Перегрев автомобиля – симптомы, ремонт, профилактика

Перегрев двигателя ➨ Признаки ➨ Распространённые причины ➨ Последствия ➨ Как с этим бороться? ✔ Советы от специалистов FAVORIT MOTORS.

Почему закипает двигатель: 10 основных причин

Рабочая температура двигателя должна быть в пределах 85-95°С. Повышение ее до 105°С – это уже перегрев и сигнал, что нужно принять меры.

10 причин закипания двигателя:

  • Недостаточное количество охлаждающей жидкости (антифриза или тосола).
  • Просветы сот у радиатора слишком малы, что способствует их быстрому загрязнению.
  • Проблемы с зажиганием.
  • Некачественное топливо.
  • Износ двигателя.
  • Повреждение прокладки головки блока цилиндров.
  • Не срабатывание датчика вентилятора радиатора.
  • Воздушные пробки в системе охлаждения.
  • Поломка термостата.
  • Неисправность помпы, крыльчатки.

На заметку. Стоя в пробке, моментально определить причину перегрева двигателя невозможно. И никакие советы и танцы с бубнами вокруг авто не помогут. Попросите оттащить машину на обочину, дождитесь остывания двигателя и проверьте уровень антифриза. Если он низкий, долейте. В любой случае верным решением будет вызывать эвакуатор и увезти машину в автосервис.

Двигатель перегрелся – что делать? 5 полезных советов

Была ли у вас ситуация, когда из-под капота на жаре повалил густой белый дым?

Что делать, если перегрелся двигатель? Видео 

Ведь друзья тоже любят интересные статьи!

Где укрыться от солнца

Где укрыться от солнца

Одной из причин перегрева автомобиля может стать долгое нахождение его под палящими солнечными лучами. И не важно, насколько у машины, принявшей обильную тепловую ванну, продвинутая система климат-контроля: салон «раскалённого» транспортного средства вряд ли будет обладать высоким уровнем комфорта.

Во избежание такой неприятности просто не следует оставлять машину подолгу на солнце. Лучше найти ей место на прохладной подземной парковке, что, впрочем, не так-то и просто. Но даже в обычном гараже, на многоуровневой стоянке или под каким-нибудь навесом автомобиль не так сильно нагревается, как при воздействии прямых солнечных лучей.

В случае отсутствия поблизости доступных сооружений, способных укрыть машину от солнца, желательно постараться поставить её в тень. При этом следует учитывать свойство тени в течение дня изменять свой рисунок. Ведь участок, надёжно затенённый в 10 утра, к 15 часам способен стать раскалённой сковородкой.

Если же и с тенью проблемы, то стоит попробовать защитить от перегрева хотя бы переднюю часть автомобиля, чтобы можно было потом элементарно сидеть на кресле и держать руль. Для этого машина паркуется багажником к солнцу. Или капотом, если на ней установлен солнцезащитный экран.

Вот что делать, если температура двигателя растет.

Горящий индикатор температуры: причины, последствия и способы устранения проблемы

Хотя на первый взгляд рост температуры двигателя кажется обычной и простой проблемой, это может привести к перегреву двигателя, а также к серьезным проблемам с ним. Если ваш автомобиль перегревается, в случае если не будут приняты необходимые меры, вы можете повредить двигатель. 

Горящий индикатор температуры: причины, последствия и способы устранения проблемы

Первый признак перегрева автомобиля – это резкий рост температуры на датчике температуры охлаждающей жидкости, который находится на приборной панели. Также если вы замечаете пар, который идет из-под капота, это явный признак, что охлаждающая жидкость закипела, что говорит о превышении двигателем рабочей температуры. 

Что же делать в этом случае? Почему автомобили перегреваются? Как решить проблему? Мы подробно расскажем вам об этом. 

Внимание! Информация дана в качестве лишь справки и для понимания того, что такое перегрев двигателя. В случае если вы столкнулись с ростом температуры двигателя, лучше всего, конечно, проконсультироваться со специалистом, который проведет тщательную диагностику и установит причину перегрева автомобиля, а также предложит вам устранить ее. 

Возможные причины перегрева двигателя

При проектировании конструкции двигателя инженеры учитывают факт, что агрегат будет длительное время работать в строго определенном диапазоне температур. Простыми словами, учитывается факт, что двигатель после запуска набирает температуру до рабочей зоны, после чего этот диапазон удерживается на протяжении всей работы мотора.

