Аквапланирование автомобиля, что нужно знать, как избежать

Содержание

Причины аквапланирования

Первая причина аквапланирования – это, конечно же, мокрое дорожное полотно. Дорога во время дождя, даже незначительного, становится опасной для движения. Водителю надо быть внимательным – постоянно следить за скоростью, держать безопасную дистанцию, с осторожностью проезжать лужи и не совершать резких манёвров.

Также к причинам возникновения аквапланирования относятся:

• Высокая скорость (критический показатель от 70 км/ч до свыше 100 км/ч) при проезде даже неглубокой лужи.
• Эксплуатация изношенных шин (лысой резины с малой остаточной глубиной протектора).
• Давление воздуха в колёсах выше нормы.
• Неисправности в подвеске.
• Неровное дорожное полотно, на котором слой воды заведомо будет неравномерным.

Относительно скорости хотелось бы отметить, что аквапарирование может возникнуть и при 50 км/ч. Однако выйти из заноса будет проще. А в случае, если это сделать не удастся, то хотя бы последствия будут менее плачевными, чем при скорости больше 100 км/ч.

Определение

что такое аквапланирование, рис.2Аквапланирование − это всплытие покрышки на водяном клине. Эффект аквапланирования возникает достаточно просто − при езде по покрытию, поверх которого имеется вода, шина в какой-то момент перестает отводить воду из пятна контакта. В результате этого под колесом образуется водяной слой в несколько миллиметров, и машина всплывает в прямом смысле этого слова.

Водяной слой, который образуется под колесом гораздо опасней ледяной пленки или укатанного снега. Испытания, проведенные группой экспертов, выявили, что тормозной путь на мокрой дороге в три раза превышает величину тормозного пути, но уже на сухом покрытии. При этом, по сравнению с тормозным путем по льду либо укатанному снегу показатели замедления разнятся в одну треть. Помимо плохого торможения водителя поджидает еще одна опасность − внезапная потеря контроля над автомобилем.

Подборка дождевых шин — ссылка

От чего стоит ожидать аквапланирования?

Самым опасным считается тонкий слой воды над дорогой. Он почти незаметен, поэтому водители часто игнорируют его и превышают скорость. Помимо природных факторов немаловажное значение играют шины (состояние, конструкция) и состояние дороги. Особенно опасна колея − в ней скапливается большое количество воды. Конечно, современная дождевая покрышка с небольшой шириной легко преодолеет сложный участок на скорости в 120 километров в час, однако если шины имеют высокую степень износа, а дополнительно к этому машина − заднеприводная, то можно ожидать аквапланирования на скорости уже в 50 километров в час.

Признаки аквапланирования

Сложно предсказать начало момента всплытия колес, однако само аквапланирование отчетливо ощущается:

  • По исчезновению усилия на рулевом колесе.
  • Появляется чувство невесомости автомобиля − начинает казаться, будто плывешь на катере.

Однако, всплытие всех четырех колес не так опасно, как аквапланирование одного или двух колес − в этом случае существенно возрастает риск появления заноса.

Как предотвратить появление эффекта аквапланирования?

Существует ряд несложных рекомендаций:

  • Следить за степенью износа покрышек. Логично предположить, что чем глубже протектор и чем больше разных канавок на шине, тем эффективнее она отводит воду из пятна контакта. Соответственно, если резина изношена на 50 и более процентов, то эффективность борьбы с аквапланированием резко ухудшается. Поэтому, нельзя ездить на старых шинах с высокой скоростью по мокрой дороге. А, при покупке новых покрышек стоит помнить, что даже передовая модель покрышки не защищает от всплытия, а лишь отодвигает момент в зону более высокой скорости.
  • Выбирать скорость, исходя из состояния дороги. Как это ни странно, но наряду с колейностью большую опасность представляет также и абсолютно ровное асфальтированное покрытие, без ям и неровностей. Вода в таком случае равномерно распределена по поверхности, поэтому при аквапланировании покрышка попросту скользит без зацепа за что-либо.
  • Не ехать быстро в дождливую погоду. Современные покрышки именитых производителей могут успешно бороться с водой и быстро самоочищаться от нее, однако предыдущий совет актуален и здесь. Лишь опытные водители могут почувствовать начало аквапланирования, тогда как новички просто растеряются.
  • При проезде луж нужно держать рулевое колесо прямо. Шины гораздо эффективней отводят воду в продольном направлении, нежели в поперечном. При этом, прямой курс позволит снизить риск возникновения заноса.

