Что такое фрикцион на катушке

История появления

Впервые принцип передачи крутящего момента посредством рециркуляции жидкости между двумя лопастными колесами без жесткой связи был запатентован немецким инженером Германом Феттингером в 1905 году. Устройства, работающие на основе данного принципа, получили название гидромуфта. В то время развитие судостроения требовало от конструкторов найти способ постепенной передачи крутящего момента от парового двигателя к огромным судовым винтам, находящимся в воде. При жесткой связи вода тормозила резкий ход лопастей при запуске, создавая чрезмерную обратную нагрузку на двигатель, валы и их соединения.

Впоследствии модернизированные гидромуфты стали использоваться на лондонских автобусах и первых дизельных локомотивах в целях обеспечить их плавное трогание с места. А еще позже гидромуфты облегчили жизнь и водителям автомобилей. Первый серийный автомобиль с гидротрансформатором, Oldsmobile Custom 8 Cruiser, сошел с конвейера завода General Motors в 1939 году.

Способ изготовления фрикционных дисков

Принцип работы и устройство инжектора
Способ изготовления фрикционных дисков заключается в том, что для повышения адгезионной прочности фрикционного материала и прочностных характеристик стальной основы фрикционные диски спекают при 800-830°С и охлаждают до 200°С со скоростью 5-15 град/мин. Температурный диапазон спекания совмещен с режимом аустенизации стали каркаса, что позволяет при последующем регламентируемом охлаждении получить структуру бейнита, обладающую более высоким комплексом механических свойств в сравнении со структурой мартенсита отпуска, характерной для материала основы. Кроме того, с повышением температуры спекания увеличивается адгезионная прочность фрикционного материала на 30-40%. 1 табл.

Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к производству фрикционных дисков припеканием накладок из порошковых материалов к стальной основе.

Формула изобретения

РИСУНКИ

Физико-химический тюнинг

Состоит в проведении цементации и закалки в различных средах металлических  деталей требующих усиления конструкции, для чего детали выдерживаются при  высоких температурах в растворах и расплавах различных неорганических и органических соединений с последующим охлаждением по специальной технологии. Это крайне дорогостоящий, но достаточно эффективный метод.

Положительный эффект:  даёт серьёзное увеличение прочности металлических поверхностей деталей.

Отрицательный эффект:  требуются возможности высокотехнологичного заводского производства, в кустарных условиях обычно результат бывает плачевным.

Фрикционная муфта гусеничного трактора[ | ]

Запрос «Фрикционный механизм поворота» перенаправляется сюда. На эту тему нужно создать отдельную статью.

Служит для отсоединения одного из бортов при повороте.

Устройство[ | ]

  • Ведущий барабан.
  • Ведущие диски.
  • Ведомый барабан.
  • Ведомые диски.
  • Нажимные пружины.
  • Стяжные пальцы.
  • Отжимной диск.
  • Выжимной подшипник.
  • Вилка выключения муфты.

Принцип действия[ | ]

При прямолинейном движении пакет дисков прижат отжимным диском за счёт пружин, и вращение передаётся от центральной передачи через фрикционную муфту на бортовой редуктор. При повороте — усилие от рычага управления передаётся через сервомеханизм на вилку выключения муфты. Вилка оттягивает выжимной подшипник и отжимной диск. Он отходит от пакета дисков и освобождает их, при этом сжимаются пружины. Ведущие диски начинают пробуксовывать относительно ведомых.

Принцип работы

Как я уже заметил сверху, по сути, это аналог сцепления на механической коробке. Они устанавливаются на так называемые солнечные шестерни, каждая из шестерен отвечает за передачу. У автомата другая концепция работы, здесь все работу делают так называемые планетарные редукторы, в купе с которыми работают солнечные шестерни.

валы

Шестерен примерно столько же сколько и передач, но они не располагаются отдельно, как скажем на механике, они собраны в общую конструкцию. Также хочется отметить, что в трансмиссии на 6 передач, могут быть два планетарных механизма и около 4 – 5 пакетов фрикционов.

Так как же они работают?        

Если передача выключена, то фрикционные диски свободно вращаются, нет давления от насоса и они не зажаты. Но после того как передача включается масляный насос создает давление, через гидроблок оно проходит до специального канала и диски прижимаются друг к другу, таким образом нужная шестерня активизируется, а остальные останавливаются. Понять это достаточно не просто, особенно новичку, поэтому внизу будет подробное видео, где вы сможете посмотреть принцип действия.

схема фрикционов

В любом случае вам нужно понять — именно эти диски это очень важный элемент в работе всей АКПП в целом, без них не было принципа автоматической коробки передач.

Регулировка ленты

Настройка зазора между лентой и тормозным барабаном производится системой рычагов, на которые прикладывается усилие через регулировочную шпильку или винт. Если настройка делается шпилькой, то она закручивается динамометрическим ключом. Усилие, с которым проводится кручение, определяется автопроизводителем.

