Шноркель: что это такое

См. также

  • Автомобильный шноркель

Что такое шноркель?

Шноркель – немецкое слово. Первоначально, словом шноркель называлось устройство в виде трубы с двумя каналами (для подачи воздуха двигателю и для выпуска отработанных газов).

Шноркель обеспечивал работу дизелей подводной лодки, при движении на небольшой глубине. При этом верхняя часть шноркеля оказывается над водой.

По аналогии любители вездеходной техники и внедорожного тюнинга словом шноркель стали называть специальное устройство для подачи воздуха в двигатель автомобиля.

Преимущества и недостатки модификации

Несмотря на все недостатки, у правильно установленного шноркеля есть немало преимуществ:

  • Уменьшение расходов на ремонт квадроцикла. Если водитель регулярно катается по болотам и грязи, поломка вариатора и фильтра неизбежна. Воздухозаборник поможет предотвратить повреждение двигателя, вариатора и других механизмов техники.
  • Повышение надёжности и безопасности машины.
  • Увеличение мощности аппарата. Правильно подобранная труба позволит выжимать из техники всё до последней капли. Также усиленное охлаждение вариатора поможет снизить расход топлива.
  • Обеспечение стабильной подачи воздуха к фильтру.
  • Предотвращение гидроудара (попадания воды в цилиндр).

Большинство недостатков шноркеля связаны с неправильным монтажом и выбором диаметра трубы. Поэтому такое улучшение должны выполнять специалисты. Но даже у правильно установленного воздухозаборника есть несколько минусов:

  • Небольшое снижение аэродинамики квадроцикла.
  • Необходимость резать кузов транспорта.
  • Высокая стоимость качественного шноркеля.

Цена – основной недостаток такого воздухозаборника. Стоимость самого простого набора шноркелей составляет 12-13 тыс. р. Цена труб, которые проживут больше одного сезона, стартует от 20 тыс. р.

Устройство

Шноркель — что это такое? Устройство шноркеля представляет собой трубу, которая берет свое начало от воздушного фильтра и поднимается вверх, к капоту и лобовому стеклу. Труба устройства соединяется с воздухозаборником с помощью герметичной и плотной резины и пластика. Подобная конструкция позволяет увеличивать прочность оборудования и продлевает его срок службы. Определив цель установки и ее структуру, понять: «Шноркель — что это такое?» — значительно проще. Задачи воздухозаборника: 1. Очистка воздуха от грязи и пыли. 2. Рассеивание брызг и крупных дождевых капель. Стандартные заводские модели устанавливаются значительно ниже, поэтому вся вода и грязь, идущие от колес, попадают в двигатель. Подобные ситуации могут привести к поломке автомобиля, а ремонт его основной детали обойдется владельцу в немаленькую сумму.

Благодаря измененной конструкции шноркели позволяют легко проезжать ямы, наполненные водой, и небольшие речки, ведь двигателю автомобиля ничего не угрожает. Будет полезен шноркель и на пыльных песчаных дорогах, ведь верхнее расположение фильтра спасет двигатель от загрязнения.

Примечания

  1. Техника молодёжи, 1993. № 10 с. 18
  2. [worldwide.espacenet.com/publicationDetails/biblio?FT=D&date=19170521&DB=EPODOC&locale=en_EP&CC=GB&NR=106330A&KC=A “GB 106330 (A) – Improvements in or relating to Submarine or Submersible Boats”]. Scott’s Shipbuilding & Engineering Co., and Richardson, James. May 19, 1916.

Устройство и установка

Некоторые используют самодельный хобот, он же шноркель, другие предпочитают изготовление на заказ конкретно под свой автомобиль. Но если посмотреть на фото и видео, станет понятно, что устроены они все примерно одинаково, и установка осуществляется идентично.

Нижняя часть конструкция монтируется на двигатель, устанавливаясь на место заводского воздухозаборника с фильтром. Именно хобот, вывод которого находится обычно выше уровня крыши, отныне отвечает за подачу воздуха для приготовления топливовоздушной смеси. Это позволяет мотору захватывать совершенно чистый воздух, в котором нет посторонней влаги и воды, пыли или песка. Да, в обычных условиях эксплуатации такая конструкция не нужна. Но если вы поклонник экстрима и офроуда, без шноркеля не обойтись.