Что делать при начале аквапланирования?

Действия следующие:

  • Нельзя поворачивать рулевое колесо.
  • Применять торможение двигателем. Это относится и к переднеприводным машинам.

Итого. При начале всплытия колес над дорогой нужно избегать поворотов руля (держать его прямо) и тормозить мотором. В таком случае можно успешно погасить нежелательный эффект и сохранить контроль над автомобилем.

Аквапланирование, что это

Для того, чтобы разбираться, что же такое аквапланирование, необходимо провести простой пример.

Принимаем силу сцепления автомобильной шины с дорожным сухим покрытием за единицу.

Сцепление на мокром асфальте тогда будет не более 0,5, а на льду он уменьшается еще на порядок.

А в процессе аквапланирования контакт протектора и дороги отсутствует совершенно, и сила сцепления равна нулю.

Аквапланирование автомобиля

Так как колесо на водяной пленке находится в легком свободном скольжении, то возможность водителя управлять автомашиной почти равна нулю. В этом и заключается опасность этого явления.

По — другому аквапланирование еще называют «водяным скольжением».

Критическая скорость и особенности дороги

Всевозможные тестирования на специальных полигонах показали, что скорость движения автотранспорта, на которой возникает аквапланирование, варьируется в пределах 70 — 100 километров в час. Не следует также забывать о том, что в реальных условиях многое зависит и от таких факторов, как форма протектора и давление в камере, сезонность и износ резины, шероховатость покрытия и его состояние. Поэтому, при определённом стечении обстоятельств колесо способно «всплыть» даже на скорости в 40 км/час.
скорость автомобиля и аквапланирование
Что до дорожного покрытия, то наличие на нём луж является дефектом его конструкции, поскольку для своевременного и эффективного отвода воды с поверхности необходимо соблюдение принципа поперечного уклона самого покрытия и стандартов в области обустройства дренажа, которые нередко игнорируются строительными подрядчиками, особенно после ремонта дороги.

Государственными же стандартами предписан уклон в 4 сантиметра на 1 метр (4 %). Показатель ниже этого значения не способен обеспечить своевременный сток осадков в дренажную систему, повышая тем самым вероятность аквапланирования и ухудшая сцепление покрышек автомобиля с дорогой.

Что такое эффект аквапланирования

При движении автомобиля шины и дорожное полотно соприкасаются друг с другом, создавая так называемое «пятно контакта». Эффект аквапланирования возникает тогда, когда между шиной и дорогой нет контакта, а между ними находится водная пленка. В этом случае автомобиль практически неуправляем, причем практически любые действия приводят только к ухудшению ситуации, а не к ее исправлению.

Эффект аквапланирования

Эффект аквапланирования

Осторожно: влажная дорога

Необходимо помнить, что жизненно важная величина трения быстро и неуклонно падает на влажной трассе. И это происходит тем скорее, чем больше водная пленка на поверхности дороги. Особенно катастрофично происходит уменьшение величины трения и уход “в штопор” машин, имеющих шины с низкой глубиной профиля. Это часто случается с отъездившими свой срок или бывшими в употреблении шинами. Величина m, ничтожно малая в начале торможения, стремительно возрастает с увеличением скорости – как раз в этот момент роль шин особенно важна. При этом скорость падает быстро и отчетливо только незадолго до остановки автомобиля.

