Как закачать азот в шины: плюсы и минусы

   Немного истории

Несколько лет назад стала прослеживаться такая тенденция, сервисмены на большинстве шиномонтажей и станций технического обслуживания стали предлагать услугу по накачке шин азотом вместо привычного российскому автомобилисту воздуха.

Если развесить уши и выслушать их доводы, то азот обладает просто чудесными свойствами: колесо не будет спускать, давление в нем не будет зависеть от колебания температуры окружающего воздуха, будет снижена масса колеса в сборе, и многое другое.

Все эти разговоры про замену воздуха азотом пошли из мира гонок Формулы 1, где скорости зачастую достигают 300 км/ч и на счету каждая секунда, а то и её десятая доля. Но мы абстрагируемся от идеально ровных трасс и высоких скоростей, наша реальность – это ямы, колдобины и скорость 79 км/ч (в населенном пункте) за которую нельзя схлопотать наказание. Насколько нам важны эти доли секунды?

Из истории

Использование азота для накачивания автошин популярно в США и Европе, где данный метод применяется на «коммерческих» транспортных средствах – грузовые и пассажирские перевозки. Отметим, что стандартов для обязательного использования азота не существует ни в одной из стран. Перевозчики самостоятельно принимают решение, чем накачивать автошины: азотом или обычным воздухом.

Азот для гоночных болидовНакачка азотом колес гоночных авто

Но если заглянуть в историю, то можно узнать, что изначально азотом наполняли исключительно гоночные авто и шасси воздушных лайнеров. Активное использование азота для болидов «Формулы-1» наводит на мысль, что данная процедура полностью оправдана. Но все-таки, прежде чем наполнить шины своего авто воздушной смесью, нужно разобраться, а зачем накачивают шины азотом.

К слову, единого мнения о целесообразности использования азота для автошин среди водителей и специалистов нет. Поставщики специальной техники (азотный газогенератор) и сотрудники автосервисов, где предлагается данная услуга, разумеется, ярко описывают все достоинства данной технологии. При этом многими экспертами отмечается, что такая услуга является лишь одним из способов выкачивания денег из кошельков доверчивых автовладельцев. Давайте разберемся, какое из этих мнений верно.

Зачем шины накачивают азотом

Сторонники газа приводят, казалось бы, достаточно веские доводы, аргументирующие их выбор. И по сути, это ровно то, о чем говорится в рекламных текстах.

В качестве безусловных плюсов называют следующие:

  • давление в шине остается неизменным вне зависимости от колебания температур;
  • колеса требуют подкачки значительно реже;
  • уменьшается износ покрышек;
  • улучшается плавность хода автомобиля;
  • шины не перегреваются;
  • уменьшается вес колеса, а значит, и нагрузка на ходовую часть авто;
  • сокращается тормозной путь, улучшается динамика разгона;
  • повышается безопасность.

Чуть ниже попробуем разобраться в обоснованности каждого из этих утверждений. Но сначала кратко остановимся на том, что значит «накачать шины азотом».

Азот в шинах: плюсы и минусы

Если посмотреть автомобильные форумы, можно встретить противоречивые мнения о том, нужно ли закачивать азот в зимнюю или летнюю резину. Некоторые водители однозначно говорят, что это необходимо, другие утверждают, что не чувствуют разницу при эксплуатации резины с азотом или обычным воздухом.

Среди основных плюсов, которые приводят сторонники азота, можно выделить:

  • Снижение риска «взрыва» колеса, поскольку в нем отсутствует кислород;
  • Колесо становится легче, вследствие чего, меньше затраты на топливо;
  • Движение на колесах, накачанных азотом, стабильное и не зависит от разогрева покрышки;
  • Даже если такое колесо проколется, на нем можно еще спокойно ездить. За счет этого водители могут не волноваться за давление в шинах и реже его проверять;
  • Покрышка гораздо дольше служит и не гниет.

Что касается водителей, которые против азота, чаще всего у них всего один аргумент, касательно эффективности новой технологии. По их словам, разница между «чистым» азотом и воздухом, который закачивается обычно, минимальна. В этом есть доля истины, если посмотреть на составы.

Как известно, воздух, который закачивается в колесо, в среднем, состоит на 78-80% из азота и 18-20% из кислорода и около 1% углекислого газа. Тот азот, который шиномонтажные сервисы обещают закачать в колеса, состоит примерно на 95% из азота и на 5% из кислорода. Как можно видеть, разница в процентом соотношении азота не сильно высока – около 15-20%.

