Чем WET-аккумуляторы отличаются от классических кислотно-свинцовых АКБ

Содержание
  1. Большой англо-русско-английский словарь
  2. транскрипция, произношение, примеры употребления, фразеологизмы,синонимы и антонимы
  3. Режимы работы аккумуляторов
  4. Циклический режим
  5. Буферный режим
  6. Смешанный режим
  7. СРАВНИВАЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
  8. ЛИТИЙ-ИОННЫЕ LIFEPO4
  9. СВИНЦОВО-КИСЛОТНЫЕ AGM|TPPL 
  10. СВИНЦОВО-КИСЛОТНЫЕ GEL|PZV
  11. Свинцовые Жидко-КИСЛОТНЫЕ WET|pZS
  12. Жидкостные
  13. WET аккумуляторы. Кратко о технологии
  14. Маркировка аккумуляторов
  15. Все стандарты включают в маркировку информацию о:
  16. Российский стандарт
  17. Азиатский стандарт
  18. Американский стандарт
  19. Европейский стандарт
  20. Дата выпуска аккумуляторов различных марок
  21. Свинцово-кислотные батареи
  22. Преимуществам аккумуляторов SLA
  23. Свинцово кислотные аккумуляторы
  24. Муки выбора: какой аккумулятор лучше брать — EFB или AGM и почему
  25. Рекомендации производителей
  26. Взаимозаменяемость
  27. Отдельные случаи
  28. Устройство тяговых АКБ
  29. Аккумуляторы WET
  30. Аккумуляторы VRLA
  31. Отличия гелевых и AGM аккумуляторов
  32. Как выбирать мотоциклетный аккумулятор
  33. Полезное видео:
  34. Гибридные
  35. СРОКИ СЛУЖБЫ
  36. Сравнение сроков службы тяговых аккумуляторных батарей
  37. Условия эксплуатации влияющие на срок службы тяговых АКБ
  38. Где применяются VRLA АКБ
  39. Отличие от стартерных
  40. Опрос
  41. АКБ европейского производства
  42. Нужна помощь в выборе АКБ?
  43. Контактная информация
  44. Зарядка тягового АКБ
  45. Стадии зарядки
  46. Недостаточный заряд и перезаряд
  47. Чрезмерный заряд
  48. Популярные бренды тяговых АКБ

Большой англо-русско-английский словарь

транскрипция, произношение, примеры употребления, фразеологизмы,синонимы и антонимы

Вы здесь:  ГлавнаяСловарь

прослушать

  • Режимы работы аккумуляторов

    В зависимости от целей и особенностей применения аккумуляторов в быту или промышленности различаются три режима работы таких устройств: буферный режим, циклический и смешанный. Все они основаны на особенностях разрядных и зарядных процессов, происходящих внутри батареи.

    Циклический режим

    Чем WET-аккумуляторы отличаются от классических кислотно-свинцовых АКБ

    В таком режиме аккумулятор совершает своеобразный цикл – полностью разряжается, а затем полностью заряжается. Специалисты считают такое использование аккумулятора наиболее жестким, так как каждая модель ограничена определенным запасом циклов стопроцентного разряда.

    Например, в современных автомобильных аккумуляторах типа AGM (о самом типе мы поговорим позже) средний циклический ресурс составляет около трехсот полных разрядов и зарядов батарей. Существуют более дорогостоящие и более «мощные» в этом плане модели, которые рассчитаны на шестьсот и более циклов.

    Однако в автомобилях полный разряд батареи встречается редко. Экстремальные условия полного разряда батареи можно встретить в различных бытовых приборах, например, в поломоечных машинах. В таких агрегатах аккумуляторы стопроцентно разряжаются и заряжаются за день около трех раз. В результате эксплуатационный срок в таком «серьезном» режиме составляет всего лишь около шести месяцев.

    Буферный режим

    Данный режим является наиболее распространенным в современном применении. Для батарей буферный режим работы считается самым приемлемым, так как в результате работы батарея разряжается не полностью. Аккумуляторы в таком режим находятся всегда подключенными к источнику питания, поэтому глубокие разряды происходят крайне редко.

    Соответственно, износоустойчивость батарей в таком режиме работы существенно повышается. Наиболее знакомый всем вариант применения аккумуляторов в буферной работе – это использование в качестве источника бесперебойного питания. К примеру, аккумуляторы такого типа устанавливаются на стационарные компьютеры.

    Смешанный режим

    В смешанной работе аккумулятора происходит комбинация двух режимов – буферного и циклического. Аккумулятор основное свое время работы «проводит» в режиме буферного питания, во время которого иногда случаются глубокие разряды. Уже упоминавшееся «автомобильное» применение аккумулятора – распространенный вариант смешанного режима работы.

    СРАВНИВАЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

    На данный момент, можно выделить несколько технологий изготовления тяговых аккумуляторных батарей (АКБ), получивших распространение на рынке:

Литий-ионная LiFePO4 аккумуляторная батарея

ЛИТИЙ-ИОННЫЕ LIFEPO4

Аккумуляторы состоящие из электродов и сепараторов пропитанных электролитом. В качестве материала катода используется литий-железо-фосфат.

