Греть или не греть двигатель? — журнал За рулем

С наступлением зимнего сезона каждый автолюбитель перед дорогой прогревает двигатель своего четырёхколёсного друга. Но нужна ли эта процедура?

Нужно ли прогревать двигатель

Двигатель внутреннего сгорания становится полностью прогретым только тогда, когда все детали и жидкости достигнут оптимальной температуры. В среднем, чтобы прогреть мотор достаточно 4-5 минут, т.к. при движении все элементы прогреваются дальше.

При старте с холодным двигателем начинается быстрый износ деталей двигателя, из-за большого перепада температур. В основном при холодном старте основной удар на себя принимает поршень, потому что у него сбоку нарезаны своеобразные канавки, для установки поршневых колец. И именно они наиболее чувствительны к перепадам температур. Поэтому при начале движения дно поршня остается холодным, а зона боковых канавок начинается тереться об холодный непрогретый цилиндр, вследствие этого появляются перепады температур и большие нагрузки. Основные причины из-за которых стоит прогревать двигатель:

1. Уменьшается расход топлива, т.к. при езде на холодный мотор потребляется значительно больше топлива, таким образом, прогрев автомобиль 5 минут, можно сэкономить небольшое количество денег.

2. Уменьшается износ элементов двигателя, что увеличивает срок службы автомобиля и защищает его от дальнейших поломок.

3. Прогрев необходим, чтобы нагреть масло, которое необходимо для нормальной работы гидроусилителя, оно прогревается достаточно быстро, для этого достаточно пары минут.

4. При езде с непрогретым двигателем машина не сможет моментально реагировать на команды газа и тормоза, поэтому автомобиль может не справиться с экстремальными ситуациями.

Нельзя не греть

Существует распространенное мнение, что современные автомобильные двигатели не нуждаются в прогреве перед началом движения. Это заблуждение. Прогрев двигателю необходим, езда на холодном моторе до добра не доведет.

«В эксплуатационных картах на все типы двигателей и во все времена есть четкое указание: прогрев двигателя необходим для достижения рабочих зазоров между деталями и приведения технических жидкостей к заданным показателям вязкости. Двигатель изготовлен из разных металлов, которые имеют разные показатели температурной деформации. Конструкция двигателя рассчитана на эксплуатацию в заданном температурном диапазоне, который достигается за счет прогрева мотора на холостом ходу», – рассказывает инженер Сергей Колчин.

Эксплуатация двигателя без прогрева может стать причиной серьезных его повреждений.

Для прогрева современного двигателя достаточно 5-10 минут.

Для прогрева современного двигателя достаточно 5-10 минут. Фото: Елена Иванова

Этапы прогрева

Прогрев двигателя идет неравномерно. Сразу же после старта увеличивается температура поршней, цилиндров и головки блока. Они нагреваются не мгновенно, поэтому начальный промежуток времени вредит двигателю – нагретый поршень скользит по еще холодным стенкам цилиндра. Если в этот момент энергично давить на газ, то существует реальная опасность деформирования канавок в цилиндре, что в конечном итоге приводит к снижению компрессии и постепенному выходу мотора из строя.

Охлаждающая жидкость постепенно прогревается – именно ее температуру мы видим на датчике, расположенном на панели приборов. Моторное масло, которое за время стоянки стекло в катер, нагревается позже. Причем при низкой температуре оно становится густым, текучесть снижается. В результате получается, что силовой агрегат некоторое время работает в режиме масляного голодания и это повышает его износ.

С точки зрения экологии стоит учесть, что холодный двигатель даже на холостом ходу работает на обогащенной смеси, которая сгорает не полностью. И нейтрализатор выхлопных газов эффективно действует также в нагретом виде. Поэтому первые минуты транспортное средство чадит нещадно.

Прогрев автомобиля в мороз: правда или миф?

Когда двигатель греется на «холостых», то в камеру сгорания попадает больше горючего, чем необходимо. Когда же машина находится в движении, то в камеру попадает именно то количество топлива, которое необходимо. Таким образом, лучшие умы автомобилестроения считают, что лишняя порция топлива начинает оседать на стенках цилиндров, что является причиной вымывания масла, ведь бензин просто отличный растворитель.

Правда, при краткосрочном прогреве ресурс двигателя практически не сокращается. Если же мотор прогревать на регулярной основе и делать это очень долго (как делали раньше), то его ресурс сокращается очень быстро. От нехватки моторного масла могут сильно пострадать поршневые кольца и цилиндры. Кроме этого, начинает расти расход горючего.

Многие автопроизводители рекомендуют прогревать двигатель прямо на ходу. При этом нельзя начинать движение агрессивно, нужно делать это на малых оборотах. Когда температура мотора стала хотя бы 4 градуса, то электроника сама переключит впрыск топлива на то значение, которое должно быть. Это поможет снизить расход топлива и сэкономить деньги.

