg. Такие знаки или разметка учитывают форму конкретного перекрестка, пропускную способность дорог, интенсивность транспортных потоков. Они могут давать водителям указания, противоречащие общему правилу, например, разрешать поворот с двух или трех полос одновременно, запрещать движение в определенном направлении. Однако, при разрешенном развороте с крайней левой полосы по стрелке, направленной влево, разворот со средних полос проезжей части всегда запрещен.

3.jpg

  Общее правило выполнения поворотов не действует при въезде на перекресток с круговым движением. Так как круговое движение всегда направлено против часовой стрелки, то все въезжающие на круг ТС совершают правый поворот. При его выполнении только с крайней правой полосы остальные полосы, расположенные левее, все время будут свободными, но перед перекрестком образуется затор. Поскольку все транспортные средства поворачивают в одну сторону, одновременный въезд на круг с нескольких попутных полос не становится причиной для ДТП. 

Однако, понятия въезда на круговой перекресток и выезда с него различны. Выезжая водители должны соблюдать общее правило, а именно поворачивать направо только с крайней правой полосы. 

4.jpg

Особо стоит обратить внимание на положение ТС после выполнения поворота. В пункте 8.6. Правил говорится о том, что водители должны поворачивать таким образом, чтобы по окончании маневра не оказаться на встречной полосе.

5.jpg

При этом на пересечении проезжих частей допустимо двигаться по любой траектории. Но попадая на участок дороги, примыкающей к пересечению, ТС должно придерживаться правой стороны проезжей части. В противном случае опасность ДТП значительно возрастает, может произойти столкновение с теми, кто едет по поперечной дороге по направлению к перекрестку. Пункт 8.6. также дополнительно сообщает, что поворот направо, начатый по общему правилу с крайней правой полосы, должен завершаться на крайней правой полосе. В ситуации, когда поворот разрешен с нескольких полос, то из второго ряда следует поворачивать во второй ряд, из третьего – в третий. Считаются полосы от правого края проезжей части. Таким образом, крайняя правая полоса – первая, расположенная слева от нее – вторая и т.д.

При совершении поворота налево ТС может быть расположено на любой полосе с водительской стороны проезжей части. Что касается разворота, то его траектория зависит от габаритов транспортного средства, радиуса поворота, а также от ширины разделительной полосы на дорогах с двумя проезжими частями.

Очевидно, что ПДД очень подробно описывают процедуру выполнения поворотов. Однако зачастую в реальной дорожной обстановке бывает сложно и даже невозможно выполнить все предъявляемые Правилами требования. Причиной этому может стать препятствие на пути или припаркованные автомобили на узких улицах. В таких случаях пункт 8.7. позволяет начать поворот не с той полосы. При этом должны соблюдаться следующие условия:

  • водитель не должен создавать помехи другим участникам движения;
  • должна быть обеспечена безопасность маневра;
  • ТС не должно оказаться на встречной полосе.

Пользоваться этим правилом разрешается только при наличии уважительной причины. Во всех остальных ситуациях нарушать установленные нормы выполнения поворотов запрещено даже при отсутствии очевидного вреда.

Одновременное перестроение

Зачастую по разным причинам — кто-то из-за неопытности, кто-то из лишней самоуверенности в личном опыте вождения, не воспринимает должным образом тот факт, что основная проблема при перестроении заключается в адекватной оценке происходящего на дороге.

Следует отметить, что Правилами Дорожного Движения регламентированы случаи, при которых смена полосы законодательно оправдана, это:

  • левый поворот;
  • правый поворот;
  • разворот. Осуществлять данный манёвр необходимо в процессе приближения к перекрёстку, с целью выполнения разворота из разрешённой полосы движения.

Кроме этого, в пункте 8.4 ПДД, об этом положении мы уже говорили ранее, указаны принципы одновременного перестроения.

Сейчас мы разберём несколько вариантов одновременной смены полос, которые довольно часто встречаются в повседневной жизни:

  1. Вы выезжаете в ряд, который располагается слева. Автотранспортное средство из левой полосы также пытается перестроиться. В данном случае автомобиль обязан уступить вам дорогу, здесь имеет место правило «правой руки». Тем не менее, не стоит терять бдительность, и нестись сломя голову, необходимо убедиться действительно ли вас пропускают и только тогда осуществлять манёвр.
  2. Вы перемещаетесь на полосу, которая находится с правой стороны от вас. Водитель автомобиля с правой полосы тоже осуществляет смену полосы. В данном случае, дорогу должны уступать вы.

