Двигатель Таврия: характеристики, тюнинг, ремонт

Основные технические характеристики двигателя Таврия. Принципы обслуживания и ремонта силового агрегата. Процесс проведения тюнинга мотора ЗАЗ 1102.

Содержание

Технические характеристики

Двигатель Таврия разрабатывался на базе Форд Фиеста. Впоследствии, получился силовой агрегат, который имел, такие же конструктивные особенности. Но, с развитием автомобильного строения Украины, и двигатели тоже развивались, и в разные времена на Таврия устанавливались разные двигатели внутреннего сгорания. Так, можно встретить следующие силовые агрегаты: МеМЗ-245, МеМЗ-2457, МеМЗ-307, FIAT-903, ВАЗ-2108.

Технические характеристики всех моделей моторов Таврия достаточно типичные. Так, все автомобили комплектовались рядными, поперечно размещенными силовыми агрегатами не больших размеров и мощности. Этого хватало для полноценной эксплуатации транспортного средства. Типичная конструкция движка позволяла легко обслуживать и ремонтировать силовой агрегат.

Итак, рассмотрим технические характеристики все моторов Таврия, которыми комплектовался автомобиль:

МеМЗ-245

Наименование8 Характеристика
Модель МеМЗ 245
Тип Карбюратор
Топливо Бензин
Объем 1,1 литра (1091 см куб)
Мощность 51 л.с.
Количество цилиндров 4
Количество клапанов 8
Охлаждение Жидкостное
Диаметр цилиндра 72 мм
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2

МеМЗ-2457

Наименование Характеристика
Модель МеМЗ 2457
Тип Карбюратор
Топливо Бензин
Объем 1,2 литра (1197 см куб)
Мощность 58 л.с.
Количество цилиндров 4
Количество клапанов 8
Охлаждение Жидкостное
Диаметр цилиндра 72 мм
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2

МеМЗ-307

Наименование Характеристика
Модель МеМЗ 307
Тип Инжектор
Топливо Бензин
Объем 1,3 литра (1299 см куб)
Мощность 64 л.с.
Количество цилиндров 4
Количество клапанов 8
Охлаждение Жидкостное
Диаметр цилиндра 75 мм
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2

FIAT-903

Наименование Характеристика
Модель FIAT 903
Тип Карбюратор
Топливо Бензин
Объем 0,9 литра (903 см куб)
Мощность 45 л.с.
Количество цилиндров 4
Количество клапанов 8
Охлаждение Жидкостное
Диаметр цилиндра 65 мм
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2

ВАЗ-2108

Наименование Характеристика
Модель ВАЗ 2108
Тип Карбюратор
Топливо Бензин
Объем 1,3 литра (1289 см куб)
Мощность 64 л.с.
Количество цилиндров 4
Количество клапанов 8
Охлаждение Жидкостное
Диаметр цилиндра 76 мм
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2

Система зажигания Таврия 1102

clip_image002_0013.gif

РИС. 116. Детали системы зажигания:
1 — коммутатор; 2 — защитный колпачок крышки; 3 — провод от катушки к распределителю; 4 — провод второго цилиндра; 5 — провод третьего цилиндра; 6 — провод четвертого цилиндра; 7 — катушка зажигания; 8 — защитный колпачек; 9 — наконечник свечи; 10 — свеча зажигания; 11 — замок зажигания; 12 — провод первого цилиндра; 13 — кольцо крепления провода; 14 — клемная колодка; 15 — крышка датчика-распределителя; 16 — бегунок с резистором: 17 — валик с автоматом; 18 — электронный микропереключатель; 19 — корпус датчика-распределителя; 20 — шестерня ведомая датчика-распределителя; 21 — опорная шайба; 22 — вакуумный регулятор; 23 — трубка вакуумного регулятора; 24 — штуцер карбюратора.

