Как выбрать микрофон | Микрофоны | Блог | Клуб DNS

Микрофон – это один из важных компонентов в домашней студии звукозаписи. Используют динамические и конденсаторные микрофоны.

Содержание

История[править | править код]

В телефонном аппарате Белла микрофон, как отдельный узел, отсутствовал, его функцию выполнял электромагнитный капсюль, совмещавший в себе функции микрофона и телефонного капсюля. Первым устройством, использующимся только в качестве микрофона стал угольный микрофон Эдисона, об изобретении которого также независимо заявляли Генрих Махальский в 1878 году и Павел Голубицкий в 1883 году. Действие его основывается на изменении сопротивления между зёрнами угольного порошка при изменении давления на их совокупность.

Конденсаторный микрофон был изобретён инженером Bell Labs Эдуардом Венте (Edward Christopher Wente) в 1916 году. В нём звук воздействует на тонкую металлическую мембрану, изменяя расстояние между мембраной и металлическим корпусом. Тем самым образуемый мембраной и корпусом конденсатор меняет ёмкость. Если подвести к пластинам постоянное напряжение, изменение ёмкости вызовет ток через конденсатор, тем самым образуя электрический сигнал во внешней цепи.

Более массовыми стали динамические микрофоны, отличающиеся от угольных гораздо лучшей линейностью характеристик и хорошими частотными свойствами, а от конденсаторных — более приемлемыми электрическими свойствами. Первым динамическим микрофоном стал изобретённый в 1924 году немецкими учёными Эрлахом (Gerwin Erlach) и Шоттки электродинамический микрофон ленточного типа. Они расположили в магнитном поле гофрированную ленточку из очень тонкой (около 2 мкм) алюминиевой фольги. Такие микрофоны до сих пор применяются в студийной звукозаписи благодаря чрезвычайно широким частотным характеристикам, однако их чувствительность невелика, выходное сопротивление очень мало (доли ома), что значительно осложняет проектирование усилителей. Кроме того, достаточная чувствительность достижима только при значительной площади ленточки (а значит, и размерах магнита), в результате такие микрофоны имеют бо́льшие размеры и массу по сравнению со всеми остальными типами.

Пьезоэлектрический микрофон, сконструированный советскими учёными С. Н. Ржевкиным и А. И. Яковлевым в 1925 году, имеет в качестве датчика звукового давления пластинку из вещества, обладающего пьезоэлектрическими свойствами. Работа в качестве датчика давления позволила создать первые гидрофоны и записать сверхнизкочастотные звуки, характерные для морских обитателей.

В 1931 году американские инженеры Венте и Тёрэс (Albert L. Thuras) изобрели динамический микрофон с катушкой, приклеенной к тонкой мембране из полистирола или фольги. В отличие от ленточного, он имел существенно более высокое выходное сопротивление (десятки ом и сотни килоом), мог быть изготовлен в меньших размерах и является обратимым. Совершенствование характеристик именно этих микрофонов, в сочетании с совершенствованием звукоусилительной и звукозаписывающей аппаратуры, позволило развиться индустрии звукозаписи не только в студийных условиях. Создание малых по размеру (даже несмотря на массу постоянного магнита, необходимого для работы микрофона), а также чрезвычайно чувствительных и узконаправленных динамических микрофонов в заметной степени изменило представление о приватности и породило ряд изменений в законодательстве (в частности, о применении подслушивающих устройств).

Тогда же разработанные электромагнитные микрофоны, в отличие от электродинамических, имеют закреплённый на мембране постоянный магнит и неподвижную катушку. Благодаря отсутствию жёстких требований к массе катушки (характерном для динамических микрофонов) такие микрофоны делались высокоомными, а также порой имели многоотводные катушки, что делало их более универсальными. Такие микрофоны, наряду с пьезоэлектрическими, позволили создать эффективные слуховые аппараты, а также ларингофоны.

