Какое выбрать масло для двухтактных двигателей: отличия, характеристики

Система смазки ДВС

Двухтактные ДВС – это эффективные, надёжные агрегаты, довольно востребованные на маломощной технике. Их применяются в основном на снегоходах, скутерах, мотоциклах, моторных лодках, а также в газонокосилках и в бензопилах. Они требуют использования особых моторных масел. А всё потому, что такие агрегаты требуют особого подхода к организации внутренней системы смазки. Это происходит исключительно благодаря смешиванию топлива с нужным моторным маслом.Применение двухтактных двигателей

Подобного вида смесь обеспечивает качественную смазку частей двигателя. Её особенностью является то, что вовремя сгорания топлива, одновременно с ним выгорает и смазка. И для сохранения эффективности работы агрегата происходит продувание цилиндра после каждого рабочего цикла.

Именно поэтому к маслам для двухтактных моторов предъявляются повышенные требования. Ведь необходимо обеспечить образование как можно меньшего количества твёрдого зольного нагара. Также важно, чтобы вещество хорошо смешивалось с топливом и не теряло при этом своих свойств.

Устройство и принцип работы

Устанавливается двух тактовый привод в таких местах, где небольшие размеры и незначительная масса играют важное значение. Конструкция агрегата включает: картер с каналами, блок цилиндров, коленвал, поршни.Работа агрегата происходит в течении двух тактов: сжатие и рабочий ход.

Когда происходит сжатие, поршень начинает движение от крайнего нижнего до крайнего верхнего положения (верхняя и нижняя мертвые точки). Двигаясь, он перекрывает продувочные и выпускные отверстия, образуя герметичную камеру. В момент закрытия отверстий и движения поршня вверх, в цилиндр подается бензин. Бензиново-воздушная смесь максимально сжимается, когда поршень достигает крайней верхней точки. Под поршнем, в кривошипной камере, образуется разряженное пространство. Оно способствует поступлению по впускному каналу топлива из карбюратора.

Такт рабочего хода начинается в момент пребывания поршня в верхней точке. Свеча выдает искру и воспламеняет топливо. Создается давление и мгновенно повышается температура, вследствие чего поршень начинает движение вниз. Перемещаясь в нижнее положение, поршень образует повышенное давление и сжимает топливную смесь в кривошипной камере. По мере снижения, поршень открывает продувочный канал, и отработанные газы выходят наружу. Горючая смесь, которая находится под давлением в кривошипной камере, по продувочному каналу направляется в цилиндр, дополнительно помогая освободить его от отработанного газа.

Особенности двухтактного двигателя

Силовой агрегат, использующий два такта, хорош, поскольку прост и надёжен. Отличие двухтактного и четырехтактного двигателя заключается в выполнении рабочего цикла. Этот цикл заключается в двух тактах: сжатие и расширение, тогда как в четырёхтактном моторе присутствует такт впуска нового топлива и такт выпуска отработанного топлива. Интересен тот факт, что два эти такты присутствуют и у двухтактной силовой установки, иначе агрегат не смог бы работать, однако они объединены с процессами сжатия и расширения.

Выполняемый цикл наглядно демонстрирует, чем отличается двухтактный двигатель от четырехтактного мотора. Процесс двухтактного мотора проходит за оборот вала. Такая особенность добивается увеличения мощности установки в сравнении с оппонентом, в полтора раза. Несмотря на увеличение мощности, показатель отдачи занижен, а это отрицательный момент.

Кроме того, особенность приводит к выделению объёма тепла в процессе работы, что сильно перегревает мотор. Двухтактные силовые агрегаты нуждаются в интенсивном охлаждении. Положительный момент, работая, поршень совершает в два раза меньше движений, чем поршень четырехтактного механизма, это сокращает износ деталей и элементов.

Особенность агрегата, не присутствует механизм смазки. Масло подаётся непосредственно с горючим. С этой целью в бензобак добавляют смесь бензина и масла, соотношение один к пятидесяти, либо смешивают смазку с горючим в трубопроводе при впуске. Масло сгорает с бензином и выводится с продуктами отработки.