Многие инженеры считают следующий алгоритм прогрева мотора идеальным вариантом для современных машин:

  • запустить двигатель;
  • дать поработать на «холостых» несколько минут (пока машина греется, почистите её от снега);
  • отправляйтесь путь на малых оборотах.

Важно учитывать: если мороз меньше чем -10 градусов, то время прогрева нужно увеличить до 4–5 минут.

Не нужно слушать многих «экспертов» и вообще исключать прогрев. Просто делать его необходимо немного не так, как мы делали это раньше.

Однако и передерживать машину на холостых тоже не стоит.

Нужно ли прогревать двигатель летом?

Зачем прогревать двигатель летом, когда температура за бортом и так существенно выше нуля? Или зачем прогревать двигатель, если автомобиль выезжает из отапливаемого бокса? Может быть, в данном случае прогрев бессмыслен и даже вреден?

На самом деле нет: и у летнего прогрева есть свое логическое обоснование.

Во-первых, рабочая температура двигателя составляет порядка 80–95 градусов. А температура воздуха летом редко переваливает за 25–30 градусов. Соответственно, даже летом двигатель автомобиля на стоянке «холодный».

Во-вторых, даже если бы на улице держались все 50 градусов по Цельсию, резко стартовать со стоянки было бы неправильным. Вдумайтесь: даже человеческому телу, – практически идеальной «машине», – перед любой физической нагрузкой требуется разминка. Так и мотору нужно некоторое время поработать без нагрузки, чтобы прийти в оптимальное состояние.

Нельзя долго греть двигатель

Греть необходимо

golosovat.gif

Формально любой сосед, увидев пар из выхлопной трубы, вправе вызвать наряд полиции. А полиция обязана зафиксировать нарушение и составить постановление. Но представим обычную российскую зиму: ночью дождь со снегом, машину завалило, ветровое стекло снаружи и изнутри покрылось наледью. Без прогрева не обойтись! Однако в случае, если потребуется аргументировать необходимость длительного прогрева, не выйдет сослаться на заиндевелые стекла: дескать, давно бы уехал, но не вижу дороги! По нашим законам с обледенелым стеклом ездить можно. Хотя, если руководствоваться здравым смыслом, - нельзя.

Греть или не греть двигатель? — журнал За рулем

Материалы по теме

Греть или не греть двигатель? — журнал За рулем

Спасительные причины — примерзли дворники и затвердела незамерзайка в бачке. Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплу­атация транспортных средств, не позволяет начинать движение, если не работают предусмотренные конструкцией транспортного средства стеклоочистители и стеклоомыватели.

Ладно, для отпотевания стекол и зеркал обычно достаточно двух-трех минут. Соседи выдержат. Но с незамерзайкой (некоторые сертифицированные средства охотно замерзают в диапазоне —10…-5 °C) дело сложнее — тарахтеть мотором придется намного дольше. Возможно, в ПДД нужен короткий, но понятный пункт на эту тему. Например: при примерзании стеклоочистителей необходимо, не пуская двигатель, эвакуировать транспортное средство в теплое помещение. Или: в холодное время года необходим прогрев двигателя и салона для приведения транспортного средства в рабочее состояние. Какой ­вариант разумнее?

Советы опытных водителей

Таким образом, если не прогревать мотор двигатель начнёт испытывать дискомфорт, и в скором времени с ним начнутся проблемы. Большинство водителей настоятельно рекомендуют прогревать машину перед началом поездки, это займёт всего 5 минут, но поможет сэкономить деньги, и отсрочит ремонт.

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Каждый день мыпубликуем новые интересные статьи.

Что будет с гидроусилителем, если машину не прогревать

Смазка из гидроусилителя руля может замерзать на морозе. Однако масло, которое используется для этих целей, прогревается достаточно быстро. Как только вы запустили мотор, руль будет тяжело поворачиваться в любую из сторон, поскольку рулевая жидкость ещё густая. Но после нескольких минут прогрева он снова легко и плавно будет передвигаться, словно и не застывал.

В первые минуты прогрева не крутите руль, поскольку масло ещё густое и при резком движении можно повредить внутренние элементы.

При этом всегда помните: если машину очень долго греть на холостых оборотах, то масло из гидроусилителя также будет долго прогреваться. Процесс пойдёт быстрее, если вы начнёте движение на малых оборотах после нескольких минут прогрева.

Почему нельзя прогревать двигатель слишком долго?

Как мы уже говорили выше, во всем нужна мера. Прогревать двигатель слишком долго тоже нельзя.