Насколько различаются тормозные характеристики на сухой и влажной дороге, наглядно продемонстрировали специалисты известного концерна Dunlop. В результате прямого сравнения тормозной путь Audi А4 при скорости 50 км/ч на сухой дороге составил 11.7 м, на мокром же асфальте – 14.2 (разница составила 2.5 м). При скорости 60 км/ч разница в тормозном пути на сухой и мокрой дороге составила уже 3.1 м. А при конечной скорости 100 км/ч разница тормозного пути подскочила до отметки 8.7 м.

Как избежать аквапланирования?

Для того чтобы не столкнуться с аквапланированием, необходимо избегать движения на высокой скорости и резких манёвров во влажную погоду. Чаще всего с данным явлением сталкиваются владельцы переднеприводных автомобилей. При этом они не сразу замечают, что потеряли управление. Это связано с тем, что пока водитель почувствует, что передние колёса начали «планировать», задние уже находятся в процессе аквапланирования. При управлении заднеприводной машиной автолюбитель может вовремя заметить, что управление теряется. Это даёт шанс своевременно предупредить аквапланирование.

Как проявляется аквапланирование и в чем его причины?

Аквапланирование и как из него выйти

Причины аквапланирования можно сформулировать буквально в нескольких пунктах. Понимание этих пунктов поможет вам избежать попадания в скольжение – давайте их перечислим.

  • Высокая скорость езды автомобиля. Если вы любите ехать быстро при плохих условиях климата или дорожного покрытия – вы можете поймать «полёт».
  • Резина слишком изношена, либо глубина протектора имеет малый рельеф. Соответственно, если вы – любитель ездить на спортивной резине или на полусликах, да и просто пользоваться резиной до дыр – лучше воздержаться от езды в дождь на подобных колёсах. Воду из пятна контакта отводить будет нечем, и скольжение неизбежно.
  • Давление в шинах. Низкое давление помогает только на бездорожье. В городе шины нужно держать с номинальным уровнем давления.
  • Подвеска. Если узлы и агрегаты подвески плохо работают – они могут не справляться со своей работой и не помогать водителю в управлении. Но это тема для отдельного материала.
  • Дорожное полотно. Ямы, неровности и прочие трещины в верхнем слое покрытия дороги – ваш враг. В яме, которая кажется очень маленькой, может находиться достаточное количество воды для аквапланирования. Помним о том, что перед ямой лучше притормозить.

А вот про проявление, к сожалению, списком не рассказать. Тут нужно задержаться подольше, по причине наличия разных типов привода у современных автомобилей.

Аквапланирование и как из него выйти

Передний привод автомобиля в ситуации с аквапланированием начинает своё скольжение с задней оси, которое, в дальнейшем, уходит на переднюю ось. А поскольку ведущая ось у вас спереди, то если вы попытаетесь резко остановить автомобиль, получите или занос, или разворот автомобиля. Очень неприятно, согласны? Как бы странно это ни звучало, самым лучшим способом выхода из таких ситуаций является набор скорости. Аккуратно и плавно начинаем разгонять автомобиль для вывода передних колёс из плохого участка. Но тут нужно понимать, что вы делаете, и успеете ли вы, к примеру, совершить манёвр до ближайшего поворота или перекрёстка.

Задний привод получает занос с передней оси и, в дальнейшем, уходит на заднюю. Тут всё просто – руль сразу становится мягким и пропадают ответные реакции. Проще всего в данной ситуации отпустить педаль акселератора и начать аккуратно останавливаться. Попытки увеличить скорость, как в случае с переднеприводным автомобилем, приведут только к заносу.

Аквапланирование и как из него выйти

Что делать, если произошло аквапланирование?

Что такое аквапланирование и как его избежать?

И так, представьте. Вы едете по дороге, впереди видите большую лужу и не снижая скорости заезжаете в воду. В этот момент предположим, что ваш автомобиль начинает аквапланировать. Как понять, что ваша машина потеряла контакт с дорожной поверхности и начала аквапланировать? Для тех, кто не знаком с этим и никогда не попадал в аквапланирование в первые секунды будет тяжело разобраться что произошло с машиной, но тем не менее даже новичок поймет спустя несколько секунд, что машина начала аквапланировать. Правда желательно это понять сразу, поскольку от этого будет зависеть сможете ли вывести авто из аквапланирования. 