Отличительный момент и само горение. У четырёхтактного агрегата на это отводится один такт. В двухтактных установках сгорание происходит за доли секунды, поэтому для достижения эффекта механизм нуждается в настройках.

Двухтактные моторы нашли себя еще в одной отрасли, судостроение. Так же цилиндровые силовые установки применяют на скутерах, выпускаемых в больших количествах.

Состав моторной смазки

Для того, чтобы масло для двухтактных двигателей наилучшим образом циркулировала внутри силовой установки и защищала ее от преждевременного износа, в ее состав входит специальный пакет присадок, причем для четырехтактных моторов он один, для двухтактников – другой. В рассматриваемом нами случае обязательным ингредиентом должен быть растворитель. Именно с его помощью происходит однородное смешивание масла с топливом, облегчается распыление и прокачка рабочей смеси.

warning.png.webp

Использование растворителя одновременно улучшает и ухудшает свойства масла.

Как это может быть? Да очень просто: несмотря на то, что он позволяет достичь эффективного распределения смазки внутри силовой установки, он разрушающе воздействует на смазывающие способности моторной жидкости. Т.к. растворителя в составе масла около 20 %, для нейтрализации его негативного воздействия требуется большой коэффициент вязкости. Стоит учитывать данную особенность при выборе подходящей продукции.

Моторный смазочный материал должен иметь следующее соотношение ингредиентов в своем составе:

  • масляная основа – 60 %;
  • растворитель – 20 %;
  • вакуумный остаток (образующийся в результате первичной дистилляции нефтепродуктов) – 5-17 %;
  • дополнительные присадки – 3-15 %.

Особенности мотора с двумя тактами

Двухтактный двигатель совершает полный цикл за один оборот коленвала, это позволяет получить большую удельную литровую мощность чем у 4-х тактного движка при тех же оборотах двигателя. Однако, кпд двухтактника будет ниже из-за несовершенства механизма фаз газораспределения, неизбежных потерь топливной смеси в процессе продувки и неполного рабочего хода поршня.

Двухтактный двигатель сильно греется, потому что во время работы высвобождается большая тепловая энергия. Иногда может потребоваться дополнительное охлаждение. В мотоциклах редко используются двухтактные моторы с большим количеством цилиндров, чаще всего применяется одноцилиндровый мотор с воздушным охлаждением.

Двухтактный двигатель

При работе по двухтактному циклу поршень совершает меньше движений за один такт, а нагрузка вспомогательных газораспределительных, смазочных и охлаждающих систем на коленвал ниже или отсутствует совсем. Поэтому износ поршневой группы у них будет ниже. Если для легкой техники это не является решающим фактором, то тихоходный двухтактный дизельный двигатель может иметь в несколько раз больший ресурс, чем все остальные двс. Поэтому они нашли широкое распространение в тепловозах, генераторах, судовых двигателях.

Двухтактный бензиновый двигатель быстрее набирает обороты максимальной мощности. Этим активно пользуются мотоспортсмены, особенно в кроссовых дисциплинах, когда необходим мгновенный отклик на рукоятку газа. Кроме того, он проще в обслуживании, дешевле и легче четырехтактного.

Расход топлива у двухтактника будет выше на 25-30 %, шумность и вибрации тоже. Двигатель невозможно вписать в жесткие экологические нормы, даже если использовать инжекторные системы впуска и наддув. Большой расход воздуха требует применения специальных воздушных фильтров.

Виды масла и их особенности

Двухтактные моторные масла должны иметь следующие качественные характеристики:

  • образовывать минимум кокса и золы;
  • полностью растворятся в топливе;
  • хорошо защищать внутренности двигателя от износа и не терять свои свойства при повышенных температурах.

Также предъявляются дополнительные требования к уровню токсичности двухтактных масел. Так как при его использовании есть риск, что состав попадёт на почву или в речную воду, то важно, чтобы он был полностью безопасен для людей и окружающей среды.

Смазка для таких двигателей должна соответствовать стандартам качества 2Т и TC-W3. Чтобы быть уверенным в том, что состав точно подходит для агрегата, достаточно посмотреть на его цвет. Для отличия от аналогов, их окрашивают в синий цвет, который хорошо видно даже при смешивании с горючим.

