Споттер своими руками

Содержание

Предназначение споттера и его особенности

Самодельный споттер используют в отношении кузовных работ автомобилей. Делают это тогда, когда по каким-то причинам с внутренней стороны выровнять поверхность детали нет возможности. Можно локально нагревать металл при помощи указанного инструмента, если на кузовной области есть небольшие повреждения. Важно разобраться, как сделать споттер своими руками, чтобы получить качественное и функциональное изделие.

Процесс сварки выглядит так. На место повреждённого металла закрепляется крепёж. К нему подсоединяется устройство и при помощи вспомогательных приспособлений либо своими руками вытягивают вмятины. Инструмент для ремонта кузова дает возможность быстро и качественно восстанавливать автомобиль без покраски поврежденного участка. Споттер хорош тем, что при его эксплуатации удается держать под контролем функционирование каждой детали. Это объясняется тем, что вероятность перегрева и разрыва проводов довольно велика.

Споттер – что это такое, и можно ли сделать своими руками

Действие споттера основано на таком физическом явлении, как токовое сопротивление. При этом применение привычных сварочных материалов (плавящихся электродов, сварочных проволок и других) не требуется. Нагрев и остывание происходят настолько быстро, что металл не успевает окислиться и вступить в реакцию.


Споттер своими руками из рихтовки

Сварка от такого оборудования не оставляет глубоких следов и после выравнивания легко удаляется болгаркой. Технология работы следующая – после обработки с помощью обратного молотка (насадка на споттер) на поверхности металла образуются небольшие «холмики», далее на них подаётся ток, который плавит металл, создавая необходимую прочность. Готовые образцы споттеров состоят из следующих элементов:


Составляющие споттера: корпус (1), стаддер (2), кабель (3), и электрод (4)

Принцип действия агрегата таков: через блок управления на споттер поступает ток, который, доходя до электрода, приводит в действие обратный молоток. Он выполняет роль обратного отбойника. При этом, как уже говорилось ранее, снимать крыло или дверь нет необходимости. Устройство можно целиком собрать самостоятельно, а также изготовить из аккумулятора или сварочного аппарата.

споттер

  • https://www.youtube.com/watch?v=dR_8ydpypF0&list=PLpY… установка … Lacetti. приварка полотна крыши. споттер. 11 304 просмотра ⌚4 года назад
  • Приветствую Вас на моем канале AWTOMASTER. На нем Вы можете увидеть много полезного видео как по ремонту … Пуллер для споттера как изготовить своими руками 21 137 просмотров ⌚4 года назад
  • пуллер для споттера своими руками. Пуллер Рычаг Стойки Споттер 14 ⌚4 года назад
  • Пуллер для споттера самодельный своими руками [email protected] Пуллер для споттера своими руками 7 172 просмотра ⌚4 года назад
  • https://www.youtube.com/watch?v=CeOa-WxTvcU самодельный пуллер для споттера … Пуллер для споттера своими руками. Spotter puller homemade 21 ⌚4 года назад
  • https://www.youtube.com/watch?v=dR_8ydpypF0&list=PLpY… установка … продолжение тюнинга споттера. универсальная насадка)) 32 830 просмотров ⌚4 года назад
  • Пуллер из клёпочного пистолета. самодельный пуллер для споттера 521 782 просмотра ⌚4 года назад
  • По просьбам трудящихся коллег — самодельный пуллер (минилифтер) :) Моя партнерская программа VSP Group. Подкл… Пуллер из клёпочного пистолета 2 333 просмотра ⌚5 лет назад
  • Моя группа в вк: https://vk.com/evgeny_garage Группа по подбору горящих туров: https://vk.com/club81677191 Группа Гаражных … Пуллер для споттера (самодельный) 74 303 просмотра ⌚5 лет назад
  • Заработать на YouTube от AIR https://www.air.io/?page_id=1432&aff=1983. Как устроен пуллер для споттера. Пилот МТ. Пуллер. 31 915 просмотров ⌚5 лет назад
  • Кузовной ремонт автомобилей в гараже. Канал о ремонте автомобилей и не только. Подробности на моем сайте…. Пуллер для споттера. Ремонт. special tooling .BODY REPAIR . 1 972 просмотра ⌚5 лет назад
  • для этого видео использован китайский споттер WS6, и самодельный пуллер сделанный из пистолета для… Пуллер для споттера, два в одном. Споттер Пилот. 9 509 просмотров ⌚5 лет назад
  • Видео к материалу https://vgarazhe.org/tools/5-spotter-svoimi-rukami.html Поделиться своими советами и рекомендациями по … самодельный пуллер для споттера 7 ⌚5 лет назад
  • Самодельный пуллер сделанный по схеме фирменного. Заработать на YouTube от AIR … Пуллер и обратный молоток для самодельного споттера. 43 265 просмотров ⌚6 лет назад
  • Кузовной ремонт автомобилей в гараже. Канал о ремонте автомобилей и не только. Подробности на моем сайте…. Пуллер для споттера мощный .Часть 6 .BODY REPAIR .contact welding 33 ⌚6 лет назад
  • Насадки для споттера для работы на изогнутых поверхностях.Заработать на YouTube от AIR … Работа споттером Пилот МТ, насадка на пуллер 200мм 8 615 просмотров ⌚6 лет назад
  • Самодельный усовершенствованный пуллер для споттера и пдр. Насадки профильные на пуллер для споттера.Часть 2 . contact welding 2 734 просмотра ⌚6 лет назад
  • Насадки самодельные на пуллер для споттера. Минилифтер универсальный Часть 5 . contact welding 19 268 просмотров ⌚6 лет назад
  • Минилифтеры , пуллеры для споттера и их эффективность. Насадки на пуллер для споттера . Часть 1 . contact welding 3 ⌚6 лет назад
  • Пуллеры для споттера.Заводской и самодельный . Часть 2. contact welding 6 533 просмотра ⌚7 лет назад