Устройство. Система зажигания двигателя (рис. 116) батарейная, бесконтактная. Номинальное напряжение 12 В. Состоит система из датчика-распределителя зажигания, коммутатора, катушки зажигания, свечей зажигания и проводов высокого напряжения с помехоподавительными наконечниками. Цепь питания первичной обмотки катушки зажигания прерывается электронным коммутатором. Управляющие импульсы на коммутатор подаются от электронного микропереключателя в датчике-распределителе зажигания.
Электрическую схему бесконтактной системы зажигания см. на рис. 119, а.
Датчик-распределитель зажигания 53.013706 (рис. 117) — четырехискровой, неэкранированный с вакуумным и центробежным регуляторами опережения зажигания, установлен на корпусе привода распределителя и топливного насоса, жестко прикреплен к нему и приводится во вращение от шестерни привода распределителя. Направление вращения — левое. Датчик-распределитель зажигания имеет встроенный электронный микропереключатель, выдающий импульсы напряжения при прохождении через его зазор стального экрана с прорезями.
Валик датчика-распределителя зажигания вращается в двух скользящих втулках: самоцентрирующейся 27 и нижней 7, запрессованной в корпус 18 датчика.
Прерыватель датчика состоит из шторки 10, закрепленной на муфте, и электронного микропереключателя 22, который закреплен на пластине 8, соединенной с вакуум-авто матом 5. Пластина 8 электронного микропереключателя закреплена на корпусе 28 верхней втулки и имеет возможность поворачиваться на некоторый угол в зависимости от разрежения, подво­димого к вакуумавтомату.
Шторка прерывателя имеет четыре равномерно расположенных выреза. Проходя между электронным микропереключателем, шторка периодически экранирует магнитное поле электронного микропереключателя, в результате чего вырабатываются последовательные импульсы.
Искрообразование происходит в момент прекращения экранировки магнитного поля шторкой 10 (начало выреза шторки совмещается с осью электронного микропереключателя).
Распределитель тока высокого напряжения состоит из бегунка (ротора) 3 с контактной пластиной и крышки 1 с электродами, которые соединяются проводами со свечами и катушкой зажигания. Для подавления радиопомех в бегунке 3 (роторе) вмонтирован резистор 2 (1000+100 Ом). В центральный электрод крышки распределителя вмонтирован комбинированный уголек, состоящий из контактного уголька 30 и пружины 31, поджимающей его к контактной пластине бегунка.
Бегунок распределителя, вращаясь, передает ток высокого напряжения от катушки зажигания через центральный электрод крышки на боковые электроды и далее по высоковольтным проводам на электроды свечей (в порядке работы цилиндров) двигателя.
Центробежный регулятор опережения зажигания датчика-распределителя предназначен для изменения угла опережения зажигания в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя. От центробежной силы грузики 21 расходятся, поворачивая муфту с жестко закрепленной 117 на ней шторкой 10 по направлению вращения, обеспечивая более раннее возбуждение электромагнитной индукции в электронном микропереключа­теле и, следовательно, увеличение угла опережения зажигания. Пружины 11 удерживают грузики в исходном положении.
При уменьшении частоты вращения коленчатого вала двигателя под действием пружины грузики перемещают муфту в обратном направлении, и угол опережения зажигания уменьшается. Масса грузиков и усилие натяжения пружины подобраны таким обра­зом, чтобы обеспечивалось изменение момента зажигания в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя.
Вакуумавтомат 5 опережения зажигания изменяет угол опережения зажигания в зависимости от нагрузки двигателя. С увеличением или уменьшением нагрузки двигателя изменяется разрежение во впускной системе двигателя и соответственно в полости корпуса вакуумного регу­лятора, соединенной трубкой со смесительной камерой карбюратора.
В корпусе вакуумного регулятора находится диафрагма, изготовленная из специальной ткани. Металлической тягой 32 диафрагма через шарнир соединена с пластиной 8 крепления электронного микропереключателя. С противоположной стороны на диафрагму нажимает пружина. Когда двигатель работает с малой нагрузкой, во впускной системе создается большое разрежение, под действием которого диафрагма выгибается и тянет за собой пластину крепления электронного микропереключателя. Пластина проворачивается вместе с электронным микропереключателем против направления вращения ротора, и угол опережения зажигания увеличивается. С увеличением нагрузки двигателя разрежение во впускной системе уменьшается, и пружина, отжимая диафрагму, поворачивает пластину с электронным микропереключателем по направлению вращения ротора. В результате угол опережения зажигания уменьшается. Усилие пружины подобрано таким образом, чтобы обеспечивалось требуемое изменение момента зажигания в зависимости от изменения нагрузки двигателя.
Октанкорректор предназначен для изменения угла опережения зажигания в зависимости от октанового числа бензина. Чем выше октановое число применяемого бензина, тем больше должен быть угол опережения зажигания.
На фланце датчика-распределителя (рис. 118) нанесена шкала со зна­ками «+» и «—», указывающими требуемое направление движения, для увеличения и уменьшения угла опережения зажигания. Одно деление соответствует изменению угла опережения зажигания на 4° (по углу поворота коленчатого вала двигателя).
Коммутатор 3620.3734 преобразует управляющие импульсы электронного микропереключателя в импульсы тока в первичной обмотке катушки зажигания. Во время прохождения импульса Uma^ (рис. 119) ох электронного микропереключателя происходит постепенное (в течение 8 мс) нарастание тока в первичной обмотке катушки зажигания до максимального значения В (рис. 119, д; I), равного 8. 9 А. В момент, когда напряжение на выходе электронного микропереключателя падает до Umin (см. рис. 119,д; II), выходной транзистор коммутатора закрывается, и прохождение тока через первичную обмотку катушки зажигания резко прерывается. В результате в ее вторичной обмотке индуктируется импульс высокого напряжения.

clip_image002_0014.gif

Рис. 117. Датчик-распределитель зажигания:
1 — крышка; 2- резистор; 3 — бегунок (ротор); 4 — пружина; 5 — вакуум-автомат; 6, 7 и 23 — винты; 8 — пластина крепления электронного микропереключателя; 9 — стопорное кольцо; 10 — шторка с муфтой; 11 — пружина центробежного автомата; 12 — уплотнительное кольцо; 13 — упорная шайба; 14 — стопорная пружина; 15 — штифт; 16 — муфта; 17 — нижняя втулка; 18 — корпус датчика; 19 — фибровая шайба; 20 — упорная шайба; 21 — грузик центробежного автомата; 22 — электронный микропереключатель; 24 — клеммная колодка; 25 — стопорное кольцо верхней втулки; 26 — фетр; 27 — само- центрирующая верхняя втулка; 28 — корпус верхней втулки; 29 — валик с основанием центробежного автомата; 30 — контактный уголек; 31 — пружина контактного уголька; 32 — тяга вакуум-автомата; на виде А — крышка 1 и раз­носчик 3 сняты.

Коммутатор проверяют только после проверки электронного микропереключателя датчика-распредели теля зажигания при помощи осциллографа и генератора прямоугольных импульсов по схеме, приведенной на рис. 119, г при напряжении питания 12 В.
На клеммы 3 и б коммутатора подают прямоугольные импульсы с час­тотой 3,33. 233 Гц от генератора, имитирующие импульсы датчика. Мак­симальное напряжение Umax равно 10 В, а минимальное Umin не более 0,4 В. Выходное сопротивление генератора должно быть 100. 500 Ом. Осциллограф желательно применять двухканальный. Первый канал для импульсов генератора, а второй для импульсов коммутатора.
У исправного коммутатора форма импульсов тока должна соответствовать осциллограмме I (см. рис. 119, д). Значение тока В должно быть 8 . .9 А, а время А накопления тока не более 8,5 мс при частоте 33,3 Гц и не менее 4 мс при частоте 150 Гц.

