Отказали тормоза, и что же делать? Как избежать?

Что же делать, если отказали тормоза

Самое главное, это спокойствие, оценка и контроль дорожной ситуации. Отказ тормозной системы может произойти в разных дорожных условиях, но ровной или горной дорогах, на сухом или мокром покрытии, но везде нужно не потерять самообладание и действовать быстро и четко, так как все может произойти за доли секунды.

Если отказали тормоза на горной дороге, то нужно помнить, что многие горные дороги с интервалом в несколько километров или на крутых поворотах, оборудованы специальными улавливателями, которые уже спасли не одну жизнь.

За пример можно взять дорогу Симферополь – Ялта, через Ангарский перевал, которая на спуске с перевала со стороны Алушты оборудована такими улавливателями. Но примеров можно приводить много. Главное понимать, что такой способ спасения на горных дорогах существует.

Так, Вы сохранили самообладание.

Включите световое и звуковое оповещение

Первое, что нужно делать, когда отказывают тормоза, это не впадать в бессмысленную панику, попросить пассажиров проверить, пристегнуты ли они и включить световое и звуковое оповещение: аварийные огни, дальний свет, нажать звуковой сигнал. Это требуется для того, чтобы другие водители были предупреждены об опасности, имели возможность уйти от удара и уступить дорогу неисправному транспортному средству.

Характерные причины отказа тормозов автомобиля

Многолетний опыт огромного отряда отечественных, зарубежных автомобилистов помог собрать множество реальных фактов, касающихся внезапного отказа тормозов машины. Систематизация такой колоссальной «коллекции» помогла сформулировать основные причины того, почему отказывают тормоза. Эксперты рассказывают, что же случается, в силу каких технических и иных причин тормоза пропадают, почему это происходит:

  • Одно из первых мест в этом своеобразном «рейтинге причин» занимает обрыв шлангов тормозной системы или же трубопроводов. Такую поломку, как правило, сопровождает дополнительный неприятный фактор: в тормозной системе падает давление воздуха, другой вариант – уровень жидкости. Особенно страдают те автомобили, у которых одноконтурная система привода их тормозов. Для них достаточно разрыва хотя бы одного из трубопроводов, и тогда полное отключение всей тормозной системы неминуемо;
  • Немало, к сожалению, и таких ситуаций, когда виновником неисправности становится такая банальная вещь, как некачественная тормозная жидкость. Современные гримасы автомобильного рынка в стране привели к тому, что на нём сплошь и рядом продаётся немало подделок, лишь маскирующихся под добротный товар. Если в машину попадает такая тормозная халтура, можно быть уверенным, что до отказа всей рабочей системы торможения рукой подать, причём это может случиться очень внезапно, буквально на ровном месте.

Ещё куда ни шло, если такой огорчительный казус произойдёт на ровной дороге, где нет интенсивного движения автотранспорта, можно попытаться применить рекомендованные водителям в таких случаях рецепты экстренного торможения другими способами. Однако всё может быть и по-иному, свершившись, например, на оживлённом перекрёстке или горной дороге, где времени на долгие размышления нет ни секунды, и это может закончиться плачевным исходом, когда пострадают не только автомобиль, но и люди.

Причины отказа тормозов

Торможение машины двигателем

Это, пожалуй, самый распространенный альтернативный способ снижения скорости. Он безопасен, лучше всего подходит для остановки с больших скоростей, работает в любой ситуации и не провоцирует заносы, если правильно выполнить последовательность действий.

Чтобы уменьшить вероятность возникновения заноса, работать с передачами надо следующим образом:

  1. Выжимаем сцепление;
  2. Переключаем передачу, например с 4 на 3;
  3. Затем нажимаем «газ», делать это необходимо для того, чтобы увеличить обороты и избежать рывка;
  4. Теперь сцепление нужно отпустить;
  5. Процедура повторяется для следующего набора передач, при переходе со 2 на 1.

В экстренном случае выжимать «газ» не следует, этот момент отнимет некоторое время, драгоценные секунды, которых может не хватить. Когда не до плавности – пропускайте данный пункт. При необходимости можно перескакивать через передачу, если обстановка совсем напряженная. Да, это навредит автомобилю, но в данном случае, думать о его здоровье не приходится.