Тэги:

По датам: 21.05.2020 — 22.05.2020 — 23.05.2020

Комментируемое видео:

ТОП 6 смертельных ловушек для пешеходов Как не погибнуть на наших дорогах

⇒ «Отличное познавательное видео» Смотреть полностью… Добавлено — 22.05.2020

Алтайский заповедник. Часть вторая ⇒ «крутое видело » Смотреть полностью… Добавлено — 22.05.2020

Другие. 4 серия (2019) Драма @ Русские сериалы ⇒ «Из последних просмотренных мной российских сериалов- этот действительно удивил. Смотрела с интересом, ждала каждую серию. Логически развили сюжет, сделали длинную линию во времени и развернули немеряно новых событий для каждого героя. Жанр фантастики всегда считала невыгодным …» Смотреть полностью… Добавлено — 22.05.2020

Традиции празднования Рождества ⇒ «спасибо за видео» Смотреть полностью… Добавлено — 22.05.2020

Заставки новостных программ Вести (Россия-1/Россия-24) ⇒ «прекрасно» Смотреть полностью… Добавлено — 22.05.2020

Вечерний Ургант. Дмитрий Нагиев в гостях у Ивана Урганта (24.04.2015) ⇒ «Много споров вокруг этого человека. Кто-то считает Нагиева застоявшимся в своём образе тесной одежды и чёрных очках. Кто-то не понимает его постоянного появления в рекламах (что, мало зарабатывает, мол). Кто-то вообще не считает его актёром. Ну да, роли у него не серьёзные, ну…» Смотреть полностью… Добавлено — 22.05.2020

Особенности использования споттера

Споттер использует технологию сварки сопротивлением. Вся система управления оборудованием осуществляется благодаря встроенному многофункциональному микропроцессору, к которому подключено регулятор настроек.

По сути, агрегат является один из видов классического сварочного аппарата. Главным отличием считается то, что импульс сварочного тока возникает за счет имеющегося разряда большой емкости, который действует в течение минимального периода, причем настолько маленького, что лакокрасочное покрытие с обратной стороны не успевает обгорать.

Что такое споттер и можно ли его сделать своими руками

Споттер, выполненный своими руками, чаще всего используется для рихтовки авто и выравнивания вмятин на металле. Такое оборудование очень любят мастера на СТО, так как в процессе правки кузова нет необходимости демонтировать крыло или дверь автомобиля. Все работы можно провести непосредственно на внешней части обшивки. Особенно удобно работать прибором в тех местах, к которым подобраться сложно.


Во время работы прибор выдаёт разряд, металл нагревается, в точке касания и происходит сварка.

Сварка споттером не оставляет глубоких следов и после выравнивания легко удаляется болгаркой.

Дело в том, что нагрев и остывание в точке касания происходят настолько быстро, что металл не успевает окислиться и вступить в реакцию. Причем самодельные модели можно настроить таким образом, чтобы сила тока, и время воздействия можно было менять в зависимости то того, какой толщины металл необходимо обработать.


Споттер состоит из следующих элементов: 1 – обратный молоток, 2 – корпус, где расположены блок питания и блок управления, 3 – крюк, 4 – электроды, 5 – пистолет.

Статья по теме:

Какой сварочный аппарат инвертор лучше для дома и дачи. Виды устройств, достоинства и недостатки и обзор популярных моделей – в нашей публикации.

От корпуса аппарата исходит два кабеля: масса и рабочий провод с пистолетом. Пистолет — это то, чем оперирует сварщик в своих руках.

Технология работы следующая: Масса фиксируется на кузов автомобиля, с которого предварительно снят аккумулятор. Пистолет запускает подачу тока. После нажатия на курок происходит разряд, который плавит металл. Одномоментно, либо до этого этапа мастер обратным молотком выбивает небольшие «холмики», на которые споттером подается разряд. Они в последствии зачищаются, тем самым металл утолщается и получает необходимые форму и прочность.

К сведению! Действие споттера основано на таком физическом явлении, как токовое сопротивление. При этом применение привычных сварочных материалов (плавящихся электродов, сварочных проволок и других) не требуется.

Изготовление своими руками

Сделать такое полезное для автовладельца оборудование можно и самостоятельно. С этой задачей справится любой мастер. Все комплектующие можно легко найти. В основе устройства лежит сварочный трансформатор. Также имеется блок, питающий все элементы электрической цепи споттера. В пару к основному трансформанту дополняются диоды в виде сборки и диодные мосты. Еще самодельный споттер включает в себя тиристор и переменный резистор.

расходники для споттера
Далее, когда вся электрическая часть собрана, нужно позаботится о корпусе. В качестве основания обязательно должна быть диэлектрическая плита – на ней размещаются все компоненты. Для защиты внутренних элементов самодельного споттера и придания ему эстетичного вида можно использовать корпус от старой микроволновки. На этом процесс изготовления завершен.

Назначение и сферы применения оборудования

Споттеры являются стандартным оборудованием для автосервисов, т. к. их использование значительно экономит время и сокращает трудозатраты при рихтовке кузовных деталей с односторонним доступом. Кроме того, их применяют для осадки импульсным нагревом металла. Еще одной областью применения споттеров является двусторонняя сварка. В этом случае вместо пистолета используют специальные сварочные клещи. Одна из важных особенностей этого сварочного оборудования — небольшое энергопотребление; параметр ПВ (продолжительность включения) у таких аппаратов не превышает 5%.

