Двигатель А41 – Характеристики и неисправности

Двигатель А 41 изготавливается Алтайским моторным заводом и предназначается для установки на тяжёлую строительную технику и сельскохозяйственные транспортные

Технические характеристики двигателя А 41

Модификация ДТ-75 ДТ-75М ДТ-75Н ДТ-75Д
Число цилиндров 4 4 4 4
Рабочий объем двигателя, л 6,33 7,43 6,33 7,43
Диаметр цилиндра, мм 120 130 120 130
Ход поршня, мм 140
Степень сжатия 17 16 16,5
Удельный расход дизеля, г/л. с.ч. (г/кВт.ч.) 195 185 (251,3) 185 (251,3) 166,9 (226,6)
Эксплуатационный расход масла двигателем от расхода топлива, %: 3 1,5 1,5
— общий
— на угар 0,8 0,7 0,4
Масса двигателя, кг 720 930 960
А41, снятый с трактора ДТ-75

Куда устанавливаеться двигатель АМЗ А-41. Данным мотором оснащаются экскаваторы, грейдеры, электростанции и насосные установки, прочая техника по согласованию с заводом-производителем. Из тракторов его используют на тракторах Т-4, ДТ-75М, Т-4А. Начиная с 2001 года двигатели при сборке компонуются собственной головкой для отдельных цилиндровых групп, благодаря чему улучшилась надежность газового стыка и упал расход моторного масла «на угар». В 2003 была создана модификация с запуском от электростартера, благодаря чему вырос моторесурс. А в 2012 картерный блок двигателя А 41 заменили на лицензированные немецкие картеры, что сделало двигатель еще надежнее.

У А-41 существует родственный двигатель А-01, также предназначенный для работы на спецтехнике. В отличие от А-41, у второго двигателя 6 цилиндров. Блок-картер двигателя А-41 Блок-картер является остовом двигателя и представляет собой чугунную отливку коробчатой формы, разделенную вертикальными перегородками на отсеки. Торцовые стенки и вертикальные перегородки блок-картера имеют в нижней части приливы, образующие опоры для вкладышей коренных подшипников. В блок-картере устанавливаются «мокрые» гильзы цилиндров. По нижнему посадочному поясу гильзы уплотняются тремя резиновыми уплотнительными кольцами. В вертикальных перегородках блок-картера расположены опоры распределительного вала. Головка цилиндров двигателя А-41 На двигатель устанавливается одна, общая для всех цилиндров головка. Головка цилиндров представляет собой чугунную отливку, которая крепится шпильками, ввернутыми в блок-картер. Стык головки цилиндров и блок-картера уплотняется асбосталь-ной прокладкой. Головка имеет водяную рубашку, сообщающуюся с водяной рубашкой блок-картера. В головке цилиндров размещены клапаны с пружинами, коромысла клапанов, стойки коромысел и форсунки. Рабочие фаски седел впускных клапанов расточены непосредственно в теле головки, а седлами выпускных клапанов служат вставки, изготовленные из жаростойкого чугуна. Кривошипно-шатунный механизм двигателя А-41 Кривошипно-шатунный механизм (рис. 9) состоит из коленчатого вала 2 с маховиком 13 и вкладышами, шатунов 5 и поршневого комплекта. Коленчатый вал — стальной, имеет четыре шатунных и пять коренных шеек.Шатунные шейки вала имеют полости 21, закрытые заглушками 4, в которых масло подвергается дополнительной центробежной очистке перед поступлением в шатунные подшипники. Осевые усилия, передаваемые на коленчатый вал, воспринимаются через упорный бурт полукольцами 18. Носок и хвостовик коленчатого вала уплотняются резиновыми самоподжимными манжетами. Вкладыши подшипников коленчатого вала и нижней головки шатуна изготовлены из биметаллической сталеалюминиевой ленты. В верхних шатунных и коренных вкладышах имеется отверстие для подвода масла. От осевого смещения вкладыши фиксируются выштампованными усиками, входящими в пазы блок-картера, шатуна и крышек подшипников. • Верхний и нижний широкие вкладыши 1, 3, 5-й коренных опор взаимозаменяемы. • Верхний и нижний узкие вкладыши 2-й и 4-й коренных опор не взаимозаменяемы. Маховик крепится болтами к заднему торцу коленчатого вала, болты предохраняются от самоотвертывания замковыми шайбами, каждая из которых устанавливается под два болта. Маховик точно фиксируется относительно шеек коленчатого вала двумя штифтами. Зубчатый венец маховика предназначен для пуска двигателя. Шатун — стальной, двутаврового сечения, с косым разъемом нижней головки. Подшипник нижней головки шатуна имеет сменные вкладыши. Подшипником для поршневого пальца служит бронзовая втулка, запресоьанная в отверстие верхней головки шатуна. Фиксация крышки нижней головки шатуна осуществляется при помощи шлицевого замка с треугольными зубьями, что надежно предохраняет крышку от радиального сдвига относительно шатуна. Болты крепления крышки шатуна предохраняются от самоотвертывания замковыми шайбами с усами, отогнутыми на грани болтов и крышки. Поршневой комплект состоит из поршня, поршневых колец, поршневого пальца и стопорных колец. Поршень изготовлен из высококремниестого алюминиевого сплава. Выемка в днище поршня образует камеру сгорания. Из-за смещения форсунки камера сгорания несколько смещена относительно оси поршня в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, в сторону, противоположную распределительному валу. На поршень устанавливаются пять колец (рис. 10): три компрессионных 10 и два маслосъемных кольца 11. Комплект поршневых колец унифицирован с комплектом’ двигателя СМД-60. Маслосъемные кольца имеют радиальные расширители 12. Поршень с шатуном соединяется пальцем 8 «плавающего типа», осевое перемещение которого в поршне ограничивается стопорными кольцами 7.