Как правило, в современных силовых агрегатах диапазон температуры, которая считается рабочей, варьируется от 85 до 110 градусов. Это значит, что задача охлаждающей системы – недопущение выхода за заданный порог температуры.

Важность в поддержании рабочей температуры объясняется тем, что это способствует благоприятному режиму работы двигателя, соотношению рабочих зазоров между деталями, соблюдение необходимой вязкости моторного масла и сохранение его свойств.

Почему перегревается двигатель

Также от температуры мотора зависит расход топлива, так как в впрысковых моторах датчик температуры ОЖ участвует в смесеобразовании.

Как измерить температуру двигателя

Определить температуру двигателя можно несколькими способами.

  • Рукой. Самый простой способ, позволяющий быстро определить перегрев. Если при прикосновении к корпусу двигателя не возникает заметных болевых ощущений, можно с уверенностью сказать, что температура не превышает +60°С.
  • Термометром с внешним датчиком (контактным термометром). Этот способ требует времени и умения. Самые горячие места двигателя – посередине корпуса, где греется обмотка, а также передняя и задняя части корпуса, в районе подшипников вала.
  • Тепловизором. Это наиболее быстрый и информативный способ измерения. Он позволяет увидеть всю картину нагрева сразу.
  • С помощью встроенных датчиков. В некоторых моделях электродвигателей имеются встроенные датчики температуры (как правило, позисторы), которые выдают информацию о нагреве различных участков (обмоток, подшипников). Если такие датчики отсутствуют, их можно установить самостоятельно. Способ удобен тем, что контроль и реакцию на нагрев можно автоматизировать. Для этого сигнал от датчиков выводят на специальный вход преобразователя частоты, на специализированное реле температуры либо на аналоговый вход контроллера. В случае с контроллером можно написать программу со следующим алгоритмом: на первом пороге температуры выдается предупреждение оператору, на втором – двигатель отключается.

Чем опасно закипание

Перегрев может вывести двигатель из строя, придется его полностью перебирать (капремонт) или вовсе покупать новый, а это немалая сумма.

Двигатель перегрелся – что делать? 5 полезных советов

Повышение температуры до критической грозит владельцу авто:

  • закипанием и вытеканием антифриза, некорректной работой двигателя и его последующим заклиниванием из-за расширения металла, из которого сделаны поршни;
  • прогибом и деформацией головки блока цилиндров;
  • выходом из строя сальников, а также прокладок и герметиков, уплотняющих между собой детали двигателя;
  • появлением трещин в блоке цилиндров.
Двигатель перегрелся – что делать? 5 полезных советов

Важно. При открывании пробки радиатора или крышки расширительного бачка будьте осторожны. Можно обжечься вскипевшим антифризом.

Признаки перегрева двигателя

Перегрев можно предупредить! В первую очередь меняются показания температуры ОЖ. Регулярно проверяйте положение стрелки (или цифру, если панель приборов электронная) — так вы сразу поймете, когда температура двигателя начнет повышаться. На некоторых моделях указателя нет — в этом случае при перегреве загорается сигнализатор. Какие еще признаки перегрева можно выделить?

  • Появление пара из-под капота
  • Вибрация, обусловленная кипением антифриза
  • Падение мощности
  • Отказ работы двигателя

Причины перегрева электродвигателей

Причины перегрева двигателя могут быть механическими и электрическими.

Механические причины:

  • Увеличение механической нагрузки на валу. Механическая перегрузка может быть вызвана заклиниванием механизмов, попаданием в них инородных предметов и т. д.
  • Износ подшипника. Рано или поздно это приведет к его заклиниванию или разрушению. Важно диагностировать данную неисправность на ранней стадии, поскольку разрушение подшипников может привести к повреждению ротора, обмоток и корпуса двигателя.
  • Механическое повреждение электродвигателя, например, нарушение соосности подшипников, которое вызовет их перегрев и трение ротора об статор.
  • Недостаточное охлаждение корпуса. Как правило, охлаждение производится при помощи крыльчатки обдува, расположенной в задней части двигателя. Если крыльчатка сломана или зацепилась за решетку и проворачивается на валу, двигатель будет перегреваться. Другая причина уменьшения обдува – пониженные обороты двигателя при его питании через преобразователь частоты. В таком случае нужно применять независимый принудительный обдув.