Если на авто установлена АКПП, для достижения таких же результатов, необходимо переключить рычаг в положение «2» или «1». Машина постепенно снизит скорость. Когда времени на постепенную остановку нет – переключаемся в режим «Р». Это может вызвать занос, будьте готовы. Коробку  после такого придется выкинуть, но пусть это будет самая страшная потеря.

Не тратьте время на напрасные действия

Тратить время на бессмысленные действия бесполезно — они ничего не дадут, а момент будет уже упущен. Например, не стоит то и дело нажимать или с силой бить по педали тормоза совершенно — он не начнет работать, а в случае утечки тормозной жидкости такие действия и вовсе грозят оставить систему без нее.

Также многие элементы автомобиля такие как, усилитель или блокировка руля, стеклоочиститель, да и сами тормоза могут не работать при заглушенном двигателе, поэтому для того, чтобы не осложнять ситуацию еще больше, останавливать мотор нужно в самый последний момент.

Что делать если остановил машину после отказа тормозов

Ну отказали тормоза это еще пол беды. Важны дальнейшие действия. Я поступил неправильно, излишне самонадеянно. Первое, что я сделал, это покинул перекресток. Да. Без тормозов. Встал у обочины и начал думать, что к чему. Потом, недолго думая, я звоню другу, и он приезжает мне на помощь. Сначала хотели тянуть машину на тросу. Потом решили, что он просто поедет в качестве прикрытия спереди, и в случае чего примет удар на себя. Как решили, так и сделали. Правый ряд, 20-30 км/ч, включенная аварийка, торможением преимущественно двигателем и добавочно ручником. Да и ехать всего 5 светофоров.

Так делать категорически нельзя!!! 

В этой ситуации самым правильным решением будет, или оставить машину на перекрестке (не забываем про знак аварийной остановки), или откатить при помощи сторонней помощи на обочину, заручившись товарищами с потока (разумеется, в машине должен сидеть водитель, который сможет остановить машину, если она вдруг покатится с горки). Далее или машину ремонтируем на обочине, если это реально, или грузим на эвакуатор с частичной или полной погрузкой. Полная погрузка, конечно же, в приоритете. Стоит это будет совсем не дорого, ведь доехать надо до ближайшей стоянки. Если беда приключилась за городом, или вызываем мастера, или грузим опять же на эвакуатор. И в том и другом случае вы рискуете создать аварийную ситуацию если не себе, так другим. С тормозами шутки плохи. Доехал я конечно хорошо, если не считать взбешенного камаза, которому не понравилась моя медленная езда (и это при наличии двух рядов слева от меня). Но в целом повторюсь. Пытаться ехать без тормозов достаточно безрассудно!

Кстати еще один момент. У моей машины двухконтурные тормоза. То есть тормозная магистраль не единая, а разделена на две независимых магистрали. И у моей машины, если вышел из строя один контур, второй будет работать, но в самом низу, то есть педаль надо попробовать нажать прямо в пол (у вашей может быть все по другому). Этого я не знал. На всякий случай можете почитать, как устроены ваши тормоза и что бывает при отказе одного из контуров или главного тормозного циллиндра. Эти знания позволят сэкономить вам несколько секунд времени.

Ручной тормоз

Далее необходимо воспользоваться ручным тормозом. Эффективность такого способа напрямую зависит от того с какой скоростью движется ваш автомобиль. Если скорость не большая, хотя бы до 40 км/час, то ручной тормоз тут будет эффективным средством. Если скорость больше, то применение ручного тормоза будет переходным этапом к следующим Вашим действиям, а именно, торможение двигателем.

Но бывают ситуации, что и ручной тормоз сразу выходит из строя, поэтому к торможению двигателя нужно прибегать немедленно.

Зажмите педаль

Первым делом стоит попробовать прокачать тормоза несколько раз, после чего зажать педаль. Такими действиями получится создать минимальное давление в системе, вследствие чего работающий контур прижмет колодки к тормозным дискам, немного замедлив ход машины.