Свинцово-кислотная AGM TPPL аккумуляторная батарея

СВИНЦОВО-КИСЛОТНЫЕ AGM|TPPL 

Аккумуляторы с тонкими пластинами из свинца c пористым заполнителем из стекловолокна пропитанного кислотным электролитом.

Свинцово-кислотная GEL PzV аккумуляторная батарея

СВИНЦОВО-КИСЛОТНЫЕ GEL|PZV

Аккумуляторы свинцовые с заполнителем из гелеобразного кислотного электролита.

Свинцово-кислотная PzS аккумуляторная батарея

Свинцовые Жидко-КИСЛОТНЫЕ WET|pZS

Аккумуляторы свинцовые с жидким кислотным электролитом.

Жидкостные

Обслуживание: требуется

Тип: жидкостные Циклический ресурс: 250–500 циклов Рабочий цикл: 50% глубины разряда Стандартное напряжение зарядки: 14,4–14,5 вольт

Жидкостные аккумуляторы — самый распространенный и экономичный тип свинцово-кислотных аккумуляторов. Они содержат раствор жидкого электролита (поэтому называются «жидкостными»), которому после циклов зарядки и разрядки требуется обслуживание. Большинству жидкостных аккумуляторов требуется регулярное обслуживание электролита каждые 3–6 месяцев. Если жидкостный аккумулятор случайно получает избыточный заряд, в него можно долить электролит, что сделает его более устойчивым к неправильной зарядке. При разрядке более чем на 50% срок службы жидкостных аккумуляторов существенно сокращается. Такой аккумулятор следует устанавливать вертикально. Также необходимо проявлять осторожность и не вступать в контакт с аккумуляторной кислотой.

WET аккумуляторы. Кратко о технологии

Что это такое аккумуляторные батареи WET? Если анализировать вопрос о технологии, реализуемой в данных источниках питания, можно сказать, что индустрией выпускаются два типа WET АКБ – это закрытые и открытые аккумуляторные батареи. В конструкции этих устройств разница выражена в наличии или отсутствии пробок, которые задерживают пары серной кислоты в корпусе. В аккумуляторах первого типа крышки отсутствуют. В качестве электролита используется жидкость на основе разбавленной серной кислоты, а для покрытия пластин применяют материалы с содержанием кальция и серебра или сурьмы.

В настоящее время промышленностью выпускают батареи закрытого типа (необслуживаемые), уже залитые раствором серной кислоты. В течение всего периода эксплуатации добавление дистиллированной воды не требуется. Батареи типа WET наиболее распространены в качестве автомобильных аккумуляторов.

Маркировка аккумуляторов

Все автомобильные аккумуляторы на сайте интернет-магазина «Колесо» имеют единый формат наименования, содержащий в себе информацию об их основных параметрах. Например, аккумулятор с ёмкостью 70Ah, прямой полярностью, пусковым током в 600A, длиной 232 мм, шириной 173 мм и высотой 225 мм имеет наименование 70Ah L+ 600А 232х173х225

.

Чтобы сделать верный выбор при покупке нового аккумулятора, стоит учитывать не только их основные параметры, но и те, что указаны в маркировке. Для того, чтобы понимать, что значит та или иная цифра или буква на этикетке автомобильного аккумулятора, в первую очередь, необходимо определить к какому стандарту он относится.

В зависимости от места изготовления аккумулятора существует 4 стандарта: российский (по ГОСТу), азиатский (JIS), американский (SАЕ) и европейский (немецкий DIN или международный ETN).

Все стандарты включают в маркировку информацию о:

  • номинальной емкости;
  • компании-производителе;
  • номинальном напряжении;
  • токе холодной прокрутки;
  • дате производства;
  • полярности;
  • весе акб;
  • уровне электролита.

Российский стандарт

Согласно российскому ГОСТ

маркировка батареи, например, выглядит так:

6СТ-55АЗ , где:

6 — количество банок в аккумуляторной батарее;

СТ — назначение аккумулятора(стартерная батарея);

55 — номинальная емкость в Ампер-часах;

АЗ — исполнение аккумуляторной батареи (А-общая крышка, З-залитая электролитом и заряженная, П-сепаратор-конверт из полиэтилена, М — сепаратор минпласт из поливинилхлорида, Э — эбонитовый моноблок, Т — моноблок из термопластичной пластмассы).

В нормативных документах на батареи конкретных типов допускается (при необходимости) указывать дополнительные обозначения.

Азиатский стандарт

Согласно азиатскому

(японскому) стандарту

JIS маркировка, например,выглядит как:

75B24L , где:

75 — своеобразный коэффициент ёмкости, указывающий на показатели уровня пускового тока и ёмкости, но это не ёмкость в чистом виде;

B — исполнение аккумулятора: тип клемм, габариты и тп. Используются латинские буквы от A до H;

24 — длина аккумулятора в сантиметрах;

L — расположение выводов аккумулятора: L — отрицательная клемма слева, R — отрицательная клемма справа.