В противном случае забор воздуха будет осуществляться на уровне решетки радиатора. Даже сравнительно небольшой брод может привести к тому, что мотор наглотается воды и произойдет губительный гидроудар.

шноркель своими руками на авто

Если говорить о конструктивных особенностях, ничего особо сложного здесь нет. Зато шноркель можно собрать своими руками, опираясь на простейшие чертежи и элементарные расчеты.

Можно выделить несколько основных, возможно присутствующих элементов хобота:

  • Труба или прочный гибкий шланг. Может быть выполнен из пластика, из стекловолокна и любого другого подходящего материала. Один конец изделия монтируется на место заводского воздухозаборника;
  • Далее идут насадки. Их устанавливают до 3 штук обычно, хотя в некоторых ситуациях они вовсе отсутствуют;
  • Верхняя насадка выступает в качестве дополнительного фильтра и очищает проходящий через нее воздух;
  • Средняя соединяет трубу с неподвижными насадками. Тем самым можно выполнить любой поворот и изменить направление;
  • Самая нижняя служит для соединения с двигателем.

Все насадки обязаны обладать минимум одним общим качеством. А именно полная герметичность.

зачем шноркель

Нужно ли регистрировать шноркель

По своей сути шноркель является пластиковым декоративным элементом кузова: он не влияет на безопасность и не создаёт помех другим участникам дорожного движения, так как не выступает за пределы габаритов автомобиля.

Однако данное положение относится только к заводским изделиям, обладающим сертификатом соответствия. В таком случае оборудование автомобиля шноркеля необходимо узаконить внесением изменений в ПТС и СТС автомобиля — сделать это можно в РЭО ГИБДД. При наличии сертификата отказать во внесении изменений в документы в ГИБДД не могут. После этого ни один автоинспектор не сможет придраться к владельцу автомобиля, оборудованному подобным элементом тюнинга.

Видео: новый повод для остановки и проверки автомобиля

С самодельными шноркелями дело обстоит сложнее. Так как у них нет и не может быть сертификата, то узаконить в ГИБДД самодельное устройство не удастся. Поэтому обладателю автомобиля с самодельным шноркелем не избежать проблем с автоинспекторами на дорогах. Как правило, всё заканчивается штрафом в размере 500 рублей.

Покупка шноркеля на УАЗ 469

Вторым вариантом стать обладателям шноркеля на УАЗ 469 является его покупка. Обратить на нее внимание стоит в двух случаях: Во-первых – если под изготовление шноркеля своими руками эти самые руки не заточены. Но данный вариант кажется нам очень маловероятным — у вас же УАЗ 469! А с ним без прямых рук — никуда. Второй вариант распространен гораздо больше: Вам просто хочется, что бы все выглядело красиво, органично и не нужно было изобретать велосипед на ровном месте. Вот в этом случае надо понимать, что выбор готовых шноркелей на УАЗ не так уж и велик и на данный момент в основном представлен всего двумя моделями:

  • Китайский шноркель, стоимость которого составит около 4500р.
  • Комплект шноркеля «Стократ» — примерно 10.000р.

На первый взгляд может показаться, что они очень похожи и переплачивать за «Стократ» нет совершенно никакого смысла. Однако, перед тем, как делать окончательный выбор, рекомендуем обратить внимание на строение китайского шнокеля – довольно необычный загиб в районе крыши предполагает возможность попадания под него веток (при езде задним ходом). Какая по счету ветка оторвет шноркель – остается открытым вопросом для обсуждения. Кроме того, мы не просто так написали «китайский шноркель» и «комплект шноркеля». Дело в том, что «Стократ» включает в себя трубу, проходящую под капотом (и надо признать, довольно толково выполненную), гофру, все необходимые переходники и крепления и даже лекало для установки. В общем, с китайским шноркелем придется еще повозиться, а «Стократ» — это уже готовый вариант.

Конструкция шноркеля

Шноркель — это по сути воздухозаборник, берущий начало от воздушного фильтра, и выведенный на уровень крыши автомобиля. В теории это позволит ему погружаться в воду по самую крышу, хотя в реальности мало кто из любителей бездорожья отважиться на такой экстрим.