Кривошипно-шатунный механизм двигателя А-41: 1 — шестерня привода масляного насоса; 2 — вал коленчатый; 3 — вкладыш коренного подшипника; 4— заглушка; 5 — шатун; 6 — палец поршневой; 7 — поршень; 8 — гильза цилиндра; 9 — блок-картер; 10 — кольцо антикавитационное; 11 — кольца уплонительные гильзы цилиндра, 12 — венец маховика; 13 — маховик; 14 — подшипник; 15 — корпус сальника с манжеткой; 16 — болт крепления маховика; 17 — маслоотражатель; 18 — полукольцо упорное; 19 — болт крепления крышки коренного подшипника; 20 — шестерня привода механизма уравновешивания; 21 — полость для центробежной очистки масла; 22 — крышка коренного подшипника; 23 — шайба поджимная; 24 — болт; 25 — храповик; 26 — болт; 27 — шкив коленчатого вала; 28 — маслоотражатель; 29 — шестерня коленчатого вала.

Поршень в сборе с шатуном двигателя А-41

Поршень в сборе с шатуном двигателя А-41: 1 — болт шатунный длинный; 2 — шайба стопорная; 3 — крышка шатуна; 4 — вкладыш шатунного подшипника; 5 — шатун; 6 — поршень; 7 — кольцо стопорное поршневого пальца; 8 — палец поршневой; 9 — втулка шатуна; 10 — кольца поршневые компрессионные; 11 — кольца поршневые маслосъемные; 12 — расширители радиальные маслосъемных колец; 13 — болт шатунный короткий.