Американский стандарт

Согласно американскому

стандарту

SAE аккумулятор имеет подобную маркировку:

А34650, где:

А — тип батареи (автомобильная батарея);

34 — коэффициент типоразмера и полярности (34 — 260х173х205 мм, прямая полярность)

650 — ток холодной прокрутки в амперах (650А).

Европейский стандарт

По европейским

стандартам

ETN маркировка аккумулятора выглядит как:

560 065 043, где:

5 — группа ёмкости батареи 12В (5 — ёмкость от 1 до 99 Ah);

60 — ёмкость аккумулятора (60Ah);

065 — исполнение аккумулятора;

043 — ток холодной прокрутки в амперах (430А).

Ряд зарубежных производителей батарей маркируют свои батареи специфическим образом, указывая в маркировке не емкость, а значение тока холодного запуска, которому по каталогу можно сопоставить величину номинальной емкости. Дополнительный код, собственный для каждого производителя, позволяет узнать место и дату производства батареи.

Дата выпуска аккумуляторов различных марок

На каждом аккумуляторе указана дата и место его изготовления. Чаще всего они выдавлены на корпусе. К сожалению, сейчас не существует единого стандарта маркировки этой информации, поэтому каждый изготовитель использует свой формат. Так, например, дата выпуска аккумуляторов A-mega выглядит как 0491 62-0M7 126/14

, где 14 — год (2014), а 126 — день с начала года (6 мая). Аккумуляторы Varta имеют маркировку

С0С453032 , в которой С — место расположения завода (Чехия), 0 — номер конвеера, C — тип заказа, 453 — дата выпуска (4 — 2014, 53 — май). На аккумуляторах Feon информация размещается в формате

2436 , где 4 — 2014 год, а 43 — номер недели.

Свинцово-кислотные батареи

Свинцово-кислотные батареи (SLA), то есть сила традиции в современной обстановке
Трудно поверить, что дизайну свинцово-кислотной батареи более 150 лет. Эти батареи были разработаны в 1859 году и до сих пор успешно использовались даже в очень современных автомобилях — в автомобилях, которые все больше напоминают небольшие космические паромы. В случае с батареями SLA утверждение о том, что гениальность заключается в простоте и что хорошие решения не боятся времени, работает.

Узнайте больше о самовозобновляемой и бесплатной энергии будущего. Солнечные батареи в действии.

Один элемент свинцово-кислотного аккумулятора состоит из набора пластин аккумулятора. В свою очередь, они включают в себя:

  1. анод из металлического свинца
  2. катод из Pb02
  3. электролит (ок. 37% раствор серной кислоты, обогащенный различными добавками).

Выясняем: когда стоит устанавливать солнечные батареи и как быстро они окупаются?

Обычно свинцово-кислотные батареи (SLA) представляют собой полностью необслуживаемые батареи, состоящие из 6 элементов с номинальным напряжением 12 В. Эти батареи чрезвычайно популярны среди водителей по всему миру. Основными причинами этого являются:

  • универсальность — аккумуляторы SLA можно использовать практически в любых транспортных средствах, от автомобилей до мотоциклов
  • цена — поскольку они являются следствием известных технологий, цена на их производство является самой низкой, что напрямую влияет на цену покупки
  • определенность — длительное присутствие на рынке также означает, что подавляющее большинство водителей знакомы с эксплуатацией свинцово-кислотных аккумуляторов, поэтому они считают этот тип батареи самым надежным решением.

Преимуществам аккумуляторов SLA

Важными преимуществами аккумуляторов SLA являются также их устойчивость к глубокой разрядке и простота восстановления их первоначальных параметров с помощью стандартной зарядки. Что касается их недостатков, то здесь вы должны помнить, что свинцово-кислотные аккумуляторы подвержены сульфатированию.

Гелевые батареи (GEL) и Absorbed Glass Mat (AGM), что является следствием улучшения старых технологий.

Как гелевый, так и AGM аккумулятор можно считать разработкой версий свинцово-кислотных аккумуляторов. В случае гелевых аккумуляторов мы имеем дело с гелевой формой электролита, которая была получена после смешивания серной кислоты с кремнеземом. Использование геля означало, что им абсолютно не нужно было доливать электролит, повышается их устойчивость к повреждениям, и, кроме того, они становятся очень устойчивыми к глубокому разряду — по этой причине их часто используют в автомобилях с системой Start-Stop и во внедорожники.
AGM аккумулятор, в свою очередь, представляет собой аппарат, основанный на технологии стекломатов, поглощающих жидкий электролит. Их выбор обеспечит вашим автомобилям быстрый и плавный запуск (по этой причине они часто используются в автомобилях, используемых общественными и унифицированными службами), однако в неподходящих условиях (с неправильной зарядкой) они могут безвозвратно потерять свою первоначальную вместимость.
По вопросам, касающимся:

  1. механическое сопротивление,
  2. жизнеспособность,
  3. сезонная эксплуатация,
  4. регенерация после разгрузки.

