Контрольно тренировочный цикл аккумулятора

Содержание

Что такое КТЦ?

Автомобильный свинцово-кислотный аккумулятор для автомобиля не вечен, срок его использования составляет примерно от 5 до 7 лет, как указывает производитель. Но в реальности на подобный срок не приходится рассчитывать, ведь режимы работы далеки от идеальных.

Низкие температуры и короткие поездки в городском режиме езды не  лучшим образом сказываются на работоспособности АКБ, а если владелец халатно относится к эксплуатации аккумулятора, то онизживает себя гораздо раньше. Но порой случается так, что батарея даже при правильном обслуживании выходит из строя.

Чтобы уберечь себя от лишних денежных трат на новый аккумулятор, достаточно дважды в год проводить простой процесс — тренировку автомобильного АКБ.

Контрольно-тренировочный цикл АКБ (КТЦ) — это технологическая процедура, проводимая для восстановления аккумуляторов, полностью разряженных или находящихся в долгой эксплуатации. Благодаря этому циклу возможно не только выявить срок работы батареи и возможность для дальнейшего использования, но и повысить характеристики уставшего АКБ, и частично восстановить его.  Провести КТЦ можно собственными силами.

Для тренировки аккумулятора понадобится приготовить инструмент:

  1. Устройство для заряда;
  2. Ареометр для определения плотности электролита;
  3. Понадобится нагрузка конкретной величины;
  4. Мультиметр для измерения силы тока и напряжения.

Приступаем к контрольно-тренировочному циклу аккумулятора

1. Очищаем батарею от грязи, пыли и окислов на клеммах.

2. Подключаем аккумулятор к зарядному устройству, строго соблюдая полярность.

3. Открываем крышки каждой батареи и доливаем дистиллированную воду до нормы.

4. Через несколько часов увидим, что зарядка идёт — в каждой банке протекает реакция с выделением водорода, а сама батарея слегка нагрелась.

Важно! Если нет реакции в одной из банок, выключаем всё и идём в магазин за новым аккумулятором!

5. Если всё нормально, продолжаем процесс. Когда батарея достигнет своего максимального заряда, а он может и не дотягивать до эталонных величин, приступаем к разряду!!!

6. Разряжать батарею легко: подключаем любую лампочку напрямую к аккумулятору и ждём, пока она не перестанет гореть совсем.

7. Теперь доливаем дистиллированную воду в банки и ОПЯТЬ подключаем к зарядному устройству батарею. Ток заряда — не более 0,5 А.

8. И так выполняем несколько вышеперечисленных циклов.

9. Вам повезло: батарея ожила? Проверяем уровень электролита, его плотность, напряжение на выводах. Если всё в норме, даём прибору остыть и несём в авто. Всё получилось!

В принципе, сохранить батарею в рабочем состоянии до наступления холодов несложно. Для этого нужно соблюдать несколько простых правил.

1. Не оставлять включёнными потребители энергии, когда покидаете машину. Правда, в современных машинах и так почти всё выключается поворотом ключа в замке зажигания, но есть и не особо новые машины у наших автомобилистов.

2. Если ваш путь до работы короткий, генератор не восполнит потери энергии. Выход — подзаряжать батарею принудительно. Это может быть длительная езда на дальние расстояния или применение зарядного устройства.

3. Любители электротюнинга — в группе аккумуляторного риска. Поставив колонки, сабвуфер и прочее, вы рискуете на завести машину даже летом.

4. Регулярно проверяем напряжение на выходе генератора. Именно из-за такой недостаточности может происходить недозаряд батареи.

5. Проверяем натяжение ремня генератора. При необходимости регулируем его положение.

И последнее. Содержим батарею в чистоте: именно из-за грязи происходит саморазряд. Величина его мизерна, но можно столкнуться с этой проблемой по возвращении, например, из отпуска.

Для профилактики батареи водитель должен купить всего две вещи:

  • самый простой вольтметр (стоимость — от 300 руб.);
  • нагрузочную вилку (стоимость от 700 руб.).

Ссылка по теме:  Зарядное устройство для аккумулятора автомобиля – какое лучше выбрать

Причины, сокращающие жизнь аккумулятора автомобиля

Все прекрасно понимают, что для долгой и нормальной работы какого-либо устройства за ним требуется регулярный уход. Это относится не только к аккумуляторным батареям, но и к любой другой технике. Производители современных аккумуляторов часто заявляют о том, что их модели не требуют обслуживания в течение всего срока жизни АКБ. Их так и называют ─ необслуживаемые.

Но для того чтобы не менять аккумулятор каждые два года, все равно нужно следить за ним и обслуживать по мере необходимости. Также важно знать причины, уменьшающие срок службы аккумулятора, и не допускать их при эксплуатации.

Срок службы аккумулятора автомобиля сильно зависит от регулярности его обслуживания. Ниже будут приведены операции, которые желательно проводить на регулярной основе.