Обратите внимание: Все значения по процентному содержанию азота и кислорода, приведенные выше, являются усредненными. Например, некоторые сервисы могут использовать «азот», в котором 85-90% азота, а остальное – кислород.

Получается, что все обозначенные выше преимущества водитель должен получить за счет дополнительных 15-20% азота, при этом доплатив достаточно весомую сумму за это.

Разберем каждый из пунктов, который водители ставят в плюс использованию повышенного содержанию азота, отдельно.

Какие плюсы у азота?

Какие плюсы у азота?Атмосферный воздух в основном состоит из азота. Кислорода в нем мало. Молекулы азота намного больше молекул кислорода, поэтому давление в шинах стравливается значительно медленнее при условии накачивания азотом.

Вырываясь наружу по стенке покрышки кислород окисляет корд и диск. Таким образом резина теряет свою прочность, и двигаться на ней становится не безопасно.

Если говорить о сжатом воздухе, то в течении некоторого времени давление стравливается. Эта цифра приблизительно равна 0,09 атмосферам в месяц. Молекулы кислорода маленькие, поэтому легко покидают покрышку. Остановить этот процесс не получиться, ведь он будет продолжаться до момента создания одинакового давления. Есть лишь один момент: можно накачать шину чистым кислородом. Благодаря этому давления сравняется, и шина перестанет спускать.

Есть ли смысл накачивать шины азотом?

В интернете ходит история про блондинку, которой ушлые автослесари накачали шины «клубничным ароматом». Но, как известно, в каждой шутке есть доля правды и продвинутые СТО уже давно предлагают своим не менее «продвинутым» клиентам накачивать шины не обычным воздухом, а инертным газом, при этом они сыпят научными терминами про «степень расширения» и ссылаются на «технологии Формулы-1», уверяя, что машина с такой подкачкой будет вести себя на дороге совершенно по-другому! На газе она едет мягко, плавно, не разбивается ходовка, сохраняется постоянное давление в шинах при любой погоде, а сами они служат гораздо дольше.

Давайте попробуем разобраться в этом вопросе объективно, насколько все эти заверения близки к истине.

Серьезные автомобильные журналы предпочитают скользкий вопрос газа для шин обходить стороной. Мол, исследований на эту тему не проводилось — так что большой привет! Менее серьезные публикуют сенсационные материальчики, где, например, пишут, что «азот которым накачиваются колеса, это уникальный газ, не изменяющий давление при нагревании».

Другой информации нет, и народу приходится верить побасенкам шиномонтажников и рекламным плакатам-агиткам, развешанным сейчас по всем СТО.

— А че непонятно-то? Тут, короче, молекулы «шинного» газа больше, чем молекулы воздуха, — поясняют чумазые мастера, — поэтому шина не так быстро спускается.

Судя по аннотациям, в состав удивительного «шинного» газа входят азот, аргон, неон, гелий и другие полезные газы. Инструкция написана доходчиво и понятно, как кулинарные рецепты: азот берется для того, чтобы шина не окислялась, неон и гелий — для плавности хода, а также для улучшения амортизации колес и сохранения постоянного давления. В готовое «блюдо» добавляют аргон, чтобы газовая смесь не вылетала через повреждения шины и неплотные места прилегания шины и диска.

Итак, первое достоинство ноу-хау мы уже с вами уразумели: «толстые» молекулы застревают в микротрещинках, как дохлые тараканы, — и шина лучше держит давление.

Второе преимущество супергаза — он менее плотный, чем воздух. Это значит, что колесо становится существенно легче (некоторые шиномонтажники утверждают, что на целых полкило), а покрышка — мягче.

Третий плюс нового продукта — при разогреве колеса (а оно летом на большой скорости может нагреться градусов до восьмидесяти) давление в шинах останется прежним. К примеру, на интернет-сайте одного из крупнейших киевских сервисных .

— Ты физику учил? — обижаются мастера. — Газ же называется инертным — в смысле, что ему все бим-бом. Вот и не расширяется.

У супергаза есть еще множество полезных свойств: он улучшает управляемость, устойчивость автомобиля, уменьшает тормозной путь и шум от соприкосновения шин с дорожным покрытием. Правда, как это получается, не смогли ответить даже сами продавцы ноу-хау.