Электретный микрофон, изобретённый японским учёным Ёгути в начале 1920-х годов, по принципу действия и конструкции близок к конденсаторному, однако в качестве неподвижной обкладки конденсатора и источника постоянного напряжения выступает пластина из электрета. Долгое время такие микрофоны были относительно дороги, а их очень высокое выходное сопротивление (как и конденсаторных, единицы мегаом и выше) заставляло применять исключительно ламповые схемы. Создание полевых транзисторов привело к появлению чрезвычайно эффективных, миниатюрных и лёгких электретных микрофонов, совмещённых с собранным в том же корпусе предусилителем на полевом транзисторе.

Направленность микрофона

Направленность микрофона – от направленности зависит способность микрофона «слышать» звуки с определённого направления. Отметим, что некоторые модели поддерживают несколько вариантов направленности, с переключением по желанию пользователя.

Однонаправленный

Микрофоны, воспринимающие только звук, идущий спереди. При этом охватываемая область может быть довольно обширной, в зависимости от формы диаграммы направленности (ДН). Наибольшая ширина наблюдается при кардиоидной ДН, чуть меньшая — при суперкардиоидной, ещё меньшая — в гиперкардиоидной (правда, по мере сужения передней зоны растёт чувствительность к звукам, идущим непосредственно сзади). В любом случае однонаправленные модели хорошо подходят для работы с единичными источниками звука (или несколькими источниками, находящимися близко друг к другу) — сами микрофоны работают как фильтры для части посторонних звуков.

Двунаправленный

Микрофоны, нормально воспринимающие звук одновременно с двух направлений. Эти направления могут быть как противоположными, так и расположенными под углом друг к другу. Первый вариант может пригодиться в ситуациях, когда нужно работать с двумя источниками звука, расположенными друг напротив друга — например, собеседниками в ток-шоу; второй же применяется при стереозаписи.

Всенаправленный

Микрофоны, одинаково хорошо воспринимающие звук с любой стороны. Этот вариант может быть полезен в тех случаях, когда нужно фиксировать все звуки (например, при записи фонового шума в помещении или на улице), или когда направление на источник звука постоянно меняется (например, при групповой дискуссии на один микрофон).

Основные критерии выбора студийного микрофона

В этих 5 понятиях вы должны для себя определиться в первую очередь. После этого выбор, скорее всего, станет очевидным.

  1. Лампа или транзистор (FET)
  2. Кардиоида или многонаправленный
  3. Со встроенным трансформатором или без
  4. Тип головки
  5. Соотношение сигнал/шум

Итак, приступим. Даже зная, что нам нужно более-менее примерно, выбор все равно очень велик. Самое главное, с чего всегда нужно начинать – это с понимания, какой звук вам всё-таки нужен. К какому звучанию вы стремитесь.

Начинающий студийный звукорежиссер будет искать микрофон, который максимально закроет все вопросы с записью самых разнообразных инструментов и вокала: мужской и женский вокал, акустическая и электрогитара и т.д. Более продвинутый звукорежиссер будет пытаться с каждым новым микрофоном заполнить недостающее место в своей коллекции. То есть он будет покупать микрофон под конкретную цель, с которой остальные микрофоны в его шкафу справляются не так хорошо, как хотелось бы. А теперь по пунктам.

Плюсы и минусы микрофонов:

Для начала давайте рассмотрим преимущества динамического микрофона:

1Высокая перегрузочная способность — это достоинство позволяет использовать оборудование для снятия громких источников звука (например, гитарного усилителя) без риска что-либо в этом микрофоне повредить.

2Надежность и прочность конструкции — динамические микрофоны гораздо меньше подвержены повреждению при ударе, что делает оборудование такого типа более пригодными для сцены. Такое оборудование более универсальное в том плане, что его можно использовать и дома, и на сцене, и на выезде, и на репетициях без риска повреждения.

3Меньшая чувствительность — менее подвержен к восприятию чужих шумов и менее чувствителен к возникновению обратной связи. Если вы не знаете, что такое обратная связь, то я простым языком поясню. Это связь выражается в громком, постепенно нарастающем вое при приближении микрофона к динамику.

Теперь давайте рассмотрим недостатки динамических микрофонов:

1звучание уступает конденсаторным в прозрачности, чистоте и натуральности.

