Почему чернеет масло в двигателе: причины, влияние

Быстрое потемнение и почернение моторного масла: неисправность или нормальное явление. По каким причинам масло темнеет, как быстро чернеет смазка в моторе.

Естественные причины почернения масла

Изменение цвета моторного масла в процессе его эксплуатации является естественным явлением. В смазке накапливаются частички сажи из бензина и дизеля, появляется микроскопическая металлическая стружка и нагар. Все это приводит к потемнению масла, которое становится через 8-10 тысяч километров практически черным. Основным назначением масла является смазка двигателя автомобиля. Специальная форма смазки позволяет удерживать все загрязнения, сохраняя свои смазывающие свойства и обеспечивая правильную работу мотора.

Любая, даже самая качественная смазка, будет терять свои эксплуатационные характеристики, в том числе первоначальный цвет, требуя своевременной замены и сервиса автомобиля. Если автовладелец по каким-либо причинам игнорирует необходимость обязательного обслуживания машины и смены масла, то, в конечном счете, это приведет к серьезным неисправностям, потребуется проводить капитальный ремонт двигателя или его замену.

Когда темное масло является нормой?

Слив моторного масла

Слив моторного масла

Черное масло — не повод для беспокойства, если окрашивалось оно в течение установленного межзаменного интервала. Т.е. если рабочая жидкость прослужила 5-10 тысяч километров пробега и сохранила свои потребительские свойства, параллельно приобретя темный оттенок, то волноваться незачем: это обычный для хорошего масла показатель. Почему? Да все просто: в состав любой химической основы технической жидкости входит щелочь. Она позволяет очищать от нагара и загрязнений поверхности всех рабочих узлов, препятствуя их закоксовыванию. Иными словами, она отделяет вредные для двигателя отложения и выводит их из силовой установки. В результате, загрязняющие частицы смешиваются с моторным маслом, отчего оно и начинает темнеть.

Изменение цвета жидкости внутри двигателя машины указывает на то, что все отработанные соединение удерживаются внутри циркулирующего моторного масла. Причем на детали рабочей зоны они не попадают. Такая способность защитного слоя минимизирует риски образования окислительных реакций внутри установки и повышает ресурс ДВС. При проведении планового технического обслуживания транспортного средства и замене смазочного материала все вымытые им вредные вещества сливаются вместе с ним, не оседая на поверхностях мотора.

1

1

Напомним, что на исправном автомобиле масло вдруг превращалось в густую черную жижу, после чего моторы отправляли на «капиталку» или замену — безвременную и крайне недешевую.Количество ссылок по всей Сети на упомянутую публикацию — многозначное, десятки сайтов перепечатали ее — причем, как водится, даже не спросив нашего разрешения. Ну, это нормально…

Краткое содержание предыдущей статьи — по фирменным автосервисам (и не только) прокатилась волна внезапных отказов двигателей, связанных с непонятным и непредсказуемым поведением моторного масла. Безо всякого предупреждения, масло вдруг превращалось в мазутообразную субстанцию, начинало очень быстро угорать. Итог — капремонт или смерть моторов.

Эпидемия поражала машины независимо от их марок и производителей. Случаи заболевания регистрировались и в Москве, и в Питере, и в Магнитогорске, и в Мурманске — то есть практически по всей стране. И еще было замечено — «болели» в основном машины, обслуживаемые на серьезных автосервисах, в которых заливалось бочковое фирменное масло. Ситуация усугублялась тем, что случаи эти были нерегулярными, встречались нечасто, но с завидной постоянностью. А, как известно любому диагносту, именно «плавающий» дефект ловить сложнее всего.

Головка блока от пострадавшего «Фольксвагена-Тигуан». Менее чем за 3000 км пробега масло превратилось в жуткую бодягу.

Головка блока от пострадавшего «Фольксвагена-Тигуан». Менее чем за 3000 км пробега масло превратилось в жуткую бодягу.Головка блока от пострадавшего «Фольксвагена-Тигуан». Менее чем за 3000 км пробега масло превратилось в жуткую бодягу.

Головка блока от пострадавшего «Фольксвагена-Тигуан». Менее чем за 3000 км пробега масло превратилось в жуткую бодягу.

Причина этой болезни была непонятна, были лишь гипотезы, но на них исковое дело в суде (а чаще всего именно до суда доходило дело в разбирательствах) не построишь. И тогда мы обещали попытаться разобраться с ситуацией и познакомить с результатами наших читателей.