Дело откровенно попахивает аферизмом, но в это все же не хочется верить. Ведь рекламу супергаза развесили не только самые известные киевские сервисные центры, но и сети автосупермаркетов. Это вам не мелкие жулики, торгующие на Окружной паленым маслом, а очень солидные фирмы.

В поисках правды автор статьи обратился к экспертам. — Срок жизни резины совершенно не сопоставим с ее коррозионной стойкостью, — считает Марк Бородай, эксперт-автотехник КНИИСЭ (Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз).

— Обычно шина служит два-три года. Если бы мы катались на ней лет сто — действительно, за это время кислород, содержащийся в воздухе, резину бы съел. В отличие от инертного газа. Однако учтите, что, кроме внутреннего воздействия на резину, есть еще не менее агрессивный воздух снаружи. Теперь по поводу так называемой мягкости газа: все газы, за очень редким исключением (в природе таких газов нет вообще), имеют одинаковую жесткость. Они передают нагрузку сами на себя, это абсолютно сжимаемые субстанции. Поэтому говорить, что один газ мягче, а другой жестче, нельзя. Да, использование гелия вместо обычного воздуха даст выигрыш в два-три грамма веса на колесе. Возможно, это важно, если речь идет об установке нового рекорда скорости. Даже для Формулы-1 эффект от использования инертных газов незначителен. Они за одно кольцо стирают резину на 50 граммов!

Еще более категоричен декан физического факультета Киевского Национального Университета им. Шевченко профессор Леонид Булавин.

Прочитав кипу рекламных объявлений и сопровождающих пояснений, член-корреспондент Национальной академии наук сказал: — Вся эта история с закачкой шин инертными газами высосана из пальца и реального эффекта или выгоды для обычного автомобиля дать не может. Польза может исчисляться какими-то сотыми долями процента…

Был весьма удивлен появлением супергаза и заместитель директора по науке Института газа Национальной Академии наук Украины Александр Пятничко, заявивший следующее: — Это все сплошной обман! Начнем с того, что резина — это каучук с углеродом. В общем-то углерод проницаем для всех видов газов. Это означает, что даже через неповрежденную шину происходит незначительная утечка газа, которым она накачана. Но, если заправить шины чистым азотом, утечка только усилится! Кроме разницы давлений, добавится еще и фактор неравновесной концентрации азота внутри шины и снаружи. Гелий и другие газы вытекают из шины еще быстрее, чем азот. В принципе, размер молекул влияет на скорость утечки, но величина молекул у перечисленных газов отличается крайне незначительно.

Теперь о сохранении постоянного давления. С ростом температуры оно будет точно так же расти у всех газов. Коэффициент сжимаемости у всех перечисленных газов примерно один и тот же. У азота и воздуха он вообще одинаков. Единственная выгода от инертного газа — это замедление коррозии резины. Дело в том, что при производстве инертные газы подвергаются процессам глубокой просушки. А нет влаги — нет коррозии. Но точно такого же результата можно добиться, если поставить осушку на обычный компрессор, качающий воздух. Кислород без влаги окислять не будет.

Можно допустить, что незначительная выгода от колес с инертным газом может существовать на Формуле-1. Обычному же автомобилю и его хозяину инертный газ в шинах какой-либо ощутимой пользы не принесет.

Между тем продажа газа для шин уже превратилась в серьезный бизнес. Как признался один хозяин сети шиномонтажных станций в Киеве, весь продаваемый у нас «шинный» газ — это в основном азот. Его покупают на кислородных заводах за бесценок — по 38 гривен (около 160 руб.)за баллон, которого хватает на заправку 50 колес. А за подкачку одного колеса на шиномонтажах берут от 5 до 35 гривен (от 20 до 140 руб). Чистая прибыль — от 500 до 3 тысяч процентов!

— Но мы не аферисты, — обиделся хозяин сети (кстати, физик по образованию). — Ведь «шинный» газ безвредный. Если бы он делал хуже — вот это была бы уже афера!

Хорошим бизнесом тала также продажа шиномонтажам английских и итальянских установок для производства азота из воздуха (стоят около 3000 долларов). Зачем покупать баллоны у перекупщиков, когда можно и самому «бодяжить» супергаз? — Правда, сказать, насколько чистым получается азот в этих установках, очень трудно, — признался коммерсант. — К тому же надо регулярно менять фильтры, иначе скоро установки будут закачивать в колеса тот же воздух.