На какой технике можно встретить дизель А-41

Области применения данного двигателя –

  • гусеничные трактора ДТ-75, ВТ-90 (Агромаш 90ТГ), бульдозеры ДЗ-42, ДЗ-162 Волгоградского и Павлодарского тракторных заводов;
  • гусеничные трактора Т-4 Алтайского тракторного завода и бульдорезеры на их основе;
  • буровые, дизель-генераторные, компрессорные и насосные установки;
  • асфальтоукладчики, монтажные краны МКП-25А, ПУМ-500М;
  • комбайны «Енисей» Красноярского комбайнового завода;
  • лесопромышленная техника Алтайского, Онежского тракторных заводов, Красноярского и Йошкар-олинского заводов «Лесмаш», Абаканского механического завода;
  • автогрейдеры Орловского завода дорожных машин и завода «Брянский арсенал»;
  • экскаваторы Ковровского и Донецкого экскаваторных заводов;
  • фронтальные погрузчики Минского завода «Амкодор».На какой технике можно встретить дизель А-41

ДТ-75 2003, двигатель дизельный 7.3 л., 150 л. с., полный привод, механическая коробка передач — просто так

Комментарии2

Участвовать в обсуждениях могут только зарегистрированные пользователи.

Модификации двигателя А-41

За годы производства было выпущено в общей сложности около десяти различных модификаций этого мотора: А-41СИ-1; А-41СИ-02; А-41СИ-03; А-01МСИ-1; А-01МРСИ-1; А-01МРСИ-1.30; А-01МКСИ-1. Они представляют собой базовый двигатель с установленным на него дополнительным оборудованием. В частности, возможна установка двух гидронасосов, ременного пневмокомпрессора, дополнительного генератора, увеличенного жидкостно-масляного теплообменника, предназначенного для охлаждения масла, модернизированной муфты сцепления, предпускового электрофакельного подогревателя, глушителя.

Модификации двигателя А-41

Куда устанавливаеться двигатель АМЗ А-41

Данным мотором оснащаются экскаваторы, грейдеры, электростанции и насосные установки, прочая техника по согласованию с заводом-производителем. Из тракторов его используют на тракторах Т-4, ДТ-75М, Т-4А.

Технические характеристики А-41 в цифрах

  • Рабочий объём цилиндров – 7,43 л.
  • Диаметр цилиндра – 130 мм, ход поршня – 140 мм.
  • Степень сжатия – 16,5.
  • Мощность мотора – номинальная: 69 кВт (94 л.с.); эксплуатационная – 66 кВт (90 л.с.)
  • Частота вращения – номинальная: 1750 об/мин; при максимальном крутящем моменте: 1100…1300; холостого хода: от 700 (минимальная) до 2000 (предельно допустимая).
  • Максимальный крутящий момент: от 433 до 482 Н·м, нв зависимости от модификации.
  • Номинальный коэффициент запаса крутящего момента – не менее 15%.
  • Удельный расход топлива – при номинальной мощности: 227 г/кВт·ч (167 г/л.с.·ч), при эксплуатационной мощности: 245 г/кВт·ч (180 г/л.с.·ч).
  • Удельный (относительный) расход масла на угар – не более 0,4 % к расходу дизтоплива.
  • Предельные углы наклона дизеля – продольный: 30 градусов, поперечный – 19 градусов.
  • Ресурс дизеля А-41 до первого капитального ремонта – не менее 9 тысяч моточасов.
  • Масса двигателя в состоянии поставки – 900 кг.
  • Габаритные размеры мотора А-41 – длина: 1428 мм, ширина: 786 мм, высота: 1567 мм.

Система питания дизельным топливом у двигателя А-41

Системы питания дизтопливом у 4-х и 6-ти-цилиндровых алтайских дизелей принципиально одинаковые. Различаются они только расположением топливного насоса высокого давления и числом его секций, числом форсунок и топливопроводов высокого давления.

Топливоподкачивающий насос, который приводится в действие от кулачкового вала ТНВД, производит забор дизельного топлива из топливного бака через фильтр – отстойник, при открытом топливном кране, и гонит это горючее по топливопроводам низкого давления через блочный топливный фильтр – в топливный насос высокого давления.

