Магирус для БАМа: легендарный грузовик СССР | AutoHS.ru

В начале 1970-х годов, Советский Союз закупил несколько тысяч немецких грузовиков Магирус, для сторительства БАМа. История покупки грузовиков Magirus-Deutz.

История развития и создания

Изначально фирма, созданная в 1866 году Конрадом Магирусом, специализировалась на изготовлении инвентаря и оборудования для пожарных подразделений. Производство оригинальных автомобильных шасси и моторов для самосвальных и бортовых грузовиков «Магирус-Дойц» грузоподъемностью три тонны было освоено в 1917 году.

В начале семидесятых годов позиция компании существенно ухудшилась, что было обусловлено растущей конкуренцией, финансовыми вложениями на строительство новых мощностей в Ульме, необходимостью инвестирования для проектирования среднетонажных моделей. В связи с этими обстоятельствами, компания Magirus-Deutz была выведена в отдельную категорию, а в начале 1975 года передана под патронат фирмы «Ивеко».

Параллельно, между представителями немецкой корпорации и советским «Автоэкспортом», был разработан и подписан проект «Дельта», согласно которому в 1955-57 г. на северные стройки СССР, включая БАМ, поставлялись модификации Magirus 232 D-19 и Magirus 290 D-26 в суммарном количестве 9,5 тысяч экземпляров. Эта крупнейшая сделка позволила компании-изготовителю выйти на второе место среди немецких производителей тяжелых грузовиков.

Magirus вместо КАТО

В черногорское АТК-7, где трудился Юрий Кондратюк, в 1977 году поступили четыре самосвала Magirus-290Д26К грузоподъемностью 14,5 т. Для работы на машинах руководство АТК на общем собрании дизелистов отобрало 8 человек. Отбор был строгим, учитывались профессиональные качества. Юрия Александровича, закончившего автодорожный техникум и отработавшего к тому времени на отечественных дизелях 20 лет, назначили старшим «группы по изучению импортных грузовиков производства ФРГ», а затем и бригадиром «магирусников».

Работы было много, строились и расширялись Черногорск, Абакан, поэтому «Магирусы» были, как говорится, нарасхват. Рядом с АТК-7 вырос крупнейший в Хакасии комбинат стройматериалов, где был и ДОЦ (деревообрабатывающий цех), куда постоянно приходили составы с лесом. Вагоны и платформы подгоняли прямо под мостовой кран для разгрузки. И вот настал момент кран этот ремонтировать. Из управления механизации пригнали мощный автокран КАТО на шасси Mitsubishi с большим вылетом стрелы. Два опорных пальца у мостового крана отсоединили, и КАТО плавно опустил его на заблаговременно разложенные шпальные прокладки рельсового тупика.

За четыре дня кран отремонтировали. Надо бы уже ставить его на место, но на КАТО, тогда единственный на всю Хакасию, уже давно выстроилась очередь, так что появиться он здесь сможет не раньше, чем через 7–10 дней. А вагоны тем временем накапливаются и ждут разгрузки, и их простой влетает в копеечку. Что делать?

Наиболее редкий из всех поступивших «Магирусов» – двухосный бортовой 232D19L. Якутия, 1978 г.

Утром встретил Юрия начальник ДОЦа Дмитрий Лебедкин и аккуратно завел разговор о подъеме крана… его «Магирусом».

– Ладно, – пообещал Юрий после некоторого раздумья, – заеду, там посмотрим, что к чему.

– Ты не волнуйся, монтажники опытные, – продолжал Лебедкин уже на месте, – они-то и подкинули идею поднять кран тяжелой машиной.

– Но ведь есть и техника безопасности, – возражал ему Кондратюк, – и вряд ли наше начальство согласится…

И все же, выслушав доводы монтажников и Юрия и заручившись предварительно его согласием, Лебедкин пошел в гараж АТК-7 делать заявку на завтра на «Магирус» для работы «по благоустройству территории».