Некоторые смекалистые шиномонтажники уже давно сообразили, что на самом деле проку от газа никакого. Любопытные автомобилисты уже видели «мастеров-рационализаторов», закачивающих под видом супергаза обычный воздух. Хитрецы устроили стенд по подкачке таким образом, что шланг с газовой «смесью» уходит куда-то внутрь шиномонтажной постройки. Если внимательно проследить, где он кончается, окажется, что шланг соединяется с трубой, идущей от компрессора, качающего… обычный воздух.

И, тем не менее, есть люди, которые вполне серьезно уверяют, что после заправки колес азотом их автомобили стали «мягче» двигаться. Здесь, скорее всего, срабатывает чисто психологический фактор: люди склонны к внушению и самовнушению, если специалист на авторитетном СТО сказал, что должен быть эффект, то многие начинают этот эффект ощущать. Да и вряд ли кто-то публично готов признать, что его тупо развели — лохом в глазах окружающих быть никому не хочется.

Рекомендуем также почитать:

• Какой протектор летних шин лучше выбрать?

Технология закачки

Сама операция довольно проста. Ниппель колеса соединяется со специальной установкой — азотным генератором.

Вращающийся азотный генератор является стационарным устройством, которое используется для преобразования воздушной смеси. Воздух из баллона полностью выкачивается и прогоняется через систему осушителей и фильтров.

Он проходит несколько степеней обработки:

  1. Закачивается в рабочую систему — не менее восьми атмосфер сжатого воздуха.
  2. Далее осуществляется многоуровневая фильтрация: воздух обезжиривается, очищается от влаги, примесей масел и ароматических гидрокарбонов.
  3. Очищенный воздух перекачивается через специальные мембраны для отделения молекул азота-n2.

Целью этой операции является выделение азота, объем которого в воздухе составляет 78 %.

Далее с помощью той же установки происходит накачивание шины полученным газом: в ентиль колеса подключается к специальному компрессору, который отделяет азот от всех остальных газов, присутствующих в воздухе, и принудительно загоняет его в шину.

При этом колесо накачивается практически инертным газом, и внутрь не проходит не только кислород, но и влага — диск колеса не подвергается коррозии. Это приятный плюс, ведь коррозия посадочных мест шины может служить причиной потери ее герметичности.

После полного цикла обработки на выходе получается азот чистотой более 95%.

А что на самом деле!

Но чтобы понять, действительно ли все это так, следует глубже разобрать каждый и положительных моментов использования азота.

Тем, кто забыл школьный курс химии, напомним, что окружающий нас воздух и так состоит на 78% из азота. Только это уже может развеять половину положительных качеств использования данного газа в колесах.

Плюсы и минусы азота

И вот, в колесах автомобиля — азот, что сразу повышает степень его родства с болидами «Формулы-1» («Ф-1»). Ведь именно колеса болидов стали первыми накачивать этим газом. Определенно, какой-то плюс уже есть: ощущение близости к королевским гонкам — приятное ощущение.

накачка шин азотом плюсы и минусы

Вообще, регламент «Ф-1» допускает закачку в баллоны либо воздуха, либо нитрогена. Это позволяет предположить, что каких-то очевидных преимуществ ни у того, ни у другого нет. Но колесо, заполненное газом, на несколько граммов легче того же колеса, заполненного воздухом, так как плотность азота чуть ниже.

Для колеса радиусом 15 дюймов разница составит 5-6 грамм.

Сыграют ли эти граммы хоть сколько-нибудь ощутимую пользу в работе подвески, ходовой части или других узлов автомобиля, решать автовладельцу. Но условно можно засчитать и этот плюс.

накачка шин азотом плюсы и минусы

Говоря о «Формуле-1», где неустанно ведется борьба с каждым лишним граммом, нельзя не упомянуть о безопасности, которой там также уделяется пристальное внимание.

Есть мнение, что газ в колеса болидов закачивается в целях обеспечения дополнительной пожарной безопасности на случай аварии. Он, в отличие от воздуха, не горит и не поддерживает горение.

Но количество газа, содержащегося в колесе, ничтожно мало по сравнению с количеством воздуха, окружающего горящий автомобиль. Так что вряд ли и здесь обнаружится какой-то ощутимый плюс. Тем более, для дорог общего пользования.