Если форма импульсов коммутатора искажена, то могут быть перебои с искрообразованием или оно может происходить с запаздыванием. При этом двигатель будет перегреваться и не развивать номинальной мощности.
Катушка зажигания 53.3705 представляет собой трансформатор, который преобразует низкое напряжение первичной цепи и высокое напряжение вторичной цепи, необходимое для пробоя искрового промежутка между электродами свечей и воспламенения рабочей смеси двигателя.
Катушка зажигания установлена на щитке передка под капотом и имеет первичную и вторичную обмотки. Обмотки и магнитопровод помещены в металлическом кожухе и залиты маслом. Кожух закрыт пластмассовой крышкой, на которой расположены клеммы низкого напряжения и одна — высокого напряжения.
Ток, проходящий через первичную обмотку катушки зажигания, создает вокруг витков обмотки магнитное поле. В момент прерывания тока магнитное поле резко уменьшается и, пересекая витки вторичной обмотки, индуктирует э. д. с. около 22 000. 25 000 В. Ток высокого напряжения идет к свечам зажигания и пробивает воздушный зазор между электродами. При испытании на специальном стенде катушка зажигания должна обеспечивать бесперебойное искрообразование на стандартных трехэлектродных игольчатых разрядниках с промежутком 7 мм при частоте вращения валика распределителя до 2500 мин»1. При этом напряжение на клеммах первичной цепи катушки при замкнутых контактах прерывателя-распределителя должно быть 12+0,2 В. Длительность проверки на бесперебойность искрообразования 30 с. Проверка бесперебойности проводится визуально и на слух при помощи импульсного киловольтметра.
При проверке сопротивление первичной обмотки при температуре 25 °С должно составлять 0,45 +0,05 Ом, а вторичной обмотки 4 + 0,5 кОм. Сопротивление изоляции на массу должно быть не менее 50 МОм.
Предупреждение. Нельзя отсоединять от коммутатора штепсельный разъем при включенном зажигании, так как при этом на отдельных элементах схемы коммутатора может возникнуть напряжение до 400 В и коммутатор будет поврежден.
Недопустимо прокладывать провода низкого напряжения в одном жгуте с проводами высокого напряжения.
Свечи зажигания А17ДВ-10 (см. рис. 116) выполнены из качественного изоляционного керамического материала, стойкого к большим электрическим, химическим и термическим воздействиям. Герметизация свечи обеспечивается теплоотводящей шайбой и пластической деформацией кор­пуса. По центральному электроду свеча герметизирована токопроводящим герметиком. Калильное число свечей примерно 16. 18 единиц. Применять свечи с более низким калильным числом не рекомендуется.
Контактная головка имеет резьбу М4, а ввертная часть — специальную резьбу М14Х 1,25-6е с длиной ввертной части 19 мм. Момент усилия затяжки свечи 31,4. 39,2 Н • м. Уплотнение свечи и головки цилиндров достигается установкой уплотни тельного кольца.
Свечи зажигания с нагаром или загрязненные перед испытанием необходимо очистить на специальной установке струей песка и продуть сжатым воздухом. Если нагар светлокоричневого цвета, то его можно не удалять, так как он появляется на исправном двигателе и не нарушает работы системы зажигания.
Наконечник (3501.3707) 9 свечи зажигания — экранированный, служит для присоединения проводов высокого напряжения к свече зажигания. Наконечник имеет пружинную скобу, которая обеспечивает крепление наконечника на резьбовой контактной части центрального электрода свечи. Клемма имеет кольцевую канавку, куда входит наконечник провода, чем обеспечивается надежное электрическое и механическое присоединение провода к наконечнику.
Для подавления радиопомех снаружи наконечник экранирован, а внутри него вмонтирован резистор (5600 + 560 Ом).
Провода высокого напряжения ПВВП винилхлоридные, помехоподавляющие, красного цвета с наружным диаметром 7,0. 7,4 мм. Токопроводящая жила выполнена в виде спирали из проволоки сплава 40Н, диамет­ром 0,12 мм и шагом спирали 29. 31 виток на 10 мм длины. Диаметр спирали 3,0. 3,4 мм. Сердечник спирали изготовлен из ниток диаметром 1,6 мм.

Спиральная жила закрыта изоляцией из поливинилхлоридного пластика. Электрическое сопротивление токопроводящей жилы постоянному току при температуре 20 °С должно быть 1,8. 2,2 Ом/м.
При эксплуатации необходимо следить за плотностью и посадкой на всю глубину проводов в наконечники и крышку датчика-распределителя. Не рекомендуется на горячем двигателе снимать наконечники свечей с проводов и вынимать провода из гнезд крышки датчика-распределителя, так как они при нагреве имеют повышенную эластичность, что может привести к обрыву токопроводящей жилы.

Техническое обслуживание.
Для исправной и надежной работы системы зажигания, особенно в зимнее время года, рекомендуется все приборы содержать в чистоте, не допуская их замасливания и загрязнения. Все резиновые защитные чехлы при обнаружении трещин и разрывов следует заменять новыми. Провода высокого напряжения не должны касаться металлических деталей и иметь надежный контакт (посадку) с приборами.
В процессе эксплуатации:
— нельзя оставлять включенным зажигание при неработающем двигателе;
— пластмассовые крышку датчика-распределителя и катушку зажигания протирать салфеткой, смоченной в спирте или чистом бензине;

— оберегать катушку и коммутатор от механических повреждений.

Через каждые 15 тыс. км пробега автомобиля необходимо:
— снимать крышку датчика-распределителя и тщательно протирать ее внутри и снаружи чистой салфеткой, смоченной в спирте или чистом бензине, осматривать крышку и разносчик, при необходимости очищать высоковольтные контакты на крышке;
— проверять надежность присоединений проводов и подвижность контактного уголька в крышке;
— проверять надежность посадки трубки вакуумного автомата на штуцере датчика и карбюратора;
— вывертывать и снимать с двигателя свечи зажигания;
— проверять состояние внутренней и наружной частей изолятора. Очищать нагар, промывать и продувать свечи;
— проверять зазор (0,7. 0,85 мм) между электродами;
— при необходимости устанавливать зазор, подгибая наружный контакт. Завертывать свечи на двигатель вначале от руки, затем трубчатым ключом с моментом затяжки 28. 40 Н • м;
— проверять и при необходимости устанавливать момент зажигания. Установка зажигания описана ниже.
Через каждые 30 тыс. км пробега автомобиля заменять свечи новыми, предварительно промыв их в бензине, продув сжатым воздухом и установив зазор 0,7. 0,85 мм.

Регулировка угла опережения зажигания.
Угол опережения зажигания устанавливают по метке 21 (см. рис. 20) на шкиве 18 привода генератора и метке М3 на кожухе 1 плоскозубчатого ремня. Эти метки показывают момент зажигания в первом цилиндре. Импульс бесконтактного микровыключателя датчика-распределителя происходит в момент, когда метка на шкиве привода генератора совпадает с меткой М3 на крышке плоскозубчатого ремня (5° до в. м. т.). При этом бегунок должен находиться против электрода крышки прерывателя с цифрой 1.