Перепускным клапаном в ТНВД поддерживается необходимое давление дизтоплива. Излишки горючего сливаются через перепускной клапан и дренажный топливопровод обратно в топливный бак.

Система питания дизельным топливом у двигателя А-41

Топливный насос высокого давления, снабжённый регулятором частоты вращения, в соответствии с порядком работы цилиндров, по топливопроводам высокого давления подаёт дизтопливо к форсункам, а они впрыскивают горючее в рабочие полости цилиндров. Дизельное топливо, которое просочилось сквозь зазоры распылителя, отводится от форсунок через дренажный топливопровод обратно в топливный бак.

Часть дизтоплива из системы питания может использоваться для питания электрофакельного подогрева воздуха во впускном коллекторе, для помощи в пуске двигателя в морозную погоду.

Чтобы заполнить систему питания горючим и удалить из неё воздух, предусмотрен ручной топливоподкачивающий насос. Воздух при его работе удаляется, вместе с излишками горючего, в топливный бак по дренажному топливопроводу. Тем же путём воздух удаляется автоматически и при работе самого дизельного двигателя. Также для удаления лишнего воздуха из системы питания топливом на ТНВД предусмотрена специальная пробка.

Топливный фильтр оснащён датчиком-сигнализатором засоренности фильтр-патронов.  Оба фильтр-патрона топливного фильтра снабжены пробками для слива отстоя.

Система питания топливом двигателя А-41 может быть оснащена КЭТ – клапаном электромагнитным топливным.  Он монтируется на входе горючего в ТНВД и выполняет аварийную остановку дизеля при падении давления масла в системе смазки дизеля ниже предельно допустимого значения: 0,08 МПа (0,8 кгс/см2).

Когда клапан закрывается и прекращается подача топлива в ТНВД, дизель через 10…40 секунд останавливается (в зависимости от того, под какой нагрузкой он работал перед остановкой).

У топливного насоса высокого давления с двумя рычагами управления один рычаг используется для остановки дизеля. Чтобы остановить мотор, надо перевести этот рычаг в крайнее левое положение.

При повороте основного рычага управления в крайнее левое положение подача дизтоплива возрастает до максимального значения. При повороте рычага в крайнее правое положение – подача горючего, наоборот, снижается до минимального значения, соответствующего минимальной частоте вращения холостого хода.

Если на ТНВД сделан один рычаг управления, то при его повороте в крайнее правое положение подача дизтоплива снижается до нуля, после чего мотор останавливается.

ТНВД у шестицилиндрового мотора А-01 оборудован автономной системой смазки, а у четырёхцилиндрового дизеля А-41 система смазки топливного насоса соединена с системой смазки дизеля (централизованная система смазки ТНВД).

Обзор и особенности – Двигатель А-41

90-сильный двигатель обладает солидным объемом цилиндров в 7.43 литра, что позволяет базовой модели А 41 выдать такую мощность на относительно малых оборотах, около 1750. Следуя за тенденциями моторостроения, разработчики внесли в устройство двигателя А 41 блок электронной системы непосредственного впрыска: топливоподача полностью контролируется электроникой.

Важная особенность мотора А 41 – двухклапанный газораспределительный механизм. Инженеры использовали его, чтобы придать двигателю максимально возможный КПД, отдачу и эффективность.

Чтобы сделать агрегат надежнее, в А 41 использованы высокопрочные чугунные гильзы, поверхность которых обработана методом вершинного хонингования. Это увеличивает ресурс мотора, вкупе с продуманной системой охлаждения (правда, растет и вес). В качестве таковой используется внешний масляно-жидкостный теплообменник, одинаково хорошо охлаждающий двигатель и в холостом режиме, и при максимальных нагрузках. Благодаря поддержанию стабильно-комфортной рабочей температуры надежность двигателя была дополнительно улучшена.