А к «настоящим» плюсам можно отнести стабильность давления в колесе при изменении температуры. Несмотря на то, что все газы расширяются одинаково, согласно законам физики, и никакой разницы быть не должно, «азотные» колеса действительно лучше сохраняют давление.

Вероятно, это связано с тем, что воздух имеет в своем составе водяные пары, тогда как азотная смесь специально осушается в газогенераторе перед закачкой в шину.

В отличие от не слишком явных плюсов (а далее еще и разговор об очевидных мифах), минус закачки газа вполне очевиден. Это высокая цена услуги и невозможность самостоятельной подкачки при потере давления в скате.

накачка шин азотом плюсы и минусы

Колесо с азотом легче


Топливо – то, что водители всегда хотят сэкономить, независимо от того, используют они бензиновый или дизельный двигатель. Перспектива потратить 500-1000 рублей за закачку азота в шины, чтобы после «отбить» за сезон на этом несколько тысяч рублей, благодаря уменьшенному весу покрышек, может привлекать водителей.

Но, чтобы оценить экономию, лучше посмотреть на реальные цифры веса воздуха и азота, а после вычесть разницу и определить экономию. Масса кубометра воздуха составляет примерно 1,29 кг, а масса чистого азота (обратите внимание, именно чистого) примерно 1,25 кг. В одном колесе диаметра 14-15 вмещается около 0,0774 кг чистого воздуха или 0,075 кг азота. Соответственно, с 4 колес экономия при закачке азота вместо воздуха по весу выходит около 10 грамм.

Итог: 10 грамм в общей массе автомобиля – это эквивалент слова «ничего». Налипшая грязь весит гораздо больше. Соответственно, накачивая шины азотом, сэкономить на топливе не получится.

Этот газ потребляет меньше топлива?

Что нужно знать о шинах, накаченных азотом

Что касается утверждения, что шины с азотом оптимизируют расход топлива, то в действительности, азот здесь не причем. Давление в шинах очень сильно влияет на расход топлива. Шины с высоким PSI показателем (американская шкала давления) снижают сопротивление качению и улучшают эффективность расхода топлива, обычно это происходит за счет качества управления автомобилем.

Шины, закаченные азотом, могут обеспечить большую стабильность в плане PSI (подробнее об этом далее), но здесь, скорее, речь идет о поддержании оптимального давления шин, а не о том, что давление делает внутри самих шин. То есть, если вы будете сохранять давление в шинах на оптимальном уровне, то расход топлива будет нормальным, независимо от того, закачали вы азот в шины или нет.

Миф № 2

Колесо, наполненное азотом, спускает гораздо медленнее, что дает возможность не проверять периодически давление и осуществлять подкачку. Опять вернемся к физике. Да не может быть и вправду размер молекулы азота равен 0,364 нм (нанометра), а кислорода – 0,346 нм (нанометра). То есть получаем всего 5%, а если учесть, что кислорода шине всего 21%, то в итоге получаем смешной 1%.

Современная бескамерная резина может держать давление постоянным по нескольку лет. А если колесо не герметично, то абсолютно неважно, чем наполнена шина – всё равно будет спускать.

Мифы и маркетинговые ходы

Теперь — о плюсах мнимых, относящихся к области сказок и рекламных уловок.

Вот основные из них:

  1. Шины значительно дольше сохраняют давление.
    Якобы в отличие от кислорода, азот не улетучивается через микротрещины, так как его молекула больше молекулы кислорода. Да, диаметр молекулы азота действительно больше на 0,02 нм. Но утверждать, что за счет этого он не улетучивается из колеса , неверно. А если бы это было так, в колесе оставалось бы 78 % чистого газа. Совершенно бесплатно.
  2. Улучшается сцепление покрышки с дорожным покрытием.
    Сцепление покрышки с дорогой зависит исключительно от происходящего в пятне контакта колеса с поверхностью дороги. А то, что именно при этом закачано в шину, никак не влияет на сцепление.
  3. Риск разрыва шины при сильном нагреве значительно ниже.
    Коэффициент расширения кислорода при повышении температуры значительно (в семь раз) выше, нежели у азота. Но это не значит, что в экстремальных условиях эксплуатации шина, накачанная воздухом, будет более «взрывоопасной». Разница в коэффициентах играет хоть сколько-нибудь значительную роль при давлении, в десятки раз превосходящем давление в автомобильных скатах. Да и в составе воздушной смеси содержится всего 20 % кислорода.
  4. Меньше тормозной путь — выше динамика разгона.
    Это утверждение базируется на предыдущем утверждении об улучшении сцепления с дорогой. И по той же причине является несостоятельным.
  5. Увеличивается плавность хода автомобиля.
    Ощущения эти зачастую продиктованы тем, что давление в баллоне при азотной закачке сделали на 0,2-0,3 атмосферы меньше рекомендованного, чтобы клиент остался доволен и приехал еще. В остальных случаях работает банальное самовнушение либо операцию производили при смене старой резины на новую. Тогда истинная причина приятных ощущений очевидна.
  6. Покрышки медленнее изнашиваются.
    Действительно, азотные шины изнашиваются гораздо медленнее, но исключительно изнутри. Нитроген значительно менее активно вступает в химические реакции, а в очищенной азотной смеси существенно меньше жестких частиц, чем в воздушной. Однако динамика износа покрышек с внешней стороны настолько превосходит ее же с внутренней поверхности, что ровно никакой практической пользы от этих приятных свойств азота нет. Хотя, возможно, кому-то доводилось видеть шину, выброшенную из-за того, что она износилась изнутри раньше, чем снаружи.

Таким образом, изрядная часть рекламируемых преимуществ закачки газа не более, чем маркетинговый ход. В то же время, нельзя отрицать и того, что реальные плюсы тоже есть.

накачать шины азотом

История использования технологии закачки азота

Накачка шин азотом – один из тех случаев, когда технология приходит в наш регион с крайним запозданием. Вроде бы, о подобном способе заправки шин у нас знают уже давно, но развитой инфраструктуры с должным уровнем сервисного обслуживания, особенно в городах с населением меньше миллиона, днём с огнём не сыщешь. Как правило, «азотные заправки» расположены в крупных коммерческих мастерских и обслуживают в основном премиальные и спортивные автомобили. Примерно с 2012-го года началось активное освоение данной технологии, и с тех пор баки с азотом сейчас можно встретить на многих СТО, АЗС и других крупных транспортных объектах.

Рекомендуем: 6 причин почему стал плохо работать кондиционер в салоне машины

Впервые такую методику использовали во время заездов наиболее известного автомобильного соревнования – Формулы-1. Воспользовавшись лазейкой в регламенте турнира, одна из команд применила азотное наполнения шин своего болида.

Впервые использовать азот для накачивания колес начали в болидах Формулы-1

Хотя, следует оговориться и добавить, что в то время азота такой чистоты в массовой промышленности еще не было. Вместо него использовали азотно-воздушную смесь. Но даже использование такого микса принесло популярность заправки азотом, а к самой смеси всеобщую заинтересованность от остальных компаний и фирм.

Как происходит накачка шин азотом и сколько стоит такая услуга

Для накачки шин азотом в условиях автомастерских применяют специальные установки — азотные генераторы. По сути, это установки, подающие под давлением азот из соответствующей емкости. Как мы уже говорили, при использовании устройства удается достичь 98-процентного содержания данного инертного газа в накачанной таким образом покрышке.

Цена накачки одной шины азотом в большинстве автосервисов составляет порядка 200 рублей, если речь идет о покрышках легкового автомобиля. Для грузовиков стоимость возрастает до 500 рублей за одно колесо.

Подводя итоги

Из вышепрочитанного делаем вывод, что подкачка азотом колёс – это чисто рекламная уловка владельцев станций техобслуживания. Многие пункты шиномонтажа используют азотную подкачку для заманивания новых клиентов и поднятия своего рейтинга.

Будьте грамотными водителями, не платите деньги за сомнительную услугу, которая не принесёт весомой пользы. Нет особого смысла поддаваться на уловки недобросовестных дельцов.

ПУНКТ3 – Минимальная вероятность взрыва

Так как наш герой, не поддерживает горение (в отличие от воздушной смеси) – то покрышка не взорвется! Ребята они не взрываются — они лопаются. Хлопок, который мы слышим, вызвано резким перепадом давления (эффект воздушного шарика, он тоже хлопает очень громко). Однако при сильном перегреве возможен и небольшой взрыв, но на обычных машинах это происходит крайне-крайне редко (я бы даже сказал вообще не происходит).