Самые простые модели и самодельные варианты состоят из трубы и насадки, профессиональные имеют куда более сложную конструкцию, оснащаются дренажной системой для отвода попадающих влаги и грязи. Материалом для изготовления могут выступать пластик, металл, резина, современные композиты.

Конструкция шнорка

Любой владелец автомобиля стремится к тому, чтобы его железный конь был не только функциональным, но и выглядел эстетично. Поэтому современным шноркелям стараются придать гармоничный вид, в идеале он должен смотреться как единое целое с автомобилем. Поэтому на пути от воздушного фильтра до крыши, шноркель обычно имеет множество изгибов, и главное требование здесь – его полная герметичность.

Способы установки

Как правило, установка шноркеля на “Ниву”, к примеру, осуществляется в передней части автомобиля. Его места крепления – это стойки. Практически на любом шноркеле имеется специальный носик. Он может быть установлен как по направлению движения авто, так и против.

При первом способе работа шноркеля будет наиболее заметной. Таким образом, воздух будет поступать сильным потоком. Вместе с ним в шноркель будет также попадать и различная грязь, которая впоследствии будет оттуда выводиться.

Второй способ расположения носика наименее эффективен, так как забор воздуха будет минимальным, а попадание грязи не уменьшится, а возможно, даже увеличится. Зимой такой вариант также плох, так как на носике будет постоянно образовываться ледяная корка, из-за чего забор воздуха прекратится.

Также некоторые водители поворачивают носик в сторону лобового стекла. В таком случае устройство не будет защищать от попадания воды в мотор, а наоборот. При пересечении участков рек или озер небольшой глубины вода будет попадать на лобовое стекло, а уже оттуда – в мотор через шноркель.

установка шноркеля на ниву

Ссылки

  • [uboat.net/technical/schnorchel.htm Шнорхель на uboat.net]  (англ.)
  • [vadimvswar.narod.ru/ALL_OUT/TiVOut9801/PzUWa/PzUWa001.htm А.Бахметов, Г.Кандрашин «Танки под водой»]

Виды насадок

Существует несколько типов насадок, каждый из которых по-своему выполняет возложенные на нее задачи.

Гусак – та самая поворотная насадка, в простонародье гусь. По многочисленным отзывам владельцев, хорошо справляется с отведением влаги через дренажные отверстия, но мало эффективен в борьбе с пылью и грязью, которые попадают через шноркель в воздушный фильтр.

rabota-gusaka.jpg

На форумах часто разгораются жаркие споры по поводу работы гусака. Одни утверждают, что и с отведением влаги у него большие проблемы, другие говорят, что зачастую его просто неправильно устанавливают. Насадку нельзя надевать до упора, тогда прорези на боках (а они нужны именно для этого) будут справляться со своей задачей.

Циклон – более продвинутый вариант насадки. В зависимости от внешнего вида может называться грибом, кастрюлей, ковшом, коробочкой. В конструкции циклона предусмотрен свой резервуар-пылесборник, который необходимо периодически очищать, вытряхивая скопившийся мусор и пыль.

В основе работы лежит метод эжекции. Эжекция – процесс смешения сред, в котором одна воздействует на другую и выталкивает ее в необходимом направлении.

Проще говоря, сначала воздух засасывается снизу и проходя через сетчатый экран очищается от крупных частиц. После раскручивается лопастями, тяжелые частицы и вода оседают в пылесборнике, а очищенный воздух поступает в двигатель.

rabota-ciklona.jpg

Коробочка, или циклон-2 работает по схожему принципу, но не имеет пылесборника, а сразу выкидывает мусор через специальное отверстие. Также работает «грибок» от американской фирмы Sy-Klone.

Стоимость таких насадок может варьироваться от 1000 до 50000 рублей, в зависимости от производителя. Бюджетным вариантом является установка циклона от трактора МТЗ, его можно приобрести за 200-500 рублей.