Дело в том, что при низкой температуре топливная смесь плохо испаряется, поэтому авто с электронным впрыском топлива тут же генерирует команду на выброс дополнительной порции горючего.

Но автомобиль остается на месте. И получается, что на холостом ходу в камере сгорания формируется избыток бензина. Бензин в свою очередь становится причиной вымывания моторного масла, то есть, по сути, он оставляет мотор без защиты. Бензин, как мы знаем, — прекрасный растворитель.

Однако если не затягивать с прогревом, ничего такого не случается, и преждевременного разрушения двигателя не происходит.

Тяжелое топливо

Дизельный двигатель автомобиля также имеет ряд нюансов в эксплуатации. Это связано с тем, что при понижении температуры парафин, содержащийся в тяжелом топливе, густеет. Парафин забивает фильтры и патрубки, поэтому  подача топлива ухудшается либо полностью прекращается. Чтобы топливо не густело, раньше в него добавляли керосин, сейчас используют специальные депрессорные присадки. Существует три вида солярки: летняя, зимняя и арктическая, температура помутнения которых -5 С0, -25С0 и -35С0 соответственно.

Также в продаже есть специальные антигели, которые не дают густеть парафину.

Владельцам дизельных автомобилей стоит зимой заправляться на проверенных АЗС и использовать антигели только известных производителей. А еще перед наступлением холодов имеет смысл пройти профилактический осмотр в профильном техническом центре ГК FAVORIT MOTORS. Проблемы могут быть разными. Например, за несколько лет эксплуатации в топливном баке может скапливаться вода и другие отложения. Если воду можно ликвидировать специальными присадками, то желеобразные отложения нужно удалять. Работа непростая, так что лучше поручить ее квалифицированным мастерам ГК FAVORIT MOTORS.

Нельзя использовать подогреватели масла

Греть или не греть двигатель? — журнал За рулем

Некоторые автолюбители для пуска двигателя в холодный период используют так называемые подогреватели масла. Это устройство представляет собой нагревательный элемент, который устанавливается в отверстие масляного щупа и подключается к автомобильному аккумулятору. Предполагается, что данное устройство прогреет масло, вернет ему текучесть и упростит прогрев. Но это всего лишь маркетинговая уловка. От этих устройств больше вреда, чем пользы.

«Подогреватели масла не решают проблем запуска и прогрева двигателя в зимний период. Мощность этих устройств редко превышает 20-30 ватт, что явно недостаточно, чтобы прогреть 3,5-4 литра масла в холодном двигателе при температуре в минус 20. В некоторых случаях температура подогревателя настолько велика, что масло на его поверхности начинает пригорать, при этом весь объем остается холодным», – говорит Виталий Логинов.

Прогрев машины: заговор или нет?

Некоторые автовладельцы считают, что рекомендации производителей машин насчёт необязательного прогрева мотора – это самый настоящий заговор, который направлен против всех владельцев автомобилей, и цель этого заговора – резкое снижение срока эксплуатации машины. То есть авто быстрей сломается, и автолюбитель придёт покупать новое. Увы, это лишь миф, который придумали сами автовладельцы.

Кто-то считает, что такие рекомендации автопроизводители могут давать, поддавшись влиянию экологов, которые борются за окружающую среду, поскольку на «холостых» машина больше всего выделяет вредных веществ. Хотя даже эта версия имеет смысл и логику и отчасти так и есть.

Нельзя резко трогаться

Масло есть не только в двигателе, но и в коробке передач. Оно так же густеет при низких температурах и в коробке происходят процессы, аналогичные процессам в двигателе. После прогрева мотора, масло в коробке остается холодным. Поэтому резко трогаться нельзя. Механики советуют плавный старт и движение со скоростью не более 10 кмчас первые 300-400 метров. Этого вполне достаточно, чтобы масло в коробке начало выполнять свои функции.

Прогревать или не прогревать двигатель?

Итак, прогревать или не прогревать двигатель – личное дело каждого автовладельца. Все-таки это ваша машина, и только вам решать, как с ней обращаться. Но помните: автозаводам выгодно навязывать вам идею о том, что новые машины прекрасно обходятся без прогрева даже в зимнее время.

Важно: предварительный прогрев двигателя важен, но это не панацея. Если вы будете каждый раз прогревать мотор по всем правилам, но при этом сильно сэкономите на рабочих жидкостях, последствия быстро дадут о себе знать.

Ваша задача – продлить ресурс двигателя, а запуск при низких температурах – это всегда стресс для движка. Попробуйте разобраться в специфике этого узла, расспросите опытных механиков. Они сотни раз видели мотор изнутри, своими глазами видели последствия «холодного старта». Каждый из них скажет вам, что прогревать надо абсолютно всякий двигатель и в любое время года.

Пожаловаться

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...