Полгода работы нашей испытательной лаборатории не прошли даром. Нам удалось в лабораторных условиях смоделировать ряд ситуаций и, наконец, получить явные проявления этой «смертельной болезни». Симптомы, которые будем ловить — резкий рост вязкости, падение щелочного и рост кислотного числа, осаждение на стенках двигателя густых гудроноподобных отложений, препятствующих прокачке масла через каналы системы смазывания.

МАСЛО В КАНИСТРЕ РАССЛОИЛОСЬ? ЕСТЬ ОСАДОК? НА ПОМОЙКУ!

Когда тёмное масло – норма

Автомобильная система смазки – это замкнутый герметичный контур. Стекая в картер, масло затем насосом доставляется в каналы магистрали, проходящие чрез смазываемые детали. По пути оно вбирает в себя окислы, механические частички, образующиеся при трении, а также нагар, и возвращается в картер. Неудивительно, что оно, постоянно обогащаясь различными загрязнителями, темнеет.

Поскольку детали силового агрегата, работающие в экстремальных скоростных режимах, сильно разогреваются, существенная часть тепла передаётся в технические жидкости – антифриз и моторное масло. Последнее может разогреваться до температуры, превышающей 100°С. Для смазки это хорошо – она становится более текучей, что позволяет ей проникать в технические зазоры, снижая трение и смывая свежий нагар, не успевший закоксоваться. Такое естественное потемнение называют термином «работа масла».

Так что если после продолжительной эксплуатации ММ практически не изменило свой цвет – говорят, что смазка не работает. По крайней мере, это касается её очистительных характеристик. В этом случае все отложения остаются на стенках мотора, образуя довольно толстый слой несмываемого нагара, который, во-первых, изменяет размеры технологических зазоров и геометрию узлов двигателя, а во-вторых, ухудшает теплоотдачу силового агрегата, что приводит к длительной работе при повышенной температуре. Образно говоря – к перегреву. Следовательно, автовладелец использует откровенно некачественный продукт, подделку, которая сокращает ресурс мотора.

Чёрное масло в двигателе не является поводом для беспокойства, если тёмный окрас приобретался постепенно на протяжении регламентного интервала. Таким образом, если смазочная жидкость после наезда 5000-10000 километров в целом сохранила свои изначальные рабочие характеристики, но потемнела – это нормально, это показатель того, что используемое масло соответствует конкретному двигателю.

Если масло в двигателе чернеет, это говорит лишь о том, что все загрязнители, включая отработанные в процессе сгорания ТВС соединения попадают в смазочную жидкость, не задерживаясь на стенках рабочей зоны. Такая защитная способность моторного масла минимизирует вероятность возникновения внутри силового агрегата окислительных реакций, увеличивая его ресурс. Во время плановой замены масла при очередном техническом обслуживании все вымытые смазкой вещества сливаются, а в систему заливается чистое масло.

Быстро чернеет масло в двигателе: возможные причины

Если откатать на свежем масле удалось лишь несколько сотен километров, говорить о норме здесь неуместно: налицо наличие проблемы. И на этом этапе важно распознать, что именно послужило причиной скорого устаревания жидкости — само масло или мотор автомобиля.

Низкое качество защитной смазки — наиболее часто встречающаяся ситуация. Рабочая пленка не может обеспечить двигателю должного уровня защиты от постоянных температурных скачков. В результате, возникает агрессивное взаимодействие силовых механизмов, их молниеносный износ и образование большого количества нагара от подгорающей жидкости. Долго эксплуатировать мотор на подобной смеси опасно — ремонт заклиненной системы отнюдь не дешевое «удовольствие».

почему двигатель ест масло

Проверка уровня масла

Встречаются также случаи, когда моторная смазка становится похожа на мазут по консистенции и цвету. Здесь ГСМ уже не просто потемневшее, а чернеющее с невероятно высокой скоростью и приобретающее чрезмерную густоту. Данный показатель говорит о том, что внутри установки происходит активный процесс горения масляной основы. Такая ситуация имеет место тогда, когда наблюдается значительный износ цилиндро-поршневой группы. Черное масло в двигателе образуется из-за нарушения герметичности цилиндров и попадания в рабочую зону большого количества несгоревшего топлива. Топливо в свою очередь смешивается с маслом, изменяет его химический состав и делает смесь непригодной к дальнейшей эксплуатации.

Если масло почернело, значит, имеют место следующие последствия:

  1. снижение мощностных показателей двигателя,
  2. повышенный расход топливной смеси,
  3. полная остановка двигателя в связи с разрушением основных рабочих узлов.