Наутро, получив путевой лист, Юрий заехал в карьер, где знакомый экскаваторщик нагрузил кузов под завязку, сверх нормы и направился в ДОЦ. Началась подготовка. Под заднюю поперечную траверсу рамы (у «Магируса»-самосвала фаркоп отсутствовал) изнутри приладили изготовленный точно по размерам брус из лиственницы и такой же накладной снаружи, чтобы тросами не повредить траверсу. Зачистили и засыпали щебнем площадку под машину. Петли длинных новых тросов были симметрично схвачены по обе стороны крана, надежно и прочно. Меж тросов лежали деревянные рейки, выверенные до сантиметра, – это осевая для «Магируса». Длина тросов тоже выверена с таким расчетом, чтобы кран не задел машину, если вдруг начнет падать…

Самосвалы Magirus-290D26К из Новосибирска были частыми «гостями» и на Алтае. Барнаул, август 1986 г.

Лишних вокруг никого, только пятеро специалистов. Двое монтажников у лежачего крана, их задача уловить момент для вставки опорных пальцев. Старший монтажник – перед «Магирусом». В стороне нервно курит, поглядывая на часы, Лебедкин.

– Перепроверили все еще раз… – вспоминает Юрий Александрович. – И вот двигатель запущен. Включаю блокировку задних мостов, фиксирую ее «захватом» на панели приборов крест-накрест: в таком положении никогда ни одно колесо не пробуксует. Включаю первую пониженную передачу (и это в «Магирусе» было предусмотрено!) и «куриным шагом» делаю натяжку тросов. Вижу команду «Стоп!». Встаю на «ручник», выхожу из кабины, еще раз все перепроверяем.

Все предельно сосредоточены. А основная работа предстоит только двоим: Юрию и старшему монтажнику.

Юрий Александрович продолжает: «Началось. Скорость минимальная, но устойчивая, двигатель почувствовал нагрузку. Монтажнику видно всю картину, жестами он дает знать «еще, еще чуть-чуть», и большим пальцем вверх – «хорошо!». По машине чувствую – натяг идет. И вдруг ощущаю, хоть и был готов к этому – передние колеса отрываются от земли, передок машины приподнимается, фигурка монтажника словно на экране начинает уходить вниз, но он все равно настойчиво требует: «Еще вперед, еще немного!» Скрепя сердце выполняю и чувствую – передок плавно касается земли. Под металлический лязг стыковки пальцев крана вижу скрещенные руки монтажника: «Все! Свершилось!» Держу «Магирус» на тормозах, глушу двигатель. Выхожу из машины, еще ощущая внутреннее напряжение».

Первым к Юрию подбежал Лебедкин, возбужденно и радостно обнимая и благодаря. Их окружили монтажники, жали руку, восхищались, улыбались, довольные свершившимся. Юрий не сдержался, на лице появилась довольная улыбка. Как потом рассказывал Дмитрий Лебедкин, на подготовку ушло 3 часа 43 минуты, а сам подъем занял всего 8 минут.

А в самом Новосибирске встречались «290-е» из Тюмени, тоже колесившие по всей Сибири. Февраль 1990 г.

Совсем немного истории

RS0 буксирует орудие, июль 1943 года (фото из Википедии)

RS0 буксирует орудие, июль 1943 года (фото из Википедии)

Замечательный агрегат “четырёхтактный дизель с воздушным охлаждением” появился в 1943 году… в результате заказа Вермахта. Простой, надежный и не замерзающий двигатель, который после войны послужил основой для мирной продукции Magirus-Deutz в начале своей “карьеры” приводил в движение транспортёры RSO, созданные специально для борьбы с Красной Армией в суровых природных условиях СССР.

Слышишь, время гудит — БАМ!

Для всех, кто был связан со строительством Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, в этих строках поэта (Р. Рождественского) найдется место личным воспоминаниям. Но дело даже не в фигуральных образах: время тогда «гудело» в буквальном смысле, а именно дизелями тяжелой строительной техники, причем далеко не только отечественного происхождения.