Порядок операций при установке угла опережения зажигания:
— установить коленчатый вал в положение, соответствующее началу такта сжатия в первом цилиндре. Для этого, медленно проворачивая коленчатый вал двигателя, совместить метку 21 на шкиве 18 привода генератора с меткой М3 кожуха 1 плоскозубчатого ремня. При этом бегунок должен находиться против контакта крышки, соединенного с проводом, идущим к свече зажигания первого цилиндра;
— ослабить затяжку гаек крепления корпуса датчика-распределителя и подсоединить к клеммной колодке 24 (см. рис. 117) электронного микропереключателя проверочное устройство, выполненное по схеме, показанной на рис. 119, в; I или II;
— включить зажигание и осторожно повернуть корпус датчика-распределителя в ту или другую сторону до момента вспышки светодиода V или лампы накаливания HL;
— остановить повертывание корпуса датчика-распределителя точно в момент вспышки светодиода или лампочки. Если это не удалось, операцию 121 повторить.
Чтобы увеличить угол опережения зажигания, корпус датчика-распределителя следует повернуть по часовой стрелке, а чтобы уменьшить — против часовой стрелки (если смотреть со стороны крышки датчика-распределителя зажигания).
Для удобства регулировки момента зажигания на фланце датчика-распределителя зажигания имеются деления и знаки « + » и «—», а на корпусе привода распределителя — установочный выступ (см. рис. 118). Одно деление соответствует четырем градусам поворота коленчатого вала.
Удерживая корпус датчика-распределителя от повертывания, затянуть гайки крепления корпуса. После этого проконтролировать установку угла опережения зажигания, проворачивая коленчатый вал двигателя колесом или за шкив. Проверить присоединение проводов от свечей, начиная с первого цилиндра в порядке 1—3—4—2, считая их против часовой стрелки. Если имеется диагностический стенд с осциллоскопом, то с его помощью легко проверить установку момента зажигания, руководствуясь инструкцией по эксплуатации стенда.

Проверить и установить момент зажигания также можно при помощи стробоскопа, действуя в следующем порядке:
— соединить зажим «+» стробоскопа с клеммой «+» аккумуляторной батареи, зажим массы — с неокрашенной частью кузова проверяемого автомобиля, а зажим датчика стробоскопа присоединить к проводу высо­кого напряжения первого цилиндра;
— пустить двигатель и направить мигающий поток света стробоскопа на шкив привода генератора. Если момент зажигания установлен правильно, то при холостом ходе двигателя метка на шкиве привода генератора совпадает с меткой М3 на крышке плоскозубчатого ремня.
Следует иметь в виду, что установка зажигания по метке М3 на шкиве обеспечивает наивыгоднейшие могцностные и экономические показатели двигателя лишь при условии, что для его питания применяется соответствующий бензин. Однако после каждой установки зажигания или замене бензина необходимо проверить соответствие угла опережения зажигания на ходу автомобиля. Окончательную установку угла опережения зажигания следует выполнять октанкорректором. Для этого следует прогреть двигатель на холостом ходу, а затем, двигаясь на четвертой передаче по ровной дороге со скоростью 60. 70 км/ч, дать автомобилю разгон, резко нажав педаль привода дроссельной заслонки. Если при этом будет наблюдаться незначительная и кратковременная детонация, то зажигание считается установленным правильно.
Если необходимо подкорректировать установку момента зажигания, проворачивают в соответствующем направлении корпус датчика-распределителя. Перед поворачиванием гайки крепления корпуса ослабить, после подкорректировки угла опережения гайки надежно затянуть.

При сильной детонации корпус следует поворачивать в сторону знака «—» для уменьшения угла опережения зажигания, а при полном отсут ствии детонации — в сторону «+». Наибольший угол опережения (или запаздывания) зажигания, обеспечиваемый ручной регулировкой при помощи октан-корректора 8° (по углу поворота коленчатого вала двигателя) относительно начальной установки (5° до в. м. т.).

clip_image002_0082.jpg

Рис. 119. Схемы зажигания и устройства для проверки и установки угла опережения зажигания:
а — схема системы зажигания:
Gj — аккумуляторная батарея; S — выключатель зажигания; Т — катушка зажигания; V — коммутатор; S2 — датчик-распределитель зажигания; F1, F2, F3, F4 — свечи зажигания; б — схема устройства для проверки работоспособности электронного микропереключателя в датчике-распределителе и установки угла опережения зажигания; I— со светодиодом; II — с лампой накаливания; G — аккумуляторная батарея; V — светодиод АЛ307Б; R1 — резистор (5 кОм); Ш1 — переходная колодка присоединения к датчику-распределителю зажигания; HL — лампа накаливания (12 В, 3 Вт); VT1 — транзистор КТ 816Б или 814Б; VД1 — диод Д 814А; R2, R3, R4 — резисторы МЛТ (1 Вт соответственно сопротивлением 910, 330, 910 Ом); С1 — конденсатор КЛС1 (6800 пФ); С2 — конденсатор К 53-14 (2,2 мкФ, 20 В);
в — схема для проверки электронного микропереключателя датчика-распределителя зажигания; I — на снятом с двигателя; II — на автомобиле; R — резистор (2 кОм); PV — вольтметр (со шкалой не менее 15 В и внутренним сопротивлением не менее 100 кОм); S — датчик-распределитель зажигания; г — схема для проверки коммутатора;
F — разрядник; Т — катушка зажигания; R — резистор (0,01 Ом); V — коммутатор; А — к генератору прямоугольных импульсов; В — к осцил­лографу; д — форма импульсов на экране осциллографа: I — импульсы коммутатора; II — импульсы генератора; А — время накопления тока; В — максимальный ток.