Существует также классификация масел, которая подразделяет их на:

  • минеральные;
  • синтетические.

Есть также отдельный подвид – полусинтетическое масло.

Классификация и основы подбора

Сегодня в мире применяются три основных классификатора для описания свойств и сферы применения двухтактных масел:

  • SAE;
  • JASO;
  • ISO.

Рассмотрим только актуальные, действующие сегодня стандарты. Устаревшие и вышедшие из оборота классификации нет смысла обозревать, так как их в продаже на сегодня найти практически невозможно.

Классификация по API

Классификация двухтактных масел по API

По SAE сегодня распространены два типа моторных масел TD и TC-W3. Первый тип, TD, подходит для большинства двухтактных двигателей, эксплуатируемых сегодня. Смазочные материалы с маркировкой TC-W3 предназначены для лодочных ДВС. Главным отличием этих смазок является их высокая экологичность. По рабочим характеристикам существенных различий нет.

По JASO сегодня можно встретить масла с маркировкой FB, FC и FD. Качество и рабочие качества повышаются с отдалением второй буквы от начала алфавита. Смазки с маркировкой FB подойдут для низконагруженных двигателей без специфичных требований.

Параметры испытаний для JASO и ISO
ISO EGB EGC EGD
JASO FA FB FC
Смазочные свойства 90 min 95 min 95 min 95 min
Индекс крутящего момента 98 min 98 min 98 min 98 min
Моющие свойства 80 min 85 min 95 min 125 min
Отложения на юбке поршня 85 min 90 min 95 min
Дымность 40 min 45 min 85 min 85 min
Отложения в системе выхлопа 30 min 45 min 90 min 90 min

Категория FC обладает пониженным выделением дыма. У FD, помимо сниженной дымности, повышенные очищающие свойства.

Классификация по ISO основана на японской JASO. Однако здесь дополнительно введено несколько уровней проверки, которые обязательно должно пройти каждое сертифицируемое масло.

Аналогично JASO, здесь есть три класса:

  1. ISO-L-EGB — аналог FB.
  2. ISO-L-EGC — аналог FC.
  3. ISO-L-EGD — аналог FD.

В случае с классификацией по ISO, первым двум классам дополнительно проводятся тесты на чистоту поршней после использования. Последнему классу необходимо пройти тест на моющие свойства.

Стандарты двухтактных моторных масел — видео

Система смазки и приготовление топлива

Работа двухтактного двигателя требует эффективной смазки движущихся узлов. Централизованная раздельная система смазки с масляным насосом, как у четырехтактных двигателей, здесь отсутствует, поэтому масло добавляется в бензин в соотношении 1:25 – 1:50. Полученный состав, находясь в поршневой и кривошипно-шатунной камере, смазывает подшипники шатуна, стенки цилиндра и поршневые кольца. При воспламенении воздушной смеси масло сгорает и удаляется вместе с выхлопными газами.

Моторное масло должно быть специальное — для двухтактного двигателя, обычно оно имеет маркировку 2Т на канистре. Использование обычного автомобильного масла недопустимо по ряду причин:

  • Масло для двухтактных двигателей обязано обладать хорошей растворимостью в бензине;
  • Обладает прекрасными смазывающими свойствами, улучшая работу двигателя и уменьшая трение;
  • Защита от коррозии трущихся деталей поршневой группы;
  • Двухтактное масло должно сгорать без остатка, не образовывая нагар и сажу. Высокая зольность обычного масла приводит к закоксовыванию поршневых колец.

Моторное масло

Подачу смазки в двухтактный двигатель можно осуществить двумя способами. Первый и самый простой – смешивать с топливом в нужной пропорции. Второй – это раздельная система смазки двухтактного двигателя, когда состав из топлива и масла готовится непосредственно перед попаданием внутрь в специальном патрубке. В этом случае устанавливается отдельный бачок для масла, а его подача осуществляется с помощью специального плунжерного насоса.

Эта система получила широкое распространение на современных мотоциклах и скутерах. Кроме удобства использования (теперь не нужно доливать масло в бак на глаз каждую заправку), происходит серьезная экономия масла, потому что впрыск его зависит от оборотов двигателя. На холостых оборотах пропорция масла может составлять всего 1:200.