Если коротко: железную дорогу в этом безлюдном обширном регионе собирались прокладывать еще в царской России, начали делать уже Советы в 30-х годах, а по-настоящему развернулись только в 70–80-х, после выхода в 1974 году соответствующего постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР. И, в отличие от гигантских проектов прошлых лет, этот беспрецедентный грандстрой базировался на энтузиазме и материальной заинтересованности добровольцев. А еще на участии мощнейшего парка высокопроизводительных строительных машин.

Магирус для БАМа: легендарный грузовик СССР | AutoHS.ru

На БАМе работало много иностранной (импортной) техники, причем не только и даже не столько в лице грузовиков Tatra как очевидного подспорья от друзей по соцлагерю. Свою весомую лепту, например, внесли японцы: экскаваторы Kato на гидравлике и бульдозеры Komatsu способствовали ударным темпам строительства. Более того, японцы частично кредитовали БАМ, поскольку были заинтересованы в скорейших поставках угля и прочих ресурсов из Сибири и Якутии. И все же самым невероятным фактом в этой эпопее и вообще в биографии Союза стал крупнейший договор на поставку тяжелых строительных грузовиков западно-германской марки Magirus-Deutz. Хотя именно в 1975 году бренд фактически перестал быть чисто немецким, поскольку перешел под контроль компании Fiat (так что и здесь не обошлось без «дорогих» нашим сердцам итальянцев).

Магирус для БАМа: легендарный грузовик СССР | AutoHS.ru

Кабина на амортизаторах, за ней две емкости: побольше — масляный бак подъемного механизма с телескопическим гидроцилиндром, поменьше — бачок для отопителей, наполняется дизтопливом автоматически во время работы двигателя, хватает на несколько часов автономной работы. Здесь же сохранилась идентификационная табличка Meiller Kipper — немецкого производителя самосвальных кузовов

Справедливости ради надо уточнить, что из почти 10 000 импортированных Магирусов часть предназначалась для нефтяных промыслов и других задач по освоению сырьевых регионов. А в составе парка значились разные версии — тягачи, бетоносмесители, бортовые, где были машины полегче, с колесной формулой 4х2. И все же главным полигоном использования являлась всесоюзная «стройка века» — БАМ, а одним из ее символов стал трехосный самосвал Magirus-Deutz 290 D26, поставки которого были самыми масштабными.

Все видели хронику с отправлявшимися на БАМ поездами с первыми отрядами веселых и решительных комсомольцев. Уже через пару месяцев, не выдержав условий, больше половины из них вернется к домашнему очагу, а на их место приедут пытать счастье другие. Между тем о всей серьезности момента говорили другие сцены, обычно не попадавшие в бодрые сводки ТАСС. А именно когда по Транссибу на узловую станцию Тайшет в Иркутской области стали прибывать первые эшелоны с немецкими «контрактниками». После «распределения» их ждал выход на передние рубежи разных участков БАМа. Ярко-оранжевых красавцев везли на открытых платформах, и шанса вернуться «домой» у них не было никакого.

Магирус для БАМа: легендарный грузовик СССР | AutoHS.ru

В разгар «всесоюзной битвы»… К слову, на БАМе плечом к плечу с западногерманскими работали и советские тяжелые самосвалы, однако с такими объемами перевозок КрАЗы не справились бы самостоятельно (их просто было мало). Да и по «эксплуатабельности», удобству для водителей они тем более проигрывали

Так вот и столкнулись — немецкий металл и сибирский гранит, дизель-«воздушник» и морозы под пятьдесят, шасси 6х4 и непролазная тайга с болотами и бродами. На тот момент в Европе, в том числе в Германии, уже доминировали бескапотная компоновка и более современные силовые агрегаты, но данные Магирусы еще воплощали консервативные технологии (притом в арсенале их производителя тоже были бескапотные модели).

