Выбираем индустриальное масло

Сферы применения

Даже в сравнение с сотнями миллионов автомобилей (с моторным маслом в картере), объемы использования индустриального масла составляют не менее 30% от общего количества смазывающих жидкостей.

Практически любой промышленный механизм, начиная от швейной машинки, и заканчивая прокатным станом размером с 5-этажный дом – требует смазки, охлаждения, защиты от коррозии.

Кроме того, применение индустриального масла типовой вязкости 5-50 мм²/с в качестве сырья для технологических смазок, составляет не менее 20% от общего производимого объема.

Отдельная область использования – гидравлика.
гидравлическая система

Любая жидкость практически несжимаема. Однако использовать обычную воду в поршнях гидравлических механизмов нельзя. Кроме передачи давления и силы, необходимо обеспечить смазку и защиту от коррозии. Идеальная субстанция – масло.

Еще одна интересная сфера применения – гидравлические опоры. Тяжелые механизмы, при вибрации оказывают разрушающее воздействие на фундаменты или конструкционные элементы сооружений, в которых они размещены.

Индустриальное масло работает как своеобразный демпфер, или даже амортизатор, способный выдерживать нагрузки любого уровня.

Общий перечень механизмом и машин, в которых используется этот продукт:

  • металлорежущие станки;
  • слесарное механизированное оборудование;
  • текстильные машины;
    текстильные машины
  • промышленные прессы;
  • механическое кузнечное оборудование;
  • редукторы и коробки передач индустриального назначения;
  • насосы, компрессоры, включая вакуумные;
  • строительное оборудование, включая передвижные механизмы;
  • шлифовальные, полировальные станки.

Применение

Область применения И-20А обозначена литерой «И» в названии масла, означающей индустриальное.

Масло используется во многих сферах промышленности – на ткацких фабриках, заводах по производству и обработке металлов, в прессах и гидравлических системах в качестве гидравлической жидкости, для некоторых строительных механизмов и дорожной техники – перечислить все варианты сложно.

Основное применение масла И-20А – для легко- и средненагруженных зубчатых передач, а также для узлов скольжения и трения в механизмах, которые нетребовательны к характеристикам масла.

Главные задачи И-20А – смазка, теплоотвод и защита поверхностей – и с ними масло успешно справляется.

Масло И-20А входит в группу так называемых базовых масел, также их называют безприсадочными.

Масла этой группы имеют индекс вязкости от 12 до 50, и производятся из сернистых, либо малосернистых нефтей по трем различным технологиям:

  1. Дистиллятная, при которой масло получается в результате перегонки мазута на вакуумных установках;
  2. Остаточная, где масло производится благодаря обработке деасфальтизированных гудронов;
  3. Компаундированная, когда масла, полученные первыми двумя методами, объединяют между собой в различных пропорциях, исходя из необходимых параметров конечного состава.

Марка И-20А производится дистиллятным методом. Получаемое в результате масло обладает необходимым набором свойств для применения в областях, где не требуются какие-то уникальные характеристики. Тем не менее, изначальные природные качества И-20А довольно высоки, что позволяет задействовать его в механизмах, которые работают в среднем диапазоне нагруженности в щадящих условиях. Например, в цехах, где нет повышенной влажности и резких перепадов температур.

В качестве гидравлической жидкости И-20А используется и в уличной технике, но только при температуре не ниже -15 ºC.

И-20А

Особенности индустриальных смазок

Индустриальное масло отличается от автомасла, гидравлической смазки и прочих нефтепродуктов. Оно применяется в стационарных агрегатах, функционирующих в средних температурных условиях. Основой этого масла является нефть, содержащая серу. Масла индустриальные И 20А изготавливаются посредством глубокой переработки нефти.

Сегодня производители применяют три способа производства подобного нефтепродукта:

  1. Дистиллятный (мазут перегоняется вакуумными агрегатами).
  2. Остаточный (обрабатываются деасфальтизированные гудроны).
  3. Компаундированный (масла, располагающие схожими показателями вязкости, плотности, соединяются).

Применение индустриального масла И 20АПроизводство масла

Технические характеристики масла И 20А такие же, как у дистиллятных нефтепродуктов малой/средней вязкости. Смазочные жидкости, которые дешевы и легки в изготовлении, нашли применение в самых разных сферах. Производственное оснащение, используемое в закрытых помещениях, не предполагает применения сезонных смазок. Как раз для такого оборудования и используется масло И-20А.

Классификация продукции по назначению

Схема производства автомасла

Схема производства автомасла.