Как увеличить тягу

Тяга двухтактных моторов зависит от открытия дроссельной заслонки. С резким возрастание оборотов двигателя, возрастает тяга. Отсюда следует, что, для того, чтобы уменьшить время разгона ДВС, надо увеличить рабочий объем цилиндра.

Когда двигатель работает на низких оборотах, качественная тяга повышает приемистость, увеличивает скорость разгона — ускорение.

Тягу также можно увеличить путем замены клапанов на специальные и настроить их так, чтобы они держались в открытом положении дольше, чем обычные.

Как выбрать подходящий ГСМ?

Если залитое в движок масло было подобрано неправильно, распознать это позволит большое количество нагара в цилиндрах установки, быстрый износ трущихся элементов и закоксованность колец поршневой группы. Чтобы подобные симптомы некачественного состава прошли мимо вашей моторной техники, следует уделять особое внимание требованиям производителя и не использовать первый попавшийся под руку продукт.

Так какое масло выбрать? Во-первых, то, которое рекомендует производитель двухтактника; во-вторых, то, которое соответствует эксплуатационным условиям техники.

info.png.webp

Также обращайте внимание на его состав: масло должно содержать минимум присадок на металлической основе, а то и вовсе не иметь их в числе ингредиентов.

Дело в том, что они образуют золы, обладающие абразивными свойствами. Они накапливаются на наконечниках моторных свечей, вызывая калильное зажигание: возгорание смеси происходит не от подачи искры, а в следствие взаимодействия перегоревших зольных отложений.

Кстати, если вы хотите, чтобы ваша техника обладала хорошими мощностными и эксплуатационными качествами еще не один год, не заливайте в нее «отработку». Даже старые бензопилы, сделанные еще в СССР мопеды или легко нагруженные лодочные двигатели нуждаются в качественной смазке.

Каким должно быть масло для двухтактных двигателей

виды масел 2t

Такой моторный привод используется в различных климатических условиях и имеет разные способы охлаждения. От качества смазки зависит его работоспособность и срок эксплуатации. Чтобы он работал устойчиво и без поломок, двухтактные качественные моторные масла должны обладать следующими показателями:

  1. Хорошая текучесть и вязкость смазки, позволяющая применять ее при низких температурах внешней среды.
  2. Температурная устойчивость при нагреве двигателя.
  3. Способность быстро и равномерно растворяться при смешивании с бензином.
  4. Наличие специальных добавок, позволяющих во время работы очищать внутренние части двигателя от нагара и вредных компонентов.
  5. Отсутствие или наличие минимального количества золы, что позволит смазке полностью сгорать в процессе работы.
  6. Высокие смазывающие показатели.
  7. Антикоррозийная устойчивость.

Смазку агрегата можно практически проверить на качество, выкрутив свечу зажигания. Этот примитивный способ может помочь определить, насколько смазка пригодна для применения. Если свеча после работы черного цвета и имеет сильный нагар, то смазку необходимо сменить на более качественную.

Виды масел для 2Т движков

В соответствии с классификацией АРI смазочные 2-тактные жидкости разделяются на следующие виды:

  • ТSС-1 ТА — данные смазки используются в небольших моторах объемом не более 200 см3. Силовые агрегаты данной категории оснащены системой воздушного охлаждения, устанавливаются на сенокосилках, мопедах, электрических генераторах.
  • ТSС-2 ТВ — смазка данного типа заливается в скоростные моторы, имеющие вместимость 50 — 200 см3. У таких двигателей охлаждение — воздушное, они выдерживают высокие нагрузки. Область использования: бензопилы; мотоциклы, мотороллеры.
  • ТSС-3 ТС — высококачественное масло для моторов объемом 50 — 200 кубических сантиметров. Данные движки устанавливаются на снегоходы, мотоциклы и пр.
  • ТSС-4 ТD — масло моторное данного вида заливается в подвесные силовые агрегаты, установленные на моторных лодках, где применяется охлаждение водное.