2наименьший частотный диапазон.

3уступают в верности передачи тембра.

Теперь давайте рассмотрим преимущества конденсаторного микрофона:

1Более широкий частотный диапазон.

2Наличие моделей любых размеров — бывают даже самые миниатюрные модели (например, детские микрофоны).

3Более прозрачное и натуральное звучание — это происходит благодаря наибольшей чувствительности. Это самое главное преимущество конденсаторных микрофонах.

Давайте рассмотрим недостатки конденсаторных микрофонов:

1Нуждаются в дополнительном питании — обычно роль выполняет фантомное питание в 48 В. Это накладывает существенное ограничение по широте использования. Например, питание 48 В есть не на всех микшерных пультах. Если вы захотите подключить микрофон вне своей студии, то возможно, у вас это не получится.

2Очень хрупкие — сразу предупреждаю всех, что однажды упав, такое оборудование может выйти из строя.

3Чувствительны к перепадам температур и влажности — это может привести к поломке или временной неработоспособности оборудования.

Итак, рассмотрев преимущества и недостатки динамических и конденсаторных микрофонов, не спешите с принятием решения. Я еще не окончил описание и дальше я расскажу о такой важной детали, как диаграмма направленности. На самом деле, не нужно пугаться этого страшного слова. Когда я объясню, что это такое, вам сразу будет все понятно.

Какие бывают микрофоны

Помимо наиболее распространенных динамических и конденсаторных микрофонов, существуют и другие виды.

Говори говорю! 10 типов микрофонов для гитариста и не только - изображение 5

За счет сложности конструкции, дороговизны производства или не достаточных качественных показателей, они менее распространены. К ним относят угольные (Микрофон Юза), оптоакустический, пьезоэлектрические и другие, в основном применяемые в очень узконаправленных научных экспериментах. Красивая мелодия, звучащая в плеере, голос любимого человека, которого нет рядом — все это было бы невозможно без маленького помощника, умеющего создавать из звука поток электронов в проводах.

Классификация микрофонов[править | править код]

Типы микрофонов по принципу действия[править | править код]

  • Динамический микрофон (электромагнитный)
    • Катушечный микрофон
    • Ленточный микрофон
  • Конденсаторный микрофон
    • Ламповый конденсаторный микрофон
  • Угольный микрофон
  • Пьезомикрофон
  • Оптоакустический микрофон (несущей является свет)

Сравнительные характеристики основных типов микрофонов (устаревшие данные из «БСЭ» 1967 год):

Тип микрофона Диапазон воспринимаемых частот, Гц Неравномерность частотной характеристики, дБ Осевая чувствительность на частоте 1 000 Гц, мВ/Па
Угольный 300—3400 20 1000
Электродинамический катушечного типа 100—10 000 (1 класса)

30—15 000 (высшего класса)

12 0,5

~1,0

Электродинамический ленточного типа 50—10 000 (1 класса)

70—15 000 (высшего класса)

10 1

1,5

Конденсаторный 30—15 000 5 5
Пьезоэлектрический 100—5000 15 50
Электромагнитный 300—5000 20 5

Функциональные виды микрофонов[править | править код]

  • Студийный микрофон;
  • Сценический микрофон;
  • Измерительный микрофон («искусственное ухо»);
  • Микрофонный капсюль для телефонных аппаратов;
  • Микрофон для применения в радиогарнитурах, в т. ч. USB-микрофон (со встроенной звуковой картой);
  • Микрофон для скрытого ношения;
  • Ларингофон;
  • Гидрофон.

Микрофон с наушниками Razer Kraken 2019 для игр на компьютере

Как выбрать микрофон: типы и особенности моделей для компьютера, караоке и записи вокала

Проверить лучшие предложения >>>

  • полноразмерные наушники с динамическим микрофоном;
  • кардиоидная направленность;
  • разъем – mini jack 3.5 mm combo;
  • чувствительность – 45 дБ;
  • частота – от 100 до 10000 Гц;
  • кабель – 1,3 м;
  • стоит 5700–16000 руб.