Многие домашние мастера из тех, кто занимается кузовным ремонтом автомобилей, самостоятельно изготавливают споттеры из подручных материалов (в основном, на базе старых трансформаторов). В таких аппаратах чаще всего отсутствует электронный блок управления, а сварочный импульс формируется вручную, путем нажатия на кнопку отключения питания. Регулировки тока у них, как правило, тоже нет, поэтому подбор сварочных режимов производится опытным путем. Пистолеты и обратные молотки народные умельцы обычно изготавливают своими руками, а расходный крепеж приобретают в профильных магазинах. Тем не менее, с помощью таких устройств вполне успешно выполняются различные виды рихтовки.

Рабочая схема споттера

Для корректной сборки инструмента необходимо разобраться в принципиальной схеме работы споттера.

Схема блока питания.Схема блока питания.

Работает такая схема по следующему принципу: при включении споттера на трансформатор Т1 подается напряжение. Далее оно преобразуется и поступает с его вторичной обмотки на диодный мост. Затем проходит через замкнутые контакты переключателя «Импульс» на конденсатор С1, который начинает заряжаться. Поскольку тиристор в это время закрыт, электрический ток на сварочный трансформатор не поступает.

Принципиальная схема работы споттераПринципиальная схема работы споттера

Чтобы запустить этот трансформатор и получить на его вторичной обмотке сварочный ток, необходимо изменить положение переключателя «Импульс», который отключит конденсатор С1 от зарядки и подключит его к цепи управления тиристором. Ток, образовавшийся в результате разряда конденсатора, предварительно проходит через сопротивление (R1), отвечающее за режимы работы аппарата, и поступает на управляющий электрод тиристора, что приводит к его открытию.

Устройство и характеристики

Споттер состоит из модуля сварочника для контактной сварки, причем это может быть вариант как на постоянном, так и на переменном токе.

К этому блоку примыкает провод массы (заземления) и кабель, заканчивающийся специальным сварочным пистолетом.

На конце последнего, в зависимости от особенностей работы, закрепляются различные насадки.

На лицевой панели сварочника находятся элементы управления для настройки различных сварочных режимов, мощности, силы тока, а продвинутые агрегаты имеют еще и дисплей, отображающий реальные рабочие параметры, позволяющий выполнить тонкую отстройку оборудования и контролировать ход процесса.

Споттер с дисплеем

Работа споттера выглядит следующим образом:

  • Из автомобиля извлекается аккумулятор.
  • Провод заземления фиксируется на кузове.
  • Пистолет с насадкой подносится к участку ремонта.
  • Электрическая цепь замыкается посредством нажатия курка, что приводит к подаче тока.
  • В месте контакта насадки с кузовом происходит повышение температуры до того момента, когда электрод приваривается к металлу, но при этом исключается перегрев детали и ее сквозной прожиг.
  • Селедующим действием вмятину вытягивают.

Материал

Начинка современных споттеров спрятана в корпусе из листового металла или алюминия, иногда используются отдельные элементы, полностью изготовленные из ударопрочного пластика, вроде задней крышки и ручки для переноски.

Лицевая панель металлическая, подстроечные ручки также могут быть изготовлены из металла или пластика.

На днище сварочника крепятся ножки с резиновыми накладками, что повышает его устойчивость.

Визуально аппарат сильно напоминает сварочный инвертор.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Некоторые модели для удобства их перемещения по мастерской собираются на основе вертикальной металлической тележки с колесиками.

Модель на тележке с колесиками

Размеры и вес

В зависимости от конструкции, вес споттера может колебаться в широких пределах.

Переносные варианты имеют массу в среднем 14 – 25 кг, а модели, собранные на тележке, могут весить вплоть до 90 – 100 кг.

Как правило, габариты споттера находятся в следующих пределах:

  • для переносных вариантов (мм) – 210 — 390х 260 — 360 х 155 — 240
  • для моделей с тележкой (мм) – 1000 — 1800 х 500 — 600 х 700 — 950

Режимы работы и мощность

Современные споттеры оснащаются электронным управлением, которое позволяет просто выбрать из имеющихся режимов функционирования и выставить требуемое время контакта, по истечении которого аппарат самостоятельно прекратит подавать напряжение на пистолет.

Режимы работы устройства нумеруются и дополнительно обозначаются соответствующими значками.

Различают следующие основные рабочие режимы:

  1. Сварка выполняется обратным молотком или пуллером, а сам режим предназначен для устранения вмятин малого диаметра и небольшой глубины.

    Пуллер
    Учитывая, что подобное повреждение встречается крайне часто, именно в данном режиме выполняется больший объем работы, тем более, что современные материалы, из которых изготавливаются кузова авто, легко возвращают первоначальную форму за счет упругости.

  2. Посредством специальных электродов выполняется приварка к металлу какого-либо тянущего элемента. За счет этого можно исправить значительные дефекты, например, восстанавливать замятые ребра и пороги.
  3. Применяется омедненный электрод малой длины, которым осаживаются выпуклости, образованные, например, клеммой массы.
  4. Применяется для разогрева приличной площади поверхности посредством угольного электрода. Если вытягивать большую поврежденную поверхность, образуется так называемый “хлопун”, который в этом режиме и устраняется за счет осаживания металла.
  5. В процессе ремонта часто приходится удалять крепления, например, молдингов. По завершению работ их необходимо приварить, для чего используются омедненные электроды.
  6. Режим подходит для вытягивания металла крюками и кольцами посредством молотка обратного типа весом 2,5 кг, но основное его назначение – приварка шайбы крепления клеммы массы.
  7. Применяется омедненный электрод, имеющий магнит, посредством которого удерживается привариваемый болт. Он используется для приварки болтов, установки клемм массы, тормозных трубок.

Электроды с насадками для споттера

Одна из главных характеристик споттера – его мощность.

Речь идет о силе тока на выходе, максимлальное значение которого в идеале не должно быть ниже 3 тыс. ампер.