Взрыв колеса

Обычно такая ситуация возможна с автомобилями «формулы 1», там шины буквально плавятся на автомобилях (да и скорости-перегрузки там не сравнимо большие). Этот газ при взрыве не даст колесу воспламениться потому, как он действительно противостоит возгоранию. Но в обычных бытовых условиях взрыв колеса может произойти с вероятностью 0,1 % из 100.

Чего-то не хватает

Что нужно знать о шинах, накаченных азотом

Громче всего обсуждают то, что шины с азотом способны сохранять стабильный уровень давления даже при сильном нагреве шин.

Вот как мне это объяснил представитель компании BMW:

Главное преимущество использования азота в шинах — меньший рост давления по мере нагревания шин.

А причина, по которой азот в меньшей степени подвергается росту давления заключается, преимущественно, в следующем:

Влага внутри шин, накаченных воздухом, повышает давление при нагреве. Хуже всего то, что повышение давления — это крайне непредсказуемая вещь, так как это зависит от влажности воздуха, закаченного в шины.

Вода. Влажность. Вязкость. Получается, что вовсе и не в азоте здесь дело, а в отсутствии водяного пара. Примерно 1 процент обычного воздуха на уровне моря представляет собой водяной пар и, когда это воздух сжимается и закачивается внутрь шины, то повышается и его концентрация.  

Что нужно знать о шинах, накаченных азотом

Водяной пар намного более восприимчив к изменениям давления, вызванным тепловыми колебаниями. Пар расширяется при нагреве, сжимается в холодных условиях и меняет давление внутри шин, что может вызвать проблемы у гоночных автомобилей, потому что управление таким автомобилем очень точно настроено с учетом конкретного давления в шинах.

Смотрите также: Почему необходимо снижать давление в шинах при движении по бездорожью?

Во время движения автомобиля температура повышается из-за силы трения и деформации резины. Изменение температуры в данном случае не зависит от температуры окружающего воздуха. Температура шин может повыситься до 50° за 30 минут езды по трассе (и намного выше у гоночных авто), и если посмотреть на график давления пара воды при разных температурах, то можно увидеть, что такое повышение температуры может привести к слишком высокому давлению.

Предположим, начальная температура шин 15°С и она повышается до 32°С. В данном случае, давление пара воды увеличивается больше, чем вдвое. Это серьезная цифра.

Также, вода может замерзнуть, поэтому азот применяется в самолетах (и, по крайней мере, в двух космических аппаратах: орбитальный Space Shuttle и Air Force X-37B).

Что нужно знать о шинах, накаченных азотом

Поэтому преимущество азота в том, что это сухой газ, который может содержать совсем немного водяного пара. Можно, конечно, высушить и обычный воздух, но это крайне неэффективно, сложно и дорого. Намного проще выделить азот, который никогда не будет содержать водяной пар благодаря процессам, которые используются для его изоляции.

Кроме сохранения стабильного уровня давления, есть и другие причины, по которым неплохо бы удалить водяной пар из шин. Водяной пар может стать причиной ржавчины и коррозии внутри стержня клапана или на самих колесах. Есть также мнение, что кислород вступает в более активную реакцию с резиной, поэтому если заменить его на такой инертный газ, как азот, то это продлит срок службы шин.

Стабильность движения

Каждому водителю известно, что в холодное время года при движении автомобиля со стоянки его «поведение» будет сильно отличаться от того, как он будет себя вести при прогретом двигателе и шинах. Это происходит из-за того что при трении шин об асфальт они нагреваются, вследствие чего меняется давление.

В мастерских, где предлагают накачать азот в шины, специалисты утверждают, что давление при этом будет всегда постоянным, благодаря отсутствию кислорода. По их мнению, это позволит автомобилю всегда вести себя одинаково.

Но если обратиться к законам физики, а именно, к закону Шарля и закону Гей-Люссака, можно сделать вывод, что давление газа в шине при разогреве в любом случае будет увеличиваться.

Итог: Нет никакой разницы, использовать воздух или азот, давление будет «прыгать» в любом случае.

Видео: азот или воздух , что лучше?

  • Автор: Александр
  • Распечатать
Оцените статью:

(5 голосов, среднее: 3 из 5)

Накачка шин азотом и её недостатки

Кроме завышенного ценника недостатка в закачке азота в шины нет. Впрочем, как и преимуществ. Такие преимущества как «меньший вес покрышки с азотом» проявляется в 7-10 граммах в каждом колесе. В Формуле-1, возможно этот показатель и существенен, так как там измеряется всё до предельной точности, и каждый грамм на вес золота. Но является ли подобное качество важным для ежедневных поездок? Ответ на этот вопрос нужно дать самому.