Гарнитура выполнена в современном дизайне. Звучит также хорошо, как и выглядит. Наушники передают объемный звук во время просмотров фильмов, игр, прослушивания музыки. Они оснащены гелевыми наполнителями, которые оказывают охлаждающее действие во время длительного использования. Гибкие и прочные, с алюминиевым оголовьем.

Микрофон имеет не самую высокую чувствительность, что уместно в моделях для игр. Он не улавливает дальние звуки, зато с высокой четкостью записывает ближний голос. Имеет кардиоидную направленность. Дополнительно подавляет шумы сзади, сбоку, поэтому товарищи по команде в игре будут четко слышать речь.

Отзывы

Полноценная гарнитура для настоящего геймера. В комплекте переходник-удлинитель. Благодаря ему можно находиться в трех метрах от компьютера и разговаривать. Устройство передает четкую, внятную речь. Благодаря шумоподавлению собеседник практически не слышит посторонних звуков. В наушниках звучание объемное, можно использовать даже для прослушивания музыки.

Как выбрать микрофон: типы и особенности моделей для компьютера, караоке и записи вокала

За:

  • микрофон с наушниками в одном комплекте;
  • большой выбор цветов;
  • шумоподавление;
  • регулятор громкости;
  • микрофон передает максимально четкую и естественную речь;
  • ободки амбушур изготовлены из тонкой кожи, которая улучшает звукоизоляцию.

Против:

  • стоимость в некоторых магазинах достигает 16 тыс. руб.

Транзистор против лампы

Транзисторные (FET) микрофоны довольно легко настроить для работы и шумят они в большинстве случаев меньше, чем ламповые. Ламповым микрофонам требуется внешний блок питания, дополнительный кабель, более высокий уровень шума (как правило). НО! Звучание таких микрофонов компенсирует неудобства и недостатки. Лампа придаёт особый характер и окрас звучанию, делая его богаче, теплее, объёмнее, жирнее. И конечно же, микрофоны транзисторные и ламповые звучат очень по-разному когда их перегружаешь большим уровнем громкости. Лампа даёт более мягкое ограничение сигнала, обогащая его гармоническими составляющими. В целом звук ламповых микрофонов более приятный, особенно если их раскачать.

Важный момент. Ламповый совсем не означает, что он будет теплее чем транзисторный. Бывают довольно противно яркой и жёстко звучащие микрофоны, которые производители позиционируют как ламповые, хотя на самом деле это гибридные микрофоны (транзисторное предусиление, лампа, и секция оконечника без трансформатора). Это не ламповые микрофоны, а всего лишь маркетинговый трюк. Будьте аккуратны!

Характеристики микрофонов[править | править код]

Схематическое обозначение микрофона

Микрофоны любого типа оцениваются следующими характеристиками:

  1. чувствительность;
  2. частотная характеристика чувствительности;
  3. акустическая характеристика микрофона[прояснить][источник не указан 83 дня];
  4. характеристика направленности;
  5. уровень собственных шумов микрофона.

Чувствительность[править | править код]

Чувствительность микрофона определяется отношением напряжения на выходе микрофона к звуковому давлению Р0, как правило, в свободном звуковом поле[1],то есть при отсутствии влияния отражающих поверхностей[2].При распространении синусоидальной звуковой волны в направлении рабочей оси микрофона это направление называется осевой чувствительностью:

M0 = U/P0 (мВ/Па).

Рабочей осью микрофона является направление его преимущественного использования и обычно совпадает с осью симметрии микрофона. Если конструкция микрофона не имеет оси симметрии, то направление рабочей оси указывается в технических условиях. Чувствительность современных микрофонов составляет от 1–2 (динамические микрофоны) до 10–15 (конденсаторные микрофоны) мВ/Па. Чем больше это значение, тем выше чувствительность микрофона.

Таким образом, микрофон с чувствительностью −75 дБ менее чувствителен, чем −54 дБ, а с обозначением 2 мВ/Па менее чувствителен, чем 20 мВ/Па. Для ориентировки : −54 дБ это то же, что и 2,0 мВ/Па. Также надо учесть, что если у микрофона меньше чувствительность, это вовсе не означает, что он хуже.