Продолжить чтение

  • 10000

    Путеводитель по теме "Аккумуляторы"Раздел “Оборудование – Аккумуляторы” Раздел “Основы – Аккумулирование энергии” Раздел “Библиотека – про аккумуляторы” См. также полную карту нашего сайта со списком всех статей. Купить Аккумуляторы в нашем Интернет-магазине
  • 10000

    Руководство покупателя АКБ для систем электроснабженияАккумуляторы для систем электроснабжения. Руководство покупателя В интернете есть много разрозненной информации по разным типам аккумуляторов, их возможностям, характеристикам, областям применения, достоинствам и недостаткам. При этом во многих случаях информация эта однобокая – связано это бывает или с недостаточными знаниями…
  • 10000

    Сравнение аккумуляторовСравнение аккумуляторов различных производителей При проектировании системы автономного или резервного электроснабжения всегда стоит вопрос – какие аккумуляторы лучше выбрать? На рынке представлены множество брендов, типов, и моделей аккумуляторных батарей, и разобраться в них очень непросто. Часто наши клиенты задают вопрос…
  • 56

    Какая емкость АБ Вам нужна?Какая емкость аккумуляторной батареи нужна в  системе электроснабжения? При расчете системы автономного или резервного электроснабжения очень важно правильно выбрать емкость аккумуляторной батареи. Специалисты компании “Ваш Солнечный Дом” помогут Вам правильно рассчитать необходимую емкость АБ для вашей энергосистемы. Для предварительного расчета…

Почему падает заряд

У всех АКБ есть определённая ёмкость, прописанная в Ач. На легковых авто чаще всего встречаются батареи на 60-80 Ач. То есть при 60 Ач устройство может в течение 60 часов выдавать ток, сила которого составит 1 Ампер. Но это в теории.

На практике всё иначе. Как только происходит запуск мотора, заряд сильно падает. Но он компенсируется за счёт работы генератора. Не все водители ездят много и часто, а потому генератор попросту не успевает восполнить весь заряд. Доказано, что в большинстве случаев авто эксплуатируются с постоянным недозарядом.

Ёмкость может уменьшаться под воздействием разных факторов:

  • плохое крепление, механические повреждения;
  • проблемы в электрооборудовании;
  • нарушение целостности электропроводки;
  • процессы сульфатации;
  • езда по городу короткими поездками;
  • низкая температура окружающей среды и пр.

Поскольку большинство водителей ездят именно в таких условиях, периодически проверять состояние и заряд АКБ нужно обязательно.

В каких случаях новый АКБ необходимо заряжать?

Наши автовладельцы иногда понятия не имеют о том, что новые батареи для авто иногда надо подзаряжать. Разумеется, обычно виной тому некомпетентные продавцы, которые уверяют покупателей, что продаваемые ими устройства изначально готовы к полноценной эксплуатации. При изготовлении девайсы заряжаются на предприятиях, однако перед тем, как батарея попадет в руки покупателю, она может простоять не один месяц в магазине или на складе. За это время приборы саморазряжаются, в результате чего они теряет часть емкости и, разумеется, они будут нуждаться в зарядке.

Чем дольше аккумуляторные приборы лежат без дела, тем оперативнее они разряжаются. Приобретая АКБ для авто необходимо проверить маркировку и дату производства — в том случае, если с момента изготовления прошло больше полугода, то устройство надо зарядить перед эксплуатацией. Да и в принципе, специалисты не рекомендуют покупать батареи, выпущенные более шести месяцев назад. И хотя срок хранения у большинства АКБ составляет 12 месяцев, фактическое использование девайса начинается с того момента, когда в него заливается электролит. А это, в свою очередь, происходит на производстве.


Таблица соответствия плотности девайса

Чтобы приблизительно оценить, какой заряд имеет батарея для авто, вам потребуется тестер — вольтметр либо мультиметр. Для диагностики приложите черный щуп тестера к выводу «-», а красный — к выводу «+». Если продавец уверяет, что приобретаемый вами прибор полностью заряженный, то параметр напряжения должен составлять от 12.6 до 12.9 вольт. Ели же полученные значения ниже, то перед эксплуатацией необходимо произвести подзарядку. В том случае, если напряжение автомобильной батареи составляет около 11 вольт, то устройство нуждается в полноценной зарядке.

На что обращать внимание при покупке новой батареи?

Что нужно учитывать, покупая новую АКБ:

  1. О зарядке мы уже рассказали — покупая устройство, необходимо проверить его заряд.
  2. То же самое касается даты. Если вы заметили, что после производства батареи прошло больше полугода, то лучше не покупайте ее.
  3. Не лишним будет при покупке произвести замер уровня, а также плотности жидкости — для этого вам потребуется ареометр.
  4. Также ознакомьтесь с основными показателями — его емкостью, пусковым током, классом.
  5. Размеры устройства, а также его расположение клемм. Среди наших соотечественников бытует ошибочное мнение о том, что все батареи одинаковы по конструктивным особенностям, это не верно. Размеры устройств могут отличаться в зависимости от предназначения и возможности эксплуатации в определенных моделях авто. Особенно внимательно при покупке необходимо удостовериться в том, что клеммы покупаемого прибора расположены также, как в вашем АКБ, а не наоборот. Если расположение клемм будет другое, это вызовет трудности при подключении и эксплуатации.
  6. Также перед покупкой следует удалить защитную пленку и удостовериться в том, что на корпусе нет трещины и других видов повреждений. В том случае, если вы заметили какие-либо дефекты, рекомендуем отказаться от покупки устройства (автор видео — Сергей Ротанов (RSV)).

Определяем причину разряда

Нам нужно определить, куда уходит заряд: «отъедают» ли его фоновые процессы и службы или же разрядка вызвана уменьшением ёмкости батареи вследствие износа. Это довольно просто сделать через встроенную функцию статистики использования аккумулятора. Начиная с iOS 7.0, у нас есть не только скупые цифры использования и ожидания (хотя, достаточно и их), а даже детальная статистика по приложениям.

Суть заключается в том, что в режиме ожидания iPhone и iPad не должны разряжаться, а значит время ожидания из меню статистики должно быть значительно больше, чем время использования (при том что устройство находится в состоянии покоя).