Свинцово кислотные аккумуляторы

Внимание!

Данные о максимальных допустимых напряжениях в конце заряда приблизительные, уточняйте максимальное допустимое напряжение в паспорте АКБ или у производителя АКБ.

Внимание!

Не рекомендуется производить заряд АКБ при напряжении большем чем указано производителем.

Таблица 2: Параметры заряда свинцово кислотных аккумуляторных батарей

Тип аккумулятора СТАРТЕРНЫЕ ТЯГОВЫЕ Напряж.
хранения
(буферный
режим)
Неавтомат.
заряд
WET EFB AGM GEL
сурьмянистые Sb гибридные Са/ Sb кальциевые Са серебряные Ag Long Life Deep-Cycle
Максимальное напряжение заряда (12 В), В 14,4-14,6 14,4-14,6 14,5-15 14,7-15,5 14,5-15 14,1-14,4 13,8-14,1 14,1-14,4 13,4-13,8 15,5-18
Максимальное напряжение заряда (24 В), В 28,8-29,2 28,8-29,3 29-30 29,4-31 29-30 28,2-28,8 27,6-28,2 28,2-28,8 26,8-27,6 31-36
Ток заряда, А 0,1 С

Здесь: С – емкость АКБ (рекомендуемый ток заряда, для достижения максимального ресурса АКБ, 10% от емкости АКБ)
Внимание!

Все параметры указаны для АКБ в общем случае, в частном случае напряжение и ток заряда могут отличатся для конкретной АКБ, которые обычно указываются производителем на корпусе АКБ или в прилагаемом паспорте на АКБ.

  • WET аккумуляторы – это свинцово-кислотные аккумуляторы с жидким электролитом. Существуют обслуживаемые и необслуживаемые аккумуляторы. При эксплуатации обслуживаемого аккумулятора требуется доливка воды. Для добавления воды, у этого типа аккумулятора, пробки вывинчиваются. Необслуживаемые аккумуляторы доливки воды не требуют. Пробки у этого типа аккумулятора не вывинчиваются. В зависимости от материала, которым легируют электроды, свинцово-кислотные аккумуляторные батареи делятся на сурьмянистые, кальциевые, с добавлением серебра.
  • EFB (Enhanced Flooded Battery) аккумуляторы – это кислотно-свинцовые аккумуляторы, в которых пластины помещены в сепаратор из стекловолокна, что позволяет пластинам быть постоянно в влажном состоянии. EFB аккумуляторы отличаются высоким пусковым током и низким внутренним сопротивлением.
  • VRLA (Valve Regulated Lead Acid) или SLA (Sealed Lead Acid) аккумуляторы – это герметизированные свинцово-кислотные аккумуляторы с регулирующим клапаном, открывающимся при повышении давления внутри корпуса. Аббревиатура SLA используется для батарей емкостью до 30 Ач, VRLA – свыше 30 Ач. Данная технология применяется во всех герметизированных аккумуляторах.
  • GEL аккумуляторы – это герметизированные свинцово-кислотные аккумуляторы, в которых электролит находится в гелеобразном состоянии. Гелеобразный электролит получается в результате смешивания серной кислоты с загустителем( силикагелем). Это необслуживаемые аккумуляторы. При эксплуатации не требуют доливки воды и не имеют пробок. Не рекомендуется устанавливать этот тип аккумуляторов там, где есть высокие температуры, так как гель растворяется.
  • AGM (Absorbent Glass Mat) аккумуляторы – это герметизированные свинцово-кислотные аккумуляторы, в которых электролит адсорбирован в стекловолокно.

На аккумуляторы дополнительно наносят буквенный код, который обозначает порядок ее обслуживания. Бывает три значения этого кода:

  • MF – малообслуживаемая батарея (maintenance free);
  • CMF – полностью необслуживаемая батарея (complete maintenance free);
  • SMF – запечатанная необслуживаемая батарея (sealed maintenance free).

Муки выбора: какой аккумулятор лучше брать — EFB или AGM и почему

За изделием АГМ высокий пусковой ток и быстрая зарядка. Противовес ЕФБ только в цене – 3 000 рублей разницы. Улучшенная «жидкая» технология в состоянии конкурировать только с традиционной методикой изготовления. Отсюда – различные сферы предназначения прогрессивных батарей.

какой аккумулятор лучше выбрать efb или agm

Рекомендации производителей

Классический совет «ставь такой же, как с завода» всегда актуален – не прогадаешь. Автопроизводители отталкиваются от нагрузки и технологии подзарядки, реализованной бортовой электросети:

  • EFB – автомобили с функцией «Start-Stop».
  • AGM – машины с рекуперативным торможением.