Частотная характеристика чувствительности[править | править код]

ЧХЧ микрофонов Октава МК-319 и Shure SM58

Частотная характеристика чувствительности (ЧХЧ) — это зависимость осевой чувствительности микрофона от частоты звуковых колебаний в свободном поле. Неравномерность ЧХЧ, как правило, измеряют в децибелах как двадцать логарифмов (по основанию 10) отношения чувствительности микрофона на определённой частоте к чувствительности на опорной частоте (в основном 1 кГц).

Акустическая характеристика[править | править код]

Влияние звукового поля микрофона оценивается акустической характеристикой, которая определяется отношением силы, действующей на диафрагму микрофона, и звуковым давлением в свободном звуковом поле:A = F/P, а потому, что чувствительность микрофона M = U/P можно представить как U/P = U/F • F/P и выразить через А. Тогда получим: M = A • U / F. Отношение напряжения на выходе микрофона к силе, действующей на диафрагму U/F, характеризует микрофон как электромеханический преобразователь. Акустическая характеристика определяет характеристику направленности микрофона. По виду акустической характеристики, а, следовательно, и характеристики направленности, отличают три типа микрофонов как приёмников звука: приёмники давления; градиента давления; комбинированные.

Характеристика направленности[править | править код]

Характеристикой направленности называют зависимость чувствительности микрофона от направления падения звуковой волны по отношению к оси микрофона. Она определяется отношением чувствительности Мα при падении звуковой волны под углом α относительно акустической оси микрофона к его осевой чувствительности:

φ = Mα/M0

Направленность микрофона означает его возможное расположение относительно источников звука. Если чувствительность не зависит от угла падения звуковой волны, то есть φ = 1, то микрофон называют ненаправленным, и источники звука могут располагаться вокруг него. А если чувствительность зависит от угла, то источники звука должны располагаться в пространственном угле, в пределах которого чувствительность микрофона мало отличается от осевой чувствительности.

Ненаправленные микрофоны[править | править код]

В ненаправленных микрофонах — приёмниках давления — сила, действующая на диафрагму, определяется звуковым давлением у поверхности диафрагмы. Звуковое поле может действовать только на одну сторону диафрагмы. Вторая сторона конструктивно защищена. Если размеры микрофона малы по сравнению с длиной звуковой волны, то микрофон не изменяет звукового поля. Если размеры соизмеримы с длиной волны, тогда за счёт дифракции звуковых волн микрофон приобретает направленность. На частотах от 5000 Гц и ниже такие микрофоны являются ненаправленными.Преимуществом ненаправленных микрофонов является простота конструкции, расчёта капсюля и стабильности характеристик с течением времени. Ненаправленные капсюли часто используют в составе измерительных микрофонов, в быту могут быть использованы для записи разговора людей, сидящих за круглым столом.

Микрофоны двустороннего направления[править | править код]

В микрофонах — приёмниках градиента давления — сила, действующая на движущуюся систему микрофона, определяется разностью звуковых давлений на двух сторонах диафрагмы. То есть звуковое поле действует на две стороны диафрагмы. Характеристика направленности имеет вид восьмёрки.

Двусторонние микрофоны удобны, например, для записи разговора двух собеседников, сидящих друг напротив друга. Также их применение удобно в студиях звукозаписи при записи голоса с одновременной игрой на инструментах — так как они хорошо отсекают звуки, приходящие несоосно с основным, а также при некоторых способах записи стереозвука (технология Блюмлейна).

Микрофоны одностороннего направления[править | править код]

Односторонняя направленность достигается в микрофонах комбинированного типа. Их диаграммы направленности близки по форме к кардиоиде, поэтому нередко их называют кардиоидными. Модификации микрофонов, имеющих ещё меньшую направленность, чем кардиоидные, называют суперкардиоидными и гиперкардиоидными, однако эти разновидности, в отличие от кардиоидного микрофона, также чувствительны к сигналам с противоположной стороны.

