Оппозитный двигатель: принципы работы, плюсы и минусы

Особенности и отличия оппозитного двигателя от других поршневых ДВС. Преимущества оппозитного мотора, минусы данной конструкции, нюансы обслуживания.

Плюсы оппозитного двигателя

Схема оппозитного двигателя имеет и другое имя: «V-образный мотор с углом развала цилиндров в 180 градусов». Как мы уже упомянули, «оппозитники» – это про военных и про спорт.

Любовь к оппозитным моторам пришла не из любви к практичности или иным потребительским качествам, а сугубо из технических особенностей:

✔ Низкий центр тяжести;

✔ Отсутствие вибраций автомобиля;

✔ Пассивная безопасность в ДТП.

Устойчивость на дороге обеспечивается за счёт того, что мотор, представляющий собой плоскую «плиту», помещается в нижнюю точку автомобиля. Центр тяжести смещается, таким образом машина куда лучше держит дорогу, и водитель чувствует себя увереннее.

Помещение горизонтально расположенных цилиндров в небольшой коробочке поближе к днищу стало прорывом для автоспорта – недаром Subaru прослыли чемпионами ралли.

Комфорт для пассажиров выше за счет того, что цилиндры при работе уравновешивают друг друга, и таким образом самостоятельно гасят вибрации. Что до безопасности в авариях, расположение и конструкция оппозитного мотора не дают ему при сильном столкновении вылететь в салон и причинить вред сидящим спереди людям. Куда чаще «оппозитники» вываливаются на дорогу. Это, конечно, тоже грустно, зато риск, что люди пострадают, ниже.

Особенности оппозитных двигателей

Прежде чем говорить о принципе работы оппозитного двигателя, нужно узнать, что же значит этот самый оппозитный двигатель и какими особенностями он характеризуется.

Оппозитными моторами или оппозитниками называют разновидность силовых установок, которые во многом похожи на классические или традиционные ДВС. Но, в отличие от других используемых на авто ДВС, у оппозитного варианта расположение цилиндров не совсем стандартное. Здесь они стоят горизонтально.

Отличительной особенностью таких автомобильных моторов является нестандартный угол развала рабочих цилиндров. Он составляет 180 градусов. При этом поршни осуществляют своё движение в горизонтальной плоскости, располагаясь при этом зеркально относительно друг друга. То есть своей верхней мёртвой точки эти поршни достигают в один момент, одновременно. Именно этот нюанс считают главной отличительной особенностью оппозитников в сравнении с более традиционными или классическими V-образными ДВС, где поршни двигаются синхронно. Когда один из них достигает своей верхней мёртвой точки, другой при этом достигает нижней.

Такое расположение позволило получить низкий центр тяжести, уменьшить высоту самого мотора. То есть оппозитный двигатель можно уверенно назвать плоским, что позволяет ему занимать значительно меньше места в автомобильном подкапотном пространстве.

Также к отличительным моментам можно отнести использование сразу пары газораспределительных механизмов, хотя коленвал зачастую всё равно один.

Среди автомобилистов стало популярным название боксёр. Это название для оппозитника объясняется тем, что поршни осуществляют движение как бы друг в друга, то есть навстречу. При этом пара рабочих поршней располагаются в одном положении.

Впервые об оппозитных моторах стало известно ещё в 1938 году. Свои усилия к разработке нового типа ДВС приложили инженеры из немецкой компании Volkswagen. На тот момент они представили оппозитный мотор с 4 цилиндрами и рабочим объёмом 2,0 литра. Максимальная мощность такой установки достигла внушительных на тот момент 150 лошадиных сил.

Постепенно оппозитные ДВС начали активно распространяться. В результате их устанавливали на:

  • легковые автомобили;
  • спортивные модели;
  • мотоциклы;
  • автобусы;
  • военную технику и пр.

В настоящее время оппозитные установки не пользуются огромной популярностью. И на то есть свои объективные причины.