Интересная особенность двигателя: клапаны при работе двигателя способны проворачиваться от воздействия собственных пружин и сопутствующих рабочим циклам двигателя вибраций. Это можно отнести к плюсам конструкции, поскольку клапанный стержень изнашивается равномернее (хотя фаска тарелки клапана изнашивается тоже).

Распредвал двигателя должен выдерживать весомые нагрузки, поэтому его закаляют высокочастотными токами. На распредвалу имеются 7 шеек и 12 кулачков, обеспечивающих работу механизма. Узел приводится в движение от коленвала посредством шестеренчатой передачи.

Разработчики позаботились и об экологичности силового агрегата: вышедший из цехов АМЗ двигатель соответствует отечественному стандарту Р 41.96-2005 по отсутствию нарушений в выбросе загрязняющих и вредных веществ.

О техническом обслуживании

При сервисном обслуживании агрегатов не должно возникнуть серьёзных проблем. Работы может выполнять самостоятельно водитель:

  1. Давление и температура масла – единственные показатели, которые требуют постоянного отслеживания. Текущий уровень смазки предполагает периодический контроль. Масляный фильтр время от времени надо промывать. Через каждые 240 замене подлежит сама используемая жидкость.
  2. Каждый день обслуживание двигателя проводится при разных сменщиках. Либо мероприятие проводится каждые 8-10 моточасов. Герметичность соединений и крепёжных элементов проверяют обязательно, осуществляется очистка от грязи и пыли. Отдельно следят за посторонними шумами, доливом топлива и воды.

Система охлаждения не обходится без регулярного обслуживания. Систему нужно промывать с целью удаления накипи. Дополнительная герметизация применяется, когда появляется течь.

Обслуживание двигателя

Обслуживание двигателя нужно выполнять своевременно

Система охлаждения дизеля А-41

Дизель оборудован жидкостной системой охлаждения закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.

Циркуляцию охлаждающей жидкости обеспечивает центробежный насос. Под давлением охлаждающая жидкость от насоса проходит по трубкам, и охлаждает моторное масло. После чего идёт в рубашку охлаждения блок-картера, охлаждая сперва нижнюю часть гильз цилиндров, а потом и верхнюю, самую нагретую часть гильз. Из верхнего пояса охлаждения гильз цилиндров охлаждающая жидкость идёт в рубашки охлаждения головок цилиндров, сперва к наиболее нагретым местам расположения выпускных клапанов и форсунок. Выходя из рубашек охлаждения головок цилиндров, жидкость собирается в водяную трубу и идёт в термостатную коробку.

Система охлаждения дизеля А-41

Термостат выполняет функции ускорения прогрева дизельного двигателя и регулирования температуры охлаждающей жидкости в допустимых пределах.

Для контролирования температуры охлаждающей жидкости в водоотводящей трубе установлено два датчика. От одного из них сигнал поступает на указатель температуры охлаждающей жидкости в кабине трактора. Другой – включён в систему аварийной защиты дизеля и сигнализирует о его перегреве.

В системе охлаждения двигателя А-41 предусматриваются места для подсоединения отопителя кабины трактора и предпускового подогревателя. Для слива охлаждающей жидкости предусмотрены сливные краны – на радиаторе, в блок-картере и ЖМТ.

Горючее и смазочные материалы для двигателя А-41

В моторах данной модели в качестве горючего должно применяться топливо дизельное, соответствующее ГОСТ 305-82. Марку топлива нужно выбирать в соответствии со временем года: если температура на улице стабильно держится ниже –10 градусов, то использовать зимнее дизтопливо. Также допустимо применение биотоплива, соответствующего ГОСТ Р 52368-2005.

Горючее и смазочные материалы для двигателя А-41

А-41 на волгоградском тракторе ВТ-90

Цена дизельного двигателя А-41

В 2020 году на электронных досках объявлений новый двигатель А-41 предлагается по цене от 160 тысяч рублей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...