Все жидкости, используемые в промышленности, по назначению можно разделить на 4 группы. Существует и классификация по уровню эксплуатационных свойств, здесь выделяют 5 подгрупп. Кроме того, масла разделяют на 18 классов (по кинематической вязкости, которую измеряют при 40°С).

Жидкости делят и по назначению. Это деление соответствует ISO 3498-79, кроме того, оно учитывает требования стандарта ISO 6743/0-81. Подразделение по вязкости осуществляется в соответствии с ISO 3448-75.

Введение ГОСТ 17479.4-87 поспособствовало унификации всего ассортимента жидкостей, которые используются в промышленности.

Вернуться к оглавлению

Плотность и вязкость

Это базовые характеристики индустриальных масел. По причине отсутствия стабилизирующих присадок (в них просто нет необходимости), вязкость жидкости не имеет ярко выраженной линейной зависимости от плотности.

С одной стороны – не так удобно рассчитывать каждый следующий класс по применению. С другой стороны – при небольшом разбросе показателей плотности (870 кг/м³ – 910 кг/м³), можно получить граничные значения вязкости от 6 мм²/с до 110 мм²/с.

Характеристики и особенности

Требования к изготовлению и качеству смазочных материалов индустриального назначения перечислены в ГОСТе 20799-88.

Характеристики индустриальных масел:

  • Плотность – параметр, от которого зависит передача гидравлической жидкостью мощности. Увеличивая плотность носителя, можно сокращать размер гидравлической передачи с сохранением ее мощности. Предусмотренная стандартом плотность 890 кг/куб.м.
  • Вязкость – изменяющийся в зависимости от температуры параметр, значение которого определяю при температуре +40 градусов. Применение масел различной вязкости зависит от конкретных условий эксплуатации механизмов.
  • Зависимость вязкости от температуры, отображаемая специальным индексом. Обладающие более высоким индексом вязкости масла, имеющие большую текучесть при низких температурах, применяют в гидравлических системах и агрегатах, нуждающихся в одинаковой вязкости смазки при разных температурах.
  • Температура застывания – корректируемый с помощью присадок показатель, влияющий на условия хранения и перелива.
  • Температура вспышки – отображающая температуру воспламенения смазки при воздействии огня характеристика пожарной безопасности.
  • Зольность – выраженный в процентах вес неорганических соединений, остающихся после сжигания масла. Как правило, смазки с большой зольностью имеют низкую степень очистки. Нормативно установленная зольность не должна превышать 0,4%.
  • Измеряемый калориметром оттенок, по изменению которого определяют степень окисления смазки.
  • Кислотное число – показатель очистки от кислых веществ равный весу необходимого для очистки смазки от кислот едкого калия в миллиграммах.
  • Содержание серы – характеризующий степень очистки и использованное для производства сырье показатель.
  • Сопротивляемость окислительным процессам при взаимодействии с кислородом. Масла с низкой антиокислительной стабильностью имеют более низкую продолжительность использования.
  • Способность предохранять узлы агрегатов от воздействия кислот и влаги защитные качества.
  • Способность создавать пленки, повышающие устойчивость поверхностей деталей машин к износу, характеризующаяся смазывающими качествами.
  • Антипенные характеристики.
  • Деэмульгирующие свойства – показатель способности масла создавать эмульсии, используемые для увеличения температуры загустения и уменьшения вязкости смазки.

Цена за литр

Стоимость масла индустриального И-20А зависит от ёмкости фасовки:

  • В канистрах объёмом 10 л – от 500 руб.
  • В канистрах объёмом 20 л – от 1450 руб.
  • В бочках объёмом 216 л – от 12200 руб.

Диапазон цен у каждого из производителей продукта может отличаться.

Технические характеристики

Соответственно с ГОСТ, эксплуатационные показатели И-20А таковы:

  • кинематическая вязкость при сорока градусах – 30 кв. мм/с;
  • кислотность – три сотых миллиграмма KOH на один грамм масляной жидкости;
  • концентрация золы – пять тысячных процента;
  • механические примеси – отсутствуют;
  • плотность при двадцати градусах – восемьсот девяносто килограмм на метр кубический;
  • температура замерзания – минус пятнадцать градусов;
  • цвет на колориметре ЦНТ – три единицы ЦНТ;
  • температура вспыхивания – плюс сто восемьдесят градусов;
  • приращение кислотности окислившейся смазки – три десятых миллиграмма KOH на один грамм смазки;
  • приращение смоляных элементов – три процента;
  • растворители – отсутствуют.

