Замена масла в двигателе — все нюансы — журнал За рулем

Расскажу, через сколько менять масло в двигателе (месяцев, км, моточасов), зачем вообще это делать, как самому определить срок замены моторной смазки (несколько методик), что влияет на интервал замены, а также полезные советы, фото + видео.

Содержание

Через сколько км менять масло в двигателе

Если вы совсем не хотите детально разбираться в этом вопросе, разумный интервал для обновления рабочей жидкости составляет 8-12 тыс. км пробега для городских условий. В случаях, когда авто часто двигается в условиях трассы или используется нечасто, срок можно продлить до 15 тысяч км пробега. Для скрупулезных автовладельцев существует лабораторный анализ, где обследуют “отработку” и дадут максимально точную информацию.  

10 тыс. км / каждый год

  • моторное масло + масляный фильтр
  • воздушный фильтр
  • салонный фильтр
  • щетки стеклоочистителя

filter

Зачем: качественное и свежее масло необходимо для стабильной работы двигателя и защиты его частей от износа. Вместе с заменой масла обязательно менять и фильтр.

При загрязнении воздушного фильтра вырастает расход топлива, а динамика разгона ухудшается.

Салонный фильтр накапливает аллергены и бактерии а, забиваясь, приводит к запотеванию стекол.

Что касается щеток стеклоочистителей, то, как правило, они выхаживают не дольше сезона, а затем качество их работы резко снижается, что ухудшает обзорность.

Как часто нужно менять масло в двигателе

Есть такой распространённый ориентир — 10 тысяч км пробега. Как намотал такую цифру, значит пора покупать свежее масло и менять. Я обычно так и поступал, да и большинство моих знакомых сказали, что делают так же. Вроде всё нормально.

Но что интересно, производители стали рекомендовать более широкие интервалы: то 15 тысяч, а то и 20 тысяч пробега. Это что, масло настолько улучшилось, что его можно спокойно использовать в два раза дольше? Или моторы новых моделей стали такими неприхотливыми, что работают даже на старом, заезженном масле?

Лучший способ расчета интервала замены моторного масла — есть ли он? Все что нужно знать о периодичности смены автомасла

Сакраментальный вопрос — когда менять масло? Его нередко сопровождают и другие подобные вопросы:

  • как часто меняют моторное масло в Европе?
  • как часто меняют автомасло японцы?
  • когда нужно менять масло в «Калине»?
  • какой интервал замены полусинтетики?

И так далее.

Интервал замены масла, главным образом, зависит от типа двигателя, условий эксплуатации, применяемого топлива (содержание серы, например), уровня качества масла, типа базового масла, состояния фильтров и т.п.

Представляем вашему вниманию самый полный и подробный обзор способов определить, когда вам менять масло.

Вам действительно нужно менять масло каждые 3000 км?

Разберемся вместе. Моторное масло заменяется через воронку.
Если вы ездите, вам, вероятно, сказали в автосервисе, что нужно менять масло каждые 3000 км. Это общепринятый стандарт, когда дело доходит до замены масла, но действительно ли вам нужно менять моторное масло после пробега ровно спустя 3000 км?

Ответ окончательный: нет, на самом деле все не так, по словам любого автопроизводителя, с которым мы говорили. Основными плюсами графика замены масла через 3000 км являются те, кто извлекает из этого выгоду: ремонтные мастерские, сети смазочных масел и отделы обслуживания в некоторых автосалонах. Рекомендуемые интервалы замены масла на самом деле сильно варьируются от одного производителя транспортного средства к другому, поэтому лучше ознакомиться с руководством автовладельца, чтобы не отставать от рекомендуемого технического обслуживания.

Интервал замены масла — режимы эксплуатации

Опирайтесь на моточасы, а не пройденное расстояние.

Опирайтесь на моточасы, а не пройденное расстояние.

Прежде всего сроки зависят непосредственно от особенностей использования автомобиля. Когда транспортное средство едет по трассе, пробег “набегает” быстрее, при этом двигатель нормально охлаждается. В результате силовой агрегат не сильно перегружается и масло вырабатывается медленно. В городских условиях, несмотря на низкий километраж, мотор нагружается гораздо больше из-за стояния в пробках и на светофорах. При этом охлаждение двигателя недостаточное. 

