Чиповка двигателя – как и для чего делать чип-тюнинг мотора

Чип-тюнинг в двигателе
Понятие «чип для авто» появилось после того, как производители м

Основные задачи чип-тюнинга[править | править код]

Как уже упоминалось выше, наиболее часто преследуемая цель — повышение мощности двигателей автомобилей. В связи с подорожанием топлива к чип-тюнингу могут обращаться для снижения расхода топлива. Иногда  — для коррекции программы блока управления двигателем в связи с изменением режима работы, параметров или комплектации механических и/или электронных компонентов двигателя автомобиля. Например, это может быть замена форсунок на другие, с отличающейся производительностью, установка нагнетателя воздуха, переход на другой вид топлива и др. Чип-тюнинг необходим для большинства автомобилей при установке на них ГБО (газобалонного оборудования), так как оптимальный УОЗ (угол опережения зажигания) для газового топлива существенно отличается от такового для бензина, а корректировка УОЗ возможна только при изменении калибровок программы управления двигателем.

Следует также отметить, что в России одним из важных направлений применения чип-тюнинга, в особенности в сегменте массовых недорогих автомобилей, стало исправление заводских ошибок в программах[источник не указан 774 дня], допускаемых рядом производителей при выходе на российский рынок. Большинство производителей устанавливает в ЭБУ (электронный блок управления) автомобиля “усредненные” программы, не учитывающие особенности российского топлива, климатические особенности региона и т.д., а также перевод авто на нормы токсичности евро 2 и ниже, в связи с частыми выходами из строя датчиков кислорода и потерей свойств каталитических нейтрализаторов. В результате на заводских программах наблюдаются ставшие уже классическими проблемы, например: рывки при переходе от холостого хода к движению на большинстве автомобилей Daewoo Nexia, неконтролируемый подскок оборотов холостого хода на автомобилях Chevrolet Lanos, неустойчивый холостой ход на автомобилях ZAZ Sens и многое другое. Указанные проблемы могут быть успешно устранены при помощи чип-тюнинга.

Стандартные настройки двигателя

Загружая в электронный блок управления двигателя определенные настройки, многие автомобильные производители специально делают мотор менее мощным. На это есть множество причин, основными из которых являются увеличение ресурса силовой установки и снижение выбросов в атмосферу вредных веществ.

Зачем нужен чип-тюниг авто

Естественно, пожелания многих водителей сильно расходятся, ведь кто-то хочет получить быстрый автомобиль, а кому-то по душе экономичная езда. Поэтому стандартные настройки двигателя удовлетворяют далеко не все потребности автолюбителей.

Что такое чип-тюнинг автомобиля

Чип-тюнинг заключается в перепрограммировании автомобильного блока, который осуществляет управление мотором, для повышения параметров работы двигателя. Современные авто оснащены моторами с большим резервом мощности, однако изготовители уменьшают возможности машин при программировании.

Благодаря нынешним технологиям возможна перепрошивка таких программ, улучшающая технические параметры транспорта. Что такое чип-тюнинг автомобиля? Каковы его возможности? Каковы плюсы и минусы чип-тюнинга автомобиля? Об этом спорят многие эксперты и простые автолюбители. Следует выяснить эти вопросы, чтобы определить, что это такое — чип-тюнинг автомобиля, необходима ли лично Вам такая услуга и какие последствия может она вызвать.

Что такое чип-тюнинг

Чип-тюнинг представляет из себя замену программы ЭБУ, с целью корректировки базовых показателей двигателя. Собственно, за счет этого и достигается обещанное улучшение характеристик.

Если раньше специалистам приходилось механически перепаивать заводской чип для машины на свой, то сейчас дело обходится «малой кровью». Достаточно просто поменять прошивку, используя специальный софт и ноутбук, подключив их к разъему OBD II. Чип-тюнинг что это и с чем его едят

По словам профильных специалистов, тюнинг чипа позволяет снять некоторые ограничения, наложенные заводским ПО, для заметного улучшения показателей двигателя.

Как делается чип-тюнинг[править | править код]

Чип тюнинг можно сделать следующими способами:

  1. Установить суб-компьютер, который будет изменять входные и выходные сигналы на штатный контроллер управления двигателем.
  2. Изменить штатную программу контроллера управления двигателем.