Взаимозаменяемость

  • Усовершенствованную жидкостную батарею можно менять на АГМ. Замена в обратном порядке допускается на короткое время: жидкие питатели медленно воспринимают заряд и методикой подзарядки аккумулятора EFB от сетевого устройства придется пользоваться значительно чаще.
  • Вместо традиционной АКБ можно установить ЕФБ. Протянет дольше как в единичном автономном режиме, так и в долгосрочной перспективе.
  • AGM взамен обычной батареи ставить без повышения нагрузки неоправданно. Сэкономить на Ампер-часах не получится, высокие пусковые токи необходимы только на крепком морозце, а интенсивное восстановление заряда – опция, безусловно, необходимая, но не такой ценой. Лучше купить простую АКБ да добротный автоматический зарядник, и проявить заботу об устройстве.

Отдельные случаи

В нанотехнологиях не без капризов: аккумулятор AGM лучше оппонента класса EFB по электротехническим параметрам, но предъявляет особые требования к обслуживанию и рабочему месту. 10 лет, а это на 3 года больше среднего срока службы ЕФБ. Этот период изделие на основе абсорбированного электролита гарантированно отработает, но при условии:

  1. Монтажа вдали от двигателя.
  2. Исключения периодов хранения в разряженном состоянии.

Любое увеличение нагрузки на бортовую сеть сверх нормы – стресс для батареи. Штатная АКБ не стерпит мощную акустику или предпусковой обогреватель любой системы. Если установлен ЕФБ – смело переходите на АГМ, простой – тоже на AGM, АГМ – на более емкий аналог. Любая «жидкая» альтернатива тоже не противостоит сульфатации, но температурный фактор не столь критичен.

отличие технологий AGM от EFB
Совет дельный: стабильное энергообеспечение сразу нескольких потребителей характерно только для продукта с абсорбированной жидкостью. Цифры подтверждают. При подключении 1,5 кВт усилителя акустической системы на той же громкости напряжение на клеммах АГМ больше на 0,3-0,5 В, чем у ЕФБ. Да и восстанавливается первый за 5 минут работы на «холостых», а второй – за 15-20 минут езды.

Устройство тяговых АКБ

По устройству тяговые источники питания в чем-то схожи со стартерными АКБ. В них также присутствуют положительные и отрицательные пластины, они, как и стартерные, работают по принципу преобразования химической энергии в электрическую. Но на этом схожесть заканчивается.

устройство тяговой батареи Sunlight

Устройство тяговой батареи на примере батареи производителя Sunlight

Главное отличие заключается в массе пластин, которая естественным образом трансформируется в массу и объем всей батареи. Тяговая аккумуляторная батарея 24V емкостью 75 Ач может превышать по размерам стартерную 12В АКБ в 40–50 раз. Объясняется это просто – пластины большего размера и массы позволяют значительно продлить срок эффективной эксплуатации АКБ с большим количеством циклов зарядки.

По типу электролита различают свинцово-кислотные и щелочные аккумуляторы. Щелочные АКБ, которые были очень распространены раньше, сейчас мало используются из-за их высокого ценового диапазона, а вот кислотные батареи в результате развития технологий находят все большее применение в электроприводной технике.

Различают три основных разновидности кислотных АКБ.

Аккумуляторы WET

Устройства традиционного типа с электролитом, представляющим собой растворенную дистиллированной водой серную кислоту в жидком – свободном виде. В зависимости от технологического способа производства электродов подразделяются на три основных класса:

  1. Аккумуляторы с обычным техобслуживанием. Пластины таких аккумуляторов изготавливаются из сплава свинцово-сурьмянистого состава, им требуется периодическая проверка уровня электролита и пополнение его дистиллированной водой.
  2. АКБ с ограниченным техническим обслуживанием. Изготавливаются по гибридной технологии: плюсовые пластины имеют свинцово-сурьмянистый состав с пониженным содержанием сурьмы, а отрицательные изготавливаются из сплава свинца и кальция. Процесс зарядки тяговых аккумуляторных батарей такого типа сопровождается меньшим испарением воды из электролита, поэтому восстановление уровня требуется только при эксплуатации в тяжелых условиях повышенных температур и нагрузок.
  3. В аккумуляторах SM (маркируемых еще как MF), не требующих обслуживания, электроды изготавливаются из свинцовых сплавов, которые не содержат сурьму. Положительные пластины могут иметь свинцово-кальциево-оловянный либо свинцово-кальциево-оловянно-серебряный состав, отрицательные производятся из свинцово-кальциевого сплава.

Источники WET типа применяются по большей части в качестве аккумуляторных батарей для электропогрузчиков. Заряжать тяговые аккумуляторы допускается исключительно под вытяжкой.

Аккумуляторы VRLA

Новое поколение тяговых аккумуляторов, классифицируемых в международной терминологии как VRLA, позволяет в значительной степени сократить не только занимаемое источником питания пространство. Свинцово-кислотные батареи, созданные на основе технологии VRLA, сохраняют все характеристики, присущие тяговой разновидности аккумуляторов, имея при этом массу и габариты, сопоставимые с аналогичными параметрами стартерных источников.