Оптимально производить расчет опираясь на моточасы (их можно рассчитать, вбив соответствующий запрос в поисковике).

Езда в мегаполисе, по сути, приравнивается к движению по суровому бездорожью (с точки зрения выработки масла). Риск разрушения силового узла существенно увеличивается, когда уровень смазки в картере опускается ниже среднего значения (если она упала ниже метки Min, неприятных последствий не избежать — нужно немедленно исправлять ситуацию). 

Помните, что в жару спец. раствор получает нагрузку серьезнее ввиду влияния высокой температуры (усугубляет положение раскаленный асфальт).  

Через какой пробег менять масло в двигателе

Меня взяли сомнения на это счёт и, как только выдался случай, спросил специалиста.

Прежде всего, он посоветовал читать руководство по эксплуатации автомобиля внимательнее. Там же, где говорится про километраж пробега, рекомендованный для замены масла, есть и комментарий. Производитель прямым текстом уточняет, что указанный для ориентира пробег требуется сокращать, если автомобиль эксплуатируется в сложных условиях.

Через сколько нужна замена масла — зависимость от объема и типа двигателя

Мощный мотор легче переносит трудные условия и изменение нагрузки. Рабочая жидкость тоже, соответственно, “живет” дольше. С малолитражными машинами картина другая, потому что они часто комплектуются сокращенной КПП. Передачи в ней рассчитаны на относительно маленькая амплитуда оборотов и скоростей. Здесь нагрузки на порядок выше. Они чаще “экстремальные”, а не просто высокие. Когда интенсивность эксплуатации увеличивается, поршни нагреваются. Вследствие этого растет объем картерных газов. В результате весь узел сильно нагревается. Особенно “страдают” модели с форсированным ДВС, так как турбина только ухудшает ситуацию.

Зачем нужна периодическая замена масла в двигателе?

Со временем свойства присадок и базы теряются — смазка приносит больше вреда, чем пользы.

Со временем свойства присадок и базы теряются — смазка приносит больше вреда, чем пользы.

Почему часто речь идет о пробеге в качестве ориентира? Смазка формируется из “базы” и присадок, обеспечивающих защиту элементов мотора. При использовании авто (даже при длительном простое), химический распад присадок происходит всегда. При езде реакции ускоряются, поэтому пробег играет существенную роль и является ориентиром для замены моторного масла. 

Если пренебречь этим фактором, окисление приведет к повышению вязкости и кислотности средства. Как минимум, раз в год его необходимо обновлять. 

Завод всегда указывает временные и “километражные” ориентиры. Чаще имеет смысл опираться на периодичность. 

Замена масла может понадобиться и через 7 тыс. км пробега. При перегрузках и больших температурах сроки существенно сокращаются. Современные технологии или особенные химические решения увеличивают функциональный срок рабочего раствора из-за повышенной устойчивости к грязи и температурным перегрузкам. 

30 – 50 тыс. км / каждые 2 года

  • масло в АКПП, включая вариатор и робот DSG

akpp 1

Зачем: «автомат» устроен сложнее «механики» и требует к себе повышенного внимания. Масло в коробке смазывает, защищает от износа и очищает внутренние механизмы, а также поддерживает нормальное гидравлическое давление, продлевая жизнь АКПП.

Какие условия эксплуатации считаются сложными

  1. Значительные перепады температур воздуха
  2. Минусовые температуры, морозы
  3. Много пыли в воздухе

Всё это касается, в основном, климата и состояния дорог, что соответствует российским реалиям. Но есть ещё и такой важный параметр: средняя скорость движения. Чем она ниже, тем быстрее вырабатывается моторное масло, и тем чаще требуется его замена.

Так что мой метод ориентироваться на пробег моторист разбомбил и научил, как вычислить требуемый интервал замены масла в двигателе.

Периодичность замены масла — система оповещения

Исправный электронный блок управления самостоятельно отслеживает состояние масла. Расчеты, заложенные в программу, рассчитаны эмпирически, за основу берутся следующие усредненные данные:

  • обороты “движка”;
  • температураДВС и масла;
  • число “холодных” запусков;
  • средняя скорость и пр.

ЭБУ также берет во внимание техдопуски и погрешности. В результате система выдает приблизительное время замены. 

