Разновидности ГБО
По традиции модели ГБО разделяют на несколько поколений, которые конструктивно отличаются друг от друга и имеют различные показатели эффективности. Поэтому необходимо понять, как производиться установка ГБО своими руками на Ниву Шевроле, какие из них подходят под конкретные нужды автовладельцев и как выбрать наиболее оптимальный из них.
- Поколение 1: отличительной особенностью является возможность установки только на авто с карбюраторным двигателем. В основе был механический тип с вакуумной системой управления, поскольку конструкция не предусматривала наличия датчиков контроля выхлопных газов
- Поколение 2: Отличие от первого заключалось в наличие дозатора газа. С помощью него можно было вручную регулировать количество подаваемой топливной смеси. Так же устанавливалось только на карбюраторные двигатели
- Поколение 3: Предназначалось для установки на двигатели инжекторного типа. В качестве механизма управления используется электронный дозатор смеси. Использование модернизированного устройства позволило снизить потери мощности, которое наблюдалось у 1 и 2 типов.
- Поколение 4: Претерпело ключевые изменения, основным из которых стало осуществление впрыска газа без воздушной смеси непосредственно в цилиндры. Первые три поколение из-за конструктивных особенностей не могли исключить попадание воздуха в камеру сгорания, за счет чего затруднялось формирование оптимального состава смеси. В четвертом типе ГБО для подачи газа используются специальные форсунки, которые подведены к каждому цилиндру. Такое устройство получило название – газовый инжектор. Каждая форсунка управляется при помощи специального управляющего блока, работа которых в свою очередь координируется штатным компьютером. При этом остался принцип действия прошлых систем, когда автомобиль мог работать как на газе, так и на стандартном топливе.
- Поколение 5: Основным отличием является высокий КПД, за счет изменения конструктивных деталей системы и осуществления подачи газа в цилиндры в сжиженном состоянии.
Недостатки ГБО
Главный минус газобаллонного оборудования — его цена. Однако оно может окупится уже через 30000 километров.
Также к недостаткам системы можно отнести:
- Хлопки (взрыв смеси пропана и воздуха во впускном коллекторе). Эта проблема, возникающая при неполадках двигателя, возникает только при использовании систем второго поколения. Четвертое поколение газобаллонного оборудования, которое устанавливают на инжекторный двигатель Нивы Шевроле, полностью исключает такую вероятность.
- Проблемы с поиском неисправностей. Интеграция двух топливных систем усложняет диагностику. Дополнительное оборудование увеличивает трудоемкость доступа к некоторым деталям и усложнят ремонта автомобиля.
- Необходимость регистрации. Монтаж ГБО относится к переоборудованию автомобиля. Поэтому установка должна производиться на сертифицированном СТО, после чего нужно обратиться в ГИБДД и внести изменения в техпаспорт.
- Сложность монтажа. Для монтажа газовых форсунок приходится сверлить впускной коллектор, подключаться к датчикам и делать врезку в провода бензиновых форсунок.
- Падение мощности. При правильной настройке ГБО четвертого поколения этот фактор практически отсутствует.
Важно: температура сгорания газа на 30-50 градусов выше, чем у бензина. Поэтому при езде на пропане не рекомендуется долго удерживать максимальные обороты двигателя.
После установки газа на новый автомобиль с гарантией производителя могут возникнуть проблемы с гарантийным обслуживанием. Чтобы избежать этого, переоборудовать машину надо только на СТО, сертифицированных дилером (если таковые имеются).
Достоинства ГБО
При принятии решения, касаемо установки ГБО на Шеви, важно учитывать также достоинства такого приспособления.
К ним можно отнести:
- Цена на газ достаточно меньше стоимости, которую составляет бензин, примерно в несколько раз.
- Степень угрозы, которую может нести с собой газ, приходит к минимальным значениям ввиду того, что установка баллона имеет прочность, до десятка раз превышающую бензинный бак.
Газовый баллон имеет прочность, до десятка раз превышающую бензинный бак
- В составе газа находятся не настолько вредные вещества сгорания по сравнению с теми, которые содержатся в бензине.
Что касается минусов, то к ним можно отнести:
- Дорогое оборудование, в частности 4–5 поколения.
- Достаточно затратная стоимость установления. Здесь важно отметить, что даже ручная установка является наиболее выгодной. Для осуществления такой процедуры необходимо овладеть нужным оборудованием и произвести установку своими руками в собственном гараже.
Расходы Нивы на газе, разница
Посмотрим сколько сжиженного нефтяного газа (СНГ, пропан-бутан) потребляет Нива внедорожник и расчитаем разницу с бензином в цене на заправку.