АКПП с установленной шпилькой:

Фрикцион

Под воздействием на шпильку/винт происходит воздействие на крепление ленты в АКПП. Если механизмы регулировки доступны снаружи, дополнительных манипуляций не требуется, в противном случае придется демонтировать поддон коробки.

Следует контролировать натяжение при малейшем подозрении на неполадки с лентой. Желательно проводить профилактическую диагностику и при замене масла, поскольку при этом, как правило, снимается поддон, и стоит воспользоваться данной возможностью.

Как делать регулировку в полевых условиях, без динамометрического ключа (желательно делать это вдвоем):

  • встать в месте с небольшим уклоном;
  • поставить авто на ручной тормоз;
  • подложить под колесо булыжник, кирпич, тормозной башмак для удержания машины;
  • отложить кирпич (башмак) на несколько сантиметров в сторону от колеса;
  • если есть напарник, он должен следить за машиной и сообщить, когда та начнет движение;
  • ослабить контргайку болта;
  • затянуть его, но не до конца – так, чтобы был легкий упор;
  • отпустить «ручник»;
  • постепенно ослаблять болт ленты, пока машина не начнет сама катиться;
  • завернуть винт на 2-3 оборота.

Требуемое число оборотов определяется экспериментально, до тех пор, пока толчки коробки не пропадут. Этот метод не претендует на точность измерения момента силы при регулировке, но поможет устранить проблему с лентой в полевых условиях, после чего желательно посетить автосервис для более точной настройки и проверки, или сделать таковую самостоятельно, уже с динамометрическим ключом.

Тормозная лента (brake band).

Тормозная лента служит для временной блокировки элементов планетарного ряда на корпус АКП. Несмотря на свои небольшие размеры, лента обладает весьма сильной удерживающей способностью. Подобно тормозным башмакам, она использует для блокировки эффект самозажатия. Когда тормозная лента отпускается, толчок, возникающий при переключении передач, смягчается, поскольку элемент планетарного ряда, который удерживала лента, начинает вращаться в сторону, противоположную направлению приложения силы торможения ленты. Другими словами, когда лента отпускается, она стремится освободить себя быстрее.

Итак, перечислим основные достоинства тормозной ленты:

  • несмотря на небольшой размер, она обладает большой удерживающей способностью;
  • она подходит для блокировки вращающихся элементов планетарного ряда АКП на корпус АКП;
  • она смягчает толчки и удары, возникающие при переключении передач.

Режим проскальзывания

Блокировка гидротрансформатора может также быть неполной и работать в так называемом «режиме проскальзывания». Блокировочная плита не полностью прижимается к рабочей поверхности, тем самым обеспечивается частичное проскальзывание фрикционной накладки. Крутящий момент предается одновременно через блокировочную плиту и циркулирующую жидкость. Благодаря применению данного режима у автомобиля значительно повышаются динамические качества, но при этом сохраняется плавность движения. Электроника обеспечивает включение муфты блокировки как можно раньше при разгоне, а выключение – максимально позже при понижении скорости.

Однако режим регулируемого проскальзывания имеет существенный недостаток, связанный с истиранием поверхностей фрикционов, которые к тому же подвергаются сильнейшим температурным воздействиям. Продукты износа попадают в масло, ухудшая его рабочие свойства. Режим проскальзывания позволяет сделать гидротрансформатор максимально эффективным, но при этом существенно сокращает срок его службы.

Способ настройки фрикциона

Способ настройки фрикционаТак, можно попробовать настроить фрикцион следующим способом: конец лески привязываем к некоторому предмету, а затем постепенно тянем удилище под тупым углом до 120 градусов и выставляем срабатывание фрикциона при 70-75% нагрузки (при нагрузке в 100% леска, естественно, рвётся).

Таким образом, с одной стороны вы ликвидируете возможность нежелательного схода лишней лески на стадии вываживания, а с другой – обеспечите рыбе добротное сопротивление без угрозы обрыва снасти.

Если вы думаете, что у подсеченной рыбы очень мягкие губы, фрикцион нужно ослаблять еще сильнее, это уменьшит шанс схода рыбы.

Статьи по теме:

Спиннинговые оснастки

Оснастки для спиннинга (Техас, Каролина, дропшот)

Рыболовные узлы и поводки

Рыболовные узлы и поводки, прочность узлов

Как разбирать и смазывать катушку

Как разбирать и смазывать катушку

Ловля на джеркбейты

Ловля на джеркбейты

Ловля на глиссеры

Ловля на поверхностные приманки (глиссеры)

Ловля на пропбейт

Ловля на пропбейт (приманка с пропеллером)

Ловля на поппер

Как выбрать поппер, на что обращать внимание при выборе

Ловля на девон

Ловля на девон(уникальная блесна с пропеллером)

Cпиннербейт своими руками

Cпиннербейт своими руками, (изготовление и ловля)

Рыболовные самоделки своими руками

Своими руками

16 тыс. просмотров

Рейтинг зимних блесен для ловли на окуня

Зимняя рыбалка

13 тыс. просмотров

Обзор лучших балансиров для зимней рыбалки

Зимняя рыбалка

1454 просмотров

Ловля на мормышки: разновидности, снасти, техника ловли

Зимняя рыбалка

19 тыс. просмотров

Виды рыбопоисковых эхолотов для рыбалки

Эхолоты

19 тыс. просмотров

Обзор алюминиевых лодок для рыбалки

Лодки

14 тыс. просмотров

Обзор и рейтинг эхолотов для рыбалки

Эхолоты

7 тыс. просмотров

Как выбрать катушку для спиннинга?