Торможение двигателем и АКПП

На автомобилях, оснащенных автоматическими коробками передач, можно совершить те же действия. Для этого АКПП переводят в режим ручного управления. Если он в данной модели АКПП отсутствует, тогда рычаг переводят в положение третьей или второй передачи. Это заставить машину хоть и медленно, но снижать скорость движения. Можно также установить АКПП на паркинг. Но при отказе тормозов этот подход будет эффективен только в том случае, когда расстояние небольшое, а затормозить нужно во что бы то ни стало.

1845766.jpg

В этом случае АКПП будет заблокирована. Существует серьезная вероятность того, что машина пойдет в занос, а механизм автоматической коробки будет сломан и ее придется выбросить. Но это гораздо лучше и дешевле чьей-то жизни.

Уйдите на второстепенную дорогу

По возможности нужно постараться уйти на второстепенную дорогу: движение там всегда имеет гораздо меньшую интенсивность. Желательно выбрать такое направление, где имеется максимальный уклон вверх — он более эффективно поможет затормозить автомобиль.

Аварийное торможение «ручником»

Это, еще один из вариантов. Но, его лучше не применять, только в крайнем случае, учитывая повышенный риск поехать «юзом». Особенно опасно действовать, таким образом, на скользкой дороге (сырой или заснеженной).

Дело в том, что при включении ручного тормоза – блокируются задние колёса и малейшая разница в сцеплении с дорогой между передним и задним мостом вызовет так называемый «полицейский разворот» с которым справится не каждый.

Поэтому, использовать данный способ надо только на прямой сухой дороге, на как можно меньших скоростях.

Попробуйте ручной стояночный тормоз

Хорошим помощником при экстренном торможении может стать использование ручного стояночного тормоза, но только в том случае, естественно, если он не электронный и управляется не с кнопки. Рычаг нужно поднимать постепенно, плавно затягивая, в противном случае можно сорвать автомобиль в занос и полностью потерять управление.

Торможение о препятствие

Самый крайний вариант это торможение о препятствие, его необходимо применять только в том случае, если предыдущие способы малоэффективны или вообще не работают. В качестве преграды желательно использовать, что-то мягкое, также убедитесь, что вы и все пассажиры пристегнуты.

Рекомендуется замедлять автомобиль не прямым ударом, а касательным, то есть притереться боком автомобиля о, что-либо, например, край дорогие из металлического профиля, кустарник, если это город, то подойдет высокий бордюр. Во время этого необходимо постоянно придерживаться траектории. Во время такого торможения вы относительно не сильно повредите свой автомобиль и при этом сохраните свою жизнь и жизнь пассажиров.

Не стоит пытаться останавливаться о препятствие, возле которого находятся люди. Также если вы решили останавливаться об автомобиль, то желательно постараться максимально попасть бампер в бампер, так как это наиболее эффективно, наносит меньше урона автомобилю и не откидывает авто спереди на встречную полосу, и вы не будете виноваты в чей-то смерти.

Притритесь к отбойнику

Аэродинамическое торможение

В том случае если у вас есть возможность на длительном расстоянии пытаться остановить автомобиль, то можно вместе с предыдущими способами воспользоваться данным способом. Задача состоит в том, чтобы открыть двери автомобиля, при этом быть обязательно пристегнутым. В итоге обдув воздухом будет замедлять автомобиль.

Использование ручника

Ещё одним широко применяемым и тоже весьма эффективным способом торможения при отказе тормозов является использование ручника. На первый взгляд, это совершенно безобидный вариант, который можно применять в любом случае, однако такое мнение ошибочное. Обращаться с ним тоже надо умело, чтобы не усугубить ситуацию. Как остановить машину, зависит от того, с какой скоростью она едет. Потому что резкое применение ручника почти сразу блокирует задние колеса, а на большой скорости это небезопасно, особенно если дорога скользкая, тогда автомобиль способен начать на ней опасные пируэты, вообще стать неуправляемым. Помня об этом, профессионалы используют ручник для торможения лишь на малой скорости, да и то без излишней резкости, циклично.