Объём | Передачи | Тип газа | Расхода газа по типу дороги | Заправка на 1000 км, смежанный режим | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
В городе | На трассе | Смешанный | Бензин | Газ | Разница | |||
1.7 | Механика | СНГ | 15.5 | 9.7 | 11.9 | 5 076 ₽ | 2 618 ₽ | 2 458 ₽ (49%) |
1.8 | Механика | СНГ | 14.0 | 9.2 | 11.0 | 4 700 ₽ | 2 420 ₽ | 2 280 ₽ (49%) |
СНГ — сжиженный нефтяной газ (пропан). Цена газа в рублях за литр: СНГ — 22.00 ₽. |
КПГ (метан) на Шевроле Ниву 1. Газобаллонное оборудование для КПГ не подходит некоторым видам двигателей. Совместимость вашей комплектации Шевроле Нивы с КПГ уточните по тел. (+7-495) 150-75-60 — круглосуточно.
Расходуется компримированный (сжатый) природный газ в городском режиме со скоростью бензина, а на трассе на 20% медленнее. КПГ дешевле СНГ на полтора-два рубля за литр.
ГБО на Шеви NIVA плюсы и минусы
Из плюсов:
- экономия средств на топливе
- более мягкая работа ДВС, без потери мощности
- возможность использования двух видов топлива (газ/бензин)
- увеличение общего запаса хода (320-370 км. с 50 литровым баллоном)
- безопасность при правильной эксплуатации
- экологически чистый выхлоп
Отрицательными сторонами являются дополнительные траты:
- на техническое обслуживание
- регистрацию
- переосвидетельствование баллона
Также к негативным сторонам можно отнести не достаточное количество газовых заправочных станций (в основном применимо к метану) и утяжеление общей массы автомобиля. Все эти моменты не значительны по сравнению с будущей экономией. При том, что настройку, ТО, и ремонт можно делать самостоятельно.
Основным же недостатком при установке ГБО является значительное сокращение места в багажном отделении, за счёт монтажа баллона. Но и здесь есть решение проблемы (об этом ниже).
Виды и поколения ГБО для Chevrolet Niva
Оптимальное решение для инжекторных автомобилей — четвертое поколение газобаллонного оборудования с газовыми форсунками.
Установка ГБО-2 обходится дешевле, но за это приходится платить большим расходом газа, риском возникновения «хлопков» и необходимостью часто регулировать систему.
Какое ГБО 4 поколения лучше поставить на Ниву Шевроле
Так как ГБО 2 поколения ставиться преимущественно на карбюраторные авто, а метановая система дороже, оптимальное решение для Шеви Нивы – четвертое поколение пропанового газового оборудования.
При подборе газовой системы, кроме цены, следует обращать внимание на следующие факторы:
- известность бренда и время присутствия на рынке
- наличие гарантии на оборудование
- ремонтопригодность
- предоставление документации для регистрации ГБО, а также гарантийного обслуживания авто
- присутствие сертифицированных сервисных центров производителя в вашем населенном пункте
Как правило, признанные фирмы, такие как Диджитроник, Ловато, ОМВЛ, Тамона, Атикер, Торелли, Зенит, БРС, Принс уже имеют в линейке готовые решения и комплектацию под конкретный автомобиль, как подороже, так и подешевле. К слову последние два представителя из премиум сегмента.
К примеру, система от диджитроника с конроллером макси-2 обойдётся 29-30 тысяч руб., модель BRC Sequent также отлично работает, но цена уже 40-42 т.р. (ГБО +установка без переделок).
Выбрать ГБО можно также самостоятельно, комплект для установки состоит:
- баллон
- мультиклапан класса Европа
- датчик уровня газа (опция)
- внешнее заправочное устройство
- магистрали (расходная/заправочная)
- газовый шланг
- редуктор
- электромагнитный клапан
- фильтр тонкой очистки
- мап-сенсор
- форсунки с врезками
- датчик температуры газа и редуктора
- блок управления
- переключатель газ/бензин
- зуммер
- комплект проводки
- вариатор УОЗ (опция)
- монтажные элементы (хомуты, тройники, стяжки)
Главное помнить, что производительность редуктора-испарителя подбирается исходя из мощности силового агрегата машины.
Подробнее о выборе ГБО 4-го поколения читайте здесь.
Как переделать фаркоп и глушитель.
Установка ГБО на Ниву Шевроле неизменно потребует изменение этих устройств. Наиболее удачным решением будет использование фаркопа от компании Bertone. Затем его следует доработать таким образом, чтобы:
- Подготавливается труба диаметров 34 мм и изгибается по окружности баллона.
- Смещается крепежная пластина и обрезается. После чего доп кронштейн извлекается, чтобы в дальнейшем он не мешал для обслуживания заправочной горловине.
Переделка глушителя заключается в установке системы с двумя модулями, один из которых будет иметь изгиб для того, чтобы обойти баллон.
Но перед тем, как самостоятельно устанавливать ГБО на Ниву Шевроле следует помнить, что это довольно опасная процедура, нарушение технологических процессов которой может привести к непредсказуемым последствиям.