Двигатель очень чувствителен к правильной установке угла опережения зажигания; слишком раннее или слишком позднее зажигание ведет к перегреву двигателя, потере мощности, прогару клапанов и поршней.
При необходимости снятие датчика-распределителя выполняется в такой последовательности:
— отсоединить провода высокого напряжения, трубку вакуум-корректора и разъединить штепсельный разъем;
— отвернуть гайки крепления корпуса датчика-распределителя. Покачивая корпус датчика-распределителя за вакуум-корректор вокруг оси, вынуть его из корпуса привода распределителя.
Установка распределителя осуществляется в обратной последовательности. Для этого необходимо:
— повернуть коленчатый вал в положение, соответствующее в. м. т. хода сжатия в первом цилиндре;
— установить ротор против контакта крышки, соединенного с проводом, идущим к свече зажигания первого цилиндра. Для облегчения посадки хвостовика распределителя слегка смазать уплотнительное кольцо 12 (рис. 117) маслом, выставить муфту 16 датчика-распределителя зажигания меньшим сектором вверх;
— при этом камера вакуум-регулятора должна находиться со стороны маховика, а ось штекера электронного микропереключателя под углом 40° к продольной оси двигателя. Установка ведомой шестерни привода датчика-распределителя описана в разд. «Механизм газораспределения»;
— совместить выступ муфты с пазом ведомой шестерни (см. рис. 118), установить датчик-распределитель в гнездо и закрепить корпус гайками;
— подсоединить провода высокого напряжения и соединить штепсельный разъем. При этом провода высокого напряжения к крышке датчика-распределителя подсоединить согласно порядку работы цилиндров двигателя 1—3—4—2. Провод к свече первого цилиндра установить в гнездо электрода крышки распределителя с цифрой 1.
Проверка электронного микропереключателя.
Эту проверку выполняют на снятом с двигателя датчике-распределителе зажигания по схеме, приве­денной на рис. 119, б; I, при напряжении питания 8. 14 В.
Медленно вращая валик датчика-распределителя зажигания, измеряют вольтметром напряжение на выходе электронного микропереключателя. Оно должно резко меняться от минимального, не более 0,4 В, до максимального, не более чем на 3 В от меньшего напряжения питания.
На автомобиле датчик можно проверять по схеме, приведенной на рис. 119, б; II.
Между штепсельным разъемом датчика-распределителя зажигания и разъемом пучка проводов подключают переходной разъем с вольтметром. Медленно поворачивая распределительный вал (специальным ключом), вольтметром проверяют напряжение на выходе. Оно должно быть в указанных выше пределах для электронного микропере­ключателя.
Указанная проверка возможна при наличии осциллографа и генератора прямоугольных импульсов. При отсутствии указанных приборов проверку можно выполнить и по другой более упрощенной схеме, описанной ниже в техническом обслуживании системы зажигания.
Проверка элементов для подавления радиопомех. К элементам подавления радиопомех относят:
— резистор в роторе датчика-распределителя зажигания. Сопротивление резистора 1 кОм;
— провода высокого напряжения с распределенным сопротивлением (2000 + 200) Ом/м) и помехоподавительными резисторами в наконечниках со стороны свечей зажигания. Сопротивления резисторов 5,6 + 10% кОм;
— конденсатор емкостью 2,2 мкФ, расположенный в генераторе.
Исправность проводов и резисторов проверяют омметром. Проверка конденсатора описана в подразд. «Генератор».
Основные неисправности системы зажигания и способы их устранения.
На автомобиле «Таврия» установлена система зажигания высокой энергии с широким применением электроники, поэтому, чтобы не вывести из строя электронные узлы и не получить травм, необходимо соблюдать следующие правила:
— при работающем двигателе не касаться элементов системы зажигания;
— не проверять работоспособность элементов системы зажигания «на искру», так как это может привести к отказу в работе электронного коммутатора;
— не прокладывать провода низкого напряжения системы зажигания в одном жгуте с проводами высокого напряжения;
— не отсоединять от коммутатора штепсельный разъем при включенном зажигании, так как при этом на отдельных элементах схемы коммутатора может возникнуть повышенное напряжение и коммутатор будет поврежден.

Поиск неисправностей в системе зажигания затруднен применением таких электронных узлов, как коммутатор и бесконтактный датчик в датчике-распределителе зажигания. Для точной диагностики этих узлов необходимы осциллограф и генератор прямоугольных импульсов, которых нет у подавляющего большинства автолюбителей. Более точную проверку коммутатора, формы и параметры импульсов, особенно при высокой частоте вращения коленчатого вала двигателя, можно выполнить только на станциях технического обслуживания автомобилей.

Источник

Альбом ЗАЗ-1102 «Таврия» с бензиновыми двигателями: МеМЗ-245/246 1.1 л (1091 см³) 51 л.с./37.5 кВт; В альбоме в виде многокрасочных иллюстраций приведено устройство автомобиля. Наглядность изображения узлов, агрегатов, систем автомобиля позволяет без затруднений понять их устройство и работу, а также порядок сборки и разборки. Показаны основные операции по регулировке и техническому обслуживанию. Альбом предназначен для автолюбителей, работников станций технического обслуживания и авторемонтных мастерских, особенности конструкции, характеристики. Иллюстрированное издание легковой автомобиль особо малого класса ZAZ Tavria с цельнометаллическими несущими кузовами трехдверный хэтчбек переднеприводные модели первого поколения выпуска с 1987 по 2007 год

Видео ЗАЗ Таврия замена подшипников передней ступицы и рулевой рейки (ZAZ Tavria 07-13)

ЗАЗ-1102 «Таврия» общая информация (ZAZ Tavria 1987-2007)