Характеристики «Магирус-Дойц 290

Ниже указаны основные ТТХ рассматриваемого автомобиля:

  • Длина/ширина/высота – 7,1/2,49/3,1 м.
  • Просвет дорожный – 32 см.
  • База колесная – 4,6 м.
  • Колея передняя/задняя – 1,96/1,8 м.
  • Вес – 5,12 кг.
  • Параметр грузоподъемности – 24 т.
  • Формула колес – 6х4.
  • Тип мотора – четырехтактный, дизельный, V-образный двигатель мощностью 320 или 380 лошадиных сил.
  • Впрыск топлива – непосредственный.
  • Охлаждение – атмосферного типа.
  • Коробка передач – узел с 16 режимами.

Кабина

Для работы на севере кабины «Магирусов» капотного типа были унифицированы между собой, включая моторные отделы, фронтальную облицовку, крылья на передних колесах. Конструкция – цельнометаллический элемент с термической и шумовой изоляцией, панорамными трехслойными лобовыми стеклами, эргономичными регулируемыми сидениями для водителей. Вместимость – три человека.

На раме узел фиксировался при помощи пары кронштейнов и резиновых элементов, а также задней подушки в центральной части опорной дуги, соединяемой перпендикулярно с лонжеронами. Дополнительно плавность качения кабины при движении на ухабистой дороге обеспечивали гидравлические амортизаторы, установленные с каждой стороны.

Кабина "Магирус-Дойц"

По краям фронтальные колеса грузовиков оснащались защитным покрытием из резины, на крыльях были предусмотрены ламповые указатели поворотов круглой конфигурации и пружинные определители габаритов, видимые с водительского места. «Магирусы» на строительстве БАМа дополнительно оснащались двумя сферическими фарами на верхней части бампера. Все световые элементы были защищены специальными решетками. Еще одно отличие – наличие пары вертикальных воздухозаборников вдоль передних углов кабины, что обусловлено эксплуатацией машин вне дорог с твердым покрытием.

Рулевое управление

Этот узел «Магируса-Дойца» оборудован гидравлическим усилителем. Кроме указанной детали, рулевое управление включает в свою конструкцию:

  • Колонку с валом и колесом.
  • Резервуар для рабочей жидкости.
  • Трубопровод усилителя.
  • Винт-гайку.
  • Сошку.
  • Рулевые продольные и поперечные тяги.

Механизм может регулироваться по высоте и наклону.

Гидравлический «помощник» брал на себя до 80 процентов усилия, передаваемого на рулевой узел. Насос смонтирован в задней части, вращается от взаимодействия с шестерней привода топливного аналога. Объем прокачки масла составил 12 литров в минуту.

С общим механизмом колонка соединялась при помощи пары карданных шарниров. Картер одновременно играл роль цилиндра и гидроусилителя. В нем размещалось несколько клапанов, помогающих осуществлять управление усилителем. От руля на рычаги цапф поворотного типа усилие трансформировалось посредством сошки и тяг. Продольный элемент представлял собой полую штангу с концевыми шаровыми шарнирами, поперечный аналог – такая же конструкция, соединяющая поворотные цапфы правого и левого колеса.

Контейнеровоз "Магирус-Дойц"

Модель

Качественная модель грузового автомобиля Magirus выпускается фирмой Premium Classixxs в масштабе 1/43. У нас её можно приобрести в магазине “Масштабные модели“.

Premium Classixxs 1:43 Magirus 290D (фото магазина "Масштабные модели")

Premium Classixxs 1:43 Magirus 290D (фото магазина “Масштабные модели”)

Рама

Рамные части немецкого грузовика изготовлены путем штамповки, соединены между собой заклепками или посредством сваривания. На кронштейнах, закрепленных на раме болтами, монтируются следующие агрегаты:

  • Мотор.
  • Узел сцепления.
  • Коробка передач.
  • Надрамник или кузов.
  • Кабина.
  • Элементы подвески.
  • Органы управления и ряд других деталей.