Для выполнения различных задач требуется своя сила тока:

  • Приваривание колец и треугольников – 800 – 1000 А.
  • Приваривание волнистой проволоки – 1 – 1,2 тыс. А.
  • Работа медным электродом – 1,4 тыс. А.
  • Работа графитовым электродом для разогрева поверхности – 2,2 тыс. А.

Насадки для споттера

Споттер работает посредством следующих основных аксессуаров:

  • Обратный молоток – съемная часть пистолета, для функционирования которой используются различные наконечники.
  • Пуллер – предназначен для экспресс-вытяжки, то есть позволяет исправить небольшие повреждения плавным выравниванием поверхности. Конструктивно состоит из рычажного механизма.

Насадки для споттеров

Вмятины можно вытягивать за иглу или насадку-звездочку, которые вставляются в обратный молоток, и напрямую привариваются к детали.

Также часто используется крючок, но его не приваривают напрямую, а зацепляют за ранее приваренные шайбы.

Виды споттеров

Всего различают две основных разновидности инструментов: трансформаторные и инверторные. В зависимости от способа и области использования выделяют еще два класса: для сваривания кузова по контактному методу и для рихтовки.

Рихтовочные споттеры представляют из себя небольшие аппараты, предназначенные для мелкой работы. Они требуют обязательной установки обратного молотка и дополнительных насадок для выполнения ремонта. Кроме того, конструкция может включать специальные клещи. Однако, многие из данных устройств обладают малой мощностью, предрасположены к скорому перегреву, поэтому не способны обеспечить качественную сварку.

Кроме всего, оборудование точечной сварки может быть классифицировано по потребляемому напряжению питания от электрической сети. Стандартные инструменты рассчитаны на 220В, а самые мощные на 380В.

Порядок выбора споттера

Рынок споттеров для кузовного ремонта стремительно возрастает, поэтому рациональный подбор типоразмера целесообразно производить по следующим позициям:

  • По наибольшей толщине обрабатываемых кузовных элементов. Если конструкции толщиной менее 1,0…1,5 мм, то с поставленными задачами справится односторонний споттер, в противном случае стоит приобретать двухсторонний;
  • По сложности работ. Например, если предполагается рихтовка плоских деталей, либо преимущественно плоских участков на них, можно ограничиться покупкой споттера без рихтовочных приспособлений, которые вполне заменит обратный молоток;
  • По удельным энергозатратам (важно при эпизодическом выполнении ремонтно-восстановительных операций с кузовами автомобилей). Например, при систематических работах подобного рода полезнее схема споттера с трансформатором: она более мощная, отличается повышенным КПД, и быстрее справится с поставленными задачами. Инверторная схема споттера имеет более низкий КПД, но и меньше расходует электроэнергию;
  • По функциональности, которая заявляется производителем подобной ремонтной оснастки. Выпускаются споттеры, которые, помимо точечной сварки, могут производить также приварку мелких крепёжных деталей (винтов, шайб, гаек), восстанавливать частично повреждённые рёбра жёсткости;
  • По дружественности системы управления: агрегат наверняка понравится пользователю, если его настройка, регулировка и подналадка в процессе эксплуатации может быть выполнена оперативно и удобно.

схема работы споттера

Особое внимание при выборе уделяют мощностным характеристикам оборудования. На практике для низкоуглеродистых сталей существует следующая зависимость между энергетическими параметрами, диаметрами медных электродов для контактной сварки и усилием, необходимым для сжатия клещей:

Наибольшая толщина свариваемых деталей, мм Сила сварочного тока, А Длительность сварки, с Наибольшее усилие зажима, кг
До 0,75 4 0,5 60
До 1,0 5 0,8 85
До 1.5 6,5 1,0 100
До 2 7,5 1,2 120

При уменьшении усилия сжатия клещей время сварки пропорционально увеличивается. Это улучшает качество проплавления металла в сварочном ядре.

крючки для споттера

Виды споттеров

Как правило, споттеры классифицируют по виду источника питания, массогабаритным показателям и функциональным возможностям, а также мощности и нормативной продолжительности работы. В первом случае их делят на трансформаторные и инверторные. Трансформаторные выпускаются как в ручном, так и в стационарном вариантах, а инверторные — только в стационарном. Функциональные возможности споттера во многом зависят от типа источника питания и его мощности, которая определяет максимальную толщину свариваемых изделий. К примеру, ручные аппараты предназначены только для приварки крепежных гвоздей на фиксированных режимах. В то же время профессиональные инверторные споттеры стационарного типа могут выполнять оба вида точечной сварки (пистолетом и клещами), а также отжиг угольными электродами. Кроме того, инвертор позволяет формировать импульсы тока любой формы и длительности, что очень важно при работе по тонколистовым изделиям из различных металлов и сплавов.

Комплект споттера

«Хаммер»

Споттер «Хаммер» — это ручной аппарат, предназначенный для самостоятельного кузовного ремонта. Также он подходит для применения в условиях небольших СТО. Устройство отличается экономичностью за счет медной проводки. Судя по отзывам, это весьма качественное оборудование. Работать с «Хаммером» очень удобно – соответствующие индикаторы вовремя предупредят о перегрузках.

Споттер многофункционален, как говорят отзывы. С ним можно приваривать клепки, уничтожать вмятины, восстанавливать ребра жесткости. Это далеко не полный перечень возможных работ.

Особо можно выделить простоту устройства – оно оснащено специальной упрощенной настроечной системой. Для активации споттера нужно один раз нажать кнопку. Для комфорта производитель оснастил аппарат поворотным регулятором, который позволяет просто выбрать инструмент и затем менять уровень мощности. В комплекте имеется необходимый набор расходников для споттера.

