Порядок транспортировки нефтепродуктов
Нефтепродукты относятся к грузам повышенной опасности, поэтому к их транспортировке предъявляются требования, соответствующие классу продукции.
Топливо в зависимости от его назначения имеет различные физические и химически свойства, поэтому значительно отличаются условия перевозки, включая вид транспорта:
- К примеру, для темных сортов нефтепродуктов (мазут и др.) имеется склонность к застыванию при отрицательных температурах, поэтому возможность подогрева жидкости – непременное условие к транспорту.
- Напротив, светлые виды топлива, как бензины, керосин, склонны к испарению.
Необходимые условия безопасной перевозки будут обеспечены только в герметично закрытых емкостях.
Правила перевозки нефтепродуктов автотранспортом
Независимо от формы собственности (госструктуры, ИП), компании по перевозке грузов проходят лицензирование в установленном порядке. Вторым важным моментом является действующий разрешительный принцип на доставку таких грузов.
Разрешение выдается территориальным органом внутренних дел на основании заявления, и документально подтвержденных позиций:
- наименование груза;
- согласованный маршрут с дорожной полицией;
- список утвержденных лиц, ответственных за перемещение, охранение;
- документ, подтверждающий допуск грузовика.
После того, как лицензия и разрешение отдела внутренних дел будут на руках, формируется пакет документов для каждой из регулярных перевозок. Кроме того, организация перевозки требует подбора и водителя нужной квалификации.
К критериям отбора относят:
- Категория водительского удостоверения – в зависимости от типа цистерны (С-С1Е).
- Стаж работы. Не менее 3 лет для установленной категории.
- Обучение. Наличие свидетельства об окончании курсов по транспортировке опасных грузов.
Для автомобиля предъявляется дополнительное требование в оборудовании системой контроля труда и отдыха водителя (тахографа). При выполнении всех перечисленных условий, компания-перевозчик способна качественно оказывать услуги, и переходит к договорным отношениям к заказчику.
Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов
Любой трубопровод диаметром больше 219 миллиметров и длиной больше 50-ти километров называется магистральным.
Магистральные трубопроводы делятся на:
- нефтепроводы (транспорт нефти);
- нефтепродуктопроводы (транспорт жидких нефтепродуктов).
Магистральные трубопроводы могут иметь диаметр до 1620 миллиметров, и выдерживать давление до 100 атмосфер.
Их основное назначение – доставка нефти и нефтепродуктов от мест их добычи, хранения или изготовления до нефтебаз, наливных пунктов и промышленных предприятий.
Такие трубопроводы по своим диаметрам делятся на следующие классы:
- I класс – диаметр от 1000 до 1620 миллиметров;
- II класс – от 500 до 1000 мм;
- III класс – от 300 до 500 мм;
- IV класс — меньше 300 мм.
Все нефте- и нефтепродуктопроводы имеют одинаковый принцип своего устройства – это сам трубопровода и ряд насосных станций. Различия есть только в отдельных элементах технологических схем.
К основным сооружениям магистрального трубопровода относятся:
- головная станция перекачки, расположенная в районе нефтедобычи (служит для первого поступления продукта в трубу);
- промежуточные станции перекачки, которые двигают продукт по трубам;
- нефтебаза, где хранится нефть перед поставкой потребителю;
- сам трубопровод со всеми своими ответвлениями.
- линейные трубопроводные сооружения (аварийно-ремонтные пункты, станции и оборудование для линейной, устройства коррозионной защиты, трассовые линии электропередач и так далее).
Практикуют две системы перекачки по нефтепроводам – постанционная и транзитная.
Для постанционной характерно использование резервуаров промежуточных насосных станций с полным его наполнением. Только после этого нефть или нефтепродукт из него передается на следующую насосную станцию. Такая перекачка значительно дороже, и применяется только в случаях:
- проведения работ по наладке трубопровода;
- определения пропускной способности каждого перегона и так далее.
Транзитный способ является основным.
Он подразумевает немедленное всасывание продукта из резервуара для передачи на следующую насосную станцию. Другими словами, резервуар одновременно работает и на прием, и на отпуск продукта.
Транзитная перекачка бывает:
- через резервуар;
- с подключенным резервуаром;
- напрямую – из насоса в насос.
В качестве перекачивающего оборудования самым эффективным являются насосы центробежного типа, поскольку их легко синхронизировать и регулировать с помощью автоматики. Помимо этого, по сравнению с поршневыми типами, такие насосы не повышают давление до опасных значений даже в случае полного закрытия задвижки.
Список используемой литературы:
- Нефть и Нефтепродукты – Википедия
- Хаустов, А. П. Охрана окружающей среды при добыче нефти/ Хаустов, А. П., Редина, М. М. Издательство: «Дело», 2006. 552 с.
- Эрих В.Н. Химия нефти и газа. — Л.: Химия, 1966. — 280 с. — 15 000 экз.
- “Bavarian Clock Haus and Frankenmuth Clock Company”. Frankenmuth Clock Company & Bavarian Clock Haus.
Видео: Наливные грузы. Международные грузоперевозки.