Способ избежать отказа тормозов

1. Следите за состоянием тормозных шлангов. Смотреть надо в первую очередь на  внутреннюю часть перегиба. Если там есть хотя бы маленькие трещинки, шланги под замену.

2. Познакомьтесь с конструкцией вашей машины, узнайте, сколько у нее тормозных шлангов. У моей машины их шесть. Срок службы у всех примерно одинаковый. Менять лучше разом все. Меньше в сервис придется бегать.

3. Осмотрите днище вашей машины и обратите внимание на самые слабые места. Тормозные трубки обычно проходят по самому днищу и ничем не закрыты. Знание расположения тормозных трубок даст вам возможность избежать их повреждения.

4. Перед каждой поездкой, при заведенном двигателе, нажмите сильно на педаль тормоза и подержите несколько секунд. Если педаль стала мягче, чем обычно, или вовсе постепенно уходит в пол повод задуматься об исправности тормозов.

5. Время от времени осматривайте асфальт или снег под машиной. Наличие луж под колесами может быть следствием протечки тормозов.

6. Ну и наконец, если вас просто что-то смущает в поведении машины в целом, и тормозов в частности, остановитесь и посмотрите все ли нормально.

В довесок порекомендовал бы такую, абсурдную на первый взгляд вещь, как замену главного тормозного цилиндра хотя бы раз в 3-4 года.

РЕКОМЕНДУЕМ ТАКЖЕ ПРОЧИТАТЬ:

Перейдите в ручной режим

При наличии механической коробки передач, можно попробовать остановить машину, постепенно понижая передачи — от высшей к низшей. Кроме того, при этом важно отпускать педаль сцепления, чтобы не потерять связь двигателя с колесами. Самое важное в этом способе торможения — не пытаться сбросить скорость как можно быстрее, делая это слишком резко, например, с четвертой сразу на вторую или даже первую. В этом случае велика вероятность того, что коробка передач полностью выйдет из строя, а сам автомобиль уйдет в неуправляемый занос.

Этот же прием можно проделать и на машине с автоматической трансмиссией: там предварительно нужно перейти в ручной режим или просто перевести рычаг с «D» на «1».

Важная информация для передвижений на автомобилях

Если ваше движение происходит по скользкой дороге или по горам, в данном случае — самым результативным и эффективным способ будет тормозить мотором. Если в пути происходит повторение спуска с подъемами и поворотами, тогда нужно понижать скорость передвижения и переключать на пониженные передачи КПП. Это поспособствует остаться тормозной системе в нормальном состоянии.

Автомобильные колодки

Автомобильные колодки

Дабы избежать столкновения с каким-либо другим транспортным средством, обязательно необходимо включить аварийный сигнал, нажать на гудок и постоянно мигать фарами дальнего видения. Конечно же, окружающие заметят сигналы и будут вести себя очень осторожно. Если в салоне вашего авто присутствуют пассажиры, им необходимо пристегнуться.

Самое главное — это вовремя проходить ТО автомобиля, дабы избежать экстренных опасных ситуаций на дорогах.

comments powered by HyperComments

Использование препятствий

Третий испытанный способ торможения машины, у которой вдруг пропали тормоза, состоит в использовании контактных способов остановки. Для этой цели сгодятся многие внешние предметы, которые способны стать для колёс преградой, в частности – заборы вдоль трассы, бордюры у дороги и т. п., в крайнем случае – даже столбы, иные автомобили. Если речь будет касаться здоровья, жизни находящихся в машине водителя и пассажиров, то жалеть автомобильный металл, пусть и недешёвый, нерезонно, главное – спасти людей. Тем более что такой способ экстренного торможения при форс-мажорных обстоятельствах, согласно действующему законодательству, вовсе не считается преступлением.

Чтобы на практике у водителя дело не доходило до аврального применения только что перечисленных и проанализированных способов торможения, тормозная система его авто всегда должна быть подконтрольной и в полном рабочем порядке. Надо регулярно осматривать, проверять её, не полагаясь на авантюрное «авось», и тогда никаких непредвиденных поломок с тормозами в пути случиться не должно.