Лодочный мотор

Ввиду того, что движки моторных лодок имеют водяное охлаждение, используемые смазки должны соответствовать жестким требованиям, предъявляемым экологами. Основные контролируемые показатели — это способность быстро разлагаться биологическим путем и препятствование образованию дыма в больших количествах.

В соответствии с классификацией, разработанной Национальной ассоциацией производителей судовых моторов, 2Т моторные масла подразделяются на классы:

  1. ТС-W.
  2. ТС-WII.
  3. ТС-WIII.

Мотоциклетные двухтактные смазочные материалы также имеют свою классификацию:

  • JASO FA.
  • JASOFB.
  • JASOFC.

По химическому составу двухтактные масла делятся на минеральные и синтетические смазочные жидкости. Минеральные вещества изготавливаются методом переработки нефтепродуктов, имеют более низкую цену. Качество минеральных смазочных 2Т материалов уступает синтетическим аналогам. При воздействии высоких температур внутри работающего двигателя снижаются следующие характеристики минеральных смазочных материалов:

  • потеря густоты масла, оно становится более жидким;
  • потеря эффективности смазки;
  • возникновение угрозы поломки силового агрегата из-за заклинивания трущихся поверхностей.

Масло для мотора

Синтетические двухтактные моторные масла имеют более высокую стоимость. Однако, их изначальные полезные свойства сохраняются более длительное время.

Любая марка 2Т смазки применима в различных ситуациях и способна удовлетворить потребности пользователей.

Конструктивные особенности и различия

Принцип работы двухтактного двигателяДвухтактный двигатель отличается от четырехтактного не только тем, за сколько тактов работы происходит газообмен.

Четырехтактный требует наличия системы газораспределения (впускные и выпускные клапаны, распределительный вал с кулачковым механизмом и т. д. ). В двухтактном такой системы нет, благодаря этому он гораздо проще.

Двигатель с четырьмя тактами работы требует полноценной системы смазки из-за большого количества движущихся и трущихся частей. Для смазки двигателя с двумя тактами работы можно использовать масло просто разводя его вместе с топливом.

Общие рекомендации

  1. Если приходится эксплуатировать мотор с большим износом, то выбор можно остановить на минеральных маслах. Они лучше уплотнят имеющиеся зазоры.
  2. На современных ДВС, выпущенных после 2012 г. желательно применять синтетические смазки.
  3. Для малогабаритной техники желательно применять полусинтетические смазки. Они универсальны для большинства механических помощников в быту.

Какое выбрать масло для двухтактных двигателей: отличия, характеристики

Эксплуатация и причины поломки двигателей

Чаще всего двухтактные моторы встречаются в мототехнике, лодочных двигателях, газонокосилках, цепных пилах и прочих устройствах, где требуется применение легкого и надежного двигателя. Тем не менее, даже такой простой по конструкции движок может выйти из строя из-за нарушения правил эксплуатации.

  • Низкое качество бензина. Плохое топливо часто приводит к появлению детонации. Чаще всего это заметно на невысоких оборотах при подгазовках. Возникающие ударные нагрузки приводят к поломке перегородок поршней, чрезмерным нагрузкам на подшипники коленвала. Детонация может возникать из-за перегрева двигателя, нагара на поршне и бедной смеси.
  • Низкое качество деталей, из которых собран мотор. Особенно это актуально для китайских производителей, часто допускающих брак в производстве комплектующих. Это приводит к раннему выходу из строя поршня, коленчатого вала, цилиндра и прочих деталей, а затем и капитальному ремонту. Обычно помогает оценить состояние поршневой простой замер компрессии.
  • Низкокачественное моторное масло. Топливомасляная смесь для двухтактных двигателей имеет очень важное значение. Именно от его качества будет зависеть как мягко работает мотор, чистота выхлопа, отсутствие перегрева и лишних шумов. Плохое масло приводит к образованию слоя нагара на поршне, в коренных и шатунных подшипниках, к задирам на стенках цилиндра и юбке поршня, проходное сечение глушителя уменьшается из-за нагара. Масла для двухтактных двигателей следует применять синтетические или полусинтетические, использование минералки нежелательно.
  • Перегрев на двухтактном двигателе воздушного охлаждения не редкость. К этому приводит длительная работа с полностью открытым дросселем, или неисправность системы охлаждения. Перегрев может быть кратковременным, когда наблюдается потеря мощности и максимальных оборотов, после снижения нагрузки и охлаждения двигателя все приходит в норму. Клин возникает вследствие очень сильного перегрева, когда тепловой зазор между поршнем и цилиндром уменьшается настолько, что силы трения намертво прихватывают их между собой. После него требуется ремонт ЦПГ.
  • Карбюратор не настроен. Топливная смесь получается слишком бедной или очень богатой. Езда на переобогащенной смеси чревата высоким расходом топлива, потерей мощности и образованию нагара. Бедная смесь может вызывать детонацию и снижение максимальной мощности двигателя.