Эти микрофоны имеют определённые преимущества в эксплуатации: источник звука располагается с одной стороны микрофона в пределах достаточно широкого пространственного угла, а звуки, распространяющиеся за его пределами, микрофон не воспринимает.

Уровень шумов[править | править код]

Эквивалентный уровеньшума (equivalentnoise). В соответствии с международными стандартами собственный уровень шума микрофона определяется как уровень звукового давления, который создаёт напряжение на выходе микрофона, равное напряжению, возникающему в нём только за счёт собственных шумов при отсутствии звукового сигнала. Он может быть рассчитан по формуле

LpЭ=20lg Uш/Sρ0,

где:

Uш — квадратный корень из разности квадратов значений напряжения на выходе испытательного стенда по ГОСТ 16123-88 (IEC 60268-4), измеренное при подключенном микрофоне и при замене его на резистор – эквивалент модуля сопротивления испытуемого микрофона,

S — чувствительность микрофона на частоте 1000 Гц, ρ0=2,10−5Па.

Способы измерения этого параметра несколько отличаются в разных стандартах, поэтому обычно в современных каталогах приводятся два значения эквивалентного уровня шумов: по стандарту DIN 45 412 (IEC 60268-1) и по стандарту DIN 45 405 (CCIR 468-3). В первом случае при измерениях используется взвешивающая стандартная кривая А. Во втором случае используется другая форма взвешивающей кривой (психометрическая кривая 468) и отличия в методике, более подходящей для измерительных микрофонов.

Современные микрофоны и их применение

Как подключить конденсаторный микрофон к компьютеру - фотография 23

Эти устройства есть везде: в телефонах, в планшетах, в плеерах, в диктофонах, в фотоаппаратах и видеокамерах. Но есть и микрофоны другого рода.

Защита для микрофонов[править | править код]

Для микрофонов существуют различные типы защиты: накладки из полиуретана, поп-фильтры, звукозаглушающие боксы и капсюли (решётки).

  • Микрофон со снятой ветрозащитой.

  • Поп-фильтр.

  • Меховая ветрозащита (разговорное «собака»; в английском языке используются термины «дохлая кошка» (dead cat) или «дохлый котёнок» (dead kitten), в зависимости от размера. Самая эффективная защита от шума ветра. Надевается на жесткий кожух «цеппелин».

  • Микрофонная решётка (“корзина”), защищающая капсюль микрофона от ветра (задувания).

Номинальное сопротивление

От номинального сопротивления, или импеданса, зависит в первую очередь совместимость микрофона с усилителями и другой подобной аппаратурой: этот показатель должен особым образом соотноситься с входным сопротивлением оборудования, иначе мощность сигнала может заметно снизиться. Правда, этот момент актуален в основном для профессиональной аудиотехники, а вот специализированные микрофоны для компьютеров, ноутбуков, планшетов и т.п. изначально делаются в расчёте на оптимальную совместимость с «родным» классом устройств, и в них импеданс имеет второстепенное значение (а иногда вообще не приводится в характеристиках).

Как нужно держать микрофон?

Самая распространенная ошибка в работе с микрофоном на сцене – когда вокалист держит его двумя руками сразу. Как уже было сказано чуть выше, при таком хвате пальцы закрывают нижнюю часть капсюля, что заметно сказывается на восприятии микрофоном звука. Лучше всего держать микрофон одной рукой, губами почти прикасаясь к капсюлю. Опытные вокалисты знают, что во время пения нужно контролировать эту дистанцию, слегка отдаляясь во время громких пассажей, чтобы динамический диапазон пения был ровнее.

Как держать микрофон

Эстрадные

Данный тип создавался для сцены. В сознании зрителя эстрада ассоциируется с ручным микрофоном, который имеет рукоять и капсюль, защищенный сеткой. Да, в большинстве случаев дизайн именно такой. Ведь он отлично фиксируется в держателях. К тому же можно легко подобрать сменную сетку для ветрозащиты.

Можно разделить данный тип еще на беспроводные и проводные. Что такое микрофон беспроводного типа? Это устройство со встроенным адаптером связи, работающее на аккумуляторе.