Как и всякая иная индустриальная смазка, И-20А, соответственно с ГОСТ, располагает особенными свойствами:

  • отличная устойчивость к окислительным процессам;
  • хорошая работоспособность при продолжительном использовании;
  • диапазон рабочих температур – от минус пяти до плюс семидесяти градусов;
  • прекрасные характеристики деэмульгирования.

Нефтепродукт предоставляется покупателям в бочках из пластика/пластмассы, объем которых превышает двести литров, и евроканистрах от пяти до двадцати литров. Стоит упомянуть, что смазку нужно регулярно заменять, иначе она станет неэффективной. Рабочий ресурс любого расходника ограничен определенным периодом. По истечении эксплуатационного срока смазку необходимо обновлять, заливая свежий расходник вместо отработанного. Разумеется, это требуется делать правильно, чтобы избежать возникновения разнообразных неполадок.

Что используют в качестве эксплуатационных материалов для техники торговой марки МТЗ

Суть выбора варианта масла для использования во время эксплуатации тракторов состоит в определении смазки, в наибольшей степени соответствующей условиям работы машин. Неправильное определение типа масла приводит к увеличению износа деталей агрегатов, неоправданным затратам на приобретение дорогих смазочных материалов, перерасходу масел и снижению срока эксплуатации механизмов машины.

Моторные масла

Используемые при эксплуатации силовых установок смазочные жидкости маркируются буквой М (моторное) и разделяются на виды и подвиды, обозначаемые идущими после нее другими буквенными обозначениями и цифрами.

Разделяют шесть видов – А, Б, В, Г, Д, Е.

Смазки групп А и Б предназначаются для нефорсированных и малофорсированных двигателей.

Используемые при эксплуатации средне и высокофорсированных силовых агрегатов смазки групп В и Г имеют одинаковый состав присадок и отличаются друг от друга количеством присадочных компонентов – в маслах класса Г их больше.

Смазки групп Д и Е применяются исключительно для силовых агрегатов судов и стационарных дизелей.

Входящие в состав маркировки масел цифры 1 и 2 указывают на тип двигателя, для эксплуатации которого предназначена смазка: 1 – карбюраторные силовые установки, 2 – рассчитанные на потребление дизельного горючего двигатели.

Большинство машин производства МТЗ-Холдинг оснащаются среднефорсированными и высокофорсированными силовыми установками, работающими с использованием дизельного топлива, при эксплуатации которых применяют моторные масла В2 и Г2.

Для двигателей тракторов и других агрегатов лучше всего использовать вид масла, указанный в инструкции по эксплуатации.

При необходимости допускается проводить смешивание различных масел одной группы, предназначенных для эксплуатации во время одного и того же сезона. Смешивать смазки разных групп и сезонности категорически запрещается.

Трансмиссионные смазки

Имеющие сходное с моторными смазками назначение трансмиссионные масла предназначены для работы при более высоких нагрузках, меньшей, чем у двигателя температуре элементов и скорости их движения.

Маркировка трансмиссионных масел включает в себя:

  1. Указывающие на область применения заглавные буквы: Т (трансмиссионное), А (автомобильное) и С (изготовленное из сернистого сырья);
  2. Строчные буквы п (присадка) или д (дистилят);
  3. Цифровое значение вязкости.

Иногда в конце маркировки смазки встречается буква В, указывающая на улучшенные качества. Такая смазка является улучшенной модификацией своей базовой версии.

Наибольшее применение при эксплуатации трансмиссионных блоков тракторов нашли маловязкие смазки ТАп-15В, ТСп-10 и ТСп-15К. Эти сорта масел используются круглогодично при эксплуатации промежуточной опоры, а также главных и конечных передач ведущих мостов с ежегодной заменой.

Наиболее адаптирована к условиям низких температур смазка ТСп-10, используемая круглогодично при эксплуатации тракторов в северных регионах.

Для гидросистем тракторов

В гидравлических системах тракторов используют разделяющиеся на 10 классов вязкости специализированные гидравлические масла, моторные смазки для дизельных и бензиновых установок, а также индустриальные смазки И-20Л и И-ЗОА.

Так, при эксплуатации МТЗ-80 и 82 в масляный бак гидросистемы трактора может заливаться моторное масло М12Г1, а также летом смазки М10Г2, М10В2, М12Г2 и М8Г2, М8В2, М8Б1, М8В1 – зимой.

Для смазки трущихся элементов тракторов используются антифрикционные смазочные вещества Литол-24, ЦИАТИМ-201. № 158 и различные виды солидолов.

Как выбрать веретенное масло?