Электрические причины:

  • Перекос фаз и отклонение значения питающего напряжения. Асинхронные двигатели чувствительны к уровню питающего напряжения. Отклонение в 5% заметно увеличивает нагрев, при отклонении 10% эксплуатация двигателя ставится под вопрос.
  • Пропадание фазы. Это крайний случай перекоса фаз, который возникает вследствие обрыва в питающей линии, пусковом устройстве либо внутри двигателя. Последствия — значительное понижение механического момента на валу вплоть до полной остановки двигателя.
  • Нарушение схемы включения. Это относится, прежде всего, к схеме «Звезда» – «Треугольник». Причиной проблемы может быть неисправность схемы запуска либо ошибка электротехнического персонала.
  • Замыкание в обмотке двигателя. Может быть межвитковым или между фазами. Определяется путем измерения тока по фазам во включенном состоянии либо с помощью омметра, когда двигатель выключен. При небольшом количестве замкнутых витков замыкание определить проблематично.

Как предотвратить перегрев?

Прежде всего, следить за техническим состоянием транспортного средства и вовремя ездить на ТО. В неавторизованных техцентрах под техническим обслуживанием часто понимают замену моторного масла и фильтров, не уделяя внимания полноценной диагностике. В любом дилерском центре ГК FAVORIT MOTORS каждый автомобиль обязательно проверяют в соответствии с технологическими картами производителя. Специалисты не могут делать это каждый день. Поэтому вам необходимо наблюдать за уровнем ОЖ в бачке и информацией на указателе температуры жидкости. Также любые отклонения в работе двигателя (стуки, сложности с запуском и т. д.) должны стать поводом для беспокойства.

Как решить проблему: 5 советов

Если прибор на панели авто показал перегрев – не нужно сразу глушить движок. Дайте ему поработать на холостых оборотах при включенной печке (она отведет часть тепла). После этого откройте капот, определите причину поломки и попробуйте устранить ее:

  • Долейте антифриз, если его мало.
  • Промойте систему охлаждения, если она засорилась. Промывку заблаговременно купите в магазине.
  • Грязный радиатор промойте его на автомойке и продуйте сжатым воздухом.
  • Если полетел вентилятор, обратитесь к автоэлектрикам.
  • Если неправильно выставлено зажигание, обратитесь к профессионалам, чтобы переустановить его.
Двигатель перегрелся – что делать? 5 полезных советов

Симптомы Теплового удара

Различают легкий, средней тяжести и тяжелый тепловой удар. Начало обычно острое. Наблюдаются учащение дыхания и сердечных сокращений, гиперемия кожи, повышение температуры тела, достигающее иногда высоких цифр.

При легкой форме теплового удара расстройства ограничиваются головной болью, тошнотой, общей слабостью.

При тепловом поражении средней тяжести развиваются более резкая мышечная слабость, сильная головная боль, тошнота и рвота. Отмечаются некоторая общая заторможенность, пошатывание при ходьбе, иногда обморочное состояние. Дыхание и пульс резко учащены. Наблюдается усиленное потоотделение. Температура тела повышается до 40 °С.

Тяжелая форма теплового удара развивается внезапно. Часто отмечается двигательное возбуждение, иногда – психические нарушения (галлюцинации, бред). Дыхание учащенное, поверхностное, ритм его часто нарушен. Пульс учащен до 120 и более ударов в минуту, слабый. Тоны сердца глухие. Кожные покровы бледные, покрыты липким потом. Температура тела повышается до 41–43 °С. Диурез резко снижается. В крови нарастает содержание азота, мочевины при уменьшении количества хлоридов. На фоне выраженных вегетативно-сосудистых нарушений развиваются расстройства сознания различной глубины и продолжительности. При неврологическом осмотре выявляются анизокория, угнетение реакции зрачков на свет и роговичных рефлексов, а также рефлексов на конечностях. Нередко наблюдаются двигательное возбуждение, рвота, клонико-тонические судороги, коматозное состояние, на фоне которого в наиболее тяжелых случаях могут развиваться фатальные нарушения дыхания и сердечной деятельности.

Что делать, если ДВС начал перегреваться?

Среди двух вопросов — как бороться с перегревом двигателя и почему греется двигатель — большая пропасть. Мотор может попадать в «красную зону» по множеству причин и угадать верную из них сразу наверняка не удастся, только если вы не профессиональный мастер и под автомобилем нет лужи. Решать проблемы надо по мере поступления, поэтому сначала не даем двигателю «встать колом», а потом ищем причины.