Особенности работы

Специалисты дают следующие советы по использованию споттера:

  • если ваше авто имеет алюминиевый корпус, то недопустимым является использование обратного молотка. Исправление дефектов должно совершаться более плавно;
  • чтобы совершить приваривание шайбы, не стоит прилагать большие физические усилия;
  • чем большей является сила тока, тем меньшим — цикл задержки времени, а вместе с ним и степень нагревания составных частей аппарата;
  • в точке, где споттер образует контакт с поверхностью, рабочие комплектующие должны минимально соприкасаться, так как большая площадь касания способствует их изнашиванию;
  • чтобы рабочий ток резко не падал, контакт требуется скрепить при помощи струбцины или другого инструмента;
  • если вам нужно снять при помощи споттера лакокрасочное покрытие, воспользуйтесь для этого зачистными кругами;
  • если вы работаете с угольным электродом, вам нужно отключить таймер, задерживающий работу споттера.

[democracy id=”2″]

[democracy id=”6″]

Автор: Баранов Виталий Петрович

Образование: среднее специальное. Специальность: автослесарь. Профессиональная диагностика, ремонт, ТО легковых авто зарубежного производства 2000-2015 г.в. Большой опыт работы с Японскими и Немецкими авто.

Основные рекомендации при работе

Прежде чем начать работу ознакомьтесь как пользоваться споттером, а главное: чего нельзя делать в прилагаемой к аппарату инструкции.

Кроме этого, некоторые моменты, которые будут полезны начинающим:

  1. Перед подключением убедитесь, что сеть выдержит потребляемую устройством мощность.
  2. Не удлиняйте штатные кабели споттера, чем они больше, тем сильнее падение мощности, а значит хуже качество стыка.
  3. Тщательно зачищайте как место установки заземления, так места, которые предстоит рихтовать.
  4. Установку длинных расходных креплений (зигзагообразная проволока, гребенки) начинайте с дальнего от «земли» конца, чтобы избежать эффекта шунтирования.
  5. Рихтуя большие вмятины двигайтесь от меньшей глубины к большей по спирали (наподобие того, как рисуют линии одинаковых высот на карте). Если сразу начать вытягивать самые глубокие места, гарантировано получите излишнюю вытяжку или «хлопуна» — неустойчивую поверхность, которая может снова «вщелкнуться» назад.

[stextbox id=’alert’]Кроме обычных аппаратов существуют и споттеры по алюминию. Их устройство  мало чем отличается принципиально, однако параметры его настройки и расходники совершенно другие. Такие аппараты нельзя применять для работы по стали и наоборот.[/stextbox]

Изготовить самому или купить заводской?

сварочный аппарат

Казалось бы, в магазине продаются уже готовые споттеры, зачем собирать? Однако, есть нюансы.

Во-первых, заводские споттеры – это специфические, специализированные аппараты. Поэтому их производят в гораздо меньших объемах, чем, например, инверторы или полуавтоматы. Как следствие – высокая цена.

Если вы будете использовать прибор максимум несколько раз в год, то покупка данного девайса абсолютно неоправданна. Логичнее использовать подручные детали и собрать устройство самостоятельно.

Тем более, что самодельный споттер отличается надежностью и подлежит ремонту. Вы будете абсолютно уверены в компонентах, которые были использованы при сборке, сможете их заменить, просчитать их стоимость и избавить себя от нужды обращаться в сервис.

Однако, при всех своих достоинствах, самостоятельная сборка споттера заинтересует далеко не всех. Сборный вариант обладает небольшой мощностью, он хорош в любительском использовании, для незначительного ремонта и исправления несерьезных повреждений.

На СТО уместнее проводить работы заводскими споттерами. Они намного мощнее самодельных, расширяют возможности их применения и позволят скорректировать самые тяжелые повреждения кузова.

Вдобавок, для изготовления подобного устройства нужны определенные умения. Эта статья доступно описывает схему конструирования споттера, в ней изложена достаточно простая инструкция, без специфических терминов и запутанных электросхем.

Но если для вас это в новинку, вы не обладаете достаточным опытом, то рискуете получить опасное устройство, а не помощника.

Подведем итог: собственноручно собранный прибор характеризуется невысокой ценой, доступностью в применении и ремонте. Эти критерии позволяют повсеместно применять аппарат в любительском использовании в гараже или на даче.

Заводские споттеры обладают более широким функционалом, что позволяет им занять свою нишу в использовании на профессиональных СТО.

Как правильно работать самодельным аппаратом

Процесс работы предполагает определенную последовательность действий. Расскажем о них подробнее.

В завершении статьи немного о технике безопасности при работе с оборудованием:

  1. Очень важно регулярно осматривать и прочищать все детали прибора.
  2. Обратите внимание на правильное подключение и изоляцию проводов. А также на заземление устройства.
  3. Если вы планируете обрабатывать большую поверхность – не забудьте надеть специальные защитные очки.

Мы надеемся, что рекомендации редакции Seti.guru оказались полезными для наших читателей

Споттер своими руками

Понятие spotter, его русское название споттер, спотер, спот, с английского переводится как «указатель цели» или от основы слова – «точка». Это оборудование, которое относится к одному из видов сварочных аппаратов и по смыслу полностью отвечает своему наименованию. Споттер – аппарат для односторонней точечной сварки, действующий по принципу токового сопротивления. Работа системы споттера заключается в выделении определенного количества тепловой энергии в зоне соприкосновения со свариваемым материалом во время прохождения тока.

ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год! Читать дальше»

Делятся споттеры на два вида: трансформаторы и инвертора. Трансформаторный споттер своими руками изготовить можно, а вот инверторный собирается только в промышленном производстве. Spotter используется для процесса кузовных работ авто, где действия полуавтомата или ручных инструментов не принесут желаемых результатов. Споттером удаляются вмятины, путем вытягивания.