Выбор шноркеля

Выбор шноркеля на «Патриот» больше всего зависит от условий эксплуатации автомобиля. Поэтому нужно определиться со следующими нюансами:

  • Где больше всего эксплуатируется автомобиль? Исходя из этого, нужно выбирать материал и качество изготовления шноркеля.
  • Необходимый размер устройства.
  • Место установки приспособления. В некоторых случаях оно может мешать обзору для водителя.
  • Какой бюджет на покупку.

Итак, при выборе шноркеля на УАЗ «Патриот», к примеру, есть несколько важных моментов, на которые нужно обратить внимание, а именно:

  • Материал изготовления. Как правило, данное приспособление находится на внешней стороне автомобиля, и поэтому оно наиболее подвержено повреждениям. Чаще всего основная часть изготовлена из пластика, а места соединений изготовлены из резинового материала. Благодаря этому исключено разъединение частей изделия, а также увеличивается его срок службы.
  • Любой шноркель крепится к автомобилю. Элементы для крепежа должны быть обработаны антикоррозийным составом.
  • У любого шноркеля должна быть насадка. В идеале на ней должен быть установлен водоотвод. Благодаря этому польза от приспособления увеличится.
  • Лучше выбирать шноркель, у которого поворачивается верхняя часть.Шноркель - это что такое?

Подобрать по дизайну

Конечно, многим внедорожным автомобилям совершенно «ровно» на дизайн шноркеля. Лишь бы работал так как нужно, то есть вешаем просто черную пластиковую или резиновую трубу. Однако сейчас существуют различные шноркели, некоторые ателье выпускают в цвет кузова, другие могут сделать его применяя пластик, третьи — хрома. Если хотите, то это сейчас часть и внешнего тюнинга, который, может быть вполне гармонично сочетаться с остальными узлами авто, такими как лебедками, дисками бамперами и т.д.

Как правильно установить шноркель

Перейдём к самому главному – как поставить шноркель. Могу сказать, что заводской шноркель устанавливается похожим образом. Также можно купить уже готовый набор с этим устройством, где уже будут все крепления и материалы для установки.

  1. Для начала определитесь, куда будет крепиться шноркель. Шноркель ставится впереди, как можно ближе к мотору. К примеру, на Ниве установка возможна только с пассажирской стороны, а на Chevrolet Niva можно установить как справа, так и слева. Вам понадобится поднять авто при помощи домкрата с той стороны, где будет располагаться шноркель, снять колесо. Также надо убрать защиту крыла. Сделайте замеры и отрежьте необходимое количество гофры.
  2. Теперь наберитесь смелости и вырежьте на капоте круглое отверстие, предварительно отметив его точечно маркером. Вырез можно сделать при помощи дрели с круглой насадкой по металлу. Отмечу, что диаметр вырезаемого отверстия должен быть на 2 мм больше, чем диаметр гофры. Обязательно обработайте края готового отверстия специальным средством для предотвращения ржавчины, а также насадкой для шлифования.
  3. Резиновую гофру, которая будет крепиться в подкапотном пространстве, соедините с трубой при помощи хомута. Предварительно место крепления промажьте герметиком.
  4. Далее в стойке на капоте и вдоль линии лобового стекла просверлите отверстия при помощи сверла по металлу, где вы будете крепить гофру при помощи уголков и саморезов и других приспособлений. Предварительно на места сверления наклейте монтажный скотч. Отверстия также обработайте средством против коррозии.
  5. Снимите патрубок и резонатор воздушного фильтра и соедините резиновую гофру при помощи металлического хомута.
  6. Из чего можно сделать наконечник на шноркель? Купите на Авито или металлорынке патрубок от трактора. На выходе поставьте резиновый уплотнитель и защитную решётку.
  7. Другой конец воздуховода соедините с резиновой гофрой при помощи герметика и хомута.

При установки шноркеля на капоте и креплении частей строго следите за герметичностью. Если она будет нарушена, то это со временем приведёт к поломке мотора. На гофрах не должно быть никаких заломов и перегибов.

После установки надо проверить герметичность. Заведите мотор, снимите насадку. На трубу наденьте тонкий пакет. Если всё в порядке, он тут же порвётся. В ином случае он начнёт засасываться внутрь трубы. Либо положите кусок ткани. При правильной установке двигатель должен заглохнуть. Рукой герметичность проверять не рекомендуется.