В заключение стоит отметить, что работу лучше производить на СТО, чтобы полностью соблюдать технологический процесс и иметь возможность проверить работоспособность системы при помощи специального оборудования.
Плюсы/минусы
В большинстве своём установка четвёртого поколения ГБО имеет достаточно много плюсов и положительных отзывов от её обладателей. А вот, например, обладатели третьего поколения испытывают дискомфорт в плане дозатора смеси.
Неправильная установка ГБО влечёт за собой страшные последствия
Неправильная или некачественная установка ГБО влечёт за собой страшные последствия как для автомобиля, так и непосредственно для вас. Поэтому если вы всё же решились установить ГБО самостоятельно, мы настоятельно рекомендуем обратиться в автомастерскую для убеждения в том, что выполненная вами работа правильная и не принесёт вам неудобств при её эксплуатации.
Переделка глушителя на Ниве под ГБО
Для переделки выхлопа Chevrolet Niva под газобаллонное оборудование существует три варианта:
- полностью переделать выхлоп
- частичная замена элементов
- установить заводской глушитель под ГБО на Ниву Шевроле
Первый метод имеет только один плюс – возможность оставить выхлопную систему в штатном исполнении, а соответственно миновать появление дополнительного шума. За такую кастомизацию мастера возьмут от 7-20 тысяч рублей (зависит от запчастей).
Для самостоятельного изменения глушителя нужны определённые навыки и набор специального инструмента.
Второй путь не потребует кардинальных вмешательств. Надо всего лишь обрезать стоковый глушитель вместе с резонатором (задняя и средняя банки) до кислородного датчика и установить на его место выхлоп подобного размера. Вывод сделать под заднюю правую дверь. Например, подойдет от трёхдверной Нивы, ВАЗ 2108 или иномарок.
Минусы подобного тюнинга:
- газы в салоне
- риск обрыва в колее
- сильные изменения акустического эффекта
- проблемы с ГИБДД
Боковой вывод глушителя
Наиболее приемлемый из всех, третий способ. Преимущества:
- самостоятельная установка (не требует сварочных работ)
- готовое решение, минимум переделок
- имеет сертификацию
- беспроблемное прохождение техосмотра
- ничего не нужно докупать, весь крепёж в комплекте
- нет изменения дорожного просвета
- не существенные шумовые изменения (отсутствует резонатор)
Последний пункт можно вообще исключить, если вырезать катализатор, а на его место вмонтировать резонатор. Но тогда необходимо поменять прошивку (сделать чип-тюнинг ЭБУ двигателя), т.к. будет удалён один лямбда-зонд (датчик кислорода). Что соответственно снизит норму выхлопа и возможно будет на пару сантиметров понижен дорожный просвет.
Цена полного комплекта от фирмы «РОБОЛА» составит 3100-3700 рублей (зависит от магазина).
Важно! Автомобили до 2002 года выпускались без нейтрализатора выхлопных газов.
Система выхлопа Нивы от Раболы
Видео-отзыв владельца Шеви Нивы с ГБО
Что делать с ТСУ
По виду крепежа, заводской фаркоп на Шевроле Ниву с ГБО бывает в двух принципиально разных исполнениях. П – образный и крестовидный.
Со сцепным устройством также 2 способа решения проблемы:
-
- Если уже стоит крестообразный фаркоп, можно изменить его конструкцию, путём разреза затем вваривания куска трубы, который будет огибать баллон снизу. Такая переделка незаконна и небезопасна. К тому же имеется существенный недостаток — заниженный задний свес автомобиля.
Переваренный фаркоп
- Готовый к монтажу комплект ТСУ имеет сертификат соответствия. Его монтаж не требует никаких переделок и изменений в конструкции машины. Регистрация такого фаркопа на Ниве не нужна.
Комплект ТСУ «Лидер Плюс» для Шеви Нивы
Таблица самых популярных ТСУ для Шеви Нива с ценами:
Производитель | Комплект проводки | Съёмный шар | Подрезка/снятие бампера, сверление | Диаметр шара, мм | Нагрузка на шар, кг | Цена, руб | Полная масса прицепа, кг | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
VAMER | + | + | — | 50 | 50 | 2100 | 600 | |
УНИКАР | + | + | — | 50 | 75 | 2400 | 1200 | |
AvtoS | — | + | — | 50 | 75 | 3000 | 1250 | |
Лидер плюс | — | + | — | 50 | 75 | 3430 | 1200 | |
Sheriff | — | + | — | 50 | 75 | 3280 | 1250 |
Заключение
Эксплуатация ГБО на Шевроле Нива не требует особого контроля, если все правильно установлено и настроено. Люди пишут, что после переоборудования своего авто выгадали на затратах на топливо. Расходы на монтаж быстро окупились, с учетом того, что работу выполняли специалисты.