Оповещение других участников дороги

Теперь вы знаете что делать в том случае, если у вас отказала тормозная система, но для того чтобы не подвергнуть других участников дороги опасности, следует их оповестить о вашей поломке. Ваша задача включить аварийную сигнализацию и перестроится в правый ряд, а затем выполнять все необходимые маневры для остановки. Наблюдайте в зеркала заднего вида, если вас кто-то догоняет, предупредите его звуковым сигналом о вашей поломке, это предотвратит аварию с этим автомобилем.

Когда вам удалось остановить автомобиль, ваша задача не продолжать движение, а починить тормозную систему или вызвать эвакуатор.

Контактное торможение

Что делать, если во время движения автомобиля отказали тормоза

фото: rustdreamer/flickr.com

Щадящее, если в качестве «тормоза» выступит дорожный бордюр, к которому можно приткнуться, или обочина. Критическое — тормоз в препятствие: сугробы, кусты, заборы. Избегайте фонарных столбов или деревьев И них «мягко» затормозить не получиться в любом случае, даже на низкой скорости. Крайний случай — автомобили. Важно убедиться, что никто из посторонних не пострадает при таком столкновении. Так советую эксперты, но насколько этот расчет в реальной ситуации можно провести не говорят. Конечно, этот вариант может стоить дорого в смысле причиненного ущерба. Но объяснимо и применимо, если сбережет жизни. 

Чтобы не доводить дело до такой крайности и не попадать в описанные выше переделки, необходимо регулярно обслуживать тормозную систему . Она — одна из важнейших в автомобиле, если не главная. Ведь как в известной водительской поговорке: разогнать автомобиль может каждый, а вот затормозить…

Обложка:Shutterstock

Дополнительные рекомендации

Вот еще несколько хитростей, о которых хотелось бы упомянуть:

  1. Лучше заранее отработать навыки. Не думайте, что ознакомившись с теорией, ее легко удастся применить на практике без тренировки;
  2. Старайтесь давить на педаль плавно, регулируя силу нажатия, в зависимости от скорости – чем она ниже, тем слабее давление;
  3. Обязательно контролируйте ситуацию и через зеркало заднего вида;
  4. Отпускайте сцепление только перед полной остановкой;
  5. При остановке на дороге с неровностями, желательно проходить сами неровности без торможения;

Есть еще один важный пункт. В экстремальном торможении очень вредна избирательность: на скользком покрытие спасаемся только мотором, на сухом – рабочим тормозом. Значительно эффективнее обладать смешанным навыком и уметь использовать его в любых условиях.

Маневрируйте из стороны в сторону

Маневрирование из стороны в сторону в условиях отсутствия большого количества машин на дороге может заметно замедлить ход. Это происходит из-за увеличенного сопротивления качению колес. Но прибегать к данному способу при оживленном движении ни в коем случае не стоит: это может быть очень опасно, как для самого водителя и пассажиров проблемного авто, так и для окружающих. При этом всегда стоит помнить, что поток автомобилей в в любой момент способен начать замедляться перед светофором или из-за образовавшейся впереди пробки.

Используйте контактное торможение

Если все остальные способы испробованы и не помогли полностью остановить машину, стоит использовать контактное торможение. Для этого требуется аккуратно прижаться к отбойнику и продолжать двигаться вдоль него, не отрываясь от ограждения. Также в данной ситуации могут подойти молодой лесок или скопление кустов. При этом нужно продолжать понижать передачи — так получится усилить эффект торможения еще больше. В холодное время года для аварийного торможения можно использовать сугробы или отдельные насыпи снега.

Чтобы иметь возможность избежать подобных проблем, специалисты рекомендуют своевременно выполнять техническое обслуживание автомобиля, не забывая при этом уделять внимание тормозной системе. А во время движения в потоке стоит соблюдайте дистанцию, в критической ситуации эта фора даст дополнительное время для правильного реагирования.

  • Автор: iarriba
  • Распечатать
Оцените статью:

(19 голосов, среднее: 3.2 из 5)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...