Что нужно знать о споттерах?

Качество работы споттером напрямую зависит от опыта оператора. Соблюдение нескольких правил позволит обезопасить мастера от неприятностей:

  • Комфорт работы можно обеспечить, очистив зачищенный участок кузова от пыли, так как в противном случае возможно образование большого количества искр. Как следствие, повышается расход наконечников.
  • Клемму массы следует устанавливать на минимально возможном расстоянии от точки приварки.

Внимание!

Запрещается фиксировать клемму массы на соседней детали.

  • В процессе работы необходимо следить за качеством контакта массы и в точке крепления инструмента. Если контакт будет плохим, это обязательно приведет к поломке места крепления инструмента, а также пробою.
  • Вытягивать материал на поврежденном участке необходимо по спирали, двигаясь от периферии к центру. Такой способ сэкономит время, так как исключит избыточную растяжку материала и появление провалов вокруг центра вмятины.Пример вытягивания вмятины

Важно!

Подключать аппарат к розетке следует посредством проводки с сечением минимум 2,5 кв.мм.

Если планируется использовать удлинитель, то сечение кабеля должно быть выше, исходя из длины.

Стандартные характеристики серийных споттеров

К ним относятся следующие вариации:

  • Тип электропитания – сеть на 220 В/380 В;
  • Частота переменного тока – 50-60 Гц;
  • Максимальная мощность – 10 кВт;
  • При сварке предельная сила тока достигает 1300 А;
  • Напряжение, образующееся на вторичной обмотке – 8-9 В;
  • Встроенный таймер может быть установлен на промежуток от 0,1 до 1,2 секунды;
  • Имеют возможность переключения режимов сварки с точечного на постоянный;
  • Производительность аппарата зависит от выбранной программы – при точном аппарат работает на предельных мощностях, а при угольной сварке выходная мощность минимальна;
  • Посредством железного электрода усилие разрыва составляет более 100 кг;
  • При монтаже ремонтной шайбы тяговое усилие составляет более 100 кг.

Самодельный обратный молоток

Если предыдущие пункты были выполнены, то сложностей возникнуть в дальнейшем не должно. Изготовление обратного молотка самостоятельно является экономически выгодным предприятием, так как заводские молотки стоят достаточно дорого.

Лучше всего подойдет для этой цели та часть манипулятор для монтажной пены, в котором располагается баллон с содержимым. К освободившемуся участку приваривается 3 прутка, которые станут стойками.

В штоке устройства нужно удалить упор и изогнутую часть, а на ее место устанавливается кронштейн, для присоединенния кабеля от споттера.

Рихтовка кузова автомобиля. Этапы ремонта

Как было ска­за­но ранее, гра­мот­ная про­це­ду­ра ремон­та дефор­ми­ро­ван­ной пане­ли пред­став­ля­ет собой выправ­ле­ние толь­ко тех мест, кото­рые полу­чи­ли пла­сти­че­скую дефор­ма­цию. Отно­си­тель­но не повре­ждён­ные при­ле­га­ю­щие зоны после это­го воз­вра­тят­ся в пер­во­на­чаль­ное состо­я­ние само­сто­я­тель­но. Такой метод тре­бу­ет немно­го уси­лий и мало дей­ствий.

Мож­но так­же воз­дей­ство­вать на обрат­ную сто­ро­ну повре­жде­ния тяжё­лым молот­ком или дру­гим тяжё­лым инстру­мен­том. Повре­жде­ние выдав­ли­ва­ет­ся или высту­ки­ва­ет­ся гру­бо, без каких-либо спе­ци­аль­ных пра­вил. При исполь­зо­ва­нии тако­го мето­да могут воз­ни­кать допол­ни­тель­ные повре­жде­ния и рас­тя­ну­тость метал­ла, кото­рые тре­бу­ет­ся в даль­ней­шем устра­нять.

Более пред­по­чти­те­лен имен­но вдум­чи­вый, гра­мот­ный под­ход к ремон­ту.

Гра­мот­ный ремонт повре­жде­ния вклю­ча­ет в себя три ста­дии:

  • ана­ли­зи­ро­ва­ние повре­жде­ния,
  • прав­ка на чер­но­вую (вос­ста­нов­ле­ние фор­мы),
  • прав­ка на чисто­вую (финиш­ная).

Рас­смот­рим эти эта­пы подроб­но:

  • Ана­лиз повре­жде­ния явля­ет­ся пер­вой и наи­бо­лее зна­чи­мой ста­ди­ей, так как от пра­виль­но­го опре­де­ле­ния зон дефор­ма­ции, куда нуж­но при­ло­жить уси­лие, зави­сит быст­ро­та про­цес­са и конеч­ный резуль­тат. Про­це­ду­ра выправ­ле­ния повре­жде­ния долж­на опи­рать­ся на этот ана­лиз. Нуж­но пони­мать в какой после­до­ва­тель­но­сти про­изо­шла дефор­ма­ция. Нуж­но опре­де­лить направ­ле­ние, из кото­ро­го панель полу­чи­ла дефор­ма­цию и опре­де­лить какой залом или склад­ка обра­зо­ва­лись послед­ни­ми, какие перед этим и так далее вплоть до места, кото­рое полу­чи­ло пер­вый пря­мой кон­такт с пре­пят­стви­ем. Далее нуж­но опре­де­лить план дей­ствий по устра­не­нию дефор­ма­ции в поряд­ке, про­ти­во­по­лож­ном их воз­ник­но­ве­нию. Неко­то­рые повре­жде­ния мог­ли обра­зо­вать­ся одно­вре­мен­но и нуж­но это учи­ты­вать. Про­цесс вос­ста­нов­ле­ния не дол­жен созда­вать допол­ни­тель­ных повре­жде­ний. Таким обра­зом, потра­тив неко­то­рое вре­мя на ана­ли­зи­ро­ва­ние струк­ту­ры неров­но­стей и обду­мы­ва­ние поряд­ка вос­ста­нов­ле­ния, рабо­та выпол­ня­ет­ся гораз­до лег­че и быст­рее, кро­ме того, ста­но­вит­ся более инте­рес­ной.
    d28d1bd1-288c-4390-bf2c-fc703df986b7.jpg

    При­ло­же­ние линей­ки реб­ром помо­жет понять глу­би­ну вмя­ти­ны.