Если вы разобрались, почему чернеет масло в двигателе, и причина этому — некачественная продукция или неполадки в работе системы, необходимо незамедлительно принять меры по устранению проблемы. В первом случае, достаточно заменить некачественную продукцию. Опираться здесь можно на отзывы автовладельцев и рекомендации специалистов.

info.png.webp

Главное — техническая жидкость должна полностью соответствовать установленным автопроизводителем параметрам.

В противном случае, ситуация может повториться с худшими последствиями. Также рекомендуется внимательно осматривать приобретаемые канистры с жидкостью на обнаружение следов подделок. Широкий ассортимент моторных масел, к сожалению, в большей степени может состоять из фальсифицированных товаров. Будьте бдительны.

Что касается проблем с герметичностью двигательной системы, то здесь одна только замена жидкости не поможет. Замена поршневой группы — сложное, не терпящее ошибок занятие. И доверить его целесообразно квалифицированным специалистам сервисного центра. После замены изношенных элементов потребуется тщательная промывка двигателя для удаления остатков прогоревшей масляно-топливной смеси.

Замена масла на более качественное

Многие автомобилисты, которые решаются на смену моторного масла на более качественную и дорогую марку, отмечают, что техническая жидкость в двигателе начинает быстро темнеть, что, по их мнению, свидетельствует о посредственном качестве продукта. Однако такое быстрое потемнение смазки можно объяснить тем, что содержащиеся в ней чистящие компоненты моют мотор, активно устраняют имеющиеся отложения и загрязнения, в результате чего масло быстро меняет свой цвет.

Специалисты рекомендуют менять марку масла по ускоренному алгоритму, когда после замены смазки она активно чистит загрязнения, после чего буквально через 3-4 тысячи километров проводят ее замену, в последующем осуществляя сервис двигателя уже каждые 8-10 тысяч километров. Это позволит решить проблему со старыми отложениями, которые накапливались в моторе годами и избавиться от которых можно вскрыв двигатель и проведя его очистку или же путем смены масла на более качественную марку.

Почему в двигателе быстро чернеет масло?

Вспенивание вещества в двигателе

Вспенивание масла — гораздо более неприятное явление. Почему возникает пена:

  • Разгерметизация системы охлаждения. В результате износа или механического повреждения охлаждающая жидкость смешивается с моторным маслом и приводит к появлению пены.
  • «Конфликт масел». Возникает, если вы меняете минеральные масла на синтетические и наоборот. Поскольку полностью избавиться от старой субстанции невозможно, образуется смесь с разными уровнями плотности. Под воздействием высокой температуры она начинает пениться.
  • Появление конденсата. Он возникает, если плохо прогревать двигатель в холодное время, или при слишком редком использовании транспортного средства, недлительной его работе.

Смена свойств масла в двигателе: почему происходит и как с этим бороться
Возникновение пены в моторном масле
Как с этим бороться? Надо определить причину и действовать в зависимости от неё:

  • если есть подозрения в разгерметизации, обратитесь в сервисный центр за диагностикой и ремонтом;
  • при «конфликте масел» избавьтесь от образовавшейся смеси и в дальнейшем используйте только один вид вещества;
  • если причина в конденсате, перед каждой поездкой прогревайте мотор — так вы избавитесь от влаги на его частях.

Слишком быстрое изменение цвета масла: хорошо или плохо?

Если масло в двигателе автомобиля, после полной замены, начинает быстро чернеть или темнеть, то не стоит склоняться к мысли, что возникла проблема. Многие автолюбители грешат на 2 вещи: некачественное моторное масло или серьёзная проблема двигателя. Если проверки на автосервисе не было найдено дефектов, то причина может быть природной. Например, потемнение масла считается нормальным, так как его структура изменяется при работе на повышенных температурах. А вот чёрный цвет сигнализирует о том, что механические процессы в двигателе проходят неправильно и присутствует нежелательное горение.

Последствия длительной езды на черном масле

Почерневшее масло утрачивает рабочие качества, из-за чего усиливается трение между компонентами двигателя. Нагрузка на мотор повышается, из-за чего он начинает стучать. В таком случае требуется сложный ремонт силового агрегата, который стоит недешево.

При использовании черного смазочного материала повышается расход топлива, ДВС быстро перегревается. В силовом агрегате накапливается большое количество продуктов износа и горения, масляные каналы засоряются, двигатель выходит из строя.