Механизм рулевого управления
На автомобиле установлен рулевой механизм типа рейка-шестерня. Механизм закреплен в моторном отсеке на щите передка четырьмя болтами за проушины алюминиевого картера. В картере на двух шариковых подшипниках установлена шестерня, а также рейка, которая цилиндрическим хвостовиком упирается во втулку, а зубчатой частью на шестерню. К шестерне рейка поджата в беззазорном зацеплении пружиной, расположенной в полости пробки через подпятник и полуцилиндрические упоры.
Механизм уплотняется в картере гофрированным чехлом, гладким чехлом и уплотнителем, установленным в крышке картера. Для стравливания и засасывания воздуха (в связи с изменяющимся объемом внутри картера при ходе рейки) в верхней точке картера установлен сапун.
Рулевой привод состоит из правой и левой рулевых тяг. Тяги наружными концами крепятся к поворотным рычагам, приваренным на стойках передней подвески, а внутренним – к кронштейну тяги, установленному на хвостовик рейки. Наружные шаровые шарниры неразборные.
Конусный вкладыш шарнира поджимается конической пружиной; которая упирается меньшим диаметром в опорную шайбу,
Снятие и установка рулевого управления.
Снятие с автомобиля рулевого управления (рулевого механизма, рулевого привода и рулевой колонки) производите в следующей последовательности:
– расшплинтуйте и отверните гайку крепления шарового шарнира рулевой тяги к поворотному рычагу стойки передней подзавальцованную в головке наконечника.
Выход шарового пальца из наконечника уплотняется резиновым защитным колпачком, устанавливаемым в канавку на головке наконечника и закрепляемым в ней уплотнительным пружинным кольцом.
Внутренние шарниры резинометаллические и состоят из внутренней распорной металлической втулки и наружной упругой резиновой втулки. Левая и правая тяги разборные и состоят из внутренней и наружной половинок. Вращением стяжек регулируется схождение колес. Для удобства вращения в центрах стяжек выполнены шестигранники.
Рулевая колонка представляет собой трубчатую опору рулевого вала с фланцем для крепления к кронштейну педалей и кронштейну опоры, установленных на кузове.
Рулевой вал, состоящий из нижней и верхней частей, соединенных через резиновые втулки, вращается в опоре на шариковом подшипнике, установленном во втулке. К опорной втулке подшипник поджимается пружиной через пластмассовый упор. Вторым концом пружина упирается в кольцо запорное.
Смазка подшипника рулевого вала закладывается при его сборке и в процессе эксплуатации не заменяется. Введите между наконечником и поворотным рычагом съемник. Выпрессуйте шаровой палец из поворотного рычага. Таким же путем выпрессуйте шаровой палец
со второй стороны подвески;
– отверните два болта крепления рулевых тяг к кронштейну и, ослабив болт крепления кронштейна к рейке, снимите рулевые тяги. Далее выполнить работы в зависимости от установленной на автомобиле панели приборов:

1. Панель приборов 1102-5325016:
– установите рулевое колесо (углом Н между спицами) симметрично вниз. Снимите крышку выключателя звукового сигнала;
– отверните гайку крепления рулевого колеса на два-три оборота и раскачивая рулевое колесо за спицы, одновременно (упираясь ногами в пол), перемещая на себя, строньте рулевое колесо с вала. Затем полностью отверните гайку и снимите рулевое колесо;
– отверните четыре винта крепления кожуха верхнего и нижнего. Снимите кожуха. Отверните на два-три оборота гайку крепления хомута. Разъедините штекерные колодки;
– установите технологическую деталь;
– отверните болт крепления клеммного соединения рулевого вала с шестерней рулевого механизма (расположен в салоне кузова);
– потянув вверх по валу рулевого управления, снимите с опоры переключатель. Установите ключ выключателя зажигания в положение «0». Разъедините штекерную колодку выключателя зажигания и, отвернув четыре болта крепления опоры, снимите опору в сборе с автомобиля;
– отверните четыре болта крепления картера рулевого механизма (со стороны моторного отсека) и снимите механизм в сборе.

2. Панель приборов 11021-5325016:
– установите рулевое колесо (углом Н между спицами) симметрично вниз. Снимите крышку выключателя звукового сигнала;
– отверните гайку крепления рулевого колеса на два-три оборота и раскачивая рулевое колесо за спицы, одновременно (упираясь ногами в пол), перемещая на себя, строньте рулевое колесо с вала. Затем полностью отверните гайку и снимите рулевое колесо;
– отверните три винта крепления нижнего кожуха. Отверните на два-три оборота болт крепления соединителя многофункционального переключателя;
– разъедините штекерные колодки. Потянув вверх по валу рулевого управления, снимите с опоры переключатель. Установите ключ выключателя зажигания в положение «О». Разъедините штекерную колодку выключателя зажигания;
– установите технологическую деталь;
– отверните болт крепления клеммного соединения рулевого вала с шестерней рулевого механизма (расположен в салоне кузова);
– потянув вверх по валу рулевого управления, снимите с опоры переключатель. Установите ключ выключателя зажигания в положение «О». Разъедините штекерную колодку выключателя зажигания и, отвернув четыре болта крепления опоры, снимите опору в сборе с автомобиля;
– отверните четыре болта крепления картера рулевого механизма (со стороны моторного отсека) и снимите механизм в сборе.

Установка рулевого управления автомобиля.
После разборки и сборки всех узлов (разборка, ремонт и сборка описаны ниже) установку рулевого управления на автомобиль выполняйте в обратной последовательности с выполнением следующих требований:
– механизм рулевого управления четырьмя болтами закрепите к щиту передка.
– соберите правую и левую рулевые тяги с внутренними и наружными наконечниками, ввернув их на одинаковую глубину в стяжки. Длина собранных в сборе тяг должна быть 469…471 мм;
– запрессуйте при помощи приспособления в гнезда правой и левой рулевых тяг внутренние шарниры. Запрессовка резинового шарнира производится в тисках или на ручном прессе. Перед запрессовкой обильно смажьте мыльным раствором резиновую поверхность шарнира, внутренние поверхности направляющего стакана и наконечника рулевой тяги;
– – опору вала в сборе с выключателем зажигания (ключ установлен в положение «О1»), переключателем, с установленной технологической деталью и с валом наденьте клеммной шлицевой частью нижнего вала на вал шестерни рулевого механизма таким образом, чтобы стяжной болт клеммного соединения попал в кольцевую канавку шестерни.
Затяните болты в клеммном соединении;
– закрепите опору к кронштейну при помощи четырех болтов. Технологическую деталь поверните на 90° и снимите с опоры вала;
– наденьте на вал рулевое колесо и, поворачивая им, наденьте рейку рулевого механизма так, чтобы между торцом рейки и центром болта крепления механизма получился размер Д (положение рейки, соответствующее прямолинейному движению автомобиля. Затем, не поворачивая вал рулевого управления, переставьте рулевое колесо так, чтобы оно спицами симметрично было направлено вниз. Закрепите рулевое колесо гайкой;
– соедините кронштейн тяги с рейкой рулевого механизма при помощи болта, навернув на несколько ниток резьбы на болт гайку;
– введите в кронштейн тяги правую и левую рулевые тяги, соедините их болтами.
Наверните на болты гайки и затяните. Окончательно затяните гайку крепления кронштейна тяг с рейкой;
– соедините шаровые пальцы правой и левой рулевых тяг с поворотными рычагами передней подвески. Затяните гайки шаровых пальцев;
– отрегулируйте расхождение передних колес.
После регулировки затяните гайки с правой и левой резьбой на рулевых тягах.