Уход за устройством очень простой. Готовый шноркель периодически проверяйте на герметичность и целостность в соединениях.

Видео: устанавливаем шноркель своими руками

Какие есть производители, сколько стоят?

Сейчас есть как зарубежные компании, которые работают уже десятилетия. Так и наши отечественные. Из зарубежных можно выделить:

Австралийские – SAFARI и AIRTEC

Шноркель Safari

Американские —  Airflow, Snorkels, 4WD Systems

Английские – Mantec

Российские – РИФ.

По ценам если брать иностранных производителей, то цена может варьироваться от 20 до 50 000 рублей. Отечественные производители могут порадовать куда более демократичными ценами, так нижний предел начинается от 5000, а верхний примерно в 15000 рублей. Причем они идеально подходят на наши машины, НИВА и УАЗ, так что есть над чем подумать.

Отрывок, характеризующий Шноркель

Источник этого противуречия лежит в том, что историками, изучающими события по письмам государей и генералов, по реляциям, рапортам, планам и т. п., предположена ложная, никогда не существовавшая цель последнего периода войны 1812 года, – цель, будто бы состоявшая в том, чтобы отрезать и поймать Наполеона с маршалами и армией.

Цели этой никогда не было и не могло быть, потому что она не имела смысла, и достижение ее было совершенно невозможно.

Цель эта не имела никакого смысла, во первых, потому, что расстроенная армия Наполеона со всей возможной быстротой бежала из России, то есть исполняла то самое, что мог желать всякий русский. Для чего же было делать различные операции над французами, которые бежали так быстро, как только они могли?

Во вторых, бессмысленно было становиться на дороге людей, всю свою энергию направивших на бегство.

В третьих, бессмысленно было терять свои войска для уничтожения французских армий, уничтожавшихся без внешних причин в такой прогрессии, что без всякого загораживания пути они не могли перевести через границу больше того, что они перевели в декабре месяце, то есть одну сотую всего войска.

В четвертых, бессмысленно было желание взять в плен императора, королей, герцогов – людей, плен которых в высшей степени затруднил бы действия русских, как то признавали самые искусные дипломаты того времени (J. Maistre и другие). Еще бессмысленнее было желание взять корпуса французов, когда свои войска растаяли наполовину до Красного, а к корпусам пленных надо было отделять дивизии конвоя, и когда свои солдаты не всегда получали полный провиант и забранные уже пленные мерли с голода.

Весь глубокомысленный план о том, чтобы отрезать и поймать Наполеона с армией, был подобен тому плану огородника, который, выгоняя из огорода потоптавшую его гряды скотину, забежал бы к воротам и стал бы по голове бить эту скотину. Одно, что можно бы было сказать в оправдание огородника, было бы то, что он очень рассердился. Но это нельзя было даже сказать про составителей проекта, потому что не они пострадали от потоптанных гряд.

Но, кроме того, что отрезывание Наполеона с армией было бессмысленно, оно было невозможно.

Невозможно это было, во первых, потому что, так как из опыта видно, что движение колонн на пяти верстах в одном сражении никогда не совпадает с планами, то вероятность того, чтобы Чичагов, Кутузов и Витгенштейн сошлись вовремя в назначенное место, была столь ничтожна, что она равнялась невозможности, как то и думал Кутузов, еще при получении плана сказавший, что диверсии на большие расстояния не приносят желаемых результатов.

Во вторых, невозможно было потому, что, для того чтобы парализировать ту силу инерции, с которой двигалось назад войско Наполеона, надо было без сравнения большие войска, чем те, которые имели русские.

В третьих, невозможно это было потому, что военное слово отрезать не имеет никакого смысла. Отрезать можно кусок хлеба, но не армию. Отрезать армию – перегородить ей дорогу – никак нельзя, ибо места кругом всегда много, где можно обойти, и есть ночь, во время которой ничего не видно, в чем могли бы убедиться военные ученые хоть из примеров Красного и Березины. Взять же в плен никак нельзя без того, чтобы тот, кого берут в плен, на это не согласился, как нельзя поймать ласточку, хотя и можно взять ее, когда она сядет на руку. Взять в плен можно того, кто сдается, как немцы, по правилам стратегии и тактики. Но французские войска совершенно справедливо не находили этого удобным, так как одинаковая голодная и холодная смерть ожидала их на бегстве и в плену.