Как же распознать в первую секунду что ваша машина начала аквапланировать? Во-первых, при аквапланировании как правило резко возрастают обороты двигателя (из-за снижения сопротивления необходимого для вращения колес). Во-вторых, рулевое колесо становится легче (опять же из-за уменьшения усилия требуемого для поворота колес). 

Как предотвратить появление аквапланирования и что делать, если оно произошло?

Главное условие предупреждения аквапланирования – соблюдение разумного скоростного режима. Если увидели, что на плоскости дорожного полотна имеется вода, сразу притормозите. В дождливую погоду спешить тем более не стоит.

В случае, когда аквапланирования избежать не удалось, ни в коем случае не поддавайтесь панике. Не надо бездумно жать на все педали и крутить рулем в разные стороны. Притормаживать необходимо плавно, стараясь выполнить замедление автомобиля с помощью двигателя. Запомните, любые резкие движения только усугубят ваше положение.

Как проявляет себя эффект аквапланирования

Информирован – значит,  вооружен, и, зная, как ощущается машина, когда она «поплыла», вы сможете адекватно отреагировать и вернуть контроль над ситуацией. Поведение машины при аквапланировании зависит от привода. Иногда появляется ощущение, будто снижается скорость и кто-то держит автомобиль сзади – так проявляется сопротивление воды. Обычно это происходит, если на большой скорости влететь в приличной глубины лужу.

Влетев в лужу вы можете почувствовать, что машина "поплыла"

Влетев в лужу вы можете почувствовать, что машина «поплыла»

Причем на переднеприводных авто часто при попытке торможения на мокрой дороге начинается вращение. Если ведущие колеса задние, то при аквапланировании руль становится мягким, но как бы вы не крутили его, машина никак не реагирует.

Что делать при аквапланировании — пошаговая инструкция

  1. Зафиксируйте руль в текущем положении — гидравлический клин живет недолго, поэтому, после восстановления пятна контакта, вывернутое в сторону колесо спровоцирует резкий занос или опрокидывание автомобиля.
  2. Снимите ногу с педали газа — вам нужно сбросить скорость, но не рывком, а максимально плавно, стараясь избегать резкого торможения. Если вы ударите по тормозу — вам не удастся избежать последствий заноса.
  3. Сохраняйте спокойствие и будьте готовы «подхватить» управление после того, как стихия отпустит вашу машину. Планирование — дело секундное. Во время зимнего или летнего сезона оно не длится дольше пары мгновений
  4. После восстановления пятна контакта — вы почувствуете это, когда ваш руль снова «потяжелеет» — отработайте стандартную реакцию на занос. Только постарайтесь не делать ошибки новичков, упуская момент выхода из заноса с вывернутым в левое или правое положение рулем. В этом случае вас сорвет в ритмический занос, опасный и на летней, и на зимней дороге.

Как не допустить аквапланирования автомобиля?

Бороться с «водяным клином» достаточного тяжело. Многое зависит от опыта водителя и, конечно, удачи. Поэтому лучше предупредить аквапланирование. Это можно сделать, следуя ряду советов:
• используйте специализированные покрышки (для предупреждения аквапланирования эффективны шины с узором «ёлочка», особые водоотталкивающие шины с пометками aqua, water или rain);
• своевременно меняйте резину на зимние или летние покрышки в соответствии с сезоном;
• следите за соблюдением норм давления в шинах, предписанных производителем автомобиля, поскольку отклонение от заданных параметров также увеличивает риск «водяного клина»;
• следите за износом протектора, поскольку он отвечает за выдавливание и удаление воды;
• проезжая лужи и иные скопления воды, крепко сжимайте обе руки на руле, чтобы своевременно справиться с аквапланированием;
• переезжайте лужи и другие скопления воды по прямой траектории;
• избегайте движения на большой скорости (более 70 км/ч), резких движений и поворотов во влажную погоду;
• избегайте больших глубоких луж, поскольку чем больше толщина водяной плёнки, тем выше шанс возникновения аквапланирования;
• отдавайте предпочтение комплектации автомобиля одинаковыми покрышками (шины должны иметь одинаковую модель, параметры, степень износа протектора, производителя и возраст).