Выбор способа зависит от типа и возможностей блока управления, который подвергается тюнингу, а также от технических возможностей тюнингера. Наиболее популярна возможность считывания/записи программы через диагностический разъем автомобиля, не доставая самого блока управления. Эта возможность поддерживается большинством блоков управления двигателем начиная примерно с 1997 г., когда большинство автопроизводителей начало массово внедрять в контроллерах применение электрически перепрограммируемой флэш-памяти. Для чтения программы через диагностический разъем используются специальные аппаратные интерфейсы и программное обеспечение, обычно достаточно простые в использовании и не требующие от персонала специальных знаний, что важно для распространения чип-тюнинга.

В большинстве контроллеров, выпущенных до указанного срока, программа хранится в микросхемах ПЗУ с ультрафиолетовым стиранием[2], а для её считывания/записи требуется демонтаж микросхемы памяти (обычно выпаиванием) и программатор для микросхем данного типа. Данный способ предполагает наличие достаточно высокой квалификации у персонала.

Еще одним способом чтения/записи программы является достаточно молодой интерфейс BDM (Background Debug Mode — режим фоновой отладки), предложенный фирмой Motorola и использующийся в режиме внутрисхемного программатора. Данный интерфейс присутствует, естественно, только в контроллерах, собранных на базе процессоров Motorola и предполагает наличие специального оборудования и навыков у персонала.

В отдельных случаях для перезаписи программ также используется Boot-режим процессора, несколько сходный с BDM.

Редактирование программ контроллеров — это ключевой момент чип-тюнинга, как бизнеса. Подавляющее большинство тюнинговых фирм сами не редактируют считанные файлы, а отправляют их в фирмы, специализирующиеся именно на их редакции. Именно от того, насколько хорошо специалист, занимающийся редакцией программы, понимает работу мотора, знает его резервы и слабые места, зависит результат чип-тюнинга. Для редактирования программ контроллеров обычно применяется специальное программное обеспечение, позволяющее найти и представить в графическом виде таблицы калибровочных данных. Обычно одновременно с редактированием калибровочных данных пересчитываются контрольные суммы программы, использующиеся для контроля её целостности. Реже для этого применяют специальные калькуляторы контрольных сумм.Следует отметить, что программное обеспечение, позволяющее производить визуальный поиск калибровочных таблиц, имеет ряд существенных недостатков:
1. невозможность поиска калибровочных констант
2. вероятность ошибки в идентификации калибровочных таблиц (например, таблица, внешне похожая на угол опережения зажигания (УОЗ), совсем не обязательно отвечает именно за УОЗ)
По указанным выше причинам на рынке ПО имеются альтернативные продукты, представляющие собой специализированные редакторы, умеющие в графическом виде отображать только достоверно известные калибровочные константы и таблицы для данной прошивки. Такое ПО содержит базу данных известных прошивок и карт калибровок к ним. Карты калибровок составляются разработчиком ПО, при этом как правило используется реверс-инжиниринг прошивок с целью изучения алгоритмов работы системы управления и поиска необходимых калибровочных данных. Коррекция контрольных сумм прошивок производится в таких редакторах автоматически при сохранении измененной прошивки в файл.

Механический чип-тюнинг[править | править код]

Является обыкновенной заменой микроконтроллера без какого либо перепрограммирования.

Какие моторы можно чиповать

Чиповать можно любую современную инжекторную машину, которая имеет ЭБУ. ЭБУ- это компьютер контролирующий работу мотора и всех его составляющих.  Такую же процедуру можно проделать для любого другого транспортного средства и даже дизельной электростанции.

Нейтрализатор, сажевый фильтр, EGR

Чиповка двигателя - как и для чего делать чип-тюнинг мотора

Материалы по теме

Каталитический нейтрализатор

Многие «тюнеры» убирают у дизелей EGR — систему рециркуляции отработавших газов. На первый взгляд, это безобидная операция, которая отчасти даже полезна для мотора, так как отработавшие газы не загрязняют впуск. Но при повышении отдачи двигателя такое купирование может стать крайне опасным. В современных дизелях система рециркуляции отвечает, в частности, за подогрев впускного воздуха. Во многих случаях чиповка и глушение EGR приводят как минимум к неровной работе мотора.

Сомнительная затея — удаление сажевых фильтров. Мало кому понравится, когда современная дизельная легковушка начинает пахнуть древним КАМАЗом. Вдобавок эта операция требует большого опыта: нужно грамотно «обдурить» программу управления, чтобы та не докучала сообщениями о всяческих ошибках. С другой стороны, оставленный сажевый фильтр будет быстрее забиваться (даже с хорошим софтом интервалы его регенерации сокращаются). А значит, в нем быстрее скопится критическая масса отложений, остающихся после прожигания сажи.