тяговый аккумулятор VRLA для мототехники Delta DTM 1207 7Ач

Аккумулятор Delta VRLA для мототехники

Тяговые аккумуляторные батареи для погрузчиков нетребовательны к габаритам и массе, скорее даже наоборот. А вот батареи для питания лодочных моторов, гибридных авто должны иметь большой запас емкости при минимальной массе и геометрических размерах. Так свинцово-кислотная тяговая батарея 65 Ач имеет геометрические размеры всего 278х175х190 мм.

По клапанно-регулируемой технологии выпускаются два типа источников питания:

  1. С использованием технологии AGM. Плюсовые пластины таких устройств изготавливаются из сплава свинца с кальцием и оловом, отрицательные – из свинцово-кальциевого. Изолирующим материалом, одновременно удерживающим в своем объеме кислый электролит, выступает поглощающее стекловолокно.
  2. С использованием гелевой технологии – типа GEL. Отличие с аккумуляторами AGM заключается в агрегатном состоянии электролита. Как следует из названия, кислая электролитная среда таких батарей переведена с применением гелеобразователей в состояние геля.

Принцип функционирования аккумуляторов VRLA имеет в своей основе метод кислородно-водородной рекомбинации. Незначительное избыточное давление, создающееся в корпусе устройства, нивелируется работой клапана.

Отличия гелевых и AGM аккумуляторов

Показатель Гелевые AGM
Циклический ресурс В 2-3 раза выше, чем в AGM (около 600 циклов) за счет вязкого электролита. Пластины остаются покрытыми им во время глубокого разряда, поэтому меньше подвержены коррозии. Около 300 циклов заряд-разряд.
Заряд Очень требовательны к точности заряда, его превышение может привести к вспучиванию батареи.  Не так критичны к заряду, хотя превышение напряжения при заряде также может привести к кипению и вздутию батареи.
Саморазряд Величина саморазряда небольшая, поэтому  подходят для применения там, где разряд происходит малыми токами в течение долгого периода Саморазряд интенсивнее, чем у гелевых.
Перегрев Перегрев может вызвать взрыв батареи. Перегрев не так критичен, но тоже опасен.
Глубокий разряд Хорошо выдерживают глубокий разряд. Желательна эксплуатация при глубине разряда не более 30%.
Пусковой и максимальный ток Неспособны дать большие токовые величины, особенно стартовые, из-за высокого внутреннего сопротивления. Пусковые токи больше.
Короткие замыкания Очень чувствительна к коротким замыканиям. Менее чувствительна.
Эксплуатация В любом положении, кроме “вверх дном”, мелкие повреждения корпуса не вызывают утечку электролита, за счет вязкости последнего. В любом положении, кроме “вверх дном”.

Или коротко, в картинке:

Типы аккумуляторов для ИБП

Итак, в общем гелевые аккумуляторы прослужат дольше, чем  AGM, в системах:

  • где чаще происходит цикл разряд-заряд,
  • где чаще допускается глубокий разряд,
  • где до разряда проходит долгое время,
  • где может быть критичным пролив электролита во время случайного повреждения корпуса.

Так как эти батареи более капризны и дороже стоят, в остальных случаях их можно с успехом заменить AGM АКБ.

А главное, – обязательно обращайте внимание на технические характеристики конкретной модели, которые заявлены производителем, они могут существенно отличаться для аккумуляторов разных торговых марок и ценовых категорий.

Как выбирать мотоциклетный аккумулятор

Выбирая аккумулятор необходимо руководствоваться следующими критериями:

  1. он должен быть простым в эксплуатации
  2. подходить по размеру
  3. быть долговечным
  4. эксплуатация должна быть безопасной

Самый быстрый способ определить, какая батарея необходима, это воспользоваться сервисной книжкой. В ней всегда указаны типы аккумуляторных батарей (с характеристиками), которые устанавливаются на данную мототехнику. Производители аккумуляторов, в свою очередь часто рекомендуют, на какую технику устанавливаются изделия.

Полезное видео:

В ролике рассказано как выбирать мото аккумулятор

Выбирать самостоятельно, рекомендуется учитывая следующее:

  • Необходимая и достаточная емкость. Большой объем двигателя требует высокую емкость батареи. Аккумулятору малой емкости не хватит сил для запуска мощного двигателя. Большая батарея для маленького мотора это и переплата, и возможность недостаточного заряжания во время эксплуатации.
  • Величина пускового тока. Аналогично выбору емкости. Следует учитывать некоторый запас при эксплуатации в холодных условиях.
  • Корпус батареи и габариты должны соответствовать штатному месту для ее установки. Лишь в этом случае вы сможете подключить клеммы и надёжно закрепить АКБ. Необходимо помнить, что WET устанавливают в вертикальном положении и используют для спокойной езды.
  • Спортивная мототехника выполняющая прыжки, подвергающаяся сильной вибрации и встряскам требует установки AGM и гелевых батарей.
  • Конструкция и расположение клемм должны соответствовать модели мототехники
  • Тип аккумулятора. Зависит от того, сколько вам не жалко потратить на своего друга. При прочих равных условиях лучше купить AGM или GEL.