Для чего нужен оппозитный двигатель

Несмотря на столь небольшое распространение, первые горизонтальные ДВС появились еще в далеком 1938 году. Тогда же их начали устанавливать на Фольксваген Жук, как раз купавшийся в любви автомобилистов как один из лучших представителей «бюджетников». После этого оппозитные двигатели появлялись в базовых комплектациях Порше.

Через два года в гонку за лучший оппозитный движок включилась компания Субару. Интересно, что в отличие от авто Фольксвагена, которые все еще в ограниченных количествах идут в серии с горизонтальным мотором, Субару достаточно быстро взяли технологию на вооружение в качестве основной. Даже сегодня большинство автомобилей марки Subaru встречаются именно с оппозитными восьмерками.

В принципе, создание такого двигателя было вынужденной мерой, так как конструкторы пытались снизить центр тяжести автомобиля. Как известно, чем они ниже, тем лучше себя ведет машина на дороге, поэтому, вопрос достаточно важный. Таким образом и появился горизонтальный тип движка, способный значительно улучшить ездовые характеристики и снизить крен на поворотах.

Оппозитный двигатель Субару

На сегодняшний день оппозитные двигатели производят и устанавливают компании Subaru и Porsche. До недавнего времени такую участь также разделяли и Toyota, Honda, Ferrari, и само собой, родоначальник оппозитных моторов – Volkswagen. Подобные установки можно заметить не только в мотоциклах, автобусах фирмы Икарус, но и в некоторых танках.

Видео про оппозитный двигатель Субару:

Минусы оппозитного двигателя

Но есть у «оппозитников» и минусы, ведь за преимущества, обеспеченные формой и конструкцией, приходится платить. Владельцы машин с оппозитными моторами знают о том, что удовольствие от вождения нужно поддерживать финансовыми вливаниями:

✔ Дороговизна в обслуживании (замена ремня ГРМ стоит около 7-9 тысяч рублей и дороже в зависимости от сервиса);

✔ Ограничение пространства под капотом и сложности в обслуживании остальных узлов;

✔ Дорогие запчасти (сам ремень ГРМ стоит от 9 тысяч рублей и дороже).

Из-за особенностей конструкции, которые обеспечивают море удовольствия от езды на автомобиле и управления им владельцы машин с оппозитными двигателями столкнулись ещё и с дорогой эксплуатацией.

Для проведения даже самых простых процедур с мотором его приходится снимать. Дело в том, что «плита» оппозитного двигателя занимает почти всё пространство под капотом, и в связи с этим обслуживание мотора и некоторых узлов под капотом становится затруднительным и дорогим.

Снятие мотора стоит очень дорого – больше 10 тысяч рублей придётся отдать за то, чтобы просто поменять свечи зажигания. Некоторые запчасти стоят дороже, чем на другие авто – это обусловлено редкостью оппозитных моторов. Понятно, что они не невероятная экзотика, и встречаются не слишком редко, но существенно реже обычных V-образных двигателей. Меньше компаний производят такие детали, следовательно, выше цены.

Преимущества и недостатки оппозитного мотора

87b0ecs-960.jpg

Двигатели внутреннего сгорания отличаются друг от друга не только по виду потребляемого топлива, но также и по конструктивным особенностям. Например, велико разнообразие по расположению цилиндров. Каждый вариант имеет свои сильные и слабые стороны. В данном случае будут рассмотрены плюсы и минусы оппозитного двигателя.

Ссылки[править | править код]

  • Что такое оппозитный двигатель
  • Логотип Викисклада На Викискладе есть медиафайлы по теме Оппозитный двигатель

Как выбрать машину с оппозитным двигателем

Чтобы не ошибиться при покупке машины с «оппозитником», важно подробно выяснить, в каком состоянии мотор, и что предстоит делать в ближайшее время.