Где принцип не работает?

В случаях, когда вы собираетесь начать движение, из крайнего правого ряда и вам нужно перестроиться в средний. Необходимо сперва, включив повортник, пропустить те автомобили, которые двигаются по своей полосе движения с нужной им скоростью и только потом, начать движение самому. Здесь вы совершаете выезд из придорожной зоны, и стоит руководствоваться правилами выезда.

Во всех случаях, когда речь идёт о придорожной зоне  и прилегающей к дороге территории, принцип «помехи справа» не работает. Выезжая из двора, с парковки, заправки и т.п., вы не являетесь полноценным участником дорожного движения, и обязаны дождаться, пока поток схлынет, либо пока вас пропустят.

Нужно ли пропускать, если у перестраивающегося заканчивается полоса?

В ситуации, когда дорога идёт на сужение, чаще всего всё понятно по разметке – тот, кто её пересекает, и обязан уступить. Кроме того, если такое сужение предваряет соответствующий дорожный знак, то именно последний показывает, с чьей стороны сужение, тот и обязан уступать.

Но как быть, если разметки нет?

Перестроение при сужении дороги в левый или правый ряд

Здесь, к сожалению, не всё так однозначно. Многие водители считают, что уступить должен жёлтый, и обосновывают помехой справа. Это единственный вариант, на который можно сослаться в данной ситуации на ПДД при отсутствии разметки и дорожных знаков. Но в судебной практике 2020 года такие спорные ситуации разбирают чаще всего в динамике – судья рассматривает, кто был чуть впереди, у кого было больше шансов предвидеть опасность и так далее.

Шпаргалка для новичков

Лично я для простоты запоминания держу в голове такую шпаргалку:

  • Я не перестраиваюсь – никому ничего не должен.
  • Если я захотел направо – уступить должен всем.
  • Если захотел налево – пропустить должны те, кто тоже планирует маневр. Но могут и не пропустить!

О чем еще нужно помнить начинающим водителям?

  • Соблюдайте скоростной режим. Держите ту скорость, с которой движутся машины в полосе, куда вы хотите попасть.
  • Не забудьте включить поворотник, а то ведь другие водители телепатическими способностями не обладают и вряд ли догадаются о ваших намерениях без подсказки.
  • Смотрите в зеркала во время перестроения постоянно, оценивая каждую секунду происходящего на дороге.
  • Перестраивайтесь только при абсолютной уверенности, что маневр безопасен.
  • Закончили дело – гуляйте смело, но не забудьте на радостях выключить поворотник.

Наказание за нарушение правил

Наказание за неправильное перестроение зависит от того, какое именно правило было нарушено:

За перестроение без включенных поворотников 500 рублей
За непредоставление преимущества движения автомобилю при перестроении 1000 рублей
За пересечение сплошной линии штраф в размере 5000 рублей или лишение прав на срок до 6 месяцев

Получается, что неправильное перестроение может сильно ударить по карману или даже оставить без прав. Поэтому так важно соблюдать предписанные правила дорожного движения.

Перестроение – это маневр, подразумевающий перемещение автомобиля в соседнюю полосу, сохраняя направление движения. А еще это одна из наиболее распространенных причин ДТП.

Причина заключается в том, что водители не до конца знают свои права и обязанности при свершении маневра. Важно понимать, что детальное изучение ПДД бережет деньги, нервы, здоровье и жизнь.

Перестроение на кольце

Ахиллесовой пятой, то есть уязвимым местом, многих водителей является также проезд кольца, включая перестроение на нём. Особенно это характерно для тех ситуаций, когда нет светофора. Тогда опытные специалисты рекомендуют заранее настроиться на новый вариант, мысленно сказав самому себе: «Внимание, перестраиваюсь на кольцо!» и быстро смоделировав свои действия. Как определяют ПДД, круг — это главная дорога, со всеми вытекающими из этого последствиями. Это значит, что любая из остальных дорог считается второстепенной.

Кольцевое движение на дороге

При нахождении на кольце очень важно чётко соблюдать свой ряд проезда, так как неправильно занятая полоса создаст не просто массу помех, дискомфорта для остальных участников движения, но и заведомо аварийную обстановку, которая вполне может закончиться ДТП с тяжелыми последствиями.

Многократное перестроение

Суть заключается в том, что авто находится в крайней левой полосе многорядной дороги, и ему нужно поворачивать вправо.

Если дорога свободная, ничего страшного. Водитель просто включает поворот, и начинает резать все полосы. По правилам это не запрещено.