Подбирать веретенное масло достаточно просто. В первую очередь необходимо определиться со степенью нагрузок, которые возникают на эксплуатируемых системах и механизмах. Если же в узлах определяется большая механическая нагрузка, применяются веретенные масла с большим коэффициентом вязкости. Если же нагрузки в системах небольшие, то подходят масла с небольшим показателем вязкости.

Использование продуктов с большим количеством антиоксидантных присадок позволяет надежно защитить детали трущихся механизмов от преждевременного износа. Благодаря этому удается продлить срок их службы в 2-3 раза. Веретенные масла – выгодное вложение, так как обработка ими позволяет увеличить срок службы любых механизмов. Стоимость подобных средств невысока, однако эффект от них значительный.

Температура застывания и вспышки

Это не менее важная характеристика, с учетом огромного разброса сфер применения индустриального масла. С технической точки зрения, прямое воздействие (именно в точке смазки или иного применения масла) по определению не может быть высокотемпературным.

Поэтому техника определения температуры вспышки несколько иная. Просто механизмы и агрегаты, в которых применяется «индустриалка», могут быть расположены в зонах экстремально высоких температур. Например, кузнечные молоты или прокатные станы.
прокатный стан
Индустриальное масло, обеспечивающее смазку, охлаждение, и гидравлические системы подобных агрегатов, может банально воспламениться без прямого контакта с рабочей зоной: даже в маслопроводах.

Поэтому в продукции, рассчитанной на такие условия, устанавливается температура вспышки не ниже 225℃. Для более щадящих режимов эксплуатации (например, на ткацкой фабрике), достаточно будет показателя 145℃.

А температура застывания напрямую связана с вязкостью и плотностью жидкости. Поэтому при выборе масла для эксплуатации в холодных условиях, выбирают более жидкую консистенцию. В данном случае, никакой универсальности быть не может.

Процесс очистки продукта

Очистка продукта производится после взятия проб. Именно по ним определяется то, в каком состоянии находится жидкость, нужно ли проводить ее очистку. Методы регенерации отработанного масла подбираются в зависимости от того, какие примеси содержатся в жидкости.

К общим свойствам отработанного продукта можно отнести его плохую растворимость в воде и высокую степень пожароопасности. Температура вспышки находится на отметке 135-214 °С. Кроме того, стоит упомянуть химическую неактивность продукта при хранении.

Процесс выпаривания применяется для удаления легкокипящих примесей. Физическими методами эффективно удаляются микрокапли воды, твердые частицы и др.

Отработку хранят в помещениях, приписанных к масляным хозяйствам, в топливно-транспортных цехах. Для этого используются специальные емкости, оборудованные закрывающимися крышками.

Производители И-20А

Сегодня масло И-20А выпускают многие нефтеперерабатывающие компании, поскольку устойчивый спрос имеется, а производство масла обходится довольно дешево.

Основные производители в России:

  1. Башнефть-Новойл. Компания располагается в Уфе и производит множество масел, в том числе, И-20А. Качество продукции, по отзывам, хорошее, Цены вполне конкурентные;
  2. Роснефть. Штаб-квартира этой компании находится в Москве, а нефтеперерабатывающие заводы расположены по всей России. Помимо всего прочего, компания производит и масла, среди которых присутствует И-20А;
  3. Лукойл. Входит в число ведущих нефтяных компаний России, экспортирует свою продукцию в 24 страны. В ассортименте компании, конечно же, присутствует марка И-20А. Качество стабильно хорошее;
  4. Газпром-Нефть. Компания имеет свои производства, помимо этого, продает сырье множеству заводов, как в России, так и за рубежом. Качество отличное, цены слегка завышены.

И-20А

Аналоги

Из зарубежных аналогов И-20А рекомендуют продукцию от Mobil марок DTE Oil Light, DTE Oil 13 M и DTE Oil 24. Также подойдет в качестве замены масло Vitrea 32 от Shell, или Magna 32 от Castrol. Хорошей заменой является Energol CS 32 от British Petroleum. Безусловно, характеристики каждого заменителя следует изучать более тщательно, в зависимости от конечной цели применения масла. Хотя сама идея применять явно более дорогой зарубежный аналог кажется сомнительной.

Гарантийный срок хранения масла И-20А – 5 лет в запечатанной таре. По истечении этого срока масло вряд ли потеряет свои качества, однако производитель нести ответственность уже не будет.

Сроки замены масла определены в инструкциях к оборудованию, в котором оно эксплуатируется.

Отработанное масло, утратившее свои качества, либо подвергают процессу глубокой очистки и восстановления на специальном оборудовании, либо попросту заменяют – очередной плюс невысокой стоимости.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...