В четвертых же, и главное, это было невозможно потому, что никогда, с тех пор как существует мир, не было войны при тех страшных условиях, при которых она происходила в 1812 году, и русские войска в преследовании французов напрягли все свои силы и не могли сделать большего, не уничтожившись сами.

В движении русской армии от Тарутина до Красного выбыло пятьдесят тысяч больными и отсталыми, то есть число, равное населению большого губернского города. Половина людей выбыла из армии без сражений.

И об этом то периоде кампании, когда войска без сапог и шуб, с неполным провиантом, без водки, по месяцам ночуют в снегу и при пятнадцати градусах мороза; когда дня только семь и восемь часов, а остальное ночь, во время которой не может быть влияния дисциплины; когда, не так как в сраженье, на несколько часов только люди вводятся в область смерти, где уже нет дисциплины, а когда люди по месяцам живут, всякую минуту борясь с смертью от голода и холода; когда в месяц погибает половина армии, – об этом то периоде кампании нам рассказывают историки, как Милорадович должен был сделать фланговый марш туда то, а Тормасов туда то и как Чичагов должен был передвинуться туда то (передвинуться выше колена в снегу), и как тот опрокинул и отрезал, и т. д., и т. д.

Проблемы, связанные с применением шноркеля

Как показала отечественная практика, применение шноркеля подчас сопровождается нежелательными техническими, иными проблемами. Если, например, такой «хобот» сделан из неустойчивого к низким температурам пластика, зимой он может не выдержать морозов и лопнуть, нарушив герметичность. Если он выдвинут за пределы автомобиля (а это случается нередко), его могут повредить во время движения ветки деревьев и иные посторонние предметы.

Негативный эффект может дать и применение «хобота» с недостаточным сечением, так как оно не сможет обеспечить доступ в двигатель нужного количества воздуха и, как говорят водители, начнет его «душить». Неграмотный монтаж приведет к тому, что под сильным дождем вода может напрямую попасть в двигатель.

Эксплуатация шноркеля на ниве

Водители нередко задают также вопрос, надо ли легализовать «хобот», как его регистрируют, нужно ли регистрировать вообще. Тут ситуация такая. Поскольку установка приспособления, являясь конструктивным изменением автомобиля, не влияет на безопасность движения, регистрировать его нет необходимости. Что, впрочем, вовсе означает, что когда-нибудь кто-то из сотрудников ГИБДД не начнет по этому поводу с водителем принципиальную позицию, и свою правоту придется отстаивать. Пусть шноркель вашего автомобиля постоянно приносил вам только пользу, но не проблемы!

Самостоятельная установка шноркеля

Ниже вы можете посмотреть видео по установке на наиболее известные модели внедорожников.

УАЗ Патриот

УАЗ Хантер

УАЗ 452 Буханка

УАЗ 469

Нива Урбан

Нива Шевроле

Нива 2121

Нива 21214

Delica W35

Land Cruiser Prado 150

Volkswagen Amarok

Рено Дастер

Паджеро 3

Toyota Hilux

L200

Уход

Большинство владельцев автомобилей с установленным шноркелем не следят за данным устройством. Это не совсем правильно, так как в таком случае увеличивается износ приспособления. Для правильной работы шноркеля рекомендуется осматривать все части устройства и проверять их на герметичность. Частота проверок зависит от того, сколько эксплуатируется тот или иной автомобиль.

Шноркель на Ниву: важная деталь или элемент тюнинга

Шноркель на Ниву автовладельцы устанавливают в том случае, когда предполагается, что автомобиль будет эксплуатироваться в экстремальных условиях. К ним можно отнести частые поездки по пересечённой местности, преодоление вброд водных преград, по песчаным барханам и иные методы «борьбы» с бездорожьем.

Связанно данное обстоятельство с тем, что для нормальной работы двигателя внутреннего сгорания в него должен постоянно поступать кислород, а при форсировании, например, реки, такой доступ может быть перекрыт, в результате чего мотор заглохнет. Такое устройство как шноркель позволяет брать воздух для этого с поверхности водоема «без всплытия».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...