Но встретить свободные многополосные дороги довольно сложно. Потому перемещаться на правую полосу придется постепенно. Правильное перестроение требует, чтобы всегда учитывалась помеха справа, как и на перекрестке. Особенно, если это нерегулируемый перекресток. Перестраиваться лучше поэтапно. То есть, повернуть в соседнюю полосу, убедившись в безопасности, затем проехать немного вперед, и снова маневрировать влево или вправо. Все зависит от того, где конечная точка для поворота или остановки.

перестроиться авто

Когда чаще всего возникают ДТП при перестроении?

На загруженных магистралях такой маневр как перестроение, является довольно опасным. Поскольку может повлечь за собой возникновение неприятных дорожных происшествий.

Перестроение по полосам

Стоит отметить основные моменты, при которых стать участником аварии достаточно просто:

  1. При начале перестроения такой же маневр стал выполнять и водитель другого транспортного средства. Если вами были соблюдены все правила. То это может оказаться из-за его невнимательности.
  2. Никогда не стоит переоценивать других участников дорожного движения. Поскольку, некоторые из них, попросту могут не знать правил, а это, в свою очередь, повлечет за собой, непредвиденные последствия. Лучше потерять несколько минут и переждать, нежели потом, потерять гораздо больше времени на выяснение обстоятельств аварии.
  3. Внимание за рулем нельзя фокусировать лишь только в одном направлении. Если смотреть по зеркалам, одним глазом нужно контролировать ситуации впереди автомобиля, поскольку, впереди идущие машины могут резко затормозить. А чтобы среагировать, необходимо время. Для этого, всегда требуется соблюдать безопасную дистанцию.
  4. Всегда стоит помнить о таких участниках движения, как скутера. Они представляют наибольшую опасность на дорогах, так как, менее заметны при перестроении, и развивают достаточно высокие скорости.

Соблюдая все правила ПДД и не прибегая к излишней спешке на дорогах, избежать возникновения аварий будет проще. Но, в любом случае, даже при попадании в ДТП, правда, будет на стороне водителя, который двигался без нарушений. И тогда весь материальный ущерб будет ложиться на плечи виновника происшествия.

Какое предусмотрено наказание за нарушение правил

Самым частым нарушением ПДД при перестроении является невключенный поворотник. За это водителю могут вынести предупреждение или оштрафовать на 500 рублей. Если автолюбитель будет часто попадаться на одном и том же нарушении, то размер штрафа возрастет.

За нарушение правил маневрирования (а к этому относится непредоставление преимущества транспортным средствам, которые его имеют) также назначается штраф в размере 500 рублей. Денежное взыскание невелико, но нарушение правил маневрирования может привести к тяжелейшим последствиям. Если у водителей возникнет недопонимание при движении на высокой скорости, то исход аварии будет плачевным.

Если водитель нарушит помимо этих правил во время перестроения какие-либо другие, то штрафы будут суммированы. Если нарушение правил перестроения повлечет за собой дорожно-транспортное происшествие, то виновником произошедшего будет нарушитель ПДД.

Знание правил дорожного движения, внимательность и вежливость на дороге — три составляющих безаварийной езды.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Видео: Как правильно перестраиваться.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • 8 (800) 700 95 53

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Ошибки при перестроении

При смене полосы движения водители чаще всего допускают следующие недочёты:

  1. Невнимательно смотрят в зеркала заднего вида и не замечает транспортное средство, которое движется сзади.
  2. Не вписываются в скорость потока, с которой движутся машины в соседнем ряду.
  3. Забывают включать, либо выключать световые сигналы поворота.

Правила дорожного движения:

8.8. При повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления.

продолжить чтение

Дорожные войны

К сожалению, на дорогах нередко встречается хамство, и дожидаться, пока освободится место можно о-о-о-очень долго.

Рисковать и пытаться подрезать нахала, перестроившись раньше и заняв свободное место, конечно, можно, но стоит ли игра свеч?

Если кому-то «позарез как надо», не мешайте! Пусть человек радуется жизни и считает себя самым умным и везучим. Амбиции на дороге – последнее дело, ведь именно они нередко приводят к трагическим последствиям.

Что ж, друзья, по данной теме у меня всё. Расскажите в комментариях о своем опыте перестроения? Совершали ли вы ошибки или возникали ли спорные ситуации?

Разберем, кто прав, а кто виноват, вместе. Буду признателен, если поделитесь статьей в социальных сетях. До новых встреч! И удачи на дорогах!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...