Катушки

10 тыс. просмотров

Электромоторы для надувных лодок(обзор)

Моторы

3 тыс. просмотров

Алюминиевые катера для рыбалки

Лодки

8 тыс. просмотров

Какую катушку выбрать для фидера – обзор характеристик

Фидер

19 тыс. просмотров

Характеристики и возможности фидерных удилищ

Фидер

6 тыс. просмотров

Рейтинг карповых катушек с байтранером

Карпфишинг

9 тыс. просмотров

Лодка для рыбалки: на что обращать внимание при пркупке

Лодки

21 тыс. просмотров

Как выбрать мотор для лодки?

Моторы

3 тыс. просмотров

Классификация воблеров и других приманок

Спиннинг

30 тыс. просмотров

Ловля на  силиконовые приманки

Спиннинг

15 тыс. просмотров

Лучшие воблеры на щуку: размер, цвет, проовдка

Спиннинг

4 тыс. просмотров

Ловля фидером на флэт-кормушки

Фидер

8 тыс. просмотров

Самодельная прикормка для леща своими руками

Фидер

21 тыс. просмотров

Ловля спиннингом на раттлины

Спиннинг

3 тыс. просмотров

Как выбрать карповую катушку: обзор и рейтинг

Карпфишинг

14 тыс. просмотров

Производители фрикционов:

  • BorgWarner
  • Dynax
  • Exedy
  • Alto

Кстати некоторые из производителей неоригинальных фрикционов являются официальными поставщиками запчастей для АКПП на конвейеры.

Источники

  • housecomputer.ru
  • primanki.com
  • www.fgids.com
  • www.fisher-land.ru

Ремонт гидротрансформатора

Покупка нового гидротрансформатора — достаточно дорогое удовольствие. Усложняется ситуация еще и тем, что зачастую на старые подержанные импортные автомобили достать подходящий «бублик» бывает непросто. Поэтому в большинстве случаев автовладельцы предпочитают ремонтировать гидротрансформаторы, тем более что этот узел вполне ремонтопригоден.

Цена самого простого ремонта начинается со значения около 4…5 тысяч российских рублей. Однако сюда нужно добавить стоимость демонтажа трансмиссии, выполнения дефектовки, а также цену новых заменяемых деталей. Как правило ремонт гидротрансформатора состоит из следующих работ:

  • Демонтаж и разрезание. Корпус гидротрансформатора в большинстве случаев запаивается. Соответственно, чтобы добраться до его внутренностей, необходимо разрезать корпус.
  • Промывка внутренних деталей. Для этого удаляется трансмиссионная жидкость и при помощи чистящих средств выполняется промывка лопастей, каналов и других деталей «бублика».
  • Дефектовка. Один из самых ответственных процессов. Во время его выполнения производится проверка всех внутренних деталей гидротрансформатора. При выявлении поврежденных внутренностей принимается решение об их замене или ремонте.
  • Замена частей. Как правило, при выполнении ремонтных работ все резиновые и пластмассовые уплотнения меняются на новые. Зачастую также меняются фрикционные накладки и гидроцилиндры. Естественно, что перечисленные запчасти нужно купить дополнительно.
  • После выполнения ремонта корпус вновь собирается и запаивается.
  • Выполняется балансировка гидротрансформатора. Она нужна для нормальной работы узла в дальнейшем.

При выполнении ремонта важен профессионализм его исполнителей. Дело в том, что гидротрансформатор работает с высокими оборотами и давлениями жидкости. Поэтому здесь очень важна точность настройки узла, поскольку малейшая несоосность или разбалансировка при значительных нагрузках может вновь вывести из строя гидротрансформатор и даже другие элементы автоматической трансмиссии, вплоть до самой АКПП.

Регулировка

Регулировать фрикцион необходимо перед каждой рыбалкой, чтобы не упустить серьезный улов не вернуться домой без трофея. Для этого необходимо зацепить блесну за что-то прочное, например, дерево или корягу. После этого удилище надо как можно сильней согнуть. Фрикцион обычно срабатывает при сгибе удилища на 60-70 градусов. Если произошел зацеп нельзя закручивать фрикцион до крайнего положения. В противном случает, удилище может поломаться. Нужно просто расположить удилище параллельно по отношению к леске, прижать ее к бланку и постучать рукой. Иногда такой способ приносит результаты. Автор: Pike.Pinsk©; фото: vladimir_k

Оптимальная настройка фрикциона катушки
4.8 (96.19%) 21 votes

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...