Если у вас время ожидания равно или почти равно времени использования — значит имеет место фоновая активность приложений или сервисов, которая и является причиной разряда. Стоит проверить приложения из списка и их доступ к обновлению контента, геолокации и прочему. А вот ещё несколько полезных советов для вас.

Если же всё в порядке, а батарея всё равно держит очень мало даже при щадящем использовании — переходим к следующему пункту.

Зачем тренировать аккумулятор

Аккумулятор нужно регулярно диагностировать: проверять его внешнее состояние, напряжение, которое он выдаёт, уровень электролита в нём. Обычно такую проверку совмещают с проведением сезонного техосмотра. Если аккумулятор плохо заряжается и быстро садится — это первый признак того, что пора провести контрольно-тренировочный цикл. В домашних условиях КТЦ аккумулятора можно провести в любом помещении, где есть вытяжка. Контрольно-тренировочный цикл кислотных аккумуляторов можно делать и в гараже, но обязательно на снятой и отключённой от всех потребителей батарее.

Проведение КТЦ аккумуляторных батарей можно поручить и специалистам. Однако эта процедура совсем несложна, и вполне по силам сделать её самостоятельно. Для этого потребуются:

  • зарядное устройство;
  • два провода;
  • вольтметр;
  • реостат или лампочка подходящей мощности;
  • часы, чтобы засечь время.

Нужно помнить, что при зарядке батарей выделяется водород, поэтому помещение, в котором проводятся работы с АКБ, должно быть хорошо проветриваемым.

Стоит воздержаться от курения и пользования открытым огнём. Аккумуляторный электролит — сильная кислота, и при работе с ним нужно предпринимать все необходимые меры для защиты кожи, глаз и органов дыхания.

Методы тренировки и восстановления аккумуляторов

Существуют несколько основных проверенных методик тренировки и восстановления аккумуляторных батарей:

  • восстановление АКБ методом длительного заряда малыми токами
  • восстановление АКБ методом глубоких разрядов малыми токами
  • восстановление АКБ методом заряда циклическими токами
  • восстановление АКБ методом постоянного напряжения
  • восстановление АКБ импульсными токами

Раскачка аккумулятора

Этот пункт стоит рассматривать только в том случае, если вы пользуетесь старым телефоном или планшетом.

Данный способ устранения проблемы быстрого разряда батареи подойдёт никель-металл-гидридному (NiMH) аккумулятору, который, как правило, может быть установлен на старых моделях телефонов и планшетов. На современных устройствах ставят литий-ионные (Li-Ion) аккумуляторы, которые не требуют раскачки.

Чтобы узнать, по какой технологии сделана ваша батарея, нужно определить модель устройства или изучить информацию, написанную на самой батарее.

Раскачка — это повторение цикла полного разряда и последующего полного заряда телефона несколько раз подряд. Учтите, что пользоваться этой технологией стоит только на никелиновых батареях, на других это не только не принесёт пользы, но и навредит.

Для того, чтобы раскачать аккумулятор:

  1. Добейтесь полного разряда батареи, выключите устройство и зарядите его полностью.
  2. Вытащите аккумулятор из устройства, подержите его в таком состоянии две минуты, а потом снова вставьте на место. Если батарея работает неправильно, то на экране появится уведомление, что телефон заряжен не полностью, например, на 95%. Не включая устройство, повторите процесс зарядки до 100%.
  3. Разрядите устройство полностью. Повторяйте эти действия до тех пор, пока батарея после того, как вы её вытащили и вставили обратно, не начнёт показывать полный заряд. Уровень заряда не должен падать и изменяться после действий с аккумулятором.

Ёмкость аккумулятора

Количество энергии, которое может быть сохранено в батарее, называется ее ёмкостью. В системе СИ ёмкость аккумуляторов измеряют в кулонах (Кл), на практике часто используется внесистемная единица — ампер-час (А⋅ч). 1 А⋅ч = 3600 Кл. Ёмкость аккумулятора указывается производителем.

В настоящее время всё чаще на аккумуляторах указывается энергетическая ёмкость – энергия, отдаваемая полностью заряженным аккумулятором при разряде до наименьшего допустимого напряжения. В системе СИ она измеряется в джоулях (Дж), на практике используется внесистемная единица – ватт-час (Вт⋅ч). 1 Вт⋅ч = 3600 Дж.

Одна АКБ емкостью 100 Ач может питать нагрузку током 1 А в течение 100 часов, или током 4 А в течение 25 часов, и т.д., хотя емкость батареи снижается при увеличении разрядного тока. На рынке продаются батареи емкостью от 1 до 2000 Ач.

Для увеличения срока службы свинцово-кислотной АКБ желательно использовать только малую часть ее емкости до повторной зарядки. Каждый процесс разряда-заряда называется зарядным циклом, причем не обязательно полностью разряжать аккумулятор. Например, если вы разрядили аккумулятор на 5 или 10% и затем снова зарядили его – это тоже считается как 1 цикл. Конечно, количество возможных циклов будет сильно отличаться при различной глубине разряда (см. ниже). Если возможно использовать более 50% энергии, запасенной в АКБ до ее заряда, без заметного ухудшения ее параметров, такая батарея называется батареей “глубокого разряда”.

Заряд-разрядные кривые.

Можно повредить батареи, если перезарядить их

. Максимальное напряжение кислотных АКБ должно быть 2,5 вольта на элемент, или 15 В для 12-ти вольтовой батареи. Многие фотоэлектрические батареи имеют мягкую нагрузочную характеристику, поэтому при увеличении напряжения ток заряда снижается значительно. Поэтому всегда необходимо использовать специальный контроллер заряда для солнечных батарей. В случае применения ветроэлектрических станций или микроГЭС, такие контроллеры также обязательны.