При первых признаках закипания немедленно останавливаемся на дороге. После этого проверяем уровень охлаждающей жидкости. Капот открываем осторожно — может обдать горячим паром.

Крайне нежелательно пытаться самостоятельно остудить перегретый двигатель. Были случаи, когда автовладельцы из лучших побуждений лили холодную воду прямо на ДВС — в результате головка блока цилиндров (а иногда и сам блок) трескалась, вынуждая заняться капитальным ремонтом. Наберитесь терпения и ждите — мотор остынет сам.

Когда перестанет идти пар и бурление в бачке прекратится (если оно было), нужно оценить ситуацию. Если вы не имеете опыта ремонта автомобиля, скорее всего вряд ли поймете причину перегрева двигателя. Внимательно осмотрите детали подкапотного пространства. Возможно, соскочил один из патрубков системы охлаждения или образовалась трещина в радиаторе: в этом случае под проблемным местом можно увидеть лужу. Но чаще всего никаких внешних признаков распознать не удается. В таком случае нужно долить антифриз (или на крайний случай воду) в расширительный бачок и попробовать продолжить поездку.

Перегрев двигателя автомобиля из-за потери свойств антифриза

Крайне важно вовремя менять охлаждающую жидкость, причем намного важнее выбрать качественный продукт. Задача жидкости состоит не только в обеспечении поддержания рабочей температуры, но и смазывание деталей системы и обеспечения защиты от коррозии.

Что делать, если обнаружен перегрев двигателя

Если двигатель греется во время работы, необходимо провести его диагностику. Для этого можно воспользоваться приведенным ниже пошаговым алгоритмом.

  1. Оцениваем температуру. Если температура критическая, нужно незамедлительно обесточить двигатель.
  2. Оцениваем наличие посторонних звуков при работе (треск, дребезг, скрежет). Если источник звука находится в механике привода (в нагрузке), необходимо остановить двигатель и провести ремонт неисправного узла. Если звук раздается из двигателя, скорее всего, потребуется заменить подшипники.
  3. Проверяем ток по фазам при помощи токовых клещей. При превышении тока можно говорить о перегрузке, при дисбалансе по фазам – о перекосе фаз, обрыве фазы или межфазном замыкании.
  4. Если подшипники предусматривают регулярную смазку, проверяем и, при необходимости, заменяем смазку.
  5. Отсоединяем нагрузку от вала двигателя, проверяем работу двигателя в холостом режиме.
  6. Проверяем работу воздушного охлаждения. При необходимости проводим чистку крыльчатки и поверхности двигателя.
  7. Проверяем защиту двигателя на соответствие номинальному току, который указан на шильдике.

Вам было интересно? Подписывайтесь!

Дорогие читатели! Лайкайте, чтобы я понял, что статья вам понравилась, и подписывайтесь на мой канал.

А вы когда-нибудь закипали в пробке? Расскажите в комментариях, что делали – вызывали эвакуатор или пытались добраться до дома своим ходом?

Картинки взяты из открытых источников: Яндекс.Картинки и Google картинки.

Перегрев двигателя из-за помпы

Горящий индикатор температуры: причины, последствия и способы устранения проблемы

Охлаждающая жидкость в автомобиле циркулирует за счет водяной помпы. К сожалению, эта деталь в автомобиле не вечная и может неожиданно выйти из строя в самый неподходящий момент. В этом случае, как только останавливается работа водяного насоса, антифриз перестает циркулировать по системе охлаждения, в результате чего прекращается нормальный теплообмен между двигателем и охлаждающей жидкостью. При таком раскладе рост температуры двигателя неминуем, даже если остальные системы охлаждения работают нормально. 

Есть подозрения? Давайте проверим!

Если состояние радиатора или уровень жидкости в расширительном бачке легко проверить, узнать что-то о термостате, водяном насосе, качестве антифриза обычному водителю никак не удастся. Антифриз обычно служит 5 лет, помпу в зависимости от модели меняют раз в 60 000 – 100 000 км. Более точные сроки можно узнать в ближайшем дилерском центре ГК FAVORIT MOTORS: если у вас есть подозрения, что двигатель перегревается, запишитесь на диагностику прямо сейчас. Помните, что реальный перегрев — это всегда большие расходы, которых на самом деле легко избежать.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...