На лонжеронах спереди фиксируется буфер, а на задней поперечине – тягово-сцепной механизм. У самосвалов «Магирус-Дойц» имеется устройство для кратковременной буксировки, не обеспечивающее возможность гашения динамических воздействий. Бортовой аналог оснащен двухсторонней амортизацией для длительной транспортировки прицепов.

Примечания

  1. И. И. Карбанович. Краткий справочник по импортным автомобилям. М. Транспорт, 1980 г., c. 102—105

Шины и колеса

Для работы на севере грузовики «Магирус» комплектовались дисковыми колесами с бортовыми кольцами съемного типа. Спереди они односкатные, сзади – двускатные. На автомобиль устанавливались камерные радиальные шины «Континенталь» с универсальным узором протектора. Колеса между собой взаимозаменяемы, фиксируются на ступицах при помощи десяти контргаек. Для снижения износа резины и улучшения управляемости элементы балансировались посредством грузиков, устанавливаемых на ободе. Рекомендуемое давление в передних/задних шинах – 6,5/6,0 кгс/см2. Отклонение от стандарта – не более 0,2 кгс/см2.

Силовые установки

Первый дизельный мотор немецкого грузовика с атмосферным типом охлаждения сконструировали инженеры компании еще в 1943 году по заказу вермахта. Двигатель разработан на базе аналога F-4M-513. По конструкции агрегат представляет собой четырехрядный дизель. Предъявляемые заказчиком требования – надежное функционирование в температурном диапазоне от -40 до +60 градусов по Цельсию.

С 1944 года выпускается обновленная силовая дизельная установка F-4L-514. Среди инновационных внедрений – вихревые камеры. Подобная конструкция позволила снизить расход горючего и термическую нагрузку на блок цилиндров и поршни. При этом улучшился холодный пуск мотора.

С 1948 года практически на всех «Магирусах» использовались движки с воздушным охлаждением, что стало своеобразным фирменным знаком компании. Всего два процента от общего количества выпускаемых грузовиков оснащались жидкостной «рубашкой».

С 1968 г. в новом моторном комбинате в Ульме стартовало производство силовых агрегатов типа FL-413, монтируемых на «Магирусы», которые поставлялись на БАМ.

Преимущества

Основные достоинства рассматриваемой машины связаны с оригинальной конструкцией двигателя, а именно:

  • Эффективная очистка горючего, воздушной смеси и масла.
  • Высокий показатель компрессии.
  • Оптимальное сочетание достаточной мощности и экономичного расхода топлива.
  • Бесперебойная работа моторов в условиях низких температур, по сравнению с аналогами жидкостного типа охлаждения.
  • Уменьшение процента неисправностей, связанных с герметичностью узлов и соединений.
  • Быстрый пуск без длительного предварительного прогрева.
  • Увеличенное значение средней температуры работающих цилиндров, что способствовало уменьшению образования нагара.
  • Пониженная масса мотора влияла положительно на скорость его прогрева и препятствовала чрезмерному износу кривошипно-шатунного механизма.
  • Хорошая ремонтопригодность, благодаря взаимозаменяемости цилиндров и их головок.
    Грузовик "Магирус-Дойц"

Отзывы о «Магирусе-Дойц»

По сравнению с автомобилями советского производства, рассматриваемые нами машины, по мнению водителей, обладали лучшими динамическими параметрами, хорошими эксплуатационными и экономическими характеристиками. Кроме того, немецкие грузовики отличались высоким уровнем комфорта, легкостью управления, надежностью, независимо от климатических условий. Среди конструктивных особенностей пользователи выделяют мощные дизели с атмосферным охлаждением, шестиступенчатую трансмиссию, эффективные системы отопления и вентиляции, продуманный узел тормозов. Большая часть узлов и агрегатов немецких бортовых и самосвальных грузовиков «Магирус-Дойц» отличалась от советских аналогов усложненным устройством и принципом работы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...