    При ана­ли­зе, повре­ждён­ную панель мож­но про­щу­пать рукой. Обыч­но для это­го исполь­зу­ют левую руку. Нуж­но дви­гать всей ладо­нью вдоль пане­ли. Толь­ко паль­цы не смо­гут про­чув­ство­вать, како­го рода неров­ность перед вами. Ино­гда масте­ра наде­ва­ют матер­ча­тые пер­чат­ки, так как в них лег­че про­чув­ство­вать фор­му метал­ла. Сте­пень неров­но­сти мож­но опре­де­лить, при­кла­ды­вая линей­ку реб­ром к пане­ли. Кузов­ной напиль­ник так­же может при­ме­нять­ся для быст­ро­го опре­де­ле­ния струк­ту­ры повре­жде­ния. После обра­бот­ки напиль­ни­ком, сре­зан­ная крас­ка на кра­ях вмя­ти­ны выявит её фору и раз­мер.

  • В резуль­та­те гру­бой рих­тов­ки выправ­ля­ют­ся рёб­ра жёст­ко­сти, зало­мы, боль­шие вмя­ти­ны и кузов­ная панель при­ни­ма­ет свою ори­ги­наль­ную фор­му. На этом эта­пе не нуж­но зацик­ли­вать­ся на одном един­ствен­ном месте, необ­хо­ди­мо делать несколь­ко про­хо­дов по всей пане­ли, посте­пен­но вырав­ни­вая её. Нуж­но ослаб­лять напря­жён­ные обла­сти, полу­чен­ные при уда­ре, и пре­пят­ству­ю­щие воз­вра­ще­нию метал­ла в его пер­во­на­чаль­ное состо­я­ние. Несколь­ко лёг­ких уда­ров в нуж­ное место более эффек­тив­ны, чем один или два силь­ных уда­ра. Вмя­ти­ны выправ­ля­ют­ся и одно­вре­мен­но про­сту­ки­ва­ют­ся воз­вы­шен­но­сти и склад­ки окру­жа­ю­щей её обла­сти. Здесь часто при­ме­ня­ет­ся метод «моло­ток вне под­держ­ки», кото­рый будет рас­смот­рен ниже. Мож­но исполь­зо­вать моло­ток и дере­вян­ный бру­сок или спе­ци­аль­ную надув­ную подуш­ку, для воз­дей­ствия с обрат­ной сто­ро­ны повре­жде­ния. Незна­чи­тель­ные неров­но­сти на этом эта­пе по-преж­не­му оста­ют­ся, они не долж­ны отвле­кать рих­тов­щи­ка. Глав­ная зада­ча это­го эта­па – вер­нуть основ­ную фор­му дефор­ми­ро­ван­ной кузов­ной пане­ли. Усад­ка рас­тя­ну­то­го метал­ла (об этом ниже) и, при необ­хо­ди­мо­сти, зава­ри­ва­ние раз­ры­вов так­же отно­сит­ся к этой ста­дии ремон­та пане­ли.
  • Во вре­мя финиш­ной рих­тов­ки уби­ра­ют­ся мел­кие неров­но­сти, и панель окон­ча­тель­но вырав­ни­ва­ет­ся. Повре­ждён­ный металл может быть отрих­то­ван очень каче­ствен­но, так, что будет доста­точ­но толь­ко нане­сти напол­ня­ю­щий грунт, обра­бо­тать его и кра­сить. Для это­го нуж­но набрать­ся тер­пе­ния, делать всё после­до­ва­тель­но, без спеш­ки и лиш­них уси­лий. На этом эта­пе при­ме­ня­ет­ся кузов­ной напиль­ник, о кото­ром было напи­са­но выше. Так­же здесь при­ме­ня­ет­ся метод рих­тов­ки «моло­ток на под­держ­ке» (см. ниже). На этом эта­пе мож­но исполь­зо­вать спе­ци­аль­ное про­яв­ля­ю­щее покры­тие. Далее нуж­но сде­лать несколь­ко про­хо­дов брус­ком с круп­но­зер­ни­стой шли­фо­валь­ной бума­гой. Это выявит неров­но­сти, кото­рые слож­но заме­тить. Потом нуж­но выпра­вить остав­ши­е­ся углуб­ле­ния. После выпол­не­ния такой про­це­ду­ры, нуж­но сно­ва нане­сти про­явоч­ное сред­ство и повто­рить шли­фо­ва­ние. Таким обра­зом, поверх­ность пане­ли мож­но пол­но­стью выров­нять. После это­го кузов­ная панель под­го­тав­ли­ва­ет­ся к грун­то­ва­нию и покрас­ке.