Коротко о строении

Аккумулятор (как мы уже не раз говорили) состоит из пакетов свинцовых пластин (это минусовые) и пакетов диоксида свинца (это плюсовые), между ними пролагается специальный диэлектрик, который не дает пластинам перемыкать. Такие «наборы» погружаются в кислотный электролит (35% серной кислоты + 65% дистиллированной воды), после чего они готовы накапливать заряд. Всего таких разделов 6 штук или как их называют банок. Каждый из разделов дает напряжение примерно в 2,1 Вольта, если перемножить на «6» — вот вам и 12,6 – 12,8Вольта.

строение АКБ

Само строение очень прочное, но слабым звеном в этой цепочке является электролит, а в частности серная кислота. Именно из-за нее и происходят частые выходы из строя аккумуляторов при глубоких разрядах.

А вот вторая составляющая, дистиллированная вода, косвенно способствует выходу из строя при перезаряде! Потому как:

  • Начинает кипеть, а соответственно температура внутри банки – повышается, что негативно влияет на пластины, они попросту могут осыпаться.
  • Имеет обыкновение испаряться, что уменьшит емкость АКБ, и негативно скажется на пластинах.

Процесс восстановления аккумулятора

Этап первый: подготовка

Первое что не обязательно, но нужно сделать это очистить поверхность батареи от любых загрязнений. Промыть с моющим средством всё поверхность.

Далее, визуально убедиться в отсутствии повреждений на корпусе, в отсутствии вздутий и выпуклостей по сторонам.

Второе, открыть все пробки банок и убедиться в наличии электролита. Если в одной из банок его нет, то нужно убедиться в отсутствии трещин на корпусе.

Затем, с помощью фонарика осмотреть пластины внутри – осыпаний быть не должно. Тут как раз за одно можно отчетливо увидеть сульфатацию – белый налет на пластинах.

Самый действенный способ восстановления аккумулятора

Если все в порядке – доливаем в каждую банку дистиллированную воду до уровня. Не лишним будет замерить плотность электролита каждого отсека.

Этап второй: классический способ восстановления

Прежде чем переходить к переполюсовке аккумулятора, необходимо протестировать обычный способ восстановления, ставший уже классическим.
Шаг первый:

заряжаем аккумулятор до полного заряда 14,4 В.

Самый действенный способ восстановления аккумулятора

Шаг второй:

галогеновой лампочкой или другой нагрузкой разряжаем батарею до 10,6 В (напряжение замеряется под этой же нагрузкой).

Самый действенный способ восстановления аккумулятора

Повторяем цикл из этих двух шагов 3 раза и заряжаем батарею на полную. Проверяем емкость нагрузочной вилкой или стартером в работе машины. Если батарея восстановилась – хорошо – продолжаем эксплуатацию. Если нет, или не достаточно, то переходим к третьему этапу.

Этап третий: переполюсовка аккумуляторной батареи

Этот метод восстановления аккумулятора самый действенный из всех существующих. И реанимирует батарею почти в 90% случаях.
Шаг первый:

вешаем на батарею нагрузку в виде галогенной лампы, и разряжаем аккумулятор в ноль. Лампа потухнет примерно через сутки (все зависит от начальной емкости аккумулятора). Оставляем батарею с подключенной лампой ещё на 2-3 суток, чтобы окончательно разрядить остатки.

Шаг второй:

зарядка аккумулятора обратным током. Подключаем зарядное устройство наоборот: плюс к минусу, а минус к плюсу. Чтобы не испортить ваш зарядник (или чтобы не сработала защита от короткого замыкания), последовательно батареи подключаем ту же галогенную лампу. И заряжаем аккумулятор в обратной полярности. После того, как напряжение поднялось до вольт 5-6, лампу из цепи можно исключить. Ток заряда желательно ставить 5 процентов от емкости батареи. То есть если емкость 60 ампер-часов, то ток заряда в обратном направлении ставим на 3 Ампера. В это время все банки с электролитом начинают активно бурлить и шипеть –это нормально, так как идет обратный процесс.

Самый действенный способ восстановления аккумулятора

Заряжаем примерно сутки, до появления напряжения 12-14 В. В итоге у вас получилась полностью заряженная батарея у которой на выходе плюса – минус, а на минусе – плюс.

Самый действенный способ восстановления аккумулятора

Шаг третий:

опять полностью разряжаем батарею галогенной лампой пару суток. Затем производим правильную зарядку плюсом к плюсу, минусом к минусу. Заряжаем на полную до 14,4 В.

На этом все действия завершены.

Как оживить аккумулятор

Зима в этом году пришла в наши края как никогда рано, а февральские метели завывают чуть не с ноября! О сложных погодных условиях автомобилистов предупреждают синоптики, но всё равно и снег, и заморозки — это всегда сюрприз. Современные автомобили — сложные технические изделия, поэтому состояние аккумулятора — важнейший параметр.

В современном автомобиле километры проводов, множество реле и масса потребителей энергии, а также автомобильный компьютер, который управляет практически всеми процессами в двигателе и трансмиссии. Именно поэтому так важно, чтобы аккумулятор был всегда исправен. Перед наступлением холодов и в процессе зимней эксплуатации неплохо было бы проверять состояние аккумуляторной батареи на регулярной основе.

Но иногда все наши старания по реанимации аккумулятора не приводят к желаемому результату. Тогда на помощь нам придёт процедура КТЦ, что в переводе на нормальный язык обозначает не что иное, как контрольно-тренировочный цикл

: чередование заряда и разряда в заданной последовательности. В принципе, современные зарядные устройства так и работают, но руками как-то надёжнее!