Чёрное моторное масло в двигателе и возможные последствия его использования

Так ли страшно чёрное масло в двигателе и что оно из себя представляет? На самом деле никакого вреда мотору в случае его использования не наносится. К тому же сохранится положенный ему набор функций на протяжении всего срока службы. То есть никаких проблем у автовладельца в таком случае возникнуть не должно и от замены до замены (в зависимости от указанного в инструкции пробега) можно ездить спокойно. Потемневшее масло говорит лишь о хорошей очистке масляной системы от всяких нечистот, которые могут её разрушить и повредить, нанеся тяжёлый урон мотору.

Но следует помнить то, что такие высокощелочные образцы имеют относительно короткий срок службы и не рассчитаны на длительную эксплуатацию. Рекомендуется замена не позже чем через 5000 километров пробега.

ПОПАЛСЯ!!!

Мы проверили еще две версии. И, забегая вперед, скажем — ОНИ СРАБОТАЛИ!

Первую подсказали специалисты-масленщики, с которыми мы постоянно общаемся. По их мнению, картина, которую мы наблюдаем, то есть резкое повышение вязкости масла, может быть связана с неожиданной полимеризацией некоторых компонентов пакета присадок. Причиной такого безобразия является объемный перегрев моторного масла. И вспомнили они, что на своих семинарах некоторые фирмы-производители масел и автомобилей, начиная с недавнего времени стали давать четкую рекомендацию — если вдруг масло было перегрето, то срочно-срочно надо бежать в ближайший сервис-центр и менять его!

Вовремя диагностируем проблему

почему масло в двигателе быстро чернеет

Сравнение свежего/с пробегом/старого масла

Чтобы понять, быстро ли темнеет ГСМ или, наоборот, сохраняет кристальную чистоту, необходимо регулярно оценивать его состояние с помощью масляного щупа. Проверка должна проводиться 1-2 раза в неделю для того, чтобы своевременно распознать неполадку.

Обратите внимание, что перед анализом цвета, консистенции и уровня смазывающего вещества необходимо протирать щуп только чистой ветошью. Попадание в рабочую зону нитевых волокон, катышек или прочего мусора приведет к быстрому загрязнению технической жидкости.

И напоследок

Изменение цвета смазочного состава не всегда говорит о наличии проблем. Поэтому, как только вы обнаружили, что моторное масло потемнело, необходимо определить, почему масло в двигателе быстро чернеет, и как скоро жидкость потеряла первоначальные параметры. А уже после этого планировать дальнейшие действия. Также стоит отметить, что если щуп оставил на ветоши густые черные пятна, эксплуатировать автомобиль с такой смазкой недопустимо.

Контрафактная продукция

При покупке жидкостей для авто всегда нужно обращать внимание на продавца, качество упаковки, самой жидкости. В подделке может не быть нужных присадок, и в лучшем случае она окажется бесполезной. Если масло быстро почернело, слейте его, промойте систему, приобретите другое в другом месте – возможно, вы купили подделку.

Использование низкокачественного топлива

За последние годы качество топлива на автозаправках несколько выросло, в то же время полностью исключить выход из строя автомобиля по причине использования некачественного бензина и дизеля всё же невозможно. Если в топливе имеются лишние примеси, большое количество серы, парафина и другие включения, всё это в последующем оказывается в моторном масле, которое быстро чернеет, плохо смазывает мотор, теряя все свои эксплуатационные характеристики.

Профилактикой таких неисправностей станет заправка исключительно на проверенных АЗС, при этом автовладельцу необходимо следить за состоянием топливного фильтра, регулярно выполнять прочистку впрыска, своевременно обслуживать двигатель и менять масло в моторе. Только так можно будет продлить срок службы моторного масла, а агрегат будет защищен от износа и появления серьезных поломок в топливной системе.

Выводы

В процессе эксплуатации автомобиля моторное масло может темнеть, изменяя свой цвет к 3-5 тысячам километров пробега. Такие процессы являются естественными и обусловлены накапливанием в смазке продуктов сгорания, а также моющими свойствами технической жидкости. Если же масло темнеет буквально через несколько тысяч километров пробега, то это свидетельствует о неисправности агрегата, использовании некачественного топлива или проблемах с герметичностью камеры сгорания.

Полезный совет

Не стоит пренебрегать рекомендацией по эксплуатации автомобиля, в которой указано время и пробег, через который необходимо проводить техническое обслуживание. Смазочная жидкость должна быть заменена своевременно, что позволит не беспокоиться за сохранность двигателя. Вместе с маслом стоит менять и масляный фильтр, а также часто проверять качество и количество смазки.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...