Чтобы продлить срок службы и отсрочить капремонт, следует провести правильную обкатку двухтактного лодочного или мотоциклетного мотора. Для этого пропорция масла смешиваемого с бензином должна быть немного выше установленной для нормальной эксплуатации. На такой смеси дать двигателю поработать в режиме неполной мощности несколько часов, что эквивалентно 500-1000 км пробега для скутера и мотоцикла.

Все же из-за токсичности выхлопа двухтактные двигатели постепенно вытесняются современными четырехтактными. Они продолжают использоваться только там, где требуется высокая удельная мощность при минимальной массе и простоте конструкции – мототехника, бензопилы и триммеры, модели самолетов и многое другое.

Если у вас возникли вопросы – оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Преимущества использования масла для двухтактного мотора

Многие владельцы моторных лодок не хотят расставаться со старыми проверенными агрегатами, срок службы, которых может превышать 30 лет. Это объясняется тем, что их эффективность не уступает современным аналогам: они прекрасно маневрируют на экстремальных участках, быстро развивают максимальную скорость.

Однако, силовые агрегаты таких устройств постепенно приходят в ветхое состояние, появляются мелкие трещинки и задиры в цилиндропоршневой группе. Появляются дополнительные шумовые эффекты при работе силового агрегата, повышается расход горючего, уменьшается мощность мотора.

Двухтактное синтетическое моторное масло обладает необходимой степенью вязкости для улучшения эксплуатационных характеристик силового агрегата:

  1. Снижение потребления бензина.
  2. Увеличение мощности мотора.
  3. Уменьшение сил трения благодаря выравниванию трущихся поверхностей рабочих деталей и узлов двигателя.

Каждое машинное масло обладает своими специфическими положительными особенностями в зависимости от условий их использования.

Выбирая подходящую марку продукта, необходимо изучить параметры каждого вида, характеризующие его качество. Чем качественнее смазочное вещество, тем меньше проблем будет возникать при его эксплуатации.

Чем отличается двухтактное масло от четырехтактного

Так как в 2т двигателях масло сгорает, а в 4т нет, требования к его свойствам очень разнятся. Масло, применяемое в 2 тактных двигателях, обязано оставлять минимальное колличество нагара в виде золы и сажи, в то время как масло для 4т двигателей должно гарантировать стабильность характеристик в течение как можно более долгого времени.

Видео

На скутеры устанавливаются двухтактные двигатели 2Т или 4 Т. Какой лучше?

Анимация работы двухтактного двигателя.

Двухтактный двигатель Stihl (Штиль) в разрезе.

В этом видео — работа двухтакного двигателя.

Автор публикации

Какое выбрать масло для двухтактных двигателей: отличия, характеристики 15
Комментарии: 25Публикации: 324Регистрация: 04-03-2016

Однотактные и трехтактные силовые агрегаты

Существуют также одно- и трехтактные двигатели. Однотактные двигатели делают с внешней камерой сгорания. Такая схема реализует все четыре такта за один ход поршня. Трехтактный двигатель Ванкеля является роторно-поршневым. Из-за сложности конструкции и чрезвычайной требовательности к качеству обработки поверхностей такие моторы не получили широкого распространения.

Originally posted 2018-07-04 07:14:01.

Заключение

Интенсивный режим работы любого двигателя требует наличия качественной смазки. Правильно подобрав масляную жидкость, и своевременно проводя периодический осмотр, можно значительно увеличить срок службы двухтактного привода.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...