ВСЕ ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ЭТОЙ СТАТЬИ НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ >>>

Способы зарядки аккумуляторных батарей:

2.1 Зарядка аккумулятора при постоянном токе;

2.2 Форсированная зарядка АКБ;

2.3 Контрольно-тренировочный цикл;

2.4 Зарядка аккумулятора при постоянном напряжении;

2.5 Зарядка аккумулятора импульсным током;

2.6 Зарядка аккумулятора пульсирующим током;

2.7 Зарядка аккумулятора ассиметричным током;

2.8 Зарядка аккумулятора по Вудбриджу (правило ампер-часов).

У каждого из способов есть свои положительные и отрицательные стороны:

Виды зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов

Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора представляет собой прибор, способный конвертировать напряжение 220В в 12В и осуществлять зарядку батареи. Для рассматриваемого нами типа АКБ WET подходит любое зарядное устройство. Только необходимо обратить внимание на соответствие рабочего напряжения аккумулятора и напряжения, которое выдает зарядное устройство.

зарядник АКБ

Сами зарядные устройства для автомобильных аккумуляторов бывают зарядные, пуско-зарядные и пусковые. Все современные приборы имеют защиту от перегрева и неправильного подключения клемм.

Опрос

Примите участие в опросе!

Загрузка ...

 Загрузка …

Если статья оказалась для вас полезной, распространите ссылку на неё в социальных сетях. Это поможет развитию сайта. Исправления и дополнения к материалу, а также ваше мнение о заряде свинцово-кислотных, щелочных, литиевых аккумуляторов, оставляйте в комментариях ниже. Голосуйте в опросе и оценивайте статью.

Вернуться к содержанию

Как увеличить срок эксплуатации АКБ?

Перечисленных выше проблем можно избежать, если регулярно осматривать аккумуляторную батарею и проводить профилактические мероприятия. Как правило, это не отнимает много времени.
Итак, что нужно делать для продления жизни аккумулятора автомобиля:

  • Периодичность и процесс зарядки. Специалисты считают, что зарядка аккумулятора кардинальным образом влияет на срок службы АКБ. Аккумуляторную батарею категорически не рекомендуется держать в разряженном состоянии. Периодически нужно делать контрольно-тренировочный цикл (об этой процедуре рассказано ниже). Обязательно нужно заряжать аккумулятор после глубокого разряда (оставили фары, обогрев стекла и т. п.).

Как заряжать герметичные необслуживаемые) свинцово кислотные аккумуляторы

Первые герметичные АКБ, не позволяющие электролиту испаряться, но и не доступные для до заливки содержимого, стали массово производиться около 40 лет тому назад. Их эволюция привела к тому, что возникли так называемые гелевые батареи AGM, тоже принадлежащие к классу свинцово-кислотных, но считающиеся модернизированными, обладающими намного более универсальными характеристиками. Внутри этих приспособлений (по-прежнему герметичных) электролит представлен в загущенном виде, имеет желе видную консистенцию. Заменить его невозможно, однако он не проливается при повреждении оболочки, не испаряется, не несет угрозы окружающей среде. Кроме того, эксплуатировать такую батарею можно в любом положении и даже в условиях высоких вибраций. Глубокий разряд такие разработки также способны переносить без проблем.

Зарядка таких устройств имеет ряд особенностей:

  • восстановить уровень заряда возможно только применяя специально для этого созданные зарядные устройства, никакими универсальными или самопальными средствами зарядить гелевый герметичный аккумулятор нельзя;
  • температура электролита в ходе зарядки не должна подниматься выше 45 градусов по Цельсию, иначе это чревато выходом изделия из строя;
  • перезаряд таких АКБ крайне вреден, если ток заряда превысит 30% емкости батареи, она вспучится и, скорее всего, перестанет быть пригодной к использованию.

Как и в ситуации со стандартными свинцово-кислотными решениями, запрещено хранить батареи AGM в разряженном виде, особенно, если напряжение каждого из компонентов, входящих в ее структуру, падает до 1,8 Вольта или ниже.

Причины

Теперь пару слов о причинах. Зачастую это всевозможные утечки тока. Например, на стоящем автомобиле, они должны быть сведены к нулю, но если вы устанавливаете не штатное оборудование (сигнализации, магнитолы, другие гаджеты), они могут высасывать энергию из АКБ, даже на стоянке. Вот вам и первая причина.

Также может накрыться генератор автомобиля, то есть не будет, происходит пополнение заряда машины – вторая причина.

генератор

Третья – длительный срок стоянки, например полгода или год, рекомендуется скинуть клемму, если этого не сделать заряд может снизиться до критичной отметки. А вообще, нужно хоть раз в месяц запускать двигатель, чтобы восполнить энергию аккумулятора, да и погонять жидкости и масло по своим полостям. Это важно.

Наверное, это основные причины, конечно если вы не сидите и специально не сажаете батарею, например магнитолой или светом фар.

Как проверить, что аккумулятор разряжен

Измерительное устройство, которое может измерять только уровень заряда батареи, подходит для проверки обычного автомобильного АКБ. В идеальном случае напряжение разомкнутой цепи около 12,8 В измеряется мультиметром. Если напряжение падает ниже 12,4 В, аккумулятор следует перезарядить как можно скорее. Постоянный низкий заряд повреждает батарею из-за сульфатирования.

Поскольку основная нагрузка на обычную стартерную батарею обусловлена процессом запуска, и после зарядки генератором больше нет разряда, ток холодного запуска в этом случае имеет решающее значение. Из-за старения и износа емкость аккумулятора для доставки высоких токов постепенно уменьшается. Кроме того, чем ниже заряд (определяется путем измерения напряжения разомкнутой цепи), тем ниже возможный ток, который может подаваться в процессе запуска.