Из-за увеличения потока отработавших газов раньше забьется и нейтрализатор бензинового двигателя. И это с грамотно составленной программой. А дешевый софт может и вовсе привести к быстрому оплавлению сот нейтрализатора. Поэтому крупные зарубежные фирмы вообще не трогают экологические системы двигателя. Ведь они делают софт для глобального рынка, а нормы выбросов вредных веществ во многих странах довольно суровы.

Чип-тюнинг дизельного двигателя или бензинового мотора: влияние на ресурс ДВС

Ресурс двигателя после чип-тюнинга

Вполне очевидно, что даже если все операции по прошивке и настройке выполнены правильно, увеличение мощности и крутящего момента так или иначе будет означать износ ДВС.

Прежде всего, происходит ускоренный механический износ нагруженных элементов и пар трения (поршневое кольцо и стенки цилиндров, шатунные и коренные вкладыши в местах соединения с шатунами, коленвалом, в постели коленвала в БЦ и т.д.)

Например, работа поршневого кольца в цилиндре имеет следующие особенности. Пока топливо в цилиндре не горит, кольца испытывают минимум нагрузки. Стенка поршневого кольца находится параллельно стенке цилиндра. Однако в момент воспламенения топлива происходит скачок давления, в результате чего кольцо в своей канавке начинает выворачивать от нагрузки.

Угол выворота кольца в новых моторах небольшой, но постепенно элементы изнашиваются естественным образом. В результате поршневое кольцо под нагрузками своим краем начинает бить по стенкам цилиндра. Если не вдаваться в подробности, разбиваются кольцевые канавки, сильно изнашиваются стенки цилиндра.

Что касается вкладышей, а также опорных элементов, кроме трения на детали воздействует и так называемая радиальная деформация. Простыми словами, происходит изменение формы отверстий. Вполне очевидно, что в парах трения образуются зазоры, появляются ударные нагрузки. Вкладыши попросту разбиваются, их также может провернуть.

Так вот, чип-тюнинг позволяет изменить параметры, которые были настроены на заводе. В результате увеличивается момент и мощность, но параллельно возрастают и нагрузки в самых важных узлах ДВС. Естественно, баланс износа, прогнозируемый конструкторами мотора, также будет нарушен.

Получается так, что хотя увеличение мощности не особенно влияет на силу трения, при этом происходит увеличение давления на стенки подшипников скольжения и других элементов. В результате растут ударные нагрузки, процессы износа быстро прогрессируют, увеличивается зазоры и т.д.

Стоит добавить, что подобные процессы затрагивают не только ДВС, но и КПП. Параллельно могут быстрее выйти из строя катализатор и кислородный датчик. Также сокращается ресурс моторного и трансмиссионного масла, то есть смазочные жидкости нужно чаще менять.

На многих моторах вдобавок увеличивается расход масла на угар.
Еще дополнительные нагрузки испытывает и система охлаждения ДВС, которая работает более интенсивно в результате увеличения мощности. По этой причине нужно следить за работоспособностью, качеством антифриза и чистотой каналов системы охлаждения.
 

Что влияет на увеличение параметров

Мощность отображает количество работы, которую двигатель способен выполнить за определенную единицу времени. Величина имеет прямую зависимость от количества оборотов. Чем быстрее раскручивается мотор, тем больше мощности он выдает.

Стоит помнить, что возможности мотора ограничены, а при максимальных оборотах растает изнашивание движущихся элементов, топливо-воздушная смесь хуже наполняет цилиндры и уменьшается продувка.

Исходя из этого, производители автомобилей используют ограничения (отсечку) максимальных оборотов.

chto-takoe-chip-tjuning01.png

Такая отсечка устанавливается механиками в электронном блоке управления (ЭБУ). Во время проведения чип-тюнинга ее можно изменить в большую сторону или полностью убрать. Величина сдвига зависит от возможностей самого двигателя. При этом мощность обязательно повысится. Однако действительно ощутимую прибавку смогут почувствовать только те, кто сознательно готов раскручивать мотор до его максимального предела.

Для автомобиля, который эксплуатируется ежедневно, более значимым считается показатель крутящего момента. Он позволяет машине даже с самым слабым дизелем полноценно конкурировать на старте с аналогичными бензиновыми моделями, имеющими преимущество по мощности.