Регламент замены масла зависит не только от того, какой пробег у авто. Существенную роль играет качество материала. Приятно не задумываясь покупать первое подходящее по параметрам средство. Но достаточно часто на полках магазинов можно встретить контрафактную продукцию. Если такая неприятность случилась с вами, срок замены жидкости необходимо пересмотреть. Опытные автовладельцы советуют сократить рекомендуемый временной промежуток на треть.  

40 – 80 тыс. км/ каждые 3-5 лет

  • аккумулятор

akb

Зачем: реалии таковы, что современные АКБ «ходят» не более 5 лет, а после – под замену. Поэтому имейте в виду и эту статью расходов. Чтобы продлить жизнь батареи, регулярно заряжайте ее и обслуживайте (для обслуживаемых АКБ).

Срок замены масла — как оценить состояние

Щуп покажет уровень в бачке, а цвет, консистенция и состав — пригодность жидкости.

Щуп покажет уровень в бачке, а цвет, консистенция и состав — пригодность жидкости.

Проверить уровень жидкости можно щупом. Открываете капот, вынимаете щуп и протираете его чистой безворсовой ветошью. Вставляете измеритель обратно. Вынимаете вновь и оцениваете расположение “мокрой” границы относительно меток Min и Max. Расположение посередине между ними говорит о норме, а вот выход за обозначенные границы — признак необходимости принятия срочных мер.

Помимо уровня, рекомендованная замена масла проводится, когда средство потеряло “кондицию”:

  • потемнело или помутнело;
  • обнаружены “чужеродные” следы (металлическая стружка, нагар, капли воды);
  • увеличилась вязкость (сравнивайте с первоначальным состоянием). 

Объем и тип двигателя

Чем больше в моторе лошадиных сил, тем ему проще справиться с нагрузкой, поэтому в нём масло стареет медленнее. К примеру, при скорости 130 км/ч по трассе на мощный мотор оказывается очень слабая нагрузка. А слабый движок, особенно если он форсированный, сильнее нагревается и изнашивается. Поэтому в автомобилях со слабым двигателем менять масло следует чаще (не более 7-10 тыс. км пробега между интервалами).

через сколько менять моторное маслоВ мощном двигателе масло стареет медленнее

Что касается машин для перевозок грузов и пассажиров, то здесь интервал замены масла может достигать 20-40 тыс. км. Можете тоже попробовать для своего автомобиля такие высококачественные масла, которое улучшат работу вашего двигателя.

В форсированных турбированных ДВС, либо в обычных, которые экстремально эксплуатируются, заменять смазку рекомендуется после 5 тыс. км пробега. Во время самой процедуры надо полностью удалить старое масло из движка.

Какие особенности замены масла в дизельных двигателях с турбиной? Менять его надо на пару-тройку тысяч км раньше по сравнению с бензиновыми двигателями из-за большого наличия серы в дизельном топливе.

50 – 75 тыс. км / каждые 4-5 лет

  • масло в МКПП, раздаточной коробке, дифференциале
  • полная замена антифриза
  • ремень ГРМ с роликами

kpp 3

Зачем: коробка переключения передач, раздатка и дифференциал работают под большой нагрузкой, особенно при езде по плохим дорогам. Рекомендации производителя и наличие посторонних шумов в коробке подскажут, когда менять масло в этих узлах.

Охлаждающую жидкость в радиаторе нужно полностью заменять каждые 70-80 тыс. км пробега, потому что она со временем накапливает вредный осадок, и эту проблему не решить регулярным доливом антифриза. Очень желательно сочетать замену ОЖ с промывкой системы охлаждения двигателя.

Обычно ремень ГРМ «ходит» по 50 тыс. км. Конкретные рекомендации указывает производитель и, даже если визуально все хорошо, рисковать не стоит: растяжение или разрыв ремня грозят капремонтом двигателя.

Качество топлива

Оказывается, даже качество заливаемого топлива оказывает прямое влияние на сроки замены моторной смазки. Здесь решающее значение играет содержание серы в бензине.

При показателе более 50 ppm, такой бензин не рекомендуется применять для обычного легкового авто. При сгорании топлива сера преобразуется в серную кислоту, которая попадает в топливо и окисляет моторное масло. Смазка становится похожей на дёготь.