Габаритные размеры ЗАЗ-1102, ЗАЗ-1103, ЗАЗ-1105 и их модификации Таврия, Славута, Дана, Пикап (dimensions ZAZ Tavria, Slavuta, Dana, Pick-Up 1987-2011)

Основные технические характеристики (General technical specifications) ЗАЗ-1102 Таврия 1993 с мотором 1.1 литра

Спецификация / Specs Данные
Габариты (мм/mm) и масса (кг/kg) / Dimensions and Weight
1 Длина / Length 3708
2 Ширина (без/с зеркалами) / Width 1554/1676 – с одним зеркалом/1782
3 Высота (загружен/пустой) / Height 1410
4 Колёсная база / Wheelbase 2320
5 Дорожный просвет (клиренс) / Ground clearance 173⇒162
6 Снаряжённая масса / Total (curb) weight 710
Полная масса / Gross (max.) weight 1110

Двигатель / Engine

7 Тип / Engine Type, Code Бензиновый, жидкостного охлаждения, четырехтактный, МеМЗ-245
8 Количество цилиндров / Cylinder arrangement: Total number of cylinders, of valves 4-цилиндровый, рядный, 8V, SOHC с верхним расположением одного распределительного вала
9 Диаметр цилиндра / Bore 72.0 мм
10 Ход поршня / Stroke 67.0 мм
11 Объём / Engine displacement 1091 см³
12 Система питания / Fuel supply, Aspiration Карбюратор ДААЗ-21081-1107010
Атмосферный
13 Степень сжатия / Compression ratio 9.5:1
14 Максимальная мощность / Max. output power kW (HP) at rpm 37.5 кВт (51 л.с.) при 5300-5500 об/мин
15 Максимальный крутящий момент / Max. torque N·m at rpm 78.5 Нм при 3000-3500 об/мин

Трансмиссия / Transmission

16 Сцепление / Clutch type 180 мм (245.1601130) Однодисковое, сухое, с диафрагменной нажимной пружиной и гасителем крутильных колебаний, постоянно замкнутого типа
17 КПП / Transmission type МКПП 5 пятиступенчатая механическая, двухвальная, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода

О Книге

  • Название: Автомобиль ЗАЗ-1102 «Таврия»: Устройство и техническое обслуживание. Альбом
  • Бензиновые двигатели: МеМЗ-245 1.1 л (1091 см³) 51 л.с./37.5 кВт
  • Выпуск с 1987 года
  • Серия: «Транспорт»
  • Год издания: 1993
  • Автор: Коллектив авторов
  • Издательство: «Запорожский автомобилестроительный завод»
  • Формат: PDF
  • Страниц в книге: 160
  • Размер: 67.16 МБ эксплуатация+каталог+альбом+ремонт
  • Язык: Русский
  • Количество электросхем: 2
Альбом автомобиль ЗАЗ-1102 «Таврия»: Устройство и техническое обслуживание

Обслуживание

Обслуживание двигатель Таврия достаточно типичное для всех моделей, кроме ВАЗ 2108. Каждое ТО требует замены масла и масляного фильтра. Конечно, более конкретно о каждом виде технического обслуживания можно прочитать в руководстве по эксплуатации и ремонту, выпущенное, специально для автомобилей Таврия и их модификаций, но распишем кратно, как и когда стоит осуществлять операции.

ТО-1. В первом техническом обслуживании стоит заменить масло и масляный фильтр, провести обследование технического состояния силового агрегата. ТО проводятся спустя 8000-9000 км пробега после покупки или проведения капитального ремонта

ТО-2. Делается на пробеге 17-18 тыс. км пробега. В этом техническом обслуживании также меняется масло, масляный фильтр, а также воздушный и топливный фильтр.

ТО-3. Третье ТО, пожалуй, одно из самых сложенных, поскольку на автомобиле стоит заменить комплект газораспределительного механизма, фильтра и масла, а также отрегулировать клапанный механизм и заменить прокладку клапанной крышки. Проводится оно, спустя 25-27 тыс. км пробега

ТО-4.Четвертое техническое обслуживание не отличается от второго, только в нем стоит провести диагностику всех систем и посмотреть возможные неисправности.

Двигатель ЗАЗ 1102 «Таврия»

Многие автомобилисты проводят техническое обслуживание двигателя Таврия самостоятельно, поскольку простота конструкции и легкодоступность проведения всех операций делает процедуру возможной даже начинающий автомобилистам.

Оплата через Яндекс Кассу

После выбора оплаты через Яндекс запустится платежная система Яндекс Касса, где требуется выбрать удобный способ оплаты (банковская карта, QIWI, аккаунт Яндекс Деньги и т.д.)

оплата книги в формате PDF через Яндекс

После указания платежных реквизитов и подтверждения платежа, произойдет оплата товара.

Если у Вас банковская карта в валюте, которая отличается от рубля, то списание денег с карты произойдет по курсу Центрального банка России на момент совершения покупки.

Данный способ оплаты оптимально подойдет для жителей России, Казахстана и Беларуси.

Официальный сайт платежной системы Яндекс Касса https://kassa.yandex.ru

Ремонт двигателя

Ремонт двигателя Таврия, как уже упоминалось — достаточно простой и делается с легкостью. Самый распространенный виды работ — это замена масла, ремня ГРМ и помпы. Что касается капитального ремонта, эту процедуру лучше доверить профессионалам.

Но, поскольку стоимость восстановления слишком высокая, а автосервисы берут много денег, то обычно все заканчивается гаражным ремонтом. В этом разделе будет рассмотрено проведения некоторых восстановительных работ по отдельным позициям и основам поведения капитального ремонта в целом.

Замена масла

Замена масла в автомобильном двигателе типично для всех переднеприводных моторов. Сама по себе процедура проводится очень быстро и занимает около 30 минут на остывшем двигателе. Итак, рассмотрим последовательность действий направленных на замену масла в моторе Таврия.