Основные производители и модели

Споттеры являются специализированным оборудованием, поэтому по сравнению с другими сварочными аппаратами на рынке они представлены гораздо меньшим количеством моделей. Пожалуй, самыми известными среди них являются итальянский Telwin и немецкие Garwin и Nordeberg. Все эти фирмы выпускают довольно дорогие инверторные модели с самым широким диапазоном функциональных возможностей. Остальной ассортимент представлен известными и малоизвестными брендами, которые производят свое оборудование в Китае. Среди них можно отметить немецкую торговую марку Fubag, которая выпускает разнообразное сварочное оборудование с хорошей репутацией.
В статьях о споттерах иногда попадаются утверждения, что в режиме точечной сварки можно использовать сварочные инверторы с ручным режимом (MMA). Учитывая разницу в напряжениях холостого хода (даже с учетом возможности регулирования), это выглядит довольно сомнительным. А что вы думаете по этому поводу? Поделитесь, пожалуйста, своим мнением в комментариях.

Производители споттеров

Среди компаний, занимающихся изготовлением споттеров, ведущими считаются:

  • Garwin серии GS – популярны среди мастеров кузовного ремонта, комплектуются набором дополнительного инструмента и отличаются приемлемой стоимостью.
  • Hammer серии ТТ – французские аппараты с микропроцессорным управлением и повышенной безопасностью. Дешевле предыдущих, но и обладают меньшей мощностью.
  • Karcher – аппараты на тележках Kraft с пуллерами. За счет высокой стоимости их эксплуатация оправдывается только в мастерских сервисах.

Также внимания заслуживают модели от Aurora, Telwin, Nordberg, Holex, Русский мастер.

Комплектность споттерного оборудования

Как правило, аппараты, произведенные в Китае, сразу же идут с максимальным количеством аксессуаров и насадок и даже комплектуются специальной тележкой, поэтому ничего докупать не приходится.

В то же время, европейские модели не часто могут похвастаться полным походным комплектом. Однако, из-за простоты конструкции самого инструмента не возникает проблем в использовании при работе «не родных» насадок.

Обычно, в конструкции оборудования западных производителей обязательно применяется медная вторичная обмотка трансформатора, что позволяет снизить энергопотребление на одном и том же токе, что существенно снижает нагрузку на сеть.

Они же оборудованы и специальными умными микропроцессорами, которые исключат возможный ошибочный прожиг металла. Данная функция особо актуально в последнее время, когда мировой автопром начал применять металлические листы очень тонкой толщины (до 0,6 мм.).

Рихтовка авто своими руками

Рихтовку кузовных деталей при большом желании можно произвести самостоятельно, но необходимо рассчитывать свои силы. Если нет соответствующего опыта, внешний вид своего автомобиля хозяин может испортить, и в дальнейшем мастерам автовладелец только усложнит работу.

Как правило, в домашних условиях водитель не имеет специального оборудования, поэтому для рихтовки в основном используется домкрат и резиновый молоток. Проще всего будет самостоятельно рихтовать небольшие вмятины, и если кузовной элемент съемный (переднее крыло, дверь, капот), его все же лучше снять.

Переднее крыло отрихтовать самостоятельно проще всего, чтобы выровнять деформируемую поверхность, деталь сначала необходимо снять с автомобиля. После демонтажа крыло следует положить на ровную плоскость, укрытую плотной тканью (войлоком) – мягкая основа здесь необходима для смягчения ударов. Нанося удары, следует регулярно осматривать крыло, проверять, насколько удается выровнять металл. Если в результате рихтовки краска облетает, нужно этот участок подготовить к покраске – зашпатлевать, зашкурить, обезжирить и затем загрунтовать.

9ee782a3-85c1-4158-91a5-851faf7b422e.jpg

Чтобы отрихтовать вмятины на двери, кузовной элемент также следует демонтировать. После демонтажа дверь разбирается, с нее снимается дверная обшивка. Если вмятина находится приблизительно посередине дверной накладки, дефект устранить нетрудно – изнутри железо можно выстучать. «Гаражные болезни» вылечить сложнее, и рихтовку здесь все же следует доверить профессионалам – качественно самостоятельно выполнить работу вряд ли получится, а толстый слой шпатлевки – это не выход из положения, шпатлевка может и отвалиться.

Фото споттера своими руками


Также рекомендуем просмотреть:

  • Принцип работы плазмотрона
  • Токарные станки по металлу для дома
  • Как сделать аппарат точечной сварки
  • Как собрать простой сварочный аппарат в домашних условиях
  • Стол для сварки своими руками
  • Какие типы сварочных аппаратов бывают
  • Выбор хорошего сварочного провода
  • Инструкция, как залудить жало паяльника
  • Какой сварочный полуавтомат лучше
  • Как выбрать проволоку для сварки
  • Обзор лучших плазменных сварочных аппаратов
  • Технология газовой сварки металлов
  • Горелка для полуавтоматической сварки
  • Обзор лучших сварочных электродов
  • Как выбрать сварочный трансформатор
  • Инверторные сварочные аппараты
  • Обзор лучших масок для сварщика
  • Как выбрать сварочный аппарат для дома
  • Как запаять автомобильный радиатор охлаждения своими руками
  • Современное сварочное оборудование
  • Холодная сварка для металла
  • Ручная дуговая сварка
  • Как выбрать хороший костюм сварщика
  • Как правильно паять паяльником
  • Какой сварочный аппарат лучше для дома
  • Инструкция, как и чем варить алюминий
  • Как научиться варить металл

Помогите сайту, поделитесь в соцсетях 😉

Вместо эпилога

В рихтовочных работах сегодня попросту невозможно обойтись без споттеров, ибо они существенно сокращают трудоемкость процесса и повышают качество работы. Приобрести их возможно в любом специализированном магазине или заказать на заслуживающей доверия торговой интернет-площадке (возможна существенная экономия денег). Рынок споттеров и аксессуаров для них достаточно велик, поэтому подобрать модель не составит труда. Однако, не все аппараты являются сложно техническими товарами, поэтому более простые модели будут обладать минимальным гарантийным сроком.

Правильно подобранная модель в сочетании с грамотно поставленными масштабами работ, позволит получить наилучший результат.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...