Как проверить, что аккумулятор разряжен
Проверка напряжения в АКБ мультиметром

Дополнительные советы

Раскачивать новый аккумулятор не нужно. И не важно, что за телефон в кармане – Samsung, iPhone, Xiaomi или какой-то другой. Есть негласное правило – покупайте нормальные телефоны и наслаждайтесь жизнью. При этом в дешёвых телефонах от малоизвестных брендов могут попасться глючные контроллеры и батареи, что становится причиной следующих проблем:

  • Почти мгновенное опустошение аккумулятора при достижении 15-20% заряда;
  • Отсутствие возможности зарядить АКБ на 100% – заряд останавливается в районе 90-99%;
  • Досрочное отключение телефона при достижении 15-20% заряда.

Хороший телефон (не обязательно дорогой) от этого избавлен.

Мы дали максимум информации по вопросам раскачки батарей и выяснили, что она не нужна. Теперь дадим обещанные полезные советы:

  • Не разряжайте аккумулятор до 0%, прежде чем поставить его на зарядку. Циклический режим, в отличие от буферного, предполагает ограниченное количество циклов полного заряда/разряда. Если начинать заряжать телефон при 20-25% заряда, батарея прослужит гораздо дольше. Неплохо было бы ограничить и верхнюю планку на уровне 85-90%, но это трудно – придётся постоянно контролировать степень заряда (чаще всего мы заряжаем смартфоны ночью, во время сна);
  • Не кидайте смартфон на ярко освещённый солнцем подоконник или под лобовое стекло автомобиля – высокая температура вредна для литий-ионных и литий-полимерных батарей, она приводит к быстрой и необратимой потере ёмкости. У тех, кто часто использует телефон в качестве навигатора, батарея выходит из строя в разы быстрее;
  • Не допускайте переохлаждения телефона – в условиях холода он может потерять до трети заряда, из-за чего не «доживёт» до конца дня. В зимнее время года рекомендуется носить смартфон как можно ближе к телу или в центральном кармашке повседневной сумки (можно дополнительно облачить его в кожаный чехол из натуральной кожи);
  • Не используйте приложения для контроля заряда батареи и продления её срока службы – во многих случаях они только вредят и затормаживают работу смартфонов;
  • Не допускайте длительного хранения смартфона в разряженном состоянии – батарея может разрядиться настолько сильно, что её восстановление в стандартных условиях станет невозможным (только извлечение с зарядкой через внешнее зарядное устройство).

Также не рекомендуется пользоваться быстрой зарядкой – она уменьшает ресурс аккумулятора. Используйте её только в крайних случаях. Что касается раскачки, то к ней можно прибегнуть только один раз, сразу же после покупки смартфона – и то лишь на всякий случай.

5 / 5 ( 1 голос )

Автор

Вячеслав

Несколько лет работал в салонах сотовой связи двух крупных операторов. Хорошо разбираюсь в тарифах и вижу все подводные камни. Люблю гаджеты, особенно на Android.

Re: Контрольно-тренировочный цикл (КТЦ) АКБ

ALEXx3, Алексей.АКБ было свинцово-сурьмяное,да и в ноль-относительное понятие-вольт 6 оставалось.

  • Видео по восстановлению аккумулятора

    Я рекомендую вам посмотреть видео, где восстанавливается полностью «мертвый» аккумулятор, которому около 10 лет.

    Вначале идет «раскачка» со сменой полярности питания, а почти в самом конце уже дан полный цикл переполюсовки.

    Последствия

    Как я уже писал сверху, несколько раз глубоко разрядили и все! АКБ можно выкидывать! Плюсовые пластины полностью покроются солями, плотность электролита упадет, и не будет расти. Даже если вы замените электролит на новый нужной плотности, он не смоет образованные соли.

    Как заверяют многие производители батарей, максимальное пороговое значение равняется 15 – 20 циклам. Но по опыту знаю, что уже после 10 циклов, зимой такая батарея не справляется со своими обязанностями, для лета еще сгодится.

    Мораль басни такова – не допускайте таких глубочайших параметров разряда. Это реально убивает ваш АКБ, с каждым разом отнимаете около 3% от емкости.

    Последовательность процедуры КТЦ

    Многие занимаются проведением КТЦ старых аккумуляторов в домашних условиях и успешно выполняют поставленные задачи.

    Чтобы выполнить такую процедуру, потребуется подготовить:

    • зарядное устройство;
    • ареометр;
    • нагрузку нужной величины;
    • мультиметр.

    Самостоятельная зарядка собственного автомобильного аккумулятора методом КТЦ довольно часто даёт положительный результат. Но для этого важно чётко соблюдать инструкции и придерживаться заданной последовательности.

    Чтобы выполнить тренировочный цикл, то есть заряд-разряд изношенных аккумуляторов, следует обучиться работе с мультиметром.

    Сама процедура включает в себя 3 этапа:

    • предварительная зарядка;
    • контрольный разряд;
    • заряд.

    Тут важно выполнить грамотно каждый этап. Если при обычном обслуживании требуется лишь разряжать батарею, то при КТЦ аккумулятора необходимо знать, до какого напряжения это делать и когда приступать к обратному действию.

    Проводятся предварительные расчёты для конкретной АКБ, чтобы определить точную нагрузку.

    Зарядка АКБ машины

    Предварительный этап

    Если вникнуть в суть и изучить все детали, то схема проведения КТЦ автомобильного аккумулятора не покажется такой уж сложной. Поэтому многие успешно делают это своими руками.