Двигатель с хорошим крутящим моментом работает мягко и позволяет снизить количество переключений передач.

Управлять таким автомобилем действительно приятно. Для повышения крутящего момента в атмосферном двигателе прибегают к настройке впрыска и управления зажиганием. Следует принимать во внимание параметры количества оборотов и скорость сгорания топлива.

chto-takoe-chip-tjuning04.png

График изменения работы после чип-тюнинга

Окончательная цель – добиться максимально позднего зажигания и сохранить условия, при которых в цилиндре полностью сгорает топливо.

Особенности конструкции турбированных двигателей позволяют изменять давление наддува и тем самым получать значительное увеличение КПД.

📌Зачем чиповать автомобиль?

Чип-тюнинг что это и с чем его едят По понятным причинам, многие водители не спешат модернизировать таким образом свои машины, опасаясь последствий. Чтобы определиться, стоит ли «овчинка выделки», рассмотрим все плюсы и минусы. Итак, преимущества чипования «мозгов» автомобиля:

  • Экономия. Чип-тюнинг обойдется водителю гораздо дешевле, чем механические изменения в конструкции мотора или системе впуска-выпуска.
  • Улучшенные показатели. Компании, которые занимаются перенастройкой блока управления двигателем, обещают своим клиентам разные блага: повышение мощности мотора, снижение потребления топлива и уменьшение шума.
  • Гибкость настройки. Из нескольких вариантов прошивок, владельцу транспортного средства предлагают выбрать наиболее оптимальный, под конкретно его потребности.
  • Обратимость процесса. Если говорить о механической модернизации, то, в таком случае, специалист распиливает камеры сгорания, увеличивая их объем. Чип-тюнинг на этом фоне выглядит более безопасно, так как позволяет в любой момент откатиться к заводским параметрам.

Это те плюсы, о которых вам непременно расскажут в специализированном сервисном центре. Однако, стоит помнить и о сопряженных рисках. Рассмотрим их немного позже.

Насколько растет потребление горючего

Во многих случаях расход топлива повышается сразу после выполнения чип-тюнинга и сохраняет свои значения в течение недели. Затем показатель снижается до прежнего значения или даже становится еще меньше. Подобный феномен легко объяснить.

В первое время после «чипования» владелец желает испытать автомобиль и «гоняет» в агрессивном режиме.

Далее он незаметно возвращается к первоначальному стилю вождения. Поскольку КПД увеличивается, а условия движения остаются прежними, двигателю проще «крутиться» и он потребляет меньшее количество топлива.

Результаты чип-тюнинга[править | править код]

Если рассматривать чип-тюнинг с точки зрения прибавки мощности, то она на наддувных и атмосферных моторах, безусловно, отличается, так как при тюнинге используются разные резервы. Если при настройке режимов атмосферного мотора за счет коррекции характеристик зажигания и топливоподачи можно добиться прибавки крутящего момента и мощности в пределах, редко превышающих 8-12%, то на наддувных моторах прибавка достигается в основном за счет увеличения давления наддува и может составлять 30-40 % от начального значения. Также, после коррекции программы контроллера, направленной на повышение мощности, как правило уменьшается расход топлива, вопреки мнению, сложившемуся в результате деятельности малограмотных тюнингеров.

Результаты чип- тюнинга прежде всего зависят от того, насколько эффективно действует заводская программа управления, которую установил производитель. Если производитель заложил в свою “родную” программу высокую эффективность мотора и выдачу мощности двигателем на высоком уровне, то дополнительные процедуры не дадут особого результата, либо при некотром повышении мощности приведут к значительному износу мотора и резкому увеличению расхода топлива.

Если же производитель, по каким-то соображениям не заложил в свою программу возможности того, чтобы двигатель раскрывал все заложенные в него возможности – вот тогда чип-тюнинг даст заметную прибавку в мощности. Так, например, маломощные модификации двигателя 3.0TFSI на автомобилях Audi Q5 с завода имели 272л.с., а после чип-тюнинга позволяли получать свыше 400 л.с. И тот же самый двигатель, но с другим штатным программным обеспечением на автомобиле Audi SQ5 позволял с завода получить 356 л.с. и аналогичные 400 л.с. после чип-тюнинга.

Т.е. чип-тюнинг двигателя в разных моделях авто может давать самые разные результаты, в зависимости от политики отношения к мощностным характеристикам своих авто со стороны разных производителей.