  1. В обязательном порядке, при проведении любых восстановительных работ по двигателю необходимо снять клемму АКБ.
  2. При наличии защиты двигателя, демонтируем ее, чтобы можно было с легкостью заменить масло.
  3. Следующим этапом становиться выкручивание сливной пробки.
  4. Когда масло слилось можно при помощи специального съемника удалить масляный фильтр. Перед установкой нового, в него необходимо залить — новое мало.
  5. Закручиваем сливную горловину. Стоит помнить, что следует заменить уплотнительную медную шайба.
  6. Через заливную горловину заливаем новое масло. Необходимое количество масла можно определить при помощи щупа. Уровень должен находиться между отметками Min и Max.
  7. Когда все сделано, закручиваем заливную горловину и даем поработать мотору несколько минут. Затем, проверяем уровень смазочной жидкости. При необходимости доливаем до нужного уровня.

Замена масла ЗАЗ 1102 «Таврия»

В двигатель Таврия помещается 3,5 литра масла, согласно технической документации завода изготовителя.

Замена ремня ГРМ

Один из самых тяжелых процессов проведения ремонта автомобиля — это замена ремня ГРМ. Большинство автомобилистов не способны проделать эту операцию самостоятельно, чем пользуются специалисты в автосервисах. Итак, рассмотрим, как заменить ремень газораспределительного механизма своими руками:

  1. Как и во всех случаях проведения ремонтно-восстановительных работ необходимо демонтировать клемму-минус с аккумулятора.
  2. Теперь, когда предварительный этап пройден, можно приступить непосредственно к процессу. Сначала снимаем защитный кожух газораспределительного механизма. В зависимости от года выпуска и модели мотора он может крепиться от 5 до 9 винтов.
  3. Ставил автомобиль на 4 передачу, и фиксируем ручной тормоз.
  4. Теперь, ослабляем ремень генератора, а саму деталь смещаем максимально близко к мотору.
  5. Крутим колесо до момента пока первый поршень не станет в ВТМ.
  6. Далее, фиксируем шкив распределительного вала, и снимаем ремень.
  7. Чтобы замена прошла правильно, перед тем, как демонтировать ремень стоит послабить натяжной ролик.
  8. Теперь, когда ремень демонтированный, вынимаем натяжитель.
  9. Сборку проводим в обратном порядке.

Внимание! Шкив распределительного вала обязательно стоит фиксировать, чтобы не сбить фазы газораспределения, поскольку если это случится, то вернуть все обратно будет достаточно сложно. В противном случае, автолюбителя ждут согнутые клапаны или еще худшие последствия.

ГРМ ЗАЗ 1102 «Таврия»

Видео «Как самостоятельно отрегулировать центробежный регулятор опережения?»

В ролике ниже представлена наглядная инструкция по регулировке центробежного регулятора трамблера своими руками (автор видео — Валерий Сушилов).

Скачивание книги

После успешного прохождения платежа (любым способом) и возврата в магазин KrutilVertel с сайта платежной системы Вы попадаете на страницу успешной оплаты:

покупка книги по ремонту автомобиля в формате PDF

На этой странице Вам необходимо указать свой e-mail, куда будет выслан доступ для скачивания книги.

Если Вы уже зарегистрированы на нашем сайте, то просто перейдите по ссылке личный кабинет.

Купленная Вами книга будет находиться в Вашем личном кабинете, откуда ее всегда можно будет скачать.

Обратите внимание, что после совершения оплаты, Вам необходимо вернуться обратно с сайта платежной системы на сайт KrutilVertel.

В случае, если по каким либо причинам Вы не вернулись обратно на сайт и закрыли вкладку платежной системы с сообщением про успешное прохождение платежа, сообщите нам об этом – мы вышлем Вам письмо в котором будет указан доступ для скачивания книги.

Основы капитального ремонта

Капитальный ремонт силового агрегата Таврия — это восстановление мотора до заводского технического состояния. Проводится процесс, может на специализированном автосервисе, где с автолюбителя возьмут значительную сумму, или своими руками. В любом случае, надобятся станки для расточки цилиндров блока и коленчатого вала. Основные процессы, которые проводятся при капитальном ремонте силового агрегата Таврия:

  1. Разборка двигателя. На данном этапы проводится демонтаж всех деталей мотора и определение их состояния.
  2. Диагностические операции по коленчатому валу и блоку цилиндров. Так, детали двигателя подвергаются промерам, определение ремонтных размеров. Так, для коленчатого вала это будет — 0.25 мм, 0,50 мм, 0.75 мм и 1.00 мм. А вот для блока цилиндров — 82.5 мм, 83.0 мм и 83.5 мм.
  3. Следующий этап — это расточка и хонинговка, а также проточка коленчатого вала. В этот процесс также входит шлифовка плоскости блока и мойка деталей.
  4. Далее, ремонтируются все детали, которые остались — головка блока цилиндров, масляный насос.
  5. Последним этапом ставится сборка мотора и его обкатка.

Описанный процесс кажется достаточно простым, но не стоит радоваться, ведь это только короткое описание процессов.

Доработка и тюнинг

Многие автолюбители, особенно на Украине проводят тюнинг моторов ЗАЗ Таврия. Существует два варианта тюнинга — поверхностный и полный. Рассмотрим более детально именно второй вариант, поскольку он сложнее.

В первую очередь, двигатель разбирается и облегчается. Это получается путем замены некоторых деталей. Автомобилисту понадобятся облегченные поршни от ANF (Польша), клапаны с низкой посадкой, также более легкие, коленчатый вал меньшего веса DEF (производства Украина), а также легкие шатуны.

ЗАЗ 1102 «Таврия»

После замены этих деталей и без того легкий мотор станет на 82 кг легче. Затем, обновляем систему охлаждения, заменив водоносные патрубки на силиконовые, а помпу на тюнинг версию от Сенса.

Следующим этапом становиться переделка системы выпуска отработанных газов, которую стоит укоротить на 5 см, это прибавит в среднем 12 лошадиных сил. Еще будет необходимо модернизировать систему впрыска. Для этого перебирается карбюратор. Жиклеры либо вытачиваются по новому на токарном станке, или проводится проточка старых. Также, стоит заменить «носик» подачи горючего.

Еще одной модернизацией станет установка облегченного сцепления от ATF. Это позволит коленчатому валу быстрее вращаться, а переключать передачи — намного легче. Также в связи с такими изменениями придется подумать о смене смазочного материала. Обычно рекомендуется залить синтетику, которая будет выдерживать повышенные температуры.

Финальным этапом тюнинга становиться установка воздушного фильтра нулевого сопротивления. Можно конечно заменить еще привод ГРМ, но как показывает практика, родной системы хватает.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...