Теперь перейдём к существующим типам масел для двигателя.

Виды моторного масла

Все базовые моторные смазки делятся на следующие виды:

  1. Минеральные. Создаётся из нефти. Считается классической моторной смазкой. Менять надо в 2 раза чаще, чем синтетику. Стоит дёшево.
  2. Синтетические. По свойствам оно гораздо лучше, чем минеральное. Цена выше, чем у минерального.
  3. Полусинтетические. Содержит 2 части минералки и одну часть синтетики. Это смесь, которая имеет среднюю цену. Менять такое масло придётся почаще (не более 10-15 тыс. км побега), также оно быстро наполняется продуктами износа мотора. Существует аналог полусинтетики – гидрокрекинговое масло, которая работает гораздо дольше (вплоть до 30 тыс. км пробега в зависимости от мотора и топлива).
  4. С отметкой Longlife. Это масла, которые можно менять реже по сравнению с обычными. Но автомобиль и условия эксплуатации при применении таких масел должны строго соответствовать предписанию изготовителя. Это такие критерии, как применение качественного топлива и расходных материалов, средняя нагрузка на ДВС и езда на трассе.через сколько моточасов менять масло в дизельном двигателе
  5. Масла на основе полиальфаолефинов. Их применяют для гоночных автомобилей. Эти масла обладают высокой вязкостью и выдерживают очень низкие температуры, продукты распада чистые, уровень угара низкий, а интервал замены более 400 моточасов. Из минусов – нестойкая масляная плёнка и пониженный показатель трения. Цена на такие смазки достаточно высока.
  6. Эстеровые. Стоят дорого, но зато считаются самыми лучшими по ряду параметров. Например, оно имеет невысокий коэффициент трения, высокие моющие свойства, качественную масляную плёнку. По отзывам специалистов, оно может не справиться со стандартными 15000 км пробега из-за небольшого количества присадок. Рекомендуется использовать эту смазку после долгого применения минерального и полусинтетического масла, чтобы как следует «промыть» грязный мотор.
  7. Полигликолевые. Считаются самыми лучшими. Найти их довольно сложно, соответственно цена тоже довольно высокая. Обладают малым коэффициентом трения, присадки долго сохраняются свои свойства. Срок замены масла тут выше обычных показателей. Самое известное масло называется Kroon Oil Poly tech.

Теперь подробно отвечу на самые популярные вопросы, которые задают о смене масла в двигателе.

Через сколько осуществлять замену масла в дизельном двигателе

Когда дизель, менять надо чаще.

Когда дизель, менять надо чаще.

Логика расчета здесь аналогичная. Есть лишь один нюанс: средство претерпевает большее воздействие извне. Поэтому сроки обновления существенно короче. Помимо этого, в наших реалиях дизтопливо включает много серы, которая вредит мотору. 

Опытные автовладельцы в данном случае рекомендуют временные ориентиры от производителя делить на два. На практике это составляет 7-10 тыс. км пробега. 

Есть мнение, что выбирать масло надо по TBN (щелочной показатель). Оно косвенно указывает на стойкость раствора к образованию отложений и активности антикоррозийных составляющих. Также важно следить за TAN (кислотностью), характеризующую антикоррозийные возможности смазочного средства.

При эксплуатации машины щелочный показатель падает, а кислотный растет. 

В Сети можно найти графики испытаний различных типов растворов, опираясь на которые можно сделать взвешенный выбор.   

Через сколько менять масло в двигателе на новом автомобиле?

Многие спрашивают, через сколько км нужно менять масло в двигателе первый раз?

Как правило, производители автомобилей пишут в сервисной книжке, когда надо первый раз менять масло. Двигатели у современных авто проходят так называемую холодную обкатку уже на заводе, а стружка и другие продукты вымываются из мотора при помощи обкаточного масла.

Мелехов Алексей Викторович

Мелехов Алексей Викторович

Автоэлектрик , стаж работы 9 лет

Задать вопрос

Я рекомендую менять масло у нового авто уже через 2-3 тыс. км. Именно тогда происходит максимальный износ деталей, и лучше продукты износа как можно быстрее вымыть из движка. Большой интервал замены масла – это маркетинговые уловки.

Главное пройти первое техобслуживание у официального дилера, чтобы не лишиться гарантии.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...