На сегодняшний день в продаже не представлено покрышек, которые гарантируют 100% защиту от аквапланирования. Поэтому для обеспечения безопасности движения необходимо соблюдать все вышеперечисленные рекомендации.

Направленный узор протектора

Наиболее действенным считается направленный узор протектора, когда водоотводы создают «елочку». При вступлении вершины данной «елочки» в основу контакта покрышки и дороги, вода по ее ответвлениям вытесняется назад и по сторонам от шины.

Направленный узор протектора

Еще одно важное замечание о применении протектора с направленным узором. Если во время установки покрышки на диск поставить по ошибке рисунок в перевернутом виде, то вода вытесняться не будет, а закачиваться от боковых частей к месту контакта, при этом, со всеми неприятными результатами.

Аквапланирование - марки шин

В данном случае повышенная вероятность аквапланирования Вам гарантирована.

Как выбрать шины

Ни один производитель резины не может гарантировать, что аквапланирование шины будет полностью исключено. Однако есть шины, которые сводят риск к минимуму и позволяют быстрее вернуть автомобилю управляемость. Основную роль здесь играет рисунок протектора, который, как говорилось выше, должен с максимальной скоростью отводить воду из-под пятна контакта покрышки с асфальтом. Также определенное значение имеет состав покрышки. При проведении тестов наилучшие результаты показывают покрышки от таких производителей, как Goodyear, Bridgestone, Michelin, Dunlop.

В нашем интернет-магазине Вы найдете большой выбор качественной резины от ведущих мировых производителей. Наши специалисты знакомы с особенностями всех покрышек, знают, какие из них менее подвержены аквапланированию, поэтому легко подберут наиболее подходящий вариант с учетом особенностей автомобиля, местности и стиля вождения.

Наш вердикт

Аквапланирование опасно тем, что водитель полностью теряет контроль над автомобилем, при этом ситуация развивается очень быстро и непредсказуемо. По счастью, оценить и снизить риск этого явления достаточно просто. Для этого нужно оценивать дорожную обстановку (учитывать погодные условия, состояние дороги, степень износа шин), правильно выбирать скорость и траекторию при проезде потенциально опасных мест.

Дорожное покрытие

К месту сказать, если под колесами машины очень гладкий и мокрый автобан, то риск появления аквапланирования намного выше, чем на крупнозернистом асфальтобетоне, так как вода на нем должна покрыть несколько миллиметров выступающих бугорков, чтобы подготовить неблагоприятные условия для автомашины.

Следует помнить о том, что на обыкновенных дорогах эксплуатационные свойства шин, которые обладают лучшим анти аквапланирующим свойством, часто хуже, чем у резины, которая больше подвержена скольжению на мокрых дорогах.

Признаки автомобильных шин, устойчивых к аквапланированию

Не каждая шина способна обеспечить максимальный отвод воды. Например у всемирно известной фирмы Continental существуют специальные “дождевые” шины серии Uniroyal Tyres. При долгосрочных тестах была выявлена наилучшая эффективность отвода воды от колес, максимальное сцепление с дорогой и стабильный контроль над управлением автомобиля. Главное помните, какой бы не была качественная шина, какими новейшими технологиями безопасности автомобиль не комплектовался – от аквапланирования не застрахован никто. Только соблюдение скоростного режима, дистанции и интервала, а также поддержание транспортного средства в исправном состоянии позволит избежать пагубного эффекта аквапланирования.

5 / 5 ( 3 голоса )

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...