    При наличии заводского зарядного устройства хорошего качества никаких проблем не возникнет. Достаточно соединить АКБ с зарядным устройством и дождаться завершения процесса.

    То, до какого напряжения потребуется проводить КТЦ, зависит от конкретного аккумулятора и условий выполнения цикла. Поэтому изучите его технические характеристики.

    Заряд проводится по плотности находящегося внутри электролита и по напряжению. Выполняя предварительный заряд АКБ, ориентируйтесь на следующие значения:

    • Напряжение 12,72 В соответствует плотности 1,28 и говорит о 100% заряде.
    • Напряжение 12,5 В говорит, что плотность 1,24, а заряд 75%.
    • При 12,35 В плотность будет 1,2. При этом АКБ заряжена на 50%.
    • Если 12,1 В, то плотность низкая, всего 1,16, а заряд лишь 25%.

    Эти параметры, как и применение специальных формул, будут актуальными при использовании упрощённой версии зарядного устройства. Важно рассчитать точное время.

    К примеру, замер плотности аэрометром показал 1,16 г/см3. То есть заряд тут 25%, а его потеря соответственно 75%. Сама батарея имеет ёмкость 60 Ач.

    Для расчёта потери ёмкость следует 60 Ач умножить на 75% и поделить на 100%. Получаем 45 Ач.

    Напряжение зарядного тока должно всегда составлять не более 10% от ёмкости АКБ.

    Если у вас 60 Ач, то зарядный ток составит 6 А.

    В итоге легко рассчитать время, необходимое для заряда. Для этого есть формула: 2 умножить на потерю ёмкости и разделить на зарядный ток.

    В рассматриваемом случае это 2*45/6. Итого 15 часов для заряда.

    Но расчёт примерный, поскольку всё равно требуется постоянно следить за параметрами плотности и напряжения. Как только они достигнут 1,27 г/см3 и 12,7 В соответственно, заряд будет завершён.

    Как провести предварительный заряд АКБ, уже разобрались.

    Разряд

    Далее о том, как правильно и самостоятельно провести КТЦ для своего аккумулятора. Нужно переходить на второй этап. Теперь правильно разряжаем АКБ.

    Как ни странно, но для восстановления работоспособности батареи после её заряда нужно снова полностью посадить. Только процесс разряда должен строго контролироваться.

    При разряде АКБ, будь он типа АГМ, популярный гелевый, кальциевый или классический свинцово-кислотный, требуется создать электроцепь, в которой будет подключен потребитель тока, вольтметр и амперметр.

    Разрядка батареи выполняется током 10-часового режима. Его величина составляет в пределах от 9 до 10 от ёмкости АКБ.

    Здесь стоит заглянуть в руководство по эксплуатации либо ориентироваться по специальным таблицам. Приведём несколько примеров:

    • для АКБ с 6 банками на 50 Ач разрядный ток будет 4,5 А;
    • при 6 банках, но 60 Ач, это 5,4 А;
    • если банок 12, а ёмкость 70, тогда используется 7 А;
    • при 90 Ач нужен ток разряда 8,1 А.

    Разряд АКБ с помощью лампы

    Разряд выполняется соответствующей и правильно подобранной нагрузкой. Для стандартных автомобильных АКБ, ёмкость которых составляет 60 Ач, достаточно взять лампочку на 65 Вт. Рассчитать нагрузку можно по формуле, умножив разрядный ток на напряжение, составляющее 12 В.

    Имея все необходимые инструменты для КТЦ АКБ, можно приступать к разряду. Параллельно важно обеспечить такие условия:

    • температура электролита при старте разряда в диапазоне от 18 до 27 градусов;
    • проверка температуры и напряжения проводится перед началом процесса, а затем повторяется с интервалом 2 часа;
    • при падении напряжения до 1,85 В проверка делается каждые 15 мин.;
    • при снижении напряжения до 1,75 В параметры контролируются постоянно;
    • на значении 1,7 В разряд прекращается, нагрузка отключается.

    Ни в коем случае не оставляйте АКБ разряженной. Нужно сразу же приступать к повторному заряду.

    Иначе реанимировать батарею уже вряд ли получится.

    КАК ПРАВИЛЬНО ОБСЛУЖИВАТЬ АККУМУЛЯТОР

    1. Визуальный осмотр. Проверяем крепление батареи в месте её установки под капотом. Не должно быть отвалившихся болтов и гаек — исключительно жёсткое крепление в отведённых местах, иначе вибрация сведёт на нет все ваши усилия по профилактике электрооборудования.

    2. Клеммы должны быть чистыми и без следов окисления. Старая байка о смазывании литолом — чушь: он агрессивен.

    3. Выводы батареи смазывать только нейтральной смазкой. Технические вазелины широко представлены в торговых сетях и на заправках.

    4. Сами клеммы должны быть затянуты, чтобы не было потери тока.

    5. Поверхность батареи должна быть сухой и чистой. Если есть потёки электролита — выясняем причину. Если нарушена целостность самой батареи — меняем её.

    6. Проверяем плотность электролита. Это делается ареометром.

    В полностью заряженном аккумуляторе этот показатель — 1,27 г/см 3 . Если меньше — заряжаем.

    7. Заряжать батарею нужно малым током, не более 1 А. Все автоматические зарядные устройства именно такой ток и дают. Нужно учесть, что ток импульсный, поэтому не пугайтесь, если зарядка вдруг перестала работать.

    8. Если после длительной зарядки батарея не достигла нужных нам параметров (напряжение — не менее 13,2 В без нагрузки, плотность электролита — 1,27 г/см 3 ), принимаем экстренные меры.