Что говорят пользователи об эстрадных микрофонах? Отзывы разные, но сходятся они в том, что нужно выбирать модели подороже.

Типы подключения[править | править код]

Проводные микрофоны с неразъёмным кабелем. Для цветовой маркировки перемотаны изолентой

Большинство микрофонов подключается к звуковому оборудованию посредством кабеля. Кабели могут быть либо , либо разъёмными. Последние применяются чаще всего. Долгие годы во время выступления на сцене, конференциях и тому подобном применялись именно проводные микрофоны, так как они неприхотливы и просты в эксплуатации. Профессиональные микрофоны имеют трёхпроводное балансное подключение (разъёмы XLR) для снижения наводок и помех. Для работы конденсаторных микрофонов звуковое оборудование должно иметь режим фантомного питания.

Также существуют более сложные устройства — радиомикрофоны (беспроводные микрофоны, радиосистемы), — которые составляют конкуренцию проводным микрофонам, хотя и не вытесняют их совсем (они также применяются для выступления на сцене, на конференциях). Внутри такого микрофона находится радиопередатчик, передающий по радио звуки на расположенный поблизости радиоприёмник (ресивер) через внутреннюю антенну (у некоторых беспроводных микрофонов также встречается внешняя антенна; у ресивера обязательно имеется внешняя антенна). Рабочая частота ресивера строго соответствует рабочей частоте передатчика микрофона (рабочая частота измеряется в мегагерцах (МГц, MHz) и может достигать нескольких сотен единиц — это УКВ-радиосвязь (или FM; иногда в техническом описании указано «FM wireless microphone»)). Приёмник подключается к звуковому оборудованию посредством кабеля, сам же питается от электросети.

Главное удобство радиомикрофонов в том, что они в отличие от проводных имеют хотя и ограниченную мощностью передатчика, но бо́льшую свободу передвижения. Недостаток — относительно частая разрядка элементов питания (аккумуляторов)[3].

Радиомикрофоны бывают как бытового, так и профессионального уровня. Бытовые обычно работают по принципу «plug and play» («включи и работай») и имеют только настройки выходной громкости. У радиосистем профессиональных серий на ресивере и самом микрофоне можно установить желаемые настройки сигнала для каждого конкретного микрофона (иные названия: калибровка, отстройка), что позволяет одному ресиверу обслуживать иногда сразу 10 и более радиомикрофонов, кроме того, качество сигнала и передаваемых звуков у них гораздо выше, нежели у бытовых, поэтому профессиональные радиомикрофоны так хорошо себя зарекомендовали на концертах. Также бывают цифровые микрофонные радиосистемы из тех же профессиональных серий.

Наиболее известными производителями профессиональных радиомикрофонов являются Sennheiser, Beyerdynamic (Германия) и Shure (США)[источник не указан 2171 день].

На фото для примера показан радиомикрофон «Nady DKW-Duo». Когда в концерте участвует несколько радиомикрофонов, то для цветовой маркировки их обычно перематывают изолентой (как на фото), поскольку они идентичны по виду (если одного типа и серии)[4].

Примеры микрофонов

Ознакомиться с ассортиментом микрофонов вы можете в интернет-магазине “Ученик”.

Свои вопросы и опыт в выборе микрофона пишите в комментариях!

Тип головки микрофона

Об этом довольно редко говорят, однако этот пункт имеет важное значение. Вот, почему. В целом микрофоны наподобие классических U 67 / U 87, с наклонной решеткой, дают внутренние отражения с меньшей амплитудой, более коротким временем затухания сигнала и меньшими стоячими волнами. По-русски: меньший окрас звучания в сравнении с микрофонами с цилиндрической головкой.

Цилиндрический внешний вид обеспечивает одинаковый радиус решетки вокруг капсюля, что позволяет стоячим волнам усиливать друг друга по сравнению с наклонной плоскостью решетки. Сферический дизайн (конфета) – это нечто среднее между упомянутыми двумя типами. Различие между U 47 (трехслойный цилиндрический, окрашенный звук) и M 49 (двухслойный, наклонный, более открытый звук) – это классический пример различия в звучании микрофонов в зависимости от типа головки. Оптимально, если решетка однослойная, так мы минимизируем внутренний окрас, который приобретает звук уже в самом микрофоне, отражаясь от решеток.