У мощных Subaru отдельной проблемой – частое битьё. Пожалуй, самый большой процент битых автомобилей на вторичном рынке приходится именно на эту марку, так как машина сложная в управлении и требует хороших водительских навыков. Поэтому перед покупкой такого автомобиля с пробегом нужно обязательно проверить его историю. Сделать это можно с помощью сервиса «Автокод». Здесь можно получить довольно полные данные об авариях, в которые попадал автомобиль. Во-первых, сервис предоставляет данные об авариях из базы ГИБДД.

Оппозитный двигатель: преимущества и недостатки

Оппозитный двигатель: преимущества и недостатки

Во-вторых, дополняет эту информацию данными из страховых компаний.

Оппозитный двигатель: преимущества и недостатки

Оппозитный двигатель: преимущества и недостатки

Покупая авто с оппозитным двигателем, всегда держите в уме, что мотор неизбежно потребует вложений, и что даже если сейчас технически всё исправно, снятие двигателя для проведения процедур не за горами. На последние деньги нельзя покупать никакой автомобиль, а машину с «оппозитником» и подавно – имейте запас средств.

Из новых автомобилей на российском рынке можно выделить буквально единицы: «Субару» с кризисом сильно подорожали, их модельный ряд сократился. Ушла самая «народная» модель Impreza, ей на замену пришла Subaru XV. Новая XV обойдётся минимум в 1 599 000 рублей, что довольно дорого за машину со 115 лошадиными силами и слабым оснащением.

Про Porsche можно заикаться только состоятельным россиянам – за новенький 911 придётся отдать как минимум 7 миллионов рублей – за версию с оппозитным 3-литровым мотором мощностью 370 лошадиных сил.

Что касается вторичного рынка, то «живую» Ipmreza с двухлитровым мотором можно найти за 650-700 тысяч рублей, лучше искать на «механике» для полноты ощущений от езды на полном приводе с оппозитным двигателем. Что касается Porsche, то вторичка небогата предложениями на 911, и сюда лучше не лезть без хотя бы 3 миллионов рублей.

Чтобы не напороться на оппозитный двигатель, требующий снятия и дорогостоящего ремонта, связанного с цепью ГРМ или жором масла (распространённые проблемы), отвезите машину на СТО или закажите выездную проверку на сайте «Автокод». В первом случае за несколько тысяч рублей специалисты осмотрят автомобиль на оборудовании сервиса, во втором специалист сам приедет к вам, и за схожие деньги проведёт диагностику со своим оборудованием прямо на месте.

И не забудьте проверить автомобиль по базам с помощью сервиса «Автокод».

Отчёт расскажет не только о том, были ли у автомобиля ДТП, но и о многом другом:

✔ работа в такси;

✔ залоги, кредиты, ограничения;

✔ угоны;

✔ пробеги;

✔ количество владельцев;

✔ утилизация;

✔ штрафы ГИБДД.

Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на нас.

Хотите знать больше о купле-продаже б/у авто? Присоединяйтесь к нашему youtube-каналу. Там мы рассказываем, как выгодно купить машину с пробегом. Посмотреть ролики.

Покупаете б/у авто? Проверьте историю автомобиля по гос. номеру прямо сейчас!

Мы в ВК:https://vk.com/avtocodru

Мы на Drive2.ru:https://www.drive2.ru/users/avtocod-ru/

Плюсы оппозитных двигателей

Вне зависимости от вида мотора, оппозитные двигатели имеют общие достоинства, среди которых можно выделить:

  • Понижение центра тяжести у транспортного средства, что положительно сказывается на его устойчивости;
  • Более продолжительное время эксплуатации;
  • Меньший уровень вибро- и шумоотдачи, что обусловлено особой работой поршней.

    Модель оппозитного двигателя. Фото

Область применения

Учитывая всю рассмотренную информацию, наличие весомых преимуществ и объективных недостатков, возникает закономерный вопрос относительно того, на каких машинах можно встретить оппозитный двигатель.