И это были только основные мифы, которые мы рассмотрели в нашей статье. Есть материалы, где рассматриваются другие параметры, но мы уже подвели вас к тому, что накачка шин азотом – совершенно бесполезное мероприятие. Оно поможет только тем, что принесет дополнительную прибыль сервису, где вам предлагается эта услуга.

Подведем итоги

Замена обычного воздуха азотом позволит дольше прослужить вашим шинам, дискам, да и ходовой в целом. Управлять автомобилем станет легче, поездка станет более комфортной и плавной. И что важно, не стоит забывать о безопасности, только уже благодаря этому преимуществу, накачивание шин азотом полностью оправдает затраты.

А как все на самом деле

Самое интересное, что многие сервисы предлагают закачку не чистого азота в шины, а смеси на основе азота, где данный газ занимает 90-95% в смеси.

ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ: Проверяем коробку автомат на дефекты

Наличие специальных газовых генераторов действительно позволяет добиться такого процентного показателя, но далеко не все СТО имеют данные генераторы.

Причем эти же сервисы утверждают, что их смесь уникальна и добавлять в нее воздух или другую смесь категорически нельзя.

Но тот же газовый генератор всего лишь способен удалить кислород и другие вещества из воздуха.

То есть – начальным газом является все тот же воздух, и добавление его в азот или смесь на его основе, закачанную в шину, ровным счетом ничего не изменит.

Тем не менее многие автовладельцы верят в эти положительные качества азота и в доказательство приводят один из самых основных аргументов – авто «идет» мягче.

Но в действительности часто такой очевидный плюс является лишь банальной недокачкой шин до нужного уровня давления.

В итоге шина больше воспринимает неровности дороги на себя, а не передает их на подвеску.

Но в недокачке негативных качеств значительно больше – пятно контакта шины с дорогой больше, что приводит к более интенсивному износу, а также увеличивает расход.

Видео: азот или воздух , что лучше?

  • Автор: Ирина
  • Распечатать

Оцените статью:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(4 голоса, среднее: 3.5 из 5)

Поделитесь с друзьями!

Зачем нужна лампочка давления масла и что делать, если она загорелась при работающем двигателе
Зачем нужна лампочка давления масла и что делать, если она загорелась при работающем двигателе

Стикербомбинг: история, особенности и виды
Стикербомбинг: история, особенности и виды

Долгий срок службы покрышки и снижение коррозии диска


Пожалуй, один из пунктов, который действительно можно обосновать. Сторонники азота утверждают, что при его использовании вместо воздуха диск не ржавеет внутри, а сама резина расходуется менее активно. Поскольку кислород является одним из главных катализаторов окисления, при его отсутствии меньше вероятность возникновения ржавчины внутри колеса. Однако данный плюс сомнительный, поскольку снаружи на колесо все равно воздействует кислород и даже более агрессивная среда – грязь, снег, дождь, пыль и так далее.

Обратите внимание: Современные диски «стареют» очень долго, поскольку они выполнены из сплава алюминия и магния.

Итог: При закачке азота удастся сохранить диск новеньким внутри, но ржавым снаружи.

(283 голос., средний: 4,46 из 5)

Похожие записи
Как перевести давление PSI в атмосферы
Как правильно затягивать колесные болты

Правда ли азот продлевает жизнь покрышки

Рекламщики утверждают, что изнутри шину нужно защищать от опасного кислорода и справиться с этим может только азот. Звучит красиво, но как быть с воздухом, который находится снаружи? А что насчет реагентов и солнечных лучей? Если найти на свалке первую попавшуюся старую покрышку, то будет очевидно, что разрушение происходит не изнутри, а снаружи. Соответственно, азот никак ее не защищает.

Полезно! Пожалуй, единственное правдивое утверждение заключается в том, что коррозия внутри диска быстрее развивается под влиянием большего количества кислорода. Но, увы, если она образовалась снаружи, то это все равно приведет к разрушению резины.

Разорванные шины

Если еще остались сомнения, касательно того, стоит ли накачивать шины азотом, рассмотрим и остальные мифы, которые сочиняют продавцы про этот газ.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...