Гибридные

Гибридные аккумуляторы повсеместно вытесняют кальциевые. Конструктивные отличия состоят в том, что при их производстве объединили две технологии: одна, когда пластины формируется из сплава свинца и сурьмы (положительные электроды), другая же – из сплава свинца и кальция (отрицательные электроды). В результате это дало неоспоримое преимущество в сравнении с кальциевыми батареями.

Для гибридной батареи глубокий разряд перестал быть гибельным. Для тех автовладельцев, которые пользуются автомобилем круглогодично, это теперь позволяет значительно увеличить период службы АКБ. В связи с тем, что практически перестал выкипать электролит, такой тип батареи стал считаться полностью необслуживаемым.

Ключевая особенность гибридных аккумуляторов — лучшая виброустойчивость, которую высоко ценят водители. Такой результат достигнут благодаря толстым литым пластинам, применение которых позволило повысить срок эксплуатации до семи лет.

Ошибочно считать, что гибридные аккумуляторы являются лучшими и их следует применять без учета особенностей каждого автомобиля. К тому же гибридные АКБ до сих пор имеют довольно высокую цену. По гибридной технологии изготавливает автомобильные аккумуляторы кампания A-Mega: Premium, Ultra+, Special. В результате автомобилисты получили батареи с разработками, которые применяются в АКБ более высокой ценовой категории. Маркируются данные аккумуляторы обозначением Са+ или Ca/Sb. Подробнее о гибридных аккумуляторах.

СРОКИ СЛУЖБЫ

Срок службы тяговой аккумуляторной батареи (количество циклов при котором батарея сохраняет более 70% емкости и номинальное напряжение), имеет прямую зависимость от регулярной глубины разряда АКБ и условий её эксплуатации.

Сравнение сроков службы тяговых аккумуляторных батарей

Сравнение сроков службы тяговых аккумуляторных батарей

Условия эксплуатации влияющие на срок службы тяговых АКБ

Условия эксплуатации влияющие на срок службы тяговых АКБ

Пояснение 1: Сульфатация пластин– химическая реакция в свинцово-кислотных аккумуляторах (включая AGM и GEL) при которой образуется плохо растворимое вещество (сульфит свинца), осаждающийся на пластинах и образующий диэлектрический слой между электролитом и активной массой.
Пояснение 2: Длительное хранение свинцово-кислотных аккумуляторов (включая AGM и GEL) в разряженном состоянии приводит к кристализации сульфита свинца и быстрой потере работоспособности АКБ.
Пояснение 3: Регулярный неполный заряд, так же, как и осушение пластин при выкипании электролита в свинцово-кислотных АКБ (включая AGM и GEL), приводит к частичной кристализации сульфита свинца на пластинах аккумулятора и необратимому снижению ёмкости АКБ.

Вывод: Теоретически, все сравниваемые технологии имеют продолжительный срок службы по отношению к их стоимости, но на практике очень часто условия эксплуатации не соблюдаются из-за человеческого фактора, и срок службы значительно сокращается. В случае строгого соблюдения условий: заряда, разряда, хранения и профилактики для всех видов свинцово-кислотных батарей (включая AGM и GEL), при выборе стоит ориентироваться, так же, на эти технологии изготовления, в остальных случаях, более выгодным будет приобретение неприхотливых в обслуживании литий-железо-фосфатных – LiFePO4 аккумуляторных батарей.

Где применяются VRLA АКБ

Самое широкое применение эта технология производства аккумуляторных батарей получила в машиностроении. Наличие клапана, который открывается только в момент возникновения избыточного давления, позволило отказаться от устаревшего типа корпуса, представляющий собой конструкцию, оснащённую ввинчиваемыми пробками. Отсутствие возможности со стороны водителя открыть доступ к банкам значительно повысило срок годности изделия.

VRLA-аккумуляторы устойчивы к глубоким разрядам, поэтому могут быть использованы не только в качестве стартерных батарей, но и для оснащения устройств бесперебойного питания. По этой же причине такие модели батарей применяются в качестве основного энергоаккумулятора для лодок, оснащённых электродвигателем, машин для гольфа и инвалидных колясок.

GEL VRLA VRLA GEL

Отличие от стартерных

Главное отличие тяговых аккумуляторов от стартерных моделей заключается в строении токоотводящих пластин электрода. В пусковых батареях они тонкие, но их много. Большая поверхностная площадь позволяет быстро отдать много тока, что важно при пуске двигателя. В тяговых аккумуляторах, напротив – пластины более крупные и заметно толще.