Следует справедливо заметить, что автомобили не так часто оснащаются оппозитными моторами, как традиционными рядными или V-образными силовыми установками.

Но существует одна автомобильная компания, которая более пятидесяти лет успешно и активно устанавливает на свои модели такие виды двигателей. Причём во многом именно благодаря этому производителю происходит развитие сегмента оппозитных моторов. Это компания Subaru, которая базируется в Японии, но её машины успешно реализуются по всему миру.

Но есть ещё несколько автомобилей и транспортных средств, которые оснащаются такими силовыми установками. Речь идёт о следующих ТС:

  • некоторые модели автоконцерна Volkswagen;
  • несколько автомобилей от бренда Porsche;
  • мотоциклы советского образца Урал;
  • мотоциклы Днепр;
  • автобусы Икарус, пришедшие из Венгрии.

О каком-то глобальном распространении такого типа двигателя говорить не приходится. Хотя объёмы продаж тех же автомобилей Subaru с оппозитными силовыми установками внушительный.

За последнее время оппозитные моторы снова обратили на себя внимание со стороны инженеров и разработчиков. Регулярно проводятся исследования, всевозможные испытания. Специалисты стремятся усовершенствовать и модернизировать такие двигатели. Причём непосредственное отношение к доработке моторов типа ОРОС имеет группа американских специалистов, работу которых финансирует Билл Гейтс.

Что из этого всего получится, говорить сложно. Но факт заинтересованности в оппозитниках намекает нам на то, что в скором времени удастся решить проблему очевидных недостатков. В таком случае у рядных и V-образных ДВС появится реальный и серьёзный конкурент. Если оппозитник избавиться от недостатков и сохранит свои ключевые преимущества, это позволит сделать огромный шаг вперёд.

Но пока всё на уровне частичных слухов, догадок и домыслов. Действительно ли в ближайшее время удастся существенно изменить оппозитные моторы, вопрос сложный.

Видео принцип работы опозитного двигателя Subaru

Несмотря на дороговизну запчастей и обслуживание в СТО, удовольствие от езды на авто, оснащенных «боксером», не сравнить ни с чем. Высокая устойчивость, легкая управляемость, отзывчивость авто на все действия водителя говорят сами за себя.

Компоновка. Продольно или поперечно

Прежде чем говорить о конструкции двигателей, нужно упомянуть о компоновке автомобиля — ведь именно она во многом определяет, какой мотор будет установлен под капотом. Хотя не всегда под капотом: существуют автомобили (в основном спортивные) со средне- и заднемоторной компоновкой, но у большинства гражданских машин двигатель всё-таки находится впереди. О них и поговорим.

Мотор может располагаться в машине продольно или поперечно. Первую схему называют классической, она характерна для автомобилей с задними приводом (или полным, но на основе заднего). Продольная схема почти не накладывает ограничений на размеры силовой установки, как и трансмиссии — коробка передач может быть огромной, с большим запасом прочности, и заканчиваться хоть в центре машины. Такая компоновка характерна для больших автомобилей с мощными двигателями и КПП: грузовиков, внедорожников, премиальных седанов. Хотя раньше так были устроены почти все машины — взять ту же классическую линейку «Жигулей». Но с массовым внедрением переднего привода понадобилась иная, более компактная компоновка.

Для переднего привода необходимо устанавливать двигатель не продольно, а поперечно — вместе с коробкой передач он должен разместиться под капотом между лонжеронами. Ограниченное пространство требует компактности как от трансмиссии, так и от самого мотора, поэтому далеко не все силовые установки подходят для поперечной схемы. Такая компоновка характерна как для переднеприводных машин, так и для полноприводных, система 4WD которых имеет переднеприводные корни — а это почти все современные кроссоверы.

Разобравшись в особенностях компоновок, можно переходить к самим двигателям.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...