    9. В принципе, можно доливать электролит нормальной плотности в батарею, но этот способ требует знаний и навыков.

    10. Тут потребуется проветриваемое помещение и желательно вытяжка. Сам автомобилист должен надеть резиновые фартук и перчатки, очки. Также нужна проточная вода.

    11. Все эти усилия могут увенчаться успехом — плотность в норме, напряжение батареи без нагрузки — не менее 13,2 В. Доливаем в каждую банку дистиллированную воду до меток — ив путь.

    Настройка устройства

    Для налаживания прибора понадобятся регулируемый источник постоянного тока с максимальным напряжением 15 В и током нагрузки не менее 0,2 А, контрольный вольтметр или сигнальная лампа на напряжение 27 В.

    Перед налаживанием движки подстроечных резисторов устанавливают в положение максимального сопротивления, контрольный вольтметр или сигнальную лампу подключают между коллектором VT8 и общим проводом (зажим Х2), а источник питания подключают (с соблюдением полярности) к выходным зажимам прибора. Переключатель SA4 устанавливают в положение «1Ц», выключатель SA3 — в положение «КОНТРОЛЬ». Выходное напряжение источника постоянного тока должно быть 14.8 — 15В.

    После включения прибора в сеть на контрольном вольтметре должно быть напряжение около 26 В. Плавно перемещая движок подстроечного резистора R16, добиться, чтобы контрольное напряжение упало скачком до нуля.

    Устанавливают на источнике напряжение 12,8 — 13В и плавно перемещают движок резистора R12 до появления на контрольном вольтметре скачком напряжения 26 В. Нажимают кнопку SB1 — контролируемое напряжение вновь должно упасть до нуля. Установив на источнике напряжение 10,5-10,8В, перемещают движок резистора R21 до появления на контрольном вольтметре напряжения 26В.

    После этого следует проверить и при необходимости подобрать точнее уровни срабатывания автомата при изменении напряжения источника питания.

    Установка верхнего порога 15 В не вызывает выкипания электролита после полной зарядки батареи, потому что батарея в этом случае включается автоматом на зарядку на 8 — 10 минут и отключается примерно на 2 часа. Наблюдения показали, что при работе в таком режиме даже в течение нескольких месяцев уровень электролита в банках аккумуляторов не понижается.

    Заряжаем смартфон правильно – видео

    Новые материалы по этой тематике:

    Старые материалы по этой тематике:

    Зачем это нужно

    Споры о необходимости раскачки батарей современных гаджетов до сих пор не утихают. Дело в том, что обязательной процедура считалась в эпоху никелевых аккумуляторов, для которых это однозначно работало. Так называемый эффект памяти сильно снижал возможности зарядки от цикла к циклу, а раскачка нивелировала этот процесс. С литиевыми батареями ситуация изменилась. Данному эффекту они не подвержены, но в пользовательской и даже части экспертной среды до сих пор обсуждается вопрос, как раскачать батарею на Android до максимума.

    В отличие от других экспертов, специалисты из Google не считают такую процедуру обязательной. Более того, исследования в этой области показывают, что именно полный разряд быстрее убивает аккумулятор. Если постоянно дожидаться отключения смартфона, число циклов снижается катастрофическими темпами.

    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

    Для каких автомобилей подходит АКБ 70 а/ч

    Учитывая большую емкость аккумуляторов 70 а/ч, понятно, что агрегаты достаточно мощные. Выдаваемый 12 вольтовый заряд позволяет использовать подобные модели для мощных автомобилей. Для отечественных «жигулей» он явно будет «лишним». Однако для мощных автомобилей – в самый раз. При этом для грузовых машин такая модель будет явно слабовата.

    Чаще всего им оснащают автомобили с бензиновым мотором до 3 литров или дизельным двигателем до 2,5 литров с большим количеством электроники. Если батарея выполнена по технологии AGM или EFB, то можно использовать в авто с системой старт-стоп.

    Re: Контрольно-тренировочный цикл (КТЦ) АКБ

    Кислоте, ещё в эбонитовом корпусе (благо, там перемычки доступны)

  • Преобразователь напряжения

    Некоторые автовладельцы выбирают по типу преобразователя напряжения. Дело в том, что входное напряжение в электроприбор – 220В, на выходе – 6, 12 или 24В. В некоторых устройствах преобразователь – трансформатор, в некоторых – электронное. Понять довольно легко – если зарядное устройство довольно легкое, значит у него электронный преобразователь. Они отличаются компактными габаритами и невысокой ценой.

    Если оно тяжёлое по весу и габаритам – значит в нём установлен трансформатор.

    Как правило, трансформаторы устанавливают в устройства, которые дают на выходе большой ток. К недостаткам можно отнести невысокий КПД. Эти особенности привели к снижению спроса на них, как только появились импульсные.

    Время трансформаторных ЗУ прошло. Некоторые производители их еще выпускают, но их доля на рынке существенно сокращается.

    Типы аккумуляторных батарей

    Для автомобильных аккумуляторов используются источники тока, основанные на применении различных технологий. Если ранее были востребованны щелочные элементы, то современный рынок представлен кислотными аккумуляторами. Такая технология позволяет в качестве электролита использовать кислоту, помещённую между свинцовых пластин. Особенности этого исполнения предполагают обслуживание акб, которое заключается в доливе дистиллированной воды.

    Не менее популярны и гелевые батареи, использование которых не требует обслуживания. Такая технология имеет большую стоимость, а процесс зарядки не отличается от других акб. Существуют и литий-ионные батареи, но такие устройства не всегда имеют пусковой ток достаточной мощности, что ограничивает их применение.

  • Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Загрузка ...