В результате реакция серной кислоты и рабочего состава пластин протекает медленнее, из-за чего нет возможности отдать много тока сразу, но длительность процессов, образующих ток, несопоставимо дольше, чем у батарей с тонкими решетками. Массивные пластины, помимо продолжительных электрохимических реакций, имеют гораздо больший срок службы, они менее подвержены износу и сульфатации.

Тяжелые внутренние элементы требуют соответствующей наружной конструкции, поэтому тяговые батареи упакованы в монолитный жесткий корпус, изготовленный из эбонита или высокопрочных полимеров.

Опрос

Примите участие в опросе!

Загрузка ...

 Загрузка …

Если статья оказалась для вас полезной, распространите ссылку на неё в социальных сетях. Это поможет развитию сайта. Исправления и дополнения к материалу, а также ваши отзывы о тяговых аккумуляторах, оставляйте в комментариях ниже.

Вернуться к содержанию

АКБ европейского производства

У этих производителей мы легко сможем расшифровать маркировку автомобильного аккумулятора, если будем понимать, какие сведения и каким образом в неё заложены. Известные на весь мир заводы Bosch и Varta выбивают последовательность из букв и цифр, где нам следует обратить внимание лишь на 4-ю (год производства), 5-ю и 6-ю цифры (соответственно, месяц выпуска).

Маркировка аккумулятора автомобиля — как определить дату выпуска

У европейских брендов существует разделение на стандарты EN и DIN, однако они в большей степени касаются других параметров. Известные заводы Mutlu, TOPLA выбивают дату в виде последовательности из 6 цифр на крышке корпуса АКБ. Например, возьмём комбинацию 451227. В ней первый символ подскажет сборочную линию, но нам эта информация ни к чему. Следующая цифра будет последней из года производства. 4 следующих — это месяц по порядку и конкретное число.

Нужна помощь в выборе АКБ?

Задайте свой вопрос в форме обратной связи или свяжитесь с нами любым другим удобным для Вас способом.

Наши специалисты ответят на ваши вопросы и помогут разобраться во всех деталях рынка аккумуляторных батарей!

Контактная информация

Зарядка тягового АКБ

Работу батареи можно условно разделить на два этапа – разрядка и зарядка. Во время разрядки свинец взаимодействует с серной кислотой электролита, в результате чего образуется сульфат свинца, электричество, продукты распада серной кислоты и воды. К тому же, плотность электролита снижается.

В ходе зарядки тягового аккумулятора электроны идут в обратном направлении, поэтому важно, чтобы зарядное напряжение превышало таковое на клеммах АКБ, иначе батарея будет разряжаться. Итак, электроны идут обратно, инициируя восстановительную реакцию серной кислоты из водорода и сульфатов. Также восстанавливается активная составляющая решеток и плотность электролита.

Зарядное устройство

Стадии зарядки

Если коротко описать как заряжать тяговый аккумулятор, то получится последовательность действий, включающая в себя три этапа:

  • Насыщение. На первой стадии насыщения процесс протекает быстро, при максимуме тока на ЗУ. Напряжение устанавливается в зависимости от степени разряда. Длительность зависит от номинальной емкости и силы зарядного тока (емкость 60Ah при токе 6A зарядится приблизительно через 10 часов). Сила тока заряда определяется в зависимости от конкретной батареи, но не может быть выше 100% ее емкости (ниже 10% ставят в исключительных случаях). Заряжают до тех пор, пока не наберется 80% емкости.
  • Поглощение (абсорбция). Напряжение на стадии поглощения остается на уровне, достигнутом на первой этапе, а сила тока постепенно снижается, вплоть до максимальной зарядки.
  • Поддержка. Третий этап поддерживающей зарядки наступает после понижения, потребляемого батареей, тока менее чем до двух процентов от его емкости. Чтобы исключить закипание, ЗУ автоматически уменьшает напряжение до 13,8V. Чрезмерное напряжение является причиной преждевременного старения положительных решеток, а недостаточное приводит к сульфатации, по причине неполной зарядки аккумулятора.

Недостаточный заряд и перезаряд

На пластинах не полностью заряженной тяговой батареи, особенно если недозаряд регулярен, появляются частицы сульфатов, которые ощутимо увеличивают сопротивление. Из-за этого ЗУ не может откалибровать зарядное напряжение, что приводит к еще большей недозарядке и сульфатации соответственно.

Чрезмерный заряд

Особенно опасен для аккумуляторов с желеобразным электролитом и AGM устройств. Во время длительной перезарядки закипает жидкий реагент, инициируя неконтролируемый нагрев с постоянным повышением температуры.

Популярные бренды тяговых АКБ

Германский производитель Sonnenschein на рынке автономных источников питания более 100 лет. Продукция компании использует передовые разработки в продукции, рассчитанной на большинство потребностей своих клиентов.

АКБ компании Ventura

Более бюджетные, но добротного качества батареи предлагает компания Ventura. Приемлемые цены возможны благодаря размещению производственных мощностей в Китае. Тем не менее продукция бренда изготавливается по технологии AGM, характеризуется минимальными испарениями и достойными эксплуатационными показателями.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...