См. также[править | править код]

  • Стереозапись
  • Микрофонная решётка
  • Блокиратор микрофона
  • Микрофонный усилитель[en]*

Дополнительная периферия для микрофона

Антишоковый подвес (“паук”)

Антишоковый подвес играет роль амортизатора — он гасит различные сотрясения стойки или иной основы, на которой установлен микрофон. Эта функция особенно важна для студийной записи: высококачественные студийные микрофоны способны реагировать не только на сильные вибрации (например, от проехавшего за стеной тяжёлого грузовика или трамвая), но даже на шаги людей в соседнем помещении, внося искажения в звук. Установка на «паук» предотвращает эти искажения, однако он не всегда имеется в наличии — в подобных случаях и пригодится микрофон с антишоковым подвесом в комплекте.

Поп-фильтр

Поп-фильтр – приспособление в виде характерной круглой пластины из акустически проницаемого материала, устанавливаемое перед микрофоном во время записи речи или пения. Основное назначение поп-фильтра — предотвращение помех в виде характерного гула и хлопков, возникающих из-за попадания на капсюль потока воздуха от дыхания. Кроме того, данное приспособление также обеспечивает защиту от мелких брызг слюны, что положительно сказывается на сроке службы микрофона.

Ветрозащита

Ветрозащита – приспособление в виде характерного поролонового или «мохнатого» чехла, надеваемого на капсюль микрофона (есть и другие варианты конструкции, но они встречаются редко). Прямое воздействие потока воздуха на микрофон (от ветра, от дыхания) может стать причиной помех и испортить звук вплоть до полной неразборчивости; во избежание этого и применяется ветрозащита.

Уважаемые читатели данной статьи, если Вам она понравилась, то почему бы не подписаться и не поделиться ней в социальных сетях или со своими друзьями, ну и не забудьте поставить лайк, если статья Вам показалась интересной!

Литература[править | править код]

  • Микрофон // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Микрофон // Фотокинотехника: Энциклопедия / Гл. ред. Е. А. Иофис. — М.: Советская энциклопедия, 1981. — 447 с.
  • Сапожков М. А. Электроакустика. Учебник для вузов. — М.: «Связь», 1978. — 272 с. — 30 000 экз.
  • Сидоров И. Н., Димитров А. А. Микрофоны и телефоны. — «Радио и связь», 1993. — 152 с. — (Массовая радиобиблиотека; Вып. 1197). — 20 000 экз. — ISBN 5-256-01072-7, ISBN 978-5-256-01072-0.
  • Фурдуев В. В. Акустические основы вещания. — М.: Государственное издательство литературы по вопросам связи и радио, 1960.
  • Дольник А. Г., Эфрусси М. М. Микрофоны. — 2 изд.. — М.: Энергия, 1967.
  • Б. Я. Меерзон. Основы звукорежиссуры и оборудование студий звукозаписи. — 2-е изд.. — М.: Гуманитарный институт телевидения и радиовещания имени М.А. Литовчина, 2012. — С. 80—81. — 2 с. — ISBN 978-5-942237-029-9.
  • Нисбетт А. Применение микрофонов. — М.: Искусство, 1981. — 173 с. — 16 000 экз.

Микрофоны для компьютера

Что такое компьютерный микрофон – знают все. Это чаще всего недорогое устройство, которое используется для связи через различные программы. Их характеристики не впечатляют, но пользователям многого и не нужно. Выполняются они в виде гарнитур. Часто встраиваются в веб-камеры для удобства видеосвязи.

Разделение по принципу действия подразумевает две разновидности устройств: конденсаторные и динамические. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки, а также сферы применения.

Ссылки[править | править код]

  • Микрофон / Никонов А. В. // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • Какой микрофон выбрать // Headphonesbest.ru
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...