Если вас не устроили результаты, проделанного чип-тюнинга на вашем авто, то значит необходимо проводить иные операции по тюнингу двигателя и уже затрагивать технические агрегаты мотора и производить механические действия над узлами и деталями мотора.

Влияние доработки на срок эксплуатации мотора

За счет чип-тюнинга не только повышается мощность и крутящий момент, но и растет КПД. Это возможно благодаря снижению внутренних потерь, которые часто являются причиной износа движущихся элементов двигателя.

chto-takoe-chip-tjuning05.png

Подключение для перепрошивки в БМВ

Следует знать, что после доработки мотор начинает чувствительно реагировать на исправность топливной системы и качество горючего.

Поэтому мы советуем регулярно производить ремонт и обслуживание автомобиля согласно рекомендациям, указанным в техническом паспорте.

«Отзывчивость» газовой педали

Нередко автомобилисты прибегают к чип-тюнингу с намерением сделать газовую педаль «отзывчивее». Однако для достижения этой цели нет необходимости кардинально изменять прошивку. Можно воспользоваться электронным корректором, устанавливаемым между ЭБУ и педалью. Увеличивается сигнал, создаваемый педалью в 2 раза, однако не происходит вмешательство в двигатель.

Почему чип-тюнинг используют лишь немногие мастерские

Для проведения качественного чип-тюнинга потребуется наличие специального оборудования, подготовленные сотрудники со знанием особенности выполнения процедуры и дорогие тюнинговые программы. Также проблему создает разнообразие существующих моделей автомобилей, электронных блоков управления и уникальных заводских программ.

Даже столь внушительной коллекции прошивок, рассчитанной на 6000 машин, порой бывает недостаточно для предоставления услуг экспресс-тюнинга.

chto-takoe-chip-tjuning03.png

Точки выведения контактов

Заниматься разработкой таких прошивок могут лишь финансово стабильные зарубежные фирмы.

Стоимость и продолжительность чип-тюнинга

Затраты на «чипования» в основном зависят от цены выбранной тюнинговой программы.

Доработка большинства европейских марок автомобилей потребует 220-480 у.е.

На длительность процедуры влияют технологические особенности. Она может быть выполнена в течение одного часа или затянуться на несколько дней. Во многих случаях чип-тюнинг занимает всего 1-2 часа.

📌Сколько стоит чип-тюнинг авто?

Цены на чиповку варьируются в достаточно широком диапазоне. Если вы доверите работу гаражному мастеру, то можете отделаться и сотней долларов. Специализированные сервисы, которые подходят к процессу более системно и продуманно, могут запросить не одну тысячу долларов. За эти деньги они проведут предварительную диагностику и последующие тесты авто, предупредив поломки и повышенный износ двигателя.

Стоит также отметить, что некоторые официальные дилеры также предлагают чиповку авто. Однако она слишком поверхностная, и заключается в корректировке лишь нескольких параметров ECU и не дает водителю ощутимых результатов. А вот стоимость такой услуги будет весьма высокой.

Отметим, что чиповать авто вы можете и самостоятельно, скачав соответствующее ПО из интернета. Хоть это будет и бесплатно, но очень опасно для двигателя, так как надежность такого софта под большим вопросом.

Видео

alexey-del.jpgАлексей Дель14 апреля, 2020

Основной автор сайта и основатель нескольких автомобильных интернет-проектов

Кто этим занимается

Чип-тюнинг проводят не автослесари, а квалифицированные программисты. Они могут понять принцип работы данного двигателя и ЭБУ, любых марок и видов автотранспорта, а затем внести необходимые изменения в их алгоритм действия.

Качество работы и настроение клиента зависят от того, кто выполняет необходимые операции. Итог процесса исходит не от технологий и возможностей инструмента, а от персонала, который производит перепрошивку микросхемы. Если человек, выполняющий операцию по чип-тюнингу, не разбирается в принципе работы двигателя и его систем, то и результат может оказаться плачевным, и владелец получит от такого чип-тюнинга одни минусы.

Реакция дизельного двигателя на чип-тюнинг

Для нового, современного автомобиля чипованный двигатель очень актуален. Чип-тюнинг дизеля значительно улучшает его тяговые свойства, увеличивает максимальную скорость. Важным нюансом такого двигателя является то, что при необходимости перепрошитый чип в любой момент можно вернуть к заводским настройкам.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...